FantLab ru

Фред Саберхаген «Берсеркер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Голосов:
383
Моя оценка:
-

подробнее

Берсеркер

Berserker

Другие названия: Маска Марса

Роман, год; цикл «Берсеркер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Берсеркеры... Машины смерти, созданные ещё до строительства египетских пирамид расой, погибшей из-за своих же творений. И вот они встречаются с расой людей, уже освоивших многие миры. Чем окончится эта великая война человечества с машинами, и у кого же из них программа важнее — Созидание или Разрушение?

Примечание:

Роман составлен из 11 ранее написаных рассказов о берсеркерах. Сделан романом, как повествование от лица инопланетянина с комментарием после каждого рассказа.


В произведение входит:

7.39 (125)
-
  • Игра вслепую / Without a Thought  [= Корабль — крепость; Не задумываясь; Игра в шашки; Игра с монстром; Без единой мысли / Fortress Ship] (1963)  
7.46 (403)
-
7 отз.
7.28 (333)
-
3 отз.
6.97 (287)
-
3 отз.
7.52 (373)
-
10 отз.
7.54 (202)
-
4 отз.
7.06 (260)
-
3 отз.
7.27 (288)
-
5 отз.
7.23 (253)
-
4 отз.
7.37 (293)
-
6 отз.
7.17 (186)
-
2 отз.
7.44 (183)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Берсеркер»



Сага о Берсеркере
1990 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Берсеркер
1992 г.
Звезда Берсеркера
1992 г.
Берсеркер-I
1994 г.
Берсеркер. Маска Марса
1999 г.
Берсеркер
2007 г.
Берсеркер
2008 г.

Аудиокниги:

Берсеркер: Маска Марса
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Berserker
1967 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2010 г.

Очень удачно, что автор начало своего цикла сделал в виде вот такого сборника из рассказов. Как-то очень хорошо этот сборник у меня пошёл, страницы быстро переворачивались, истории отлично усваивались. И очень хорошо, что через все рассказы проходит одна нить, что все они объединены общей кульминацией, что все они в одной связке. Вот так по кусочку, по сюжетным отрывкам, по впечатлениям от отдельных новелл под конец в голове сложилось совершенно цельное представление об описываемом мире будущего. Честно говоря, ничего подобного из фантастической классики на ум больше и не приходит. Чтоб вот так сборник рассказов был объединён не в один роман, а именно в сборник рассказов, объединённых общей темой. Вспоминаются «Марсианские Хроники» Брэдбери, но это не то. Вспоминаются два первых романа о ведьмаке Геральте, но это вообще из другой песни. Вот разве только «Легенды Освоенного космоса» Ларри Нивена, но там связью между рассказами является лишь принадлежность к одному миру и к определённому историческому отрезку. А в сборнике «Берсеркер» всё глобально, но в то же время жизненно. Рассказывается о целой войне человечества с машинным разумом, но видится в этой истории и совершенно определённая сюжетная линия с финалом в конце и даже одно жизнеописание. В общем, всё это способствует хорошему чтению. Картина мира сложилась.

Зато возникло много вопросов и недоумений. Раз автор позиционирует берсеркеров, как уничтожителей всего живого, гнущих свою линию и выполняющих свою миссию веками, то почему почти с самого начала, с первых рассказов он наделяет их почти гуманными свойствами и чуть ли не человеческими чертами? Это и беседы, которые они ведут с пленниками; это и непонятные логике действия, когда в рассказе «Покровитель искусств» берсеркер просто отпускает человека на свободу, увидев, что тот начал рисовать на холсте зловещие геометрические формы, изображающие самого берсеркера; это и странная прихоть, благодаря которой в чреве лабиринта внутреннего пространства берсеркера живёт человек, которого машина держит наподобие домашнего животного, называемого Доброжилом. Всё это конечно сюжетообразующие моменты и каждый из перечисленных сюжетов, а также другие, не способствуют тому, чтобы о зловещих машинах сложилось желаемое впечатление. Наоборот. Возникает чувство, что в течение долгого времени войн и контактов с живым во Вселенной, берсеркеры сами стали приобретать гуманные и человеческие черты и характеристики. Или нужно было эти рассказы поставить не в начале сборника. А то получается, что везде человек выходит победителем. Будь то логический поединок, хитрость или твёрдость характера, мирный разговор или военная схватка, а берсеркеры в каком-то отчаянии собирают по всей галактике всех своих представителей и словно бы не нападают, а занимают безысходную оборону и проигрывают, проигрывают...

В принципе, сборник сбит довольно крепко. Практически на любой вкус. Тут и твёрдая НФ, и космоопера, и политика, и война, и даже лирическая часть. Всё чередуется, всё не затянуто и всё способствует интересу. Для себя я выделил, как на иболее интересные, следующие рассказы: «Игра вслепую», «Доброжил», «Мистер Шут», «Причуды ассиметрии», «Лик Бездны». Вот эти рассказы подарили хорошее чувство того, что я получил именно то, чего и ожидал от книги про берсеркеров.

Потрясающая финальная часть. Если включить воображение и представить всё описываемое автором, то получишь настоящее удовольствие. Как герой Карлсен последовал за берсеркером на катере и попал в западню, расставленную чудовищной вселенской аномалией — действующим в полную силу квазаром. Он попал в плен гравитации и лёг на орбиту. И могло случиться так, что до самой смерти и после он бы остался вращаться вокруг квазара, постепенно теряя силы и осознавая неотвратимость своего финала. Очень сильно психологически. Но есть и шанс, что он будет вызволен с помощью новейшей космической техники. Когда читал, переживал всей душой, хотя и был уверен в хэппи-энде.

По визуальным ощущениям напомнило «Звёздных королей» Гамильтона, первый роман «Космической одиссеи» Артура Кларка, «Космический десант» Сергея Снегова и многое другое в том же духе — зрелищное и глобальное.

Но есть и минусы. Это немного двухмерные персонажи. Нет в них особой человечности и живости. Есть смекалка, есть мужество, есть (у некоторых) жажда власти, есть самоотверженность и желание победы, а вот характеры тонковаты. Как ни странно. Не знаю, что будет дальше, ведь второй роман цикла ещё впереди. А ещё суховатый стиль изложения. Читал до этого из зарубежки рассказы Роберта Сильверберга и после его отличного языка слегка тяжеловато было перестроиться. Хотя стили конечно разные.

Итого оценка семь, как общий знаменатель всех плюсов, которых много больше, и минусов, которых меньше. Знаю только одно — к продолжению приступлю с удовольствием и это не за горами.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2008 г.

Почему я взялся за цикл Саберхагена? Ну, первая причина это его имя, знакомое мне по соавторским работам с любимым Роджером Желязны. Ну, а во-вторых, на одном из книжный развалов Москвы я наткнулся на книгу (которая в серой суперобложке), не устоял и приобрел ее по весьма соблазнительной цене...

Впрочем, покупка оказалась удачной не только с финансовой точки зрения: цикл оказался очень крепким, и наиболее яркие впечатления у меня остались от первой его части, сборника рассказов «Берсеркер». Автор избрал весьма интересный подход к описанию космических воин — это демонстрация влияния личности на жизнь целых планет и галактик. Инопланетянин-историк с планеты Кармпан ведет дневник своих наблюдений за успехами Человечества в борьбе со Смертью в лице роботов-берсеркеров. И тут летописец отмечает, что не только такие выдающиеся личности как генерал-полубог Иоганн Карлсен способны оставить свой след в истории, но и простой пилот истребителя, невольно втянутый в шашечную дуэль с роботом-убийцей и хитростью победивший его. Или чего стоит история про миротворца, сумевшего доказать берсеркеру превосходство Жизни над Смертью — ничего кроме гордости за представителя своей расы я не чувствую...

Не прошел Саберхаген стороной и отрицательные стороны человеческой натуры. Здесь и аллюзии на актуальную ныне проблему неофашизма (ох, как он в своем 67-м году был прав!), и осуждение разрозненности людей даже в моменты жизненно необходимого объединения сил. В то же время, существование истинно правильных, справедливых и сильных личностей не дает впасть в апатию и вселяет уверенность в победе Человечества. Даже в войне, которой суждено длиться не одну тысячу лет...

Яркие и чрезвычайно сильно написанные рассказы при прочтении вызывают в душе множество чувств. Чувство гордости за отчаянно борящуюся Жизнь, которую так стремятся уничтожить берсеркеры. Восхищение человеческим разумом, который несмотря на совершенство искусственного интеллекта, всегда превосходит его в самых неожиданных сторонах. И вера в то, что люди, олицетворяющие последний оплот Жизни, обязательно победят. Иначе как бы жила Вселенная, если бы в ней не существовало нас?..

P.S.: Рассказ «Маска красного смещения» — ремейк рассказа Эдгара По. Сюжет так же был использован им в романе «Черный трон», написанном в соавторстве с Р. Желязны. Нравится он ему, видать, очень сильно. Солидарен...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2015 г.

Ещё в 1990х, при первом прочтении, меня этот роман-сборник рассказов не очень впечатлил. По целому ряду моментов. Сейчас решил ещё разок прочитать. Благо, почти весь цикл на руках оказался. И снова в восторг не приводит.

Пожалуй, главные причины — много наивного, неправдоподобного и недосказанного. Плюс противоречия в рассказах.

Вот рассказ-глава «каменная россыпь». Что за тактика абордажей, если прямо в этой главе видно, что абордажная команда не в состоянии пройти сквозь заслон роботов? А каким образом земной флот победил, если автор показал читателю только один фрагмент боя, причём в котором наши выиграть не смогли? А что значит «сотню берсеркеров взяли в плен»?? Как можно взять в плен компьютер, который или побеждает или погибает? И ни строчки объяснений. И так далее и так далее.

Ещё отметилось в голове, что от первого прочтения, лет двадцать назад, в голове чётко остался сюжет лишь одного рассказа — «миротворец» (тот что про лечение рака). Уж и не знаю почему. Всё остальное почти как в первый раз читал.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2018 г.

Когда-то в детстве, почти 30 лет назад, я уже читал эту книгу. Должен признать, на тот момент она произвел на меня сильное впечатление. И вот спустя долгие годы, я решил вернуться к книге, которая начинает длинную серию о борьбе человечества, которое расселилось по всей галактике, со страшным врагом, цель которого уничтожать всё живое, с Берсеркерами.

Космоопера от известного фантаста, включающая в себя около 20 книг, которые писались на протяжении 40 лет. Основная идея серии — борьба человечества с Берсеркерами. Берсеркеры это огромные автоматизированные космические корабли, созданные давно исчезнувшей древней расой для уничтожения всего живого, для уничтожения жизни во всех её проявлениях. Вообще нужно признать, что потенциал идеи невозможно переоценить, он огромен. Но к сожалению, на мой взгляд, реализация малость подкачала. Это вовсе не значит, что книги серии плохи, это лишь значит, что история могла быть подана намного сильнее и многообразнее.

Первая книга представляет из себя сборник из 11 рассказов, каждый из которых это отдельная историю борьбы человека и машины, однако сквозь несколько произведений проходит общая сюжетная линия, связанная с генералом Йоханом Карлсеном и битвой у Каменного края.

Казалось бы, борьба машины и человека, космические корабли, война за выживание — простор для космического боевика и описаний сражений. Но нет. Во главу угла своего произведения Саберхаген ставит человека, его внутренний мир, отношение к внешнему миру и взаимодествие с бесжалостным врагом — берсеркером. Здесь есть место и интеллектуальным уловкам и предательству, воспеванию искусства и самопожертвования, раскрытию ценности юмора и грязи политических дрязг, есть фанатики и есть поэты. А берсеркер — он лишь фон к копошению человека в своем мирке и своих проблемах. Но фон, который всё же позволяет немного под другим углом посмотреть на казалось бы вполне обыденные вещи.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2013 г.

Занятная книга, среди не похожих друг на друга рассказов, попадаются замечательные мысли. Больше всего понравился рассказ «миротворец», идея ТАК использовать машину смерти — изумительна. Но все-таки сборник читается больше как антология, не столько из-за разнообразия представления сюжета, сколько из-за не особо удачной их стыковки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сама идея такой вселенной отлична, но проработка этой вселенной слабовата: знакомят с началом вторжения, переломом войны и вот уже Берсеркеры превращаются из угрозы тотального уничтожения, в древние артефакты, хотя и по прежнему опасные. Мне не хватило этой самой тотальной войны.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2010 г.

Понравилось. Заинтересовался прочитав в журнальной версии «Миротворца». Решил начать с начала. Первые 3 рассказа и 2 после каменного края (Шут и Покровитель Искусств) просто знакомят нас с миром людей столкнувшимися с Берсеркерами. Мы узнаем, что эти чудо роботы мечтают уничтожить все живое. Вообще говоря первый же тезис очень спорный. Берсеркер, что подружился с шутом, вообще не знал , что есть жизнь. Но вот как понимали жизнь создатели Берсеркеров и как они смогли объяснить это машинам. А так же зачем вообще уничтожать любую жизнь, если можно заложить описание именно врага. И эта не ошибка автора, это скорее намек, что об этом стоит подумать. Во всех трех первых рассказах Берсеркер пытался общаться с человеком.Ему он почему-то интересен. Возможно историк, что знакомит на с этими рассказами прав, человек прищемил Берсеркерам хвост и они начали собирать любую доступную информацию для борьбы с ним. А может что-то в людях показалось Берсеркерам знакомым, что-то что требовало получить дополнительную информацию. Знак волка не очень понятно где находится хронологически, возможно сильно позже «Каменного края».

Остальные 5 рассказов построены хронологически правильно. Системообразующим является первый описывающий почти финальную битву Карлсена и Берсеркеров. Тут меньше про Берсеркеров и больше про политику. Чуть меньше психологии и чуть больше социологии.

Берсеркеры — это машинная цивилизация. Судя по всему она скорее деградировала, чем развивалась. Ибо не было у нее достойного соперника и не было смысла развиваться. Но столкновение с Землянами изменило расклад. Возможно машинки слегка перетрусили и переоценили коварство человека вообще и Карлсена в частности. А может их тактика построена на принципе неопределенности столкнулась с еще менее определенной тактикой человека. Но в результате машинки начали думать, соображать, эволюционировать, причем подчас независимо друг от друга и в разные стороны. В любом случае у многих из них появились человеческие черты: например ненависть и любопытство.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2017 г.

Вся серия рассказов про берсеркеров страдает двумя большими недостатками. Во первых автор использует наверное древнейшее из выдуманных человечеством клише — в начале повествования автор декларирует наличие абсолютного практически всесильного неуничтожимого зла, единственное предназначение которого убивать людей. Все сюжеты рассказов основаны на противостоянии людей этому злу. Но ведь это же основной сюжет всех мифологий мира он начала времён. Дьявол, демоны, тёмные властелины и вот это вот всё. Наверное поэтому эти рассказы так любимы некоторыми читателями. Но всё таки клише есть клише. Хотя даже классическую сюжетную основу можно красиво раскрыть и обыграть но для этого автору не хватает мастерства. Он откровенно слаб и многие другие отзывы это подтверждают. Герои его рассказов почти все картонные им не хочется сопереживать и их поведение неадекватно, сюжеты часто не раскрыты, примитивны и нелогичны. Вторая проблема вытекает из первой. Берсеркеры описаны как разумные существа, но в основе их поведения лежит императив: «убить всё живое». Объяснения зачем это нужно сделать нет. Но любое разумное существо должно как-то объяснять хотя бы самому себе зачем оно делает то что делает иначе его нельзя назвать разумным. Злодей который злой просто потому что злой хорош для детских сказок. В произведениях для взрослой аудитории это выглядит не серьёзно и скучно.

Хотя автор сам постоянно нарушает свой собственный императив. Бесконечно мощные, непредсказуемые берсеркеры постоянно уничтожаются примитивными пастухами и полоумными юношами. Вообще во всей серии берсеркеры под неубедительными предлогами постоянно вступают в контакт с людьми когда могут их легко уничтожить и постоянно терпят от людей поражение в результате этого общения. По моему даже имбецил бы уже догадался что изучению людей это ни как не помогает зато ведёт к массовому падежу берсеркеров и прекратил бы это делать. А ещё эти жуткие машины созданные специально чтобы уничтожить всех разумных существ могут просто отпустить понравившегося им человека если он что ни будь им нарисует или скажет что органические существа являются высшей формой жизни и неорганические существа обязаны им прислуживать.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2013 г.

Годный сборник, хотя, понравился меньше, чем «База берсеркера», и ожидания были большее. В том числе, ожидал больших подробностей от повествования о Иохане Карлсене, о его брате, их взаимоотношений, о истории после Битвы в Каменной Зоне, о Иматранской Империи и галактополитике людей внутри своих территорий, и территорий других рас.

Хотелось бы описаний самой первой встречи с берсеркером, Кормпанами, расселении Человечества...

Ну, да ладно. Большинство рассказов, разумеется, понравились, хоть и не ахти какой перевод (в случае с рассказами он еще нормальный), но в других романах о бересеркерах в этой же книге он еще хуже... Много ошибок как и в самой сути перевода, в терминах, так еще и опечатки есть.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 декабря 2011 г.

Да, это едва ли не первое мое знакомство с жанром космического боевика. Простой сюжет, простые герои, драйв и чудесное спасение в конце.

Вроде бы ничего особенного, но в определенном возрасте цепляет. Да и простой никогда не было синонимом плохого.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2007 г.

И ведь ничего особенного в этих рассказах. Всё просто и понятно — есть некий враг и есть человечество, которому угрожает уничтожение от этого врага. А ну ка, сколько раз мы подобное читали?

Но всё же автору, на мой взгляд, удалось сделать банальную историю в своём изложении довольно интересной. В каждом из этих рассказов присутствует некая изюминка, что-то, что делает его ярче и привлекательней, хоть их и можно назвать несколько наивными. Впрочем, не думаю, что здесь Саберхаген ставил перед собой целью изображение эпической картины войны.

А для меня эти рассказы примечательны ещё и тем, что именно они стали первыми прочитанными мною на подобную тематику. Поэтому мои чувства к ним немножко сентиментальны. За это ещё плюс один балл к той оценке, что, на мой взгляд, заслуживает роман:smile:

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 апреля 2016 г.

Сборник рассказов о войне людей с машинами-берсеркерами , открыл новое направление , в свое время , в области фантастики о роботах. Роботы, в этих произведениях, представлены, не добрыми машинами , помогающими людям , как у Азимова, с поведением , ограниченым, 3 законами робототехники, а кораблями-убийцами, с машинным мозгом, не ограниченым, практически, ничем, кроме , программ их создателей. В лучшем случае, их поведение , безразлично к человеку , или, выглядит , как проявление жестокого юмора. В отдельных случаях, они могут , и , помогать людям, в процессе, своего осмысления , места в этом мире. Это разрывает шаблон у читателя , привыкшего, к литературному, и кино-образу: робота-помощника , слуги, или, раба , с беспрекословным подчинением приказу человека. Машины-убийцы, в этом романе, представлены , как независимый, и , более, жестокий аналог человека, без человеческих эмоций, как архетип злого отца . Саберхаген, отразил, человеческую машинную цивилизацию, как в зеркале , чтобы люди , взглянули на себя, и , свою цивилизацию , со стороны , и, поняли, что , в некоторых ситуациях , они ведут себя, как эти машины , а то, и , хуже. Берсеркер, это отражение человека, как вида , с его страстью к саморазрушению, и , уничтожению других форм жизни, кроме него. В то же время, в этом сборнике, много примеров , самопожертвования людей, и , нормального поведения, в критических, или , стрессовых ситуациях. Есть , что то , в этом сборнике , Шекспировское , магия человеческих эмоций , « Буря «, похожее , по духу, произведение. Хочется закончить эту рецензию, отрывком, из рассказа , « в храме Марса « , из этого сборника :

«Был на стене нарисованный лес. В нем обитал король чудес. Деревья старые, кривые...» « И ветви черные, нагие

Ломал холодный серый вихрь. Как буря, шторм и ураган Внизу же склона, у холма Стоял храм Марса, бога битв...»

«Полярный свет бросал лучи В врата, разверстые в ночи. И окон не было в стенах Для глаз людских, познавших страх...»

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2010 г.

Сборник, связанный общей темой — войной с машинами-убийцами берсеркерами, представляет собой набор самых различных по ощущению и идеям рассказов. Рассказы о Карлсене — исследование роли личности в истории, их дальнейшей судьбы, описание интриг политиков, что продолжаются даже во время войны, вообще сути власти. Прочие рассказы — анализ психологии человека («Доброжил», «Это сделал Я и Т»), взаимоотношения человека и машины (Знак волка), логические загадки (Игра вслепую), и просто ироничное повествование (Мистер Шут). В целом, сборник очень крепок, и вполне достоин прочтения, произведения, которые в нём содержатся, весьма небезинтересны. Надеюсь, романы цикла не хуже, чем рассказы.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2008 г.

Есть разные переводы, причем последние книги я читал почему-то только в плохих. А может уже и сами книги были ни о чем, кто знает....

Но первые части просто отличны.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2008 г.

В возрасте 10 лет прочел издание 1990 года. Очень понравилось, сейчас уже нето но все равно неплохие романы.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2007 г.

Рассказ из этого сборника мечатался в антологии спортивной фантастики. И думать не думала, что это целый цикл. Сейчас, не особенно впечатляет, конечно, но тгда это было более чем завлекательное чтение. Огромные крепости, сеящие смерть стали весьма популярны.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх