FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Дуэйн В. Римел «Дерево на холме»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Голосов:
233
Моя оценка:
-

подробнее

,

Дерево на холме

The Tree on the Hill

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

К юго-востоку от Хэмпдена располагается гряда крутых скалистых холмов. Земля там выжжена и только на вершине одного из холмов стоит дерево, под которым сохранилось немного травы. Уснув под этим деревом, переносишься в неведомую страну, где на небе светят три солнца и ощущение ужаса заставляет с криком проснутся в холодном поту.

Только почему на фотографиях дерево отбрасывает три тени, а древние книги пророчат приход ужаса из Страны Трех Солнц?

Входит в:

— сборник «Ужас в музее», 1989 г.


Похожие произведения:

 

 


Погребенный с фараонами
1996 г.
Ужас в музее
2010 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 4. Ужас в музее
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это еще одна частичка вселенной Лавкрафта из «Мира Снов». Лавкрафт был практически одержим этой идеей и рисовал в своей голове множество непохожих ни на что пейзажей, он переворачивал всякое представление о реальности, он отрывался от привычных форм и шаблонов. Он создал практически единственный мир в своем роде, который действительно можно назвать иным. В этом мире нет привычных законов физики, все настолько иррационально, что это перестает быть какой-то абсурдностью, а приобретает свой неповторимый шарм и загадку. И как у любой загадки есть решение, которое кроется в дебрях этого сверхъестественного мира, где есть тень, при взгляде на которую можно лишиться рассудка окончательно.

«Дерево на холме» — это неповторимая попытка открыть невозможное, описать иррациональное, придать этой иррациональности интригу, магнетизм, описать все так, как будто это происходило бы с читателем наяву, если бы он просто заснул под этим деревом и окунулся в новый мир. Идея трех солнц, а так же отбрасываемые три тени от дерева, запечатленные на фотографии — это только образ, попытка привязать иной мир к обычной реальности. Ведь необязательно, что на планете, в солнечной системе которой присутствует три сбалансированных гравитацией звезды, каждый предмет будет всегда отбрасывать три тени. Поэтому данный аспект в рассказе является не более, чем связью — нитью, которая приводит главного героя к истинному ужасу. И Ужас этот настолько глобален, насколько глобальна и необъятна вся наша вселенная. Пугает именно глобальность всего происходящего. Ведь главный герой прикоснулся к непостижимой и непомерной силе.

В итоге вышло пугающее, завораживающее своей широтой взгляда на что-то более иное и иррациональное произведение автора, чьи работы просто неповторимы.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интригующий с первых строк рассказ, не разочаровывающий к своей концовке. Идея созданного ужаса великолепна и поражает своей оригинальностью: балансирование на грани живой идеализации действительности с яркой реальностью снов и нечеткостью искусственного захвата визуальной стороны мира через фотографию, чтобы преодолеть полноценную силу ужасающей действительности, обрекающий людей на сверхъестественную гибель.

Классический готический подход, показывающий стремление человека уничтожить потустороннее через полное его познание. Здесь — взятие его растворяющегося в снах и в расплывающихся фотоизображениях. Лавкрафт любит эксперименты со световыми эффектами. На этот раз он перешел от цветового восприятия в постановку света, установив свое дерево в свете трех солнц, где оно пребывает при этом видимое в нашем мире одного светила. Это опять же своеобразный переход трех световых измерений в одно. Идея искаженного пространства при переходе в другие измерения будет подробнее описано в рассказах последователей (очень рекомендую сборник «Новый круг Лавкрафта», кому понравилась не только мифология древних). Отсюда логично вытекает идея с призмой, наверняка призванной не то соединить световые пучки иной вселенной в один световой поток, который должен принять фотоаппарат нашей реальности, не то три чуждых пространства в единое. Под любым типично лавкрафтовским рассказом лежит нечто подобное, научное, в построении взаимодействия с враждебной реальностью, и понимание этого пласта добавляет удовольствия от прочтения. Продолжатели мифов Ктулху уже грешили с этим.

Последние стоки, раскрывающие истинный облик древа через авторский рисунок, не менее идеалистичны в своем замысле — безопасно то знание, которое соответствует способностям человека. Рисунок — это уже не видение прибора, приближенного к более объективному восприятию, а личный взгляд на реальность его автора. Как один герой уносится в зыбкость снов, пытаясь воспринять таинственное древо во всей его полноте, так второй дополняет ту зыбкость своего эмпирического знания смысловым содержанием небрежного наброска.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир трех солнц! неплохо придумано. В нашем мире, на одном из уголков планеты, существует свой отдельный кусочек, где происходит нечто странное и непонятное, для обычного обывателя: деревья отбрасывающие по три тени, а не одну как принято, бесплодные и обезображенные участки земли, где ни что не ростет и не живет. Сюда и отправляется наш герой любопытства ради и от нечего делать. Побродив достаточное количество времини, он решает лечь отдохнуть у странного дерева, которое на деле оказавается ужасными вратами в паралельный мир....

Довольно не плохой рассказ, не шедевр конечно, но читать можно и нужно!!!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая — чисто эстетически — идея с миром трех солнц, и концовка удачно сделана. Но в целом — довольно средний рассказ, на мой вкус. Сопереживания герою не возникает.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

---

Плод совместного творчества Лавкрафта и некоего Дуэйна В. Римела. На сей раз участие Лавкрафта не ограничилось простым редактированием текста. По крайней мере третья часть была целиком написана им собственноручно.

Не сказать, что я испытывал какой-то особый восторг при чтении, но все шло более-менее ровно. И я уже посчитал, что передо мной неплохой ужастик на каждый день (не шедевр конечно, но эдакий твердый середнячок), пока один из главных героев не заявил, что он должен во что бы то ни стало спасти мир. Вот так вот — на меньшее он не согласен. С чего он вдруг взял, что мир нуждается в спасении, я как читатель так и не понял. Какие-то неуклюжие намеки, размазанные по предыдущим страницам, я в расчет не беру — все же в подобных случаях желательно внятное обоснование мессианским побуждениям. В противном случае повествование превращается в лубок. Что собственно и произошло: одним махом семерых побивахом, вот только древний артефакт из музея захвачу.

Вообще произведение оставляет впечатление непроработанности. Как будто его делали в спешке. Причем это касается и сюжета, и главных героев. А ведь идея рассказа была совсем не плохой. Приходится лишь пожалеть о явной недоработке.

6 баллов.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ недоработан с точки зрения прорисовки персонажей: диалоги искусственны, герои неестественно эмоциональны. Да и идея спасения всего мира путём заглядывания в кристал, который как-то уж внезапно оказался под рукой у новоявленных спасителей, выглядит, по меньшей мере, наивно. А жаль. Задумка была нетривиальна и могла потянуть на солидное, как по объему, так и по смыслу произведение.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, ощущение было, что рассказ недоработан, что потрудись над ним авторы сильнее, он вышел бы пообъёмней, более твёрдым в сюжете (кстати, именно такой сюжет, что достаточно коротко всё – и подсказывает мне, что он недоработан, вот не хватает на этих костях сюжетного мяса), был бы сильнее. Но и так он вполне неплох, по-моему. Он как-то одновременно лавкрафтовский, и одновременно нет. В нем нет авторского мира (если, конечно, не предположить, что Мир Трёх Солнц – это нечто из его «Мира сна»), и то, с чем сталкиваются наши герои – нечто особенное; но при этом есть в нём и что-то такое неуловимо интригующее, яркое, просто блистательно придуманное и исполненное – очень сочное впечатление. Здесь есть то ощущение столкновения с потусторонним, с чем-то из иного мира – и это было просто прекрасное ощущение, то самое, что и ожидаешь от Мастера. А уж когда оказывается,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что это не просто дерево, да и вообще кусок пейзажа из другого мира, а живое существо – эдакий потусторонний вампир, периодически появляющийся на Земле чтобы питаться –
это было просто классно! И, главное, всё это приятно и качественно выбивалось из общего впечатления, вдруг ставшего возникать, о том, что в сборнике много вещей стереотипных – и в сюжете и в формах проявления зла. Про этот рассказ такое точно не скажешь (о стереотипности форм зла). Уже прекрасно!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх