FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Адольф де Кастро «Электрический палач»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Голосов:
211
Моя оценка:
-

подробнее

Электрический палач

The Electric Executioner

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

В горнодобывающей компании «Тлакскала» скандал: сбежал, прихватив с собой важнейшую документацию, некий Артур Фелдон, работавший на одном из рудников компании в Мексике помощником управляющего. Но далеко в труднодоступной горной местности Фелдону не уйти, и чтобы исправить положение, из Сан-Франциско скорым поездом отправляется молодой инспектор (от его лица и ведется рассказ). Однако проходит немного времени, и выясняется, что в одном вагоне с ним едет не самый приятный попутчик...

В произведение входит:

5.00 (3)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «Ужас в музее», 1989 г.

— антологию «Зловещие мертвецы», 1992 г.

— журнал «Weird Tales» August 1930», 1930 г.

— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.

— сборник «Something About Cats and Other Pieces», 1949 г.


Похожие произведения:

 

 


Зловещие мертвецы
1992 г.
Ужас в музее
2010 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 4. Ужас в музее
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» August 1930
1930 г.
(английский)
Something About Cats and Other Pieces
1949 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1970 г.
(английский)
The Horror In The Museum: Great Tales Of Supernatural Terror
1975 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2010 г.

Я люблю Лавкрафта и сейчас открываю для себя мир работ, написанных им в соавторстве с другими писателями. Среди них больше посредственных и скучных, но есть и неплохие, по-настоящему яркие и захватывающие, наподобие «Кургана» Зелии Бишоп, которые, если того не знаешь, можно принять за собственные работы автора (что, в принципе, верно — многие из так называемых работ в «соавторстве» написаны им на 99%). Поэтому в двойне неприятно сталкиваться с порождениями Лавкрафтавского пера, подобными сделанным им переработкам рассказов Адольфа де Кастро.

«Последний опыт» и «Электрический палач» воплощение всего плохого, что есть в Л.-писателе. Тут, знакомые всем его читателям, медлительность и внимание к деталям, превращается в стариковское занудство; ощущение мистики и космической тайны сводится к нелепым упоминаниям Древних по-поводу и без, а бесконечные возгласы героев, в духе: «Ай-я Шиб-Нигурат, Великий Козел с Легионом Младых!!!», в лучшем случае вызывают снисходительную улыбку и ощущение комедии абсурда, потому что кроме них, в этих рассказах ничего сверхъестественного нет! Наконец здесь Л. пытается делать то, чего он никогда не умел — показывать нормальных людей и их отношения! Вы представляете себе женский персонаж созданный Л.? А следователя, который пытается перехитрить маньяка-убийцу в несущемся в Мексику экспрессе? Я тоже не представлял, пока не прочел эти ужасающие творения Дедули!

Нет никакого смысла рассказывать дальше. Вы, если хотите, можете и сами взглянуть на эти рассказы. Думаю с вами не случится ничего страшного, даром они не такие уж большие и отнимут у вас не больше часа. Но если вы не хотите экспериментов, а собрание сочинений Л. зачитано вами до дыр, рекомендую его работы с Бишоп, Хилд и Барлоу, спасибо за внимание!

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2014 г.

Вот это – очень и очень неплохо! Хотя, как мне кажется, именно тут привязка к лавкрафтовским мифам, выглядит именно «привязкой». Вообще же, довольно-таки напряжённо было, это нешуточное положение – в купе, один на один с сумасшедшим… с сумасшедшим, который хочет тебя убить, и единственный шанс выжить – тянуть время! Да, кое-какие черты и слова сумасшедшего маньяка выглядят слегка наигранно, а уловки главного героя прямолинейными, но в целом само положение – интригует и впечатляет – запомнилось. Ну и концовка добавила мистики – мистики необъяснимой и потому реальной и интригующей (хотя, при упоминании о странностях сбежавшего Фелдона было уже ясно, что именно увидит главный герой, и кто был рядом с ним); и лавкрафтовский миф тут совершенно ничего не играл. Было ощущение двумирья – необъяснимого и потому пугающего. Всё это играло неплохо и здорово запомнилось – один на один с маньяком и полное ощущение беззащитности перед ним, попытки хитрить и тянуть время, чтоб выжить; и мистический элемент без объяснения – дающий всей этой мистики достоверность (вот верю я в эту необъяснимость больше чем во всяких инопланетян и демонов!). Хочется так же сказать о стиле изложения – я не удивился, узнав, что первый вариант рассказа был написан ещё в 1893-м. Есть тут какая-то староманерность – в прикаминном пересказе с чопорным вниманием к деталям и одновременно холодность в описании эмоций (и это в таком-то напряжённом положении) – кстати, всё напомнило больше Эдгара По, чем Лавкрафта (этой манерой, да и тот фантастический элемент чем-то напомнил… неуловимым…).

В общем, рассказ вполне неплох (хотя и хотелось большего накала ещё и в эмоциях, а в сплетении лавкрафтовского мифа и индейских легенд ИМХО было что-то… не совсем то…), и запомнился недурно.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2013 г.

Это необычный опыт для Лавкрафта, который в данном случае держит себя в определенных рамках, а всю свою мифологию и вселенную о мифах Ктулху прячет под легко угадываемой стезей Индейских легенд. Он обрамляет каждое слово или имя, относящееся к пантеону богов Ктулху, в завуалированные понятия и диалект индейского народа. Данный поступок так и остался для меня непонятым: то ли он хотел приобщиться к легендам и мифам Мексики, то ли направленно писал что-то под заказ, чтобы этот рассказ отличался от всего написанного им ранее. Но тем не менее рассказ получился интересным, оторванным от привычных реалий, похожий на какой-то триллер, но скорее со счастливым концом нежели наоборот.

Это психологический очерк о переживаниях и мыслях главного героя, который проявляет не дюжую смекалку и знания об индейском народе, чтобы выбраться из сложившихся обстоятельств, угрожающих его жизни. И казалось бы, что еще нужно для этой истории, которая и так уже полна зловещей и напряженной атмосферой, готовой захватить внимание любого читателя. Но Лавкрафт был бы не Лавкрафт, если бы не вплел интригу в основной сюжет — именно мистику и сверхъестественные явления. Если сам аппарат, вокруг которого закручен сюжет, и можно назвать каким-то проявлением научного интереса, допустимым в реальной жизни, так как он в принципе логичен и по теории и по конструкции, но то, чем кончился рассказ, является ни чем иным как мистической подоплекой, в глубине которой сидят именно надуманные индейские мифы и легенды.

Но продуманному и многоступенчатому стилю прибавляется некая ирония и комичность, прослеживаемая в сюжете: описание противника, окружение, а так же решение, к которому в итоге пришел главный герой, что и помогло ему остаться в живых. Согласитесь, это немного курьезный момент, но тем не менее лаконичный и изящный.

В итоге это все тот же Лавкрафт, это все такой же привычный психологический триллер, но совмещенный с этакой мексиканской атмосферой, сеттинг которой может пестрить действительно сочной и интересной мистикой. В данном случае это симбиоз Лавкрафтовких легенд о Ктулху и фантазией Адольфа де Кастро. 9 из 10

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2008 г.

Меньше всего ожидаешь от Лавкрафта крепко слепленного триллера, но «Электрический палач» именно таков. От первой страницы до последней оторваться от текста невозможно: гонка героя со временем выдержана в лучших традициях неснятых еще голливудских блокбастеров. Место действия также необычно для Лавкрафта: Мексика. Надо заметить, имя Кетцалькоатля рядом с запретным именем Ктулху смотрится уместно и даже естественно.

Да, разумеется, без упоминания Древних не обошлось — и эта оккультная подоплека встроена в немистический, в общем-то, сюжет с таким мастерством, что более цельное повествование и представить трудно.

Причины такой оригинальности очевидны: как и «Последний опыт», рассказ представляет собой переработанную версию слабенькой вещицы, написанной Адольфом де Кастро в 1890х годах. На этот раз, правда, заказчик заплатил Лавкрафту авансом, и тот, хоть и неохотно, принялся за дело. Результат, на мой вкус, того стоил.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2016 г.

Он то плакал, то смеялся, то щетинился, как еж.

Он над нами издевался. Ну сумасшедший, что возьмешь!

---

Весьма и весьма оригинально. Никак не ожидал такого от Лавкрафта. Да и Лавкрафт ли это? Не хотелось бы думать, что, как и в случае с «Последним опытом», участие Лавкрафта свелось к банальному редактированию текста. Ну и небольшой порции (буквально чайной ложки) мифологии Ктулху, которая, на мой взгляд, здесь вообще — ни к чему.

Итак, перед нами остросюжетный психологический триллер, который в финале приобретает некоторые мистические черты, на мой взгляд — весьма условные. Сюжет и антураж в данном случае банальны, да они и не имеют особого значения, поскольку весь саспенс сводится к внутренним переживаниям главного героя. Но уж здесь авторы развернулись! Так гениально передать напряжение момента, не прибегая к каким бы ни было внешним эффектам, — это нужно быть великим психологом.

Долго думал, понравилось ли мне это или нет. В итоге, все же решил поставить высокую оценку, но с оговорками. С одной стороны, рассказ достаточно сильный, с другой, он — явно не Лавкрафтовский. Если вы поклонник именно Лавкрафта, а не просто хоррора как жанра, то эта вещь вас скорее разочарует. То, за что так ценят Мэтра, его фирменная мистическая атмосфера, здесь напрочь отсутствует (небольшой мистический довесок в финале — не в счет). Но, в любом случае, рассказ прочитать стоит.

8 баллов.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2010 г.

Лавкрафт в данном случае использовал один из самых оригинальных своих приёмов, к которому прибегал довольно часто. Он смешал воедино действительность и сон. И невозможно понять где граница между этими двумя состояниями сознания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То ли инспектор увидел вещий сон, то ли сам он каким-то немыслимым образом сумел переместиться в пещеру, где в реальности погиб Артур Фелдон
понять до конца не представляется возможным. Думаю, здесь вводится идея какого-то взаимопроникновения и взаимосуществования двух разных пластов бытия (грёз и яви). Опять же, не стоит оставлять без внимания и то, что инспектор к моменту встречи со странным попутчиком был измотан постоянным недосыпом и оттого находился на грани нервного истощения. В таком состоянии он вполне мог на короткое время установить потусторонний контакт с Фелдоном. Вот эта самая подробность и является главной зацепкой, на которой основывается замысел рассказа, реализованный пусть не блестяще, но весьма успешно. После чтения и осмысления «Палача...» вспоминаются такие рассказы, как «В Склепе» и «Служитель Зла». Правда в отличие от этих двух рассказов эффект от использования схожего приема в «Электрическом Палаче» в каком-то смысле ближе научной фантастике, тогда как в последних он довлеет к мистицизму.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2009 г.

Рассказ не читал, скачал в аудио и слушал ночью на плеере. Сначала чуть не заснул, но как только втянулся в сюжет сон, как рукой сняло. Этот рассказ является примером того, как Лавкрафт не используя элементы насилия погружает в атмосферу страха. Просто класс!!!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх