fantlab ru

Генри Лайон Олди «Путь меча»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
2561
Моя оценка:
-

подробнее

Путь меча

Роман, год (год написания: 1994); цикл «Кабирский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 156
Аннотация:

В мире, одновременно похожем и не похожем на средневековую Землю, обитают два вида разумных существ: благородные Блистающие и их Придатки. Вы называете Придатков «людьми»... ну а кто мы такие, думаю, уже сами догадались. Если не догадались — ничего говорить не буду. Скажу лишь, что я — Блистающий, по прозванию «Единорог». Мой Придаток потерял руку на турнире: событие, невиданное в Кабире, где кровопролитие под запретом, а фехтование — не больше, чем дружеские беседы. Но огонь Тёмного кузнеца Масуда всё ещё не потух в сердцах людей...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Путь меча», 1996 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 463

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2718 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1999 // Большой Зилант

Номинации на премии:


номинант
Мечи, 1997 // Меч в камне

номинант
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Путь меча
1995 г.
Путь меча
1996 г.
Путь Меча
1996 г.
Путь меча
1999 г.
Кабирский цикл
2003 г.
Путь меча
2004 г.
Путь меча
2007 г.
Путь Меча
2008 г.
Кабирский цикл
2009 г.
Путь меча
2010 г.
Путь меча
2014 г.
Путь Меча. Дайте им умереть. Я возьму сам
2018 г.

Аудиокниги:

Путь меча
2003 г.
Путь меча
2006 г.
Путь меча
2010 г.

Издания на иностранных языках:

La voie de l'épée: 1. KABIR
2007 г.
(французский)
Droga Miecza
2007 г.
(польский)
La voie de l'épée: 2. MEILAN
2008 г.
(французский)
La voie de l'épée: 3. SHOULMA
2008 г.
(французский)
Шлях меча
2010 г.
(украинский)
Cesta meče
2014 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие советуют начать знакомство с этим автором именно с романа «Путь меча». И,по моему,советуют отнюдь не зря.

Итак,с чего все началось? С главы,повествование в которой ведется от лица (или все-таки лезвия?) меча.После этого я была готова к чему угодно.

Как оказалось,зря. Именно в сюжетном плане роман довольно стандартный. Фактически, перед нами квест с элементами детектива.

Но при этом фабула захватывает целиком и полностью, не позволяя оторваться от книги ни на миг. Примерно в середине романа все настолько непредсказуемо и запутано,что угадать,чем кончится дело, не представлялось мне возможным. Ближе к концу все упрощается,становится на свои места (собственно финал как раз довольно предсказуемый и по-своему банальный),но общего положительного впечатления это не портит.

Но книга,главное достоинство которой — сюжет, плохая книга. А вот «Путь меча» — чертовски хорошая.

Вообще-то роман заставляет задуматься об очень многих вещах. Только читая эту книгу я осознала страшную вещь: мы,воспитанные на определенном пласте литературы (от Гомера до Мартина),воспринимаем убийства на страницах книг как должное. Андрей Болконский убил француза в Аустерлицком сражении? Так он же враг. Королева хочет добиться власти,убив мужа? Да,жалко бедного,женушка-гадина ему попалась(чтоб её в пятом томе),но все же сам факт убийства возмущения у нас не вызывает. Ради блага страны и политических нужд надо убить парочку недовольных? Политик имеет на это право...

А вот и нет. «Путь меча» прямо,без прикрас,показывает нашу реальность. Важно не столько физическое убийство(хотя,безусловно,и оно),но в первую очередь то,что мы допускаем возможность убийства. Но тот,кто убъет в мыслях,когда-нибудь убъет и наяву,не так ли?

А как надо бороться с насилием? Еще большое насилие лишь породит агрессию в новоявленном «борце со злом». Олди предлагают тривиальный,но от этого не менее действенный способ — искусство. Возведение сражений в ранг чего-то высокого,недостижимого. В ранг настоящего искусства.

В то же время иногда ничего изменить нельзя. Ярость,месть — слепые,агрессивные чувства. Но не всегда можно их сдержать. От этого убийство не перестанет быть убийством,но оправдать убийцу можно. Вопрос в другом:оправдает ли он себя сам?

Не надо думать,что после первой отнятой жизни остальные не имеют значение. Каждая жизнь бесценна,и надо суметь предотвратить насилие любой ценой.

А если не получилось...Что ж,однажды убивший все же не становится пропащим человеком. Всегда есть возможность найти в себе силы и остановиться. Попробовать жить с этим всем дальше.

Именно тема понимания (и взаимопонимания),как мне кажется, является основополагающей в романе. Символичен мост между двумя мирами — рука. Протянутая рука мира. Блистающие и люди учатся правильно воспринимать друг друга и в какой-то момент действительно становятся друг для друга Блистающими и людьми,а не оружием и Придатками.

Кстати,именно мечи получились наиболее живыми и обаятельными(персонажи-люди все-таки проигрывают своим стальным собратьям).

Отдельное достоинство — восточная атмосфера. Да,порою мир выглядит лишь очаровательным антуражем, но,если вдуматься,где должно происходить действие романа о философии битвы,как не на Востоке?

Немаловажны для создания атмосферы и великолепная поэзия, приправляющая основной текст ноткой эпичности.

Большое значение в книге о мечах имеют собственно мечи. Отличный глоссарий расширит ваши познания в этой области,а потрясающие,очень профессиональные описания дуэлей привлекут как знатоков,так и дилетантов в области холодного оружия.

Почти каждый эпизод или деталь имеют огромное символическое значение. Именно это роднит соавторов с традициями классической русской литературы. Может быть,для кого-то это прозвучит кощунственно, но я вижу в тандеме Громов-Ладынежский достойных приемников великих мастеров прошлого.

Этот роман способен удовлетворить любого читателя: от жаждущего фабулы любителя «героики» до эстета и почитателя серьезной литературы.

Итог: Очень гуманная книга о красоте оружия.

Рекомендация: Высокая

Издания: Роман издавался много раз. Наиболее доступными в настоящий момент являются «Стрела времени» и «Миры Г.Л.Олди» первое заметно уступает в качестве,поэтому мой выбор — «Миры».

Саундтрек: «Погребальная воинская» Канцлера Ги. Хоть эта песня и написана по мотивам «Отблесков Этерны»,сюда она подходит как нельзя лучше.

Оценка: 8
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение. Мне абсолютно не понравилось. Полностью солидарен с мнением vim3.

Мир Кабира — какой-то фальшивый и притянутый за уши. Просто не могу себе представить людей в здравом смысле, ходящих друг к другу в гости с оружием в руках вместо подарков. Оружие — это инструмент войны и убийства, прежде всего. И придумывалось оно людьми именно для этого. Ассоциация возникла — люди, к примеру, возвели в культ столовые приборы — ложки, вилки, ножи. Хвалятся ими, показывают различные финты... А кушают руками.

Постоянные турниры с боевыми клинками — и никто никого даже случайно не поранил? Нонсенс. И вообще, «нормальные» люди для турниров и соревнований используют специальное оружие, затупленное. Старушка с алебардой, знахарка с метательными ножами, девица с Метелкой из комикса — прикольно, но нелепо. Кстати, многое оружие из приложения, особенно китайское, выглядит внешне фантастическим и впечатляющим, но с практической точки зрения — абсурдным и китчевым, как шар на цепи из «Убить Билла».

Еще я задумался — неужели все обитатели кабирского мира вегетарианцы? — иначе кто и чем режет к столу кур и овец, колет свиней и забивает коров?

Идея с одушевленными клинками в целом неплоха, хотя и не нова. И читать растянувшиеся на полкниги рассуждения меча мне лично было утомительно. Да и в целом, много «воды». С одной стороны многочисленные рассуждения-разжевывания и абзацы из предложений в 2-3 слова на каждой строчке. С другой — бой 21 героя с шестикратно превосходящим врагом описан крайне невнятно. Тащиться от того, как ГГ лифчик барышне срубил, увы — не по мне.

Оценка: 5
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал через «не могу». Во время чтения представлял картину маслом: первый пол-Олди зачитывает названия из многочисленных книжек Попенко, второй пол-Олди забивает их в табличку с именами в Exel. На этом «художественная часть» произведения заканчивается.

Идиотизм сюжета сравним с гулким отсутствием мысли в гонконгских фильмах типа «Однорукий меченосец (One-Armed Swordsman)». Кто-нить из Олдей задался простым вопросом: вот в нашем мире есть ПДД и есть люди, обученные управлению «средством повышенной опасности». Эти средства передвижения оборудованы многочисленными устройствами безопасности. Тем не менее, в результате их эксплуатации в мире ежегодно гибнут СОТНИ ТЫСЯЧ людей. В кукольном кабирском мирке Олдей вовсю используют ОРУЖИЕ и на протяжении веков не имеют жертв. Какую траву курили-то?

«Философия» непротивления злу насилием прилеплена авторами словесной жвачкой к справочнику по холодному оружию и разваливается при первой же попытке быть ближе к реальности. Язык книги скуден, приемы изображения восточного колорита сродни балалаечно-матрешкиной «Руси».

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пьеса. Действующие лица: М — мозг, Я — весь оставшийся организм.

М: Стоп, стоп, стоп! Что это вообще?!

Я: Ну, книга новая, типо фэнтези...

М: Что фэнтези, это я вроде как понял. Ты мне лучше объясни о чем она?

Я: Ну, тут... Э...

М: Так, подожди-ка. Как я понимаю, здесь главный герой... Меч? О, и их тут много! И они еще к тому же и сами думает! Вот компот!

Я: Ну... вроде того.

М: Ага, то есть тебя это не смущает?

Я: Немного, но я давно хотел почитать что-нибудь у Олди и вроде решил эту книгу...попробовать.

М: По-моему неудачный выбор для первого ознакомления! Не находишь? О, вот это интересно — здесь людей «Придатками» называют. Мило! Тебя не напрягает?

Я: Ну, немного странно это все...

М: Блин, а язык в этом произведении ваще сломаешь, итак я почти взрываюсь, а тут — Фархад Абу-Салим иль-Рахш фарр-ла... Да ну его! Короче завязывай!

Я: Согласен, тяжело идет!

М: Прости я отключился. Это что уже третья глава? Я кому говорю хватит — давай уж лучше Поттера перечитаем!

Я: Может дадим еще шансик?

М: Мне плохо!

Я: Ну подожди! Ты видел рейтинг у этой книги? Столько отзывов положительных...

М: К черту рейтинг! Меня слушай!

Я: А как же Олди!

М: Все Придаток! Ты как хочешь, а я ухожу. Можешь дочитывать без меня!

Я: Мозг? Эй, мозг? Дела...

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно мне не было так хорошо. Так хорошо в мире, созданном человеком. Кабир – старая, величественная Бухара, столица Бухарского эмирата, узкие мощеные улочки, нагретые солнцем, красочный, праздничный дворец эмира, белые чалмы и яркие халаты. Мэйлань – дракон Поднебесной, расписной шелк с пушистыми кисточками, журчание фонтанов, цветущие сады и заковыристые иероглифы. И Шулма – вольная степь, дрожащая от топота коней, пропахшая их потом и горьким запахом степных трав. Мир, в котором соединилось все, скрепилось и сплавилось воедино. И его герои – мудрые настолько, что их мудрость проникает в читателя.

Дочитывая, перелистывая оставшиеся страницы, я переживала горечь от того, что с этим миром вскоре придется расстаться. Не хотелось, чтобы эта история заканчивалась. Вот идут главы, где вроде бы и нет событий, а речь льется, как ручеек, приносящий прохладу уставшему путнику в знойный полдень. И ты приникаешь к нему и пьешь, как чистую родниковую воду, эти страницы, пропитанные любовью к слову, любовью к созданному миру. Ведь сюжетно закончить можно было много раньше, ан нет, не заканчивается. Видно, трудно расстаться с Кабиром было и писателям.

Но «Путь меча» дарит не только наслаждение словом. Это серьезная пища для ума, роман дарит размышления, вызывает на диалог и оставляет в раздумье. Спасибо авторам за эту возможность.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая фэнтези — это не эльфы и тролли, принцессы и драконы. Настоящая фэнтези — это шаг за пределы Привычного в Бесконечность. Бесконечность, логично и естественно вырастающую из Привычного. Настолько логично и естественно, что сделав этот шаг, мы удивляемся: блин, как мы могли этого не видеть раньше?

Ну как мы могли раньше думать, что оружие с л у ж и т людям? Ведь очевидно: холодное оружие — не просто железо. Хороший меч имеет Имя — всегда. Хороший меч имеет характер — всегда. Хороший меч хранится в семье веками. Хороший меч — Душа воина. Мы миллион раз слышали и читали об этом, и нас ничего не смущало.

Но вот приходит Мастер, открывает дверь, и мы делаем с ним шаг за порог Привычного — в его очевидное продолжение. В мир, где мечи и шпаги перестают быть оружием и становятся Блистающими, приобретают личность и волю, придают жизни человека цель и смысл.

Собственно, роман именно об этом — о Пути единения с целью и смыслом. «Пресеки свою двойственность, и пусть один меч стоит спокойно против неба!» Это непросто, но Олди и не обещают простоты. Они просто показывают Цель и Путь. Дальше — сами. Честно говоря, мне это когда-то очень помогло.

А еще это очень красивый мир и красивый текст, да.

Маленький совет. Если у вас книга без картинок или электронная версия — не поленитесь и поищите в сети изображения оружия, которое перечислено в глоссарии. Это колоссально упростит для вас погружение в мир Блистающих.

Завидую тем, кто еще не читал.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь были высказаны настолько разные мнения, что подтверждается старая истина: каждый ищет в книге своё.

Так вот, если Вы ищете в книге достоверное повествование о том, чем режут кур и овец — лучше потратьте своё время на «Поднятую целину».

Вам этот роман не нужен.

Если Вы заранее уверены («научная точка зрения«!), что, состязаясь в турнирах заточенными клинками, участники обязательно должны пораниться или поубивать друг друга — лучше потратьте своё время, перечитав, например, «Три мушкетера». Или, если его, времени, маловато — пересмотрите пару серий о Фредди Крюгере.

Вам этот роман не нужен.

Если же Вы в литературе ищете Литературу, а не энциклопедические статьи вперемежку с тупым экшеном... Если Вы готовы поразмышлять над проблемой Силы, которая убивает, и Силы, которая не приемлет насилия... Если Вы готовы улыбнуться тонкой иронии авторов, заставляющих посмотреть на Венца Творения всего лишь как на Придатка... Если, если, если.. миллион таких «если».

Тогда — читайте. Обязательно читайте.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, мне было бы сложно назвать вещь красивее. Вот только вслушайтесь:

Не воздам творцу хулою за минувшие дела,

Пишет кровью и золою тростниковый мой калам.

Было доброе и злое — только помню павший город,

Где мой конь в стенном проломе спотыкался о тела...

Это история о людях, не умеющих убивать, но мастерски владеющих оружием. Это история о живых клинках, беседующих на уровне высокого искусства и мастерски владеющих людьми. Два мира — живого металла и живой плоти — гармонично сосуществуют, не мешая друг другу, лишь сливаясь в единении мастерства...

До поры до времени.

Потому что их ОБЩИЙ мир изменился навсегда. Потому что все-таки это история о том, как им пришлось учиться слышать друг друга, учась убивать. Потому что пьянящая ярость завоевателей кружит голову, потому что невозможно остаться только на одной стороне, потому что неукротимая Шулма все-таки пришла в благополучный Кабир. Пришла — и осталась...

Помнится, в этой книге меня потрясла не только необычность сюжета и «параллельного» повествования от имени человека и оружия, но и блестящая стилизация под арабскую поэзию, затейливый рисунок мира, вобравшего в себя весь Восток, и Ближний, и Дальний, и при этом не отгородившегося от Европы... А еще — глубина, многослойность — и, конечно же, красота повествования, чеканная, отточенная, причудливо извитая, как узор дамасского клинка.

Последние абзацы эпилога просто изумительны: чтобы много СКАЗАТЬ, вовсе не надо много ГОВОРИТЬ.

Великолепный роман.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы встретились с «Путем Меча» за угловой стойкой книжного магазина, на одной из тех узких полок с фантастикой, которые подобны мастерскому шитью на тюбетейке, цветастые книги словно мелкий бисер жмутся тесно и ровно.

«Кабирский Цикл» стоял прямо перед глазами, тесня соседние книги внушительным широким корешком, завернутым в суперобложку. Обычную суперобложку хорошей книжной серии – глянцевую и спокойную.

Потянувшись за книгой, я вспоминал свою недавнюю Беседу с «Ахейским Циклом», неожиданную, бурную, и предвкушал новую. Освобожденный от тесного соседства, том радостно лег в мои руки, и я поспешил домой.

Врать не буду, поначалу Беседы наши совсем не складывались. Бывали у меня разные со-беседники, по большей части, конечно, люди, но не обошлось и без чудовищ, персонажей мифических и мистических, а вот со-беседник меч вгонял меня в ступор, заставляя чувствовать себя верблюдом на автозаправке. Два-три выпада и я Беседу прекращал.

И все же, иногда звезды занимают такие места на ночном небосклоне, что хватает выдержки и терпения продолжить Беседу, несмотря на демонов обыденности, грызущих твою печень. Выпад, взмах. Вопрос, ответ. И все сложилось как надо. Беседа стрелой – от того, что стрелять? – взвилась где-то с середины второй части первой книги и в мгновенье поразила эпилог.

Ах, что это была за Беседа, скажу я вам! Ах, что за со-беседники эти меч и человек!

Их виртуозная техника – выше всяких похвал. Тут вам не новичок, который освоил пару приемов и бьет в одну и ту же точку повторяя их из раза в раз, надеясь на новый результат. Нет, удары моих со-беседников широки и изобилуют виртуозными финтами, как весенняя степь цветным разнотравьем, их выпады точны, стремительны и неожиданны, подобно атаке ядовитой гюрзы, а стойки меняются на каждом шаге, словно благосклонность юной девы знатного рода. Я увяз в этом мастерстве, будто в зыбучих песках Кулхана, теряя нить Беседы.

А она оказалась о том самом мастерстве, об искусстве, позабывшем истоки ремесла, из которого выросло. Об утопии, построенной на философии Мунира и разрушенной воспоминанием об учении Масуда. О тонкой, как лезвие клинка, грани между мудростью одного и гордостью другого, что словно двуглавый степной полоз — суть одно. Об острых гранях меж железом и плотью, вещью и сущностью, верой и фанатизмом, которые глубоко ранят нашу жизнь, если мастерство контроля не идеально…

Хорошо, что это был не бой и даже не турнирное состязание, а Беседа. С “Путем Меча” мы расстались довольными друг другом со-беседниками, а не убийцей и жертвой и даже не победителем и проигравшим.

И только эхо финального выстрела аз-Зайды металось в душе, как в плену узкого переулка, вызывая тревогу за будущее Кабира…

***

Я чтением “Путь Меча” оживил, а он комом в горле стал —

И, значит, друг друга в себя каждый из нас вобрал!..

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своих критических статьях Олди не раз сетовали на читателей, дескать, не понимают. Мы написали книгу об идеализированном средневековье, а они — «там мечи разговаривают».

Но ведь, средневековое общество — общество иерархическое, сословное, разделенное, лучшей аналогией которого является группировка 90-х, крышующая рынок. Практически по тому же принципу строящиеся отношения вассальной зависимости. Получается, что герои книги не живут в средневековье, даже самом идеализированном, а играют в него. Это ролевики-толкиенисты собравшиеся на полянке с обломками лыж обомотанных изолентой. Вот и выходит, что книга именно про то, как «мечи разговаривают».

Единственный нравственный выбор в книге — победить, но стать Шулмой или остаться Кабиром и сдаться, разрешается как-то мимоходом и без усилий. «Само рассосалось».

Когда-то книга нравилась, взялся перечитывать и к концу, откровенно, заскучал.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что это ключевое произведение «Кабирского цикла» я прочитал последним, буквально на днях – а читать начал вовсе с последней сюжетно части – «Дайте им умереть» (и мало что в ней понял). Заранее предостерегаю – делать так не стоит, первым лучше всего прочитать «Путь меча» или «Я возьму сам» (они слабо связаны между собой), а «Дайте им умереть» — в последнюю очередь.

У меня всегда было совершенно разное отношение к холодному и огнестрельному оружию. Казалось бы и то, и другое, — предметы, предназначенные для убийства и войны. Но вот лежит нож, или меч – ведь простой предмет, заточенный кусок металла с рукояткой – и, в то же время, как много в этой простоте какой-то непонятной красоты. Словно бы не просто это полоска металла, а затаившийся хищник. Обманчиво-безвредный в своей невероятной естественности, смертоносный в руке человека и безразлично-холодный сам по себе. Словно тайно украденный у богов коготь дракона, который больше приличествует человеку, чем слабые ногти и тупые зубы, данные при рождении. И создается он в пламени, которое, как говорится в легендах, добыто у владык мира тайно. Поэтому и ощущается в клинках что-то сверхъестественное – в прямом смысле слова, то есть настолько естественное, что было бы удивительно, если бы этого не существовало.

И не воспринимаю я холодное оружие как орудие убийства – скорее как свидетельство какого-то древнего и страшного, но великого человеческого права; а какого, понять невозможно. На жизнь? На смерть? Бессмертие? Красоту? Право на выбор?

Право на путь. Путь меча.

Другое дело – огнестрельное оружие. Хитроумная изощренность, пугающая своей смертоносной сутью. Да, его тоже пытаются иногда сделать красивым (однако, все реже). Но это не скрывает его предназначения – убивать. Да, огнестрельное оружие тоже может быть спортивным – но оно уже почти исключает возможность поединка, возможность Беседы. Не остановить пулю-дуру, и несется безликая смерть, щедро рассыпаясь по полям и городам, обрывая жизни, оставляя вопросы, на которые некому уже отвечать. И множится список счетов, которые закроет только кровавая плата, и встает над миром тень ядерного Всесожжения, требуя новых жертв, еще более безликих видов смерти…

Не скажу плохого о стрелках, но, все же, это – другое. Неестественное. То, без чего мир бы прекрасно обошелся.

Потому, что клинок – в твоей руке. И его еще не поздно остановить. До последней секунды не поздно.

Я был очень рад, когда понял, что Олди разделяют мое отношение к оружию. «Путь меча» — прекрасная книга. Это книга об оружии, книга о поединке – но при этом это одна из самых добрых и гуманных книг, которые я читал.

Это книга о том, как превратить поединок в Беседу. Книга о том, как научиться не убивать и не ранить – ни клинком, ни словом.

Может быть и в нашем мире, где «что не до смерти, то ложь» — может и здесь когда-нибудь научатся Беседовать, не проливая крови, не разрушая тела и души?

Достоинства произведения:

гуманистическая философия;

очень живые образы персонажей – при чтении быстро начинаешь воспринимать их, как своих старых и хороших друзей;

великолепный язык и стиль.

Недостатки:

практически отсутствуют, разве что несколько тяжело вчитаться в книгу, написанную частично от лица меча но через несколько глав легко привыкнуть – книга того стоит.

Итог: великолепная книга. Одна из самых необычных и сильных вещей в жанре фэнтези.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во многом «Путь меча» напоминает восточные сладости. Точно также, как с пахлавой, сперва надо дать себе ощутить всю сочную ароматную сладость. И лишь потом читать медленно и неторопливо, чтобы по достоинству оценить изящность цветистых фраз и обращений, пышность титулов и труднопроизносимость имен, неспешность развития сюжета и порывистость его изгибов. Красоту всего того, что два талантливых соавтора старательно вложили в одно произведение. Олди невероятно точно и полно передали стилистику и дух востока, но не остановились на внешнем, а шагнули дальше, в глубины философии и поэзии, в поисках неразрешимой, извечной проблемы. Проблемы, становления общества, личности, души. Становления, которое происходит непрерывно, просто не все замечают его. А человек идет по жизненному пути, преодолевая трудности и постигая новое.

Поразительно удались авторам персонажи романа. Каждый — яркая индивидуальность, у каждого свои привычки и манеры, свои излюбленные приемы фехтования и, разумеется, свое оружие, дополняющее и повторяющее черты хозяина. Главный герой романа — Чэн Анкор. Или все же его меч, Дан Гьен? Придаток или Блистающий, человек или меч? Или же они, оба — суть две половинки целого. На самом деле их нельзя назвать героями, несмотря на талант к фехтованию, опыт и ум.

Разве может человек не владеть оружием в стране, где каждый, даже ребенок, мастерски владеет холодным оружием? Есть и более умные, более опытные, умудренные люди. Просто именно перед Чэном и Гьеном лег путь, который можно пройти лишь вдвоем, постепенно становясь единым. Пройти путь через нелегкие испытания, через переосмысление жизни. Путь, где уродство и потеря могут обернуться красотой и приобретением.

Много удивительного ждет Чэна и Дан Гьена. Олди мастерски вписывают в тонкую ткань повествования позолоту восстающих из праха небытия древних легенд, которые внезапно обретают кровь и плоть. И вновь требуют ответа вопросы, на которые, казалось бы, давно даны ответы. Вопросы, ответы на которые могут и перевернут привычный уклад не только мирного Кабира, но и дикой в своей ярости, загадочной Шулмы. А все потому, что на пути развития нельзя останавливаться. Нельзя забывать уроки прошлого, горделиво отметая старое, пугающее и кажущееся постыдным знание. Нельзя, потому что иначе оно придет незваным гостем.

Разумеется, тема холодного оружия и искусства владения им занимают центральное место в «Пути меча». Но это вовсе не означает, что перед нами предстанут одни лишь полные, многостраничные описания всех деталей любой схватки или поединка. Нет, авторы поступили по-другому, раскрывая саму суть каждого поединка — Беседы. Ведь Беседа это не просто обмен ударами, показная храбрость или владение мечом. Это и беззвучный разговор, и сложный танец, где участники со-беседуют, раскрывая друг другу мысли, обмениваясь чувствами и мыслями и приходя к какому-то решению.

А решать, как я уже говорил, героям придется много. Олди с ловкостью заправского шулера тасуют новости, слухи, легенды, пока они не сложатся в цельную картину, охватывающую всю историю Кабира. От поэта-воина Аль-Мутанаби, от мечей Мунира и Масуда и до застывшего в ожидании перемен Кабира, замершего на краю пропасти. Примечательно, что рассматривая обычаи и традиции народов, Олди не ставят ярлыков, а находят истоки и причины ошибок, грамотно и логично объясняя любые непонятные моменты.

Итог: книга о внутреннем мире, морали и праве выбора человека.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот такие книги и есть полноценным фэнтези!!! Вроде бы сюжет самый обычный и герои самые обычные и повествование не отличается от того, какое для фэнтази обычно. И не всегда чтение давалось ровно, я бывало отвлекалась и даже на несколько дней забывала о книге, но непременно возвращалась. Потому что меня как будто тянуло к ней. И это одна из немногих книг которые я перечитываю из года в год. Потому что книга умная и серьезная.

Мир придуманый, но видно, что за основу Олди брали Дальний Восток. Названия, имена, мифология и атмосфера выдают. И как же здорово у писателей получилось все гармонизировать и привести к единому знаменателю, создать понастоящему живой мир!!! Кабир! Я от него в восторге!!! Переселиться б туда :)

Настоящее искусство. И самое классное, что мне особенно нравилось и при первом прочтении, и сейчас — это живые мечи. Нигде больше не видела повествования от лица меча!!! И не просто боевик, здесь настоящая философия. Как-то по-другому читаешь после ПМ другие боевики. Я вот и раньше морщилась, когда драки, убийства без цели, а только для драйва, а после Олди вообще этого не выношу. И надеюсь другие тоже об этом задумались.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путь Меча. Насколько можно судить самая противоречивая по части впечатления книга. Я тоже смотрел-смотрел как добавляются отзывы к ней и наконец созрел для своего.

Я не буду писать о впечатлении, которое на меня произвела книга, я не буду производить структурированный анализ каждой части книги с выявлением слабых мест и логических неувязок (которых кстати практически нету), также я не буду писать о глубинных восточных традициях и их связях с русским менталитетом и упоминать саундтреки, которые написали к этой книге.

Я лишь попытаюсь пояснить, почему, ну почему же такую великолепную книгу многие не понимают и не приемлют. Итак...

Путь Меча. Необычайно красивый путь Чэна-в-Перчатке и его Блистающего. После прочтения понимаешь, что название у книги действительно идеальное и это действительно дорога. Дорога из прошлого (которое настоящее) в будущее, которую проходит Чэн Анкор (чтоб ему жить в эпоху перемен) и одновременно тащит за собой весь мир. И как любая дорога, у неё имеется начало и конец.

Начало. Именно оно чаще всего действует нам на нервы — и то, что люди — там недолюди и то, что там, как сказал мой знакомый «уж слишком всё закручено». На самом деле люди откладывают книгу не только и не столько из-за этих причин, а скорее потому, что в книге показано начало Пути как болото: в нём ничего не меняется, в нём всё идёт как определил аль-Мутанабби ещё в книге-предыстории «Я возьму сам» и идёт довольно долго. Вообще для любителей экшена — эта книга должна была стать настоящим мучением, так как экшн есть, но он замаскирован и всё время пытаться насладиться им трудно для незрелого читателя. Описания красот их не трогают, изумительное владение авторами русским языком они считают выпендрёжем и удивительно тонко показанные переживания всех даже мельком появляющихся лиц они даже не замечают...

Конец. Вот именно он, именно Конец пути — остриё меча — именно он отвращает всех, кто с детства ненавидел Ганса Христиана Андерсона с его чертовски «изумительными» сказками. Олди не щадят читателя и показывают ему всё, что может случиться с человеком и его миром. Особенно чётко эта пропасть видна в продолжении книги «Дайте им умереть». Да Путь Меча был начат в болоте и закончен пропастью и никогда не сможет быть повторён. Ну разве, что великий Сарт...

И разумеется восхитительная середина. Ироничная и серьёзная, шумная и циничная, безжалостная и ослепительно красивая как лезвие меча. Трудно делить книгу на части, как трудно определить, где кончается мало и где начинается много. Вся книга читается как единое целое — незаметно переходя от эфеса к острию клинка, задерживаясь и описывая каждую загогулину, каждую выщерблинку на клинке.

Напоследок скажу, что я прослушал Путь Меча как аудиокнигу и был просто ею очарован, так как его читали одни из лучших российских чтецов (Вадим Максимов и Анна Кожевникова). А уж как я смеялся, когда слушал дзыр о Чэне и его мече, что «огнём в ночи сияет». Прав был страшный Асмахатта... Читайте, слушайте, спорьте и пишите отзывы, но главное не забывайте, что путь в тысячу ли начинается с одного шага.

_____________________________________________________________________________2263г, Пандора, Человек-Стоящий-На-Краю-Пропасти-Глубиной-В-Тысячу-Ли

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купила по рекомендации ФантЛаба, дома прочла пару абзацев и подумала, что ошиблась в покупке. Первые страницы просто заставляла себя читать, а потом... потом полностью растворилась в книге. Я была там, и видела все это своими глазами.

Роман написан таким прекрасным языком, так легко и так захватывающе. Создан такой необычный мир, где воинское умение стало искусством — совершенным вихрем бескровной Беседы. Где переплетается мир Людей и мир Блистающих, где возможно чудо. А еще это попытка нарисовать мир без крови и насилия. Вот только есть шанс у такого мира?

«Будь проклят день, когда оружию стали давать имена!» — в этой фразе все. И начало и конец Мира.

Но как же завораживают Беседы! Красотой танца двоих, которые сливаются в одно целое. Два разумных существа, человек и его оружие, становятся одним, становятся чем-то большим, чем были сначала.

В книге есть некоторое притягивание событий, некоторая нереальность и простота, выбивающаяся из общего построения. Это немного рвет сюжет. Зато есть юмор, тонкий и прекрасный, такой «смех сквозь слезы», который уравновешивает впечатления от романа.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх