fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Летящие сквозь ночь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
830
Моя оценка:
-

подробнее

Летящие сквозь ночь

Nightflyers

Другие названия: Летящие в ночи; Пронзающие мрак

Повесть, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 116
Аннотация:

Группа ученых отправляется вдогонку за существами, целенаправленно пересекающими всю вселенную. По дороге один из них, телепат, начинает чувствовать какую-то необъяснимую враждебность вокруг. Ситуация усложняется тем, что капитан корабля никогда не показывается перед пассажирами вживую, только посредством голограмм и радиосвязи. К концу полета напряженность, разлитая в воздухе, становится почти ощутимой физически. Что за опасность чувствует телепат? Кто такой капитан? Эти и многие другие загадки предстоит решить героям романа.

© Хранитель Белый, http://kubikus.ru
Примечание:

При переиздании 1981 г. повесть была расширена, впоследствии печатались оба варианта.


Входит в:

— цикл «Тысяча миров»  >  Повести и рассказы

— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Tenth Annual Collection», 1981 г.

— антологию «The 1981 Annual World's Best SF», 1981 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #10», 1981 г.

— сборник «Songs the Dead Men Sing», 1983 г.

— сборник «Nightflyers», 1985 г.

— антологию «13 Short Horror Novels», 1987 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— журнал «Если 1999'12», 1999 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1981 // Повесть

лауреат
AnLab / AnLab award (Analog), 1981 // Повесть

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第14回 (1983) // Переводной рассказ

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Большая или малая повесть зарубежного автора (США, 1980)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Повесть

Экранизации:

«Ночной полёт» / «Nightflyers» 1987, США, реж: Роберт Коллектор

«Летящие сквозь ночь» / «Nightflyers» 2018, США, реж: Эндрю МакКарти, Мэгги Кили, Майк Кэхилл



Похожие произведения:

 

 


Империя мрака
1992 г.
Чумная звезда
1993 г.
Путешествия Тафа
1995 г.
Шторм в Гавани Ветров. Летящие сквозь ночь
2001 г.
Ретроспектива I: Башня из пепла
2005 г.
Башня из пепла
2008 г.
Хроники тысячи миров
2014 г.
Хроники тысячи миров
2018 г.

Периодика:

Если № 12, декабрь 1999
1999 г.

Издания на иностранных языках:

The 1981 Annual World's Best SF
1981 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year: Tenth Annual Collection
1981 г.
(английский)
The 1981 Annual World's Best SF
1981 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
Die schönsten Science Fiction Stories des Jahres: Band 1
1983 г.
(немецкий)
Songs the Dead Men Sing
1983 г.
(английский)
Nightflyers
1985 г.
(английский)
13 Short Horror Novels
1987 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume I
2012 г.
(английский)
Ночеліт
2018 г.
(украинский)
Nightflyers
2018 г.
(английский)
Nightflyers
2018 г.
(английский)
Nightflyers & Other Stories
2018 г.
(английский)
Nightflyers and Other Stories
2018 г.
(английский)
Nightflyers
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы не HAL 900 из «Космической одиссеи», то я был бы уверен, что SHODAN из «Системного шока», списана именно отсюда. Очень уж хорош образ опасного взбунтовавшегося ИИ. Парадоксально ещё, что несмотря на запредельную зрелищность и кинематографичность повести (даже настойчивая озабоченность и промискуитет персонажей дают просто бездну для демонстрации эротики и секса в кадре), обе экранизации вышли настолько ужасными, что лучше б их и не было.

А так в целом — качественное и хорошее космическое приключение. Я не очень понял, почему многие его прям так сильно превозносят, но то, что читаешь «Летящих сквозь ночь» с удовольствием — факт. Да и линия с загадочными ксеносами тоже неплоха.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная фантастическая повесть. Очень атмосферная. Загадочный корабль, его капитан и ещё более загадочные события. Возрастающее напряжение и ужас, пожалуй, не уступающие произведениям Стивена Кинга. Накал зверства — мое почтение. Очевидно, Мартин мастер не только в жанре фэнтези.

Экранизация повести, на мой взгляд, крайне слабая. Я бы к просмотру не рекомендовал. У них похожи только название и главная героиня негритянка — все. Всю сюжетную соль тут же слили в первой серии. Уникальная атмосфера отсутствует напрочь.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный подростковый фанфик о том, как уберменш склоняет к половому сексу с собой унтерменшей, которым деваться некуда (с космического корабля посреди затяжной экспедиции то).

Где-то на заднем плане происходят душевные метания и секс унтерменшей, а так же некоторое количество аномальных активностей и членовредительства различной степени тяжести.

У этого произведения определённо есть сильные стороны — но терпеть творящееся в фокусе шапито ради этого нет смысла. Рынок пресыщен, есть альтернативы. Много.

Не то чтобы я страдал ханжеством. Да, на восьмидесятые пришёлся расцвет опошлённой фантастики, в т. ч. просто потому, что «стало можно». И многое из того, что было показано на страницах книг и экранах кино тогда, не пустили бы в продажу сейчас. Факт.

Но мы живём в бесконечно большом мире — в котором для ознакомления доступно бесконечно большое количество произведений и свободных идей куда более позитивного и/или куда менее околосексуального толка.

(я буду очень сильно удивлён, если окажется, что по мотивам этого произведения до сих пор не нарисовали полноценный хентай. Этот сюжет в этом жанре смотрелся бы уместно)

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что же, надо отдать должное: умеет, чёрт возьми!

Теперь ясно, откуда растут ноги у уоттсовского «Blindsight», стилистика, атмосфера, типажи, отчасти — и сюжет тоже.

Чтобы написать качественный хоррор, нужно обладать высоким чувством меры, умением работать с психологией читателя и уметь грамотно развернуть их простые, в общем-то страхи в интересную сюжетную фабулу. Питер Уоттс пугал нас вампирами в космосе и неведомым инопланетным сознанием без разума. А чем хочет нас напугать Джордж Мартин?

В целом, всё просто и банально, и даже итоговый спич нас нисколько не впечатлит, хотя и вряд ли будет очевиден. Составных переменных уравнения здесь немного. Всё дело в таланте писателя, и его умении преподнести нам на блюдечке все те классические хоррорные завороты, которые есть в повести, причём делает это весьма любопытным способом. Начинается она как научная фантастика о Контакте, всё по классике, мы это уже неоднократно видели и в литературе, и в кино. Но постепенно SF уходит на второй план, а в конечном итоге и вовсе оказывается полным пшиком. А вот ужас смерти в замкнутом пространстве, посреди бескрайнего Космоса — вот это почти удалось, в сцена в кают-компании достигает почти того же эффекта, что и сцена в столовой из одного невероятно культового космо-триллера о ксеноморфах. Несмотря на банальность сюжетных поворотов, читаешь ты эту повесть на полдыхании, не замечая времени и не считая страницы до её концовки — захватывает.

В итоге — немного банальный по сюжету и приёмам космический триллер, который полностью окупается мастерством исполнителя. И, что ещё интереснее — в этой повести нет ни капли мистики, и даже у такого явления, как «призрак», можно найти научное, рациональное объяснение.

Радовал нас автор разнообразием автор, радовал. Путь бросает сагу о троне из сваренных мечей, и возвращается в литературу.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этой повести при всем ее великолепии чего-то не хватает.

Мастерски накрученый сюжет, а заканчивается пшиком. Такое ощущение, что тебя поманили очень сладкой конфеткой, а дали в конце концов таблетку сахарозаменителя. Вроде сладко, а невкусно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий НФ костяк, немного детектива, изрядная порция хоррора — так вкратце можно охарактеризовать это произведение.

В общем-то, неплохо, но, на мой взгляд, можно было бы сделать и более внятно. Основная тема завязки — охота за Волкринами как-то к концу переродилась совсем не в то, что мы ожидали получить вначале. Уже в первой трети повести, основное внимание было полностью отвлечено на бурно развивающуюся хоррор-детективную линию, которая опять же к концу ушла куда-то не туда. Картонные герои со странными именами, абсолютно не запоминающиеся — путался в них постоянно. Плюс, опять же на мой взгляд, слишком много внимания уделяется сексу, которым все занимаются со всеми, и который не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки (просто захотелось, чтобы было, наверное). Плюс, немного попахивает нафталином — как-то несколько старомодно получилось, хотя может дело и в переводе.

Но несмотря на все это, читается легко, сюжет достаточно напряженный, в общем-то, не скучно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, не зашло. Плохо воспринимается компот из космооперы и ужастика в стиле Хичкока. От красивой легенды о древних существах-путешественниках сквозь Галактику повествование перескакивает к описанию экспедиции странной компании несимпатичных учёных на судне капитана-вуайериста, и далее к жестокому триллеру. Соединительным элементом для всех компонентов сюжета служат псионические силы, но выглядит это как-то искусственно. В самой интриге ничего по сути нового не обнаружилось.

Впрочем, нет худа без добра: после раскрытия тайны капитана захотелось прочитать, наконец, классику триллера —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Psycho» Роберта Блоха.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторое время назад узнал, что есть планы экранизации этой книги в мини-сериал. Являясь давним поклонником другого (известно какого) сериала по мотивам произведений автора, я сразу же решил ознакомиться с повестью. Отличный сюжет, интрига загадки волкринов и неожиданная концовка убедили меня в том, что я не потратил время зря. Единственный минус — это огромное количество имён, которые словно ведро с холодной водой выливаются на читателя с первых же страниц книги. Сначала я пытался запомнить кто есть кто на этом мрачном корабле. Кто ксенобиолог, у кого фамилия Йхирл, кто мужчина, а кто женщина и, разумеется, почему они все так много занимаются сексом. Кстати занятия сексом ещё больше сбивали с толку по причине того, что опять же непонятно, кто мужчина, а кто женщина: зная нашего писателя, в этот процесс не обязательно должны быть вовлечены разнополые лица. В целом мне понравилось. Вторую половину прочитал на одном дыхании, да и размер повести не такой, чтобы раздумывать, читать её или нет.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга так себе. С одной стороны, в сюжет вплетены две интриги, причем довольно оригинальные — корабль-убийца и поиски внеземной жизни. Эти задумки — интересные и необычные. Но вот реализация... каждые 10 страниц автор постоянно описывает, кто с кем спит и как это делает. Интрига с кораблем-убийцей по факту превращается в постоянное описание сцен летающей расчлененки и семейных проблем командира кораблся. Читать можно, но на один раз.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь повесть, пожалуй, могла бы стать шедевром в жанре космо-хоррора.

Вот кто бы сказал, для чего автору понадобилось вплетать в произведение две абсолютно не связанные друг с другом сюжетные линии? И мало того, что не связанные, но и откровенно мешающие друг другу. Как будто из совершенно разных пазлов попытались сложить один, да к тому же так неудачно, что чужеродность отдельных кусков прямо-таки бросается в глаза.

Следуя общепринятым законам построения сюжета, в самом начале повествования автор пафосно заряжает огромное ружье и демонстративно вешает его на стену. Я имею в виду Волкринов. И хотя уже на этом этапе у читателя закрадываются некие подозрения, ружье исправно висит, не давая забыть, зачем вообще все затевалось. Но затем в повествование внезапно врывается совершенно посторонний сюжет и полностью перехватывает инициативу. Прямо на глазах изумленного читателя автор начинает заряжать не ружье даже, а целую пушку, и, ввиду отсутствия возможности повесить ее на стену, просто размещает прямо на переднем плане. Пока оторопевший читатель пытается на ходу перестроиться под новый ход мыслей автора, повесть незаметно переваливает за свой экватор и уверенно идет к финалу с новым сюжетом. А как же Волкрины? Справедливости ради отметим, что автор про них не забывает. Более того, постоянные напоминания о них, напрочь отравляет вторую сюжетную линию, вызывая у читателя когнитивный диссонанс на предмет того, какой же из сюжетов для автора важнее и дороже. Но это еще полбеды. В конце произведения настрадавшийся от сюжетных противоречий читатель вправе рассчитывать на эффектные финальные выстрелы и ружья, и пушки. И выстрел действительно звучит, красиво и оглушительно. Правда, только пушечный. А как же Волкрины, — спрашивает совершенно сбитый с толку читатель, — Волкрины то будут? Ну что же, будут и Волкрины. Правда не совсем в том виде, как надеялся читатель, учитывая тот размах, с которым они анонсировались. По крайней мере, лично я был сильно разочарован, — не стоили они шума, поднятого ради них. А легкость и будничность (а главное — полная бесполезность) финальной встречи с ними приводит на ум известный анекдот о Неуловимом Джо, которого никто не может поймать просто в силу того, что он никому не нужен.

Как по мне, так я бы вообще убрал Волкринов и все, что с ними связано, из этого произведения. Ей-Богу, оно стало бы значительно лучше. Думаю, что для такого автора, как Мартин не составило бы труда придумать более приличный мотив для того, чтобы собрать нескольких недотёп на летящем неизвестно куда звездолете. А для Волкринов (если уж они так дороги сердцу), можно было бы состряпать отдельное произведение. К слову сказать, даже в не слишком удачной киноверсии «Nightflyers», выпущенной в 1987 году по мотивам «Летящих сквозь ночь», посчитали за лучшее обойтись без Волкринов. Но, как говорится, автору виднее.

И все же, не смотря ни на что, ставлю 9 баллов. Исключительно за вторую сюжетную линию.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вам нравится повествования в духе классического научно-фантастического хоррора, где в полной мере передан дух глубины человеческого безумия, а пугающий мир завораживает, то *Летящий сквозь ночь* для Вас. Все действие триллера разворачивается на борту космического корабля. Группа из нескольких ученых — ученых-авантюристов, а точнее ученых-неудачников, отправляется на поиски и поимку неизвестной и загадочной древней сущности, неких неведомых существ, которые многие тысячелетия бороздят просторы Вселенной. Никто из группы не знает, когда и где началось их путешествие, определить их конечную цель тоже не представляется возможным. Мало того, что цель экспедиции, возможно, лишь фикция, так ещё и на самом корабле не все в порядке... По мере того, как судно приближается к цели, окружающая невидимая враждебность начинает сгущаться, и люди начинают ее ощущать почти на физическом уровне. Что же это за опасность, кем является капитан судна? Тайны и загадки, а так же многое другое и предстоит разгадывать героям, а вместе с ними и читателям…

PS: Syfy экранизируют «Летящие сквозь ночь» Джорджа Мартина. Пока что Syfy объявила о съемках пилотного эпизода. Однако ходят слухи, что канал активно набирает сценаристов для этого проекта. Если они подтвердятся, то нас ждет полноценный сезон, а учитывая, что повесть не давала ответов на некоторые вопросы, у авторов будет свобода для творчества.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космос; полёт в неизведанное, навстречу тысячелетнему мифу; странный корабль и разношёрстный экипаж. Есть здесь и учёный, совершивший открытие и желающий получить его фактическое подтверждение. К сожалению это не путешествие звездолёта «Энтерпрайз» и космос уже не последний рубеж.

Согласно мифологии повести, новых миров открыто предостаточно и они не вызывают особого интереса. Человечество расселилось, успело начать и закончить войны с другими космическими расами, претерпеть культурные преобразования, изоляцию и замкнуться само на себя на многих заселённых мирах. На некоторых из них хорошо развиты информационные технологии, где-то улучшают геном человека, а где-то царят взгляды психиатров середины XX-го века, весьма свободно практиковавших лоботомию.

Одна из загадок известной Вселенной – мифы космических цивилизаций, сплетающиеся воедино в одной точке. Именно к ней летит наш корабль.

В целом это динамичная затягивающая повесть, к концу переходящая в столь же кровавый экшн. В жертву динамике были отданы персонажи – здесь их около девяти – представляющие собой функции, характеры которых описаны экстремумами. Несмотря на наличие имён, они совершенно не запоминаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ближе к середине сюжетная линия о путешествии в неизвестное отходит на второй план, уступая место триллеру в замкнутом пространстве по соседству с ИскИном (а может это и не ИскИн вовсе, чёткого объяснения в тексте нет) с маниакальными наклонностями укоренившихся в культурных особенностях одной из планет.

Концовка триллера не то, чтобы очень впечатляет – жёсткая, но вполне закономерная. Макрокосм отвергнут; последний рубеж – человек.

Концовка космической части по сути открыта. Встреча с мифологической «цивилизацией» подана вскользь, буквально парой абзацев, и скорее в разочаровывающем аспекте. Путешествие в пустоту продолжается. Но зачем?

Всё же я ожидал именно Контакта; встречи реальности с мифом многих миров, а не текст о том, что человек худший из монстров.

Не совсем то, что я хотел прочесть, но мне понравилось.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я поставлю высший балл, хотя не всё, что написал Джордж Мартин в фантастике мне однозначно нравится.

Летящие в никуда волкрины, преследуемые энтузиастами-учёными в стремлении разгадать древнюю тайну Вселенной, мистическая атмосфера космического корабля с весьма разными персонажами, сведёнными вместе — во всём этом чувствуется рука и фантазия мастера , будущего создателя мира «Игры Престолов».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космическая фантастика плюс сколько-то детектива и ужасов. Перемешанное умелой писательской рукой, это дало в результате интересную повесть. Возможно, роман на той же основе был бы ещё интереснее.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая повесть. Но, наверное, я ждал от неё большего. Обычно, в фантастических рассказах Д. Мартина мне нравилась великолепная реализация довольно простенького сюжета. Здесь — все наоборот. Сюжет — сложный, глубокий. Тут и попытки разгадать тайны чужой цивилизации, и необычная история таинственного капитана корабля, сложные и разные характеры героев. Но, на мой взгляд, написано все это, как-то, слишком просто. Я не увидел в этой повести волшебного языка Д. Мартина, так характерного для других его произведений. Чем-то стиль автора напоминает Брэдбери, но не в этой книге. Почему? Может дело в переводе? В том же цикле «Тысяча миров» , допустим, рассказ «Башня из пепла» или « Мистраль приходит утром» , написаны совсем другим, образным, ярким языком. А в «Летящем сквозь ночь» мне этого не хватило.

Наверное, из этой повести Д. Мартин легко мог сделать сложный, красивый роман. А в повести все получилось слишком лаконично.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пол-повести автор интриговал читателя легендами о таинственной расе Звездных Скитальцев, а когда встреча состоялась, уделил им всего пол-страницы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Или же центральному сюжету — таинственному духу, погубившему экспедицию, Д. Мартин тоже отказал в полном раскрытии образа.

Очень интересная повесть, но к моему глубокому сожалению, сильно сжата , урезана и неполностью раскрывает свой потенциал.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх