FantLab ru

Джек Макдевит «Полярис»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Голосов:
290
Моя оценка:
-

подробнее

Полярис

Polaris

Роман, год; цикл «Алекс Бенедикт»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Американец Джек Макдевит работает в жанре фантастики с 1981 года. Он автор более чем двадцати романов, часть из них составляют циклы, объединенные одними героями и единой темой — контактом с внеземными цивилизациями. Лауреат нескольких престижных премий в области фантастики, в том числе Мемориальной премии Джона Кэмпбелла и премии «Небьюла» (за роман «Искатель», входящий в цикл об Алексе Бенедикте). Традиционные темы («Законный наследник Азимова и Кларка», по словам Стивена Кинга) писатель удачно сочетает с новизной стиля и динамичным, острым сюжетом (в чем некоторые критики сравнивают его с Дэшилом Хэмметом).

История о «Летучем голландце» далекого будущего…

«Полярис», роскошная космическая яхта с богатыми знаменитостями на борту, отправляется в дальний космос, чтобы наблюдать за редким событием — столкновением двух звезд. Возвращаясь на родную планету, корабль исчезает, а когда его обнаруживают, на нем нет ни экипажа, ни пассажиров. И вот, через шестьдесят лет, Алекс Бенедикт, торговец антиквариатом, желая приобрести на аукционе некоторые предметы с «Поляриса», неожиданно выясняет, что кто-то пытается уничтожить все артефакты, связанные со злополучным кораблем, а заодно и всех тех, кто имел с ними дело или даже случайно оказался поблизости.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2005 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Полярис
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Polaris
2004 г.
(английский)
Polaris
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2014 г.

Перечитав отзывы предыдущих ораторов и подавив раздирающий челюсти зевок, начну с того, что никогда в жизни в НФ масштабность критические отзывы не устраняет, читатель так устроен, что ему подавай не только шашечки, но и постельное белье с чаем. Вот, скажем, у Бэнкса в «Водородной сонате» приключений и философских откровений выше крыши. А все равно придраться находят к чему, ибо whodunit спойлернут не доходя до первой трети книжки. Правда, это плановый авторский ход такой, но who cares.

В случае с Макдевиттом аналогия прозрачная: в колонизированной человечеством Галактике не может не быть будничного отношения к преступности, просто в силу ее статистических масштабов. Вон на Земле проживает около восьми миллиардов человек, но лишь между жалостью к погибшим, общим количеством жертв и их территориальной близостью друг к другу в момент гибели наблюдается уверенная суточная мультиколлинеарность. Вселенная никому ничего не должна, счастливые и справедливые концовки --- редкость, а совсем не закономерность. В этом смысле молдинговыми образцами для детективщика космической эры должны быть эпизод с неудачным утоплением капеллана Хагеном из Тронье в «Песни о Нибелунгах» или винджеанская сцена предательства Сурой Фама Нювена у Брисго (кстати сказать, куда как более правдоподобная, нежели отказ Фама от идеи Фокусированной империи).

А засим придирки к этической стороне «Полярной звезды» оставим тем, кто уже собрал моральные ценности в котомку и готов проследовать further up the road. Спрингстин, Бенедикт и Колпат сделали это лучше.

Кстати, эту книжку очень не рекомендуется читать первой в цикле, без «Военного таланта» дальнейшее развитие личностей Алекса и Чейз просто не может быть правильно понято. Здесь снова уместно сравнение с Бэнксом, которого тоже упрекали в том, что он прописывает женских персонажей слишком маскулинными. Ребята и девчонки, проспитесь: это очень далекое будущее, хотя и весьма старомодное.

Always Chase your hopeless case, сказал бы я на месте Макдевитта.

Перевод Кирилла Плешкова неплох, но не идеален (Дельта Карпис и Полярис как бы намекают нам).

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2014 г.

Давно я не читала такой интересной приключенческо-детективной фантастики. Какое счастье, что решили продолжить издавать серию про Алекса Бенедикта и его напарницу-помощницу Чейз. И пусть Вас не пугает, что действие происходит не на Земле, а на одной из богатых планет Конфедерации, и время аж...9000 года н.э. Нет, у людей того далёкого будущего не выросли хвосты или крылья, они остались прежними, с прежними проблемами (в книге много говорится о проблеме бессмертия, и др. проблемы продления жизни человека, и это на фоне глобальной проблемы перенаселения) но атмосфера и окружающие предметы говорят, словно прошло не более 100 лет. Очень красиво всё описано и великолепный сюжет, я не стану повторяться, ниже меня более подробный отзыв. Скажу лишь свои впечатления. И они самые-самые!

Повествования в отличии от «Военного таланта» ведётся уже от лица верной помощницы и соратницы Чейз Колгпат, но это ни капли не мешает, а наоборот даёт нам понять характер Алекса Бенедикта. Сразу скажу, тут нет и намёка на лямурные отношения, тут всё как надо! Катастрофа межзвёздного масштаба, исчезновение людей с космич. корабля и конечно же тайны и загадки.

С нетерпением жду продолжения!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2014 г.

В глубине небес ежесекундно происходят настоящие драмы: столкновения звезд и целых галактик, взрывы непредставимой мощности, вспыхивают и гаснут звезды, из летящей пыли образуются планеты и тут же сгорают в жарком пламени солнц, возникает и исчезает жизнь. Что на этом фоне маленькие человеческие жизни или судьбы целых цивилизаций, приходящих на краткий, по космическим масштабам, миг, и бесследно исчезающих со всеми своими муками, поисками, идеалами и свершениями в очередной вспышке вселенского цикла творения и разрушения?

Наверное, поэтому на роман такие критические первые отзывы: пролог с его космическим катаклизмом предполагает и обещает такие же космические приключения. Как минимум не меньшую, чем сама Галактика, масштабность приключений или философских откровений. Не ждешь ничего меньшего по значимости, чем открытия новых миров, цивилизаций или, на самый крайний случай, разрешения глобальных научных тайн.

А вместо этого — спокойное и неторопливое действие с множеством диалогов и тупиковых вариантов поиска, крутящееся вокруг одной единственной тайны, в которой замешано не так много человек. Неспешный сбор фактов и улик, медленное продвижение по следу «хлебных крошек», половину из которых уже склевали вороны времени. Причем в большинстве случаев читателям достаются только голые факты и детали, без всякого объяснения происходящего, так, что приходится напрягать внимание, чтобы не утратить нить повествования и пристально следить за словами и деталями. Данные поступают в том же виде, что и к героям, позволяя самому читателю строить гипотезы и искать им подтверждение или опровержение. Никаких дополнительных пояснений и рассуждений или внезапно свалившихся подсказок, так что правильность своих выводов читатель сможет проверить только в самом финале романа.

В этом плане «Полярис» не сильно отличается от «Военного таланта». И это, наверное, главная моя претензия к роману. Хотя трудно требовать что-то новое в плане сюжета от стандартного повествования о расследовании преступления/ тайны, но когда второй раз подряд встречаешь все тот же набор из архивных документов, поиска свидетелей и диалогов вперемежку с краткими вспышками действия в виде спасения от неизвестных убийц, которые старым и действенным способам в виде яда — кинжала предпочитают всякие изыски в виде испорченной разнообразной техники, это, как минимум, утомляет.

Вторая претензия к роману лежит в плоскости идеологии. Вспомнив целый ряд социальных проблем — перенаселенность, истощение ресурсов, варварское отношение к дикой природе, роман одним их упоминанием и ограничивается. Хотя именно из этих проблем и поиска вариантов их решения вытекает весь сюжет, все, что крутится вокруг темы продления жизни. Хотя сама тема увеличения продолжительности и качества жизни, и поднимаемый ею пласт социальных проблем, не просто отрешенно интересны, а актуальны. Но после сказанного «А», «Б» так и прозвучало: так, несколько невнятных постулатов и похожих на политические лозунги изречений.

Можно сказать, что мои претензии — более «вкусовые», чем реальные — к сюжету, его построению или подаче материала. Но вот с чем я совершенно не смогла согласиться, так это с финалом. И опять же, претензия не к постановке действия или реализации идеи. В этом плане все отлично: неожиданно и непредсказуемо. Опять я хочу сказать об идеологии.

Финал, с первого взгляда, должен устроить всех. И тех. кто ожидал космического приключения, и тех, кто готов был довольствоваться неспешным расследованием. Но вот остался от него неприятный осадок. Прозвучал он, как некое оправдание неблаговидным деяниям, которые затеяли борцы за благо Человечества: покушениям, заговорам, лжи подтасовкам, убийствам и покушениям на убийства. Некое: «Цель оправдывает средство». Благородная и справедливая героиня осуждает и отвергает наших идеалистов-фанатиков не за их поступки, а за то, что они поддались тому искушению, от которого стремились уберечь человечество. Не за убийства, не за гордыню, не за то, что решили подняться над всеми, судить, карать и миловать по своему усмотрению, не за лицемерие, не за жестокость или бесчеловечность. За личную слабость. Как будто больше нет Ада для тех, кто вершит непотребное, прикрываясь «благими намерениями».

В этом тоже есть что-то идеалистично-фанатичное. Как оправдание всех неблаговидных поступков и преступлений, которые совершались, совершаются и будут совершаться во имя высоких идеалов и благих целей. Для меня прочитать такое у Макдевита, который, несмотря на все происходящее в мире, хранил все эти годы верность идеалам гуманизма и просвещения Отцов-основателей, который хранил их святую веру в Науку и Знания, как средство для исцеления мира, и надежду на лучшее в Человечестве — было очень грустно. Как звоночек: мир окончательно изменился, если уж последние наследники старых мастеров сдают свои позиции.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2014 г.

«Полярис», как уже упоминалось ранее, — вторая книга цикла об Алексе Бенедикте, и так вышло, что о наличии целого цикла я узнала, лишь начав читать «Полярис».

Стилистически «Полярис» хорош и вкусен. Текст читается легко, не приходится продираться сквозь тернии кривых формулировок, бесконечно длинных предложений и прочего, и прочего. Персонажи тоже неплохи. От них не веет картонной шаблонностью, каждый вполне себе личность, пусть и чуточку пресная — кто сказал, что всякая личность должна быть искромётной? Сюжет...

А вот на сюжете начинается беда.

«Полярис» — типичный sci-fi о далёком будущем, а Дж. Макдевит — якобы наследник Азимова и Кларка. Что же, намёки на это наследие и впрямь есть. Макдевит поднимает интересную тему перенаселения планет и проблему вечной жизни, вокруг которой и строится, собственно, весь сюжет. Проблема и в самом деле цепляющая, но вот сюжетную основу для раскрытия темы автор выбрал неудачную. Лично я испытала глубокое разочарование, узнав тайну Поляриса. Слишком предсказуемой оказалась книга — даже не прочтя половины, я уже знала, к чему клонит автор, а предсказуемость в подобной литературе, как по мне, значительно портит впечатление.

Итого: вся книга — одно сплошное нарезание кругов вокруг Поляриса, фигурально выражаясь. Натянутые проблемы (за исключением основной, сюжетно-глобальной) — главная беда книги. Книга скучная. Полный провал в качестве фантастического детектива. Нет, она увлекательна в том плане, что в ней есть интересные и стоящие зёрна, но текст проскальзывает сквозь сознание, точно вода, оставляет эти зёрна для размышлений, а всё остальное растворяется без остатка. И это отнюдь не показатель хорошей, качественной литературы уровня Азимова. Первую книгу теперь даже читать не хочу.

Отдельное спасибо автору за интересные взаимоотношения между героиней и Бенедиктом, а так же — за отсутствие сопливо-романтических линий. Это отсутствие сделало книгу более удобоваримой.

Очень понравилась концовка. Я бы не сказала, что она внезапна или непредсказуема — вполне себе ожидаема, как и почти всё в книге. Но она хороша и отлично подошла для завершения подобного романа. Любая другая, пожалуй, смотрелась бы неуместно и банально.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2014 г.

«Полярис» – вторая часть сериала о приключениях Алекса Бенедикта. Стоит предостеречь тех, кто, как и я, первой части еще не прочитал. Я, скорее всего, теперь и не стану этого делать. В начале романа в общих чертах раскрывается финал приключений, пережитых героями в первой книге. Что касается связанности историй, то прямой связи между ними, видимо, нет, но вторая часть без первой не дает полного представления об окружающей персонажей действительности. Конечно, автор описывает повседневную жизнь героев и их ближайшего окружения, дает справку по встречающимся явлениям, если этого требует развитие сюжета, но описания общего состояния науки и социума, исторической справки связывающей мир романа с нашим миром тут нет. Возможно, все это проговаривалось в первой части. Этот факт тоже стоит учитывать, когда берешься сразу за этот роман.

Итак, перед нами картинки из далекого будущего, с расселившимися по звездным простором людьми, быстрыми межзвездными перелетами, загадочными инопланетянами и остальными привычными атрибутами космической фантастики. Правда, в плане научной мысли человечество продвинулось не так далеко. Искусственный интеллект используется как помощник в умном доме или средстве передвижения, но человекоподобных роботов нет. Люди все еще умирают от голода и болезней. Что происходит с промышленностью и каков политический строй в этой версии будущего непонятно.

В прологе мы видим межзвездную яхту «Полярис», на борту которой собрались шесть выдающихся ученных своего времени, чтобы наблюдать редчайшее событие – столкновение двух звезд. Затем происходит еще более редкое событие – яхта перестает выходить на связь, а спасательная миссия обнаруживает её пустой и без каких-либо повреждений или следов борьбы. Это таинственное исчезновение в корне меняет отношение человечества к освоению космоса и всё ещё занимает умы спустя 60 лет. Алекс и его коллега Чейз, торгующие антиквариатом, приобретают по случаю несколько предметов с «Поляриса» и оказываются втянуты в смертельно опасное расследование тех давних событий. Всё происходящее передается от лица Чейз, которая предстаёт тут в образе положительной, умной, красивой, сильной и находчивой женщины, с легкостью спасающей своего компаньона и находящей выход из любой ситуации. А мужчины на страницах книги наоборот предстают в не самом красивом виде.

По жанру «Полярис» ближе всего к классическим остросюжетным детективам, только очень уж медленным. В тексте очень много диалогов, поясняющих ход мыслей героев. Много подробного описания внешности даже второстепенных персонажей, окружающей обстановки – всего того, что сюжет никак не двигает. Много непрямого нагнетания обстановки, вроде томика «Потерянные души», найденного на опустевшей яхте. Много трагических смертей и исчезновений вокруг. Кстати, для мира будущего, в котором практически не происходит преступлений, и истории, которая не затрагивает каких-либо криминальных структур, вокруг слишком много трупов и уж слишком буднично персонажи эти смерти воспринимают. Без эмоций. И тем неубедительнее смотрится эмоциональный всплеск в финале. Также мне мало понятен «гуманизм» отрицательных персонажей, которые старому-доброму убийству предпочитают хитроумные ловушки. Ну и классические монологи злодеев, поясняющих свою мотивацию, в финале непременно будут.

Идея, вокруг которой строится конфликт, а не сюжет, Макдевитом, к сожалению, отрабатывается не эффектно. Полунамеками, обрывками, она просачивается на страницы книги в каждой второй-третьей главе, но автору так и не удается полноценно представить её в сконцентрированном виде, хотя идея эта, безусловно, остроактуальная.

Сложно понять чем, кроме былых заслуг автора, руководствовалось Американское общество писателей-фантастов, включая этот роман в число шести номинантов на премию Лучший роман года. Мне кажется это довольно заурядная книга.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2015 г.

Классный приключенческий роман. Правда мне он показался попроще нежели ,,Военный талант''. Но читается очень легко и с интересом. Автору без труда с самых первых страниц удаётся увлечь читателя, разворачивая перед ним картину катаклизма гибели Обречённой (о ней есть одноимённая история в другом цикле Автора) и пропажи пассажиров ,,Поляриса''. Корабль–призрак, экипаж которого таинственно исчез, спустя 60 лет напоминает о себе серией загдочных событий, которые позволяют главным героям романа взяться за расследование – ведь старинные артефакты для них это хлеб насущный, а тем более такие, от которых кто–то настойчиво хочет избавиться. Напрашивается история.

По ходу расследования Автор рисует перед читателем картину очень далёкого будущего, когда человечество уже давно легко и свободно перемещается по галактике, осваивает и заселяет новые миры. Но при этом оно испытывает те же проблемы: глобальные войны – и даже с пока единственной найденной разумной расой – религиозные столкновения, экономические потрясения, социальные трудности. Автор затрагивает вопрос о перенаселении и в связи с этим голод, нехватка воды и медицинского обеспечения. И при этом в противовес развивает тему попытки учёных остановить процесс старения и продлить человеческую жизнь до максимальных пределов. И если тайное станет явным, что случится с, и так не простым, образом жизни человечества и возможно ли найти компромисс: обрести вечную молодость и одновременно убедить людей отказаться от деторождения.

Автор на протяжении всего стремительного романа щедро рассыпает намёки и подсказки, поэтому со второй половины книги уже примерно становится понятно к какому открытию в этот раз придут Алекс и Чейз и кто стоит за всеми зловещими событиями, из–за которых не раз их жизнь подвергалась смертельной опасности. Но эти дагадки ни в коей мере не делают книгу менее интересной и привлекательной, а наоборт интригуют – до какой степени эти догадки верны. Ну а само окончание просто замечательное – подстать классному приключенческому роману и его можно трактовать по–разному, ведь вопросы, поднимаемые Автором в романе дают такую возможность.

В этой истории большая часть решения вопросов, от которых зависит жизнь ложится на плечи Чейз Колпат – умной и отважной женщины. Алекс – торговец антиквариатом и в этой области составил себе солидную репутацию. Работа Алекса по большей части заключается в общении с клиентами и поставщиками, он любит сидеть в офисе, предпочитает размеренную работу по графику, без всяких неожиданностей, и пьёт кофе с подсластителем. Он умён, он умеет в массе информации выявить главное, не заметное другому наблюдателю, сделать правильный вывод и направить поиск в нужном направлении. Но в экстремальных ситуациях от него почти нет никакого толку. Весь экшн в книге ложится на плечи отважной, находчивой и просто красивой женщины. Только она и спасает всю дорогу жизнь своего начальника и собственную. Пока Алекс охает, пугается и волнуется, на пути неведомого врага встаёт неутомимая и непотопляемая Чейз Колпат и своей ищящной рукой неоднократно отводит беду. Но такой союз двух напарников и приводит к сенсационным открытиям. И именно Чейз и расскажет нам всю эту увлекательную и полную опасностей историю.

В итоге, несмотря на недочёты, где Автор откровенно чудит и не особо обременяет неведомых злодеев фантазией нападения на наших героев, мне роман понравился и ни разу не показался скучным – в нём есть многое, чтобы прочесть его с большим интересом.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2015 г.

Феномен «корабля-призрака» — плодородная почва для фантазии и хороший тренажер для ума. Как известно, время от времени в Мировом океане находят свободно дрейфующие суда, чья команда погибла по неизвестным причинам, либо с исчезнувшим без следа экипажем. Пожалуй, самый известный реальный пример такой истории — это «Мария Селеста». Попытки прояснить подобные случаи порождают массу фантастических гипотез, среди которых безнадежно тонут правдоподобные объяснения. Туда им и дорога, потому что скучно такими быть.

«Полярис» — это космическая версия «корабля-призрака». Градус загадочности растет уже от одной аннотации. Пропадает корабль с группой знаменитостей на борту. Когда поисковая команда обнаруживает его, оказывается, на судне нет ни одной живой души. И мертвых тел нет. Куда же подевались люди? Вышли прогуляться в открытый космос и заплутали? Давайте, включайте фантазию или то, чем вы привыкли разгадывать такие загадки.

Разгадка, предложенная автором, не стоит обсуждения. Она может либо понравиться, либо нет, в зависимости от склада ума читателя. Лично для меня ответ оказался пресным: реалистичный, принимая систему координат sci-fi произведения, разумеется, но реалистичный. Впрочем, это дело вкуса, а книжку губит совсем другое.

Как ни забавно, дело в прологе и в том, что он очень хорош. Впечатляющее описание космического катаклизма, столкновения звезд настраивает на ожидание чего-то масштабного, глобально значимого, откровенного. Исчезновение наблюдавших это редкостное явление пассажиров «Поляриса» еще нагнетает давление.

Однако, на пути поисков ответа нас ждет, скажем прямо, вялое детективное расследование. Копание в бумагах и неспешные беседы со свидетелями, перемежаемые редкими покушениями на главных героев. Последние с удовольствием попадаются в ловушки убийц, страдающих отсутствием изобретательности.

Тюфякообразный протагонист выглядит бесполезным придатком его мужественной партнерши. Удивительно, как вокруг такого аморфного заглавного персонажа автору удалось выстроить серию книг.

Да, когда автор подводит нас к глобальным темам бессмертия, перенаселения, продления человеческой жизни, во флегматичном сюжете угадываются проблески жизни. Кажется, вот оно!.. Увы, это тоже фантом, бесплотный и тусклый, как и впечатления от прочитанной книги.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2014 г.

Наши старые знакомые по первому роману Алекс Бенедикт и Чейз Колгат, ныне еще и торговцы артефактами, волей случая, произошедшего с их экспонатами, расследуют еще одну загадку прошлого. А именно историю, произошедшую с кораблем «Полярис», который должен был наблюдать уникальное космическое событие.

Получился в общем то не плохой космический детектив, c очень красивым прологом про столкновение звезд. Но все же роман вышел не ровным, с отдельными скучноватыми главами и загадкой, которая была уже практически разгадана далеко до окончания книги.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2014 г.

Что-то критикуют многие. А мне понравилось даже больше «Военного таланта». Часто в фантастике завязка бывает очень интересной, а развязка так себе. А вот здесь мне развязка показалась вполне достойной. Последняя фраза замечательная, без неё было бы не то.

Кстати непонятно с чего издатели в аннотации приплели «Летучего голландца». Про «Марию Целесту» видимо не слышали, а ведь явно этой историей автор вдохновился.

Есть конечно недостатки. Сюжетная натяжка немалая:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человечеству якобы грозит перенаселение, а активное переселение на малозаселённые и незаселённые планеты невозможно из-за нехватки кораблей. Но как же тогда человечество чёртову уйму планет до этого заселило?

Но всё равно книги Макдевита явно лучше большинства того, что нынче издаётся под маркой НФ.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2015 г.

Если “Военный талант” стал для меня настоящим открытием, то “Полярис” вызывает очень смутные ощущения, хотя сам по себе мир, созданный Макдевитом, прекрасен с художественной точки зрения. Эдакая обывательская НФ.

Для нас Бенедикт и Колпат — это, конечно, ого-го, но по меркам жанра они действительно обыватели — торговец антиквариатом и его водительница-помощник. Вот те, чью жизнь они исследуют — настоящие герои НФ, военные и ученые. Однако мир военных и ученых не заслоняет от читателя мир обывателя, как это обычно происходит в других книгах. Взгляд Бенедикта и Колпат на события доминирует и, что гораздо важнее, не заражается восприятием Сима или Даннингера, которые всегда остаются только объектами исследования.

Цикл о Бенедикте от большей части НФ отличается тем же, чем старые детективы о старушках, расследующих преступления, отличаются от полицейской драмы или нуара. Спокойной, тихой атмосферой уютного мира среднего класса. Даже если Бенедикт оказывается втянут в дела Героев, он не собирается с упоением или же из чувства долга бросать все ради новых впечатлений. Его интерес носит гораздо более академический характер.

Нарушеним такой атмосферы “Полярис” и заслужил 7 баллов вместо 10 “Военного таланта”. Нет, в “Таланте” тоже есть и попытки убийства, и даже какое-никакое космическое сражение. Но, читая первую книгу цикла, ты видишь торговца, который попадает в непривычную историю и — что не может не радовать — остается самим собой. Великое Приключение обывателя Бенедикта.

Но вдруг — “Полярис”, еще одно Великое Приключение. Простите, как еще одно? А не слишком ли это… наигранно? Тайн в мире может быть хоть отбавляй, и пусть Бенедикт их щелкает как орешки, но — Приключение?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Еще одна кража? Попытка убийства? Космическое сражение?

Опять!?

И еще один минус — я понимаю, что автор вернул героев чрез 15 лет, но для них самих-то времени прошло поменьше. Почему же Бенедикт ведет себя так, будто “забыл”, что его вот только в прошлой книге

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обокрали один в один как в “Полярисе”?

И Колпат разве уже забыла предыдущий случай, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ее самолетик пытались скинуть в море?

Эти сюжетные повторы портят книгу сами по себе, но они еще и жизнь Бенедикта превращают в историю известного археолога, похожего на пилота «Тысячелетнего сокола». Я побаиваюсь читать “Искателя”.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Опять их ограбят? Опять машинку Колпат испортят?

К счастью, в промежутках между совершенно неуместными экшенами Макдевит остается Макдевитом и успешно воссоздает атмосферу раскрытия старых-добрых тайн, когда все главные действующие лица либо мертвы, либо состарились (по крайней мере, должны были бы, если бы не...), а о самом интересном мы узнаем из вторых-третьих ртов. И Бенедикт с Колпат не спасают мир, не объявляют моральный крестовый поход… Порядочные, уважающие себя торговцы такими вещами не занимаются! Они находят вещи и информацию, а после — продают их.

Тем не менее жизнь героев разворачивается на фоне действительно научно-фантастического мира. Вот только ИскИны и космические перелеты Бенедиктом (а с ним и всем миром) воспринимаются реалистично — так же, как нами воспринимается исчезновение стационарных телефонов и компьютерных дискет (да чего уж там, флэшки уже не в ходу).

В целом роман хорош (хоть и заметно хуже прекрасного “Военного таланта”). Автор выдерживает правильное соотношение между жизнью Бенедикта и очередной тайной. В какую бы важную историю Алекс не впутался — это не его жизнь. Симов и Даннингеров в НФ полно, как и обывателей, которые не могут удержаться от попыток стать Героями или хотя бы оруженосцами Героев. Не надо превращать Бенедикта в Индиану Джонса.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2015 г.

Интересный роман. Далекое будущее, космические корабли, люди расселились по Галактике.

Загадка таинственно пропавшего шестьдесят лет назад экипажа космического корабля, которую так и смогли отгадать.

Антиквар, к которому попадают некоторые личные вещи пропавших, и который заинтересовался давними событиями. Взрывы, риск, покушения на убийства, следы шестидесятилетней давности.

Хорошая развлекательная книга с некоторыми сложными философскими моментами

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2014 г.

Не умаляя художественной ценности отзыва коллеги Mandor, хочу отметить, что «Двигатели бога», тьфу, «Орудия господни» — как бы из совсем другой космооперы, про Присциллу Хатчинс и космоархеологов.

Требуется своеобразный талант, чтобы, как это сделали вы, прочесть их подряд и не заметить перехода из одного сюжетного космоса в другой. Я бы назвал это «читательская эвереттика».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2017 г.

Если после «Военного таланта» еще оставались сомнения и надежды, то после «Поляриса» пришло однозначное понимание, что продолжать чтение цикла «Алекс Бенедикт» не стоит. За две прочитанные книги не возникло никаких ощущений от мира Окраины, скиммеры да искины — все!

«Полярис» — перечисление якобы детективных и загадочных событий, без чувств, эмоций, интриг, накала... Напрочь отсутствуют юмор, ирония, любовь! Люди, вообще-то, иногда и страдают... У главной героини даже имя бесполое -Чейз. Чем человек Алекс отличается от искина Джейкоба, а Чейз от Белль? Ничем! И с людьми, и с роботами только информативные диалоги. За две книги ни Чейз, ни Алекс так и не раскрылись: какие они? кого любят? кого жалеют? о чем мечтают?... То есть, автор придумал сюжет (идея не нова), но с точки зрения литературы исполнение так себе.

Цикл о Бенедикте для тех, кто любит комиксы больше, чем полнометражное цветное кино.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2018 г.

Все-таки начинаю подозревать, что зря я заочно скупить сразу весь цикл про Алекса Бенедикта, а потом принялся его читать. «Военный талант» меня практически ничем не зацепил, но я надеялся, что дальше будет лучше, но...

Во второй книге повествование идет от имени помощницы Чейз, но, если честно, особой разницы между героями я не увидел. На мой взгляд, у Макдевита не получилось сделать двух разных интересных персонажей.

Завязка хороша. неожиданно с космического челнока пропал экипаж, который следил на разрушением звезды. Бенедикта и его помощницу привлекает возможность покопаться в прошлом, найти ответы на загадки. Но дальше начинается тягомотный разговорный квест, сопровождающийся блужданиями от одного персонажа к другому. С одними поговорили, пойдем ко вторым, потом к третьим. Между третьим NPC и четвертым кто-то устроил покушение на героев, которые героически смогли избежать неминуемой смерти. Потом пятый, шестой, седьмой...

Скучно. Радует только, что действие происходит в космосе, который мне очень нравится. Будь это все дело на Земле, не смог бы дочитать. Но буду грызть кактус дальше!

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2017 г.

Вторая книга из цикла о «неархеологах». Прочиталась влет, хотя теперь рассказывает историю дама, та самая красотка (и напарница Алекса Бенедикта) со странным именем Чейз. После событий предыдущей книги «Военный талант» прошло энное количество лет, но торговцы антиквариатом (и по совместительству наши ГГ) не хотят бесцельно проживать заработанные «потом и кровью» деньги (хотя и могли б успокоиться). Поэтому, раскопав историю о «давно ушедших» звездах, начинают действовать. И ведь найдут Алекс с Чейз этот пресловутый «Летучий Голландец». И как это было в советском кинофильме — «Через тернии к звездам» дойдут герои до свойе цели. И по пути получат всяческие фантастические поощрительные премии. И вот ведь что еще странно — люди расселились по огромному количеству звезд (и их планет), а проблеммы перенаселенности и продолжительности жизни по прежнему на первом месте (не считая самой популярной людской проблемы — игры в войнушку). Но эта проблема была обрисована автором в предыдущем романе, здесь уже иное. А если серьезно, то мне этот роман понравился даже больше «Военного таланта», но все равно на мой взгляд не дотягивает до «Двигателей Бога». {Хотя это совсем другая история и другой цикл автора}

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх