fantlab ru

Николай Гоголь «О средних веках»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

О средних веках

Статья, год

Аннотация:

Романтический экскурс в средние века, доказывающий, что без этой полной чудес юношеской поры в истории Европы, не было бы достижений Возрождения и Нового времени.

Входит в:

— сборник «Арабески», 1835 г.



Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 1
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 1
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 1
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8-10
1900 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Полное Собрание сочинений Н. В. Гоголя. Том 3. Арабески
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Том 8. Статьи
1952 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6: Статьи 1831—1847 гг.
1967 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6
1978 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 7
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6
1986 г.
Арабески
1990 г.
Том седьмой. Юношеские опыты
1994 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести. Статьи из сборника
1999 г.
Арабески
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем. В 23 томах. Том 3
2009 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Арабески. Драматическия сочинения
2012 г.
Арабески
2014 г.
Духовное завещание
2017 г.
Россия. Путь истины
2017 г.
Россия. Путь истины
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Le journal d’un fou
2008 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фактически это текст первой лекции, прочитанной Гоголем в сентябре 1834 года в Санкт-Петербургском университете в качестве профессора всеобщей истории.

Один из студентов вспоминал, что сначала лектор «находился в тревожном состоянии духа», но «не знаю, прошло ли и пять минут, как уже Гоголь овладел совершенно вниманием слушателей. Невозможно было спокойно следить за его мыслью, которая летела и преломлялась, как молния, освещая беспрестанно картину за картиной в этом мраке средневековой истории».

Действительно, гоголевская лекция своей яркостью, живописностью и увлекательностью производит сильное впечатление (взять хотя бы его описание жилища алхимика в «каком-нибудь германском городе»). Энтузиазм автора буквально заражает, хочется как можно больше ещё узнать об описываемых им событиях.

Гоголь с самого начала отвергает распространённый в его время (и, наверно, встречающийся и сейчас) взгляд на Средние века как на «тёмную» эпоху развития человечества, соответственно отводивший их истории низшее место. Для него это время – «века чудесные» и «необыкновенные». «Чудесное прорывается при каждом шаге и властвует везде во всё течение этих юных десяти веков». «..Происшествия, наполняющие Среднюю историю … все исполнены чудесности, сообщающей Средним векам какой-то фантастический свет..»

Видимо, автор идеализирует и в чём-то приукрашивает средневековье (например, при описании крестовых походов); но так часто бывает, когда человек с художнической натурой буквально влюбляется в то, о чём пишет или что изображает.

Любопытно было заметить в этой статье элемент того, что в терминах современной фантастики можно было бы назвать зачатком альтернативной истории. А именно, говоря о роли папы римского в средние века («Главный сюжет Средней истории есть папа»), Гоголь ставит перед читателем вопрос: а что произошло, если бы папам не удалось сосредоточить в своих руках такую власть? «..Не схвати эта всемогущая власть всего в свои руки, не двигай и не устремляй по своему желанию народы – и Европа рассыпалась бы, связи бы не было; некоторые государства поднялись бы, может быть, вдруг, и вдруг бы развратились; другие сохранили бы дикость свою на гибель соседам; образование и дух народной разлились бы неровно; в одном уголку выказывалось бы образование, в другом бы чернел мрак варварства; Европа бы не устоялась, не сохранила того равновесия, которое так удивительно ее содержит; она бы долее была в хаосе, она бы не слилась железною силою энтузиазма в одну стену, устрашившую своею крепостью восточных завоевателей, и, может быть, без этого великого явления Европа уступила бы их напору, и магометанская Луна горделиво вознеслась бы над нею, вместо Креста.» Прошу прощения за длинную цитату, но не вызывают ли её заключительные слова некоторых очень современных ассоциаций?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх