fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Затонувший мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.01
Оценок:
404
Моя оценка:
-

подробнее

Затонувший мир

The Drowned World

Другие названия: Водный мир; Затопленный мир

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

В результате глобальной экологической катастрофы на Земле происходит глобальное потепление. Земной шар оказывается практически полностью затоплен водой. Жизнь выжившего населения сосредоточена на полюсах планеты, где климат еще позволяет более-менее сносно существовать. Мир постепенно заполняют гигантские растения и первобытные рептилии. На месте бывших мегаполисов, возникают морские лагуны, где военные проводят научные исследования, а морские разбойники ищут добычу. У героев романа просыпается генетическая память, дремавшая десятки миллионов лет, и им начинают сниться удивительные сны, возвращающие их в эпоху динозавров. С этих пор поведение их подчиняется инстинктам, а не разуму.

Примечание:

Существует перевод А. Балабухи (под псевдонимом А. Дмитриев) «Затопленный мир».



В произведение входит:


6.00 (2)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Похожие произведения:

 

 


Затонувший мир
1992 г.
След памяти
1993 г.
Затонувший мир
1994 г.
Водный мир
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света
2003 г.
Terra Incognita
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Затонувший мир
2007 г.
Глобальные катастрофы
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Drowned World
1962 г.
(английский)
The Drowned World
1963 г.
(английский)
The Drowned World & The Wind from Nowhere
1965 г.
(английский)
The Drowned World
1966 г.
(английский)
The Drowned World
1976 г.
(английский)
The Drowned World
1981 г.
(английский)
The Drowned World
1987 г.
(английский)
The Drowned World
1997 г.
(английский)
The Drowned World
1999 г.
(английский)
The Drowned World
2006 г.
(английский)
The Drowned World
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда речь заходит о постапокалиптике, «Водный мир» неизменно и абсолютно справедливо попадает в шорт-лист лучших произведений жанра при том, что стоит особняком от всего остального, написанного на данную тему. Это — интеллектуальная фантастика и, я бы даже сказал, психологический триллер, где мир, погрузившийся в пучины Мирового океана, является лишь фасадом, за которым скрываются безумные глубины человеческой психики, открывающиеся героям и читателям романа. Я был просто поражен той достоверностью, с которой описано возвращение генетической памяти, доисторических страхов и чувств. Сильнейший транс! Иногда испытываю нечто отдаленно похожее, когда в доску уработаюсь и мозги начинают отключаться. В такие моменты хочется подобно герою романа навсегда уйти в джунгли, навстречу дождям, жаре и аллигаторам, «подобно второму Адаму, ищущему забытый рай возрожденного солнца»... Если Вам нравится необычная и интеллектуальная фантастика, «Водный мир» просто обязан быть Вами прочитан, ведь это нечто особенное, как по форме, так и по содержанию.

PS. Существует, как минимум, три перевода данного романа на русский. По сравнению с другими переводами более стильной показалась версия М.К. Кондратьева, которой и отдаю свои предпочтения.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это один из его однозначных шедевров. Язык, виртуозно сплавляющий в одной фразе смелую многослойную метафору и научный протокол. Невероятные картины распада и деградации всего сущего. Классический баллардовский идеолог и антагонист-психопат на этот раз разделен на две фигуры. Это доктор Бодкин и пират Сренджмен, но оба хороши в своем смысле. Меланхоличная красотка Беатрис Даль, описанная скупо, но чертовски чувственно. И конечно, Керанс — один из лучших представителей человечества, превращающийся в рептилию, уплывая все дальше прочь по океану инволюции.

Я прочитал эту книгу впервые в 15 лет, и она меня потрясла, и я ее полюбил навсегда. Не смог бы объяснить подростком свои эмоции, кроме как от продирающей до печенок — и поныне — финальной фразы о Новом Адаме, ищущем забытый рай возрожденного солнца. Сейчас, похоже, могу. Тогда было начало 1990-х, и мир вокруг меня разлетался в клочья и рушился в тартарары, а я был беспомощным подростком и мог только наблюдать и ужасаться, прямо как Керанс. Я, похоже, даже своими неразвитыми чувствами ребенка ощущал духовную связь с героями книги — свидетелями и жертвами общей деградации. Сейчас мне столько сколько Керансу, а мир снова сваливается в катастрофу. Хорошо, что социально-политическую ,а не космическую. Не нужно просто наблюдать, а дело делать. То, что одни люди разрушили, другие всегда возродить могут. Придется засучивать рукава.

П.С. Начал перечитывать в переводе А.Грузберга, включенный в том «трилогии», который издал Монополист. Не надо этого делать. Ни корректуры, ни редактуры там не было. К тому же Грузберг и сам упрощал в стиле все что мог, а многое просто не понял. Прямо как половина лаборантов, судя по отзывам. НУ вот привыкли люди питаться американской пластмассой. А все что по запаху и по вкусу отличается немедленно извергается обратно с сильными негативными эмоциями вкупе. Читайте в переводе М.Кондратьева, очень богатом и пластичном.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень путаный, нелогичный и красивый роман об интеллектуальной и эмоциональной деградации человечества в целом и отдельных представителей в частности.

Производит впечатление не столько сюжетом, сколько медленно сменяющими друг друга описаниями, подробными и выразительными.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый, как считал он сам, формально — второй роман выдающегося британского писателя. На русский название переводили по-разному. Интересно, что написана книга была в 1962 году, т.е. более чем полвека назад. Но до русского читателя книги Джеймса Грэма Балларда (другой вариант транслитерации фамилии — Боллард) дошли значительно позднее. Причиною тому, вероятно, были сосредоточенность автора на тёмных сторонах человеческой природы, исключительная мрачность его фантазий, предрекающих нашей планете не просто несчастливое будущее, а прямую гибель. В частности, в этом романе континенты и островные архипелаги Земли исчезают под натиском воды тающих полярных шапок.

Впрочем, сказать о Балларде, что он фантаст, это почти ничего не сказать. Во всяком случае, до него такой фантастики никто не писал. При чтении прозы Балларда поражает кинематографическая зримость образов, отточенность стиля. Но опять-таки, если кто-то подумает, что писатель был занят всего лишь некими экспериментами с литературной формой, снова выйдет ошибка. Роман «Затонувший мир» визуальным своим рядом (если у книг вообще может быть визуальный ряд!) подобен арт-хаусному фильму, но при этом вовсе не лишён сюжета. Развитие действия, далёкое от штампов бульварно-развлекательного чтива, держит читателя в постоянном напряжении...

Что ещё можно сказать? Баллард замечательный психолог; какие бы странные вещи ни творились в душе главного героя романа, биолога Роберта Керанса, происходящему с ним веришь. Плюс, немаловажно и то, что писатель был человеком всесторонне эрудированным (для фантаста — качество просто обязательное!), а жизненным опытом обладал просто уникальным. В частности, ещё в детстве прошёл через японский лагерь для интернированных лиц, — эта, самая вероятно, ужасная страница его жизни найдёт потом отражении в, быть может, наиболее известном его романе «Империя солнца». И, можно предположить, отсюда тянутся и корни уже упомянутого мною интереса писателя к тёмным сторонам человеческой природы. В этом отношении не является исключением и дебют Балларда — роман «Затонувший мир», в котором иррациональность человека, его разума, его поведения показана весьма ярко...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закат человечества...Есть в книгах о Конце Света, что-то уютно-умиротворяющее, настраивающее на философский лад. Не иначе как показатель того, как все-таки хорошо мы с вами живет в наше время.

В вероятность Глобального Потепления уже мало кто верит, воспринимая это как вышедшую в тираж страшилку, наравне со врезавшимся в Землю астероидом и прочим в этом же духе.

История отдаленной гибели цивилизации для пресытившегося глаза читателя, стала чем-то сродни литературного деликатеса, хотя вскоре после написания Затонувшего Мира, для людей все это стало более чем злободневно. Уже с 70-х годов прошлого века начались первые тревожные воззвания к народу, рисующие самое неприглядное будущее о затопленных городах, разрушенной инфраструктуре и прочем упадке жизни на Земле.

Необратимые изменения произошедшие со Старушкой Землей, возвращение триасовых болот и их реликтовых обитателей, низко висящее злое алое солнце и все усиливающийся тропический зной, уже переваливший за отметку в пятьдесят градусов....

Дааааа,от такого начинает плавится сама суть человеческих души, разум блуждает где-то на тонкой границе сознания, то и дело погружаясь в топкую трясину юнгианских образов, возвращая человека к дремучим истокам его существования.

Чем-то это напоминает возвращение в материнское лоно.

Все бессмысленное, наносное, не нужное уходит, человечество еще судорожно дергает лапками, как муха, попавшая в каплю меда, стараясь выжить,но нелепость, бесплодность этих потуг тем очевиднее, чем больше проводит человек наедине с сами собой и изменившимся миром.

Это и в самом деле попытка воскресить мертвеца, хрупкая и ложная.

Человеку больше не нужен человек, круг замкнулся, он возвращается домой и как эпитафия звучат слова о новом Адаме ищущему забытый рай.

Красивый, философский роман,для склонных к рефлексии читателей.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно собирался написать отзыв на данный роман Балларда (сразу предупреждаю, чтение романа, как мне показалось, весьма не простое), но всё как-то откладывал: уж очень противоречивые чувства вызвало это произведение и я вряд ли смогу назвать его своим фаворитом, но промолчать и не написать отзыв на «Затонувший мир» я не могу.

Итак, о чём же этот роман. Не открою особого секрета, если скажу, что написан он в жанре постапокалипсиса, в рамках которого Баллар уже не в первый раз подводит человечество на край полной гибели. Это он мастерски проделал в таких романах, как «Ветер неоткуда», «Сожжённый мир» и «Хрустальный мир». Сам же роман «Затонувший мир» представляет собой описание будней группы исследователей, находящихся на заболоченных отмелях, образовавшихся на месте крупных городов в результате климатических катаклизмов. Не буду вдаваться и в подробное описание сюжета и характеров главных героев – не это главная изюминка баллардовского творения, это скорее те моменты, в которых чувствуются промахи Балларда как писателя. К тому же сюжет и образы героев вряд ли особо заинтересуют современного читателя, искушенного разнообразием психологических коллизий и непредсказуемостью сюжетных поворотов. Главным и неоспоримым достоинством «Затонувшего мира» является мастерски переданная атмосфера. И здесь Баллард показал себя истинным чародеем слова. Его тяжеловесный и неторопливый слог с вкраплениями неспешных наблюдений и диалогов создаёт прекрасную атмосферу для мира постепенно погружаемого в душный и влажный климат триасового периода. Неторопливо и размеренно Баллард рисует в воображении читателя причудливый и как бы дремлющий мир и по прочтении всего нескольких страниц складывается устойчивое ощущение плотного, душного воздуха окутанного влажным и густым туманом. Дополнительным внешним приемом, работающим на создание подобной атмосферы, стало колоритное описание «красот» перерождающегося мира: жужжание мелкой мошкары и стрекотание стрекоз, илистые берега заболоченных отмелей и остовы полузатопленных зданий окутанные жилистыми лианами, флегматичные игуаны, наблюдающие с высока за суетливым человеком и постепенное, шаг за шагом, страницу за страницей, нагнетание чего-то непостижимого что ждёт всех героев.

Несомненным успехом в романе Балларда может быть признано и описание тех внутренних (если хотите, психологических) изменений, что стали происходить с главными героями романа. Безусловно, авторское объяснение и форма этих изменений несколько наивна и имеет мало общего с реалиями эволюционной деформации человеческой психики. Однако у Балларда это подано так неспешно, исподволь и поступательно (насколько это возможно для романа в 130-140 страниц), что невольно начинаешь верить писателю и проникаешься сочувствием к героям, которые фактически не понимают того, что с ними происходит. Главный герой – Роберт Керанс – начинает замечать за собой странные и, поначалу, необъяснимые изменения, которые в разной степени стали проявляться и у его коллег. Его флегматично-депрессивное поведение сменяется авантюристическими задумками и беспочвенными подозрениями в адрес немногочисленных коллег на фоне странных снов-видений, которые пугают, манят и в итоге полностью меняют главного героя.

Но всего вышесказанного мало для того, чтобы поставить данному роману 9 или 10 балов, но если вы всё же отважитесь на его прочтение, то не стремитесь одолеть «Затонувший мир» за 2-3 вечера, этим вы только окажите «медвежью услугу» и себе и книге. «Затонувший мир» следует читать неспешно, попадая в один темп с тяжеловесным слогом Балларда и, быть может, тогда и вами овладеет столь же противоречивое чувство, которое появилось и у вашего покорного слуги.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути перед читателем еще один роман о гибели человечества. Чем же он примечателен? Давайте взглянем на этот мир затонувших городов, джунглей взросших на зданиях и не спасающих от вездесущей жары, которую приносит с собой восход багрового солнца. В тексте своего отзыва я использовал цитаты из произведения для описания атмосферы — они мне показались настолько гармоничными, что видоизменение их в моем восприятии показалось кощунственным.

По причине вспышек на солнце глобальное потепление таки наступило. Улицы городов затоплены и превратились в тропические джунгли — царство рептилий. Лишь горстка изгоев осталась в городах, остальные отправились к полюсам. Мир Балларда очень оригинален и красочен: нечасто постапокалиптика показывается в таких буйных красках. Без рептилий лагуны и заливы с полузатонувшими коробками зданий в нестерпимой жаре были полны сонным очарованием, но игуаны и другие рептилии разрушают эти чары. Они расплодились просто в немыслимом количестве, в отличие от людей (да и млекопитающих в целом) — одна семья из десяти обзаводилась ребенком.

Главный герой романа — ученый-биолог. Он и его коллега изучают бесчисленные мутации направленные на то, чтобы организмы выжили в изменившихся условиях, на фоне которых немногие сложные организмы, сохранившиеся на прежнем уровне развития, выглядят странным отклонением от нормы: немногие земноводные, птицы и — человек. Но кроме этого он также подмечает растущую замкнутость людей и их стремление к одиночеству, напоминающие замедленный метаболизм и биологическое одиночество, которое испытывали все животные формы перед большими видовыми изменениями. Самоизоляция — не проявление скрытой шизофрении, а тщательная подготовка к совершенно иной жизненной среде, со своей внутренней логикой, где старые категории будут лишь препятствием. Герои романа не борются с катастрофой, не пытаются наладить новую жизнь в измененных условиях обитания. Автора, по видимому, эти вопросы не интересовали. Зато он уделил много внимания вопросам изменению психики людей и их отношения друг к другу. Катаклизм важен для Балларда психологическими последствиями, своим воздействием на внутренний мир героев, которые в результате пережитых событий начинают воспринимать мир физический, как фантасмагорию, ирреальность, а единственной реальностью для них становится мир их собственной психики. Персонажи спасаются от внешнего мира бегством в подсознание.

Жанр романа изменчив: вначале предполагаешь, что это научная фантастика, затем понимаешь, что это просто полотно, на фоне которого разворачиваются события. Антураж, хоть и создан превосходно. Ближе к середине, роман становится приключенческим. А к финалу осознаешь, что перед тобой экзистенциальное творение с глубоким философским подтекстом. Это также, в некоторой мере, психологический триллер, погружающий нас в безумные глубины человеческой психики, вплоть до доисторических страхов и чувств, эмоционально возвращающий нас во времена, когда огромные пауки были смертельно опасны, когда ящеры были господствующей формой жизни на планете. Баллард проявил себя как экспериментатор, исследователь глубин человеческого «я», а также как блестящий стилист.

Подводя итог, скажу, что роман довольно неплох. Его можно рекомендовать как любителям интеллектуальной фантастики, так и поклонникам современной прозы. К сожалению, роман лишь вскользь задевает чувства читателя, но неинтересным его назвать сложно.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Земля снова в опасности! На этот раз катаклизм застал врасплох Землю, подогревая атмосферу и расплавляя ледниковые шапки. Уровень повысился, города ушли под воду, люди, разъединенные водными просторами, заселяют континенты, где еще жара и радиация не убивает, и начинают все сызнова. На Земле правят земноводные, затонувшие города грабят пираты, которые, как и остальное человечество, постепенно опускается до первобытного состояния, но, при этом, пытается сохранить ритуальность и манеры «сухопутного» мира, «старого» мира, о котором они только и слышали от старожилов...

И вот этот момент смутил больше всего. В романе из уст одного из героев, ученого, предельно убедительно звучит доктрина о том, что генетическая память людей очень сильна, что в экстремальных условиях не люди перестраивают мир, а мир трансформирует людей, навязывая им «законы джунглей», где тот, у кого более действенное оружие, или улучшенная быстрота, сила и выносливость, тот и выжил. Остальные как неспособные, умирают... В этой же гипотезе очень правдоподобно оправдывается человеческая неприязнь к лягушкам и змеям, потому что они потомки первых земноводных, для которых человек был завтраком. Крокодилы как очень древние существа скапливаются тысячами, и ждут удобного случая расправиться с «прямоходящими млекопитающими»... В доказательство этой гипотезы людям начинают сниться кошмары, как бы символизируя приход новой эры... Все это понятно. И тут же рауты, белые пароходы, ухаживания за женщиной (я подчеркиваю, единственной женщиной на многие мили вокруг среди мужского населения лагуны, где и происходят события романа). Причем мужские разборки идут как обычно, со стрельбой, погонями, связываниями и смертельными травмами... Что это? Инерция? Желание оставить все «как было»? Показуха? Неспособность перестроиться? ... В общем, по-моему, поведение героев, описанных автором, не вяжутся с основной же психологической идеей автора...

В то же время, прекрасно переданная атмосфера опустошенности и неуверенности оставшихся вживых, этот затопленный Лондон, эта безнадежность в людских глазах и поступках, аллигаторы, игуаны, полуденная жара, все это переплетается в одну картину Затонувшего мира. То, что осталось от того мира, который мы все с вами знаем...

По оценкам знаменитых британских ученых в рейтинге причин гибели Земли (такой рейтинг тоже, оказывается, есть), потепление, и, как следствие, затопление, не первая причина. Ее потеснили пандемия, падение метеорита, глобальное извержение вулканов и прочее, и прочее, закрепив за событиями, описанными в романе прочное 9-ое место из 10. Но кто их читает, этих британских ученых? ... Берегите себя )))

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

К фильму с Кевином Костнером роман не имеет никакого отношения (хотя фильм я очень люблю). И роман хорош. В первую очередь глубоким знанием экологии и принципов глобального потепления, видно, что Баллард – учёный и при этом фантаст «золотого века», 60-х годов. Льды тают, мир покрывается слоем воды (в пару метров, естественно, не более), превращаясь в неглубокое жаркое болото, в сельву и во что-то ещё. Происходит эвакуация людей, процветает мелкое и крупное пиратство, и на этом фоне некий учёный пытается разобраться в себе, своей любви и том, как нужно жить дальше. Или не жить. Никаких хэппи-эндов быть не может, естественно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика скорее социальная, чем научная. Автор делится с нами деталями апокалипсиса для природы и цивилизации, но в основе сюжета апокалипсис в разуме ГГ. Учёный, потерявший смысл своей науки и знаний для погибающего человечества. Герой, в оставшийся срок, пытается вырваться из сообщества коллег и военных, предпочитая поиск личного счастья. Однако, и поиск этого, сомнительного «счастья» перегретый мозг быстро превращает в психоз.

Роман, на мой вкус, чрезмерно повествователен, драйв сцен низковат, мало диалогов. Понравилось предвидение автора тем всемирного потепления, и озоновой дыры. Научно обе темы будут обоснованы лишь 10 — 15 лет спустя.

Действительно жалко, что одноимённый фильм был снят по сценарию примитивного боевика, а не по этой книге.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно своеобразное произведение о конце света. События в нем развиваются вяло, но зато много описаний окружающего людей мира. Почти все города Земли погребены под водой, люди теперь живут в городах на полюсах, но тут скорее подойдет слово «выживают», потому что конец уже не так и далек и агония человеческого мира продлится не так уж и долго. Жаркое красное солнце поливает поверхность земли зноем, везде растут джунгли и бродят рептилии. Климат Земли превращается в климат далекой древности, климат времен динозавров. Повествование развивается как-то вяло и флегматично, как будто автор хотел показать что в новом мире не место суете. Люди в этом жарком мире тоже ведут себя по другому, видят странные сны и делают странные поступки, одним словом деградируют. Или все же приспосабливаются к новым условиям и эволюционируют? Это вы решите сами после прочтения. Что мне понравилось в этом романе, так это описание мира. Как будто погружаешься сам в этот влажный, пышущий жаром, населенный неторопливыми рептилиями мир.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга эта очень необычная.Я бы даже сказал странная.Она на любителя.Не каждому понравится.Но всё же она полна таинственности и какого-то мрачного очарования.Автор очень убедительно изображает мир,погибший из за глобального потепление.Эта убедительность роднит данный роман с произведениями Джона Кристофера.Только в отличие от последнего Боллард делает упор на психологизм с незначительными элементами мистики.Некоторые моменты получили лишь поверхностное объяснение,но спасибо автору и на том.Боллард- мастер загадывать читателям загадки без ответа.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень тягучее и тяжёлое произведение. Признаюсь, не шибко оно мне понравилось. Но за красочность описаний окружающей обстановки поставлю высокую оценку

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычный роман. Редкий случай органичного сочетания сюрреализма и даже абсурдизма со вполне НФ-обоснованной темой постапокалипсиса. Впрочем, сюрреализма тут так много, что несмотря на вроде бы подробные описания происходящего ничего в итоге понятно не становится. Скорее даже наоборот. Что вызывает в конце чувство не то чтобы разочарования, но некоего напряжения. Впрочем, может быть, Баллард добивался именно этого?

В любом случае, следует отметить великолепный язык повествования и глубоко прописанные образы основных героев, замечательное погружение в их психологию.

Один из ключевых романов «Новой волны» — к которой можно относиться по-разному. Сейчас подобный стиль уходит в прошлое, хотя и не до конца — Бачигалупи тому пример.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Земля после очередного апокалипсиса, на этот раз — естественного. Возросшая активность Солнца привела к изменениям в радиационных поясах, в результате чего температура на поверхности планеты начала неуклонно повышаться. Растаяли полярные шапки, и большая часть поверхности оказалась под водой. Люди вынуждены оставить уютные прежде города и поселиться на морских судах и платформах... Нет-нет, это вовсе не сюжет фильма Рейнольдса «Водный мир», хотя некие параллели с ним установить всё-таки можно. Главный герой в нем — не мутант-торговец, а биолог, изучающий изменения во флоре и фауне затопленного мира. Кстати, из-за яркой картинки этого нового мира, красочно обрисованной автором, роман стоит прочитать настоящим ценителям хорошей фантастики. Атмосферность тут просто бешеная: апокалиптические пейзажи брошенных городов и затопленных джунглей с крокодилами и игуанами весьма натуральны и надолго застревают в голове. Запруженный тиной и водорослями Лондон вызывает ассоциации и с Атлантидой, и с библейским Всемирным потопом, и с утонувшим городом из «Водного мира». В нем всё давно уже мертво, и даже целой ватаге «пиратов южных морей» не вернуть к жизни то, что ушло вместе с ним на дно. Тон романа явно пессимистический: люди продолжают уступать дикой природе новые и новые районы, медленно отходя в полярные области — Арктику и Антарктику. Правда, автор туманно намекает на изменения в генетическом аппарате человека, которые (возможно) позволят ему приспособиться в жарких экваториальных широтах, но всё это изложено в виде догадок и гипотез. Главные герой бросает весь знакомый ему мир и привычную жизнь, в одиночестве уходя в сторону дышащего зноем юга. Кто знает, как в дальнейшем сложится его судьба... Никаких иллюзий или подсказок своему читателю по этому поводу автор не оставляет. Каждый решает сам, будет ли у человечества второй шанс или для него действительно наступил тот самый Конец Света.

Персонажи произведения не такие яркие и правдивые, как общая картинка. Лучше всех описан, конечно, сам главный герой, Роберт Керанс, а из второстепенных действующих лиц наибольшее внимание уделено его антиподу — свободному «пирату» Стренгмену. Если первый спокойный и вдумчивый, то второй — резкий и переменчивый. Однако, стоящего внимания конфликта между ними не получилось из-за слишком неестественного поведения главы шайки грабителей. Я бы на его месте не стал бы церемониться с обнаруженными в заброшенном городе людьми, а сразу изложил бы им свои требования. Тогда бы фабула романа определенно стала жестче и интереснее — именно по такому пути пошли создатели фильма «Водный мир». Правда, Кевин Рейнольдс на этой почве разругался со своим тезкой — исполнителем главной роли Кевином Костнером — и попросил убрать из титров свое имя. Балларду спорить было не с кем, поэтому он довел свою линию до конца в неизменном виде, но вся история получилась несколько неестественной, искусственной. Это особенно чувствуется в сцене спуска Керанса на дно лондонской лагуны. Какой мотив был у Стренгмена спасать ему жизнь? Да, в общем, никакого! Такой же фальшивой выглядит и сцена бегства (точнее, мелодраматичного ухода) другого персонажа — лейтенанта Хардмана — из базового лагеря исследователей. Его, напротив, совсем никто не останавливал, хотя усилий на его поимку было потрачено немало. Вот такие несуразности и не дали мне возможность поставить роману чистую «восьмерку» — в реальности вышло около 7,5 баллов.

--------------

РЕЗЮМЕ: хроника жизни трех человек в полузатопленном Лондоне, оживленная конфликтом с «грабителями городов» и неосознанным стремлением двигаться к югу. Читать ее следует хотя бы из-за потрясающей атмосферности нарисованного автором глобального апокалипсиса.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх