FantLab ru

Ганс Гейнц Эверс «Паук»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
330
Моя оценка:
-

подробнее

Паук

Die Spinne

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

Три человека покончили с собой, останавливаясь в одном и том же номере парижской гостиницы, и смерть их была одинакова – они вешались на крюке, вбитом в оконную раму, там, где переплет образует крест.

Теперь гостиница пустует. Воспользовавшись обстоятельствами, бедный студент убедил полицию, что он может разобраться в этом деле, и поселился в номере, где жил, разумеется, бесплатно – хозяйке гостиницы необходимо было подтверждение, что постояльцам нечего опасаться.

© Е. Перемышлев

Входит в:

— сборник «Одержимые», 1908 г.

— сборник «Mein Begräbnis und andere seltsame Geschichten», 1917 г.

— антологию «Нити смерти», 1993 г.

— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.

— антологию «Возвращение злого духа», 1993 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.

— антологию «Чудеса магии», 1993 г.

— журнал «Чёрный журнал № 1 (2), 1991», 1991 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.

— антологию «The Dead Valley and Others: H. P. Lovecraft's Favorite Horror Stories, Vol. 2», 2012 г.

— антологию «Black Water 2: More Tales of the Fantastic», 1990 г.

— журнал «Иностранная литература» №3, 1992», 1992 г.

— антологию «Creeps by Night: Chills and Thrills», 1931 г.

— антологию «65 Great Tales of Horror», 1981 г.

— антологию «Before Weird Tales: Early 20th Century Stories Of Horror and the Supernatural», 2013 г.

— антологию «The 2nd Mayflower Book of Black Magic Stories», 1974 г.

— антологию «Вусцішны пакой», 2013 г.

— антологию «Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды», 2015 г.

— антологию «More Macabre», 1961 г.

«Продолжение следует», 1993 г.

— антологию «Das Gespensterbuch», 1913 г.

— антологию «Арахна. Рассказы о пауках. Том II», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Одержимые
1911 г.
Империя мрака
1992 г.
Ужасы
1992 г.
Нити смерти
1993 г.
Возвращение злого духа
1993 г.
Чудеса магии
1993 г.
Одержимые
1995 г.
Том 2. Одержимые. Превращенная в мужчину
1997 г.
Паук
2000 г.

Периодика:

Чёрный журнал № 1 (2), 1991
1991 г.
«Иностранная литература» №3, 1992
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Вуду
2018 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды
2015 г.

Электронные издания:

Арахна. Рассказы о пауках. Том II
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Das Gespensterbuch
1913 г.
(немецкий)
Die Besessenen
1922 г.
(немецкий)
Creeps by Night: Chills and Thrills
1931 г.
(английский)
Anthologie du fantastique
1958 г.
(французский)
More Macabre
1961 г.
(английский)
Creeps By Night
1961 г.
(английский)
The 2nd Mayflower Book of Black Magic Stories
1974 г.
(английский)
65 Great Tales of Horror
1981 г.
(английский)
Black Water 2: More Tales of the Fantastic
1991 г.
(английский)
Паякът
1992 г.
(болгарский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1993 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1994 г.
(английский)
The World's Greatest Horror Stories
2004 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
2008 г.
(английский)
Nachtmahr - Strange Tales
2009 г.
(английский)
The Century’s Best Horror Fiction. Volume One
2012 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
The Dead Valley and Others, Vol. 2
2012 г.
(английский)
Before Weird Tales: Early 20th Century Horror and Supernatural Classics
2013 г.
(английский)
Вусцішны пакой
2013 г.
(белорусский)
PENUMBRAE. An Anthology of Occult Fiction
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 апреля 2016 г.

Данный рассказ символически обыгрывает тему пагубного пристрастия. Практически все произведения писателей-экспрессионистов, таких как Майринк, Эверс и даже Кафка нужно рассматривать, как жутко мрачные аллегории на пороки и химеры общества.

На рубеже XIX-XX вв (если быть точны, то где-то с 1872 г., после окончания франко-прусской войны) в мире очень скрытно формировалось новое Зло, которое терзает нас по сей день. Наркомания. Ведь в то время в медицине морфий употреблялся повсеместно: от болей различного характера и силы, от меланхолии, от неврастенических состояний и т.д. и т.п. Даже при обыкновенной простуде люди применяли опийные настои, чтобы снять симптомы. Его давали детям. Внутримышечные уколы наркотического анальгетика (как его сейчас называют) морфина гидрохлорида вызывали у пациентов чувство спокойствия, боли отступали, по телу разливалось приятное тепло и нега, появлялась некоторая ясность мыслей, улучшалось настроение, доходившее зачастую до эйфории. В общем, в те времена опиаты считали панацеей от всех бед, и только в начале XX века серьёзно заговорили о пристрастии, граничащем с манией, т.е. — расстройством влечения. Тогда же люди, долго употреблявшие морфин и его производные, стали сгорать как спички. Опий разрушал центральную и периферическую нервные системы, уничтожал печень, вызывал расстройство работы, а в дальнейшем и полный паралич системы ЖКТ. Но даже при таких ужасных последствиях у человека оставалось навязчивое желание употребить снова, сделать очередную инъекцию, т.к. в организме за период употребления наркотика уже произошли труднообратимые изменения. Во-первых — это психологическое привыкание, а во-вторых — физиологическое. После этих формирований жизнь наркомана становится похожа на один большой ночной кошмар: страх физической боли уже сильнее желания получить удовольствие. А если быть точным — то страх и желание в нём соседствуют друг с другом, как две сестры-близняшки. Он уже даже и не отличает, где кончается этот кайф и начинается первобытный ужас. Ощущения становились одним большим фантомом. В конце концов человек резко терял мышечную массу, из тела вымывались все полезные вещества, и наступала смерть. В ряде случаев это была остановка сердца или дыхания. А ещё в ряде случаев наркоман решал добровольно всё закончить сам, не желая дальше влачить такое существование...

Именно этот процесс так красочно и описан в рассказе. Любовь главного героя и его забавы с девушкой из противоположного окна — это влечение к наркотику, которое в какой-то определённый момент просто перестаёт им контролироваться, и вот уже сам наркотик диктует человеку правила игры, исход которой, в общем-то, ясен.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2013 г.

О «Пауке» был наслышан давно, в связи с тем, что по мотивам этого рассказа (или повести?) была написана песня группы «Агата Кристи» «Дорога паука». Песня, впрочем, не самая сильная у братьев Самойловых, так что сразу к делу.

Можно сказать, что «Паук» — прямо-таки эталон готического ужаса. Тут и самоубийства, и прекрасная незнакомка, и тонкие намеки на скрытые в глубине психики человека садомазохистские комплексы, и игра на одной из самых распространенных человеческих фобий – арахнофобии, и таинственный монстр в человеческом обличии... Хотя суть рассказа можно выразить двумя словами – «черная вдова». В общем-то, интрига только в том, чем закончится противостояние героя и монстра.

Что цепляет – повествование от первого лица, «вид на безумие изнутри», борьба героя со своим порабощенным подсознанием, детальное описание всех этапов разрушения психики добровольной жертвы. Именно это перерастание романтического интереса в мазохистскую, наркотическую привязанность к странному существу и поднимает этот незамысловатый триллер на уровень общепризнанной классики – как ни как, а женщине не обязательно быть монстром, чтобы свести влюбленного с ума, что и добавляет «Пауку» долю «житейского» смысла.

Ну и вообще – люблю такие истории о проклятых домах и необъяснимых убийствах.

Итог: классический мистический рассказ ужасов как таковой.

Прочитано благодаря теме «10 любимых страшных рассказов.

Оценка рассказу – 9 из 10 (отлично).

Уровень «страшности» — 3 из 5 (может напугать).

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2010 г.

Не могу словами передать всей прелести ощущений, полученных мной во время прочтения рассказа. Неординарный подход к сплетению жанров; ведь нельзя с уверенностью сказать, что это мистика. Работа на грани жанров всегда интересна. В рассказе присутствует некое детективное расследование, история любви и повествование в форме дневника. Всё это вместе напоминает красивый и пышный букет, собранный опытным цветоводом со вкусом.

Меня особо порадовала концовка. Нельзя сказать, что автор не делал намеков на истиного убийцу комнаты. Намеки эти разбросаны по всему рассказу и представляют собой четко сформулированные описания. Я думаю, что целью писателя не была неожиданная концовка, которая прямо восхищает своей неожиданностью. Эвертс мастерски ведет нас к ней и готовит именно к такому завершению. Неожиданностью стал лишь раздавленный паук. И всё таки, Бракемонт разгадал эту череду самоубийств, хотя самому ему от этого не легче.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2015 г.

По перечитывании уже не впечатляет, но постепенно приходишь к выводу, что первая прочитанная новелла Эверса и посегодня остаётся самой эффектной — практически, это «визитная карточка» Эверса: без жестокостей и натуралистических подробностей, встречающихся в других вещах, без пыток и многословия — всё просто и атмосферно, красиво, компактно, даже аллегорично — представляя образ femme fatale, пожирающей своего обожателя.

Завязка интригует: несколько постояльцев подряд кончают жизнь самоубийством — одним способом, в одном и том же номере, в один час, в один и тот же день недели. Некий бедный студент заключил договор, что проживёт в этом номере роковой час (пятница, 6 часов вечера) и запишет свои наблюдения в дневнике — содержание которого и представляет собой львиную долю повествования. Подозреваемый появляется почти сразу — это Кларимонда («Понятия не имею, как звучит ее настоящее имя, но чувствую, что называть ее должен именно так.»), которая живёт в доме напротив и прядёт пряжу (почему-то вспоминается Клото — одна из мойр судьбы, ведающая настоящим)...

Конец предсказуем, но красив и логичен. Судите сами.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2014 г.

Это не просто «ужастик». Это заставляет задуматься. Как легко нами всеми манипулировать. Может смотря в окна жизни через мониторы и телеэкраны мы уже давно совершили моральное самоубийство? Может те идеи, за которые мы себя так хвалим, навязаны нам кем-то, а мы просто думаем, что авторское право на них принадлежит нам? А из наших голов, опухших от информации, давно уже вылезает огромный паук под названием...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2013 г.

Если бы не читал The Beckoning Fair One Оливера Онионса, поставил бы этому рассказу больше баллов. А так на контрасте бросаются в глаза белые нитки, которыми сшивает писатель повествование. Сама ситуация с четвертым заселившимся в этот номер кажется надуманной и искусственной. Также не верится, что в том состоянии, в каком находился герой последнюю неделю, он стал бы тратить время на подробные записи в дневник. Здесь все-таки автор избранную им реалистическую манеру рассказа приносит в жертву ради эмоционального воздействия на читателя. Также грубовато смотрятся и слишком нарочито символические сравнения происходящего с брачными играми пауков и их последствиями. Если у Онионса, где речь также идет о якобы воздействии на поведение героя некой сущности в женском обличие, сверхъестественное явственно проявляет себя лишь единожды, тем самым умножая эффект неожиданности от мрачности концовки, а до этого мы можем лицезреть лишь неуловимые намеки, выписанные элегантной рукой гениального мастера психологии на каком-то космическом уровне владения прозой, то здесь уже заранее автор раскрывает все карты и догадаться, чем все закончится и почему, труда не составляет, да и написано все это очень простецким и не подразумевающим особую двусмысленность языком.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2012 г.

Действительно классный рассказ (спасибо рекомендации Фантлаба). Мистика и детектив в одном флаконе.

В комнату где за последний месяц повесилось уже три человека, заселился студент с целью выяснить, что за чертовщина тут происходит. Нам, читателям, понятно, что как только в тихой и размеренной жизни студента в этой комнате, начнёт хоть ЧТО-ТО происходить, это ЧТО-ТО впоследствии и станет причиной повешения. Концовка классная, но не однозначная. лично у меня такая теория:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в этой самой нехорошей комнате в уголке жил паук. Редкий какой-нибудь, неизученный, завезённый случайно из далёкого заморского посёлка... Ну вот этот самый паук в первую же ночь залезает в рот к спящему, кусает постояльца, и заносит ему в кровь страшный яд, который медленно, но верно вызывает галлюцинации. Затем видения принимают роковой оборот и несчастный вешается на крюку. А паук потом благополучно выползает через рот. Возможно всем трём жертвам являлись разные видения, не только эта Кларимонда.

Кстати, вспомнилось, у меня один знакомый работал в Африке некоторое время, так вот там его укусил паук в ногу. Ну, он его стряхнул, а там красный след от укуса и болит дико. Думал яд какой, пошёл к врачу. Местный лекарь срочно направил его на хирургическую операцию. Говорит этот паук откладывает под кожу крупным зверям свои личинки и они потом вырастают в пауков и выбираются наружу. Ей-богу, он мне даже шрам показывал. Вовремя вырезали. Так что сказка — ложь, да в ней намёк.

Не ходите дети, в Африку гулять:dont:

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2010 г.

Читала рассказ в антологии «Возвращение злого духа».

Удачная форма произведения — дневник — позволяет в лучшей степени прочувствовать главного героя.

Великолепная атмосфера, напряженная и нарастающая с каждой страницей. Автор очень аккуратно подводит нас к финалу, который является (для кого-то неожиданной) кульминацией.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Паук, перекушенный Ришаром (перед смертью) внушает чувство удовлетворения тем, что зло побеждено и женщина-призрак больше не сможет никого убить, т.е. главный герой выполнил свою миссию.

Мистика тонко вплетается в элементы детектива и это выделяет «Паука» из многих других рассказов.

Навряд ли останутся равнодушные.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2010 г.

Нестандартный рассказ, концовка не разочаровывает. Стиль очень лёгкий, читается приятно. «Паучиха» очень красиво расправляется с ГГ. Применяет НЛП, судя по описанию. Можно рекомендовать для прочтения всем любителям мистики

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2009 г.

Замечательный рассказ... Сюжет выстроен в классическом стиле, великолепная атмосфера. Концовка – для меня – была вполне предсказуема, но удовольствия от чтения не убавилось ни на грамм. Вот так в моем понимании надобно писать мистику...

P.S. Никогда бы не прочитал этот рассказ, если бы не счастливая случайность – увиденный клип Агаты Кристи «Дорога паука», в котором были приведены некоторые цитаты.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2008 г.

По прочтении рассказа осталось чувство огорчения и... опустошения, что ли?.. Я не был готов к такому финалу (особенно если учесть то, что изначально имел неверную установку — эх, лучше б и не читал сначала отзывы), он не оправдал моих ожиданий, что только порадовало. Отличный рассказ, а концовка — просто блеск! Вот так обрубил — и все!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2014 г.

Этот рассказ — один из тех, от которого мне действительно стало страшно!

Изложение в виде дневника позволяет самому вжиться в образ этого студента,

а отсутствие диалогов с лихвой компенсируется атмосферой, которая нагнетается

с каждой главой все сильнее и сильнее. Если ассоциировать книгу с каким-либо цветом,

то у меня она сразу вызвала черный и темно-желтый цвета. Впервые я нашел автора, который

задолго до появления на свет СК смог хорошо пощекотать нервы без единой капли крови! Браво!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2013 г.

Мистический триллер, классика жанра. В отеле в одной комнате случается три самоубийства подряд, все одинаковые, все в одно время — пятница между 5 и 6 часами вечера — и все какие-то противоестественные — жертвы вешаются на крюке, вбитом в оконную раму совсем невысоко, чтобы умереть, им фактически приходится стать на колени. Одна деталь, которой никто не придает значения — по каждой жертве, когда ее нашли, полз паук. Студент, считающий себя умнее всех, селится в этот номер разгадать тайну, живет там бесплатно и пишет дневник...

Конечно, разгадка тайны вырисовывается довольно скоро, но это может единственный жанр, где предсказуемость почти обязательный элемент — атмосфера роковой необратимости важнее детективной интриги. И она присутствует вполне. Интересна также тема тяги к саморазрушению, из-за которой данное произведение можно рассматривать и в более широком и глубоком смысле. Порадовало также присутствие юмора в начале. Явных минусов или ляпов не заметила. В целом, не шедевр, но достаточно хороший образец жанра.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2007 г.

Прекрасный образец классической мистической новеллы — атмосфера тревожащей тайны, роковая страсть и страшная кульминация — всё как полагается , и всё на высоком уровне. Одним словом — классика!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2017 г.

Прекрасно. Были же мастера в начале минувшего века.

Романтический и грубокий «хорор», скрывающий вторым дном, как мне показалось, застарелую женобоязнь либо глубокую сердечную травму автора.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх