FantLab ru

Робин Хобб «Дорога шамана»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Голосов:
892
Моя оценка:
-

подробнее

Дорога шамана

Shaman's Crossing

Роман, год; цикл «Сын солдата»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Невэйр Барвиль — второй сын второго сына, рожденный, чтобы стать воином. Богатый молодой дворянин, он последовал за своим отцом — король Гернии недавно пожаловал ему титул лорда — в кавалерию, обучаться военному искусству в Королевской Академии Кавеллы в столице Старого Тэреса. Смышленый и образованный, превосходный всадник, к тому же выгодно помолвленный — будущее Невэйра кажется прекрасным.

Но в процессе обучения в Академии Невэйр начинает понимать, что на самом деле все сложнее, чем ему казалось. Старая аристократия смотрит на него свысока, как на сына «нового дворянина» и, будучи неподготовленным к политическим интригам школы и города, молодой человек оказывается в ловушке несправедливости, дискриминации и нечестной игры. Вдобавок к этим бедам, ему нет покоя от его эксцентричной кузины Эпини, бросающей вызов его прежде не изменяющемуся взгляду на мир, и от странных снов, которые преследуют его ночами.

В течение двадцати лет Королевская конница завоевывала равнины, покоряла кочевников и колонизировала окружающие земли во славу Гернии. Теперь они достигли Предельных Гор, территорий людей Спек — тихого, лесного народа, который хранит последние крупицы магии в бурно развивающемся мире. С детства Невэйра учили, что Спек — примитивный народ, достойный жалости за свою отсталость, и пугали первобытными болезнями этого племени, такими как смертельная чума Спек, которая опустошила ближайшие города и военные заставы.

Вечер Темноты приносит в Старый Тэрес карнавал, а вместе с ним — неизвестное волшебство и Спек, которых Невэйр видел впервые…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2007 // Зарубежный переводной роман в 2-х томах (США)

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези


Дорога шамана
2007 г.
Дорога шамана
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Shaman's Crossing
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В любую информацию, будь то случайно обороненная фраза или восьмисотстраничный роман, человек вкладывает определенный смысл. Загвоздка в том, что воспринимающий эту информацию также вкладывает в нее смысл. Прелесть интерпретации переводных осложняется тем, что и переводчик вносит в книгу свой вклад, а, скажем, модные нынче аудиокниги обогащают восприятие произведения голосом читающего.

Зачем весь этот абзац? Искреннее восхищаясь талантом Хобб, я наконец добралась до романа, не имеющего отношения к Стране Элдерлингов, и решила поставить эксперимент — прослушать большую часть книги на языке оригинала, а остаток дочитать на русском, чтобы сравнить впечатление, производимое романом в разных форматах и на разных языках.

Конечно, в основе своей рассказанная Хобб история не изменяется. Перед нами шикарно выписанный «роман взросления», повторяющий и развивающий характерные для творчества автора темы — самосознание, свобода и изменчивость мира. Какие-то мотивы, как, скажем, право женщин выбирать собственную судьбу, встречались у Хобб и раньше в практически такой же форме, а на другие вопросы она взглянула под новым для себя углом.

Главный герой, Невар Бурвиль, на протяжении всего романа постепенно осознает, что привычный для него мир, где отец — мудрый и любящий, но все же «царь и бог», мать всецело насаждается своей ролью хозяйки дома и думает только о красивой музыке и благопристойном браке для дочерей, а король с помощью своих верных аристократов, готовых поддержать друг друга, стремиться к славе своей державы, — всего лишь маска. Постепенно, под влиянием разных событий и более близком знакомстве с реалиями своего мира, герой осознает, что отец может быть упрямым и деспотичным, мать и женщины вообще — одушевленными людьми со своими желаниями, а не недалекими созданиями, ни на что не способными без мужчин, что среди аристократов царит вражда, амбиции и постоянное желание обогащения, король намеренно раздувает все это в политических целях, а Добрый Бог — далеко не единственная сила, имеющая власть в этом мире. Невар сталкивается с необычными, неприемлемыми в его мировоззрении вещами, и магия — далеко не главная из них.

Вообще, порою складывается такое чувство, что и жесткий иерархический мир Гернии, контрастирующий с «варварством нецивилизованных народов», и монотеизм, противопоставленный мощи стихий, созданы автором лишь для более полного раскрытия образа героя. Он не столько выбирается из клетки, сколько осознает, что он находится внутри неё.

Причем то, что именно Невар — главный герой, очень странно и в то же время логично. В обыкновенном романе с упором на фабулу героем мог бы быть, скажем, Спинк — гаррипоттерообразный нищий сын погибшего героя, Трист с его обаянием балансирующего на грани добра и зла героя XXI века, обладающая магическим даром и близкая ко двору Эпини или воитель Девора. Но нет, главный и единственный герой — именно Невар, не обладающий никакими особыми качествами, характером, положением и способностями, присущими героям фэнтези. В любом другом романе он был бы сюжетообразующим существом, этаким «пятым персонажем», без которого развитие фабулы затруднительно, но ради которого книгу никто читать не будет. Однако Хобб настолько точно передает душевные терзания героя, каждую черточку его взросления, что этот скучный человечек вызывает неподдельный интерес.

Ясное и мощное раскрытие образа Невара построено на полутонах; оно плавно и постепенно, и талант Хобб к написанию объемных книг проявляется тут в полной мере. В принципе, роману не требуются продолжения — несмотря на затянутую экспозицию, в нем есть и кульминация, и развязка, причем дальнейшее разжевывание может только ухудшить впечатление. В таком виде история Невара получилась очень сбалансированной и тонкой.

К сожалению, своя ложка дегтя есть и тут. «Дорога Шамана» близка к другим вещам Хобб не только на идейном уровне, она вторична по отношению к её предыдущим работам и в композиции, и в подборе персонажей. В отличии от трех предыдущих трилогий, в романе нет яркого и обаятельного персонажа, ради которого хочется, чтобы книга никогда не кончалась.

Итог: Может быть, эти недостатки будут более явными в продолжениях. Сам же роман очень аккуратный, глубокий и изящный, а главное — просто мастерски написанный.

Рекомендация: Очень высокая

Издания: Вот тут нужно вспомнить долгое и мутной вступление к отзыву. Очень советую послушать аудиоверсию романа на английском — актер настолько полно вживается в образ Невара, что просто книгой это уже не назвать. Это — совместный труд автора-создателя и исполнителя его воли, привносящий в роман еще больше интимности и тепла. На русском языке и в печатной форме достоинства книги никуда не деваются, но все же.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К романам этой писательницы я довольно долго присматривался, читая на них хвалебные отзывы. Решил начать с «Сына солдата», и знакомство с Хобб оставило самые приятные впечатления.

Первый сын дворянина становится наследником. Второй – солдатом. Третий – священником, четвертый служит искусству, пятый – науке, и так далее…этот распорядок из Священного писания хорошо знаком любой благородной семье Гернии. Невар Бурвиль родился вторым сыном в семье нового аристократа, и его судьба – стать офицером королевской армии. С первых страниц мы следим за перипетиями жизни Невара: в восемь лет он начинает получать соответствующее военное образование, в пятнадцать проходит суровую школу дикарей равнины…но основная часть романа посвящена обучению в Академии каваллы, призванной должным образом подготовить юношу к командованию солдатами. Все это разворачивается на фоне нестабильного положения Гернии: закончилась война, но в стране не совсем спокойно; разворачивается конфликт между представителями старой и новой аристократии.

Действие романа происходит, таким образом, на нескольких уровнях: это и сложные взаимоотношения государства с многочисленными варварскими племенами – дикарями равнин; жителями Поющих земель; спеками. Ярое наступление цивилизации. Растущая эпидемия чумы спеков на востоке страны. Напряженность между королем, старой и новой аристократией.

Но все-таки основной упор сделан на происходящее с Неваром. Странным образом он ввязывается в борьбу природы и цивилизации, несмотря на свое простое желание стать достойным служителем короля. Поступая в Академию, он весьма наивен, и многое нуждается в переосмыслении.

Роман полон любопытных психологических ситуаций, сложных эндшпилей и глубокомысленных размышлений, внутренней борьбы с собой. При этом особого недостатка в драйве не ощущается: сюжет остр и полон неожиданностей. Это одно из достоинств Хобб: суметь даже банальность превратить во что-то оригинальное. Поначалу кажется: вот он, Гарри Поттер и три курса обучения. Но нет! Все не единожды переворачивается с ног на голову и обратно, планы обрушиваются и меняются: совсем как в жизни.

Но Невар далеко не единственный персонаж романа. Здесь присутствует галерея ярких образов: отец и дядя, Эпини, полковник Стит и Колдер, соученики и преподаватели – Спинк, Горд, Трист… Впрочем, это все-таки не эпик, поэтому многообразия героев в стиле Мартина в «Дороге» искать не приходится. К тому же, многие типажи вполне узнаваемы: понукаемый всеми толстяк Горд, честный Спинк… Тем не менее, даже из неоднократно разработанной руды Хобб соорудила отличных персонажей и наделила каждого из них тонким психологическим портретом. А главное, все они правдоподобны, и, как и у Мартина, дают богатую пищу для размышлений, в них есть что почерпнуть.

Стоит отметить, что мир «Сына солдата» не относится к классическому средневековому фэнтэзи. Это скорее аналог Земли 18-19 веков, что очень сильно добавляет книге свежести; к тому же, рассматриваются некоторые близкие нам проблемы. Здесь нет гномов и орков, и роман читался бы почти как исторический, если бы не магические вкрапления. Мистика и волшебство присутствуют и играют в сюжете немалую роль, особенно в том, что касается противостояния прогресса и природы. Правда, магический концепт мира во многом остается нераскрытым – задел для следующих томов?

Стиль Хобб заслуживает высших баллов. Повседневность и занудность практически повсеместно отсечены, но психологические подробности наличествуют в полном объеме. Плюс уже упоминавшееся обилие неожиданных ходов. Хорошо и то, что книга выглядит вполне законченной, несмотря на наличие в цикле второго и третьего томов.

К недостаткам можно отнести быстрый и несколько обрывистый конец. Он смотрится слегка контрастно по сравнению с размеренным повествованием, но, возможно, другого выхода не было. Также мне не слишком понравилось развитие магической ветки сюжета. Логичным выглядел совсем другой вариант развития событий, а так попахивает «хэппи-эндностью» и, что ещё хуже, «кусторояльностью». Впрочем, в следующих книгах все, возможно, разъяснится.

После прочтения остается очень приятное «послевкусие». Все здесь по-чеховски прекрасно: и сюжет, и персонажи, и психологически-смысловое наполнение. На мой взгляд, эталон современного умного фэнтэзи.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Дорога шамана» — моя книга-знакомство с творчеством г-жи Хобб. Поэтому и данный отзыв будет «незамутнен» знаниями о других произведениях автора.

Во-первых, что поразило. Именно так — поразило! — не меньше. Даже не могу припомнить другого автора, который сумел бы поддержать интерес к чтению с таким невысоким ритмом повествования. На протяжении одной-двух-трех-и т.д. страниц в романе не происходит ничего особенного, но при этом никакого намека на скуку, читаешь внимательно, сопереживаешь, ждешь дальнейшего развертывания сюжета. Например, на протяжении 3-х глав (или 4-х?) Бурвили едут в Академию. По дороге случаются какие-то мелочи, но ничего такого, что могло бы зацепить взгляд читателя. Автор просто, пользуясь случаем, подробно рассказывает о стране, о укладе жизни, немного истории и т.д. Сделай Хобб это описание чуть-чуть менее талантливым — и все, заплевали бы вишневыми косточками. Сказали бы, что прием стар — отправляй в дорогу якутского акына и пущай поет обо всем, что видит!. Что еще хуже посылать в дорогу неразумного дитятю и на его «прозрениях» вводить читателя в курс дела. Да что далеко ходить, я бы первый и сказал. )) Но к Хобб подобные суждения неприменимы. Потому что вместе с главным героем веришь — ты видишь этот мир впервые, и все, даже самое привычное и банальное, тебе страсть как интересно. Просто феноменальное умение! Низкий поклон г-же Хобб, искреннее восхищение.

Второе мое искреннее и огромное спасибо — за удивительное чувство меры, за умение вовремя остановиться. В данном случае я говорю о «рабстве», в которое попал главный герой, и противостоянии с «Древесной Девой». К сожалению, за последние годы все больше привыкаешь к иной структуре циклов — автор изобрел некий конфликт и, раз уж он «выстрелил» в первой книге, начинает размазывать его на протяжении всей серии. Даже когда конфликт морально устарел и ничего, кроме благородной отрыжки, не вызывает. А г-жа Хобб плюнула на «легкий путь» и не побоялась воткнуть в пузо спековского божества кавалерийскую саблю! И это уже в конце первой книги, а мы-то знаем, что впереди еще 2! Момент оказался настолько радостным и неожиданным, что ей-бо я перечитал его раза три — все никак не мог поверить, что ожидаемая «тягучка» решительно оборвана (либо перешла на новый уровень). Еще один поклон!

И все же не обошлось без соринки в глазу, песка в ботинке, плевка в кружке, комара в ухе и дятла в ж... жарослях плодово-ягодных культур. Чем ближе подбирался к финишу, тем крепче становилось подспудное, трудно уловимое чувство, что где-то что-то кое-где у нас порой... Что-то мешает безоговорочно записать товарища Хобб в суперсветила. Сначала грешил на шутку переводчика (мы-то знаем что Бурвиль не героический лорд, а французский актер-комик: «Большая прогулка», «Разиня» и т.д.). Но буквально на последних страницах понял, что же мне спокойно жить не дает.

Дело-то в том, что при всей цельности и «настоящести» героев, при всей скрупулезности и красоте описаний, г-жа Хобб серьезно недоработала линию большого социума (общественного устройства). И ее мир мгновенно сделался менее правдив.

Во-первых, явная нестыковка в конфликте новых и старых лордов, нестыковка элементарная, математическая. Откуда г-жа Хобб взяла такое количество 2-х сыновей, чтобы каждый год отправлять в Академию по 2 «дозора»? По книге это в среднем 20 человек. Учитывая, что книга описывает первое поколение новых лордов, воином становится только 2-ой сын, берем условно смену поколений в 20 лет и получаем — чтобы каждый год в Академии училось 20 сыновей новых лордов, король должен был пожаловать титулы четыремстам офицерам. Увеличиваем данное число на погибших, бездетных, односыновних — и получаем, что новых лордов должно быть 700-800 человек. Не многовато? Особенно если учесть, что со старыми лордами у новых должен был получиться численный паритет, то выходит, что в Совете лордов заседает одновременно ок. полутора тысяч человек. Что ж это за орган управления такой? Неужто во время его заседаний вся жизнь в стране останавливается, куклится? Нет, поверить в эдакого монстра сложно.

Вторая «неправда» отыскалась в головах благородных лордов. С одной стороны, вера в доброго бога — одна из самых жестоких религий, которые я встречал на страницах литпроизведений. Здесь не только женщины лишены права на собственное мнение. Мужчины ненамного отличаются от них — ведь каждому четко определена его судьба, его предназначение. И: «шаг влево-вправо приравнивается к побегу, прыжок на месте — провокация». А с другой стороны, лорды ведут себя настолько вольно, что готовы отстранить от власти законного короля. Эдакие аглицкие бароны времен Джона Безземельного или великопольская шляхта. Но, пардон, с жесточайшими религиозными догмами эдакую «революциённость» не совместить. Если ты живешь по одобренному свыше плану — сиди и не чирикай, знай свое место. Если ты свергаешь королей — то плевать ты хотел на религию. Напр., известный исторический факт: в борьбе за польский престол один из Радзивиллов трижды на протяжении своей жизни менял вероисповедание, из католиков переходил в православные и обратно, в зависимости от «политического момента».

И третья заноза, впившаяся под ноготь, состоит в следующем законе социума: в мирное время политика диктует армии, какой той быть, в военное время все наоборот, к власти и влиянию приходят военные. Поэтому в настолько жесткий конфликт в Академии веришь с трудом. Если бы «новых» было 2-3 ученика — тогда да, «старики» заклевали бы их без зазрения совести. Но их же поровну! Ни одна армия в мире не позволит себе в военное время разделиться на 2 враждующих офицерских лагеря, хотя бы потому, чтобы не получить пулю в спину. В противном случае это уже гражданская война, что совершенно другая история.

Вот эти три нестыковки и не позволяют мне полностью поверить в мир г-жи Хобб. Впрочем, плюсы ее романа многократно перевешивают минусы, а «живость» героев и несомненный талант автора заставляют забывать о собственных сомнениях.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично для меня лучший роман в творчестве Хобб.Если в романах о Фитце в «Саге о Видящех» и «Саге о Шуте и Убийце«автор больше уделяла раскрытию характеров каждого из героев и от этого были «пробуксовки» в динамике повествования,то здесь все смотрится гармонично.Есть динамика,есть прекрасный сюжет,есть и прекрасное раскрытие образов каждого персонажа.

Сюжет.Он очень хорош и незаезжен.Невар-вторый сын в семье «нового аристократа»-ему предначертано стать воином.По воле отца он отправляется в военную академию где должен обучиться воинскому искусству.Обученный перед академией жестоким кочевником Деварой всем премудростям хорошего воина:стратегии,стрельбе из лука и ружья,став прекрасным наездником,приехав обучаться в академию,он понимает,что все эти качества здесь и не потребуются.Главное здесь «выжить«морально и недломиться.Директор академии приспешник «старых аристократов«во всем потакает их детям-ученикам академии,на детей «новых аристократов«здесь смотрят свысока и всячески пытаются их унизить.Вместо того,чтобы сплотится начинается раздор среди «новой аристократии».Все эти моменты госпожа Хобб очень красиво преподносит читателю в неповторимом стиле.В этом романе присутствует все,что требуется изысканному читателю:любовь,предательство,воинская взаимовыручка,интриги,ну и конечно колоритные персонажи...

Персонажи.Больше всех в этом романе мне понравился лучший друг Невара- Спинк, сын героя войны, погибшего во благо короля Гернии.Это благородный парень,в котором присутствуют лидерские способности.Он честен,чистолюбив.

Двоюродная сестра Невара-Эпини,это ходячая неприятность для всех присутствующих.Любимая старшая дочь своего отца.При всей своей бесшабашности и своеволию в ней присутствуют такие хорошие человечиские качества,как смелость(когда в академию пришла чума,он не задумываясь пришла рискуя жизнью до Невара и Спинка),благородство и преданность.Ради любимого Спинка она готова многим пожертвовать.

Очень импонирует дядя Невара,в отличие от отца.Ну и конечно сержант Дюрил,настоящий образец настоящего воина и хорошего человека.

Очень хорошее произведение прекрасного автора.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда брал в руки книгу не верил, что Хобб удастся создать что-то лучше «Ученика убийцы». Но ей удалось. В одной книге соединить магию, «бремя белого человека» по Киплингу, экологические проблемы, стремление женщин к равноправию и увлекательнейший сюжет сможет не каждый. Хобб смогла. Книга тягучая, но заставляет наслаждаться каждой страницей, каждым эпизодом. И предсказать сюжет просто невозможно. Вроде кажется уже всё ясно, но снова что-то меняется и мир поворачивается к героям и тебе с новой стороны. Абсолютно достоверные герои — все их поступки, все их действия полностью определяются их воспитанием, уровнем их знаний и представлениями о мире — всё то, чего не хватало в цикле про «убийцу», где злодеи были злодейскими, а глупцы глупыми, только потому, что так хотелось автору.

Это роман взросления, причем один из лучших прочитанных мной. «Дорога» — первый роман трилогии, но абсолютно самодостаточный. Если продолжения окажутся хуже, то можно будет брать и перечитывать только эту книгу.

PS за месяц я поставил три оценки 10. Мартину, Свэйнстон и Хобб. Если бы мог поставил бы Хобб 11.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если судить по оценкам и некоторым отзывам, эта трилогия Робин Хобб ожидалась не такой увлекательной, как истории из мира Элдерлингов.

В начале книги обучение у старика-туземца напомнило дневники Кастанеды, с которыми я когда-то пробовала (безуспешно) ознакомиться. В самом деле, не верится как-то, что родной отец отдаст сына на воспитание врагу.

Но дальше все встало на свои места. Мастерство Робин Хобб, как всегда, на высоте. Как обычно, повествование не отличается динамичностью, но никоим образом не кажется скучным, оно затягивает, создавая ощущение присутствия в этом мире.

Первое, что отличает Робин Хобб, это умение создавать миры такие достоверные, что кажется, будто она сама в них побывала. Мир этой книги не такой волшебный, как мир Элдерлингов. В нем тоже есть магия, но она до времени остается на изнанке повествования и буквально взрывается только в финале.

Второе − это психологизм, обычно не свойственный жанру. Описание учебы Невара в Академии подается в абсолютно реалистичной манере. Переживания вступающего в жизнь юноши, его мечты и стремления, отношения с друзьями и врагами. Порой создается впечатление, что это никакое не фэнтази, а проза классика английской литературы.

Третье. Робин Хобб мастерски выстраивает сюжет − это не набор отдельных эпизодов, а события естественно вытекают одно из другого. Никаких выскакивающих из кустов роялей и неожиданных спасителей, ситуации разруливаются персонажами самостоятельно. В мире Невара традиции предписывают каждому занимать место в соответствии с порядком рождении. Казалось бы, сюжет должен быть посвящен бунту главного героя против этих традиций. Но этого не будет. Невар с готовностью принимает свою судьбу, он мечтает об этом предопределенном традициями будущем, ему нравится выбранная родителями невеста, он следует привитым ему воспитанием правилам чести и не одобряет бунтарства кузины. Он хочет быть обычным человеком и не по своей воле стал избранным. Хобб любит делать центральными персонажами не ярких харизматичных лидеров, а одиночек с глубоким внутренним миром, вроде Фитца или Невара. Поэтому интрига сюжета воплощается не столько в действии и приключениях, сколько в описании их мотивации. Если читателю это кажется скучным, то это не его автор.

Отдельное спасибо за финал. Книга не обрывается на полуслове и, несмотря на грядущее продолжение, является законченным произведением.

Как вывод: «Дорога шамана» ничем не хуже «Ученика убийцы», Робин Хобб опять на высоте!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Создать нечто новое и интересное чрезвычайно трудно, особенно когда уже есть под боком чудесный, проработанный и любимый многими мир Элдерлингов. Но хорошо, что госпожа Хобб не боится трудностей, иначе мы бы так никогда не увидели мир, в котором борется за свое существование королевство Герния.

По сравнению с предыдущими книгами автора описываемый мир получился более жестоким и немного циничным, загнанным в жесткие рамки условностей, в котором твое будущее определяется у кого и когда ты родился, а не тобой самим. В этом мире, чтоб отвоевать свое место под солнцем, изрядно потесненная с запада Герния начинает активную экспансию на восток, по дороге «окультуривая» кочевников, и сталкивается с жителями лесов — спеками, которые для защиты своего дома не гнушаются использовать свою магию и доморощенное биологическое оружие. Вот так постепенно вырисовывается трехсторонний конфликт, даже четырехсторонний, просто четвертая сторона — Поющие Земли — не вмешивается в происходящее (пока?), который разгорается со все большей силой и грозит уничтожить множество людей и судеб. Причем у каждой из сторон своя правда, за которую она борется всеми доступными средствами, в основном бесконечно далекими от благородства.

Но все это всего лишь фон, хотя и чрезвычайно живописный, на котором проживают свои жизни герои книги, по другому сказать сложно. Уже в который раз снимаю перед г-жой Хобб воображаемую шляпу, зато что она снова создала целую плеяду интереснейших образов, как обычно подкупающих свей психологической достоверностью. Они взрослеют, набираются опыта и меняются прямо у нас на глазах. Причем все изменения не наигранны, они полностью обоснованны сложившимися обстоятельствами. Однако несмотря на обилие потрясающих персонажей именно Невару Бурвилю, второму сыну нового аристократа, сыну-солдату, уготовлена судьба стать ключевой фигурой в этой истории, а нам пройти вместе с ним через все испытания уготовленные для него «добрым богом» и автором. Он получился донельзя противоречивой фигурой, отдаленно напоминающей Уинтроу из Живых Кораблей, в котором храбрость сочетается с трусостью забитого человека, острый ум с детской наивностью, и обладая удивительной внутренней силой он становится безвольной игрушкой в чужих руках. Но самое главное в нем, да и во всех остальных персонажах, то что им сопереживаешь, даже в мелочах, которые в основном и составляют человеческую жизнь, а это дорого стоит.

В общем получилась еще одна отличная книга от моей любимой писательницы (так что возможно все написанное выше, всего лишь лепет преданного поклонника))), в которой Хобб с удивительной непринужденностью рисует перед нами новый мир наполненный практически реальными героями со своими историями, и все это аккуратно прикрывает второе — философское — дно романа, которое волей-неволей заставляется задуматься над такими вещами как свобода выбора, ответственность за совершенные поступки и над злободневной нынче проблемой сосуществования природы и человека.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первая книга цикла Робин Хобб «Сын солдата». Полностью придуманный мир, в котором есть несколько разных народов, вынужденных в силу неких противоречий конфликтовать между собой. Условно их можно разделить на три сообщества — люди равнин, люди леса и люди города. Равнинные и лесные жители используют магию, у каждого из народов есть свои собственные колдуны, которые участвуют в боевых действиях, применяя свои особенные магические методы. Жители городов больше полагаются на проверенные временем — ружье и пистолет, а также на сабли и мечи, вообще железное оружие уничтожает любые проявления магии и поэтому победителями в большинстве столкновений выходят солдаты из городских гарнизонов.

У каждого из народов есть свои традиции и обычаи. Наследники аристократических семей должны четко следовать заведенному порядку — первый сын будет поддерживать поместье и заниматься развитием хозяйства, второй сын должен стать солдатом и продолжить военную стезю отца, третий сын станет священнослужителем, а девочки должны стать примерными женами для будущих офицеров или вместе с будущим мужем заниматься хозяйством. У жителей равнин и лесов, также есть обычаи и свои особенности жизненного уклада, но им в первой книге будет уделено минимум внимания.

Очень многое зависит от уровня писателя. По сути, в этом романе не происходит никаких глобальных событий, события развиваются очень медленно и неспешно, но читать очень интересно. Хобб умеет увлечь читателей даже таким нарочито медленным повествованием, привлекая внимание к деталям и подробно описывая все происходящее, она делает это настолько умело, что в ее мир полностью погружаешься и переживаешь вместе с героями.

До этой книги я считал подобные произведения слишком женскими и пропускал их мимо своего внимания, но Робин Хобб доказала насколько интересно можно рассказать о жизни простого юноши. Автор делает упор на описание взаимоотношений между несколькими группами людей, беря за основу межличностные отношения и перестраивая по ходу сюжета любого из своих персонажей.

Очень неожиданное начало цикла, претендующее на звание одного из самых ярких открытий начавшегося года.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с автором, которое стоило мне бессонной ночи, уж больно длинный роман) но — ни минуты не жалею. Никогда бы не подумала, что автор — женщина, ибо на мой взгляд — мужская проза. Но я не о том. Очень редко находятся авторы, которые могут жизнеописать будни. Жизнеописать так, что становление Личности/Характера ГГ становилось бы экзаменом для тебя самого. Когда проверяешь, а как бы ты сам поступил, если бы пришлось выбирать: учиться у врага или дать волю своему гневу и ответить на его оскорбления? Поступить, как велит долг или предать друга? а если оскорбили товарища, которого все недолюбливают — осмелишься ли противопоставить себя коллективу, среди которого живешь 24ч в сутки, или все же рассмеешься над злой шуткой в его сторону, показывая, что ты — с большинством?

Да и вообще, вопросы-то совсем не детские, хотя многие взрослые высокомерно думают, что решили их давным-давно. С кем дружить? Каковы критерии чести?мужественности? Вступать ли в схватку, когда тебя оскорбили? а если их — много и они сильнее? а если у них — власть?

И даже магии в романе столько, сколько нужно. бОльше — был бы перекос, не о магии книга. Я бы поставила Шамана в ряд с книгами, обязательными для юношества, имхо: с Кавериным и его «Двумя капитанами», с «Мальчиками с бантиком» Пикуля, с Вл.Крапивиным. Ибо как показывает жизнь, как-то наши мальчишки выбирают не то, не тех и сворачивают не туда...(( как-то все больше сразу четвертые сыновья рождаются...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я с некоторым трепетом подходил к чтению «Дороги шамана». Было интересно — все-таки новый мир, новые герои. Но и одновременно страшно, ведь новая история самостоятельна и не имеет ничего общего с Элдерлингами, ну разве что и то и то писал один автор. И, конечно, же Хобб было не избежать сравнений с предыдущими творениями.

«Дорога шамана» — первая книга новой трилогии «Сын солдата». Юный Невар Бурвиль собирается стать солдатом, и пойти по стопам своего отца. Как гласит Писание «второй сын второго сына должен стать солдатом». С малых лет к Невару были приставлены наставники, которые готовили его к военному будущему. Постоянные тренировки и муштра, должны были сделать из юного Бурвиля достойного сына и офицера, но для того чтобы получить чин Невару необходимо пройти обучение в Королевской Академии Кавеллы.

Вновь Хобб применяет прием со взрослением героя, что мы наблюдали в «Ученике убийцы». И по сути, если внимательно приглядеться, то можно заметить сходства Невара и Фитца. Уж очень сильно они похожи на мой взгляд. Вряд ли такая задумка была у автора.

Повествование очень медленное, но это ни в коем разе не мешает наслаждаться от чтения. Хобб умеет удерживать внимание читателей, не смотря на то, что герои топчутся на одном месте, и с трепетом ждать что же случится дальше. Мастерски, как всегда, удаются характеры героев, их развитие по ходу книги. Искренние чувства, искренние удивления новым открытиям, плохим и хорошим. Внутренние терзания отдельная тема, присущая всем романам Хобб.

Как и героев, так и свой новый мир автор создает с особой тщательностью. Каждый кирпичик с новыми подробностями встает на свое место, делая картину мира целостной и правдивой. Автор в романе поднимает вопрос о взаимоотношениях между старой и новой аристократией. Правда, увы, только поднимает, мы видим ее только в Академии, а вот, что происходит на политической арене нам не показывают. А это не совсем похоже на Хобб, хотя возможно она оставила эту интригу на следующие романы? Кто знает, кто знает? В любом случае вся интрига впереди, ни один автор не станет раскрывать все карты в первой книге.

Резюме: не смотря на то, что автор повторяется в сюжетных ходах, инкарнациях Фитца, не смотря на то, что это всего лишь первая книга трилогии, и тут основные события начинают происходить только в конце романа, «Дорога шамана» очень сильное произведение. Мне очень тяжело оценить объективно его, так как уже давно являюсь поклонником творчества Хобб. Эта книга не для тех, кто любит много «экшна». Он разочаруется. Данный роман я бы рекомендовал поклонникам жанра.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Госпожа Хобб как всегда берет атмосферой и мастерским описанием переживании совершенно непримечательного героя. Должна признать книга увлекла с первых страниц. Хотя где то подсознательно зрело недовольство, другая сюжетная линия, другой мир, другие герои — но произведение тем не менее оставило ощущение вторичности, не по отношению к произведениям других фантастов, а рамках творчество самой Хобб.

Что касается главного героя — наверное открывая произведение фантастического характера мы неосознанно в большинстве своем, ждем яркого героя, который действует правильно или неправильно это уже прихоть автора, но тем не менее он ураганом проносится по вновь созданному фантастическому миру стремясь изменить его или сохранить в первозданном виде. Но Хобб берет совсем другим, мир несомненно меняется, но это скорее на заднем плане, самое главное и это во главе угла, меняется сам герой. Хобб мастерский умеет это делать — показать внутренние переживания героя, понять психологическую подоплеку его поступков, и хотя вас иногда прямо таки доводит до белого каления бездействие героя, сопереживать ему все же не перестаешь.

Среди ярких или по крайне мере заметных героев можно что то сказать о Спинке и Тристе, две противоположности идущих к одной цели совершенно разными способами. По степени влияния на личность героя можно выделить наверное его отца — неоднозначная фигура, солдат от кончиков ногтей до макушки, благородный во всех отношениях, но тем не менее почему то не вызывающий симпатии, слишком он холоден, слишком практичен. Не менее сильное влияния на Невара оказали женская составляющего этого мира: Эпини -ум, взбалмошность, смелость, мать Невара — образцовая жена и мать, древесная женщина — борьба и противостояние больше в снах, и часто неосознанное.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом Хобб выдерживает свой высокий уровень: ее роман хорош, даже весьма хорош, но не лучше первой книги об «убийце». В своем творчестве Хобб, увы, не делает шага вперед (что заметно, например, у Сапковского), скорее даже маленький шажок,но назад. Затянута экспозиция романа, одномерные характеры главных героев, предсказуемы их поступки. Хобб отдает дань модным политкорректным западным фетишам: мультикультурное общество, эмансипация , экология... Еще одно «увы»: никаких оригинальных или, по крайней мере, достойных внимания, взглядов на эти волнующие темы Хобб не выказывает. Но, как говорится, «мастерства не пропьешь». А Хобб — безусловно мастер, и ее роман — увлекательное, интригующее чтение. Несмотря ни на какие философские банальности и трюизмы.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За чтение бралась с опаской, ибо всё-таки новый мир, новые герои, страх разочарования силён, как никогда — после финала «Саги о Шуте и убийце». Но книга оказалась прочитана влёт.

Она... средняя. Нет ни одного яркого запоминающегося персонажа. Есть хорошие, с точки зрения проработки: дядя главного героя, или врач академии, или толстяк-курсант, Горд, кажется. Но всем им чего-то не достаёт для полноты образов. И это странно, ведь именно глубокие сложные герои — отличительная черта книг Хобб. Главный герой, Невар... он не то, чтобы никакой — он вполне себе личность. Но личность унылая, серая, слабая. У Фитца при всём его скудоумии (я люблю Фитца, вы не подумайте), любви к рекам рефлексии и таланте вырыть самому себе яму, есть харизма и какой-никакой, а внутренний стержень. У Невара этого нет. Он как хороший солдат, но плохой офицер: легко подчиняется, но начисто лишён лидерских качеств. Возможно, именно это Хобб и хотела нам показать. Не зря ведь Невар периодически задавался вопросом: а сможет ли он стать офицером и вести за собой людей? Но пока что Невар жутко раздражает. Однако памятуя о способности Хобб давать развитие своим персонажам, я всё же надеюсь, что из него выйдет что-то толковое. Из Мальты Вестрит же вышло.

Мир провисает с логической точки зрения. То тут, то там можно найти массу нестыковок (например, ежегодное обучение «вторых сынов аристократии» — плодятся они с завидной скоростью, не иначе). Заметно, что Хобб пыталась детально проработать большой, сложный и жестокий мир, но, очевидно, просто не уследила за деталями. Что, однако, не делает книгу неинтересной. Напротив: она очень увлекательна, просто оторваться невозможно, хотя количество значимых событий на одну книгу можно пересчитать по пальцам. Текст размеренный, даже какой-то медитативный. Читаешь и погружаешься в него. А ещё он очень атмосферный и жестокий, только жестокость эта не выставлена напоказ, как нынче модно, в частности, щедро разбрасывая кишки и красочно пытая каждого встречного, а завуалирована религией «доброго» бога и долгом перед отечеством.

Отдельно стоит упомянуть стиль Хобб. Благодаря её красочным и не перегруженным описаниям перед глазами так и встают выписываемые ею картины равнин. Город, к сожалению,удался ей хуже, но, быть может, виной тому сам сюжет, ведь Невар практически не покидал стен академии, где уж тут город качественно прописывать. Зато образ лесопилок я запомню надолго.

Как итог: книга слабее «Саги о Видящих» и уж тем более — «Саги о живых кораблях». Но судить обо всём цикле только по первому роману рано, поэтому дальше читать буду. Фирменный стиль Хобб, несмотря на все недостатки, никто не отменял, что и ставит эту книгу выше многих других из категории «добротный середнячок».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже не вспомню, когда последний раз книга меня настолько захватывала, что я за день могла отмахать 450 бумажных страниц практически не отрываясь. Дневная норма вливания в фэнтезийные эпики у меня стандартно не больше 50 страниц – а то начинается каша в голове и накатывает скукота от деревенских пейзажей. Ну что... Так оно и было, пока в моей жизни не появилась Хобб. Она полностью подчинила меня своей воле. 672 страницы про шаманов и солдат пролетели незаметно ;)

Чуть ранее я читала ее «Волшебный корабль», где от множества сюжетных линий да постоянных страданий и лишений у меня немножко взорвалась голова. Я чуть не два месяца шла к тому, чтобы признаться в любви к кораблям Хобб. В общем, совсем непростое, а местами мучительное было чтение, но ощущения потрясающие. «Шамана» воспринимать гораздо проще – тут всего одна основная линия, следующая за сыном новых аристократов Неваром Бурвилем с первых сознательных шагов до поворотной точки в его жизни (да и не только его) во время пребывания в Королевской Академии каваллы. И хотя название трилогии («Сын солдата») совсем не воодушевило, меня было за уши не оторвать от описания Академии и безрадостных будней в казарме – в основном благодаря политическим интригам, диктующим часть событий. Противостояние двух фракций описывается достаточно подробно и обстоятельно, так что невольно проникаешься этой темой. И пускай сейчас мальчик сидит в тепле и относительной безопасности в Старом Городе, я очень и очень надеюсь, что скоро дорога приведет его к Рубежным горам.

Дело ли в том, что я читала практически залпом или все и правда так хорошо, но повествование мне показалось ровным, без откровенно скучных моментов. Особенно запавших в душу сцен две штуки: трип-испытание кидона и экзамен капитана Моу (и последующий горький разговор). Концовку я себе отвратительнейше проспойлерила, потому что силы воли в полвторого ночи ноль, глаза слипаются, но без знания чтотамдальше не уснуть. Что не повлияло на конечную оценку, просто последнее столкновение воспринималось уже не так остро. Не особенно блещет интересом длинное путешествие в Академию, но попривыкнув к Хобб отношение к этим подробным и нерелевантным описаниям трансформируется. Да, пацан сотню страниц сплавляется по реке и впитывает окружение, но все это неотъемлемая часть цельной картины. Невар, к слову, получился годным героем, ведущим читателя за руку – отчасти потому как его поведение, поступки, способ познать мир настолько незатейливы и достоверны для пацана его возраста, что даже его излишняя наивность не вызывает раздражения. Да, сейчас он не блещет сообразительностью, но кто из нас не ошибался и не наступал на грабли? Надеюсь, ощущения меня не обманывают, и во второй части он зажжет как следует, и это уже не ему будут диктовать условия, а он будет вершить судьбы. Кстати, в кораблях Хобб есть целых два персонажа возрастом даже младше Невара, но ведут они себя как умудренные житейским опытом взрослые, хотя и невзгоды на них валятся –мама не горюй. У нашего мальчика все гораздо плавнее и не так жестоко, враг сквозь призму его восприятия кажется несерьезным, а смысл части слов и событий ускользает от его понимания. Пока что. Как по мне – отличное начало трилогии.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

C творчеством Хобб я познакомился года три назад, когда прочел живую, интересную, но порой отягощенную логическими нелепостями трилогию об ученике убийцы. Купленная одним ненастным днем «Дорога шамана» простояла на полке около двух лет: никак не хотел за нее браться, памятуя о подпорченных впечатлениях при первом знакомстве. Открыв же, однако, не смог захлопнуть, пока не добрался до конца: то, как Хобб заставляет читателя переворачивать страницы, поневоле действительно наводит на мысли о некоем благодетельном шаманском проклятии. У главного героя книги, Невара Бурвиля, история, впрочем, другая. Как второй сын аристократа, он предвкушает предначертанную религиозной традицией карьеру солдата и, в особенности, несколько лет в столичной офицерской школе. Его родная Герния, развитие которой наводит на мысли о веке эдак восемнадцатом нашей с вами западной цивилизации, воюет с разрозненными обитателями равнин и лесов, неумолимо прокладывая дорогу к восточному морю, а это значит, что нужды в солдатах у правительства хоть отбавляй. Однако же, одно случайное происшествие обратит Невара из пешки в какую-то иную, таинственную фигуру на глобальной шахматной доске.

Если коротко, книжка выбивает высший балл почти на каждом огневом рубеже. Мир открывается размеренно, без мозговыносительных инфодампов, удовлетворяя сиюминутное любопытство, но постоянно оставляя желать большего. Невар взрослеет тоже очень плавно: без занудства и без мгновенных скачков; фокус на ранних этапах повествования делается на ключевых моментах его становления. События в офицерской школе ничуть не напоминают омерзительный сериал про кадетов, который некогда мелькал на ТВ: даже с учетом того, что всевозможная солдатщина меня ровным счетом никогда не привлекала, именно на этом этапе страницы летели быстрее всего. Будут у Невара и друзья, и враги, и аллюзии на «Повелителя мух», и вообще море неприятностей, вываливанием которых на голову собственных протагонистов Хобб особенно славится. Также автору удались здесь второстепенные персонажи, причем герои, роль которых кажется незначительной и недолговечной, прописаны ничуть не хуже постоянных действующих лиц. «Дорога шамана» с ответственным заданием открытия новой трилогии справляется великолепно, не наступает на уже упомянутые грабли «ученика убийцы», преподносит самостоятельную концовку, которая не выглядит натянутым проведением границ по просьбе издателя, а также вынуждает немедленно схватиться за продолжение.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх