fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.75
Оценок:
6027
Моя оценка:
-

подробнее

Танец с драконами

A Dance with Dragons

Роман, год; цикл «Песнь Льда и Огня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Битва за битвой. Измена за изменой. Интрига за интригой.

Самое ценное в Семи Королевствах — трон, выкованный из тысячи мечей в пламени дракона. Но одновременно — это наиболее шаткое сооружение, ведь «короли нынче мрут как мухи», а со всех сторон облизываются шакалы, только и мечтающие забрать власть и править. Некоторые из них считают престол Вестероса своим по праву, некоторые возомнили себя Эйегоном Завоевателем, добывшим власть кровью и заплатившим за нее железную цену.

В схватке сошлись северяне и южане, запад и восток, а тем временем наступает зима...

Полчища мертвецов поднимаются из могил...

И да спасут вас боги в этот темный час...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Фэнтези (8 530 голосов)

лауреат
Локус / Locus Award, 2012 // Роман фэнтези

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2012 // Зарубежный роман года T. 1

лауреат
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2012 // Роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Фэнтези года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Приз зрительских симпатий: Книга (43,2%)

лауреат
Портал, 2013 // Переводная книга ("Астрель")

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2013 // Книга года T. 2

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2013 // Переводная книга фэнтези (США)

лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман в двух томах

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 3-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Любимая книга (7 617 голосов)

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2012 // Роман

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2012 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2012 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Фэнтези или хоррор (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги: Самая долгожданная книга

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книга года

номинант
Мраморный фавн, 2012 // Переводная книга

номинант
Premi Ictineu, 2013 (V) // Роман, переведённый на каталанский (США)

Похожие произведения:

 

 


Танец с драконами. Грёзы и пыль
2012 г.
Танец с драконами
2013 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2014 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2016 г.
Танец с драконами. Грезы и пыль
2019 г.

Аудиокниги:

Танец с драконами
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance With Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
Танок драконів
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  61  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть легенда, что как-то утром некто Джордж, чей книжный цикл был славен и могуч, но с четвертой книгой обзавелся заметной одышкой, нашел у себя на столе некую записку:

«Здравствуй, многоуважаемый автор! Звать меня Баксус Халявамон. Специально для тебя у меня есть семь заповедей, соблюдая которые ты сделаешь свой пятый том краше предыдущих и сохранишь свое имя в веках.

1.Словоблудие. Да не будешь ты знать умеренности в изложении мыслей своих. Пиши, пока позволяет максимальный формат издания. Где можно использовать слово, используй абзац, где хватило бы страницы, пиши целую главу.

2.Героеплодение. Пусть новые и старые второстепенные персонажи плодятся и размножаются, пока не заполонят собой все страницы. В случае чего, ты всегда успеешь их убить.

3.Сюжетозатягивание. Ибо сказано Скарлет Охарой «Я подумаю об этом завтра», а Рандом Алтором «Я сделаю это в следующей книге». Твоим героям некуда спешить, а тебе незачем продвигать сюжет. Вон некто Миура, также внимавший моим заповедям, с восьмидесятых закончить никак не могет, и ничего.

4.Порноописание. Твои книги столь велики благодаря подробным описаниям того, как герои сношают друг друга. Именно им. Поэтому этих описаний нужно еще больше и они пусть станут еще подробней. Кому, скажем, интересны мысли некой барышни о безвыходной ситуации? Пусть она лучше несколько страниц орально удовлетворяет кавалера и размышляет об этом.

5.Внезапноповоротие. Чтобы читатель не возомнил, что все одно и об одном же, вворачивай «все не так» где можно и нельзя. Начни с «а вот этот на самом деле не умер» и дойди до чего-то вроде «а вот у этого все пять книг в чулане лежала атомная бомба».

6. Концезависание. Ты уже исполнил заповедь сюжетозатягивания? Отлично. Теперь подвесь все сюжетные линии в воздухе, толком ни одну не завершив. Читатели любят интригу.

7.Фигаваманепродолжение. Окончив труд, позволь себе справедливый отдых. Раздавай интервью, пиши сценарии, езди по конвентам. Словом, делай все кроме написания следующей книги. Держи интригу.

Исполнив все семь заповедей, ты напишешь шедевр на все времена».

Правдива это легенда или нет, никто уж не знает. А арифметика моего итога проста. От максимальной оценки я отниму число заповедей Баксуса, коим автор таки внял.

Оценка: 3
– [  57  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как правило, рецензии на книгу читают для того чтобы сравнить собственные впечатления или решить «стоит ли это чтиво моего времени?» В случае с «Танцем» это правило не совсем работает – новички все равно начнут с первой книги цикла, ну а «старожилы»… «Старожилы» услышав вопрос «Стоит читать?» просто горько рассмеются вам в лицо.

Сколько лет ждали эту книгу? Шесть? Многих ли событий в своей жизни человек ожидает так долго? К счастью, даже самая долгая дорога когда-нибудь заканчивается. 12 июля 2011 года – красный день в календаре каждого фаната Мартина как пошутили на русском фан-сайте Мартина «Семь королевств».

Итак, книга вышла. О русском официальном переводе еще ничего не известно, однако фанатский перевод движется на удивление быстро. «Цитадель Детей Света» и команда на Нотабеноиде словно «конкурирующие фирмы» подстегивают друг друга. Так что готовый перевод – дело ближайших месяцев.

Но что же ждет нас ? Первая книга вышла в далеком 1995 году, а сейчас на секундочку 2011-ый. Огромный отрезок времени за время которого могло поменяться многое в том числе и Мартин. Могло.. но не поменялось. Забегая наперед, спешу сообщить, что Мартин все тот же и волшебная аура предыдущих книг никуда не делась. Вы все так же будете жадно поглощать главу за главой, наслаждаться мельчайшими подробностями и с тоской поглядывать на растущую нумерацию страниц, осознавая, что скоро и эта книга закончится. Вас не должно вводить в заблуждение то, что книга кажется огромной по объему — с ней не надо спешить. Да и вообще, с книгами Мартина никогда не стоит спешить. Здесь как раз тот случай, когда надо наслаждаться процессом. Некоторые главы просто требуют после собственного прочтения отложить книгу, хорошенько все обдумать и «разложить по полочкам».

И все же, сказать, что «Танец» полностью оправдал мои ожидания, было бы неправдой. Что не понравилось?

Начнем с наиболее популярного «обвинения», которое сейчас можно прочитать на форумах: «отсутствие экшена». Да, «Танец» гораздо ближе к «Пиру для ворон», чем к «Буре мечей», и это видится мне проблемой. Одним из главных достоинств Мартина для меня всегда было не просто подать какое-то событие, а показать его результаты и влияние на дальнейшую историю. Да, описание батальных сцен у Мартина никогда не было сильной стороной, но одно дело красиво описать битву, совсем другое – суметь описать то, к чему эта битва в результате привела. Грубо говоря, раньше использовался шаблон: «глава с громким событием»- «несколько медленных глав» (показывается влияние этого события) — «глава с громким событием». Весь «Пир» состоял из «несколько медленных глав». И большинство фанатов ожидало возвращения прежней скорости в «Танце». Увы. Да, здесь событий гораздо больше, чем в «Пире», однако по меркам прежних книг, в «Танце» практически ничего не происходит. Единственное событие которое всерьез изменяет баланс сил в Вестеросе подается одной скромной главой, зато читателю в огромных количествах предлагаются описания речных берегов, дотракийских степей, и экзотических блюд города Миирин.

Далее. В цикле еще не было таких книг, где столько героев и событий оставалось в подвешенном состоянии. Мы ожидали ответы на вопросы, а получили еще больше вопросов.

Вы прекрасно знаете, сколько грязи сыпалось на голову Мартина в связи задержкой «Танца» … от своих же фанатов. Безусловно, этому нет оправданий. Но то, что в ответ делает Мартин со своим читателем, оставляя столько открытых вопросов — уже попахивает мазохизмом. А ведь до «Ветров зимы» минимум 3 года ожиданий!

Хочу подчеркнуть особенность автора сортировать главы. В «Танце» в основном речь идет о Севере и событиях в Рабовладельческом заливе. Все это совсем немного разбавлено главами из Браавоса и Королевской гавани. Так вот, если после прочтения какой-то главы вам дозарезу хочется узнать, что там дальше – готовьтесь прочитать главы ВСЕХ других ПОВ'ов, прежде чем автор вернется к интересующей вас проблеме. Или вообще не вернется. Я (как и все другие) полкниги ждал чем закончится схватка между огненным мечом и ножом для сдирания кожи – да так и толком не узнал.

Ну а если сделать над собой усилие, и воспринимать книгу, такой как она есть, а не такой, какой ее бы хотелось видеть, то можно заметить очень много интересного. Главы некого карлика как всегда полны острого черного юмора. Черного как в инквизитора Глокты из романа Аберкромби и острого как в Майлза Форкосигана из вселенной Лоиз Макмастер Буджолд. Другие персонажи тоже не теряются. Благодаря ним даже самый консервативный читатель еще раз убеждается, что границ для человеческой жестокости и любви, предательства и дружбы, цинизма и чести практически не существует. Своим жестким реализмом Мартин словно двуручным мечом разрушает типичные фэнтези-клише про юных мудрых принцесс, храбрых укротителей драконов, добрых волшебников и … счастливый конец.

Впрочем, я мог и погорячится с последним предложением. Нас ждут еще две книги, и будем надеяться, что под финал Мартин все-таки вспомнит, что хорошая история – это история, которая хорошо заканчивается.

P.S. Если прочтение последней главы в Черном Замке оставило вас в … скажем так … в шокированном состоянии – не отчаивайтесь. На главном английском фан-сайте Мартина «Вестерос» в местной энциклопедии по миру «Песни льда и пламени» есть замечательный раздел «Пророчества», где анализируются все предсказания на страницах цикла. Найдите там пророчества из пятой книги – и, возможно, окажется, что все не так плохо, как показалось на первый взгляд.

Оценка: 8
– [  48  ] +

Ссылка на сообщение ,

Песнь моросящего дождика и остывающего пепла.

Грустно. Грустно, когда выдающееся литературное произведение медленно, но неотвратимо скатывается под откос, подобно поезду, перегруженному тоннами букв, смыслов и сюжетных хитросплетений. Раз допустив по отношению к своему герою литературное мошенничество, автор не смог остановиться и натуралистичность, естественность происходящего в ПЛИО начала все более размываться. Мир, в первых книгах живший своей жизнью, все больше покрывается уродливыми складками, образующимися под влиянием необоримой авторской руки, пытающейся с натугой натянуть декорации на каркас своего замысла, вступающего с ранее рассказанной историей во все более явный конфликт. Подпорки давят на реальность, протыкая ее своими уродливыми рогатинами в стиле Дали, и вот уже в штормовой океан, озаренный светом кровавой кометы, ровным кильватерным строем вплывают разукрашенные рояли размером с авианосец. Нет, плывут они пока довольно красиво. На всех парусах. С гордыми именами вроде «Юный Гриф», возглашенными золотыми красками по бортам. Но от этого они к сожалению не перестают быть роялями. Это судьба. Судьба всех затянувшихся эпопей. К достоинству Мартина, ПЛИО деградирует гораздо медленнее иных эпических творений. Помнится, Джордана уже на второй тысяче страниц читать стало решительно невозможно.

Плавающие, прыгающие и стреляющие из арбалетов сюжетные артефакты — еще не самое печальное. Жизнь продолжается, герои куда то движутся, страдают, временами дохнут, но, Боже мой, как же скучно это стало читать. Тысяча страниц, чтобы только пригладить Узел, придав ему чуть более лощеный вид...Это слишком. Нет, ежик, разумеется, никуда не денется от своего любимого кактуса... но оный кактус кажется как то уже слегка забродил под палящим солнцем Залива Работорговцев. Что расстраивает, хоть я и люблю текилу. Однако, надежда есть. Эта надежда:

— Дейнерис (которая, играя в престолы, на очередной раздаче где то в районе Астапора получила семь тузов из четырех имевшихся в колоде, причем, как минимум, пару козырных) наконец вроде бы бросила все эти игры в правление к чертям собачьим. И вновь стала Матерью Драконов, а не правительницей. И хорошо, ибо правительница из нее- как из Джоффри Мать Тереза. Глядишь, быть может в следующей книге она и включится в основной сюжет, где ее уже с нетерпением ждет временно убитый

- Джон Сноу, вероятная «азорахаизация» которого даст сюжету новое топливо. И быть может из остывшего очага взметнется ослепляющее пламя и своей песней всколыхнет хмурые небеса. А те в ответ разразятся ледяным штормом.

Ну пожалуйста!

Оценка: 6
– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для тех, кто истомился длительным ожидании книги информация о ней — без реальных спойлеров:

На сайте Мартина всегда можно найти одну главу из следующей книги, там меняются три главы трех основных персонажей — Джона, Тириона и Дейнерис.

Кроме них Мартин в разное время на встречах с фанами прочитал еще одну главу Тириона (вторую), по нескольку глав Джона и Дейнерис, две главы Давоса, пролог, главу Аши, главу Брана, главу Квентина и отдельно опубликована глава «Вонючка» — первая глава Теона.

Ответов на загадки предшествующих частей в спойлерах мало — зато появится куча новых вопросов.

Обьем книги в рукописи (более 1600 страниц) превысил обьем Бури Мечей (1530 страниц), По Словам Мартина 800 страниц рукописи посвящены событиям параллельным по времени Пиру, потом действие Танца идет дальше. Однако в окончательный вариант вошли 1510 страниц рукописи, «лишние» главы по настоянию редакторов ужли в «Ветры Зимы».

ПОВы (персонажи от лица которых ведется повествование) в Танце:

Дейнерис (она лидирует по числу глав), Джон, Тирион, Давос, Бран, Арья (во второй половине книги), Аша (аналогично), Теон, Виктарион, Квентин Мартелл, Арео Хота, Меллисандра, Варамир шестишкурый (пролог), Барристан Селми, Джейме, Серсея, неназванный персонаж, неназванный персонаж в эпилоге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неназванный персонаж — Джон Коннингтон.

ПОВ эпилога — Киван Ланнистер.

Мартин неоднократно упоминал сложность сюжета и интриги Танца (в десять раз сложнее «нормальной книги), основная сложность — «Мееринский узел».

И кроме того в книге будет каноническая карта Вольных городов.

27 апреля 2011 года в блоге Мартина появилось изображение поверженного Кинг Конга, что означало долгожданное завершение книги.

Так, теперь собственно отзыв. Дать его совершенно без спойлеров к сожалению невозможно, но я попробую максимально не испортить впечатление от прочтения книги.

Должен признаться, что Танец не вполне оправдал долгие ожидания. Прежде всего тем, что я ожидал, что действие продвинется дальше, раз уж половина книги описывает события произошедшие уже после окончания Пира и обе книги вместе должны заполнить предполагавшийся пятилетний перерыв. Этого не произошло, хотя события на Севере и Востоке происходят и в обоих местax наблюдается весьма значительный прогресс, они не закончены. Мартин всегда обрывал действие в самый интересный момент, однако например в первой книге собственно ee сюжет заканчивается со смертью Неда Старка, а дальше идет пролог того, что будет во второй книге. В Танце нет завершения этапа по двум основным линиям сюжета и это не вызывает восторга и порождает сомнения, а уложится ли Мартин в обещанные семь книг.

Далее — если Мартин и раньше писал весьма кинематографично, то теперь похоже, что телеадаптация начала оказывать влияние на книги, причем ИМХО черезчур большое. Все таки Мартин пишет книгу, а не сценарий, а он похоже иногда стал об этом забывать. Слишком много «клифнаджеров» в конце глав, появились сцены откровенно на зрителя, например последняя сцена эпилога.

Эще одной особенностью Танца, которая может не понравится — в книге стало больше описаний и «исторических» экскурсов. В одной стороны это еще более «оживляет» созданный Мартином мир и часть информации критична для понимания происходящего, но с другой стороны возникают опасения «джорданификации» ПЛИО, надеюсь Мартин иx развеет в следующей книге.

Это было негативные или возможно негативные моменты.

Из «нейтральных» стоит заметить так же усиление связи с серией про Дунка и Эгга. Собственно настолько, что прочтение этих рассказов стало обязательным — например для того, чтобы понять, кто такой трехглазая ворона.

Теперь положительные моменты. Мартин отлично справляется с описанием сложной и многосторонней политической ситуации и на Севере и вокруг Меерина и в центре Вестероса (ближе к концу книги). Поведение всех сторон логично и естественно — тут падения качества не наблюдается совсем.

Мы видим развитие целого ряда уже знакомых персонажей так тех, с кем мы знакомы вроде бы хорошо (Теон например), так и тех, кого видели раньше лишь мельком — например лорд Мандерли.

Абсолютно очаровательны короткие ПОВы (Бран, Давос, Арья Джейме и Серсея), хотя лишь одна глава Джейме это слишком мало. Жать, что в Ветры Зимы ушли главы Сансы и Арианны Мартелл. Длинные ПОВы (Тирион, Дейнерис, Джон) так же интересны, но возможно из за длинного ожидания возникает ощущение некоторой затянутости.

Книга содержит несколько великолeпных сцен как коротких , так и длинных.

И небольшой спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для меня оказалось сюрпризом, что Мартин раскрыл месторасположение Рикона, хотя само место сюрпризом не стало.

Оценка: 9
– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шесть лет фанаты ждали новой главы «Песни Льда и Огня», но в итоге «Кинг Конг все равно был повержен» и книга оказалась на прилавках. Будет ли вознагражден читатель за столь длительное ожидание? Более чем!

Там, где начинался «Пир», там — начало событий «Танца», только на этот раз нам действительно многое откроется и все герои, забытые в прошлом томе, выйдут на авансцену.

Джон Сноу, ставший 998 Лордом Командующим Ночным Дозором, вынужден решать проблему за проблемой и преодолевать огромное количество препятствий, но усилить Стену против Иных слишком сложная задача. И братья не всегда готовы оказать ему поддержку и согласиться с его аргументами. У Дейенерис Таргариен, теперь полноправной королевы Миэрина, тоже достаточно хлопот: необходимо управлять городом, принимать решения, отдавать приказы, но ее благородные замашки прямо как пятая спица в колеснице. И наконец-то мы узнаем, что Тирион Ланнистер плывет в Пентос, а далее… Далее ему нужно разобраться «куда же уходят шлюхи?». Путь ему предстоит долгий и тернистый.

Множество судеб переплетаются в «Танце». Некоторых действующих ПОВов мы уже давно знаем, другие придут из совсем забытого прошлого. Будут и новые герои, а в финале романа присоединятся главные действующие лица «Пира»: Серсея, Джейме, Арья, Виктарион. Стоит сказать, что главы, посвященные некоторым героям, просто восхитительны. Но не всем так повезло. Ничего не поделаешь.

Именно на плечах героев и держится ПЛиО. Все они воспринимаются по-настоящему живыми личностями. Раскрытию индивидуального своеобразия персонажей служит неповторимый стиль каждой главы, развитие событий. Можно утверждать: манера представления в отдельной главе конкретного персонажа продумана писателем до мелочей. Так что хочется воспользоваться всем известной оценкой одного отшельника из российской глубинки «Ай да Мартин! Айда… и так далее». Мы в который раз увидим метаморфозы во внутреннем мире ПОВов. Особенно это касается Джона и Дени, ибо на их плечи обрушатся испытания, к которым они совсем не были готовы. «Танец с драконами» это поистине история о конфликте в человеческом сердце.

По признанию Мартина он достиг максимально допустимого количество ПОВов. Не всякому читателю понравиться ради полюбившихся персонажей прочитывать такое количество и других глав. Это, конечно, своеобразный минус. Терпение у людей разное и, когда некоторые линии обрываются на самом интересном месте в середине книги, а дальше надо ждать только следующей, то реакции всякие возможны. У читателя может сформироваться аффективная реакция. А проще говоря, некоторые могут и из окна книгу или в клочки изорвать. Кто ж признается?! Несбалансированность и разброс глав, возможно, это таинственный писательский замысел, но они явно ослабляют остроту впечатлений, интрига воспринимается слегка подпорченной, и напряжение — не то.

Тем не менее, читать книгу в подлиннике невероятное наслаждение. Слог у Мартина очень приятный и насыщенный. Глотаешь страницу за страницей, смакуя некоторые строчки как глотки восхитительного вина. И будет совсем неудивительно, если книгу разберут на цитаты в самом ближайшем будущем. При этом, текст очень аутентичен, никакого мимолетного «модерна». Конечно, при желании парочку признаков современных цивилизационных привычек употребления слов найти возможно, но стоит ли быть таким въедливым? Следует отметить, что с цитатами связан и неприятный момент. Мартин любит изрядно повторять крылатые фразы. Да, они красивые, но от частого повторения теряют свое очарование. Это особенно касается Тириона, который злоупотребляет шуткой о Тайвине Ланнистере и арбалете. Само собой разумеется, что это его больное место, но шутка, повторенная более чем раз, теряет всю свою остроту. Но, слава богу, запас Тирионовсих шуток на этом не исчерпывается. Язвит он, как и раньше, за что порой изрядно получает.

В «Танце» особенно ощущается мрачность и гнетущая атмосфера ПЛиО. Действительно Мартин создает мир и своих героев всеми оттенками черного. Как всегда привлекательной чертой саги являются «тайны». Мартин и в этот раз, хотя и раскрыл прошлые загадки, но не поленился разбросать новые в немалом количестве. Нам уже известно, как всегда это с Мартином бывало «однозначных» ответов не предвидится, и среди фанатов снова вспыхнет пламя споров и дискуссий. Писатель уверенно разряжает старые ружья, мастерски их перезаряжает и корректирует цели.

Мир реален и мрачен: всюду голод, мороз, болезни, грязь и мрак. Все помнят «Красную Свадьбу»? Конечно, столь мощного события на этот раз нет, но знайте: не все герои состарятся и доживут до седин. Если мягко выразиться, мы их больше не встретим. А может быть… Разве его можно предсказать. Это ведь Мартин!

Географически роман масштабен: Север, Железные Острова, Дорн, Королевская Гавань, Вольные Города, Валирия и многое другое. Особенно повезло Вольным городам и Валирии, в этой книги им отведена намного большая роль, чем раньше. Их культура и обычаи предстают перед нам через призму не одного и не двух героев. Но все же событийно роману не хватает полноты и это самый серьезный из минусов «Танца». Нет, конечно, происходит много важных событий, множество мелких, но все равно остается ощущение отсутствия действия: «все в сиропе, густом, тягучем». Все бы ничего, если бы сиропа пара глотков, но фолиант-то 1200 страниц.

Но последние главы некоторых сюжетных линий скрашивают затянутость романа. В медиа-индустрии есть отличный термин «cliffhanger ending», что означает: особенно драматичное окончание, вызывающее сильное желание посмотреть следующую серию. Так и здесь, но только нам придется ждать еще лет….

Так будем же надеяться, что АСТ покажет в этот раз себя с лучшей стороны и книгу переведут быстро, но главное не по черновику и со всеми главами и финальными правками. Она более чем достойна хорошего и серьезного перевода.

«Танец с Драконами», безусловно, будут любить все, полюбившие сагу «Песни Льда и Огня». Глубокое, насыщенное, реалистичное, красивое повествование, с множеством действующих лиц, судеб, интриг, написанное всеми оттенками черного. Роман является своеобразной второй половиной «Пира стервятников» и перенял некоторые его недостатки. Это передышка (последние штрихи в расстановке фигур на доске Игры Престолов) перед… тем, что нас ожидает впереди.

Эту книгу пропустить нельзя.

…Мне кажется, или я ощущаю морозное дыхание Ветра? Зима уже близко… нет, она уже наступила!

Оценка: 10
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нелегко писать хорошее семикнижье. Ох, тяжко.

И совсем не просто его читать

Продолжается массовый падеж персонажей, при том, что автор стал куда бережливее, и теперь если просто «померк свет в очах» героя или героини — это ничего не значит. Может, ему/ей просто дали по голове, а может, эту башку и оттяпали.

Кроме быстрых и анонсированных смертей персонажей (а был представлен даже лорд Грифон, который еще жив, но мысленно поставил на себе крест, заразившись серой болезнью), перед читателями раскрывается немаленькая панорама «разрушения старых проектов и рождения новых» — и вот в этом Мартин действительно бесподобен.

Поясню. Основные семейства/группировки, которые вступили в борьбу, обладали собственной «программой действий». Старки, похоже, хотели оставить все как есть. Их целиком устраивало то положение, которое они занимали на Севере. Ланнистеры — хотели взять власть с опорой на золото, армию и родственные связи. Что важно — они уже не один год находились в непосредственной близости от королевской короны, и сколько-нибудь разумные члены их семьи понимали, что дальше может последовать затяжное падение. Тирелы — поначалу хотели как можно ближе подойти к трону, не помышляя о большем, и лишь когда подошли ближе некуда, стали думать, как на него сесть. А связей и возможностей явно не хватало. Дорн хотел отомстить. Дейнерис хотела вернуться и т.д.

И системный кризис, эпическую картину которого Мартин рисует уже в пятой книге, состоит в том, что разрушаются не только замыслы персонажей, не только отдельные биографии — рушатся и проекты, которые поддерживают сотни людей, и которые могут существовать и после смерти создателей.

На Ланнистерах можно окончательно ставить крест — погиб последний обшепризнанный политический деятель в семье, Киван. Серсея публично опозорена, Джейме надолго исчез. Если Томмен и останется жив, если успешно вернется Тирион, если даже Джейме выберется из западни — максимум, что светит Ланнистреам, это стабилизировать свое положение на уровне одного из великих домов. Но в любом случае, им будет предъявлено слишком много старых счетов.

Джон и Ночной дозор: самый, пожалуй явный и интересный проект, развитие которого подано в пятой книге. Перетащить одичалых на свою сторону стены, частично привлечь в дозор, частично расселить, частично сплавить в армию Станниса. Из других мест людей взять невозможно. Однако, простым глазом видны два недостатка проекта: расселенные по территории варвары могут плюнуть на законы, разбавленный орден окончательно рухнет, как организация. И это не нравится авторитетным братьям, причем не нравится вплоть до кинжалов.

Дейнерис — мы видим последовательные попытки спасения того, что было затеяно в предыдущей книге. Сначала ею, потом и её сторонниками. Всё держится буквально на честном слове единственного рыцаря. Драконы оказались слишком непредсказуемым фактором.

Дорн — погиб наследник, партия с Дейнерис не состоялась. Мстить, по сути, уже некому. Но маховик мести набрал обороты, и правители Дорна осторожно вползают в игру по большим ставкам, имея внутри своей провинции зародыш гражданской войны (с Темной звездой), наследниц-змеек и практически состоявшуюся смерть правителя.

Болтоны — попытались сесть на место Старков. Увязли в тяжелой войне, имея лишь одного наследника, притом садиста. Потеряли юридическое обоснование на правление Севером.

Станнис — ему хватило ума прислушаться к советам местного жителя в составлении плана войны, однако он конгениально увяз в сугробах. Совершенно неясная ситуация с битвой и т.п. На примере Станниса хорошо видно: его личный политический проект в понимании современности может быть вполне успешен, но род Баратеонов в совершеннейшем упадке, ресурсов и территорий практически нет. Хоть мобилизуй бастардов Роберта...

Повторюсь, проекты Мартин показывает превосходно, в лицах.

Но! В четвертой и пятой книге присутствует некая трудноформулируемая, но весьма ощутимая потеря сюжетности. Ясно, что «лучшие из лучших» померли, и на поле играют «лучшие из худших», да и они довольно быстро выбывают. Выходят на первый план проекты второго уровня, так сказать, локальные или реализуемые с малой вероятностью (как возвращение молодого Таргариена). Но не покидает ощущение, что Мартин слишком долго держит паузу — причем во всех смыслах. Вроде как противоречие вырисовывается: с одной стороны все становится до боли похоже на бессмысленные междоусобные войны, которые могут идти десятилетиями, с другой — фигурки игроков явно расставляются для финальной партии, расставляются со всем тщанием и любовью.

Как выпутается из этого противоречия автор — понятия не имею. Что может быть фактором, «закрывающим» весь этот спутанный клубок, так это появление реально осведомленных людей — так сказать, создателей управляющей рамки. Что Бран (тут явно основной фактор его видения), что Дейнерис (быстрые перемещения по территории) могут опередить сожаления очень многих читателей «ну, если бы имярек знал, что буквально рядом...»

Но шестую книгу хочется прочитать поскорее...

Оценка: нет
– [  37  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма удивительно, что средний бал Танца выше, чем Пира, хотя, никаких предпосылок к этому нет.

Танец во всех смыслах продолжение Пира Стервятников, выйди оно через год смотрелось бы отлично, но после семи лет ожидания…

Если вы ожидаете от книги развязок событий намеченных в предыдущих романах, то вы жестоко обманитесь – развязок не будут. Практические все сюжетные линии повиснут в неопределенности.

Да и сам сюжет топчется на месте.

Герои путешествуют из ниоткуда в никуда, наряжаются, пьют, жрут, блюют, справляют естественные надобности, занимаются сексом… Все это подробнейшим образом описано и занимает весьма приличную часть текста, но сюжет от этого никак не двигается.

Перед выходом книги было много разговоров о так называемом Мееринском узле. Я честно пытался понять, что это такое, но это оказалось выше моих скоромных сил. События, которые в силу географии могли претендовать на звание пресловутого узла, были разрублены с помощью летающего рояля.

Как мне кажется, Мартин совершил серьезную ошибку, когда отказался от запланированного перерыва в истории и решил заполнить книгами «пропущенные годы». Как итог у нас есть да толстенных «кирпича» которые заполняют хорошо если год, а света в конце туннеля так и не показалось.

Героям явно нечего делать и от того автор заставляет их страдать всяческой ерундой.

Я могу только надеться, что в следующей книге Мартин вернется к манере первой трилогии. Если же нет…

Оценка: 5
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга разочаровала. От напряжения и интриги «Игры престолов» уже почти ничего не осталось, а главная линия — заговор с целью смены власти в Вестеросе и тайна обитателей ледяной пустыни, которая держала внимание на протяжении всех томов, почти сошла на нет, проскальзывая только в главах о Тирионе, которые и получились самыми интересными. Ее заменили длинные описания подробностей, которые уже не имеют значения для понимания сюжета и характеров героев. Иногда кажется, что автор завел сюжет в какой-то тупик, из которого нет иного выхода, как просто убить героя. Но убивать жалко, видимо были еще какие-то задумки на будущее, но и придумать, как завершить сюжетную линию фантазии уже не хватает. Вот и мучится наш бедный герой, от страницы к странице ходя по кругу страданий. И мы вместе с ним. По лабиринтах подземелий, в потемках казематов , по грязным улицам городов и пыльным коридорам замков,.

Или еще лучше, героев можно просто задвинуть куда-нибудь на время. Как с драконами, которых за ненадобностью посадили в темницу. Или линия с Браном, когда после двух томов его долгого и нудного путешествия по ледяной пустыне, все завершается не совсем внятным общением с древними то ли колдунами, то ли священниками. Джон, Станнис, Дени — их истории становятся вымученными, а переживания искусственными. Да и новые герои не радуют. Они выскакивают , как чертик из табакерки, и так же исчезают, не придав сюжету ни динамизма ни значимости.

И эти постоянные повторы, и мелкие подробности, не оставляющие никаких лазеек для работы фантазии читателя. Кому-то они могут показаться необходимыми для «создания реальности». Но мне не надо много раз повторенного описания вони и затхлости охваченного эпидемией лагеря, я сама могу представить, что может быть, когда сотни людей в тесном пространстве мучаются животом. Как не надо многостраничного подробного описания ран, болезней, изнасилований, чтобы представить ужас происходящего на бесконечной войне и тягостную атмосферу долгой зимы.

Иногда мне казалось, что автор поглядывает из-за спин читателей, ловя их самые низменные желания. Вам хочется чего-то жуткого, чувственного и отвратительного, грязного, как мысли маньяка на охоте? Вот Вам, получайте сцену изнасилования несчастной девчушки. Не впечатляет? Добавим чего-нибудь особенно гаденького и омерзительного, чтобы нормальному человеку после прочтения захотелось немедленно вымыться с мылом.

И не уверяйте меня, что это шедевр. Не надо. Нет тут никакой глубины или проникновения в человеческую душу. Книга стала скучна, а сюжет увядает, как осенняя трава перед наступлением зимы. Причем, увядает не только по содержанию, он замедляется, замедляется, замедляется. Почти засыпает. И спасает только мастерское владение Мартином словами: может Мастер их сплести так, чтобы просто заворожить, как заклинанием.

Стоит только надеяться, что эта книга — проходная, призванная связать воедино многочисленные сюжетные линии, а следующая будет более динамичной, с яркими героями, которые так захватили в «Игре престолов».

Оценка: 7
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание! Отзыв — один большой спойлер. Я предупреждал.

Я терпел долго, но, наконец, мне это надоело, и я, пользуясь Нотабеноидом и читая в оригинале докончил эпилог. Все тысяча с лишним страниц прочитаны, с полной уверенностью могу сказать — такой подставы от Мартина я не ожидал.

Что же мне не понравилось? Очевидно то, что на протяжении всей книги не происходит АБСОЛЮТНО ничего. В активе у нас три основных героя: Тирион, Дейенерис и Джон.

Тирион занимается тем, что все время куда то путешествует. Сначала, спасаясь из Королевской Гавани попадает к Иллирио, затем плывет по реке вместе с «двумя Грифами», после чего попадает к Мормонту а затем в рабство к юнкайцам. Заканчивается тем, что он, наврав с три короба, присоединяется к наемникам. И ведь это все не важно, ну да и ладно бы, но читать просто скучно. Весь ПОВ тянется как резина до самого конца. Что важно — уговорил Золотых Мечей вернуться в Вестрос.

С Дейенерис ситуация не лучше, хотя она, наоборот, никуда не идет, а все свои главы (кроме последей) в проводит в славном городе Мириин, решая государственные дела, борясь с Гарпиями и всяческими другими способами убивая время. Ценность для сюжета, опять же, ровно ноль. В конце, однако, ей удается немного полетать на драконе.

Остается Джон, тут, вроде как, дела идут поживее, но от скуки все равно никуда не деться. На этот раз, он, с завидным упорством, пытается протащить одичалых по эту сторону стены. Черные Братья, кончено же, не в восторге.

Так же присутствуют главы: Брана — который в своем стремлении найти трехглазую ворону уходит все дальше и дальше от стены, Мелисандры — какие то намеки и недосказанности, хотя, возможность заглянуть в голову слуге жестокого красного бога весьма интересна, Давоса — оказывается, его миссия удалась, Теона — если раньше мне этот персонаж был неприятен, то теперь, в образе Вонючки, он стал куда более интересен и значителен. Серсея — всего одна глава, зато какая! Побольше бы таких.

А также главы Барристана (в виду отсутствия Дейенерис), Аши, дорнийского принца и прочих.

Упорство, с каким Мартин не желает показывать грядущие события, наводит на мысль, что вся книга — только приготовление для гигантского водоворота событий, который ожидает нас в «Ветрах зимы», и я буду держать палцы скрещенными, надеясь, что на этот раз автор меня не подведет.

И касаемо названия — танца с драконами, как раз и не наблюдается, даже если Мартин имеет в виду Таргриенов.

Оценка: 6
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Давайте встанем сегодня, и молча, не чокаясь, выпьем по рюмке хорошего коньяка, с грустью и тоской провожая в путь наши светлые надежды и веру в писательское мастерство и авторскую честность. Хотите, сдержите, а можете и пролить скупую мужскую (и не только мужскую) слезу, шмыгните носом и тихо сядьте в уголке, углубившись в своё горе, горе крушения неоправданных надежд...

А помните, как оно было, как всё начиналось?

«A Game of Thrones» со своими масштабными интригами, леденящими сюжетными поворотами, ярчайшими персонажами словно дохнул на нас порывом ледяной свежести.

«A Clash of Kings» раскрыл перед нами грязную и жуткую феодальную войну, череду предательств и глупостей. Ощущение, что здесь нет ярко выраженных «хороших», и «плохих», просто есть люди со своими интересами и стремлениями. Нас заворожила круговерть судеб и поступков, последствия которых были непредсказуемы.

«A Storm of Swords « резко распахнул перед нами Вестерос, и показал масштабное панорамное полотно гражданской войны, от которого захватывало дух, показывая всё — от утлой крестьянской землянки до роскошных замков Королевской Гавани. Ты не знал, что произойдёт в следующей главе, какие новые жертвы будут преподнесены автором во имя жестокости этого мира. Это пугало, завораживало и заставляло преклониться перед немалым талантом человека, потянувшего такой сложный материал.

Первые три тома действительно были очень хороши. Не гениальное творение, конечно, но хороши. Масштабные политические интриги и капля таинства в виде просторов за Стеной и их тайн — вот ещё одни составляющие секрета притягательности серии.

А потом... Потом был перерыв в несколько лет, завершившийся «A Feast for Crows» который даже фанатов удивил своей вялостью и топтанием на месте. Всё поблёкло, начало стираться, яркие краски выцвели. Но была надежда — даже уверенность — что Дж.Р.Р.№2 отдохнёт, соберётся с мыслями, и мы вернёмся в тот самый Вестерос, наслаждаясь завершением этой истории. Отзывы о романе, вышедшем в 2011 году, были положительны, и не было причин думать о крахе автора...

Тем не менее, именно поэтому « A Dance with Dragons» стал для меня таким вопиющим разочарованием. Мартин попросту загнал себя в тупик, наплетя сюжетных линий и совершенно не представляя, что с ними делать. Драйв и мощь движения сюжета первых трёх романов оставили только воспоминания, теперь всё расширяется в ширь, а не вперёд и вглубь. Поэтому просто нагоняется объём, прибавляется персонажей, размышлизмов главных героев по поводу и без, длинных описаний вялотекщих подробностей, которые выбиваются даже из этого вялого темпа повествования.

А что творится с героями? Они становятся попросту... неинтересными. Их переживания всё более искусственны, романно-театральны, и чувства сопереживания не вызывают никакого. Некогда яркие и притягательные образы Тириона, Арьи, Джона Сноу просто выцвели, превратившись в бледные тени самих себя, вымученно появляясь в местах, нужных автору. Психологизм, который всегда приписывали Мартину, здесь исчезает.

Почему так?

Некогда я писал в рецензии на первый роман, что если Мартин превратит цикл в банальный сериал, я ему этого не прощу. Этот момент настал. То, что изначально было творением художника, ныне просто коммерческий проЭкт, сопровождаемый рекламной кампанией, побочной продукцией, сериалом, играми, конвентами... Дж.Р.Р.№2 уже не принадлежит даже самому себе, что уж говорить о его мире. Конечно, он всё ещё пытается показать, что его талант жив, и отдельные линии в романе хороши. Но в целом... Серия уже мертва, по сути, поскольку в ней уже нет творческого огня — просто профессионализм хорошего писателя...

Прощай, Вестерос. Я не верю в твоё истинное возрождение, но, надеюсь, оно будет. Прощайте, Тирион Ланнистер, Джейме Цареубийца, Дейенерис Бурерождённая, Джон Сноу, Давос Сиворт и Бриенна Тарт. С вами было хорошо, и дело не в вас, а в вашем творце, запутавшемся в своём собственном творении.

Оценка: 6
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поймал себя на мысли, что каждая книга цикла у меня ассоциируется лишь с одним из героев. «Игра Престолов» — это, несомненно, Эд Старк. Серый булат, холод и благородство. «Битва Королей» — Арья, чья лодочка плывет по бурной реке войны. «Буря Мечей» — это Робб Старк и его Красная Свадьба, гимн предательству и вероломству. «Пир для воронов» — Джейме, на одну половину прежний, на вторую — новый.

Теперь вот появилась личина и у «Танца с драконами». Она уродлива: покатый лоб, разноцветные глаза, на месте носа – влажный розовый обрубок. Тирион Ланнистер, Бес.

Подобные личины — это, конечно, не только и не столько главы тех или иных POVов. Это еще и декорации, общий настрой, забавное слово «атмосфера» — все сразу. Такая личина обычно проступает медленно, сложно, как при альбуминовой печати.

Так вот «Танец» — уродлив. И дело даже не в том, что Бес безобразен. Просто книга сама по себе уродлива, духовно и физически. Уродлив Миэрин и вообще весь Юг, уродлив Дредфорт и Север, да и все, что по середине — реши об этом рассказать Мартин – наверняка, не лучше.

Взрослые убивают, насилуют, едят детей. Мужчины снимают с женщин кожу, кладут их под псов, а после им же и скармливают. Живодеры, мясники, жертвы. Маски, плащи, кинжалы. Золото, рабы, власть. Все возведено в абсолют, зима воистину близко.

Еще одно уродство «Танца» – физическое. Одна рука длиннее, вторая — толще. Один глаз заплыл, второй вот-вот вывалится из глазницы.

Сложно понять, чем «Танец с Драконами» отличается от того мифического монстра, которым нас пугал Мартин, отправляя «Пир для воронов» издателю. Роман все равно вышел циклопических размеров, несбалансированный и хромой: кто-то получил слишком много внимания, кто-то, наоборот, ничтожно мало. Так половину глав Дени и Тириона можно было сократить, а Брану и Давосу – добавить. Миэринский узел до сих пор не развязан, но на вестероском прибавилось новых узлов. Стоило ли тащить Квентина Мартелла так далеко, чтобы так бездарно обыграть его встречу с Королевой Драконов, а после столь же бездарно отдать его пламени её детей? А зачем в «Танце» одна глава Джейме? А Серсеи?

Вопросы, вопросы.

При всем этом, Тирион мне всегда нравился. Он уродлив, но зато умен, любопытен и весел. Таков и «Танец». Достоинства никуда не исчезли, просто недостатков заметно прибавилось.

Оттого, наверное, и «семерка».

P.S. Теон — наше все, а Джон, увы, холодная ледышка: скучная и бесстрастная.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Азор Ахай — он, не Станнис. :gigi:

Оценка: 7
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не стала писать отдельный отзыв на «Пир Стервятников», т.к., восприняла его как дополнительный материал к основному повествованию, который, конечно, из «Песни» не выкинешь, но все же осиливать было скучновато. Придираться тут не к чему. Мартин все пишет добротно. Просто мне эта часть показалась каким-то другим новым романом, в котором разве что линия Серсея-Джейме была близкой и знакомой. Дело тут не в любви к этим персонажам. Это скорее какая-то зависимость от них что ли. Уж больно Мартин реалистичен, а реальных людей сложно полюбить со всей этой их похотливостью, злобой, гордыней, детскими комплексами, сомнениями, ошибками, продажностью. Но всех почему-то со временем становится... жалко. Да. Я пришла к выводу, что именно жалостью Мартин привязал меня к своим персонажам, потому что ну как не пожалеть эти искалеченные обстоятельствами и провернутые через мясорубку истории судьбы? Все до одного они заслуживают сочувствия и пожеланий познать когда-нибудь мирную спокойную сытую жизнь (такую, например, как наша).

Еще один неоспоримый талант автора кроме способности заставлять читателей жалеть (а значит и понимать) своих героев, это его умение давать надежду... Надежда вообще очень ненадёжная вещь, ведь это чувство иррациональное. Казалось бы, на что может надеяться Цареубийца, лишенный правой руки, который, кроме как драться, больше ни на что не способен? Чего еще ожидать от жизни карлику с изуродованным лицом, убившему своего отца-десницу и обвиняемому в отравлении короля? На что рассчитывать юной девочке Дейенерис, изо всех сил отважно пытающейся быть королевой на разоренных чужих землях и в одиночку оправдать былое величие своей уничтоженной династии? С чего вдруг озлобленная истеричка Серсея, чей ум способен лишь на мелкие интрижки, думает, что способна управлять королевством, утопающем в гражданской войне, через малолетних сыновей, не являющихся законными наследниками трона? Почему Джон Сноу, еще не преодолевший юношеский максимализм, считает, что он может нарушать один закон древней морали за другим, и у него получится абсолютно ко всем быть одинаково справедливым совершенно безнаказанно? Как и, главное, ради чего сир Барристан Селми, образец доблести и чести (уже раз незаслуженно преданный своим королем и изгнанный из семи королевств), вдруг отважился встать во главе государственного переворота? Откуда черпает силы Джорах Мормонт, все еще надеясь как-то завоевать признание и прощение своей королевы? С чего дорнийский принц взял, что сможет покорить Дейенерис или на худой конец драконов, если даже сама матерь драконов с ними не справляется? А эти Кракены — куда их всех вообще несет нелегкая? Арья все продолжает увечить свою психику с по-истине кровожадным энтузиазмом. Брану, кажется, придется смириться с тем, что он никогда, никогда, никогда не будет ходить, да и полетом нарисовавшееся перед ним будущее ну никак не назовешь (если только с горькой иронией), но ему некуда деваться, поэтому он тоже надеется на что-то. Даже Теон, бедный Теон, единственный из героев, над судьбой которого искренне пролила слезу, воспрял духом и вспомнил свое забытое имя.

В общем, кого ни возьми — не ошибусь, если скажу ВСЕ в Песне Льда и Пламени, все ходят по лезвию бритвы и вообще не понятно, на какую такую госпожу удачу рассчитывают. Грубо говоря, иной раз кажется, что прикончить их всех, чтобы не мучились, еще было бы благом для них. Но нет — все они носятся с этой своей надеждой, все барахтаются, падают, проигрывают, казалось бы, все до основания, встают и куда-то идут дальше с гордо поднятой головой, с новыми НАДЕЖДАМИ, пока их не сожгут заживо, не проткнут кинжалами, не повесят, не пробьют им голову, пока их не одолеет «серая хворь» или «сивая кобыла», пока корни деревьев не врастут в их плоть, даже слепые, безрукие, беспалые, поседевшие, обгорелые, со шрамами через все лицо и сердце, изъеденные подагрой, униженные, побитые толпой. А некоторые... некоторые даже восстают из мертвых, причем очень убедительно, без намека на сатиру или фарс! В этой силе духа и жажде жизни есть что-то завораживающее и магическое, но при этом она совершенно убедительна. Да и мы, читатели, ничем не лучше. Ведь ясно уже, что умереть может ЛЮБОЙ герой, ЛЮБОЙ, самый умный, добрый, честный, справедливый, как никто заслуживающий жизнь, любовь и победу. Тем не менее, нас, видимо, тоже опьяняет эта самая надежда Мартина, и мы все читаем и читаем одну книгу за другой, до конца не веря, что все может быть так плохо, как кажется.

Вообще во всем этом цикле есть невероятная для жанра фэнтези жизненная мудрость. При этом мудрость это не мудрёная, а простая и ясная. Особенно ею помогла проникнуться наконец-то развитая до каких-то внятных смыслов линия Брана и его взгляд на историю со стороны. Но дело не только в Бране. Дело в мифологии в целом. В принципе человечество, как верующая, так и неверующая его часть, живет по законам мифов, поэтому, конечно, при создании вымышленного мира необходимо населить его и своей оригинальной мифологией. Мартин сделал это мастерски. Может, поэтому в его мифологию и веришь, и не веришь, и в итоге воспринимаешь ее как данность, по которой органично живут, умирают и восстают из мертвых его герои. А герои — это отдельная песня. Их запросто отождествляешь с собой, со своими близкими, друзьями, знакомыми. Возможно, в цикле даже не так уж много психологических типажей, за то они такие же настоящие, как окружающие нас люди. Если же присмотреться к себе внимательнее, да при этом еще и не быть предвзятым, то можно обнаружить в себе даже кое-что такое, что осуждаешь в персонажах Песни.

Обнаженная человеческая природа — до отвращения неприглядная, надо сказать — вот, по-моему, основная сила цикла. И в какую эпоху на эту природу ни взгляни, ничего в ней не меняется. Все те же зверства, все те же страсти, все то же упрямство, самонадеянность, все та же всепоглощающая глупость, все та же бессмысленная надежда. Грубая физическая сила побеждает добро и справедливость. Глупая случайность в пух и прах разбивает любые самые надежные и хитрые планы. Человеческая жизнь как всегда гроша ломаного не стоит — будь ты уличный бродяга, богатый купец, знатный лорд или король. Вам все еще кажется, что Мартин несправедлив к кому-то? Да просто вы еще не повзрослели и не научились смиряться с горькой правдой. Это пройдет;)

В общем, уровень автора очень высок. Мартин не может не восхищать глубиной проработки каждого персонажа, каждого рода, каждого народа, каждого социального уровня, каждого государства. Создается ощущение, что можно «кликнуть» в любое имя, событие, дату, название местности, и по ссылке перейти на обширнейший список литературы по каждому из них — летописи, статьи, письма, монографии, диссертации, да мало ли на что еще. Просто даже не верится, что весь этот мир можно было выдумать. Понятно, что можно провести аналогии с реальной историей, но ведь в книгах есть столько всего совершенно фантастического, и оно вплетается в реальность гармонично, красиво, умно и тонко.

Тем не менее, при таких мощнейших и многочисленнейших завязках, ужасает необозримость и недосягаемость какого-то логического окончания, потому что пока что я чувствую в каждой книге только драйв и никаких намеков на финиш. Умирают одни герои, на смену им приходят новые, или сами герои меняются настолько, что становятся совершенно неузнаваемыми, так что к ним уже и не знаешь, как относиться... При такой масштабной эпичности, конечно, нельзя рассчитывать на «точки» по всем направлениям сюжетов, но идейного завершения все же хочется, чтобы успокоить наконец растревоженную душу)) Так что будем ждать...)

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то после почти пяти месяцев перечитывания Мартина в оригинале, на английском, я добрался и прочитал ни разу ещё не читанный мной «Танец с Драконами».

По-английски читалось на удивление легко и даже незнакомых слов почти не встречалось. Я был приятно поражен прекрасным языком Мартина, его великолепными описаниями видов, действий и мыслей героев. Признаться, за год до этого первый раз читал на английском книгу («Хоббита») и мало чего понял, как-то больше вспоминал русский перевод, да и сам текст как-то не пошёл. «Песнь Льда и Пламени» же понеслась без остановок, да так что на пять месяцев пришлось отложить все русские книжки (на английском читается долго). Однако это того стоило, не говоря уж про то, что как оказалось за год мой английский так сильно улучшился, а за эти пять месяцев, так вообще...

Что хочу сказать. Хоть в 2005 нас и порадовали продолжением историй запавших мне в душу мира и героев в виде «Пира Ворон», но полноценное продолжение — это всё-таки «Танец с Драконами» (естественно, вкупе с «Пиром»). Разделять их не вижу особого смысла. Итого получается, данную книгу я ждал 8,5 лет. 8,5 лет назад я первый раз узнал об Арье, Джоне, Бране, Неде, Тирионе, Дейенерис и ждал, как же продолжится их история.

Может из-за того, что я познакомился с данным произведением в 13 лет (считай — детство. Да и герои главные — дети, что не может не коррелировать со мной в том возрасте), может из-за того что я постоянно сидел на форумах, начитывая теории, из-за того, что я перечитывал книги данной серии 4 раза (для кого-то — пфф, для меня — единственные книги, которые я перечитывал, кроме «Властелина колец» и «Хроник Арции»), — для меня всё, что происходит в «Песне» — как родное, настолько душещипательное и трогательное, что, простите мне, это единственные книги, которые заставляли меня плакать. Вот правда, хоть убейте, не было в моей жизни ни одной книги, из-за которой бы я плакал — от несправедливости, бессилья, тупости судьбы, от печали, пропитывающей книгу насквозь (ну, признаюсь, «Властелин» тоже прекрасно печален). В «Буре Мечей» я плакал, когда все вокруг предали Тириона, когда Арья убивала людей Грегора в Трактире, при этом выкрикивая «Где золото? Сколько с вами человек?..», и на многих других моментах.

«Пир Ворон» был для меня почти новой книгой, потому что я помнил основные события, что читал в 2006 году в фанатском переводе, но о книге как таковой я своё мнение тогда не сформировал, к тому же меня интересовали Тирион, Джон и Бран, а их — не было. Да и Арьи-то было чуть-чуть.

Собственно, в «Танце» ничего не изменилось :) Все главные герои-дети — уже далеко не дети, или же далеко не главные. Арья — сама по себе, Бран — сам по себе (хотя за свои короткие три главы, Бран принёс нам сюрпризов и несколько ответов). Хотя главы от обоих великолепно прекрасны. В «Танце» большинство действия разворачивается на территории Эссоса, где мы следим за не особо удачным правлением Дени и за злоключениями Тириона, а также ещё за парочкой новых лиц, видимо очень сильно сыграющих в дальнейшем. Признаться, согласен со многими, кто говорит, что поток действий замедлился, началось словно топтание на месте. Но это, на мой взгляд очевидно и предсказуемо: любая эпопея к своей середине расширяется за счёт действующих лиц и второстепенных, вроде бы важных и раскрывающих многие аспекты сюжетных линий. Тем не менее, всё происходящее в «Танце» весьма логично, и мне кажется по-другому произойти не могло. Дени правит — ей нужно время показать себя не только завоевательницей, но и достойной правления персоной, но самый главный момент, конечно, — это дать время подрасти драконам, как же это сделать по-другому, если не оставить её на юге? Тирион начинает свой путь к встрече с Дени, да жалко толком не встречается. Ну ничего, он уже придумал хитрый план, и всё это будет в «Ветрах Зимы». Собственно, Арья и Бран пролетают очень быстро и хоть и прекрасно читаются, остаётся вопросом, успеют ли они стать достаточно «круты» на момент конца саги, чтобы сыграть свои решающие роли. Второстепенные персонажи всё также продолжают спешить на встречу с Дейенерис, окончательная развязка этих линий видимо произойдёт в первой половине «Ветров Зимы». Может, тогда же и вопросы с оставшимися двумя головами дракона решатся. Ну или хотя бы с одной (Тирион! Тирион! :)). Из остальных героев — всплывшие под конец Серсея и Джейме. Джейме дарит нам лёгкую главу, в конце которой разрешается клиффхангер «Пира Ворон», но как же хочется продолжения — ведь намечается встреча с Джейме и Каменного Сердца. Главы Серсеи интересны, но опять же — их мало. Нам дают лишь чуть-чуть продолжения событий «Пира Ворон» и Эпилог, после которого, на мой взгляд, в Весторосе уже толком-то и способных противостоять Дейенерис людей не остаётся. Да плюс кому Арья мстить будет, никого же в живых и не останется :)

И конечно же — Север. Линия Джона... Ну что я могу сказать, Джон изо всех сил старается и восстанавливает Ночной Дозор. Если бы не ограниченность ума его Братьев, засиял бы Дозор в никогда прежде невиданной силе. Джон делает всё правильно и логично, но интересно ли про это читать? Мне — не особо. Каждая новая глава Джона — новый шаг в укреплении Дозора. Однако, мне куда больше нравилось читать про Джона, окруженного друзьями и на долю которого приходились приключения. Ну что ж, видимо такова цена «убийства мальчишки в себе». Ещё: понимаю, что Джон не любит Мелисандру, но так по-глупому подходить к предупреждениям об опасности, когда знаешь, что у красной ведьмы действительно есть сила... Это, на мой взгляд, глупо. Хотя, Мелисандра и вправду своё пламя сильно ошибочно читает. Хотя бы Станниса взять... И ещё не понравилась абсолютная пропажа Пипа и остальных друзей Джона. Последний эпизод с ними помню в столовой Дозора, после — ни слова. Наверное, забыл я, может он их в какой замок на Стене послал...

И — Теон. Его главы прекрасны! И хоть Теон вызывал 8,5 лет назад у меня приступы гнева, ярости и презрения, за 4 перечитывания мне и он понравился, и я его во многом простил. Конечно, Винтерфелл я не прощу ему никогда, но Теон каким мы его видим в «Танце»... Бедняге досталось так, что злостному врагу не пожелаешь. Мне почему-то кажется, что Теон тоже сыграет одну из ключевых ролей в будущем.

Раскрылись давние подозрения на счёт целей Вариса. Появились оживший принц и его наставник, не дождавшиеся Дейенерис и начавшиеся своё собственное покорение Вестероса — что хоть уже что-то. Хотя, признаться, для меня ход неожиданный, но ещё в «Буре Мечей» на это есть намёки.

Ну вот в общем-то всё. Книга заканчивается ожиданием двух битв, северной и южной, хотя первые три книги всегда заканчивались уже после таких кульминаций... Может ещё и этим книга производит впечатление, что сюжет в ней немного размазан. Но что тут поделаешь, не всякий человек справится с таким объёмом сюжета-тайн-нюансов, какой присутствует в книгах Мартина — за что ему огромное спасибо!

Отдельно хочу сказать — Мартин поистине мастер развешивать ружья, рассказывать намёками и малюсенькими упоминаниями-воспоминаниями некоторые загадки/возможные ответы, тем самым только разжигая интерес фанатов и распахивая поля для всевозможных теорий. Его текст — выверен с любовью и читается настолько легко и интересно, что многим впору истечь слюной от зависти и никогда больше не писать. Не в обиду никому будет сказано, но для меня очень странно смотрятся сообщения того же Перумова о том, что «Мартин не знает, что делать с героями и поэтому ничего дельного написать не может, воды много, продуктивности мало». Лично я считаю, что лучше 2 такие книги как «Пир Ворон» и «Танец с Драконами» за 11 лет, чем такая бессмысленная трилогия как «Семь зверей Райлега» за 6 лет. Читая Мартина, я верю каждому слову. Язык, стиль, характеры героев, их отличия, их мысли — всё настолько ярко и реально, что никаких сомнений у меня не возникает. Я согласен даже на мыло в сюжете, написанное таким языком как у Мартина, чем на то, что я нашёл в «Семи зверях», заставьте меня их расчитать обратно.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу можно сравнить с Игрой престолов: сюжет вновь набирает обороты, основное действие развивается на юге и севере, временами нам показывается стена и королевская гавань. Только на этот раз акценты больше смещены на юг, чем на север, в отличие от первого тома саги.

Многие ждали эту книгу 6 лет и остались недовольны. Мне повезло больше: я ждал всего 3 года и получил от книги много удовольствия. Увы, но сюжет романа все глубже погружается во тьму, счастливыми концовками тут даже не пахнет и приходится всегда быть готовым, что с главными героями обязательно случится что то плохое, а затем еще худшее. Кроме того, половина сюжетных линий обрываются на самом интересном месте и чем дело кончится удастся узнать лишь года через 2 минимум. Кстати, и в этой книге и в Пире стервятников большое место уделено вопросам религии и веры. Видимо затравка на будущее. А пока, поговорим о персоналиях.

Пролог (Варамир Шестишкурый) — показывает что случилось с одичалыми после поражения Манса, а заодно и позволяет взглянуть одним глазком на Иных.

Джон Сноу — можно сказать, что воспитание Джона закончено и он стал совсем взрослым. Начальные главы его проходят под девизом «Убей в себе мальчишку», и этому девизу Джон вынужден следовать. Печально наблюдать за ним и за Дени: оба достигли власти, однако Джон точно знает что надо делать. мыслит на перспективу и в целом справляется со своими обязанностями, заботясь в первую очередь о предназначении Ночного дозора оградить людей от Иных. В это время гражданка Таргариен запутывается окончательно и старается позаботиться о своих подданных и о себе, как то забывая о Вестеросе.

Дейенерис Таргариен — в Танце у нее 10 глав, их можно сократить до пяти и смысл не потеряется. Главная проблема Дени: она забыла о Вестеросе. Однако Мартин ее явно любит, так как подкидывает ей безупречных, кхаласары, железный флот, дорнийцев, золотое братство. По сути дела у нее уже есть армия, ее осталось только собрать воедино. Но в первую очередь Дени надо решить проблему с драконами.

Тирион Ланнистер — я ожидал, что в этой книге он уже встретиться с Дени, но увы. Карлик попадает из огня да вполымя просто.

Серсея Ланнистер — возмездие обещанное в Пире стервятников свершилось, однако удовольствия от этого я не получил. Вероятно надо быть садистом, чтоб наслаждаться чтением главы с ее наказанием.

Джейме Ланнистер — всего одна глава, которая показала, что война на речных землях закончена, осталось лишь сиру Цареубице разобраться с делами своей чести.

Бран Старк — его главы стали интереснее за счет приоткрытия мистической завесы над Детьми Леса, Трехглазой вороной и прошлым. Жаль, что его глав совсем немного в Танце.

Арья Старк — чтож, она становится тем, кем должна была стать. Пути назад для нее уже нет. я только надеюсь, что дальнейшая ее судьба не скатится во что то банальное.

Теон Грейджой — за этого персонажа я даже переживал. Свои грехи он искупил, если все пойдет хорошо, то он скоро вернется в Игру престолов вместе со своей сестрицей.

Виктарион Грейджой, Аша Грейджой — можно сказать, что это главы пути, так как ничего особенного в них не происходит, но нам показан путь, по которому идут персонажи к своим важным итогам. А итоги точно будут важными.

Квентин Мартелл — самая скучная линия в книге, в которой мало что происходит, кроме как в самом конце.

Давос Сиворт — последняя его глава предоставляет просто кладезь пищи для размышления. Самое приятное: в ней открыли расположение Рикона Старка, а значит для Винтерфелла не все еще потеряно.

Арео Хотах — немного политических новостей из Дорна.

Барристан Селми — его главы являются заменой главам Дени, так как та временно выбыла с поста ведущего корреспондента новостей из Миерина.

Мелиссандра — увы, но открытия мистических тайн и видений нам не показано, а так хотелось...

Джон Коннингтон — пожалуй единственный из новых персонажей, который мне действительно понравился. Подающий очень большие надежды на будущее так сказать.

Эпилог (Киван Ланнистер) — жаль, что единственного человека, который мог соединить королевства миром постигла такая судьба. Теперь Вестерос захлебнется в крови.

В итоге роман оставляет еще больше вопросов чем было и дает слишком мало ответов. Остается только ждать Ветров зимы и надеяться, что они не будут слишком жестоки.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, не знаю, от чего я получила больше удовольствия — от самого романа или от того, что я его таки наконец асилила :inv: Учитывая, что после первой трети аккурат у меня сдохла электронная книга, и пришлось сделать перерыв на пару месяцев, пока не обзавелась новой, вообще осталось чувство, что я читала его сто лет. Ну месяц — точно. С учетом мартинского размаха это, конечно, терпимо, хотя изрядно поднадоело. Зато обрела интересный экспириенс прочтения Мартина в оригинале, в связи с чем имею два разных мнения про форму и содержание.

Про содержание — увы — впечатление таково, что Мартину не удалось удержать четкий, жесткий натиск сюжета, какой был в первых книгах. Это особенно видно, если сравнивать построение сюжета в четырех книгах и в пятой. В четырех — было единое четкое поле событий — Вестерос — и все линии разных героев, от Джейме до Джона Сноу, не просто развивались, но взаимодействовали и взаимовлияли. Именно по этой причине было так интересно читать текст от лица разных репортеров и смотреть с разных точек зрения на одну и ту же ситуацию. Только Дейенерис болталась где-то там себе на юге отдельно от всех и вся, и ее линию я всегда рассматривала как досадный перерыв в изложении той истории, которая меня интересовала.

Сейчас же, в пятой книге, герои разбрелись кто куда, и общее поле персонажей хорошо иллюстрирует теорию о разбегающихся вселенных — чем дальше развивается сюжет, тем дальше (и географически, и логически) герои оказываются друг от друга, и тем меньше отдельные герои становятся друг с другом связаны. Старки воевали с Ланнистерами, Станнис и Ренли боролись за трон Вестероса — и было ясно, кто они друг для друга и, грубо говоря, можно было выбрать, на кого ставить. А вот как теперь связаны Тирион, Дени и Арья — вопрос из вопросов. И как Мартин потом будет (и будет ли вообще) сводить воедино все эти сюжетные линии. Имхо, плохо даже не в том, что линий много и что они не соединены — просто по отдельности, вне взаимодействия, герои не представляют особого интереса. Раньше можно было посмотреть на сложную ситуацию с разных сторон — теперь герой-репортер со всех сторон окружен только не-репортерами, которые действуют на его фоне, как мобы в игре, выполняют свою функцию, но не более. И нет, не говорите про Кивана при Серсее и Семли при Дени, ну это же несерьезно.

Отдаляясь от Вестероса и основного конфликта — борьбы за трон и вокруг него — линии разных персонажей становятся более скучными и как-то мельчают, что ли. Признаться, мне уже неинтересно, что случится с Тирионом — он был интересен, когда был сыном всесильного Тайвина и мужем Сансы, но не рабом и не недоучастником free company; Арья была интересна как дочь «врага народа» в Королевской Гавани, но не как Cat или Nobody. Верю, конечно, что они могут вернуться на сцену и всем еще показать... но могут и не вернуться. Взять того же Квентина Мартелла, которого мне, к слову, единственного в этой книге по-настоящему жалко — был такой неловкий плюшевый Frog, да и закончился, к чему появилась его линия и на что повлияла его смерть — неясно. Да, в жизни, разумеется, именно так и бывает — тьма народу гибнет почем зря и хоть бы кто заметил, но если всем посвящать эфирное время, эта музыка точно будет вечной. Принц Таргариен появиться появился, но тридцать вторым в пятнадцатом ряду и на пару секунд, совершенно непонятно, зачем вообще, учитывая, что с ним ничего не произошло. Ну кроме того, что до читателей тактично донесли идею о его существовании.

Вообще как-то печально, что из всех персонажей, которые были мне симпатичны и интересны, в этом томе осталась одна Серсея, и той чуть. Про остальных интересно читать ровно для «общей информации», но не то чтобы я всерьез за кого-то болела. Ну разве что линия Станнис-Сноу более интересна, прежде всего тем, что это редкое пересечение двух, скажем так, сюжетообразующих персонажей на всем огромном поле романа. Джейме появился как-то совершенно несуразно и не к делу, Доран Мартелл — так же. Зато очень много Дейенерис, которую я терпеть не могу с первых томов, и ладно бы еще она и драконы, но бесконечный «восточный колорит», непроизносимые фамилии и окружающие ее вояки, в кличках которых я запуталась. Короче, читать этот том per se было гораздо менее интересно, чем все предыдущие, увы.

Зато что очень приятно впечатлило — у Мартина очень хороший язык и реально огромнейший словарь! Долго вчитывалась, периодически даже лезла в словарь, зато получила в итоге кучу удовольствия от самого процесса чтения, чего совершенно не ожидала. Нет, русский перевод тоже хороший, конечно, но тут как кто-то умный сказал, удовольствие получаешь не от книги, а от самого себя, что асилил ее :haha: В общем, с точки зрения английского языка всячески рекомендую — плотный, насыщенный текст, хорош сам по себе, вне сюжета.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх