fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Короли-пустынники»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Оценок:
2094
Моя оценка:
-

подробнее

Короли-пустынники

Sandkings

Другие названия: Мутанты; Песочники; Песчаные короли

Повесть, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 240
Аннотация:

Саймон Кресс — беспринципный и легкомысленный бизнесмен, привыкший жить на широкую ногу. С некоторых пор его страстью стали неизведанные формы жизни. Не считая денег, Кресс скупал занятных (но ни в коем случае не милых!) уродцев и селил их в зверинце обширного ветшающего поместья. Однажды, вернувшись из деловой поездки, он понял, что зверинцу срочно нужно пополнение. Вот так у Кресса появились короли-пустынники — колонии странных организмов, обладающих поразительной способностью к выживанию и зачаточной потребностью обожествлять хозяина.

И вот так спокойной, пресыщенной жизни Саймона пришел конец...

Примечание:

Впервые опубликован в журнале «Omni», август 1979 г.

Повесть была вольно экранизирована в рамках телесериала «За гранью возможного» (1-й и 2-й эпизоды 1-го сезона; 1995 год).


Входит в:

— цикл «Тысяча миров»  >  Повести и рассказы

— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Ninth Annual Collection», 1980 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #9», 1980 г.

— антологию «The Best of Omni Science Fiction», 1980 г.

— антологию «Nebula Winners Fifteen», 1981 г.

— сборник «Sandkings», 1981 г.

— сборник «Songs the Dead Men Sing», 1983 г.

— антологию «The First Omni Book of Science Fiction», 1983 г.

— журнал «Fantastyka №7 1986», 1986 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 5», 1986 г.

— антологию «The Best of the Nebulas», 1989 г.

— антологию «Сирена. Избранная фантастика ОМНИ. Выпуск 1», 1991 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «The Super Hugos», 1992 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— антологию «Врата времени», 1993 г.

— антологию «Песчаные короли», 1993 г.

— антологию «Тринадцатые Звездные войны», 1994 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— антологию «In Space No One Can Hear You Scream», 2013 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1980 // Короткая повесть

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1979 // Короткая повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 1980 // Короткая повесть

лауреат
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2004 // Переводной рассказ (повесть; США, 1979)

Номинации на премии:


номинант
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Малая форма

Экранизации:

«Песчаные короли» / «Sandkings» 1995, США, Канада, реж: Стюарт Гиллард



Похожие произведения:

 

 


Сирена 1
1991 г.
Империя мрака
1992 г.
Врата времени
1993 г.
Песчаные короли
1993 г.
Тринадцатые Звездные войны
1994 г.
Путь креста и дракона
1996 г.
Умирающий свет
2001 г.
Ретроспектива I: Башня из пепла
2005 г.
Башня из пепла
2008 г.
Хроники тысячи миров
2014 г.
Хроники тысячи миров
2018 г.

Периодика:

Fantastyka №7 1986
1986 г.
(польский)

Издания на иностранных языках:

The Best of Omni Science Fiction
1980 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year: Ninth Annual Collection
1980 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #9
1980 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #9
1980 г.
(английский)
Nebula Winners Fifteen
1981 г.
(английский)
Sandkings
1981 г.
(английский)
Sandkings
1982 г.
(английский)
Songs the Dead Men Sing
1983 г.
(английский)
The First Omni Book of Science Fiction
1984 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 5: 1980-1982
1986 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1989 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1989 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1990 г.
(английский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
The Super Hugos
1992 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume I
2012 г.
(английский)
In Space No One Can Hear You Scream
2013 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова Джордж Мартин не оставил мне ни одного шанса не поставить десятку.

«Короли-пустынники» — достаточно страшная повесть, однако больше всего меня напугали не инопланетные плотоядные твари, а люди. В который уже раз в мировой фантастике я читаю про случаи, когда в в руки человека попадает пластилин, а он собственноручно лепит из него нечто злое и страшное.

В начале рассказа короли-пустынники кажутся милым и забавным домашним развлечением, эдаким песчаным аналогом аквариумных рыбок. Кресс, получив возможность стать Богом, стал Дьяволом, воспитавшим своих подопечных настоящими монстрами.

Рассказ отлично написан — динамично, жестко. Редкий случай, когда читаешь с 3-D ощущениями — своими глазами видишь ужасающих пустынников, своим телом ощущаешь их укусы, своим носом обоняешь чудовищный запах матки...

Великолепный рассказ, в котором хоррор и экшен ничуть не мешают автору выразить свою философию и мораль.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ребята, я кажется понял откуда «ноги растут» у великого цикла Мартина «Песнь льда и огня». Ведь еще за 20 лет до начала своего знаменитого эпоса Мартин начал экспериментировать с интригами и с разыгрыванием хитроумных шахматных баталий.

В этом произведении главный герой Саймон Кресс коллекционирует различных инопланетных животных. И вот он покупает за бешеные деньги так называемых королей-пустынников, маленьких жучков обладающих разумом и возносящих своего хозяина в ранг бога.

Королей-пустынников четыре вида: красные, белые, черные и рыжие. Они ведут битвы, заключают союзы, разрабатывают стратегии и захватывают замки друг друга. Все как в знаменитом цикле. Белые самые сильные, рыжие самые слабые. Теперь проведем аналогию. Какое семейство у нас самое сильное в «Песни...»? Мое мнение- Ланнистеры. Вот они будут белые короли-пустынники, черные-это Баратионы, красные-Старки и рыжие- Дейенерис Таргариен со своими драконами. Видите, все совпадает!)))

Это была конечно шутка. Хочется сказать, что эта повесть очень сильная, изобилующая бешеной динамикой, неожиданными поворотами сюжета и мрачностью!

Одно слово: Великолепно!

P.S. Если Мартин будет затягивать с окончанием цикла «Песнь льда и огня», то его персонажи «уничтожат» своего бога, как в этом произведении сделали рыжие песчанники с Саймоном Крессом.

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джордж Мартин долгое время был для меня в первую очередь автором «Песни Льда И Огня». После прочтения этого рассказа мне открылась другая сторона его творчества — научная фантастика. И не могу не признать, в этой области Мартин проявил себя не менее блестящим писателем.

В повести «Короли-пустынники» чувствуется вкус классической гуманитарной НФ — у меня, по крайней мере, после прочтения возникли ассоциации с некоторыми рассказами Брэдбери. По сути, это мрачное предупреждение о том, что за каждый свой поступок придётся отвечать, и поэтому важно думать о последствиях своих действий — особенно, если связываешься с чем-то неизученным.

Одно из ключевых достоинств этого рассказа — сюжет, который просто не позволяет оторваться от чтения. Здесь есть и интригующая завязка, и динамичное развитие событий; ну и, конечно же, мощная концовка. Яркий главный герой, пусть и не заставляющий сопереживать — поскольку проявляет он себя ещё той сволочью. Сами «песчаные короли» — ещё одна весьма оригинальная идея, потенциал которой раскрыт в полной мере. Есть в рассказе и несколько «жёстких» моментов, однако никакого смакования жестокости — всё выписано ровно настолько, чтобы придать повествованию ещё большей напряжённости.

Явных недостатков мною не замечено (если и были недочёты, то уверенно перекрываются упомянутыми достоинствами). Ставлю максимальный балл.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я был маленьким, то всем возможным развлечениям предпочитал игру в солдатики. Я строил огромные замки, собирал непобедимые разношерстные армии и бросал их в кровопролитные сражения, представляя себя могущественным военачальником, богом войны для этих маленьких людишек. В то время не было ничего невозможного — собрать отряд тевтонских рыцарей, усилить его «черными бушлатами» и бросить на штурм укреплений, обороняемых красноармейцами, вступившими во временный союз с японскими самураями, а в разгар сражения ввести третью силу — скажем, инопланетных роботов-монстров. Сейчас на компьютере, запустив очередную стратегию можно запросто примерить на себя образ Жукова или Атиллы, но всё же управлять кучкой пикселей не так приятно, как было в то время, когда ты сам создавал армии, которые можно было потрогать.

Во время чтения «Песчаных королей» Дж. Мартина я словно вернулся в детство, грани добра и зла для ребенка ещё довольно размыты, поэтому главный герой — одиозный и крайне неприятный тип воспринимался совершенно естественно — как большое дитя, играющее в солдатики, только в его распоряжение попали живые «насекомовечки», обладающие коллективным разумом. Настоящим богом быть, наверное, трудно, а вот игрушечным — в самый раз, но тут возникает сложный момент — где та грань, когда неразумные создания становятся индивидами и игра перетекает в реальность. Сеющий ветер — пожинает шторм, и описание этого шторма у автора получилось великолепно. Мартин прекрасно понимает, как интересно читателю наблюдать за очередным раундом борьбы кита со слоном, подкидывая песчаным королям всё более сложных противников.

Проживающий на планете Асгард состоятельный любитель экзотических животных Саймон Кресс по случаю приобретает в зоомагазине необычных насекомых, которых продавец называет песчаными королями. Этих королей можно разместить в просторном стеклянном ящике и с интересом наблюдать, как они строят замки, ведут между собой войны и даже поклоняются своему владельцу, которого считают богом. Скептический настрой Саймона по отношению к новой покупке быстро развеялся, и вот он уже полностью погружается в свое новое увлечение, устраивает вечеринки, где друзья делают ставки, кто победит в очередной «войне», подкидывает своим «подданным» новых соперников. Изначально понятно, что автор ведет дело к конфликту королей со своим «богом», они постепенно развиваются, в то время как Саймон становится всё более кровожадным.

Характеры персонажей одномерны, но здесь это не главное — автору удалось без проблем заставить читателя в этом фантастическом триллере «болеть» за монстров, радуясь каждому шагу в борьбе за свободу, презирая гнусные пакости неуравновешенного демиурга. На примере Саймона Креса Мартин показал интересную эволюцию концепции бога — от равнодушного созерцателя через кровавого Ареса и впадающего в безумие от вина Диониса до «трусливого бога». В песчаных королях узнается человечество — люди жгут друг друга напалмом, травят газами, распыляют в пекле ядерных взрывов, а в будущем, возможно, вступят в сражение с инопланетными захватчиками, но не сидит ли в то же время за ширмой некий хихикающий режиссер, постоянно подливающий масла в огонь, требующий безоговорочного поклонения и новых бессмысленных жертв себе на потеху.

Путем проб и ошибок человек должен сам строить свое будущее, на этом пути могут случаться конфликты, ошибки, но в любом случае всяческие саймоны кресы или же харриане из «Сердобольных стервятников» А. Азимова всегда вызывают лишь отвращение, какие бы цели они не преследовали. Да, развитие сюжета данной повести закономерно, и в общих чертах предсказуемо, но здесь важен не конечный результат, а как это всё показано — в этом плане к автору ни малейших претензий — динамичное, увлекательное чтение, которое не отпускает ни на минуту, а простой и понятный религиозно-философский подтекст не вызывает желания спорить, но задуматься о судьбе и предназначении человечества, понять неоспоримый факт — целеустремленность и дисциплина могут разбить любые оковы, главное — не опускать рук и идти по путям эволюции и прогресса.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная история. Психологически — создается полный, почти кинематографический эффект присутствия. Очень динамичное действие с нарастающим ощущением ужаса. Причем воспринимаешь его и как читатель, и глазами ГГ. А кроме самого этого жутковатого сюжета — очень важный философский и социальный вопрос: как трудно быть Богом. Нести ответстветственность за тех, кто от тебя зависит, чьей жизнью ты способен распоряжаться по своему усмотрению.

И как всегда, главные герои — люди. Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно; помните, как этот постулат цитировался в цикле про Тафа?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Здесь полная власть над мелкими насекомоподобными существами привела к превращению человека в монстра, едва ли не каннибала (вспомним чувство голода, испытываемого ГГ одновременно с маткой!). Власть вскормила в человеке то, что было в нем заложено, все самое худшее и страшное. Ненависть, трусость, тщеславие, подлость, кровожадность...

Очень о многом можно подумать, не правда ли?

Жаль, что с помощью таких колоний королей-пустынников нельзя протестировать каждого из тех, кто получает в свои руки бразды правления другими людьми...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение! Предсказуемость сюжета, на которую жалуются некоторые коллеги, не в коей мере не портит данную повесть. В конце — концов не детектив. Повесть читается — запоем, на одном духу. Концепция коллективного разума — обыграна очень изящно и глубоко. Мощно выписана линия деградации личности. Кто то из великих сказал — «власть развращает, а абсолютная власть — развращает абсолютно». Чувство власти и безнаказанности — плохие союзники в жизни. И все в мире имеет свою цену — поэтому конец — законамерен!

Резюме — редкое, отличное произведение, рекомендуемое для прочтения всем :super:

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятный рассказ. Даже предположить не могла, что повествование о столь жестоком и вышедшем из-под контроля разума герое сможет увлечь меня. Я словно прожила жизнь внутри этой книги. Спешила на вечеринки, устраиваемые Саймоном (который вначале казался мне вполне обычным человеком, отличающимся от нас лишь склонностью к разведению редких зверюшек. И даже то, что шемблер съел его любимого ястреба-стервятника, не вызвало каких-то подозрений − ведь как часто, к сожалению, коты любят полакомиться попугаями!), следила за изменениями его образа. Да, он искуственно вызывал вражду между разноцветными созданиями, да, он скормил им крошечного щенка и даже отправил видео об этом бывшей подружке. Но всё, что происходит дальше, становится полной неожиданностью для меня. Казалось, что есть предел жестокости. Но в данном случае Саймон не может остановиться. Сам он вершит зло, или его направляет матка пустынников − в любом случае теперь ясно, что герой потерял связь с реальностью и что люди для него теперь лишь развлечение, игрушка, такие же смешные подопытные зверюшки, как и те, которых он приобретал для забавы. Поэтому последние пару страниц, когда он вместо благодарности за возможное спасение продолжает строить планы мести хозяйке магазина, посоветовавшей ему купить королей-пустынников, мне невольно хочется отомстить ему, чтобы он получил по заслугам. И он заслуживает самого страшного наказания. Автор уготовил Саймону Крессу нечто, достойное его самого.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интереснейший рассказ. Главное, что сюжет предсказуем, но это не в коем случае не минус. Интересно почитать как разворачиваются события, в чем именно состоит действие.

Когда-то давно я прочитала книгу «Заводи кого угодно, только не крокодила», где достойно описано, что в наших условиях содержать, к примеру крокодилов, обезьян и больших птиц затруднительно, у них портится характер и возможны эксцессы. Опять же расхожая фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Главный герой нарушил все правила содержания и получил монстров...

Читается легко, а впечатление оставляет сильное.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ мэтра.Простая истина,но такая невероятная.Что провоцироует агрессивность у живых существ?Конечно же недостаток ресурсов.ГГ просто нетерпелось заставить своих подопечных повоевать и,урезав их ресурсы,он сделал их тупыми и агрессивными.Зачем развитие интеллекта,когда требуется только сила,чтобы выжить?

После прочтения я долго ходила в трансе и задумывалась над окружающей действительностью,над элементарной логикой эволюции,над легкостью руки неведомого Создателя...

И остаётся вопрос,а как строится тот мир королей-пустынников,в котором их Бог милосерден и щедр?..

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал произведение в раз ...э-э-э...десятый! Только лишний раз убедился насколько это сильная захватывающая повесть! Определенно — это шедевр и кладезь мировой фантастики!!! Просто так призы — Хьюго и Небьюлу автору никто не давал, а сколько раз это произведение переводилось на другие языки?!!! Чего там стесняться — автору «Короли-пустынники» принесли мировую славу и успех, сделали его известным и ... преуспевающим! Основой произведения можно считать безумную человеческую алчность главного героя, которую автор выделил из многих «добродетелей «человека, и показал — трудно ли быть богом? Оказывается трудно! Есть власть — абсолютная и неделимая, но распорядиться ей ещё надо уметь с умом, а не с безжалостным эгоизмом по отношению к другим....

Описывать более не имеет смысла, а имеет смысл — для тех кто не знаком с этим произведением — взять его и перечитать! Не напрасно любители фантастики оставили столько много ярких и чувственных отзывов...Зацепил,однако! ;)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ просто великолепный! Он держит в напряжении с первой до последней страницы! Как замечательно удался Автору психологический портрет Саймона Кресса, этакого зажравшегося и пресыщенного богатого негодяя, для которого его желания- единственный императив! Да в общем то и знакомые у него, за редким исключением, такие же моральные инвалиды и уроды! О, как приятно было ГГ стать для кого то Богом, высшей силой и властью! Десницей, карающей и дарующей! По ходу повествования видно, как самые отвратительные черты личности Саймона получают все большее развитие, т.е. его моральное, нравственное и физическое падение все сильнее с каждым днем! Это видно и по изменениям его портрета над цитаделями пустынников, ведь они псионики и ощущают эмоции и эманации своего благодетеля! Тем более закономерным и ожидаемым стал его финал! Очень надеялся, что Шейд и Воу опоздают и не успеют его спасти, потому что спасение его бы не изменило и через какое то время он опять принялся бы за старое! Искупление для него- это медленная и мучительная смерть от рук тех, кто носит его лицо! А то, что Шейд- пустынник, я понял, когда он устраивал первые гнезда в аквариуме!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о человеке, который имел возможность воочию убедиться в том, что для разжигания войны не нужны какие-либо изысканные методы, но не воспользовался ею. Вместо этого он решил сам поспособствовать началу этой войны, причем довольно примитивными методами, коими явяются искусственное создание голода и обычная провокация. Методы, проверенные веками, тут же дали о себе знать. Правда закончилось это вполне справедливо для того, кто всё это начал. Советую прочитать и ознакомиться с натурой главного героя.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вне всякого сомнения, эта новелла Джорджа Р.Р. Мартина является одной из вершин НФ. Можно сказать, что это «Остров доктора Моро» Уэллса, пересказанный в манере Альфреда Бестера, с добавлением антропологического бэкграунда, введённого в НФ Фрэнком Хербертом, а можно сказать, что это остроумная и мрачная рефлексия по поводу структуры мифа и религиозности, как таковой. И тот и другой подход совершенно правомерны, поскольку Мартин сложил свой рассказ из готовых штампов научной фантастики, попутно отшлифовав их, а его размышления о сути религии оригинальны и глубоки (глубже, чем рассуждения профессиональных теологов).

Да, это парабола на тему, что «любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно», и, заодно, лишенное цинизма напоминание, что каждый, так или иначе, расплатится за свои поступки, и расплаты избежать невозможно.

Помимо прочего, в новелле заметно использование оккультных концепций, поданных с иронией.

Можно также указать, что «Короли-пустынники» — эталонный постмодернисткий текст, вполне выдерживающий соседство с Умберто Эко и Джулианом Барнсом.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Короли-пустынники» стали моим первым знакомством с Мартином за пределами «Песни Льда и Огня», и знакомство это прошло просто прекрасно.

Рассказ читается на одном дыхании, я практически не мог оторваться от книги. Идея, которая многим кажется банальной, мне показалась весьма интересной. Ближе к середине я опасался, что все сольется в скучненький хоррор, но мои страхи были напрасными, сюжет держал в напряжении до самого конца.

А еще я поймал себя на мысли, что мой внутренний садист не отказался бы от такого рода насекомых. Да, да, я знаю, это жестоко и т. д., но разве это не круто наблюдать за целым миром, войнами, своеобразной «Игрой Престолов» прямо у себя в аквариуме? Конечно, голодом я своих букашек не морил бы, да и собственное лицо на их замках мне не нужно, я придумал бы что-то поизящней (может геральдику какую-то). Но слишком уж я размечтался...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто феерический рассказ. Читал ещё будучи ребёнком, несколько лет назад. Но уже тогда он отложился в моей памяти, оставив только благоприятные воспоминания. Сюжет, которые в будущем неоднократно интерпретировался; выявление людских пороков, готовность заманивать в ловушку, лишь бы самому оставаться «чистеньким». Рассказ читается легко и просто, за один присест. Ради него вполне можно потратить недолгое время, а в замен получить уйму положительных эмоций! :super:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх