Джордж Р. Р. Мартин «Второй род одиночества»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В глубине космоса, на станции нуль-пространственного перехода, в одиночестве коротает свои дни в ожидании сменщика землянин. Но время идет, а сменщика все нет.
Входит в:
— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction», 1974 г.
— сборник «A Song for Lya and Other Stories», 1976 г.
— антологию «Space Mail», 1980 г.
— сборник «Portraits of His Children», 1987 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Если 1996'6», 1996 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
— сборник «Миры Джорджа Мартина», 2023 г.
- /языки:
- русский (6), английский (7), немецкий (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), Е. Мальш (1), И. Оганесова (2), И. Петрушкин (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 14 сентября 2023 г.
Прекрасное и глубокое художественное исследование безумия, одиночества и сущности человека. Не просто так детям в школе объясняют, что человек может стать человеком только взаимодействуя с остальными людьми, живя в социуме. И даже во взрослом виде, при долгом отрыве от сородичей, сохраняется нешуточный такой шанс одичать и потерять человеческий облик. Пытаясь излечиться, ГГ только усугубил свои проблемы.
AlisterOrm, 11 ноября 2022 г.
Рассказ, казалось бы, простой, но назвать его банальным довольно сложно. Оставим в стороне вопрос, насколько реалистичен сценарий работы одного-единственного оператора на станции-«червоточине» без связи, в данном случае главное не в этом. Главное — это пограничное состояние человека, у которого нет выхода из собственной головы, и который вынужден постоянно прокручивать в ней ошибки прошлого, и жизненный тупик, в котором оказался. Он обезумел, да, но только отчасти из-за собственного одиночества, дело не совсем в этом. Сломала его не тишь глубинного космоса, а перспектива возвращения к людям, нахождение среди которых не сулит ему ничего хорошего, ведь жизнь нашего дежурного полностью и окончательно превратилась в череду бессмысленных дней. И что же, вернуться, посмотреть в глаза несостоявшейся любимой, которая, скорее всего, давно забыла тебя, в растерянности встать перед живущими своей жизнью былыми друзьями, прекрасно обходящимися без тебя, вновь растворять себя в обществе и собирать себя заново в сложном переплетении связей, в котором ты занимаешь ничтожное место?
Ожидание конца одиночества — вот сердце этого безумия.
mykoster, 1 июля 2018 г.
Ледяная бездна космоса, глухая к мольбам, безразличная к радости. Звёзды — немые свидетели страданий и размышлений героя, его метаний в страхе будущего и ненависти к прошлому.
Но это лишь воображаемая жизнь интроверта, который боится реальности больше всего на свете. Настолько, что, когда возникает возможность вернуться, герой в исступлении уничтожает транспортное средство, которое должно было доставить его домой.
Герой прячет от себя собственное решение остаться навсегда на станции, поскольку, признав его и сохранив в памяти уничтожение «Харона», он лишит себя мечтаний о неосуществимой жизни, об идеальной личности, созданной им вдали от беспощадного человечества.
Сумасшествие? Мозг всего лишь прячет несколько воспоминаний, которые могут лишить смысла ежедневные мысли об одиночестве, его желанности и его преодолении.
И герой не замечает, как два вида одиночества сливаются для него в один — в одновременное желание одиночества и ненависть к нему, противоречие, шанс на существование которого может подарить только забвение уничтожения ««Харона».
Интроверт лишится смысла жизни вне социума.
Поэтому — каждый год заново ведутся дневники, каждый год — обратный отсчёт до встречи с ранящей сердце Землёй.
Каждый год — обратный отсчёт до события, которое не произойдёт.
Космос — замечательный образ уединения.
jolly-fellow, 21 июня 2018 г.
Этот рассказ из той серии рассказов где автор закрывает в ограниченном пространстве человека или группу людей, отрезает их от цивилизации и начинает копаться в их внутреннем мире. Чаще всего герои рассказа это экипаж корабля, звездолёта, наземной или космической станции долгое время не имеющей контактов с остальным человечеством. И проблемы у этого рассказа типичные для этого типа произведений. Основная проблема заключается в том, что в реальной жизни и с точки зрения логики такие экипажи должны подбираться из наиболее психологически совместимых людей, характеры которых позволяют им комфортно чувствовать себя в одиночестве. Но так как автору нужны эмоции, конфликты, экшн, то в подобных произведениях герои представляют собой не нордически-спокойных, сдержанных, трезвомыслящих персонажей, точно знающих свою цель, а истеричных психопатов с кучей моральных комплексов и заболеваний психики. Постоянные истерики таких людей, их безумные выходки, нерациональное поведение, немотивированная агрессия, позволяют держать читателя в напряжении, создавать интригу и сюжетные повороты на ровном месте, и прикрывать сюжетные дыры. Типичными представителями такого рода произведений можно назвать фильмы «Чужой: Завет», «Пекло» или «Прометей».
В этом рассказе главный герой только один. Он отправлен аж на 4 года далеко в космос для того чтобы управлять входом в космическую червоточину через которую идут межзвёздные корабли. В целом ситуация очень похожа на замечательный фильм «Луна 2112». Но в отличие от фильма, где прекрасно была объяснена такая нелогичная вещь как оставление одного оператора на годы на целой станции (что если он случайно убьётся, сойдёт с ума, или специально устроит террор?), в этом рассказе действительно одного человека оставляют на 4 года в космосе без каких либо контактов с миром. То, что он сходит с ума, в результате, является не внезапным поворотом сюжета а, скорее, закономерностью.
И вторая проблема это описание душевных метаний ГГ. У него действительно большие ментальные комплексы и проблемы с социализацией. Непонятно как такого персонажа отобрали для такой ответственной работы? ГГ решил подписаться на 4 года одиночной работы в космосе только потому, что не смог сказать девушке, которая ему нравилась, что он к ней неравнодушен. И вот этой проблемой герой страдает все 4 года, а автор ездит по мозгам читателя подробным описанием мыслей, страхов, сомнений и страданий ГГ, которыми в реальном мире все мальчики успешно переболели в возрасте 13-15 лет. Читать о таких проблемах взрослого мужчины совершенно не интересно и не хочется, а тем более сопереживать ГГ.
Адреналинкс, 14 января 2017 г.
Сильный атмосферный рассказ-монолог на тему одиночества.
Спасаясь от одиночества герой оказывается в одиночестве ещё бОльшем, при том, что первое, от которого хотел сбежать, никуда не делось — и в итоге двойное одиночество приводит к весьма закономерному финалу.
Вывод — убегай, не убегай... А впрочем, пусть выводы каждый делает сам:)
sergej210477, 3 ноября 2016 г.
Очередной психологический рассказ Д. Мартина. Человек, убежавший с Земли от одиночества, неумения сходиться с людьми, оказывается в открытом Космосе. Совсем один на несколько лет. Т. е. Он поменял один вид одиночества на другой.
Ну и в ожидании конца своей долгой вахты, он попросту сходит с ума. Мечется между желанием поскорее вернуться на Землю, и желанием остаться. Опять у героя возникают комплексы неполноценности. Он панически боится найти дома старые проблемы, столкнуться с женщиной, которую безответно любил. Бессонница, кошмары. Вывод: если у человека не все в порядке с головой, то не так важно, где он находится, на Земле или в открытом Космосе. Проблемы со здоровьем от этого не решаться.
Опять же, как и во многих рассказах Д. Мартина: написано великолепно, прекрасные описания космоса, тонко переданная психология героя. Но сам сюжет мне не понравился. Это не те проблемы, над которыми мне хотелось бы задуматься.
yemets, 5 января 2014 г.
Неожиданная концовка рассказа, я почему то ожидал, что в качестве сменщика гг пришлют его бывшую девушку. Несмотря на то, что гг явно не положительный, его метания вызывают сопереживание и жалость, потому как за четыре года полной изоляции у кого угодно крыша поедет. Лишнее подтверждение тому, что нормальному человеку без общения не выжить, и лечить душевные травмы одиночеством — самообман.
Звездочёт, 18 июня 2013 г.
Самое важное, самое запоминающееся Время в жизни — это Время-когда-ты-мечтаешь. Главный герой, находясь в этом состоянии, надеется, фантазирует, сомневается, боится, снова надеется. Рутинное существование доведено до автоматизма и не мешает мыслям Одиночки двигаться по кругу со всё нарастающей скоростью и болью, калеча его самосознание. Страх потерять это состояние перевешивает, оказывается более сильным, чем надежда на счастливую жизнь на Земле после возвращения. Как говорится — ожидание и предвкушение Нового года важнее самого праздника. Ещё более усиливает этот страх знание о том, что отбыв на Землю, он уже не сможет вернуться сюда: в это место и это состояние — такое ненавистное, прекрасное и ставшее привычным. «...Перемен требуют наши сердца...И, вдруг, нам становится страшно что-то менять...» Очень ёмко и глубоко!
primorec, 19 декабря 2012 г.
И снова история об Одиночестве. Нет, это даже не рассказ, а концентрированное Одиночество, выплеснутое на страницы в виде дневника человека, оставшегося один на один с пустотой Космоса.
Одиночество — вот настоящий герой многих рассказов Мартина. Возвышенное — в «Одиноких песнях Ларена Дорра», трагическое — в «Портретах его детей», романтичное — в «Песне о Лии», опустошающее — в «Башне из Пепла». Но здесь оно совсем другое, Одиночество второго рода. Огромное, всепоглощающее «одиночество человека, попавшего в западню внутри самого себя. Человека, который так часто ошибался, что боится открыть рот и заговорить с кем-нибудь». Оно растет в душе, как рак, пока не захватит каждый уголок сознания, пока не подчинит мысли и чувства, не создаст свой собственный мир, который уже не имеет ничего общего с жизнью всех остальных людей. И в этом искаженном мире Одиночества страдание перерастает в наслаждение, воспоминания о прекрасном замещаются старыми обидами, действительными и мнимыми. Этот мир найдет для своего носителя оправдание даже самым страшным мыслям и поступкам.
Рассказ оставил двоякое чувство. Восхищение формой и полное неприятие содержания. Наверное, нет ни одного человека, который был хоть раз не испытал чувство одиночества в толпе людей, вызывающее жалость к себе и желание забиться в самый дальний уголок, прячась от проблем. Но большинство преодолевают это чувство, находит выход, загоняя в самую глубь унизительное желание смаковать свои беды. Здесь же Одиночество возведено почти в абсолют, лишая всякой надежды на излечение и возрождение. Этакая мастерски выписанная депрессия в чистом виде.
И второе, что крайне не понравилось. Это мир будущего, который краешком приоткрылся в рассказе. Мир, где, видимо, все так запущено, что на такую ответственную работу попадают откровенные психопаты и невротики. С кадрами в будущем так плохо или люди в нем будут сплошь страдать маниакально-депрессивным психозом? Как не крути, сплошная безнадега.
romanpetr, 18 января 2012 г.
Весьма романтический рассказ-дневник об одиночестве на просторах космической пустоши. Главный герой противостоит самому себе на отшибе вселенной, работая нуль-пространственным оператором. И от того, как он построит свой внутренний мир, зависит вся остальная жизнь. Лишний раз убеждаешься, что нельзя людей оставлять на долгий срок в полной изоляции. Даже , если у тебя твердая, убежденная психика! 4 года одиночества на добровольной основе, вряд ли доведут до добра....
Yazewa, 20 декабря 2010 г.
Есть, конечно, существенные сомнения насчет реальности отправки на такой «маяк» человека — мало, что одного-единственного, да и еще и с явными психическими отклонениями, имевшими место еще на Земле. Налицо жесточайший комплекс неполноценности, отсюда и психические девиации.
Собственно, и исчезновение корабля, незамеченное в течение года, и отсутствие связи — все это как-то подрывает доверие к тексту.
tapok, 12 декабря 2010 г.
Шикарный рассказ!
Мартин смог меня удивить тем, что в коротком слоге смог показать очень многое. Атмосфера рвёт жилы: холод, одиночество и...красота. Именно такое дикое сочетание выбрал Джордж.
Рефлексия хороша, манера безумства — интересная. Тот факт, что этому произведению больше 30 лет меня удивляет. К раннему Мартину я всегда скептически относился =)
ПС: а всё же...я хотел бы вот так побывать на месте ГГ: много времени, много мыслей...
valkov, 18 сентября 2009 г.
Первый достойный рассказ в «Ретроспективе», до этого был проходняк. Действительно пронзительный и берущий отклик в душе. И быть бы ему вовсе отличным, если бы не финальный сюжетный поворот. Психологически интересный, но я в него не поверил. Однако воспринять авторский посыл он не мешает — не всем хватает мужества прожить жизнь достойно.
Amerasu, 27 августа 2009 г.
Интересный, неоднозначный рассказ. Видимо, к моменту его написания Мартин уже поднабрался опыта в написании короткой формы. Думаю, тема близа тем, кто испытывает подобные проблемы в реальной жизни (хотя мне сложно быть объективной, никогда не сталкивалась с такой проблемой). Чувства, переживания, мысли переданы очень ярко. Концовка неожиданная.
Рассказ стоит прочесть.
Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.
ganglery, 21 июня 2009 г.
Страшный расказ великолепно раскрывающий природу невротического страха. Сильная концовка — неожиданная и выводящая пафос рассказа на новый уровень