fantlab ru

Меир Шалев «Библия сегодня»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Библия сегодня

תנ"ך עכשיו

Произведение (прочее), год

Аннотация:

«Библия сегодня» написана одним из самых популярных писателей Израиля. Ее персонажи — мужчины и женщины из плоти и крови, с честолюбивыми помыслами и заветными мечтами. Они интригуют, ссорятся, затевают войны, влюбляются — да так, что об этом помнят и спустя тысячелетия. Библия, безусловно, вечная, а значит, современная книга, считает автор, и ведет повествование живым сегодняшним языком, нередко включая своих героев в современный исторический пейзаж.


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
И. Гурова (2)

Библия сегодня
2002 г.
Библия сегодня
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Исуса...

Картинка: Приёмная Бога. За столом сидит секретарша ангельских чинов и званий. А на её столе табличка: «Бога нет. И не будет!»

Как ни крути (ты давай, не вертись на стуле и не крути башкой, а читай!), а ничего кроме двух базовых парадигм не существует: мы либо верим во что-то и чему-то, либо знаем о чём-то. Т.е. Вера и Знание определяют две базовые позиции взаимоотношений любого и каждого индивида с миром (всё, можешь вертеться и крутить, пассаж закончен).

Конечно, на самом деле столь строгой и чёткой границы в этом смысле нет, и мы знаем не единственный случай, когда люди совмещали в себе оба этих подхода: вспомним хотя бы Исаака Ньютона и Джордано Бруно — один занимался вполне научными экспериментами и теориями и даже сформулировал целый Всемирный закон, который управляет всем евклидовым миром, и при этом был глубоко верующим человеком, а другой и вовсе был служителем Бога, однако в своих рассуждениях допускал множественность миров, чем нарушил богословские принципы того времени, и все мы помним, чем закончил.

Однако существование вот этих промежуточных и совмещённых вариантов не отменяет сказанное выше.

Меир Шалев, насколько это можно предположить, относится к людям, отвергающим веру как основополагающий принцип. И если судить из этой книги, то он вполне рационален и реалистичен и не склонен принимать на веру многие сомнительные и не выдерживающие серьёзной проверки утверждения и «свидетельства». Даже если источниками таких утверждений и «свидетельств» являются Тора, Талмуд и другие древние и современные священные иудаистские тексты. И тут сразу напрашивается общий, и одновременно индивидуальный и личный вопрос: а как вы относитесь к идее Бога и ко всему тому, что написано в Библии и других священных религиозных книгах?

Вот мы и подошли к основному содержанию этого сборника критических статей и эссе. Автор знакомит нас с 23 моментами, случаями и эпизодами из истории Израиля, описываемыми в тех или иных письменных источниках. Однако не просто приобщает к тому или иному древнейшему происшествию 2-4-тысячелетней давности, а по каждому приводимому примеру устраивает вполне серьёзные разборки. С тщательной и, я бы сказал, придирчивой проверкой изложенного на вшивость — т. е. конечно, не копаясь в волосяном покрове голов упоминаемых в книге лиц, но поверяя рассматриваемые события законами логики, элементарной достоверности, человеческой психологией и всякими прочими приёмами и методами. И в самом деле, как можно всерьёз воспринимать утверждения «свидетелей» о побиении одним человеком нескольких сотен, а то и тысяч воинов вражеской армии? Без помощи пулемёта Максим, гиперракеты «Кинжал» и танков/авиации, чисто на одном энтузиазме и с применением только лишь ослиной лопатки — не сапёрной даже, а ослиной. Вы верите?

Под прицелом критического взгляда и острого пера Меира Шалева оказываются самые разные «святые» темы, начиная с сотворения мира и первочеловека Адама (оказывается, если верить талмудистам, ортодоксам и всем прочим упёртым богословам, то возникает как бы два Бога и два варианта Адама, О_о!), затем Моисей с его 40-летним многолюдным паломничеством по морям и пустыням (тот ещё сусанин был), с появления первых, вторых и третьих израильских царей (Саул, Давид, Соломон, слышите — это про вас, и про ваши благие , но в большей степени неблагие дела и поступки, и про ваши сомнительные принципы правления страной и пути формирования правящего кабинета).

Не упускает Шалев из поля зрения многочисленных пророков, ибо есть пророки истинные, а есть пророки мнимые и лживые, которые вместо дельного и толкового пророчества просто гонят мутную волну, вовсю применяя искусные психотехнические приёмы привлечения внимания к себе родимым и тем самым обеспечивая себе какое-никакое имя и звание (почти анекдот: однажды божественные греки ополчились на не менее божественных персов и пошли к оракулу с вопросом, кто победит в этой войне, в ответ на что последний велеречиво и авторитетно изрёк «Большое царство будет разрушено»).

Ну, о героях и их исключительных воинских доблестях я уже упоминал — вот где были крепкие орешки, рэмбы и прочие морские котики, десантуры и коммандос — богатыри, не то, что нынешнее племя!

Про всякие тронные и околотронные и придворные интриги, про любовь и секс как инструмент для достижения своей цели, про дружбу и предательство, об отсрочке от воинского призыва и о мудрости старцев (и глупости молодости), о феминизме (на примере царицы Савской) и о хитростях и обманах в процессе образования и формировании «земли обетованной», о добровольном сборе средств и о пожертвованиях на разные благие дела (нравственный императив того времени), о слабости перед женским коварством (ну, сами понимаете, что тут без Самсона и Далилы не обошлось — а ну ка, вспомните, что именно совершила Далила в отношении Самсона?), о casus belli и так далее.

И всё это на точных примерах, с конкретными именами и фамилиями, с отсылками на мнения современных иудейских авторитетов — сплошь факты и комментарии к ним.

Отдельного упоминания требует авторский стиль. Это изящный стёб с элементами иронии, с включением вполне современного как разговорного, так и литературного сленга при описании самых древних и талмудических событий и с перемешиванием терминов и слов тех времён и нынешних, с сатирическим и юмористическим подходом к тому или другому излагаемому и рассматриваемому содержанию — и всё это по толку и по делу.

В результате всё читается вполне легко и доходчиво, и аргументация и критика автора вполне понятны и даже разделяемы.

Однако некая трудность при чтении всё же имеется. Это обращение к многочисленным еврейским именам и прозвищам, ну и к фамилиям — всё-таки у русского читателя многие иудейские весьма специфически звучащие имена перепутываются в голове, и порой приходится возвращаться к началу эпизода, чтобы напомнить самому себе, ху из ху в этом случае.

Но вообще это было интересное чтение. Но вот ей-богу, если бы автор жил во времена инквизиции и в таком тоне высказывался в отношении христианства, то его бы сожгли на площади вперёд Джордано Бруно. Хорошо, что сейчас другие времена. И нравы.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх