fantlab ru

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Лес Мифаго

Mythago Wood

Цикл

Аннотация:

Цикл «Лес Мифаго» это вереница историй людей, чья судьба оказалась связана с Райхоупским лесом, первобытной чащей, в сердце которой рождаются мифы, легенды и герои коллективного бессознательного, имя которым — «мифаго». Как и полагается волшебному лесу, внутри он больше, чем снаружи – и не всякому дозволено войти в его пределы. Чьи-то жизни он ломает, чьим-то, наоборот, придает смысл.


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.00 (5)
-
1 отз.
-
7.62 (221)
-
16 отз.
7.36 (11)
-
-
7.72 (120)
-
9 отз.
-
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2003 // Специальный приз

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Цикл (Великобритания)

FantLab рекомендует:

Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood»


Похожие произведения:

 

 


Лес Мифаго. Лавондисс
2018 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy & Science Fiction, September 1981
1981 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Лес Мифаго
2014 г.
Лавондисс
2016 г.

Издания на иностранных языках:

In the Valley of the Statues and Other Stories
1982 г.
(английский)
Mythago Wood
1984 г.
(английский)
The Best Fantasy Stories from the Magazine of Fantasy & Science Fiction
1985 г.
(английский)
Mythago Wood
1985 г.
(английский)
Lavondyss
1988 г.
(английский)
Лавондисс
1988 г.
(английский)
Lavondyss
1990 г.
(английский)
The Bone Forest
1991 г.
(английский)
The Bone Forest
1992 г.
(английский)
The Hollowing
1993 г.
(английский)
Merlin’s Wood
1994 г.
(английский)
Gate of Ivory, Gate of Horn
1997 г.
(английский)
Avilion
2009 г.
(английский)
The Secret History of Fantasy
2010 г.
(английский)
Mythago Wood
2014 г.
(английский)
Lavondyss
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Книга Роберта Холдстока «Лес Мифаго» и следующая за ней «Лавондисс» (насколько я знаю, единственные переведённые на русский язык из этой серии) исследуют генезис и этиологию мифа. Миф по Холдстоку, зарождается из обыденного явления, события в истории отдельных реальных людей, но рассмотренной как если оно, это событие, имеет мировое, историческое, вселеннское значение. И тогда рождённый миф растёт, развивается, и, в самом деле, приобретает вес и влияние, которое в него выкладывали.

Но вот интересно, есть ли какое-то критическое количество потребителей мифа, а значит его участников? Холдсток говорит, что нет. Миф творит уже один человек, или только один человек, для себя и внутри себя.

И утверждая это, я вспоминаю не Христа или Геракла,не скифскую конницу или полки Святослава, хотя и это есть во мне, но, скорее, «того парня, который победил рак вопреки козням врачей и фарм магнатов», или «все политики лжецы и хапуги», или, даже ближе к коже: « вон тот бездомный, скорее всего пьяница и лентяй, это он украл все канализационные люки во дворе».

Мы живём в мифах, беспрестанно творим их и проживаем, становимся ними, распространяем их на соседей, город, страну. Люди творят и созидаются мифами, мифы и есть культура — множество рассказов о том, что произошло, откуда, и к чему приведёт. Мифы выявляют связи и творят связи.

И мифы дают доступ к изменению мира. Если конечно мы готовы зайти внутрь тёмного леса, встретиться со своими мифаго лицом к лицу, дойти до центра леса, в Тайное Запретное Место. И все изменить?

Или уничтожить лес Мифаго и жить в мире без мифа? Но это уже другой, ещё один замечательный миф.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась как первая книга, так и вторая.

Да, «Лавондисс» выглядит более цельным, продуманным. По-хорошему запутанным и не столь прямолинейным, как первая книга цикла. Что вовсе не умаляет заслуг «Леса Мифаго», ведь именно здесь мы знакомимся с самим концептом мифаго и даже его научным обоснованием. Я не настолько искушён в фэнтези, что бы разглагольствовать о знаковости этих произведений, но, признаюсь, меня моментами пронимало аж до костей. Промозглая атмосфера Райхоупского леса просто потрясающая, казалось ещё чуть, и книга плесенью начнёт покрываться ). Поразительная жестокость жизни древних людей; их ритуалы — простые, но по-своему продуманные; глубокие в понимании вечного круга жизни и смерти; зачастую отвратительные с точки зрения современного человека — но именно так и работает магия первоначального леса.

В целом — впечатляюще, интригующе, местами пугающе... (все эти словечки с «ще» на конце просто кошмар, но куда деваться).

P.S. Робин Гуд, запросто пускающий стрелу вам в глаз, просто рвёт мой устоявшийся детский шаблон )

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Со «страной никогда-никогда» есть всем известная проблема — попасть туда всё труднее.

И уходить ведь будет не титан духа или супермен, но вполне обычный человек, у которого чайник на кухне закипает и по кредиту просрочка капает.

При том обыватель очень капризен — он ведь жаждет уходить по собственной тропинке :)

На простом самолёте туда уже не долетать — в 40-е исчезли последние врата на Земле (Шангри-Ла), а в космос мы еще так далеко не научились.

Рационально и добросовестно вырастить в своем сознании — это надо быть вторым Толкиеном. И не всякий захочет к эльфам...

Можно попасть в прошлое — но там уже тесно, другие попаданцы перепахали все вплоть до неолита.

Употреблять вещества — значит идти вслед за Кастанедой...

Словом, Роберту Холдстоку надо было изобретать какой-то свой путь.

И получилось как в мультфильмах — плеснули из кружки воду на бетонный мол, и бульк в лужу, а она бездонная. Так и уплыть можно.

Что за вода и пол?

Официозный британский фольклор и наследственные психические заболевания.

Есть некий остаток громадных британских лесов, рядом с которым живет семья. Отец становится все более чудаковатым на почве увлечения фольклором и этим лесом. Неделями пропадает, возвращается грязный.

В итоге исчезает совсем.

Тут как раз младший брат возвращается с войны и длительной поправки здоровья — лечился на юге Франции — а старший уходит вслед за отцом.

В итоге похожие дела начинают твориться и с младшим братом — вот он читает дневник отца, там, естественно, недостает некоторых страниц, и все заверте...

Я не психиатр, но тот процесс медленного погружения в лес и одновременно в глубины мифов — уход в Плутонию старика Юнга, населенную архетипами — будит какие-то совершенно терапевтические ассоциации.

Любые препятствия, которые стоят на пути героя — в итоге рассыпаются. Все, кто мог держать его в этом мире — либо заняты собой, либо помогают ему в уходе, либо думают о своем собственном отказе от действительности. Мечты о счастье — воплощаются и развеиваются. Вокруг сгущается миф. Прямо кажется, что герой стал добрым и благородным вариантом Джека Николсона в «Сиянии» — но что мрачное безумие, что любовно-героическое — уводят из дома. И в этой постепенности, в неторопливой последовательности превращения человека в образ — главное очарование романа.

Герой не крутит головой, как Орфей — тем более, что Эвридика-то впереди. Он не оборачивается. Уходит в себя и одновременно в британское мифологическое пространство, будто ничего ценного не оставляя за спиной.

Что сказать?

Конечно, можно съязвить.

https://www.youtube.com/­­watch?­v...

Но только язвительностью ответить не получается. Слишком велика жажда обывателя прикоснуться хоть к чему-то уникальному и чудесному. Не просто свистнуть камень с Парфенона (завозят тоннами), не только прыгнуть с тарзанки (в очередь!). Но обрести смысл жизни через прикосновение к чуду.

Чтобы ушел это мерзкий экзистенциальный ужас, когда миллион-миллиардному человеку дают в руки винтовку и отправляют умирать на колючку, или же продают айфон.

И юнговская Плутония — она будто платоновское царство эйдосов. Причем не столько благое, сколько наделенное смыслом. Всё в единственном числе, всё уникально или уж точно неповторимо. И всё будет всегда.

Эта иллюзия (Юродивый! Патлы расчеши! Лазишь тут у заправки! — презрительные голоса на заднем плане) — она ведь утешила очень многих людей.

Потому действительно серьезной претензией будет вторичность, засаленность тех самых мифаго — овеществленных архетипов. Да, они не могут быть целиком оригинальными. но если уж претендуете на работу со всебританскими архетипами, то надо искать подход. Между штампом и неизвестностью. А для этого надо хорошо поработать с образами героев-людей. Чтобы они были настолько оригинальны, чтобы во взаимодействии с ними штампованные архетипы дали что-то необычное.

Тут удался разве что образ пары — девушка-мифаго и главный герой.

Даже главный герой и его брат — куда хуже, не говоря про отца.

И, разумеется, где архетипы, которые мы чувствуем, но почти не знаем?

Восьмерка. Но твердая, и прочесть — стоит. Это этапное произведение 80-х, своя дорожка. Как «Американские боги» Геймана для нулевых.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх