FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Летящие сквозь ночь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Голосов:
697
Моя оценка:
-

подробнее

Летящие сквозь ночь

Nightflyers

Другие названия: Летящие в ночи; Пронзающие мрак

Повесть, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

Группа ученых отправляется вдогонку за существами, целенаправленно пересекающими всю вселенную. По дороге один из них, телепат, начинает чувствовать какую-то необъяснимую враждебность вокруг. Ситуация усложняется тем, что капитан корабля никогда не показывается перед пассажирами вживую, только посредством голограмм и радиосвязи. К концу полета напряженность, разлитая в воздухе, становится почти ощутимой физически. Что за опасность чувствует телепат? Кто такой капитан? Эти и многие другие загадки предстоит решить героям романа.

© Хранитель Белый, http://kubikus.ru
Примечание:

При переиздании 1981 г. повесть была расширена, впоследствии печатались оба варианта.


Входит в:

— цикл «Тысяча миров»  >  Повести и рассказы

— условный цикл «Best Science Fiction Stories of the Year»  >  антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Tenth Annual Collection», 1981 г.

— сборник «Nightflyers», 1985 г.

— сборник «Songs the Dead Men Sing», 1983 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.

— журнал «Если 1999'12», 1999 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— антологию «The 1981 Annual World's Best SF», 1981 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #10», 1981 г.

— антологию «13 Short Horror Novels», 1987 г.


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1981 // Повесть

лауреат
AnLab / AnLab award (Analog), 1981 // Повесть

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第14回 (1983) // Переводной рассказ

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Большая или малая повесть зарубежного автора (США, 1980)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Повесть

Экранизации:

«Ночной полёт» / «Nightflyers» 1987, США, реж: Роберт Коллектор

«Летящие сквозь ночь» / «Nightflyers» 2018, США, реж: Эндрю МакКарти, Мэгги Кили, Майк Кэхилл



Похожие произведения:

 

 


Империя мрака
1992 г.
Чумная звезда
1993 г.
Путешествия Тафа
1995 г.
Шторм в Гавани Ветров. Летящие сквозь ночь
2001 г.
Ретроспектива I: Башня из пепла
2005 г.
Башня из пепла
2008 г.
Хроники тысячи миров
2014 г.
Хроники тысячи миров
2018 г.

Периодика:

Если № 12, декабрь 1999
1999 г.

Издания на иностранных языках:

Best Science Fiction Stories of the Year: Tenth Annual Collection
1981 г.
(английский)
The 1981 Annual World's Best SF
1981 г.
(английский)
The 1981 Annual World's Best SF
1981 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
Songs the Dead Men Sing
1983 г.
(английский)
Die schönsten Science Fiction Stories des Jahres: Band 1
1983 г.
(немецкий)
Nightflyers
1985 г.
(английский)
13 Short Horror Novels
1987 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume I
2012 г.
(английский)
Nightflyers
2018 г.
(английский)
Nightflyers
2018 г.
(английский)
Nightflyers & Other Stories
2018 г.
(английский)
Nightflyers and Other Stories
2018 г.
(английский)
Ночеліт
2018 г.
(украинский)
Nightflyers
2019 г.
(португальский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта остросюжетная и необычная повесть Дж.Мартина, к сожалению, проигрывает в борьбе со временем. Все пиковые на момент написания идеи автора: телепаты, модифицированные люди, новинки научно-технического прогресса, сверхспособности человеческого разума, переход человека на более высокие ступени развития и иные планы существования сейчас уже не оригинальны. Понятно и то, почему в далеком 1987 повесть была экранизирована: индекс зрелищности от спецэффектов научно-фантастического космического антуража вкупе с кровавым месивом должен откровенно зашкаливать. Но от литературного произведения обычно ожидаешь иного или, скажем, не только откровенной образности. Картинка рисуется очень живая, этого у Мартина не отнять. Но обилие экшена вылилось в скупость описания характеров, поступков героев и недосказанность о научных составляющих путешествия.

Цель полета ученых-космонавтов, казавшаяся мне изюминкой и обещавшая стать наградой как для читателя так и для многострадального экипажа, оказалась пшиком... Волкрины, встречу с которыми Мартин преподносил как величайшее событие в истории человеческой цивилизации, явились вовсе не тем, чем нарисовали их люди в своем алчущем контактов с высокоразумной расой воображении.

Все же, достоинство повести в передаче «ночи», мрака из названия. Корабль, пронзающий темные космические бездны, в точку называется «Летящий сквозь ночь». Отрезанная от остального человечества в глубинах Вселенной группка людей наедине с неведомой враждебной силой. Неудивительно, что некоторыми овладевают тьма в разумах, мрак в душах и сердцах, чернота в помыслах. Тайны, крушение надежд, страх, смерть... И к финалу бесконечное однообразное преследование через «заполненные тьмой уголки пространства, в которые никто не заходит, сквозь пустоту и тишину без конца»...

Произведение для любителей кровавых триллеров, вписанных в габариты космического корабля. И для тех, кто разгадал загадку почти в начале, но желающих посмотреть, как из нее выпутаются герои и выкрутится автор.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, пока генетики только обещают скрестить ежа и ужа, Джордж Мартин уже успешно осуществил подобную модификацию организмов...

Возьмись кто другой за попытку скрестить Артура Кларка с фильмом «Чужой»(вот специально проверил, оказалось, что сие творение Ридли Скотта вышло аккурат за год до написания «Летящих сквозь ночь», а потому Джордж Мартин очень даже мог сходить в кино и вдохновиться), то вряд ли бы вышло что-то жизнеспособное. И даже не моток колючей проволоки...

Причем тут Кларк? А именно он лучше всего продвигал в массы сюжеты, согласно которым на космических просторах вдруг обнаружилось загадочное нечто, и люди полетели навстречу этому нечто, и хотели вступить с ним или его создателями в контакт, но в итоге просто покрутились вокруг этой загадки, подробно описав ее облик, а по сути так ничего и не поняли. Порой Артур Кларк писал еще продолжения этих историй, в которых все же разгадывались загадки, но загадки с разгадками были уже не так притягательны для читателей, как галактическое скопление непоняток...

Вот и Джордж Мартин научно-фантастическую составляющую сей повести выстраивает по принципу «узнали о волкринах — полетели за волкринами — догнали волкринов — ни шиша в волкринах не поняли», а вы дорогие читатели попробуйте сами разобраться, чем эти волкрины являются, исходя из их описания...

А мне, мол, некогда. У меня тут на борту космического корабля жуткая жуть творится. И еще неизвестно, что страшнее: чистопородный «чужой» вкупе с коварным киборгом или съехавший с катушек капитан вкупе с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
призраком его матери, контролирующим искусственный интеллект корабля...

Главное, что все погибнут, кроме Рипли... Ну не Рипли, ее как-то по другому звали, но тенденция, однако...

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной высший балл произведению Мартина. Я вообще еще ни разу ему оценки меньше, чем 10 не ставил. Но это не пристрастность — просто каждая новая книга восхищает меня.

«Летящие в ночи» — это мощнейший герметический триллер. Что-то подобное мог бы написать Стивен Кинг, если бы решил сообразить повесть в жанре научной фантастики. Атмосфера таинственности, царящая на корабле, неожиданные смерти, человеческая глупость и трусость — первую половину рассказа читать тяжеловато и неуютно. Очень много пороков, истерик, крови. Во второй половине, впрочем, истерик, крови и пороков становится еще больше — но все это накладывается на такую невероятную концовку, что смотрится как ужасающая в своем безумии космическая симфония, квинтэссенцией которой выступают те самые волкрины — легендарная раса, совершающая свой медленный вечный полет к краю Вселенной.

Удивительное сочетание красоты, безумия и ужаса, которое создал Мартин, в очередной раз поразило меня, поэтому поставить меньше 10 баллов просто не могу.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некоторое время назад узнал, что есть планы экранизации этой книги в мини-сериал. Являясь давним поклонником другого (известно какого) сериала по мотивам произведений автора, я сразу же решил ознакомиться с повестью. Отличный сюжет, интрига загадки волкринов и неожиданная концовка убедили меня в том, что я не потратил время зря. Единственный минус — это огромное количество имён, которые словно ведро с холодной водой выливаются на читателя с первых же страниц книги. Сначала я пытался запомнить кто есть кто на этом мрачном корабле. Кто ксенобиолог, у кого фамилия Йхирл, кто мужчина, а кто женщина и, разумеется, почему они все так много занимаются сексом. Кстати занятия сексом ещё больше сбивали с толку по причине того, что опять же непонятно, кто мужчина, а кто женщина: зная нашего писателя, в этот процесс не обязательно должны быть вовлечены разнополые лица. В целом мне понравилось. Вторую половину прочитал на одном дыхании, да и размер повести не такой, чтобы раздумывать, читать её или нет.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь повесть, пожалуй, могла бы стать шедевром в жанре космо-хоррора.

Вот кто бы сказал, для чего автору понадобилось вплетать в произведение две абсолютно не связанные друг с другом сюжетные линии? И мало того, что не связанные, но и откровенно мешающие друг другу. Как будто из совершенно разных пазлов попытались сложить один, да к тому же так неудачно, что чужеродность отдельных кусков прямо-таки бросается в глаза.

Следуя общепринятым законам построения сюжета, в самом начале повествования автор пафосно заряжает огромное ружье и демонстративно вешает его на стену. Я имею в виду Волкринов. И хотя уже на этом этапе у читателя закрадываются некие подозрения, ружье исправно висит, не давая забыть, зачем вообще все затевалось. Но затем в повествование внезапно врывается совершенно посторонний сюжет и полностью перехватывает инициативу. Прямо на глазах изумленного читателя автор начинает заряжать не ружье даже, а целую пушку, и, ввиду отсутствия возможности повесить ее на стену, просто размещает прямо на переднем плане. Пока оторопевший читатель пытается на ходу перестроиться под новый ход мыслей автора, повесть незаметно переваливает за свой экватор и уверенно идет к финалу с новым сюжетом. А как же Волкрины? Справедливости ради отметим, что автор про них не забывает. Более того, постоянные напоминания о них, напрочь отравляет вторую сюжетную линию, вызывая у читателя когнитивный диссонанс на предмет того, какой же из сюжетов для автора важнее и дороже. Но это еще полбеды. В конце произведения настрадавшийся от сюжетных противоречий читатель вправе рассчитывать на эффектные финальные выстрелы и ружья, и пушки. И выстрел действительно звучит, красиво и оглушительно. Правда, только пушечный. А как же Волкрины, — спрашивает совершенно сбитый с толку читатель, — Волкрины то будут? Ну что же, будут и Волкрины. Правда не совсем в том виде, как надеялся читатель, учитывая тот размах, с которым они анонсировались. По крайней мере, лично я был сильно разочарован, — не стоили они шума, поднятого ради них. А легкость и будничность (а главное — полная бесполезность) финальной встречи с ними приводит на ум известный анекдот о Неуловимом Джо, которого никто не может поймать просто в силу того, что он никому не нужен.

Как по мне, так я бы вообще убрал Волкринов и все, что с ними связано, из этого произведения. Ей-Богу, оно стало бы значительно лучше. Думаю, что для такого автора, как Мартин не составило бы труда придумать более приличный мотив для того, чтобы собрать нескольких недотёп на летящем неизвестно куда звездолете. А для Волкринов (если уж они так дороги сердцу), можно было бы состряпать отдельное произведение. К слову сказать, даже в не слишком удачной киноверсии «Nightflyers», выпущенной в 1987 году по мотивам «Летящих сквозь ночь», посчитали за лучшее обойтись без Волкринов. Но, как говорится, автору виднее.

И все же, не смотря ни на что, ставлю 9 баллов. Исключительно за вторую сюжетную линию.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вам нравится повествования в духе классического научно-фантастического хоррора, где в полной мере передан дух глубины человеческого безумия, а пугающий мир завораживает, то *Летящий сквозь ночь* для Вас. Все действие триллера разворачивается на борту космического корабля. Группа из нескольких ученых — ученых-авантюристов, а точнее ученых-неудачников, отправляется на поиски и поимку неизвестной и загадочной древней сущности, неких неведомых существ, которые многие тысячелетия бороздят просторы Вселенной. Никто из группы не знает, когда и где началось их путешествие, определить их конечную цель тоже не представляется возможным. Мало того, что цель экспедиции, возможно, лишь фикция, так ещё и на самом корабле не все в порядке... По мере того, как судно приближается к цели, окружающая невидимая враждебность начинает сгущаться, и люди начинают ее ощущать почти на физическом уровне. Что же это за опасность, кем является капитан судна? Тайны и загадки, а так же многое другое и предстоит разгадывать героям, а вместе с ними и читателям…

PS: Syfy экранизируют «Летящие сквозь ночь» Джорджа Мартина. Пока что Syfy объявила о съемках пилотного эпизода. Однако ходят слухи, что канал активно набирает сценаристов для этого проекта. Если они подтвердятся, то нас ждет полноценный сезон, а учитывая, что повесть не давала ответов на некоторые вопросы, у авторов будет свобода для творчества.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Космос; полёт в неизведанное, навстречу тысячелетнему мифу; странный корабль и разношёрстный экипаж. Есть здесь и учёный, совершивший открытие и желающий получить его фактическое подтверждение. К сожалению это не путешествие звездолёта «Энтерпрайз» и космос уже не последний рубеж.

Согласно мифологии повести, новых миров открыто предостаточно и они не вызывают особого интереса. Человечество расселилось, успело начать и закончить войны с другими космическими расами, претерпеть культурные преобразования, изоляцию и замкнуться само на себя на многих заселённых мирах. На некоторых из них хорошо развиты информационные технологии, где-то улучшают геном человека, а где-то царят взгляды психиатров середины XX-го века, весьма свободно практиковавших лоботомию.

Одна из загадок известной Вселенной – мифы космических цивилизаций, сплетающиеся воедино в одной точке. Именно к ней летит наш корабль.

В целом это динамичная затягивающая повесть, к концу переходящая в столь же кровавый экшн. В жертву динамике были отданы персонажи – здесь их около девяти – представляющие собой функции, характеры которых описаны экстремумами. Несмотря на наличие имён, они совершенно не запоминаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ближе к середине сюжетная линия о путешествии в неизвестное отходит на второй план, уступая место триллеру в замкнутом пространстве по соседству с ИскИном (а может это и не ИскИн вовсе, чёткого объяснения в тексте нет) с маниакальными наклонностями укоренившихся в культурных особенностях одной из планет.

Концовка триллера не то, чтобы очень впечатляет – жёсткая, но вполне закономерная. Макрокосм отвергнут; последний рубеж – человек.

Концовка космической части по сути открыта. Встреча с мифологической «цивилизацией» подана вскользь, буквально парой абзацев, и скорее в разочаровывающем аспекте. Путешествие в пустоту продолжается. Но зачем?

Всё же я ожидал именно Контакта; встречи реальности с мифом многих миров, а не текст о том, что человек худший из монстров.

Не совсем то, что я хотел прочесть, но мне понравилось.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга так себе. С одной стороны, в сюжет вплетены две интриги, причем довольно оригинальные — корабль-убийца и поиски внеземной жизни. Эти задумки — интересные и необычные. Но вот реализация... каждые 10 страниц автор постоянно описывает, кто с кем спит и как это делает. Интрига с кораблем-убийцей по факту превращается в постоянное описание сцен летающей расчлененки и семейных проблем командира кораблся. Читать можно, но на один раз.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До этого рассказа я как-то не очень любил космическую тематику и больше предпочитал фэнтези. Однако после прочтения я пожалуй проникся духом космоса, так он меня «затянул». Прекрасный рассказ, постоянное напряжение, интрига, атмосфера космоса, волнения команды, довольно интересные повороты в сюжете...по крайней мере я не догадывался чем дело кончится до самого конца, чувствуется рука Мартина. Не знаю почему многие считают этот рассказ посредственным и предсказуемым...вполне себе держит планку.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма необычное произведение. Странные герои. Нетривиальный сюжет. Мрачная атмосфера тревожного ожидания великолепно передана автором. Концовка, на мой взгляд, несколько недоработана. В итоге получилось неординарное произведение, как говорится, на любителя.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть.

Когда читала ее в детстве, упивалась мастерски переданной атмосферой безнадежного ужаса, липкой темной тайны, пронзенной светом далеких звезд, согретой дыханием неизвестных науке существ.

Когда вернулась к ней через пять лет, поразилась героям, их видением мира, переживаниями. Все они получились яркими, выпуклыми, настоящими, в них веришь, некоторые вызывают отвращение.

Еще через пять лет удивилась, насколько мастерски Мартин прописал мир, гармонично вплел его в повествование, при этом оставив за тысячи световых лет от корабля.

Каждый найдет в повести что-то свое, ее можно перечитывать снова и снова, и она не перестает удивлять.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ потрясающий!!! Он постоянно держит в напряжении, заставляет гадать, что это такое? почему это так? кто из них виноват? кто же всё таки капитан? что случиться?- в общем я еле сдерживался что бы не перевернуть пару листов и жадно глотал текст!!!! а недосказанности по моему там никакой нет. И автор со временем ставит всё на свои места. а как прописаны герои этого рассказа!!! Ясно только одно лично я его обязательно перечитаю

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Космические корабли я люблю (в отличие от инопланетных форм жизни), поэтому рассказ меня заинтересовал. Несмотря на значительно больший объем по сравнению с остальными рассказами из сборника, захватывает сразу же и читается на одном дыхании. Очень рекомендую; мне, читателю, прохладно относящемуся к жанру ужасов и психотриллера, очень понравилось.

Узнавать чужие тайны – порой опасно для жизни. Помните об этом, когда лезете кому-нибудь в душу с бесконечными расспросами. Будет нужно – сами все узнаете.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень психологически сильная вещь. И, как нередко у Мартина, абсолютно кинематографичная.

Когда возвращаешься воспоминаниями к тексту, можно найти и слабости сюжета, и стилистические неровности, но пока читаешь — оторваться невозможно. Динамика происходящего затягивает, местами увлекая, местами ужасая...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Красивая, элегантная идея странствующих через космос волкринов сочетается с жуткими сценами нападающих мертвецов. Загадочный, почти иллюзорный капитан корабля живет рядом с компанией очень разных и очень живых пассажиров. Плюс мистика в компьютерном варианте.

Очень, на мой взгляд, качественная приключенческо-психологическая фантастика.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не шедевр конечно, но читался довольно интересно и в принципе держал в напряжении. Концовка тоже была лично для меня неожиданной, я ожидал немного другой хэппи-энд.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх