fantlab ru

Джеффри Форд «Запределье»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
148
Моя оценка:
-

подробнее

Запределье

The Beyond

Роман, год; цикл «Отличный Город»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Мир-за-гранью, построенный Драхтоном Беллоу по мотивам визионерских стихов, изменился.

Однако человек, изменивший его — физиогномист Клей, — бесследно исчез.

Жив он или убит?

Это пытается выяснить демон Мисрикс, втуне пытающийся стать человеком.

Жажда узнать о судьбе Клея приводит демона-неудачника из развалин разрушенного Города в основанное победившими повстанцами новое поселение — но там его неожиданно обвиняют в убийстве того, кого он пытается отыскать...

Демона можно судить — но возможно ли его казнить?

Героя можно объявить убитым — но станет ли он от этого мертвым?

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Запределье
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Отличный Город
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Beyond
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Запределье» – третий и заключительный роман цикла «Отличный город», главным героем которого является физиогномист (позже – повитуха и скиталец) Клэй. Не стоит читать этот роман, если вы не читали «Физиогномику» и «Меморанду», потому что в этом произведении подводится итог всем дилеммам и душевным метаниям, что терзали и ставили в тупик читателя и героя на протяжении первых двух книг. Одновременно итоговый, он также преподносит свои сюрпризы, заставляя сомневаться в том, что Джеффри Форд – автор, который вечно просаживает финалы.

Итак, если вы всё же знакомы с Клэем, добро пожаловать в Запределье. Да, вот так, без кавычек. Ведь Запределье – это целый мир, неведомая и оттого опасная страна, в которую можно отправиться умирать, а можно попытаться найти на её бесконечных просторах рай. Вот Клэй и отправился, или решил попытаться – тут смотря с какой стороны посмотреть. Историю эту рассказывает не сам Клэй, а демон Мисрикс (см. «Меморанду»), который спас Клэя от смерти в голове своего отца (!) и которого теперь обвиняют в убийстве физиогномиста. Отголоски предыдущих событий то и дело встречаются в этом романе, и каждое действие что Клэя, по следам которого летит, образно выражаясь, демон, что самого демона выглядит исполненным значения.

Две параллельные линии от начала до конца будут самостоятельными. Предупреждаю: линия «ведомого» Клэя, когда читатель не сможет проникнуть в его голову, а лишь станет следить за его попытками выжить в Запределье, способна усыпить своей монотонностью. А вот линия демона, пытающегося выследить Клэя, убедиться в том, что он жив (но жив ли?), заводящего дружбу с жителями деревушки Вено и балансирующего на грани веры и отчаяния – эта линия оживляет роман. В то же время, Клэй всегда был и остаётся главным героем трилогии, и переброс роли рассказчика на демона сбивает с толку: ты хочешь знать, что там с физиогномистом, который давно перестал соответствовать своей должности, а демон возвращает тебя к своим проблемам, заставляет гадать, не на самом ли деле он убил Клэя, а сейчас рассказывает не о настоящем, а о прошлом своего якобы друга? Вот это – самая большая загадка романа. Чтобы её разгадать, нужно пройти всё Запределье, а в случае демона – ещё и умереть. Но и тогда – найдётся ли ответ?

Как завершение цикла «Запределье» читается с интересом. Без провисания сюжета, правда, не обошлось, но финал его созвучен с лучшими местами трилогии и заставляет ломать голову над той самой загадкой даже после того, как последние слова сказаны. Кому-то такой финал может показаться открытым, я же рассматриваю его как лучшее завершение необычной даже для жанра фэнтези истории. Фантазия автора была так широка и красочна на всём протяжении романов, что я и сейчас вижу Отличный город целым, Драхтона Белоу – живым, Клэя – ищущим, а весь прочий мир – непознанным. Не хочется признавать, что кто-то или что-то в этой трилогии смертен.

+8

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

За третью часть я бралась с сильным опасением, что разочаруюсь, но с надеждой, что всё будет-таки хорошо. По прочтении могу сказать, что, на мой взгляд, «Запределье» явно лучше «Меморанды» и, возможно, даже лучше «Физиогномики». Но встает другой вопрос: хороша ли сама трилогия? Не знаю. Понимаю, что она пустовата, но чем-то всё-таки подкупает.

Что понравилось, выстрелило почти каждое ружье. Вроде бы только Анотина так и осталась потерянной на задворках памяти и не сыграла роли. Кстати по поводу «зазноб» героя: у Клэя новая любовь до гроба. Опять. Надоело. В результате мне сложно воспринимать эти чувства серьезно. Хотя на этот раз я всё же прониклась больше, и мне хочется верить в лучшее.

Встречались нелогичности, но сейчас уже не припомню в чем. Бох с ними.

Иной раз предсказуемо, но от того не менее приятно читать. Во многом это заслуга атмосферы, добротно выписанной в «Запределье». Особенно прониклась, конечно, «зимними» главами, в декабре-то читая книгу. Интерес подогревала и необычность персонажей: люди-молчуны, люди-деревья. Но больше всего запомнился Вуд, хоть порой автор и перегибал палку при описании пса.

Концовка.. Ставящая перед читателем вопрос, что есть правда, что есть вымысел. Ответить на него я не могу, но при этом сомневаюсь, что хочу увидеть разгадку в виде 4го тома.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это действительно самая сильная часть трилогии. Но трилогии, которая сама по себе не кажется мне сильной.

Возможно, кого-то описание созданного фантазией автора мира зачаровало, но мне виделись и длинноты, и откровенно скучные эпизоды.

ГГ третьего романа — это совершенно иная фигура, нежели в первом. Понятно, что Форд хотел показать некие глубинные перемены в человеке, но последовательной, логичной эволюции не получилось, по-моему. Не оправдал надежд и Мисрикс. Из сильного и гордого демона получился, по сути, слабый и беспомощный, заискивающий перед людьми... нет, не человек, но нечто человекоподобное.

Пожалуй, один пес вызывал стабильное уважение в этой истории...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это совершенно удивительно, но третья часть трилогии о приключениях бывшего физиономиста Клея ещё интереснее, чем два первых романа. Реально качество романов идёт по нарастающей. Клей путешествует по непонятному и пустынному Запределью, встречается с татуированным племенем Слова, обороняет форт от призраков, общается с лиственным человеком, а в это же самое время его друг демон Мисрикс борется с несправедливыми обвинениями в убийстве Клея. Вещь реально интересная. Форд создал совершенно нелогичную, но до ужаса диковинную и странную вселенную и культуру, свой собственный странный мир, что удаётся далеко не каждому писателю. Читать всё же стоит по порядку: «Физиогномика» — «Меморанда» — «Запределье». Сложнее всего прочитать первый роман, он самый аляповатый и нелогичный. Дальше – прекрасно.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В заключительной части трилогии о мнемонических приключениях бывшего физиономиста Клэя Джеффри Форду удалось сделать разворот в сторону более реалистичного и стилистически выверенного повествования — получилась эдакая фантасмагорическая робинзонада о выживании в бескрайнем Запределье, где главного героя преследуют реальные воплощения некоторых образов из предыдущих путешествий, а также появляются совершенно новые персонажи.

Во-первых, внимание смещено с эгоцентричного повествования от лица Клэя на несколько отстраненную и созерцательную манеру изложения его приключений демоном Мисриксом, который описывает их постоянно закачиваясь «чистой красотой», наблюдая за Клэем собственными глазами в прошедшем времени, — отчего, не смотря на вроде бы более крепкую приземленность событий, в их действительности все же приходится сомневаться.

Во-вторых, перемежающие приключения Клэя заметки от лица демона Мискрикса и его забавные, но в тоже время драматические попытки доказать себе и людям свою человечность, разрушив собственное одиночество на развалинах Отличного Города, вызывают неподдельное сопереживание и массу эмоций при чтении.

В двух предшествующих романах мир был сильно сжат — то клаустрофобной атмосферой Отличного Города с его дальней провинцией Анамасобией, то летающим над ртутным морем островом Меморанда. Запределье казалось каким-то туманным лесом на горизонте, словно бы картонной декорацией, а тут — в «Запределье» — оно расширилось до масштабов бесконечности, в которой так и хочется затеряться. Обволакивающая атмосферность повествования, насыщенная фантастическими образами окружающей флоры и фауны бескрайних лесов и пустынь, завораживает мертвой хваткой. В общем, в третьем романе Дж.Форд смог сделать примерно то же, что и Джеймс П.Блэйлок в «Каменном Великане», а именно — изменить стиль и обновить старые образы новым на них взглядом.

Кое-где в романе даже встретятся некоторые философские замечания о бытии человека в целом, что не может не вызвать несколько запоминающихся мигов «просветления» в бесконечно запутанном мире Запределья, населенном странными людьми, фантастическими человеко- и змееподобными существами.

Конец произведения совершенно неоднозначный, напоминает (если кто помнит) окончание известного фильма «Бразилия». Что реально, а что нет — ставится под вопрос, оставляющий читателя в бессильных попытках решить его, пытаясь найти ответ в отрывочных эпизодах пересказа Мисрикса, приправленных наркотиком, но, похоже, тщетно...

Ну и как обычно прослеживаются темы искупления, перерождения, преодоления одиночества человека в бесконечной и враждебной вселенной.

Очень и очень захватывающая и проникновенная книжка, редко такие попадаются. В свете трилогии стоит обособленно, так как обладает по-своему уникальной подачей материала и атмосферой. Странно, что дали премию только за первую часть. Эта заслуживает отдельной награды.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Получилось так, что цикл начал читать с третьей, завершающей книги. Но особых проблем в понимании происходящего это не вызвало. А через несколько страниц, все проблемы (да и вообще, всё происходящее вокруг) отошли на второй план. Произошло это потому, что я начал погружаться в Атмосферу ( да — да. с большой буквы) романа. Неспешное повествование просто зачаровало своим слогом. Каждую фразу хочется смаковать так, как гурман смакует изысканый деликатес, так, как надо смаковать хорошее вино — неспешно, давая возможность прочувствовать все нюансы вкуса... Потрясающий своей красотой роман. Именно так, именно красотой. Не могу назвать это произведение просто интересным, занимательным и т.п. Только красивым. Да и этот эпитет не может отразить все те чувства, которые начинаешь испытывать при прочтении этого великолепнейшего произведения. Не знаю, можно ли назвать это произведение шедевром, но для меня этот роман — одно из лучших произведений, прочитанных мной.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий трилогию «Отличный город» роман «Запределье» — безусловно, самое сильное произведение в цикле. Дневник демона Мисрикса, его визионерские записки о путешествии бывшего физиогномиста Клея в таинственное Запределье заставляют следить за сюжетом с неослабевающим вниманием. Сон перетекает в явь, вымысел в реальность, порождения творческой фантазии создателя Отличного города Драхтона Беллоу обретают плоть и кровь и начинают жить самостоятельной жизнью после гибели своего создателя. Поиски утраченного Рая, восстановление нарушенной Божественной Гармонии, история обретения героем полноценной человеческой души — такие вот вечные вопросы рассматриваются в романе Форда. И решаются эти вопросы без ложного пафоса, многозначительности, квази-философских умствований. Помимо ассоциаций с произведениями Данте, Мильтона, в романе Форда отчетливо прослеживаются и аллюзии как с Ветхим, так и с Новым Заветом. Интересно, что одним из главных героев романа является Книга, которая по ходу странствий героя лишается всех своих страниц... Настоящие Мудрость и Знание герои обретают не из книг, а через собственные переживания, страдания, жертвы. Не могу не отметить и чрезвычайно удачный, на мой взгляд, перевод З. Вотяковой.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх