Мартин Игра престолов

Информация о романе Джорджа Р. Р. Мартина «Игра престолов»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Джордж Р. Р. Мартин «Игра престолов»

Игра престолов

A Game of Thrones

роман, год;

Перевод на русский:Ю.Р. Соколов (Игра престолов)
Перевод на украинский:Н. Тисовська (Гра престолів)

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 301

 Рейтинг
Средняя оценка:9.15
Голосов:5907
Моя оценка:
-
подробнее
Книгу можно купить
Цена от 149 до 1037 руб. →

Аннотация:

При странных обстоятельствах умирает десница владыки Вестероса. Король Роберт со свитой отправляется на север к давнему другу Эддарду Старку, чтобы предложить тому занять место погибшего... Скрывающиеся в вольных городах потомки свергнутой Робертом династии Таргариенов вынашивают планы возвращения Железного Трона, но для этого им нужно заручиться поддержкой самого могущественного кхала великой степи. За спинами героев уже плетутся сети интриг, и никому не известно, какая фигура окажется очередной жертвой в игре престолов. А между тем зима приближается...

© dem4eg


Примечание:

Перед выходом романа пролог и первые восемь глав были напечатаны отдельной брошюрой (предъявителям скидка!).

Аннотация на произведение стала победителем конкурса аннотаций и победила по итогам голосования посетителей сайта.




Произведение входит в:

Награды и премии:

Локус / Locus Award, 1997 // Роман фэнтези

Номинации на премии:

Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1997 // Роман
Небьюла / Nebula Award, 1997 // Роман
Мраморный фавн, 1999 // Переводная книга
Сигма-Ф, 2000 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)



Похожие произведения:

 

 

 


Издания:

Игра престолов. Книга 1
1999 г.
Игра престолов. Книга 2
1999 г.
Игра престолов
2001 г.
Игра престолов
2004 г.
Игра престолов
2004 г.
Игра престолов
2007 г.
Игра престолов
2009 г.
Игра престолов
2011 г.
Игра престолов
2011 г.

Аудиокниги:

Игра престолов
2012 г.
Игра престолов
2013 г.

Издания на других языках:

A Game of Thrones
2011 г.
A Game of Thrones
2011 г.
Гра престолів
2013 г.


В магазинах:



Электронное издание:    купить и скачать на litres.ru



Мы с радостью подарим вам шанс посмотреть сериал Игра престолов 3 в онлайн и в хорошем качестве





Отзывы читателей о «Игра престолов»:Рейтинг отзыва 

Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 52 ]  +

«Песнь Льда и Огня» — признанный шедевр жанра сериальной фэнтези последних десятилетий.

Имею некоторые впечатления в виде очень субъективно-ассоциативного анализа первой книги — «Игры Престолов».

Не в первый раз приступая к чтению толстых книг, следом за которыми следуют еще более толстые тома, хочется надеяться, что удовольствие от чтения будет сравнимо с тем, что уже было получено ранее от томов других заслуженных писателей-фантастов. Конечно же, сразу хочется сравнить «ПЛиО» с чем-то близким по объемам и масштабам.

Первая и, наверное, главная ассоциация возникла с первых же глав и не отпускала до конца — это «Дюна» Фрэнка Герберта. Здесь есть сходство в сюжетной канве, хитросплетениях интриг, даже отчасти в художественном стиле и форме. В феодальном, но здесь средневековом антураже честный и преданный долгу глава королевского дома Старков в силу политических интриг вынужден переехать с крайне холодного Севера на крайне теплый Юг с частью своего семейства и свитой. Характер Неда Старка практически полностью повторяет характер герцога Лито — главы Дома Атрейдисов, а характер его жены — Кейтилин — характер Джессики — спутницы герцога Лито. Девиз Старков «Зима близко» и наставления герцога Лито о «силе пустыне» в этом плане очень созвучны. Однако Лито кажется более удачливым и умным по сравнению с Недом. Также мы здесь следим за развитием событий с разных ракурсов и точек зрения различных характерных персонажей. Старшему наследнику Неда Старка — Роббу едва исполнилось 15 лет, — а он уже готов командовать войсками объединенных королевских домов подобно Полу Атрейдису. Но надо сказать, что у Ф.Герберта — Пол -  сверхчеловек из пророчества. В романе «Игра престолов» в основном действуют совершенно обычные королевские дети, но действуют они, почему-то, часто совсем не по-детски.

Впрочем, есть и ощутимая разница, заключающаяся в количестве персонажей и их симпатиях — у Ф.Герберта в «Дюне» точки зрения разделены достаточно четко — с одной стороны мудрость и честь, с другой — хитрость и коварство. Обе стороны достаточно подробно освещены. В «Игре престолов» многочисленные ракурсы смещены на сторону множества условно положительных персонажей — детей, либо — потенциально честных персонажей, ставших жертвами обстоятельств, в силу чего действующих по эгоистичным побуждениям. Основные различия между ними — честь и коварство. Так, если в «Дюне» ощутимо присутствуют метафизическая, футурологическая, философская и многие другие составляющие, то в «Игре престолов» по законам жанра фэнтези выбранного Мартином все это отсутствует начисто. Суть «Игры престолов», по-видимому — борьба за власть ради власти со всех противостоящих сторон. Можно догадываться, что игра происходит при поддержке каких-то потусторонних сил — древних богов или мифических существ, но в данном романе это всего лишь фон, относящий роман к жанру фэнтези и отличающий его от псевдоисторической альтернативной истории. Наверняка покопавшись в истории средневековья можно найти немало аналогий описываемым событиям. Мотивы действий, кроме очевидной жажды власти и сохранения статус-кво многочисленными человеческими персонажами (что уж говорить о фэнтезийных лютоволках, драконах, людях леса, иных и древних богах), автором от нас скрыты. Остается предположить, что у них имеется главный мотив — стремление к выживанию в условиях игры.

Кроме всего прочего, персонажи Мартина совершенно не обеспокоены вопросами поиска смысла бытия и власти, не отягощены науками и знаниями и не сильны в изящных искусствах. Мы не видим логической цепочки их рассуждений, они много вспоминают и переживают, по крайней мере, писатель открывает нам в основном результаты их размышлений — диалоги и поступки. Весь же псевдоисторичекий феодально-средневековый фон выстраивается на основе ностальгических или мифологических воспоминаний о прошлом мира Семи Королевств. Кое-что из упоминаемых вскользь событий и явлений проявляется до конца романа, но все это воспринимается либо как фон, не оказывающий прямого влияния на текущие события (в контексте одной книги), либо как детальный пролог к грядущим событиям.

Можно ли сравнить игру престолов с «Хрониками Амбера»? Объем одного романа сравним с объемом пятикнижия о Корвине или Мерлине. Однако, стиль Мартина совершенно ничем не выделяется по сравнению с изощренной литературной игрой и авторским стилем Желязны. Мы наблюдаем профессиональное, слегка отстраненное описание жестоких событий никак не сшитых между собой яркими аллюзиями и метафорами, красочными описаниями, метафизическими отступлениями, остроумными мыслями и длительным остросюжетным приключенческим экшеном. Здесь не видно четкого авторского осознания границы между нравственно дозволенным для передачи читателю и лишним по соображениям чрезмерности. Если Желязны изящно и метко вскользь описывает ужасные вещи, не акцентируя на них внимания и используя их как элемент картины в воображении читателя, то Мартин холодно, но навязчиво заставляет пройти читателя через извращенные жестокость, насилие, в том числе сексуальное, не брезгуя даже восприятием их глазами детей. Неплохие содержательные диалоги и переживания вперемешку с воспоминаниями, редкие сцены поединков, рваные отрывки со следствиями произошедших интриг — вот и все что мы имеем. К сожалению, только один из наиболее привлекательных и противоречивых персонажей, не смотря на уродство — Тирион Ланнистер, циничностью, собственным кодексом чести и способностью сочувствовать даже условным врагам — чем-то напоминает принцев Амбера, к примеру, Рэндома. Масштабы происходящего в плане фантазии, увы, слишком замкнуты суровыми буднями темного средневековья, так что никакие потусторонние дела, кроме пророческих(?) снов и редких встреч с Иными из-за Стены, нам не грозят.

Не смотря на отсутствие традиционных для Толкиновской фэнтези эльфов и хоббитов, кое-что в «Игре Престолов» наводит на соответствующие ассоциации — это линия братства Ночного дозора — разношерстная компания мальчишек во главе с Джоном Сноу — простолюдинов-преступников и изгоев-лордов, сплоченных клятвой в борьбе с необъяснимым злом Севера, напоминает братство из хоббитов и людей, озадаченных несением кольца и преследуемых страшными всадниками. Опять же в сравнении с художественными достоинствами «Братства кольца» роман «Игра престолов» проигрывает.

Замечено, что когда некоторые писатели из около-ужасных жанров (например, Дэн Симмонс или Стивен Кинг) берутся за написание нетипичных для них эпопей в жанре фантастики и фэнтези, то уровень смакования насилия и жестокости у них заметно зашкаливает, с чем, надо сказать, более тонко обходились авторы периода «новой волны». Джордж Мартин также засветился в ряде околоужасных произведений отличающихся особой жестокостью. В «Играх престолов» в кошмарно-извращенной линии Дейенерис Таргатиен автор, похоже, нашел для себя небольшую отдушину. Тут вам и маньяк, и инцест, и дикая свирепость кочевых народов, и черная магия, и даже зомби. Необходима ли для сюжета такая подробная линия Дейенерис, лишь отдаленно пересекающаяся с основными событиями?

В итоге хочется высказаться больше о том, что не понравилось в «Игре престолов»:

1.Отсутствуют какие-либо художественные стилевые изыски. Стиль описаний однообразен и тверд.

2.Слишком длинная раскачка действия — на половину романа. Может не хватить терпения дочитать не то что до середины, но и просто страниц 100.

3.Несмотря на обилие разнообразных характерных персонажей, повествование ведется со стороны условно положительных или «серых» — являющихся заложниками обстоятельств, что несколько портит объективность. Представленные типажи в основном предсказуемы. Ожидал несколько другого.

4.Множество обычных королевских детей иногда ведут себя слишком изощренно/извращенно как в отношении политики и войны, так и в отношении секса и насилия.

5.Весь смысл фантастической «Игры Престолов» заключается собственно в самой игре престолов. Ради чего? Ради игры?

6.Акцент на сцены жестокости и насилия, а также некоторые необязательные подробности быта несколько великоват.

7.Огромное количество имен, фамилий, родословных, не очень ясно зачем упоминаемых и перечисляемых постоянно. Множество второстепенных героев, за которыми очень трудно уследить в памяти готовы появиться и погибнуть в любой момент — мелькают и исчезают, но непременно под какими-то причудливыми именами.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 37 ]  +

С самого моего появления на ФантЛабе мне постоянно попадалось название «Песнь Льда и Огня» или загадочное «ПЛиО». С этим часто сравнивали другие книги, активно велось обсуждение на форуме, везде, где только упоминалась «Песнь...», о ней говорили только хорошее, а я даже не знал что это такое! Потом, совершенно неожиданно эта эпопея появилась у меня в «Индивидуальных рекомендациях», а я как раз хотел проверить достоверность этого сервиса. Выбрал самое красивое, на мой взгляд издание «Игры престолов» в подарочной серии Мартина, ну, думаю, сейчас узнаю, что это такое, и почему все так с этим носятся...

Хочу сразу сказать, фэнтези я читал очень и очень немного. Да, был хрестоматийный «Властелин колец», но помимо него еще всего пара романов, да и, как я теперь понял, не самых лучших авторов. Просто я всегда больше тяготел к «мистико-ужасной» фантастике, не сильно обращая внимание на другие жанры, включая фэнтезийный. Сейчас думаю что зря. По крайней мере Мартин — точно мой автор, но правда «ПЛиО» это ведь больше эпик, но все же.

«Игра престолов» необычна во многом. Над всяким фэнтези-романом всегда нависает тень «Властелина колец»: орки, эльфы, войны между ними, Темный Властелин, который вот вот захватит и уничтожит все и вся и т.д. Мартин же наиболее далек от влияния Толкина — меньше «сказочности», больше реалистичности. Основное внимание он уделяет не сражениям, а отношениям между героями и их внутреннему миру. Все события, которые происходят с героями, влияют на их взгляды и поступки, все, что происходит в первом томе, вплоть до мелочей, я думаю, будет иметь последствия в последующих романах.

Название — «Игра престолов» — говорит само за себя, в романе идет скрытая, почти закулисная борьба Великих домов за власть над Семью Королевствами. Каждый из Домов имеет свое мировоззрение (наиболее красноречиво выраженное в девизах), свои понятия о добре и зле, свои взгляды на происходящее. И каждый дом по-своему прав, каждых можно понять, если разобраться в запутанной истории Королевств. Для меня это было сложно сделать, особенно в начале. Мартин без предысторий забросил в свой мир, где на меня обрушилось множество персонажей и событий, мне даже показалось что я так и не пойму всего, но ничего — по ходу действия автор вводит читателей в курс происходящего и все становится на свои места. Еще спасибо АСТ за карту и приложение, они мне очень помогли при чтении.

Персонажи, что для меня немаловажно, получились на «отлично». Многие отождествляют себя с кем-либо из героев, и я тоже сделаю это: мне близок Тирион. Да, да, он самый. Тирион имеет многие качества, присущие и мне, возможно и не самые хорошие качества, но помогающие выживать, тем более в том месте, где живет Тирион (этих качеств как раз не хватало Эддару, и мы знаем к чему это привело). И, не смотря на свое уродство, он ничуть не унывает и стремится получить от жизни все. Обладает специфическим юмором и самоиронией (что тоже мне близко). А уж если бы Тирион не имел эээ... определенных физических недостатков, он бы навел там шороху, можно быть уверенным. Но и Старки мне тоже близки, так сказать по духу.

Каждая глава отдана отдельному персонажу, некоторые из которых дети. Сперва меня это удивило, дети — главные герои? Но как оказалось главы Арьи, Джона, Брана и т.д. ничуть не уступают другим. Любого героя «Игры престолов» можно и любить и ненавидеть за определенные их качества, но следить за их поступками одинаково интересно.

Мир в романе раскрывается постепенно, не показано очень много мест, которые упоминались, а большая часть повествования происходит в замках и крепостях. Очевидно, что все остальное будет показано в следующих томах. Мир Семи Королевств (как и сама эпопея) имеет огромный потенциал, который, надеюсь, Мартин сможет использовать до самого конца.

Многие недовольные малым количеством битв, что правда то правда, их здесь мало, но что всем дались эти битвы? «Игра престолов» является введением в «Песнь Льда и Огня», знакомство с миром, героями. И собственно подготовка к войне, ведь следующая книга опять имеет говорящее название: «Битва королей». Не бывает войн без причин их вызвавших, причины — в «Игре престолов». И, несмотря на то, что все как бы еще впереди, начинается «ПЛиО» совсем не скучно.

Рекомендации не врут, творчество Мартина я оценил, и оценил очень высоко. «Песнь... « буду читать всю, правда пока сделаю небольшой перерыв, «Битву королей» прочту чуть позже. Сколько Мартин рассказал в одном этом романе и сколько еще может рассказать! Говорят, дальше будет еще интереснее. Я и не сомневаюсь, ведь «Зима близко»...

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 29 ]  +

На волне популярности снимающегося сейчас телевизионного сериала по мотивам «Песни льда и пламени» невозможно обойти стороной сами книги. Я долго отказывался от просмотра нашумевшего сериала, желая получить двойное удовольствие: прочитать, а потом только посмотреть. Взять в руки первую книгу многотомного опуса долгое время не позволял устрашающий объем повествования, но все-таки настоятельные советы друзей заставили меня прочесть первую книгу.

Что же я получил? Моему разочарованию не было конца. Обласканная практически всеми эпопея оказалась пустышкой. Несомненно, я могу и ошибаться и первая книга является лишь введением в сложный и противоречивый мир Джорджа Мартина, и я, так сказать, не «расчитал» книгу (благо, что впереди еще четыре уже написанных книги и неизвестно еще сколько грядущих). Все же, я вынужден отказаться от дальнейшего чтения этого сериала: я потратил слишком много времени впустую, читая первую книгу.

Я ожидал увидеть сложный и противоречивый мир, где все взаимосвязано и показана захватывающая и правдоподобная игра престолов, борьба за власть. Я хотел погрузиться в непростую мифологию мира, наполненного легендами, сказками и преданиями. Я желал не отрываясь сидеть ночами за книгой, жадно впитывая текст. Ни одно из моих ожиданий не было исполнено. Мир оказался без мифологии (и это несмотря на большое количество детских персонажей, которым можно рассказывать сказки и историю мира); интриги — шитыми белыми нитками, а сюжет, естественно, предсказуемым; игра с властью и за нее — бессмысленным занятием, без единого мотива. Более всего поразила неестественность действий, разворачивающихся в финале книги: за непродолжительное время были созваны армии, насчитывающие десятки тысяч людей, а полководцы (среди которых возмужавший пятнадцатилетний мальчик) легким движением руки двигают эти армии по землям Семи Королевств, словно пешки на шахматной доске. Видимо, автору невдомек, что небольшое путешествие даже сотни людей является непростой организационной задачей, не говоря уже о войне. По сути, никакой игры тех самых престолов в «Игре престолов» нет. Действия героев весьма схематичны и полностью предсказуемы. Невозможно фантазировать за чашкой чая с любимыми друзьями «что же будет дальше». Мартин не оставляет недосказанности (впрочем, это понятно при всей простоте сюжета). Об интригах и про игру с властью писали значительно лучше другие авторы.

Возможно, этот цикл — вершина современного эпического фентези, как считают многие. В таком случае, данный жанр становится закрытым для меня. Меня удивляет стремление перемалывать из пустого в порожнее одно и то же. Нет, не чувства и переживания героев, а только лишь некоторые схематичные действия, последовательности актов перемещения тел, которых, к слову, весьма ограниченное количество, а автор их тасует словно шулер колоду карт: из раза в раз повторяющиеся комбинации поведенческих паттернов, выраженных в безликих главных героях.

Когда я раздумывал, формируя свое отношение к первому роману ПЛИО, то невольно у меня возникла аналогия с авторами, которые производят «жвачку для мозга». Я понял, что меня обманывают. Может быть я опрометчиво рано ставлю крест на этом цикле, но Мартин на протяжении тысячи страниц убеждал меня, что он постоянен (написать столь большой роман — нужно иметь большое терпение). Следовательно, в новых книгах не будет чего-то иного. У меня слишком мало времени, чтобы тратить его на жвачку для мозга, а в мире слишком много лучшей литературы.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 28 ]  +

Дочитав «Игру престолов» Мартина, я понял,  за что отныне я буду особенно уважать автора. За реализм как достоверность описываемых событий, поступков и размышлений героев, из которых постепенно складывается продуманная, проработанная общая картина мира. Все эти действия логически обоснованы или по крайней мере кажутся таковыми, поступки героев обусловлены их характерами, мировоззрением и ситуацией в стране. Мы можем о чем-то знать мало, но здесь нет чудесных преображений и чертиков, выскакивающих из табакерки по прихоти автора.

За миром Льда и Пламени наблюдаешь несколько отчужденно, словно читаешь хронику событий далекого мира. Наблюдателю ведомо многое, в отличие от героев, он может проследить судьбу мира в целом. И очень многие штрихи, с моей точки зрения, указывают на то, что мир 7 королевств на данном этапе обречен. С учетом усиливающихся проявлений странного, политическая ситуация становится все более и более нестабильной. Игра престолов – опасное время, время расцвета конфликтов интересов, вечная игра, в которой немногие уцелеют. Для процветания государству нужен сильный, жесткий и дальновидный правитель. Те, кто облечен властью на протяжении данного романа – не такие.

Ни действующий король Роберт Баратеон, ни его десница лорд Эддард Старк не годятся на то, чтобы править – особенно в смутное время. Роберт чувствует то, что не в состоянии править сам, и он прав – он слишком легковесен, он доблестный воитель, прекрасный полководец и завоеватель – но он не правитель. Если бы не специфика семи королевств, захваченная им некогда империя давно рассыпалась в прах. Для того, чтобы удержать власть, нужно меняться, нужно стать другим и слабость обратить в силу – но Роберт не таков. С моей точки зрения, он слаб – странно говорить такое о великом воине, но все же он слаб. Роберт надеется, что его лорд Старк сможет удержать объединенные королевства. Но он заблуждается, фатально заблуждается. Эддард Старк – достойный лорд северной страны, но не более. Титул лорда Старка – его предел. Вначале главы, посвященные лорду Старку, читаешь даже с симпатией, но по мере развития событий симпатию сменяет удивление и осознание того, что он обречен. Эддарду, одержимому безумием чести и милосердия, нужно бы было быть верховным королем совсем другого произведения – не мира реальности Мартина, но доброй сказки, где подданные честны, где не плетутся интриги… Он бы неплохо смотрелся бледной тенью короля Артура. Несмотря на его обособленность, я бы сравнил его с кхалом Дрого – их культуры кардинально различны, но их дороги подобны тем, что прямы как стрела. Путь воина, путь справедливости, бескрайние просторы вокруг и честность… Кто спорит, честь и милосердие – качества, достойные настоящего рыцаря. Но если ты думаешь в первую очередь о процветании королевства, нельзя быть одержимым хоть чем – жадностью ли, или честью… Лорд Эддард прошел свой путь, и путь его был определен его характером. Он был обречен.

Несмотря на несколько предвзятое отношение многих героев произведения к Ланнистерам, несмотря на недальновидность и едва ли не глупость Серсеи и ее сына Джоффри, род Ланнистеров заслуживает уважения. На них завязано многое, слишком многое. Лорд Тайвин упоминается в произведении лишь эпизодически, но уже эти эпизоды внушают к нему уважение. Вот он – мог бы стать эффективным правителем…жаль, что он уже стар. Расчетливый, умный, дальновидный, он, по-видимому,  не склонен к совершению опрометчивых поступков. Его сын Тирион, как кажется, унаследовал часть талантов отца – но Тирион в первом томе саги пока не раскрылся, он как темная лошадка, на которую, тем не менее, стоит поставить. Он мог бы править – пусть и посредством Совета, не впрямую. И у него хватит ума на то, чтобы не подставляться.

Так уж получилось, что большая часть моего отзыва оказалась посвящена лордам и властителям придуманного Мартином мира. Просто эта часть, которая вызывает больше всего «размышлений по поводу», наиболее удалась. Интересно, что она очень мало соотносится с фэнтези – не зря говорят о том, что «Песнь…» можно трактовать как альтернативную историю. Ночной Дозор мог бы существовать, даже если бы не существовало лютоволков и Иных, а вклад драконьего прошлого династии Таргариенов можно было бы и стереть – какая-то изюминка, возможно, бы и исчезла, но суть – по крайней мере суть этого тома – осталась бы.

Подытоживая, можно сказать, что роман в своем роде отличный. Автором отлично выписаны образы героев – им не то что бы «хочется верить», нет, хочется верить разве что в то, что таких характеров немного. Они такие, какими и могут быть, какими бывают в жизни, независимо от стоящей на дворе эпохи.

Занятно, что продуманность «заранее» сюжетной линии чувствуется только в линии Дейенерис и Джона Сноу. В случае Старка, Роберта и прочих совершаемые ими действия сплетаются в единый сюжетный поток, который обрушивается на читателя словно лавина, сметая и заполняя все. Интересный композиционный ход.

Ну а главное, с моей точки зрения, достоинство книги – это то, что она заставила меня анализировать себя, и в то же время не отторгла  эмоционально. Это очень ценно. Заслуженная девятка.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 27 ]  +

Вот и прочитал я, наконец, первую часть эпопеи Джорджа Мартина. Признаться, начал читать с некоторой долей опасения  что книга, получившая столько хвалебных отзывов, окажется не такой уж интересной – или просто придётся не по душе. К счастью, моим опасениям не суждено было оправдаться. Более того – кажется, у «Песни Льда и Огня» появился ещё один поклонник.

В «Игре Престолов» мне, без преувеличения, понравилось всё. Конечно же, это превосходно прописанный мир – необычный, и в то же время столь похожий на наш. Словно настоящие, предстают перед нами мрачные северные леса, замки и города, далёкие степи, по которым странствуют племена кочевников. Жизнь людей, быт, соответствующий эпохе Средневековья – всё это описано с поразительной реалистичностью. Да, где-то реализм граничит с натурализмом, но эти сцены присутствуют в меру и вполне оправданы логикой повествования. К тому же, даже подобные эпизоды выглядят жёстко – но не отталкивающе, и в этом также заслуга Мартина.

Впрочем, реалистичность «Песни льда и огня» заключается не только и не столько в наличии упомянутых сцен. Мир «Песни…» — это мир, в котором нет абсолютных Добра и Зла, а есть Люди — и их интересы, желания, мотивы, страсти… Конечно, кому-то из сторон сочувствуешь больше, кому-то меньше, но так или иначе – и Старки, и Ланнистеры, и Таргариены – все стремятся достичь своей цели, будь то власть и богатство, или просто благосостояние своего народа. И порой в хитросплетении интриг не так-то просто понять, кто прав, а кто виноват. Порой достойнейшие оказываются на плахе, а негодяям удаётся избежать правосудия. Это так похоже на нашу жизнь, не правда ли?

Ещё один козырь «Песни…» — персонажи. Не уверен, что смогу назвать произведение с ТАКИМ количеством героев – причём не картонных, а действительно колоритных, ярких, запоминающихся, ЖИВЫХ! Кроме того, Мартин преуспел не только в изображении главных героев; не менее интересными и неоднозначными оказываются и многие второстепенные персонажи – Сандор Клиган, Мизинец, да даже старец Эйемон…  

Что касается сюжета – в первой книге он развивается достаточно размеренно и неторопливо, и лишь ближе к концу романа события начинают стремительно сменять друг друга. Это и не удивительно, по-моему даже вполне логично. Целью первых глав было познакомить читателя с героями, показать расстановку сил. Если провести параллель с шахматами, то «Игра Престолов» — это дебют, в котором больше времени уделяется планированию и расчету, чем активным действиям.

Этот роман – из тех, которые увлекают буквально с первой страницы и не отпускают до самого конца. Благодарен Фантлабу за знакомство с этой удивительной эпопеей и с нетерпением жду появления у меня следующей части.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 26 ]  +

С истинным мазохизмом несколько раз начинала я это творение. «Межевой рыцарь» разочаровал, но всё равно было интересно знать вещь, имеющую столько хвалебных отзывов. Ну чтож, дочитала (1 часть, судя по всему). Вздохнула с облегчением. Абсолютно не поняла её популярности. Она однозначно должна нравиться любителям историко-средневековых мрачных романов, но фантастики там грамм.

Для начала ужасный язык. Не знаю, заслуга ли автора, или же переводчика, но написано скучно, громоздко и не интересно. В первых же страницах перечислена куча людей, похожих имён (вроде Бран и Робб, один слог, 4 буквы, две из которых повторяются), и так по всему тексту: куча гербов, цветов домов, родственников, и всё это не действует, а лишь загромождает и сбивает. Я запуталась в половине второстепенных героев, но у меня не возникло ни малейшего желания разобраться.

масса незнакомых слов, вроде кхала, тоже не придают лёгкости. Септой почему-то называется и церковь, и тётка, которая учит шитью. Или она монахиня? Ну и так далее.

Много моментов вроде: парень стоит разговаривает с кем-то, подбегает щенок, ЛИЖЕТ ЕГО В ЛИЦО, и отбегает. При этом не показывается, что парень поднял его на руки или нагнулся. Я, читая, вижу картинку, и в такие моменты картинка пропадает и делается смешно.

Перебор средневековой грязи, убийств детей, насилия, инцеста – возможно, это придаёт достоверность жестоким временам, но так протииивно читать. При этом большая часть эмоций не дотянута: Санса испугалась кого-то там, что аж свалилась, но мы не видим и не понимаем, почему. Не чувствуем.

В самом начале фигурируют «иные», но потом их больше не видится. Даже сказка про «детей леса» не дорассказана. Понятно, что зацепка на второй (или десятый?) роман, но я ощутила себя разочарованной. Меня пытаются поймать на крючок, вместо того, чтобы предложить интересное произведение. Не было почти ни одного места, где невозможно оторваться, ни одного героя (за исключением, может, мальчика Брана), за которым интересно было бы следить, которому бы сопереживала.

Мир — для меня — распадается. Я долго ждала, когда же мне объяснят, как происходит летоисчисление. Что означает «несоклько лет лета» или зимы, при чём не равное количество, что можно было бы объяснить наличием нескольких солнц, вокруг которых мотается планета, — а просто от фонаря. Мне, как любителю научной фантастики, смешно. Ну уж магией объяснили бы, что ли. А то постоянные вопли что «зима идёт» без теоретического обоснования смотрятся глупо.

Из героев более-менее прописаны Старки и Ланнистеры. Остальные – недостоверное нечто.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
13-летняя девушка, перепуганная, проданная, с отвращением взирает на своего мужа – и вдруг суёт в себя его палец? Не поверю никогда. А муж, в первую ночь будто бы нежно отнёсшийся к ней, несколько часов разминал руки-ноги, в общем, старался как мог, после вдруг начинает «будить и брать её по-животному сзади», невзирая на стёртые до крови бёдра и пр. Почему? Почему такой разболтай в образе? Несоответствие, и получается, что герои распадаются хуже картонных домиков.

Так же не поверила я в то, почему отец убил волчицу Сансы, когда все знали, что виновата другая волчица. Недотянуто, необоснованно. И сама связь детей с волками показана слабо, смотрится роялем в кустах, а не основополагающим элементом романа.

Очень уж быстро волки стали верными и дрессированными. Особенно потешил трёхлетний малыш. Моему сынишке скоро три, и я вижу, как он ведёт себя с котом. Он может целовать его, садиться сверху, дёргать за хвост или ковыряться в миске. Знает, что нельзя мешать ему есть. Но едва ли смог бы обучить щенка, ведь это сложная наука. Ну а если между ними, детьми и щенками, была связь ментальная, то она не показана ни капли.

Несколько раз вспоминались мне Робин Хобб и её «Сага о шуте и убийце» — очень уж перекликается. Складывается впечатление, что то ли писалось по одному заказу, то ли лямзили друг у друга... И линия связи с волками, и бастард, и шут (карлик), драконы, и тд и тп. Но там, при всей глупости интриг, хотя бы интересные приключения. Здесь же – куча разрозненных сюжетных линий, связанных лишь стремлением к власти (в той или иной мере), достаточно скучных самих по себе. Все знают, кто плохой, но ни у кого нет доказательств. Плюс одуревший от гульни король сверху.

Конечно, сильно отдаёт Средиземьем Толкиена, особенно деревья с ликами – но до мэтра автору определённо далеко.

Понравилась архитектура. И замок с горячими источниками в стенах (хотя и сомнительно, почему в стране, где даже летом снег, обнаружился такой источник, откуда? Ну да ладно), и Орлиное Гнездо с его камерами и лестницами. Неплохо. Но очень мало, для такого объёма.

Итог: перечитывать не стану. Продолжение тоже вряд ли. То есть мне, конечно, интересны несколько линий:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сможет ли ходить Бран, вылупятся ли дракончики, останется ли Джон на Стене и пр
, но не настолько, чтобы читать. Честно говоря, пересказа в двух словах хватило бы. Ибо текст не затягивает и не цепляет, герои не привлекают и мир не кажется настоящим, при том, что уже неприятен.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 26 ]  +

Откройте книгу — и вы сразу в гуще событий! Битва с иными — страшными демонами, которые смеясь убивают жалких человечешков и превращают их в зомби. Прочитали первые 3 страницы? Ну всё, дальше другая книга. Иные тут упоминаются только в ругательствах, и вообще, вспоминаешь что это фэнтези только когда обсуждаются драконы (которых, правда, в живых уже не осталось). А о чем тогда книжка? Вы не поверите — о тех самых человечешках, которые спят и видят, как бы всадить нож в спину соседу. Интриги оплетают своими длинными холодными щупальцами всех героев произведения, которым остается лишь искренне посочувствовать. Среди толпы героев каждый найдет себе кого-нибудь по вкусу, вот только следить за судьбой любимчика очень непросто... Сократить бы их количество раза в три! Появилась бы динамика, да и бумагу можно сэкономить.

Короче, если подковровая возня в неком средневековом государстве соответствует вашим интересам, вы нашли нужную книгу.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 25 ]  +

Свершилось. Теперь, пусть пока я прочитал только первую книгу, и меня можно записать в поклонники этого цикла — лидера фантлабовских рейтингов. Стало хорошей традицией покупать себе в подарок на новой год хорошие, дорогие книги (из тех, что весь остальной год жаба душит). В этом году выбор пал на «ПЛиО» и хоть впереди у меня еще три книги — я очень доволен своим выбором.

Перечислять в -надцатый раз достоинства книги не буду, для этого достаточно прочитать отзывы с наибольшими баллами. Здесь я хочу сравнить свои впечатления с тем, что ожидал от романа на основании отзывов коллег.

Если выражать одной фразой: «Не так «страшен» Мартин как его малюют».

-Тезис: Жанр — фэнтези. Даже не знаю, что сказать... Я увидел блестящий рыцарский роман о вымышленном мире Семи Королевств с небольшими элементами фэнтези.  Возможно дальше фэнтезийного в цикле будет больше, но пока... В общем, закралась у меня мыслишка, что Мартин (а может и агент подсказал) ввел в «Игру престолов» эту самую минимальную фэнтезийность из коммерческих соображений, чтобы его цикл позиционировался издателями как фэнтези (жанр имеющий куда большие продажи, чем альтернативаня история и рыцарские романы). Но это сугубо мои домыслы.

-Тезис: Сложный и запутанный роман, множество персонажей, приходится постоянно быть внимательным, чтобы не потеряться в сюжете.  В этом плане у меня никаких сложностей не возникло. Повествование, действительно, поражает своей эпичностью и немалым количеством действующих лиц. И в то же время, «авторов глав» не так много, чтобы успеть забыть, на чем закончилась их предыдущая именная глава.  Да и то, что происходит с каждым из них органично впелетнено в главную сюжетную линию, а   не представляет собой отдельный «роман-в-романе» .

— Тезис: Грубая натуралистичность, жестокая реалистичность и т.п.  Мир Семи Королеств, воистину, суров и жесток. Но в «Игре престолов» мне ни разу не показалось, что Мартин переборщил с насилием, сексом и т.д. Ни разу, в отличие от, скажем,  книг Терри Гудкайндта, мне не показалось, что автор смакует, наслаждается описанием сцен насилия. В «Игре Престолов» этот элемент, как будто, отмерян на аптекарских весах: ровно столько, чтобы служить мазками на плотне эпического повествования, подчеркивающими всю суровость и жестокость мира, где у слабого и бесхитростного нет шансов прожить долгую жизнь, где насильственная смерть в любой момент может настигнуть и простолюдина, и короля.      

И еще одно. Этот момент был в числе наиболее дискутируемых на форуме.  Я  согласен с теми, кто считает, что юное поколение книги имеет не по годам взрослые черты характера и особенности поведения. Может я чего-то и не понимаю, но ИМХО некоторым юным героям Мартин годков «подзажал»  и от этого  иногда возникает знаменитое «не верю». Навскидку:  Дейенерис (13 лет) и Бран (7 лет).  

Итог: литература высокого качества, прекрасный и интересный роман не на один раз;без тени сомнения, достойный своего высокого места в фантлабовских рейтингах и достойное украшение книжной полки и т.п.  Но... ставлю 9-ку, потому что в моем «послужном списке», есть книги, которые зацепили гораздо больше.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 21 ]  +

Это не фентези. Это рыцарская сага. Если это фентези, то самое унылое, скучное и пресное, что я держал в руках. Точнее, пытался, ибо застрял на середине и дальше не смог сдвинуться даже титаническими усилиями.

Сюжет, если он и есть, раскрывается крайне медленно. Персонажи не интересны, даже карлик-калека, их много, в них часто путаешься (хотя я читал книги с куда большим кол-вом персонажей и там ориентировался лучше). Запоминающихся событий мало. Хотя поначалу мир кажется перспективным, и ты все ожидаешь, что скоро начнется КНИГА. Но не тут-то было. Все завязано на заочных интригах и разговорах, вызывающих скуку и дрему. Все напыщено, заезжено. Здесь даже последний бродяга общается в стиле «как вам угодно, сэр». Полное отсутствие юмора. Полнейшее.

Эпично — да. Только и исключительно для фанатов длинных историй, а так же поклонникам неспешного чтения классических авторов XIX, но в наше время авторский стиль кажется тормознутым, и ничего того, что я люблю в фентези (философия, отсутствие штампов, приключения, живость персонажей, интересные находки, юмор), здесь нет.

P.S. Кто из Украины — могу подарить свой том :-)))

  Оценка: 4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

Цикл «Песни Льда и Огня» попал мне в руки четыре года назад. Единственная книга в жанре фэнтези, которую я читала была «Властелин колец», но это было в 1987 году и потом я ничего подобного долго не могла найти, такого же впечатляющего, захватывающего и масштабного. И вернулась к жанру фэнтези спустя двадцать лет. Искала по принципу «самое читаемое». Цикл захватил с первых же страниц: эпический масштаб, интересные и яркие герои, множество сюжетных линий, заговоры, интриги, предательство, доблесть, смелость, мрачный мир Севера, сказочные существа за Стеной, забытые драконы — это и многое другое создано автором в этом цикле. Умом я понимаю, что эта история полностью фантазийна, земли Вестероса не существует, герои выдуманы... но повествование настолько впечатлило, что заставило почувствовать себя причастной к событиям ( наверное так же меня захватила только «Мастер и Маргарита» в 1988г и «Граф Монте-Кристо» в 85г ). Я практически проглатывала книги одну за одной. И сейчас, читая отзывы и комментарии на форуме, я понимаю, что многие вещи прошли мимо или были не поняты, чего-то я вообще не помню, т.к. мои впечатления были больше основаны на сиюминутных эмоциях. Поэтому я решила заново перечитать весь цикл, но постепенно.

Сейчас закончила «Игру престолов» и должна сказать, что мое мнение о некоторых героях в корне изменилось. Начну с короля Роберта. Поначалу мне его было жаль и казалось, что останься он жив было бы все по-другому. Но теперь понимаю, что ничего другого этот король не заслуживает. Он не справился со своим рангом и превратился в такого же безумного короля-Дракона, которого сам же и уничтожил. Он заслужил такую жену, таких приближенных и такой конец. Но в связи с этим мне все равно жаль Неда Старка — из-за безумств своего друга короля погиб этот благородный, преданный своему слову и своим принципам человек.

Далее Кейтилин Старк. В самом начале я ей очень сочувствовала, сочувствую и сейчас, на нее сразу и много чего свалилось, но... Теперь я в ней разочаровалась. Можно сказать, что все началось именно с нее. Она рекомендует Неду стать десницей, уже мысленно выдав замуж за принца свою дочь Сансу, она на эмоциях захватывает Тириона, зная, что ее муж и дочери находятся при дворе, более того поступает с ним так бездарно, а когда ее сын захватывает Джейме просит мира, зная, что огромное количество людей полегло в битве за своего лорда. Она дает сыну правильные советы, но сама поступает по-другому.

Санса. По-началу ничего кроме негодования на выходки глупой девчонки у меня не было. Но теперь мне ее очень и очень жаль. Санса нежная, послушная, ранимая, выросшая на сказках старой няньки, на песнях и сказаниях о доблестных рыцарях и прекрасных дамах, о справедливом, сильном и добром короле. Она до последнего пыталась сохранить веру в воздушные и розовые замки, держалась за нее, как за спасительную соломинку, верила в созданный собою миф. Но созданный ею мир рухнул и его осколки здорово покалечили ее и придется теперь Сансе учиться выживать в другом мире.

Тирион только в следующих книгах привлек мое внимание. Но сейчас я оценила его сразу — умный, одаренный, контактный, использующий любую возможность для выживания, умеющий просчитывать наперед. Он ключевая фигура в истории и мои симпатии на его стороне. Вот те о ком мое мнение изменилось.

Но мои прежние симпатии не изменились: Арья — умная, живая,  храбрая, сообразительная и одаренная девочка. Джон Сноу — он умен, чувствует различие между добром и злом, справедлив, умеет организовать и сплотить людей вокруг себя, он прирожденный лидер, подкрепляется все это тайной его рождения (плюс белый лютоволк ему в помощь). Конечно же привлекает Бран — мальчик с загадочным будущим.

Интересен Варис — мастерски умеющий вести «дворцовые» поединки и закулисную игру. Интересен Сандор Клиган — этакий мерзавец с порушенной судьбой и Теон Грейджой — «темная лошадка».

Принцесса Дейнерис — девушка мечтающая о доме с цветущим деревом за окном, пока по-прежнему интересна только как возродительница драконов и только.

Вот такие мои краткие впечатления от повторного прочтения первой части. Что говорить, цикл потрясающий!!! Мартин большой Мастер с богатым воображением, он создал завораживающую и очень захватывающую историю.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

Всякий раз за очередное фэнтези принимаюсь с опасением. Уж слишком мало в этом жанре сильных вещей и очень много – бессмысленных поделок. Из-за этого страха разочарования я постоянно откладывал «на потом» прочтение эпопеи Мартина. К счастью, опасения мои не оправдались совершенно – «Игра престолов» — масштабная и удивительно проработанная вещь, в которую автор вложил душу и немалый труд.

После прочтения первых глав романа мне так и хотелось назвать его «историческим». И действительно, временами единственное, что мешает применить к нему это определение – то, что это «история» вымышленного мира. Я был не удивлен, когда выяснил, разыскивая информацию о книге и авторе в Интернете, что одним из источников вдохновения для Мартина стала сага Мориса Дрюона «Проклятые короли». Ассоциации с «Проклятыми королями» начались с первых же эпизодов в Винтерфелле. Придворные интриги, соперничество знатных домов за королевский престол, амбиции и заговоры, войны и предательства – да, это то самое европейское Средневековье. За исключением того, что это не Европа, а мир, в котором зима и лето длятся годами, волки вырастают размером с тигра, а из северных лесов приходят чудовища и мертвецы. А еще здесь когда-то жили драконы…

Для Толкина была характерна эпичность, мифологичность, сказочность. Сапковский шокирует циничностью и разнообразной «жестью», а также неразрешимыми моральными дилеммами. Для фэнтези Джорджа Мартина ключевым словом может стать слово «реалистичность». Помимо вымышленного мира, фантастические допущения сведены к минимуму. За редким исключением фантастика является только «спецэффектами», сопровождающими развитие сюжета. Возможно, в дальнейших томах саги фантастики станет больше, но главное, чтобы это не нанесло ущерба сюжету и прорисовке характеров. Нет, сказочные и мистические элементы делают книгу интереснее, но прежде всего, «Игра престолов» — это история интриг и борьбы за власть, история войн и предательства. И это, в общем-то, замечательно – до Мартина вряд ли кто-то создавал «исторический» эпос полностью вымышленного мира, настолько детально проработанный, что остается ощущение, что у автора были в распоряжении исторические хроники какой-нибудь иной планеты. Какой труд и сила воображения вложены в этот роман – нетрудно представить.

«Игра престолов» начисто лишена мифологического черно-белого восприятия мира, толкиновской патриархальности. Семь королевств – это не уютный мир Средиземья: персонажи Мартина являются абсолютно реальными типажами, которые окружают нас в реальной жизни. Благородство и доблесть – это лишь то, что делает человека орудием в руках более хитрых и жестоких. Или становится причиной его падения и гибели. Нед Старк честен и милосерден – и поэтому не может отличить предателя от друга, судя о людях по себе. Он истинный рыцарь – но принесло бы его правление больше добра стране, чем правление столь же легковерного и нерешительного Роберта? Вот и Варис сомневается в том, что стране обязательно нужен благородный и мудрый король – достаточно и глупого и самонадеянного принца Джоффри, только бы мятежи не раскололи государство. Народу все равно, кто правит страной и по какому праву, лишь бы были поменьше налоги и обильней урожай – сообщает принцессе Дейенерис беглый рыцарь Мормонт. Наследство, честь династии, истинность благородного происхождения правителя – это лишь пустые слова, элементы «имиджа». Кто-то не признает нового короля? Любой рот заставят замолчать деньги или яд.

Впрочем, при этом в «Игре престолов» нет гротескной постмодернистской «чернухи», как, например, в «Ведьмаке» Сапковского. Это ощущение может создаться, если сначала ознакомиться с сериалом по книге – великолепно снятым, но, к сожалению, почему-то содержащим намного больше, чем в книге, секса и насилия. Нет, здесь все в меру – ровно настолько, чтобы стало понятно, что герои – живые, настоящие люди.

О Эддарде Старке я уже сказал достаточно – он представляет из себя именно тот тип воина, рыцаря, с убеждениями которого нечего делать в политике. Честно говоря, изначально он вызывает большую симпатию, но постепенно от нее остается только жалость. Простому человеку с Севера, живущему в беспокойном морозном краю, полном разбойников и диких зверей, не понять обманчивого покоя и зловещей роскоши королевского двора. Нет, лорд Старк вовсе не пример для подражания – скорее наглядный пример судьбы «сказочного рыцаря» в реальном мире.

Леди Старк пытается плести интриги – но она так же полглощена Севером, да к тому же одержима своими мелкими страстями, не в силах представить общей картины происходящего. События ее жизни кажутся ей преувеличенно важными, в то время, как происшествие с Браном остается на периферии конфликта. Главным для нее становится найти заказчика убийства, и это мешает Кейтилин увидеть целостную картину и опасность, грозящую ее супругу. Она вызывала бы однозначную симпатию – если бы не эпизод прощания Джона с Браном (прочитавшие поймут). Ее чувства и события Винтерфелла закрывают для нее весь остальной мир.

Трудно сказать что-то о старшем сыне Неда, Роббе, слишком уж он старается подражать отцу во всем и идти по его стопам. Бран – куда более интересный персонаж, поскольку извечный путь Старков-воинов для него закрыт. Он вынужден сделать своим главным оружием разум. Неудивительно, что Тирион симпатизирует ему.

Джон Сноу… На первый взгляд он тоже точная копия Эддарда Старка, но очень смущают намеки на тайну его рождения. Уж слишком непохоже на Неда — плодить бастардов. Но, как бы то ни было, воспитание в доме Старков вполне сказалось на Джоне. Он – тонко чувствует добро и зло, обладает обостренным чувством справедливости, но при этом зачастую слишком прямолинеен. По сути, он такой же идеалист, как и лорд Старк.

Санса и Арья – две противоположности. Арья унаследовала боевой характер, интуитивную нетерпимость к подлости. Однако, в отличие от отца, она весьма прозорлива и очень подозрительна – жаль, что Нед Старк так мало уделяет внимания ее словам… Санса столь же доверчива, как и ее отец, если его обманула старая дружба, то ее – влюбленность. Из всех персонажей саги, она, пожалуй, раздражает пока больше всех – откровенным непониманием человеческих характеров и поразительной способностью к самообману. Она находится в плену стереотипов и мечтаний, настолько, что только очень жестокий урок способен выбить ее из этого вымышленного мира.

Ланнистеры, как и положено злодеям, весьма колоритны. Особенно неприятен Джоффри – его мерзкий характер и отношение к окружающим порождены исключительно воспитанием и наследственностью, и ничем не могут быть оправданы. Серсея, в общем-то, полностью раскрывает свои мотивы в беседе с лордом Старком – но даже это ее не оправдывает. Джейме Цареубийце (откуда в Семи Королевствах цари – это нужно спросить у переводчика, так же, как и почему в тексте присутствует слово «лет» в значении «годов», если лето в этом мире длится значительно больше года), как ни странно, свойственны какие-то зачатки благородства – только требования Серсеи заставляют его поднять руку на Брана. Впрочем, ранее он не колебался, убивая внуков Безумного Короля… Так или иначе, он вызывает уважение разве что как воин. Лорд Тайвин Ланнистер появляется на страницах «Игры престолов» совсем ненадолго, но этого хватает, чтобы понять, почему Джейме и Серсея выросли такими, как они есть. А вот их брат Тирион – «белая ворона» в семье. Будучи карликом, он испытывал на себе достаточно неприязненное отношение со стороны своего отца. Поэтому амбиции Ланнистеров и их хищническая мораль мало интересуют Тириона. Он, при всей своей циничности, не смотрит на окружающих, как на орудие к достижению цели; власть вообще мало интересует его. Тирион – человек мыслящий и чувствующий, он – исследователь по натуре. И еще: он знает о человеческих слабостях и слабых людях больше, чем кто-либо из Ланнистеров. При не слишком большом влиянии на сюжет Тирион становится, пожалуй, самым колоритным и интересным персонажем. Что особенно приятно, автор не наделяет его нарочито положительными чертами, вроде доведенного до абсурда стремления к справедливости, характерного для Неда Старка; но при этом он совершенно лишен, повторюсь, типичного властолюбия и жестокости Ланнистеров. Слышал мнение, что Тирион является альтер-эго автора в мире романа; учитывая его интерес к литературе, возможно, так оно и есть. Так или иначе, именно он больше всего понравился мне из всех персонажей книги – своим остроумием и здравомыслием, человечностью и умом.

Король Роберт – довольно жалок и весьма раздражает. Его нельзя назвать плохим человеком; но он категорически не на месте в жизни. Прямой и открытый характер Роберта и его отвращение к интригам делают его легкой добычей заговорщиков; склонность к алкоголизму добивает его. Становится жаль, что он не остался обычным местным лордом: значительные государственные задачи совсем не для него.

Что касается Таргариенов, то с Визерисом все просто – еще один властный сопляк. Жаль, что Джоффри не постигла его участь… А вот Дейнерис – еще один симпатичный мне персонаж. В отличие от прочих персонажей книги, ее личность показана в динамике развития. Пожалуй, сюжетная линия последних Таргариенов – самая драматичная, сложная и непредсказуемая в книге; история потерь и обретения. Не имея ничего, неожиданно найти свой дом и любовь и вновь все потерять; и найти в себе силы встать и продолжить борьбу… Чудовищные испытания превращают Дени из хрупкой девушки, запуганной братом-садистом, в истинную королеву, в свои четырнадцать лет она сполна познала и любовь и ненависть. Что бы не было с ней дальше, вряд ли кто-то сможет теперь внушить ей страх.

Писать обо всех, впрочем, долго и бессмысленно. Выше описана едва ли треть персонажей «Игры престолов», и среди тех, что не попали в список, есть весьма интересные. Вкратце изложу «рейтинги самых-самых».

Самые интересные и симпатичные:

1. Тирион Ланнистер. Он нравится почти всем – а какому книжному червю он не покажется родственной душой? Впрочем, сравнивать себя с этим персонажем нескромно; он, если не мудр, то весьма умен.

2. Принцесса Дейнерис. Ее душа словно бы пробивается сквозь каменную скорлупу, как новорожденный дракон. Любовь разбивает скорлупу страха, а боль потери убивает в душе принцессы последние иллюзии. Виновата ведьма-мейега в случившемся, или нет, принцесса, не колеблясь, посылает ее на костер – поступок жестокий и политически грамотный; поступок истинной королевы.

3. Арья Старк. Девочка намного умнее свое отца – без комментариев. К тому же, очень выгодно смотрится на фоне жеманной и недалекой Сансы.

4. Бран Старк. Мне он кажется самым умным из наследников Неда Старка.

5. Пятое место разделю между тремя персонажами: Джон Сноу (но не дайте боги ему сунуться в политику вслед за Старком), Бронн (наемник с циничным чувством юмора.. знакомый типаж, не правда ли?) и Сандор Клиган (похоже, я тоже испытываю сочувствие к «калекам, бастардам и сломанным вещам»; типичный пример мерзавца-который-был-бы-нормальным-если-бы-не-сволочна я-судьба).

Самые неприятные и раздражающие:

1. Принц Джоффри. Дурак, садист, избалованный мальчишка. К сожалению – король.

2. Визерис. Дурак и садист. К счастью, не король.

3. Мизинец. Подлец. К сожалению – не дурак. Не король – зачем ему?

4. Лиза Аррен. Абсолютная патология.

5. Эддард Старк, его дочь Санса и король Роберт. Отличаются умом и сообразительностью…

Пятиминутка психоанализа. Совсем не братские чувства и отношения между братом и сестрой встречаются в «Игре престолов» весьма часто. Еще наблюдение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если персонаж – крутой «мачо», «конкретный мужик», человек чести и любитель решать проблемы с помощью меча – он скоро умрет (Роберт Баратеон, кхал Дрого, Нед Старк). Если же у персонажа проблемы со здоровьем или психикой – он с нами надолго.

И еще по поводу фантастичности. Как ни странно, но именно минимальность фантастических элементов привлекает в этом романе больше всего. Причудливый климат Семи Королевств – в первую очередь метафора приближения смутных времен. Иные – появляются только раз, но этот эпизод реально вызывает жутковатые ощущения. Правда, судя по драконам, дальше фэнтези будет больше, чем «псевдоистории» — но делать выводы рано.

И животноводство. «Фэнтезийность» представлена в том числе и присутствием лютоволков -  огромной разновидности волка, неплохо поддающейся приручению. Я не любитель собак, но даже меня эти преданные и умные звери сумели растрогать. Как жалко, что в экранизации вместо темы братьев наших меньших решили раскрыть другую, более востребованную. А ведь волки должны были присутствовать в трех боевых сценах! Впрочем, сериал – это уже другая проблема…

Достоинства книги:

проработанный, невероятно убедительный мир;

множество «живых», проработанных персонажей;

достоверный психологизм;

неоднократные примеры превосходства ума над силой;

сложный и крайне непредсказуемый сюжет.

Недостатки: как таковых нет. Хотя кого-то может покоробить навязчивая тема инцеста. Есть также мелкие ляпы вроде «легкоплавкого» золота и сомнительные «находки» вроде «боевых евнухов».

Итог: масштабность эпопеи Мартина превышает размах всех его «конкурентов», а ставка на реалистичность и «псевдоисторичность» резко отделяет его и от адептов «Страны Эльфов», и от чернушников, живописующих легкодоступных принцесс в батистовых трусиках и веселую расчлененку.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

О произведениях такого рода всегда сложно написать полный и всеобъемлющий отзыв, потому что для этого требуется ум и свободное время. Ни тем, ни другим в избытке не обладаю, поэтому писать буду так, как получится и посмотрим, что из этого выйдет.

Для начала мысли о сериале, хотя книгу прочитал еще года три назад, когда о сериале был ни сном, ни духом. Просто люблю начинать с наименее приятной части, чтоб перейти затем к более приятной. Из всего сериала понравилась только третья серия (память о себе оставила еще пятая серия, которая, внезапно, стала чемпионом по подаче невхарактерной отсебятиныОО). Кстати, на третьей серии остановлюсь поподробнее, она еще пытается сохранить дух книги. затем уже разрыв становится просто непреодолимым. Итак, сначала была добротная сцена заигрывания Джейме с Недом и обоюдным троллингом, затем Мизинец вместе с Джорахом Мормонтом проявляли чудеса конспирации, заявляя прям в тронном зале/посреди кхаласара, дескать Кет приехала в столицу/мне надо в Квохор доложить что Дени беременна. Вообще вся серия состоит из череды воспитательных моментов, причем строго мужских: Нед заставляет задуматься о жизни Джейме, тот в свою очередь идет сначала утешаться инцестом с Серсеей, а затем заставляет пораскинуть мозгами Роберта. Тирион наставляет на путь истинный Джона, а самого Тириона тут же воспитывает Бенджен Старк. И все происходит в остроумных диалогах и колких замечаниях, что очень радовало. Вот выбросить бы из сериала всех баб (ну ладно, не всех, шлюхи, Арья и старая Нэн пусть останутся) и проблем в Вестеросе сразу станет меньше. А так мы имеем:

1) Сансу Старк, которая своей постной миной вызывает мысли о суициде, не удивительно, что Джофф стал таким неуравновешенным, ему на этом чудовище еще жениться... бедный мальчик.

2) Дейенерис Таргариен, прекрасный книжный персонаж, воплощенный уж очень убого, актриса играет не хуже окружающих ее растений, но и не лучше... И это на фоне великолепного Визериса=/ Мда, не того Таргариена выбрали сценаристы, не того... Хотя Кхал был бы против такой рокировки=))

3) Кейтилин Старк, ладно, простим ей расхождения во внешности с книжным прототипом, но без книги за ее логикой уследить ну очень сложно. Над ней будто злой рок висит, какое бы решение она не предприняла, все оборачивается ко злу, причем мирового масштаба. А жаль — характер у нее что надо, но увы, в политика ей играть не стоило, не тот уровень.

4) Серсея Ланнистер, к которой претензий меньше всего, так как она не запомнилась вообще ничем из первого сезона. Временами говорила что-то, дважды нагло соврала про ребенка от Роберта и вроде все.

5) Лиза Аррен, которая наименее адекватна из всех перечисленных. Бедняга Джон Аррен, который ради мечей Хостера Талли женился на этой полоумной...

Даже если исключить хотя бы этих индивидов. уже бы житуха началась что надо) Мужики бы набили друг другу хари, обсудили все остроумно и пошли бы бухать спокойно. Ну ладно, некоторые бы не пошли, так как не все воины уровня Джейме, Неда или Роберта, но выжившие бы точно помирились и сказка бы кончилась счастливо=) В принципе, сериал сам по себе довольно неплох, много было удачных моментов иллюстрирующих книгу, да и упор на экшн вместо подтекстов и философий тоже понятен. Так что смотрел сериал, параллельно перечитывая книгу и даже получал удовольствие)

Теперь по поводу книги. О ней говорить сложнее, к ней претензии предъявлять глупо, так как Мартин будучи перфекционистом выписал все так тщательно, что рука не поднимется обвинить его в недостоверности) И герои поступают так, как надо, так как им предписано характером, и реагируют на обстоятельства они тоже согласно их собственной логике. Правда чтоб во всех хитросплетениях разобраться надо уделить книге очень много времени и внимания, но это только плюс. Кроме того, самое интересное происходит вообще вне страниц романа: мне всегда было очень любопытно узнать, а кто же мать Джона? и что на самом деле случилось между Лианной и Рейегаром? каков он был, Рейегар? Что толкнуло Джейме стать цареубийцей? Благо, хоть Мартин на все вопросы оставляет зацепки и при желании все можно объяснить и понять)

По поводу Джейме натыкался когда то на интересный текст, к сожалению, сейчас я этот текст найти не смог, потому воспроизвожу по памяти, плюс свои мысли:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда к Джейме не то во сне, не то в видении приходят покойные сослуживцы, призрак Рейегара упрекает Джейме не в том, что он убил Эйериса, а в том, что не защитил Элию и детей. Я, говорит Рейегар, их, между прочим, на тебя оставил. Пока Джейме благородно спасал столицу от дикого огня, прорубая путь до и сквозь Эйериса, он совершенно забыл о женщине и детях, которых должен был защищать. Что еще хуже, именно он – единственный человек в Гавани, который мог их спасти (Рейегар не дурак и знал, кому что поручить). Люди Тайвина, желавшего выслужиться перед Робертом и положить к трону трупы девочки и мальчика Таргариенов, не остановились бы ни перед кем. Кроме Джейме, ибо сын того самого Тайвина. К тому же один из лучших рубак Вестероса, так что, окажись кто-нибудь из посланников Тайвина (читай — Гора) недостаточно понятливым, на какое-то время Джейме его точно бы нейтрализовал. Само собою, в создавшейся ситуации безупречный выбор для Джейме невозможен. Никто, кроме него, не мог спасти Элию, девочку и младенца от людей Тайвина. Никто, кроме него, не мог спасти город, убив безумного короля. Разорваться не выйдет, и выбирать все равно пришлось бы. Но Джейме сосредоточенно шел именно к Эйерису. А почему? Нам известно, что Джейме сначала очень покоробила казнь Старков, настолько покоробила, что Белый Бык отвел его в сторонку и прояснял некоторые моменты. Затем Джейме дежурил у дверей Рейеллы в ночь, когда безумный король сжег своего десницу. В эту ночь Эйерис пришел к своей жене и затем говорили, что ею будто зверь овладел: женщина вся была в укусах и синяках. Ночью она кричала и умоляла его остановиться, легко представить как это подействует на 17-летнего парня, трепетно любящего свою даму сердца. Он один из последних романтиков семи королевств, а тут такое... Естественно ему хотелось защитить ее, но, как верно заметил Джон Дарри, они поклялись защищать королеву не от короля. И вот, в третий раз (который нам известен), остужать пыл Джейме уже не кому: и Белый Бык и Джон Дарри находятся у башни Счастья, поэтому он просто берет свой острый ножик и идет заслуживать прозвище «Цареубийца». Об Элии и детях он просто забыл.

Несколько мыслей по поводу Рейегара:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тихий мальчик, любящий книги и тяготеющий к учебе вдруг однажды спускается во двор, подходит к мастеру над оружием и говорит. что видимо ему надлежит стать воином. С чего вдруг? Прочитал пророчество? или что то еще? Да и будучи воином он не блистал, вплоть до одного памятного турнира. В финале данного турнира Рейегар сражался и сиром Артуром Дейном и одолел его. Один единственный раз он сражался вдохновенно и безошибочно. Конечно Дейн, как лучший друг Рейегара мог и поддаться, но до финала то тот все таки дошел сам. А как? Наверняка из-за любви к Лианне. Ее лицо его вдохновило, ее взгляд он ловил в перерывах между схватками, ей он подарил цветы королевы турнира, забыв даже о своей жене. И как бы ни голосил Роберт, а у Рейегара с Лианной была большая и взаимная любовь. Если уж Рейегар в видении Дени, умирая, шепчет имя Лианны, а башню, где они вдвоем провели на юге короткий медовый месяц, назвал Башней Счастья. Более того, Лианна была не просто любовницей, но королевой – поскольку позже в одном из видений она в короне из тех самых зимне-голубых роз. И уж конечно он не насиловал свою королеву сотни раз. Обстоятельства смерти Лианны — отдельная песня, однако пару намеков оставлю: Лианна умирает в крови, сжимая розы, подаренные возлюбленным, прося Неда дать какое то обещание, которое тот помнит и спустя 15 лет. Более того, Нед вспоминает это обещание когда видит любовницу Роберта и новорожденную девочку Барру у нее на руках... К чему бы это?)

Ушел я тут далеко за пределы первой книги, ну ничего, зато потом уже не буду к этому возвращаться)

Ну и стоит также немного поговорить обо всех ПОВах Игры Престолов.

Пролог. ПОВ Уилла. Сама по себе эта часть повествования содержит одну, но большую вкусность всей книги (а заодно и единственную вкусность такого рода), а именно — иных. Что за существа, чего хотят, зачем идут — не понятно. Зато явно видно, что они скорее всего не злые и не плохие, они просто другие... Иные. Нам показан небольшой отряд бойцов, которые брели по лесу, наткнулись на людей, остановились размяться и потренироваться, затем пошли дальше. Все честно, поединок был по правилам один на один. Что поделать, что люди такие хрупкие. Кстати, по поводу людей: у каждого из трех дозорных свой грешок на душе. Гаред — трусливо сбежал и, если судить по первой главе (именно главе, в сериале все иначе), то он не видел белых ходоков, во время схватки Уэймара Ройса он уже скакал во всю прыть на всех трех конях. Иначе не выжил бы. Уилл тоже трус, но только потому, что в ответственный момент он закрыл глаза. Конечно шансов спастись у него не было, Гаред уже в это время линял, но так хоть жил бы подольше. И сир Уэймар Ройс. Единственный, кто пересилил свой страх (хотя голос дал петуха, а руки державшие меч дрожали) и стал сражаться, понимая, что шансов выжить у него нет. Он умер потому, что не умел быть хорошим начальником. Парню ведь всего 18 лет было, он из богатой семьи, на стене не давно, не удивительно, что он ни во что не ставил своих подчиненных. Это его и сгубило.

Джон и Дейенерис. Эта парочка отвечает за сказочную составляющую Песни. Сказка кстати идентифицируется как золушка, ибо похоже до жути. Особенно похожа история Дени, с Джоном все мягче и размазанней во времени, но смысл тот же: угнетаемый ребенок обнаруживает в себе что то новое и с ходу становится королем/кхалиси/лордом-командующем. Тут сказки обычно заканчиваются. Мартин конечно линии заканчивать на таком месте не собирался и потому за этим следует самое интересное. Строго говоря линия Дени в первой книге не особо интересна, все по канону. А вот потом... конец первой книги и дальше все становится очень даже ничего) Правда в конце третьей и во всей пятой книгах ее линия опять буксует, но это я уже далеко забежал. С Джоном в первой книге дела обстоят поинтереснее, за счет хотя бы того, что он интуитивно понимает мир очень тонко и верно. Типичный Старк. Никто из породы Талли, увы, на такое не способен.

Арья и Бран. Эти двое во всем цикле отвечают уже за мистическую составляющую. Они кстати идут по сходному пути с Джоном и Дени, но пойдут глубже и дальше. Однако в первой книге это просто дети, не больше, но и не меньше.

Эддард. Самый трагичный персонаж книги. Но не потому что гибнет, точнее не только по этому. Суть трагедии в том, что Нед интуитивно очень верно понимает намеки богов, а вот с анализом и здравомыслием у него несколько туговато. Нет бы бросить цепь десницы на стол, взять свой автомат меч, кликнуть братву и валить в Винтерфелл сразу как только начали катить бочку на Арью в родовом поместье Дарри. Ну да ладно, книги Мартина не знают сослагательного наклонения.

Тирион. Удивительно, но этот карлик и урод — чуть ли не единственный человек с ограниченными возможностями, который действительно работает над собой и становится нравственнее, лучше, духовно сильнее. Ни олигофрен-Гора, ни истеричка-Лиза, ни Русе Болтон со своим бастардом нам такого не показывали. Во время игры престолов же видно, что именно от Тириона стоит ждать по настоящему интересной линии, хотя всю первую книгу он плывет по обстоятельствам говоря умные мысли и остроумные шутки.

Кейтилин. Мудрая женщина, которая понимает политику в теории на твердую пятерку. Но она как то всегда забывает, что есть политики посильнее ее и вообще не учитывает факт, что ее возможно сделают по всем фронтам в Игре престолов. В итоге ей быстро показывают, чего она стоит на практике, но дамочка не успокаивается. Однако на ошибках конечно учится, в дальнейшем даже показывает неплохие результаты, но... Впрочем это уже другая история.

Санса. Испытывал к ней лишь презрение: она пока не личность, она хочет казаться таковой, но она пустышка в красивой обертке. не более. Конечно в будущем за ее воспитание возьмутся правильные люди и она станет интересной, но пока лишь презрение.

Кроме того, стоит отметить главную особенность автора: каждая глава подается с учетом мировосприятия обладателя ПОВа, так если берется ПОВ ребенока, то ребенок верно подмечает все внешнее, но не всегда правильно интерпретирует и понимает увиденное.

Хотел еще написать про сильных политиков Вестероса, расстановку сил и т.д. но устал=/ так что оставлю все прочие мысли для отзыва по Битве королей)

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

Лично для меня Мартин закрыл тему эпик фэнтези. Это, конечно, не означает, что я перестану читать подобные серии. Но ни одно творение ни в литературе, ни в кино, ни в игровой индустрии не доставили мне такого наслаждения и таких эмоций и, видимо, уже не доставят. После Мартина шкала 1-10 потеряла свою целостность. Ведь после десятка-другого книг с высшим рейтингом 10 отдельно на отметке «о мой Бог 100 баллов» стоит ПЛиО. И волей-неволей сравниваешь с Песнью... все остальные книги, которые хороши, очень даже хороши, но, как говориться, всё равно не ПЛиО.

Мир просто идеален и прописан до мелочей. Наверное только Толкиен создал вселенную с подобным вниманием к деталям. Но вселенная Професора слишком абстрактная и слишком фэнтезийная, а тут суровое средневековье с щепоткой магии для пикантности. Да только изучая энциклопедию ПЛиО отдельно испытываешь восторг.

Персонажи неоднозначны, насколько это возможно. События переплетены во времени и пространстве, насколько это возможно. Зацепок, тянущихся от первого тома до последнего так много, насколько это возможно. Войны, предательства, интриги, месть, восхождение к власти...продолжать можно до бесконечности. Позволю себе избитую фразу(не могу поступить иначе): это шедевр! В общем один из стимулов пережить конец света для меня — это прочтение Ветров Зимы.

P.S. А людей,которые не понимают ПЛиО мне просто даже жалко, потому как они не могут получить ТАКУЮ гамму чувств в ТАКОЙ мере (объём то не малый).

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

Любите передачи вроде ЧП (чрезвычайное происшествие)? Обожаете грязь и насилие в лучах прожекторов и под увеличительным стеклом? Не верите в существование бескорыстия, самопожертвования, любви к родине и прочей муры? Игра престолов  - ваша книга!

Что касается живых и реалистичных героев получивших высокие оценки критики, вас ожидают:

1.Безжалостный тиран якобы не терпящий попыток собой командовать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он же по просьбе подруги жены (озвученной прилюдно!) заставляет верного соратника надеть шутовской колпак
. Представил в роли тирана Иосифа Виссарионовича получается смешно.

2. Женщина-регент при малолетнем короле (на шатающемся троне) позволяет мальцу казнить влиятельных и уважаемых людей объясняя примерно так: молодой, горячий, перерастет. Притом что сам факт восхождения данного чада на престол при полном отсутствии поддержки и влиятельных конкурентах весьма загадочен.

3 Дочь богатого семейства, с характером припортовой ( не путать с разжиревшей амбарной) крысы, избивающая уличных пацанов.

И так практически с каждым, поверить в отдельно взятого персонажа можно, во всех – извините нет.

Признаюсь честно не дочитал, может дальше все странности коих гораздо больше вышеперечисленных и найдут объяснение, но продираться сквозь заросли фальши в сомнительной надежде быть вознагражденным не смог.

  нет оценки 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 20 ]  +

В свое время открытие для себя такого замечательного сайта как фантлаб было настоящей радостью — форум, оценки, отзывы....Естественно, меня не мог не заинтересовать раздел «рейтинги», где пальму первенства держал некий (для меня тогда) Джордж Мартин со своей эпопеей «Песнь Льда и Огня». Откровенно говоря, прочитав отзывы и посмотрев на столь высокие оценки, я был весьма искушен и отложил денюжку на покупку первого тома «Игра престолов». Купил. Настал тот день, когда выпал первый снег, я лег на диван, прикрылся пледом и включил лампу.

Я никак не могу упрекнуть Джорджа Мартина в некоторых вещах. Написано хорошим, местами даже сочным языком (отдадим должное переводчику). Отлично передан дух Средневековья, обычаи разных народов (картины со сценами сексуального характера меня не смущали, наоборот, Мартин хотел добавить реализма, иногда, увы, столь сурового). Неплохо прописаны герои произведения, особенности характеров, внешности. Почти что идеально подходящее название для книги — игра престолов...На этом я остановлюсь, поскольку дальше пойдет не очень приятная часть — почему же «Игра престолов» мне не понравилась так, как бы мне этого хотелось? Во-первых, причина в том, что я не любитель творений, описывающих множество интриг, коварностей и прочие «грязные» вещи. Таковы вкусы. Во-вторых, я не увидел здесь «неожиданных поворотов сюжета», о которых мне говорили некоторые люди, которые мне советовали к прочтению эту книгу — все довольно предсказуемо, как по мне. Произведение написано эталонно в плане составления хорошего сюжета — берем интересных героев и лепим «неожиданности». В-третьих, сам сюжет мне показался нединамичным и местами скучным — первые 200 страниц я «осиливал», но все же банальное желание «узнать что же там дальше» и потраченные деньги не дали мне отложить книгу и я ее прочитал. Не скажу что мне жаль потраченного времени. Ознакомление с новым автором всегда полезно для расширения кругозора.

Но книга не будет стоять у меня дома в «сокровищнице». Сделаю районной библиотеке подарок к Новому году в виде творения Мартина «Игра престолов». Уверен, что кому-то она придется по душе больше, да и мне будет весьма приятно осознавать, что хотя бы одному человеку книга подарила отлично проведенные зимние вечера в уютном кресле.

  Оценка: 6 
Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация