fantlab ru

Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Петля и камень в зелёной траве»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
59
Моя оценка:
-

подробнее

,

Петля и камень в зелёной траве

Роман, год; цикл «Евангелие от палача»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Детективы Аркадия и Георгия Вайнеров, десятки лет имеющие культовый статус, помнят и любят все. Вот только мало кто знает о другой стороне творчества братьев Вайнеров. Об их «нежанровом» творчестве. О гениальных и страшных романах о нашем недавнем прошлом. О трагедии страны и народа, обесчещенных и искалеченных социалистическим режимом. О трагедии интеллигенции. О любви и смерти. О судьбе и роке, судьбу направляющем…

Входит в:



Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)

Петля и камень в зеленой траве
1990 г.
Петля и камень в зелёной траве
1990 г.
Петля и камень в зелёной траве
1991 г.
Петля и камень в зеленой траве
1993 г.
Петля и камень в зелёной траве
1997 г.
Петля и камень в зелёной траве
2000 г.
Петля и камень в зеленой траве
2012 г.
Петля и камень в зелёной траве
2015 г.
Петля и камень в зелёной траве
2022 г.
Петля и камень в зеленой траве. Евангелие от палача
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и положено успешным конъюнктурщикам, братья Вайнеры не могли во времена перестройки пройти мимо разоблачающих книг. Правда, видя, что сливки уже сняты многими писателями, согревающими камень за пазухой, они несколько лукаво заявили, что роман написан давно, в семидесятые, в стол, разумеется. Оставим это на их совести. Что же ещё страшного открыли мучающиеся успехом, славой и деньгами писатели в истории своей (?) родины.

Оказывается, ничего страшнее не было при Сталине, чем гонения избранного народа. Правда, весь советский строй прекрасно укладывается в деятельность людей некой национальности от Карла Маркса до Романа Абрамовича (и пару десяток тысяч между), но это только иллюзия. Пока грузины, латыши и белорусы измывались над разумом, евреи робко несли крест на Голгофу. И нет прощения убийству главного еврея СССР Соломона Михоэлса, которого Вайнеры скромно признают лицедеем, равным Чаплину.

Почему Сталин как обычный уголовник приказал убить видного общественного деятеля, в океане печатных страниц сказано не было. Чего на мелочи отвлекаться, не любил он евреев, на Таймыр сослать всех хотел. Особых детективных расследований роман тоже не предоставил — главный герой Мастер пил горькую, страдал и всю секретную информацию добывал по щелчку, главная героиня Маргарита героически рвалась в пески Израиля.

Конечно, Михоэлс — хороший артист, абы кого сыграть эпизод в «Цирк» (не чаплиновский) не возьмут. И сеть еврейских театров тоже не каждому курировать суждено. Но куда интересней в 1990 году (пардон, по версии письменного стола в 1978) было хоть намеком почитать про организацию финансовой помощи влиятельных евреев мира Сталину и организации им государства Израиль (сюрприз!). Но Вайнеры весь акцент перенесли на добывания заветной бутылки водки в магазине и насилования санитарами в психушке всех женщин младше семидесяти.

Ах да, чуть не забыл там ещё тамплиеры-масоны во сне появляются. Или другие какие ассасины из средневековых обществ, это сурьезный роман, несмотря на обтекаемое название.

В-общем, все каемся за грехи наших родителей против великой нации, давшей современной России Березовского, Ходорковского, Фридмана, Михельсона, Вексельберга, Чубайса и других детей отцов, пострадавших от Советской власти.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это очень непростая книга.

Сначала о достоинствах. Совершенно бесподобный язык, сюжет захватывает, хочется узнать, что будет дальше — до последней страницы. Харшо.

Ну, а по ходу чтения начинаются вопросы. И к главным героям, и к событиям, и к отношению авторов к ним.

Главные герои — трепетные, любящие, страдающие личности с тонкой душевной организацией.

Глядя со стороны Он — алкаш, пробавляющийся мелкими юморесками, находящийся в конфликте со всеми, включая семью.

Она — талантливый литературовед, работает в никому не нужном институте, пишет диссертацию о гениальном еврейском поэте, не находит понимания ни у кого.

Что можно сказать о таких людях? Да, они вызывают сочувствие, но этому очень сильно мешает понимание их никчемности.

Да и основная канва романа, посвященная убийству Соломона Михоэлса...

Все время исследуется вопрос о том, как?

И ни разу не задается вопрос Смита из 1984 — почему?

Остается, кстати, без рассмотрения очевидная причина — ожесточенная борьба за власть партийных группировок. А в этом случае, как справедливо писал один генерал спецслужб — можно забыть о целесообразности, законности и человечности, главное — удержаться у власти любой ценой. К сожалению, в эту мясорубку попал и Михоэлс. И члены еврейского Антифашистского комитета... Ну, а до них — Ленинградское дело. А уж после этого — погром в самом МГБ. Много, много из событий остается за кадром, в частности — то, что и маккартизм в США, и борьба с космополитами в СССР были в обоих случаях борьбой с агентами влияния. Нацизм был повержен, бывшие союзники уверенно начинали враждовать.

В романе постоянно муссируется мысль о том, что евреев СССР планировали массово депортировать, репрессировать, уничтожать — прямо как в Германии... Господа, а где ссылки на документы? Единственный пруфлинк, который я отловил в Сети, была ссылка на посвященную этому статью Аркадия Ваксберга (корреспондента криминальной хроники, автора судебных очерков), который спустя многие годы каялся в том, что он это выдумал! И на этой липе всерьез строится стопятьсот обличений — не только в этом романе, но и во многих других — у М.Веллера, у Д.Рубиной...

Где подготовленные приказы Берии или Самого, где распоряжения о подготовке эшелонов, где хоть какие-то ссылки на это? Все документы уничтожить не могли. Конечно, всякий романист имеет право на художественный вымысел, но все же...

В общем и целом — это хорошо написанный роман в жанре антисовка со всеми его родимыми пятнами, с явной сверхадачей — внушить читателю по отношению к СССР чувство ужаса и омерзения.

Обосновано ли это?

Или это была часть подготовки общественного мнения к тому, что СССР надо ликвидировать любой ценой?

В романе запомнилась такая фраза — истина — это от ума, а правда — от Бога.

Я знаком с другим утверждением — правда — это точка зрения на какое-либо событие, а истина — это то, что дает возможность посмотреть на это же объективно, по крайней мере с разных сторон.

Так что в данном случае это именно правда про СССР — но только с точки зрения ненавидящего Советскую власть озлобленного еврейского интеллигента.

До жесткости и объективности в оценках, которые были, скажем, в лучших романах Эфраима Севелы, это произведение не дотягивает.

Прочесть — стоит. Но критически, делая заметки на полях, и не забывая заглядывать в источники.

Оценку не ставлю — затрудняюсь.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пересказ сюжета в трех-четырех предложениях способен внушить ужас и нежелание читать книгу. В самом деле: страдания и описание пьянок совестливого сына палача сталинских времен, влюбленного в трагичную жертву-еврейку, в силу этого расследующего обстоятельства убийства Михоэлса — не особо воодушевляет. Книжка меж тем вполне насыщенная деталями, зарисовками эпохи, вкусными авторскими сценками, в силу чего решительно возвышается качеством исполнения задумки над задумкой собственно. Уверен, степень скорби над судьбой еврейского народа и его особливостью в период сталинских мясорубок не всем придется по душе, а названный Алешей представитель кающегося русского народа вызывает определенную иронию, но роман литературно хорош, стилистически, эмоционально во всяком уж случае превосходит большинство книг маститых соавторов. Книжка совершенно диссидентская, в русле антисоветской литературы из-под пера эмигрировавших шестидесятников — опять-таки многие испытывают непреодолимую неприязнь к данному явлению. Мне понравилось, решительный приоритет «как» над «что»

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочитал не вчера. Но вот помню, а это показатель.

О чем книга? Обо всем. О жизни, о вине (в смысле о покаянии) и о вине (в смысле об алкоголизме), об истории, о борьбе и о неоднозначности окружающего.

Но! Это же Вайнеры! Конечно же триллер-детектив! Да, детектив. Но очень странный, страшный. Да и нужна детективная линия, скорее, в качестве фона для совсем другого. Для того, чтобы сплести вместе реалии сегодняшние со вчерашними и с чуть-более-прошлыми (где-то полувековыми).

Ну и что я здесь нарассказал? Получается, что ничего. Об очень понравившейся книге и сказать нечего? Есть-таки мрачная, читающаяся влет книга, а о чем непонятно? Впрочем, понятно. О любви. Пожалуй, именно любовь, трагическая с самого начала, и держит книгу, основную ее линию. Но понял я это, пожалуй, только после прочтения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх