fantlab ru

Орсон Скотт Кард «Ксеноцид»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
1153
Моя оценка:
-

подробнее

Ксеноцид

Xenocide

Роман, год; цикл «Эндер Виггин»

Аннотация:

Роман не о том, как пришельцы завоёвывают Землю или находят взаимопонимание с нами. Роман не о том, как земляне уничтожают или завоёвывают чужие миры и расы. Роман о том, как бы не уничтожить чужие, малопонятные нам цивилизации.


В произведение входит:


6.83 (12)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1994 // Роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1992 // Роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1994 // Роман, переведённый на французский

номинант
Мраморный фавн, 2000 // Переводная книга

номинант
Сигма-Ф, 2001 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
А. Жикаренцев (3)

Ксеноцид
2000 г.
Ксеноцид
2014 г.
Ксеноцид. Дети разума
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга истории Эндера Виггина, не обласканная ни критиками, ни просто любителями фантастики. да, Орсон Скотт Кард попытался объять необъятное и впихнуть в 636 страниц столько информации, что у неподготовленного человека голова может пойти кругом. Здесь вам и философия, и спасение мира, и сопли сс сахаром при измельчении семейных проблем.

В целом, можно сказать, что роман более понравился, нежели разочаровал, но искры первых двух частей уже нет.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Ксеноцид» пожалуй, является вершиной творчества Карда. С момента предыдущего романа прошло лет двадцать. Но героям на планете Лузитания до этого нет дела, они продолжают свои психопатологические экзерсисы, изощренно издеваясь над собой и своими родственниками. При этом все члены этой чумной семейки оказываются удивительно гениальными, на бегу творя разнообразные чудесные псевдонаучные открытия. Для них нет невозможного: антивирус десколады за пару дней – запросто, теоретическое обоснование мгновенных межзвездных путешествий – мимоходом на мятой салфетке в тюремной камере, да и сама постройка такого корабля – тут же, бегом, естественно из перегноя и веток. Литературный аналог бразильского «мыла» продолжается.

С первых страниц на читателя обрушивается каскад бредовых идей: филоты, айю, разумные вирусы… Вроде бы для фантастики это естественно и ожидаемо, да собственно, так и должно быть. Но, здесь это до тошнотворности тщательно пережёвывается, мусолится, обсасывается, все это приправляется тягучими бесконечными обсуждениями... С точки зрения науки конца 20 века (когда писался роман) все это выглядит убого и диковато. «Научные» рассуждения автора находятся примерно на уровне рубежа 19-20 веков, даже Жюль Верн выглядит более современно. Если бы автор уменьшил объем этой белиберды – роман бы только выиграл.

Кард немного раздвигает границы своей вселенной. В принципе, идея колонизации планет по национальному признаку не нова для фантастики, и, на мой взгляд, мало правдоподобна. Но у Карда она доведена почти до абсурда. Межзвездный конгресс изображен этаким тоталитарным монстром. Каким образом диктат Межзвездного конгресса может быть реализован на практике, учитывая, что межзвездные перелеты происходят десятилетиями, совершенно непонятно.

Как принято у О.С.Карда, центральное место в романе занимают диалоги. И, как обычно в романах Карда, этим диалогам не хватает правдоподобности. Потому что живые люди предпочитают просто болтать (хотя бы иногда), а не разговаривать исключительно по делу, как роботы. Но легкость и натуральность – этого у Карда не найти.

Параллельное действие происходит на планете Путь, населенной китайцами. Читателю открываются лубочные картинки удивительной смеси средневековой китайской провинции с современными технологиями. Впрочем, как обычно, Карду плевать на технологии, и то что у него действительно получилось мастерски – это образ совершенно полуумной Хань Цин-Цжао, тщательной проработке которого позавидовал бы сам Стивен Кинг.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомившись перед чтением «Ксеноцида» с его оценками и некоторыми отзывами, я понял, что не стоит ждать от этой книги шедевральности уровня «Игры Эндера» или «Говорящего от Имени Мёртвых». Но всё же во мне теплилась надежда прочитать как минимум достойное продолжение саги, узнать, какие ответы даст автор на многие интересные вопросы, заданные в предыдущих книгах, проследить развитие характеров персонажей, и, попросту говоря, увидеть, что же будет дальше. Однако «Ксеноцид» стал для меня абсолютной неожиданностью. Я даже не знаю, какими словами можно выразить всю степень постигшего меня разочарования в Орсоне Скотте Карде как выдающемся писателе. Но это, конечно, общее субъективное впечатление, а теперь попытаюсь подробнее описать, что в романе положительного, и что – отрицательного.

Прочитав «Ксеноцид», я два дня пытался, как мог, увидеть в нём какие-нибудь достоинства. К сожалению, их список очень краток.

Конечно же, главная положительная черта романа – это литературное мастерство Орсона Скотта Карда. Ему не откажешь в умении подбирать слова и фразы так, чтобы весь текст читался легко и понятно, без каких-либо проблем. Иногда в повествовании встречаются и довольно любопытные фразы. Лично для себя я почерпнул выражение «сестра свиньям». Долго смеялся, когда прочитал этот момент и такое неординарное оскорбление в адрес Си Ванму.

Собственно, это все достоинства романа, которые мне удалось найти, даже спустя несколько дней тщательного обдумывания прочитанного.

Ну а теперь — самое главное, а именно то, почему «Ксеноцид» мне категорически не понравился, не понравился до такой степени, что мысль бросить читать его посещала меня каждый день, пока я, наконец, не осилил сей опус.

В «Ксеноциде» к сюжетным линиям, оставшимся из «Говорящего от Имени Мёртвых», прибавляется новая – события на планете Путь. На этой планете, развивающейся под влиянием китайской культуры и философии, есть люди, называемые «Говорящими с Богами», которые, как считается, общаются с небожителями и воплощают их волю. Неотъемлемой частью жизни этих «говорящих» также является исполнение разных странных ритуалов якобы в наказание за провинности перед богами. Именно в загадке этих богов и кроется первый минус:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

С самых первых описаний того, как Цин-чжао общается с богами, мне стало очевидно, что всё это – не более чем психическое расстройство. Догадка спустя сотни страниц подтвердилась. Кажется, разгадка настоящей природы «Говорящих с Богами» должна быть интригующей, но мне она показалась прозаичной и очевидной с самого начала.

В целом вся линия планеты Путь мне показалась ненужной, вторичной, введённой даже не знаю с какой целью. Показать зловещую суть Конгресса, которая итак была очевидна? Вставить очередные философские пассажи, и без того занимающие три четверти романа? Ознакомить читателя с китайской культурой и образом мыслей? В общем и целом, самой главной проблемой этой сюжетной линии для меня является то, что она абсолютно неинтересна. Персонажи, участвующие в событиях на Пути – и того унылее. Якобы «великий» философ Хань Фэй-цзы, который не может в нужный момент усмирить помешавшуюся дочь, чьи действия угрожают уничтожением Лузитании; сама Цин-чжао, высокомерная и самоуверенная, страдающая психическим расстройством и упорствующая в нём, даже когда ей подробно рассказали, что с ней такое; и Си Ванму, которая, когда это нужно по сюжету, умнее Хань Фэй-цзы и Цин-чжао вместе взятых, а когда не нужно – лепечущая о своей глупости и отсутствии образования. Одной фразой, ни интересного сюжета, ни запоминающихся персонажей на планете Путь мне не повстречалось. Каждую главу, посвящённую этой сюжетной линии, я читал как можно быстрее, чтобы она осталась позади, и можно было узнать, что же дальше происходит на Лузитании.

Однако и основные сюжетные действия на Лузитании не приносили облегчения после невнятных и скучных событий на Пути. Интересных сюжетных поворотов, достойных упоминания, почти не найти. Основное развитие происходит ближе к концу романа, когда возникает проблема преодоления барьера скорости света. С тем, как была решена эта проблема, связан и один из главных, по моему мнению, минусов «Ксеноцида»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Просто невероятно, насколько глупо с научной точки зрения выглядит весь этот процесс. Профессиональные учёные, пытаясь решить проблему, основываются на каких-то высосанных из пальца измышлениях, предположениях, не имеющих под собой никакой фактической и теоретической основы. Ярким примером служит то, что в качестве подтверждения существования филотических связей между всеми и вся они использовали слова Грего о сложившемся у него впечатлении ментальной связи с людьми, которых он подбивал отомстить свинксам за Квима. Во всём этом сюжете с преодолением скорости света учёные выглядят не деятелями науки, своим умом пытающимися на основе известных теорий или фактов дойти до чего-то, а какими-то гадалками из цыганского табора.

Ну и самое фееричное – это собственно то, что для преодоления скорости света и мгновенного перемещения достаточно просто «запомнить» средство передвижения и его пассажиров и «захотеть», чтобы оно переместилось в заданную точку. И книга, в которой об этом говорится, причисляется к жанру научной фантастики. Как по мне, это уже фэнтэзи, причём не самое качественное. Терри Гудкайнд отдыхает. О появлении на свет в результате перемещения во вне-мир юной Валентины и Питера Виггинов вообще молчу. И, самое смешное, в романе сказано, что Валентина и Питер всего за пару дней легко сошлись со многими людьми. Серьёзно? Да на самом деле все люди шарахались бы от этих неизвестно откуда взявшихся подростков, а то и вовсе сомневались бы в том, что они люди. Но автору угодно, чтобы их приняли – вот так и случилось.

С несостоятельностью обеих главных сюжетных линий связан и другой минус. Едва ли не весь текст книги – это околофилософские разговоры, иногда с примесью теологии. После прочтения книги создаётся впечатление, что все значимые события легко можно изложить на 50 страницах. Очень чувствуется разница между не так давно перечитанной мною 350-страничной «Игрой Эндера», в которой действие двигалось без остановки, и за каждым сюжетным поворотом было интересно следить, и вот этим 600-страничным трактатом, в котором единичные события размыты морем философских размышлений на разнообразные темы. Качество, осмысленность и состоятельность этих размышлений – и вовсе отдельная тема для разговора. Я совсем не против глубокого подтекста в литературе, но не тогда, когда это какое-то размытое философствование на уровне человека, слышавшего где-то фамилии Канта или Гегеля.

Очередная отрицательная черта «Ксеноцида» связана с персонажами.

Во-первых, с момента событий «Говорящего от Имени Мёртвых» прошло несколько десятилетий, и, казалось бы, характеры героев должны претерпеть изменения за такое длительное время. Да, некоторые из них, к примеру – Квим, действительно изменились, и изменения в их характере понятны и кажутся логичными. Но целый ряд персонажей остался без изменений, словно и не было в их жизни тех десятков лет. Эндер, главный герой саги, остался неизменным. Честно сказать, во время чтения «Ксеноцида» мне было сложно представлять его 65-летним стариком, ведь по сравнению с ним же 35-летним каких-то изменений в характере или образе мыслей просто нет. Новинья как была противным, нелогичным и импульсивным персонажем, так и осталась. В некоторых главах она ведёт себя как психически больная женщина без единой капли ума и элементарного понимания природы и сути отношений между людьми. Хоть в этом плане Орсон Скотт Кард меня порадовал – отправил её в аббатство Детей Разума Христова, с глаз долой. Как по мне, один только Эндер и может скучать по такой персоне, как Новинья. С Элой и Квандой та же проблема, что и с Эндером. В их жизни прошли десятилетия, но из-за статичности характеров это и незаметно.

Второй момент – это гениальные дети, которые у Орсона Скотта Карда повсюду. Ладно ещё в «Игре Эндера» было обстоятельно объяснено, почему именно Эндер, Валентина и Питер обладают выдающимися умственными способностями, несмотря на юный возраст. Там это смотрелось вполне логично и уместно. Но когда с каждой книгой встречаются всё новые и новые дети, которые превосходят своим умом даже большинство взрослых, и единственное объяснение их гениальности – это авторский замысел, становится немного скучно и обидно, что писатель зачем-то снова и снова использует один и тот же приём, уже даже толком не обыгрывая его. В «Ксеноциде» есть Цин-чжао, которая играючи раскрывает тайну личности Демосфена, чего не смогли сделать спецслужбы десятков планет, и которая запросто выясняет, почему карательный флот Конгресса, отправленный на Лузитанию, «исчез». Есть и Си Ванму, которая не имеет никакого образования, но при этом ещё умнее Цин-чжао, удивляет своими размышлениями учёных с Лузитании и великого Хань Фэй-цзы. Помимо незаурядных умственных способностей эти дети также обладают отлично поставленной богатой литературной речью с внушительным запасом слов и терминов, которые и взрослые образованные люди далеко не всегда знают.

И третье – очень часто в романе возникают ситуации, когда персонажи в точности знают, что именно кроется за туманным намёком другого персонажа, когда они понимают друг друга с полуслова или даже с молчания, причём в совершенно неочевидных случаях. Такая безошибочность в суждениях и восприятии героев выглядит так, будто автор просто вложил в их головы, что в данной ситуации данного человека нужно понимать именно так. Зачем, почему, из чего это следует – неважно. Так нужно автору.

Помимо уже изложенного есть и ещё множество неприятных вещей, которые я встретил в «Ксеноциде», но на фоне всех этих глобальных проблем они выглядят неважными мелочами.

Подводя итог, могу сказать, что испытал чудовищное разочарование в Орсоне Скотте Карде. Сага, которая начиналась двумя легендарными, шедевральными романами, продолжается такой ужасной пургой, в которой все интересные вопросы предыдущих книг оказались безвкусно и неинтересно разрешены безо всяких логичных поисков ответов, старые персонажи практически в полном составе остались неизменными, даже постарев на 30 лет, новые герои едва ли заслуживают внимания, а вместо характерного для «Игры Эндера» и «Говорящего от Имени Мёртвых» интересного сюжета с психологическими нотками – 600 страниц дилетантских философских размышлений и экскурсов в культуру и уклад жизни Китая.

Всем, кто раздумывает над прочтением этой книги, искренне советую отказаться от этого замысла. Ничего интересного или поучительного Вы там не найдёте, и лишь рискуете разочароваться в Орсоне Скотте Карде и саге об Эндере Виггине. Даже если после прочтения предыдущих книг очень хочется узнать продолжение – не читайте. Лучше уж самому гадать, как разрешаться заданные в предшествующих романах вопросы, чем читать то, как всё обставил Скотт Кард в «Ксеноциде».

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабый роман.

Судя по оценкам пользователей феерии здесь ждать не стоило, так и вышло... Сравнивать данный опус с шедевром «Говорящий от имени мертвых» смысла нет никакого, это как продолжение «Властелина Колец» от Перумова. Вроде писали два разных человека. Минусов очень много:

— Эндера автор превратил в умного, но слабохарактерного человека, который только рассуждает, но ничего предпринять не может — совершая ошибки и разваливая при этом все к чему прикасается;

— дрязги в семье Новиньи и сам персонаж возлюбленной Эндера уже приелись и восторга не вызывали;

— длинное и затянутое повествование, видимо не конек Карда длинные романы

— историю с двойником Питера и Валентины, не воспринимается без недоумения и непонимания. Зачем автору лезть в устройство вселенной и выдавать бредовую идею, ведь так хорошо удалась история о прощении и взаимопонимании между расами?

Плюс пожалуй только один — это расы рамен: Джейн, жукеры и свинксы. Следить за ихними диалогами и устремлениями было интересно и поучительно. Каждая раса и каждый народ стремиться быть свободным! Вот главный посыл данных линий.

Итог: серьезное, хотя и ожидаемое разочарование

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее произведение!Именно произведение. Но премий Хьюго и Небьюла не получило, хотя и номинировалось, а жаль. Первые 2 романа Карда -«Игра Эндера» и «Голос тех, кого нет» эти премии получили. Но на мой взгляд и вкус «Ксеноцид» намного качественней и мощнее. Роман не о том, как пришельцы завоёвывают Землю или находят взаимопонимание с нами, роман не о том, как земляне уничтожают или завоёвывают чужие миры и расы. Роман о том, как бы не уничтожить чужие, нам малопонятные цивилизации. Прекрасное описание психологии и ксенобиологии инопланетян.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы не назвал сюжет слишком затянутым, как многим показалось. Я не скажу и того что персонажи слишком много страдают. Герои думают и чувствуют. Сколки и разборки переданы очень натурально, по-крайне мере ощущения и мысли очень похожи на реальные. Это довольно тяжело, однако проблема этой книги не в этом.

Я в отличие от многих не вижу особых проблем в художественной части, не больше чем в остальных. Меня не пугают длинные заумные диалоги, имеет право на существование и такой жанр, особенно когда в книге поднимаются серьезные темы.

В первой книге, Кард показал стратегический гений Эндера, на основе сравнения его с другими людьми.

Во второй книге показывался детективный ум, собирание загадок по частям.

И в первом и во втором случаях, автору очень удобно, можно показать героев умнее чем сам автор. А ситуацию представить более запутанной чем она есть, засчет выработанных приемов.

Но в третьей книге автор пытается показать ученый гений. И так как, по случаю, я имею представление об этом, данные потуги выводят из себя. Автор не просто не понимает принципов настоящей науки, он их понимает на половину, из-за чего то как ведут себя герои больше похоже на поведение астрологов и изучателей пирамид, чем на настоящих ученых. И дискуты полны манипуляций. А вопросы больше заняты этикой чем реальной наукой. Не говоря о теории относительности с которой тут полное извращенство. Похоже концепция времени немного не понята Кардом. Ансибль безусловно необходим для сюжета. Но тем неменее он явно рушит логику, а в конце с филотами вообще все доходит до абсурда.

Но главное конечно, что ученые выглядят совсем не умными, совсем не учеными, и если вы знакомы с научной этикой, ее философией и вообще тем как она строится, вам будет это пожалуй заметно.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор, наверное, немножечко садист. Заставил мучиться бедных Рибейра, и за компанию читателя. Я дочитал этот роман из последних сил. Уж очень скучно, затянуто и уныло. Причём, если абстрагироваться и посмотреть в целом, то большинство идей неплохие и перспективные, но вот моральные страдания, психозы, склоки — это нечто. Зачем, ну зачем это всё вываливать на читателя? Лично я читаю фэнтези и НФ, потому что это как сказка, что-то далёкое и даже волшебное, героическое и эпическое. А тут на тебе, какой-то суровый реализм семейной жизни далеко не высшей пробы. Понятно, что все люди со своими проблемами. Понятно, что автор хотел показать, что не смотря на личные качества и заскоки, каждый может оказаться полезным другим, может даже гениальным. Но, как по мне, получилось слегка карикатурно преувеличенно.

Из второстепенных персонажей понравились священник Квимо и Ольядо с искусственными глазами, а также Хань Фей-цзы, целостные образы.

Отдельной строки заслужила Новинья. По словам автора, Эндер и Новинья прожили счастливые 30 лет вместе. Вот только эти 30 лет прошли мимо читателя, они были между 2 и 3 книгами цикла. Поэтому в моих глазах Новинья как была «ведьмой», так и осталась. И её уход нискольчеко не вызвал каких-то сожалений ни у кого, кроме Эндера.

Понравилось про планету Дао, было интересно читать и разбираться со всем этим богослышанием. Развязка этой сюжетной линии также не разочаровала, хотя почему она стала завершающей (вроде как главной) развязкой книги не понятно.

Пассаж с «летающей кастрюлей» (цитата) спорный, но интересный, и неплохо вписался в общую картину мира.

Приятно то, что автор не забывает сюжетные линии и последовательно их раскрывает и заканчивает. Десколада, Джейн, филоты, Дао и т.д. Мозаика постепенно выстраивается.

Автор заботливо оставил несколько главных сюжетных линий на следующую, последнюю книгу. Но, боюсь, не осилю.

Бывают писатели, у которых сюжет хромает, а написано приятно, и сам процесс чтения доставляет удовольсвтие. Здесь же всё наоборот! Читать не приятно, но хочется узнать что же дальше. Поэтому логичным будет прочитать какое-нибудь сочинение или пересказ и избавить себя от дальнейших склок и ссор Рибейра, а так же от дилемм, суть которых уже пережевана десятки раз.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, непосредственно продолжающий «Голос тех, кого нет». Перед героями стоит задача выжить самим и не дать погибнуть миру. При этом они должны решить личные проблемы, у каждого свои. Планета Путь, где живут гениальные аналитики с вывихнутыми мозгами, добавляет роману интриги. Диалоги госпожи и служанки и процесс поиска ответа на вопрос, куда делся земной флот, разбавляют описание проблем на Лузитании. Диалоги перед каждой главой между Деревом-свинксом и Королевой Улья являются одной из особенностей романа, при этом они интересны сами по себе.

В общем, роман рекомендуется тем, кому интересна вселенная Эндера. Мне понравилось

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к третьей книге любимого цикла, я заранее был настроен благосклонно и готов был простить возможные минусы. Но всё-таки поставить высший балл не могу.

В «Игре Эндера» была великолепная концовка, «Говорящий от имени мёртвых» с неослабевающим интересом привлекал идеями ксенофантастики и искренней человеческой психологией. «Ксеноцид» напрямую продолжает сюжет предыдущей книги.

Планета Лузитания стала снежным комом проблем для живущих на ней существ и для всего человечества. Однако, эти проблемы герои решают чересчур оригинальным способом, когда путём рассуждений и разговоров приходят к мысли, что всё это время у них под рукой была «волшебная палочка», которая и решит их проблемы. К концу романа автор скатывается в метафизику, и потому возникает ощущение, что начинаешь читать твёрдую научную фантастику, а затем она переходит во что-то похожее на «Автостопом по галактике» или «Звёздные дневники Ийона Тихого», только без присущего этим произведениям юмора. И если в «Говорящем» религия добавляла роману колорита, там был антагонизм недалёкого епископа и проницательного члена ордена «Дети Разума», то здесь религиозные мысли выглядят излишне назидательно.

Есть у романа и сильные стороны. Это и предваряющие каждую главу разговоры Королевы Улья и Дерева-Отца, в которых они обсуждают природу людей; и линия населённой потомками китайцев планеты Путь, где встречаются гении, Говорящие с Богами; и наконец-то близкое знакомство с жукерами и их колонией.

В общем, те, кому понравились предыдущие книги цикла, вряд ли откажутся узнать, что произошло с героями этих книг и не пройдут мимо «Ксеноцида» (и правильно сделают).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

»...Может быть идея ксеноцида просто свойственна человеческому сознанию, тогда как прочие разумные существа избежали этой напасти....» (с) Миро.

Пробиваясь через 200 страниц нудного повествования и длинных диалогов я пытался понять — когда начнется действие? Кард очень долго вводит новых персонажей, показывает текущее состояние дел, показывает Милагре через призму семейства Рибейра и показывает какая хитрая тварь десколада. И эти 200 страниц мне пришлось вымучивать долго. Я уже решил отбросить книгу в долгий ящик, но мне сильно нравятся первые две части цикла и я решил книгу домучить.

Впрочем домучивать дальше не пришлось. Кард после долгого старта взял неспешную скорость и повел историю к финалу. 200 страниц теории (на языке вертится слово «летописи», но для Миро поездка вышла недолгой — время относительная штука) и все для того чтобы читатель мог понять суть происходящих в конце событий. Это очень заботливый шаг. Потому что в конце Кард дает мощные толчки не только теме семейных отношений, к счастью самый пик этих отношений был в «Говорящем от имени мертвых», но и теме стремления человека к геноциду непохожих-на-него, ответственности ученого, эволюции, принятия себя и религии. Теория о мироздании от Карда мне показалась забавной, но что поделать — рояль в кустах, он такой.

Мне импонирует тот факт, что Кард при всей своей религиозности не стремится навязывать религию персонажам и читателю. Да, он дал нам отца Эстеву и его история является очень важной вехой в развитии сюжета. Да, он позволил пеквениньос быть католиками. Но он тут же показывает и обратную сторону медали — еретические движения. Я бы хотел узнать развитие истории с еретиками. Потому что это та проблема которая никуда не денется. Задаваемый вопрос о трактовке религиозных догматов висит в воздухе до сих пор и вряд ли когда-нибудь закроется. К сожалению, демонстрация ужаса и угрозы неверных трактовок выглядят уже пустым сотрясанием воздуха.

Эволюция персонажей особенно четко просматривается на примере Ольяду и Квима. Из всего семейства Рибейра Ольяду кажется наиболее целеустремленным и честным. Его выводы о цели в жизни может и кажутся приземленными на фоне происходящего вокруг но ведь именно в его ячейке общества и царит покой, которого так не хватает в Милагре. Да и Квим из выскочки становится духовным лидером. Опять же, именно с этими персонажами связаны наиболее ключевые события романа. Остальное семейство тоже не было периферией, но как же они выбешивали своими поступками…. Я понимаю что Кард дает свое видение этических аспектов науки, но «научная половина» семейства Рибейра представляется мне скопищем взрывных истеричек. Я читал «Ксеноцид» спустя пару месяцев после «Говорящего от имени мертвых» и было несколько тяжело вспоминать кто чем занимается и кто кого терпеть не может.

Несколько разочаровывало поведения Эндера. Мне часто казалось, что у него комплекс вины перед жукерами. Ну слишком часто его поступки казались бредовыми. Хорошо что Кард не стал менять его психологическое положение. Хотя, как не стал…. Непонятные отношения с Валентиной (свой катарсис там намечается, и я ожидаю интересные повороты), такие же непонятные отношения с Новиньей (вообще не понимаю отношения внутри этого брака), Джейн вроде стоит особняком, но до определенного момента тоже является «психологически расшатывающим» элементом бедняги Эндера. Порадовал Кард с историей появления Джейн, все очень гармонично.

Но главным для меня персонажем был Миро. Парень, переживший многое. За ним интересно наблюдать, его ход мыслей очень трезв. Дискуссии с Валентиной в начале романа – самые интересные для меня моменты.

«… Большая часть сообществ, пытающихся выжить под давлением превосходящей их культуры, создают некий миф, который дает им возможность верить, что с какой-то точки зрения они особенные. Избранные. Облагодетельственные богами….» (с) Миро.

История Хань Фэй-Цзы и его дочери кажется лишней. Рассказана очень интересная история, с очень интересным финалом. Но если вырвать эту историю из цикла – цикл ничего не потеряет. Да, есть проблема и проблема эта очень занятная, в какой-то степени актуальная. Да и финал персонажей если не трагичный то дающий хорошую пищу для размышлений. Но как повесть в сборнике эта история смотрелась бы также хорошо, тем более что темы свободы, происхождения, принятия себя вполне обособлены.

Вердикт? «Ксеноцид» достойное продолжение цикла. Все персонажи развиваются и за ними интересно наблюдать. Поднимаемые Кардом вопросы интересны, он затрагивает интересные особенности вещей и говорит о них простым языком. С этим человеком интересно было бы по беседовать. Сильный рояль в кустах под конец немного разочаровал, но скидывать оценку из-за него не вижу смысла. Главное перебороть скуку на первых 200 страницах.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С сожалением должен констатировать, что похоже автор сам себя загнал в угол и в итоге начал совершать несколько необычные для себя поступки по типу «роялей в кустах», подгоняя решения под необходимые для темы выводы. А именно это так не похоже на Карда, который всегда заставлял героев решать проблемы реальным способом, порою самым страшным и максимально жестоким. Тем кто начал читать могу посоветовать прочитать до конца — цикл должен быть завершен и понят, ибо весь цикл также представляет особый интерес и неповторим в своей оригинальности.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале книге казалось, что как и в предыдущих частях роман будет идеалестично-утопичен. Что всё закончится как в шуточном детском слогане. «Мир, дружба, жвачка». В прочем я немного утрирую, но ощущения были схожие. =) К середине книги действия начали разгоняться и к моей радости оказалось, что герои у автора получились более человечными, чем в прошлых частях. Сразу появились драма, ссоры, дружба и прочие проявления человеческих отношений. Не то что бы их до не было, но они чувствовались. Но увы сюжетно автор загнал себя в такой угол, что без помощи древних греков выпутаться не смог. Под конец, почти что с неба, в книгу спустился Deus Ex Machina. Да, он попытался этого «бога» встроить в своё мироздание, и даже в какой-то мере оно логично, но выглядит диким и неуместным. Но в целом концовка не плохая, если закрыть глаза на «бога», то она мне понравилась.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

когда до конца книги оставалось полторы сотни страниц, мне казалось, что роман — настолько же силен, как и предыдущий из цикла. но конец оказался слегка подпорчен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну зачем было «воскрешать» питера и молодую валентину???
у меня челюсть отвисла, когда отличный сюжет, который мог уже плавно перейти в отличное окончание истории, повернул в такое русло... и это уже когда до конца книги оставалось всего ничего — и на тебе!

ну да ладно. достоинств у романа все равно несоразмерно больше! размышления о морально-этических аспектах ксеноцида, различий между расами, особями, полами (особенно доктрина валентины о «женской цивилизации» людей — просто отпад. я впервые с тех пор, как купил бук-ридер, начал делать закладки, чтобы отдельно сохранить сии великолепные отрывки с философскими обобщениями).

отличный роман. в чем-то сильнее «голоса...», в чем-то — слабее (я уже сказал в чем). в отличии от «голоса...» повествование ведется менее линейно, с двумя сюжетными линиями, которые потом пересекаются. сначала это не очень понравилось — у меня вообще вызывают раздражение случаи, когда на самом интересном месте глава заканчивается, а следующая начинается с совсем другого — но в данном случае такой подход был оправдан. безумно интересно было читать о планете Дао (хе-хе, с моим-то ником — еще бы). описание общественного строя, атмосфера, философия — браво, браво автору! (хотя, подозреваю, все это не вызовет такого бурного восхищения у читателя, не интересующегося восточными доктринами).

после отличнейших предшествующих романов карду и в этом удалось заинтересовать читателя и продержать в вожделении типа «а что ж там дальше было то?...» . удивительный случай, когда ни один из последующих романов цикла еще ни разу не разочаровывали. надеюсь, что последняя книга «дети разума» будет вровень с остальными.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман цикла, на мой взгляд, несколько (чуть-чуть) послабее предыдущих произведений (цикла).

Но, если читать с начала цикла — весьма и весьма интересно. Взаимоотношения целых трёх разумных рас описаны весьма заинтересовывающе.

Четвёртую книгу тоже читать буду (давно читал её вне цикла — так не понравилось — прочитаю теперь в рамках всего цикла).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман цикла – вполне на уровне предыдущих, но при этом очень сильно от них отличается.

Если «Игра Эндера» показалась мне несколько примитивной, а «Голос Тех, Кого Нет» — настоящей интеллектуальной прозой, то «Ксеноцид» представляется слишком «навороченным», перегруженным.

Все дело в соединении психологического романа и твердой НФ. Эти два тяжеловесных жанра с трудом уживаются друг с другом, и соединить их – очень сложная задача, которая под силу единицам. В «Голосе Тех, Кого Нет» баланс этих жанров соблюден, история семьи Рибейра и планеты Лузитания взаимно дополняют друг друга. Цементирующей силой послужила линия Голосов: философское учение Эндера тесно связано с человеческое психологией, и в то же время – с политикой человечества относительно внеземного разума. Эндер прибывает, чтобы спасти Новинью и ее детей; но в итоге спасает от взаимного непонимания расы людей и свинксов.

Здесь же психологическая линия разошлась с политической и научной. Особенно это касается истории клана Рибейра, которая выродилась в некую мелодраму. В эпизодах на планете Дао, напротив, описания чувств и отношений совершенно пронзительны – начиная с трагического пролога, читая который, нельзя не испытать сочувствия к героям.

Поэтому многие эпизоды, вызывают только зевоту и недоумение, особенно очень реалистичные и потому потрясающе занудные диалоги.

Но в то же время философская составляющая книги серьезнее и глубже, чем в предыдущей части. На этот раз автор не останавливается на парадоксальных нестыковках взаимно чуждых ментальностей. Несмотря на название книги, речь в ней не столько об этике и политике, сколько о метафизике. Кард предлагает свою концепцию мироздания – не сказал бы, что в ней есть что-то принципиально новое (таинственное Снаружи, обиталище филот – явно берет истоки в мире идей Платона) – но черт возьми, в нее хочется верить. Автор объединил библейское «В начале было слово» и закон сохранения информации, придя к выводу – именно упорядоченная информация, а, следовательно, разум, первичны в существующем мире. Вся эта информации, в конечном счете, существует вне материального мира – в непредставимом идеальном Снаружи. В идеальном мире нет понятия «расстояние» — оно равноудалено от всех точек бесконечной Вселенной. И даже скрытые, неосознанные мечты и желания человека в этом мире могут обрести неожиданное воплощение. Разум, информация, духовные ценности – вот что, по Карду, является первоосновой бытия и главной ценностью; именно поэтому чудовищно любое уничтожение разумной жизни, поэтому так важен поиск пути к диалогу между совершенно разными созданиями. Интересно, что автор обходит вниманием возможность обнаружить Снаружи «души» умерших, связанные с ними когда-то филоты; не эта ли способность подключаться к загробному банку данных сделала Эндера Голосом Тех, Кого Нет?

В романе «Ксеноцид» также очень силен элемент политического триллера. Угроза гибели целых цивилизаций, а то и биологических видов разумных существ делает сюжет предельно напряженным и острым. Пусть в романе нет ни одной погони или масштабной битвы, но напряженная интеллектуальная борьба политиков и ученых стоит хорошего боевика. Ощущение неизбежной трагедии нагнетается на протяжении всей книги, вплоть до развязки. Пожалуй, из трех первых книг цикла эта – самая мрачная и жесткая.

Наиболее отрыто и болезненно эта борьба показана в сюжетной линии планеты Дао. На протяжении всего романа мы видим противостояние «богослышащего» (генетически модифицированного человека с невероятно мощным интеллектом) Хань Фей-цы и его дочери и лучшей ученицы, а некогда – единственного по-настоящему близкого человека, Цинь Цзяо. Конфликт развивается сразу в двух плоскостях – психологической и философско-политической. Перед отцом стоит сложнейшая задача – убедить дочь в том, что всё, чему он учил её, на самом деле оказалось ложью. Дочь тяжело переживает отступничество отца, втайне гордясь собой. Её послушность, негибкость мышления, фанатизм, которые раньше позволяли быть идеальной воспитанницей и ученицей, теперь повернулись против неё. Ради веры своих родителей и народа она готова обречь на уничтожение целый мир. Вне черно-белого мира жестких иерархий и ритуалов она, в конце концов, становится беспомощной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но цена победы Хань Фей-цы оказалась слишком высока; не пережив свою дочь физически, он пережил её духовно, сумев принять изменившийся мир.

История Вань-Му — о несправедливости завязшего в традициях общества, где условности выше реальных заслуг; мысль о несовершенстве сословной или кастовой систем не нова, но по-прежнему актуальна: в мире зачастую возникают различные искусственные «элиты», не работающие на благо и развитие цивилизации. Вообще же вся история планеты Дао – это история преодоления косности и фанатизма, которым часто подвержены даже умные люди; предупреждение о том, что любые условности, особенно религиозные, могут быть эффективным и опасным средством манипуляции людьми.

История Джейн поражает своей парадоксальной трагичностью. Существо, которое могло бы стать лучшим другом и покровителем человечества, принципиально новый вид разумной жизни – на грани уничтожения из-за того, что его убеждения не вписываются в политику Звездного Конгресса. Вновь и вновь человечество, не разбираясь, готово пустить в расход всякого, кто становится на его пути, даже не пытаясь найти общий язык. Автор не питает иллюзий — далеко не все люди поняли урок «Королевы Улья» и «Гегемона», и придется искать пути нейтрализации тех, кто способен повторить Ксеноцид.

Свинксы и люди, казалось бы, должны сплотиться против Конгресса, но именно угроза гибели цивилизации толкает свинксов на путь отрытого конфликта с людьми. Колонисты тоже начинают видеть в свинксах врагов – ведь, если бы не они, можно было бы просто уничтожить десколаду, хоть это и привело бы к гибели всей биосферы Лузитании. Равновесие удивительно шатко, и его сдерживает только присутствие жукеров, которые сохранили нейтралитет и взяли на себя функцию миротворцев. Все проблемы могло бы решить уничтожение десколады – но она также может являться разумной формой жизни. И суть решения проблемы начинает сводиться к одному – кто должен погибнуть, чтобы жили другие? Любой выбор может означать ксеноцид. Более того, недостаточно выбрать решение, нужно еще и успеть его воплотить на практике.

Из этой ловушки автор выходит отчасти изящно – связав воедино все сюжетные линии и позволив выстрелить всем ружьям, а отчасти неуклюже – потому, что кроме ружей, прозвучало ещё несколько роялей в кустах. Надо отдать должное автору – сюрприз читателю он смог преподнести, но, все же, «бог из машины» — это не самый удачный литературно-театральный приём, и, что главное, далеко не оригинальный. Вводить нового (или почти нового) персонажа в кульминационный момент как-то не слишком, на мой взгляд, профессионально…

И все же получается, что я как-то больше «Ксеноцид» поругиваю – а книжка то хорошая. Это действительно книга для мыслящих людей, поклонников настоящей, не легковесной НФ, Только вот постоянные, подробные, изнурительно вязкие, реалистично-мутные диалоги сильно затрудняют чтение – две части воды на одну часть философии, не размешивая. Возможно, проблемы перевода – здесь судить не могу.

Достоинства произведения:

интересная философская концепция;

напряженный сюжет;

оригинальные образы персонажей ;

проработанный мир;

есть очень выразительные, психологически точные эпизоды

Недостатки:

неубедительная развязка;

нудные, затянутые диалоги (местами);

излишняя и не несущая особой смысловой нагрузки мелодраматичность (местами).

Итог: добротный сплав твердой НФ и политического триллера. Для вдумчивого читателя.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх