fantlab ru

Владимир Алексеевич Попов «Борьба с химерами»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.12
Оценок:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Борьба с химерами

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Осколок третичной эпохи / A Relic of the Pliocene  [= The Angry Mammoth; Пережиток третичной эпохи; Пережиток плиоценовой эпохи; Пережиток доисторической эпохи; Как погиб последний мамонт; Мамонт Тома Стивенса; Мамонт Томаса Стивенса] (1901) // Автор: Джек Лондон  
7.28 (342)
-
6 отз.
6.12 (104)
-
6 отз.
6.26 (290)
-
4 отз.
5.45 (105)
-
5 отз.
5.67 (107)
-
4 отз.
  • В обсерватории Аву / In the Avu Observatory  [= В Авской обсерватории; В обсерватории на о. Борнео; Кланг-утанг острова Борнео; На обсерватории; Обсерватория на Аву; Страшная ночь (В обсерватории Аву)] (1894) // Автор: Герберт Уэллс  
6.66 (320)
-
7 отз.
5.16 (93)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Борьба с химерами
1927 г.
Фата — Моргана 2
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник старых историй, которые должны были напугать читателя начала ХХ века. Их объединяет то, что на современном языке называют «гигантоманией»: берется хорошо знакомое всем животное и увеличивается в размерах в несколько десятков раз. Результат такой операции получает соответствующую размеру силу и злобу. Ну а дальше всё развивается по стандартному сценарию: случайный человек натыкается на такого монстра и ... пытается убежать от него. Кое-кому это удается — иначе б некому было эти истории рассказывать. В подобном ключе писали почти все известные мастера хоррора — Лавкрафт, По и Бирс. Только делали это более изобретательно и качественно. Более-менее прилично в антологии написаны только 3 рассказа (авторы — Лондон, Путкамер и Аткинс), составленные по схеме психологического триллера. В них соблюдены все необходимые ступени восхождения к «абсолютному ужасу», поэтому эмоциональные впечатления от прочитанного более яркие и держатся в памяти дольше. Остальные произведения большим разнообразием и фантазией не отличаются и потому не способны испугать даже малыша. Интересно, что в числе таких неудачников оказался сам Герберт Уэллс! Впрочем, не боги горшки обжигают...

Прочесть антологию нужно тем, кто хочет понять, что именно пугало наших предшественников, а также каким образом происходило становление жанра триллера и хоррора. А любителям острых ощущений лучше не браться за чтение, чтобы случайно не умереть от смеха.

-------------

РЕЗЮМЕ: старая антология, рассказывающая о разных случаях противостояния человека и гигантских животных. Слабовато по современным меркам, но интересно с точки зрения эволюции жанра.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие мечтают побывать там, где ещё не ступала нога человека, совершать открытия, встречаться с неизвестными народами и чудом уцелевшими реликтовыми монстрами. Только вот времени и денег на подобные путешествия не всем хватает, да и сейчас, когда на Земле практически не осталось белых пятен, шансов на интересные встречи остаётся немного. В любом случае жгучее любопытство страждущих всегда были готовы удовлетворить тематические книги и журналы. В этом есть определенная магия, когда привычное домашнее кресло вдруг превращается в аналог еще не изобретенного передатчика материи — стоит только перевернуть страницу и из обыденности домашнего уюта ты попадаешь прямиком на африканское сафари, вместе с отважными исследователями плывёшь по Амазонке или же, преодолевая снежные метели, пробираешься меж ледяных торосов Антарктики. Ориентиром для любителей подобного рода «путешествий в домашних тапочках» ещё со времен отмены крепостного права стал журнал «Вокруг света». Пришедшие к власти большевики не преминули закрыть это «буржуазное издание», но свято место пусто не бывает и у славной традиции появились продолжатели.

Одним из таких эпигонов стал журнал «Всемирный следопыт», просуществовавший недолго, но запомнившийся любителям этнографии и туризма, его подшивки небезынтересно полистать и сегодня. На протяжении всего 1927 года к журналу издавалось ежемесячное литературное приложение, всего успели издать 12 выпусков. На страницах приложения читателя ожидали встречи с динозаврами, первобытными племенами, морские приключения и многое другое. К сожалению сам журнал просуществовал недолго, а приложение и того меньше. Говорят, что «Всемирный следопыт» закрыли по рекомендации М. Горького, который считал, что приключенческая литература вредна для неокрепших умов будущих комсомольцев. Крепко ошибался в этом плане советский классик, для юного возраста свойственна тяга к новому, неведомому, и, кто знает, если бы приключенческую литературу поощряли, продвигали разнообразную, а не только утопическую, фантастику, то и обещанный к 1980 году коммунизм построили бы стараниями пылких романтиков.

Прошу прощения за затянувшееся вступление, темой моего обзора будет первый выпуск приложения к «Всемирному следопыту», озаглавленный «Борьба с химерами». Здесь собрались рассказы действие которых происходит в разных уголках земного шара, но в каждом из них читателя ожидает встречает с диковинным и опасным хищником — некоторые из них уже давно исчезли с лица планеты, а иные являются лишь плодом воображения своих создателей, но заявленная тематика антологии соблюдается неукоснительно. Из авторского состава обращают на себя внимание имена Дж. Лондона и Г. Уэллса, прочие писатели основательно позабыты и вряд ли кто их сейчас вспомнит без подсказки гугла. Практически все произведения строятся по одной схеме — подготовка читателя, столкновение с чудовищем и развязка конфликта, благоприятная или же не очень. Большинство рассказов сегодня смотрятся довольно незамысловато, архаично и не вызывают особого интереса, хороша ложка к обеду, как говорится.

Пожалуй, больше всего мне понравился рассказ Дж. Лондона «Осколок третичной эпохи», его можно отнести к типичным охотничьим байкам. Главный герой пересказывает нам историю, услышанную от одного из лучших охотников Аляски, утверждавшего, что носит обувь, сшитую из шкуры последнего мамонта. Рассказ довольно динамичный, в привычной манере Лондона — человек вступает в противоборство с природой и прилагает всю находчивость и мужество, чтобы выйти из этой схватки победителем.

Помнится, когда в школьные годы я пошёл в кино на фильм про Годзиллу, то вышел из кинозала разочарованным — кроме устрашающей тени и пары резиновых когтистых лап, снятых с увеличением, мне, как зрителю, ничего не показали. Сходные чувства оставил рассказ Е. Путкамера «Чудовища саргассов». Само название определяет место действия и готовит читателя к встрече с ужасным хищником, хотя с обозначенной локацией автор не обманул, но слово «чудовища» явно следует вынести за скобки. Лондонский журналист отправляется в морское путешествие на грузовом судне, вскоре корабль оказывается в плену коварных саргассовых водорослей и команде приходится приложить изобретательность, чтобы выбраться в открытый океан. Обманутые ожидания ещё и в том, что вместо яркого приключения автор предлагает нам психологический триллер — выживание на пойманном в ловушку корабле. Постепенно нарастает градус безнадежности, безумия и отчаяния — подобные сюжеты я люблю, но в иной обертке.

Ожидал больше и от Герберта нашего Уэллса, но этот мастер в данном жанре чувствует себя явно не в своей тарелке, предлагая нам откровенно слабенькие истории. «Долина пауков» — простенький приключенческий хоррор с элементами вестерна. Три всадника гонятся по прерии за некой беглой креолкой, постепенно окружающий ландшафт становится недружелюбным и пугающим и вскоре, позабыв об основной цели квеста, им придется вести борьбу за выживание. За лесом минусов не разглядеть деревьев плюсов — герои безымянные, зачем и почему они гонятся за девушкой совершенно непонятно. Автор пытается показать, как человеческие характеры обнажаются в сложной ситуации, но вследствие того, что все персонажи склеены из махрового картона, эмпатии не возникает совершенно, весь заряд драмы уходит в кисейную пелену паучьей паутины.

От путешествий в пространстве переходим к перемещению во времени. «Носорог Марвина» за авторством некого С. Блэка предлагает нам простенькую хронооперу. Рассказ ведется от лица Александра Марвина, единственного выжившего после демонстрации возможностей нового изобретения — чего-то среднего между хроноскопом и машиной времени. В общем-то финал довольно предсказуем, и автор изначально нам его описывает, а рассуждения про «витализирующие лучи» — прямой привет из прошлого.

Тем кому не хватило арахнофобии Г. Уэллса дополнительную порцию можно получить от «Араньи мексиканских болот» М. Сейлора. Снова рассказ непосредственного очевидца событий — действие происходит в Южном Техасе на границе с Мексикой, троица бравых ковбоев путешествует по джунглям, чтобы сократить путь они решают воспользоваться заброшенной тропой, но мальчик-проводник умоляет их не делать этого, предупреждая об Аранье, естественно голосу разума никто не внемлет и встреча с Араньей состоится.

Ещё один рассказ Г. Уэллса под названием «В обсерватории Аву» переносит нас на о. Борнео. Задержавшийся в местной обсерватории допоздна ученый исследует звездное небо, как вдруг замечает некий объект, промелькнувший над крышей, а после слышит хлопанье крыльев и скрежет когтей по куполу. Непонятно зачем было делать местом действия обсерваторию, ожидаешь встречи с пришельцами или чего-то такого, описание монстра довольно скупо, предыстория из местных легенд вообще остается за кадром.

Ну и напоследок нам напомнят, что создавать монстров может не только природа, но также извращенный человеческий разум. Действие «Краба Газенцио» Ф. Аткинса происходит на территории заброшенного поместья. Само начало исследования этого неприветливого места говорит о том, что имение не такое уж заброшенное, а интрига финальной встречи раскрыта в названии рассказа. Довольно хлипкое подобие «Острова доктора Моро», вот что стоило здесь печатать, если обращаться к Уэллсу.

Как итог — рекомендовать этот сборник современному читателю всё же не стоит, лучше оставить его на потребу коллекционерам и фанатам приключенческих рассказов старой школы. Впрочем, ввиду небольшого объема книжицы, чтение много времени не отнимет. Справедливости ради стоит сказать, что если бы этот сборник я прочел в школьные годы, когда о книжном изобилии можно было только мечтать, а воображение цеплялось за любые упоминания реликтовых монстров, то впечатления были бы на порядок лучше. Рука, набитая на рисовании в клетчатых тетрадях зубастых тираннозавров и прочих велоцерапторов, сама бы домыслила недостающие черты мерзкой Араньи, летучего Кланг-Утанга или же таинственного монстра, скрывающегося под покровом вязких водорослей. С разнообразием экзотических пейзажных описаний дело здесь также обстоит довольно плохо, лишь в общих чертах представляется ландшафт — снега, джунгли, прерии, океан — из авторов опора никакая, вся надежда на собственную читательскую фантазию.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх