FantLab ru

Дмитрий Рус «Срыв»

Срыв

Роман, год; цикл «Играть, чтобы жить»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 51

 Рейтинг
Средняя оценка:8.27
Голосов:1093
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Каждый в этой жизни живёт надеждой! А что делать, если страшный приговор не оставляет камня на камне от этой самой надежды и жить тебе остаётся буквально считанные недели? Именно в такой ситуации оказался герой романа, молодой парень Глеб, с опухолью мозга и огромным желанием жить. Случайно полученная информация о Срыве заставила его по новому взглянуть на дилемму: доживать последний месяц и оставлять несчастной маму или уйти с головой (в буквальном смысле этого слова) в виртуальное пространство онлайн-игры и продолжать жить? Глеб свой выбор сделал, он не первый ушёл добровольно в оцифрованное пространство. Но что его ждёт там? Кем он станет на гигантских просторах нового мира меча и магии? Прочитайте и вы узнаете ответы.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Аэлита, 2014 // Премия «Старт»

номинант
Аэлита, 2015 // Премия «Старт»

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Играть, чтобы жить. Книга 1. Срыв
2013 г.
Играть, чтобы жить: Первая дилогия
2015 г.

Аудиокниги:

Играть, Чтобы Жить:
2015 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2017 г.

Это мое первое знакомство с книгой жанра Лит-РПГ. Решил начать знакомство с одним из самых известных циклов, написанных в данном направлении. Конечно, для любителей онлайн-игр, к которым я никак не отношусь, многие вещи хорошо знакомы и понятны, остальным необходимо немного времени, чтобы адаптироваться к новым терминам. Стоит отметить, что сильного напряжения это не вызывает, можно легко все это пропускать и не забивать себе голову ненужными знаниями, что я в итоге и делал.

Нужно отдать автору должное, он смог найти какие-то особенности в адаптации игры в книгу и сделал это довольно интересно. В принципе, это близкая замена «старых, добрых попаданцев» в мир магии. То есть, читатель получает практически тех же эльфов, гномов, драконов, волшебников, но без всяких ограничений. Все зависит от умений игрока или зависшего в мире участника, которые самостоятельно добывают себе и артефакты, и опыт, и силу. Вообще, отсутствие особых ограничений на достижения и количество возможных квестов, которые доступны с определенных уровней, делают подобные книги бесконечными. Конечной стадией, которая может быть доступна игроку, будет близкой к богу.

Чувствуется отсутствие писательского опыта, многие моменты выглядят глупо и наивно, персонажи не особо отличаются друг от друга. Не отличается разнообразием и авторский мир, который условно бесконечен, но фактически ограничен несколькими локациями. Также есть масса претензий к логике и фантастическому везению главного героя, которому легко и без особых усилий удается завоевывать всяческие бонусы и подарки.

В принципе, все это я и ожидал увидеть в данном произведении. Не учел я только одного, что история получится интересной и мне захочется узнать о дальнейшей судьбе этого мира, и населяющих его существ. Не часто можно встретить настолько противоречивые ощущения от прочитанного, от полного неприятия до какой-то неожиданной притягательности. Вообщем, я и не заметил, как начал читать вторую книгу и пока об этом не жалею. Высоко оценить, я конечно же не могу, а тем более кому-либо это чтиво советовать. Но если кому-то захочется оценить общий уровень книг в данном направлении, то этот роман для такой цели вполне сойдет.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2017 г.

Очень простой и дидактичный киберпанк, построенный на новеллизации некой фэнтазийной RPG.

Сюжетная линия очень простая, и совершенно линейная. Оформлена хорошо, но плохо продумана в деталях, с массой логических ошибок.

Сценизм, в основном, не плох. Если отбросить сцены, связанные с интерфейсом игры, и хозяйственно-экономической деятельностью ГГ, читается легко, с хорошим драйвом.

Образ ГГ сформирован безалаберно, черты поведения и характер нестабильны. Второстепенные герои выглядят получше. Антураж игры не плох.

В целом роман не вызвал особого восторга, но прочёлся легко и бездумно. Развлёк.

Предполагаю, что для истинных фанатов подобных игр, роман подойдёт хорошо, для остальных же, чтобы занять время.

Оценка: 7
–  [  -5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2017 г.

такое читаешь только когда нечего читать

Оценка: 1
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2017 г.

Тот случай, когда ставлю низкую оценку, скрипя сердцем. Вероятно, Дмитрий Рус — очень хороший человек, искренне любящий писать, владеющий приятным разговорным русским языком... Но этого всё же мало для...

С циклом «Играть, чтобы жить» решил ознакомится после цикла «Путь Шамана» Маханенко. Многие знакомые говорили, что Маханенко — всего лишь подражатель и «ученик» поистине мастера в этом лит.направлении Руса. Поэтому в дальнейшем отзыве будет то, что я сам не очень люблю: сравнение.

Начнём с того, что автор (к сожалению) очень мало что знает о композиции и сюжете. Прекрасное начало, серьёзная проблема, которая стоит перед главным героем! Вот здесь бы развернуться, вот здесь бы показать внутренний конфликт Глеба: хочу ли я цифровое подобие жизни, готов ли к нему? А если Глеб для себя всё решил — то где препятствия на его пути? Где спецслужбы, не дающие ему купить капсулу, где мать, которая просит его не делать этого, где жена/девушка/любимая? Всего этого нет: захотел попасть в виртмир — и попал. Я понимаю: это упрощение позволяет как можно скорее попасть из мира реального в Друмир... Но вот мы в Друмире. Какую задачу ставит перед собой Глеб/Лаит? И я не про «собрать 100 золотых, получить 10 уровень» — а про серьёзную задачу персонажа? И ведь она лежит на поверхности: уйти в срыв. Рус сам намекнул, что это не у каждого получается, что этого тяжело достигнуть. Ну так пусть это и будет завязкой сюжета первой книги: Глеб хочет уйти в срыв, но Глеб не понимает что для этого нужно сделать. Глеб ищет, Глеб пытается, у Глеба не получается... А таймер тикает, тело Глеба умрет со дня на день! Ребята, вот это можно было бы настоящий психологический триллер на базе ЛитРПГ забабахать... Но нет... Проходит три дня: «Глеб, поздравляем, ты в срыве» — «А, да? Ну, круто... Пошли бухать!» Вот и всё. Впереди еще три четверти книги, чему мы его посвятим? Прокачке!!! Качаем, качаем, качаем. Лут падает — характеристики, характеристики, характеристики... Вечерние потрахушки с эльфийкой — и опять прокачка...

Это скучно. Людям... Ладно, не буду обобщать — мне интересно наблюдать не за беготнёй героя, а за его ПОСТУПКАМИ. От того, что в подвале будет сидеть гнолл 186 уровня, а не 35, мне не станет интересно: герой ничем не рискует: умрет — возродится. У того же Маханенко в первой книге (которая многим кажеться скучной, а мне, напротив, — самой гармоничной) Махан совершает ПОСТУПКИ, рискуя многим: он предлагает свою жизнь вместо жизни Карта, хотя смерть на рудниках — это потеря всех достижений и невероятная боль. Он мстит за Карта, хотя знает о тяжелых последствиях. Он готов отправится на малахитовые рудники вместо второго своего приятеля, хотя опять таки рискует многим. Это — ПОСТУПКИ, которые характеризуют персонажа. Да даже первое убийство крысы Маханом выглядит более впечатляюще, чем грандиозное побоище Лаита в пещере гноллов, потому что Махан рисковал: один лишний укус — и ты опять без опыта, уровней, очков характеристик, без шансов выйти с рудника...

А у Руса — в общем, скучно. Прокачка, потрахушки, сигареты, потрахушки, ветераны, потрахушки, турнир... Ах да, турнир... Как же невкусно, скучно и неинтересно описан турнир. Вышел против меня противник — а я его победил. Поставил деньги. Вышел против меня другой противник — я чуть повозился, но победил. И так далее. А помните (кто читал) турнир у Маханенко в седьмой книге? Великолепный боевик. И не только по уровню описаний, интриги, характеров участников... А еще и за счёт того, что там опять — ПОСТУПОК! Герой сознательно идёт на риск, настраивая против себя весь игровой мир, рискуя репутацией, деньгами, всем!

И вот казалось бы событие: Лаита захватывает враждебный клан, ему угрожает реальная угроза и опасность, но вдруг в игру вступает новая неожиданная сторона конфликта, которая всё переворачивает с ног на голову... Класс? Класс!!! Но книга закончилась.

Завязка сюжета (настоящего сюжета, а не фикции) произошла на 420 странице из 435. Дмитрий, пожалуйста, не берите дурного примера с Николая Капитана Нашего Перумова, у которого книги начинаются ничем и заканчиваются ничем. Берите пример с вашего «ученика» Маханенко. У него каждая книга цикла имеет свою завязку, развитие, кульминацию (да еще какую, Маханенко элексирами не пои, дай эпическую кульминацию сделать) и развязку. Даже первая книга обладает весьма линейным, но вполне построенным по всем законам драматургии сюжет: Махан ставит перед собой задачу выйти с рудника в игровой мир, а дальше — препятствия на его пути. Причём преодолеть каждое следующее препятствие тяжелее предыдущего, всё как Аристотель в древности заповедал... Не знаю, интуитивно у Маханенко получилось, или он на какие-то лит.курсы ходил, но Русу элементарно не хватило навыка. У Маханенко +15 к характеристике Построитель Сюжета, у Руса +2)))

Хватит про сюжет. Персонажи тоже бледненькие получились. Про главного героя я уже говорил, он много чего делает, но ПОСТУПКА не совершает. А есть ещё эльфиечка-Танечка — неизменная участница тех самых ежевечерних потрахушек. У неё в реале сестру изнасиловали, та на себя руки наложила, так теперь Танечка в Друмире деньги на пушку собирает, чтобы отомстить насильникам... Ком в горле стоит? Нет — стоит у Лаита, но не ком. Потому что Танечка занимается чем угодно — выгулом красивых платьюшек, буханию в таверне, потрахушкам (надо уже синоним придумать, поднадоело слово) с Лаитом — но не достижением своей благородной цели. Любое сопереживание персонажу пропадает. Есть еще целая толпа героев, некоторые из них объявлены как «положительные» (это те, которые непонятно почему любят главного героя), некоторые — «отрицательные» (потому что им на главного героя нас... плевать). Вот и всё. Мотивации, переживания, поступки опять же — всё это вы не найдете. Подводя итог, можно сказать, что книга Руса — это игра на минимальных настройках, с минимальной детализацией.

Итак. Вторую книгу (как и весь цикл) читать пока не буду — не интересно. Весьма допускаю, что в дальнейших книгах будет заметный рост, потому что потенциал у Дмитрия Руса есть. Автору пожелаю творческих успехов и роста литературного мастерства, потому что он мне симпатичен.

Оценка: 4
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2016 г.

Хорошая книга, хороший цикл. не без недочетов конечно, но хмуриться и бросать читать не хочется. прочитал взахлеб за двое суток.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2016 г.

Произведения данного типа рекомендую тем, кто не обременен умственным трудом и может слушать аудиовариант ибо извилин напрягать не прийдется, а хорошая озвучка погружает в придуманный мир довольно неплохо. Первая часть лишь одним моментом покоробила — это встреча ГГ с Таней и быстрое начало их отношений — как-то все слишком несерьезно и неправдоподобно. Да и сама легкость ухода в срыв немного расстроила, если бы все было так просто, то, зная современный мир, могу предположить уход в срыв как минимум трети населения за несколько лет, а это в масштабах планеты крах всего. В целом именно как начало цикла очень неплохо, не знаю что там автор придумал как апофеоз развития сознания в срыве, как версия у меня возник вариант управляемого «богами» процесса массового осознанного сновидения, так что сам срыв вписывается в фантастический жанр. Насчет возникновения «богов» тут еще много можно поразмыслить, да и факт переноса терабайт личностной памяти неизвестно куда можно осмысливать и осмысливать. Сама подача материала напомнила Нуба Каменистого, но тут все как-то романтичнее и светлее что ли, несмотря на проблемы Тани и садистские моменты некоторых слоев игроков. Очень достойное чтиво своего жанра, по крайней мере я не встречал еще ничего, более удобоваримого по сюжету, стилю, подаче материала и описанию реалистичности мира. 10 баллов конечно не не поставлю, но 8 как достойному образчику жанра вполне заслуживает.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2016 г.

Помню, как я восхищался Денисовым с его «Стратегией». Мол, как гениально, взял да и взял за основу прохождение выдуманной игрушки. Особенно начало первого романа. Но как же я ошибался. Оказывается, всё уже давно было придумано. Причём, в куда ещё более примитивном варианте. Без всяких «как бы» прохождение. Оказывается, можно просто взять усреднённый образ RPG гамесы и описывать происходящее там. Без малейшей маскировки. И называть это литературой, художественным произведением.

Да-да, я впервые сел читать книгу из направления LitRPG.

Впечатления — ультралайт чтиво. Сродни ультралайтпопаданцам и так далее.

Плюсы — отлично с собой в дорогу. Читается вообще без использования мозга. Слюнявишь пальчик, листаешь странички, по прочтении выбрасываешь.

Отдельные плюсы — лично Дмитрию Русу, автору. Грамотно задействованы необходимые нотки (штампы) — мужская дружба, девушка, которой надо отомстить за сестру, беспредельщики, бизнес-моменты. Слогом автор владеет, текст течёт как вода с горы, читается очень легко, развлекает. Даже юмор местами имеется.

Суперплюс за финал —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«сорвавшийся» ИскИн. По факту, конечно, он в сюжете стал ещё одним роялем, но как идея — Авторская находка.

Минусы. Впрочем, их я сразу назвал. Ультралайт чтиво оно и в африке — литературный мусор.

Отдельный минус — шаблонное для такого уровня чтива запредельная везучесть героя. Автор-читер, говоря привычным этой книге языком геймеров.

Но стараюсь быть объективным, повторюсь — как способ тупо убить время — весьма достойно. И как цикл — затягивает, т.е. хочется знать что будет дальше. Так что, и далее буду читать. Я ведь и ультралайт-попаданцев тоже читаю, как отдых.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2016 г.

Сарказм мод он.

Мне немного страшно сознаваться, но я прочел такое вот безумие. Через что пришлось пройти... Правда, к концу книги боевых кроликов и показателей хитпоинтов стало меньше, ура.

Из достоинств: бешеная динамика, много интересных идей и задумок, занятно, отлично переданная атмосфера вкупе с визуализацией. Реально как будто поиграл в рпг.

Из недостатков: скудный язык, логика хромает, много везения, мало толковых мыслей.

Первое знакомство с таким жанром, но я и сам когда-то в 2007-м писал по ночам книгу, где как раз были уровни и приданная ММОРПГ словесность. Хотелось визуализировать их, чтобы геймерам тоже стало интересно читать. Забавно, что сейчас это в трендах)

Но книга, черт возьми не так уж и плоха. Но вот продолжение... Буду читать, только когда мозгу надо будет дать полную разгрузку.

П. С. Страшно, но, оказывается, в конце книги был глоссарий, а я все крафты, маунты и роги и без того понял :(

В душе я все еще игрок.

Значит, я все еще идиот.

Значит, я все еще молод.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2015 г.

То неловкое чувство, когда лучший персонаж книги- маунт-медведь...

Но обо всём по порядку. Первая половина книги идёт просто на «ура». Всё динамично, интересно, красочно. Вторая же половина хоть и не скучна, но всё же в разы хуже первой. То ли дело в том, что все ключевые события произошли, то ли в том, что игра сама по себе такая скучная- не ясно.

Кстати о самой игре- автору явно было лень придумать мало-мальски оригинальное название для неё. Никаких Миров Военного Крафта или Линейных Эр- просто «Другой Мир». Я один тут же представляю фильм, где вампиры ликанов резали?

Текст просто кишит сленговыми словами. В целом- ничего катастрофичного, но мне было не приятно.

А теперь о персонажах- они вполне не плохие, даже немного живые, но всякая мелочь вроде НПС или уже упомянутого мишки симпатизируют мне намного больше.

В целом книжка не плоха, чтобы расслабиться- самое оно. Мне понравилось, хоть ближе к концу и стало НАМНОГО более занудно и скучнее.

Продолжение читать буду.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2015 г.

Весь цикл прочитан на одном дыхании. Имел смелость рекомендовать его к прочтению нескольким коллегам, которые так же достаточно высоко оценили данное произведение.

Для меня же это было просто открытие, до этого как-то не доводилось читать книг основанных на ММОРПГ (пусть и вымышленных). Понравилось все, стиль автора, описание мира, героев, да и сама идея рукотворной параллельной реальности, которая со временем «отпочковалась», стала не управляемой даже для создателей достаточно интересна!

Поставил твердую 9, в основном из-за последней книги, считаю что концовочка вышла скомканной. Тем не менее жду продолжения. Надеюсь в новом статусе ГГ заиграет новыми красками, проявит себя совершенно с иных сторон!

Автор может продолжить цикл на качественно ином уровне!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2015 г.

Отличный цикл. Давно на него смотрел, так как он находится на высоких позициях в рейтинге фантлаба, но все откладывал, потому что как-то вся эта РПГ тема воспринимается не очень серьезно. Сам уже почти 15 лет как полностью отказался от компьютерных игр. Тем не менее, хочется глотать книжку за книжкой.

На мой взгляд (и это заслуга автора) мы тут имеем бодрый боевик + социальную фантастику, показывающую как развитие виртуальной реальности и оцифровки сознания может повлиять (и уже влияет) на развитие социума в различных сегментах. Игровая фентезийная подложка дает свободу для фантазии автора и позволяет генерить зачетные повороты сюжета. Кто-то может считать это роялями, но сама физика мира подразумевает эти рояли=недокументированные закладки. На мой взгляд динамика сюжета от них только выигрывает.

Приятно радует здоровый патриотизм автора и отличный юмор. Очень порадовали вплетаемые к месту крылатые фразы и уважительные референсы к мэтрам жанра.

Отдельное спасибо за тонкий троллинг властелина колец, ювенальной юстиции, демократии, толерантности, школьный курс лгбт — всей этой прозападной однобокой агитации. А уж как порадовало описание рейдов возмездия в речь посполитую, галицкий и ивано-франковский кластеры. Министр культуры евросоюза — когчита вурст. Наш человек автор.

Не знаю, как это все воспринимается пробитыми геймерами — возможно спесиво и высокомерно. В то же время люди далекие от игр, могли бы получить кайф от этого цикла, но им были бы полезны подсказки по игровому сленгу.

Ну и напоследок отмечу отличное аудиоисполнение MostFilm и Коршунова.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2015 г.

По началу идет сценарий игры, неплохой .. но это как читать сценарий чужих или терминатора — весьма на любителя. Потом идет подмешивание реала .. в чем большой плюс, но и минус в виду мадагаскарских тараканов автора. Тут и исключительные русские — единственная нация наделенная положительными чуствами и китайцы представление о которых — дикая смесь из штампов всего востока и конечно пиндосы в полном соответствии с последним трендом российской пропаганды. персонажи продростково черно-белые, картонно злодейские злодеи слегка компенсируются чуть более объемными положительными героями с вкраплениями слабостей и недостатков — чтобы было с чем боротся.

на выходе неплохое чтиво.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2015 г.

До данной книги прочел несколько других по схожей тематике и, надо сказать, что начало вообще не впечатлило. Излишняя детализация «процесса» кача здорово напрягала, хотелось чего-то более художественного. Однако потом ситуация изменилась и повествование стало более живым. Не знаю специально ли автор сделал подобный шаг или нет, но это согласуется с сюжетом —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сначала игра была пусть и необычной, но игрой, потом — игра стала жизнью
. Середина книги с целой серией «плюшек» и ростом героя слабо отличается от других произведений, но окончание книги здорово порадовало. Надеюсь, следующая книга будет лучше.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2015 г.

Начало — супер, середина — очень посредственно, конец — обещает веееесьма интересное продолжение. И все-таки ИИ обманет ГГ!))

Поначалу вроде жизнь онлайн, только и всего. Здорово осложняет чтение обилие игровых терминов при отсутствии сносок. Это жесть, но со временем адаптируешься. Зато потооом мультяшный игровой мир на глазах превращается во вполне реалистичный фантастический. Вот это абалденно, ради чего стоит читать.

Обычно первая книга цикла самая классная, а потом все хуже и хуже. Здесь, похоже, наоборот. Редкое явление.

Все, надоело стучать по клавиатуре, пошла искать продолжение.

З.Ы. Если дочитали до середины и убийственные игровые термины вас не отпугнули, а по-прежнему интересно — посмотрите правде в глаза и найдите вторую часть. Вот у меня сейчас дождь, а ведь пойду же... )))

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2015 г.

Бывает, что порой попадаются книги, по прочтении которых заряжаешься воодушевлением такой силы, что готов немедля пойти и делать что-то полезное. Неважно, что именно, можно первое, что под руку попадется – главное, процесс, и удовлетворение от содеянного.

«Играть, чтобы жить» можно легко отнести к данной категории книг – она мощнейшим образом сподвигает на деятельность. Правда, специфического характера – найти какую-нибудь ММОРПГ и начать играть, так сказать, по методике главного героя книги, вдумчиво улучшая характеристики своего игрового альтер-эго.

Так, я, например, теперь являюсь «гордым» обладателем чернокнижника-мучителя 37-го уровня (на момент написания отзыва) в игре Neverwinter Online. Конечно, уже довольно скоро мне это надоест и вся эта игра завершиться рецензией и последующим забытьем, однако все равно возникает периодически вопрос к самому себе: «вот оно мне надо?»

Отсюда, на наглядном примере, всплывает и жирный такой минус книги – она вредна для чтения некоторым впечатлительным личностям. Те, скорее всего, ринуться в поисках похожей игры, дабы на себе почувствовать все прелести описанной идеальности вирт-мира, либо еще больше будут «гамать», пропустив мимо себя все правдивые и негативные моменты ухода от реальности, которые приведены в книге, хотя и могут проскользнуть незаметно за валом скрупулезных подробностей приключений главгероя.

Теперь, непосредственно о сюжете.

Интересное начало – обнаруживший у себя смертельное заболевание титульный персонаж Глеб начинает отчаянно искать выход из ситуации, что здорово – не опускает руки. Есть вариант – заморозка – но дорого.

Хорошо, нашел лучший путь побега от костлявой – так называемый «срыв», перенос сознания в онлайн-игру. Тщательно рассчитал наилучшие показатели характеристик создаваемого персонажа. Все подготовил для комфортного существования себя в новом мире. Но – уйдя в срыв, он не сильно озаботился о том, как его мать будет переживать потерю сына. Не сказано, одобрила ли она такую авантюру, оставил ли он матери достаточно средств к существованию.

Нет, он уже в Другом Мире, начал стремительно приключаться, зарабатывая себе место под новым солнцем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя, необходима ремарка – в последующих книгах Глеб позаботиться о матери, и не будет казаться таким эгоистом.

И вот тут быстро набирает обороты темп повествования, несбавляемый до самого открытого финала. Этим книга даже похожа немного на Гибсоновкого «Нейроманта» — так же используются узкоспециализированные и технические термины, мир полон условностей, а персонажи постоянно чем-то заняты.

Большой минус в этой части – несчетное количество роялей разных размеров и марок, которые, уже не помещаясь в кустах, выставились прямо на пути главгероя. Тому, чтобы пройти дальше, волей-неволей приходиться их разгребать. Только так, кажется, можно объяснить, насколько быстро он прокачивает персонажа, как часто находит уникальные секретные квесты и как много на него сыпется всяких разных «плюшек».

На протяжении книги нас знакомят с другими «сорвавшимися», и местная вселенная начинает приобретать приятную глубину, разбавляя засилье описаний квестов, распределения очков опыта и очередными демонстрациями ушлости и удачливости Глеба. Выясняется, например, какую свободу и сколько счастья может дать Друмир людям с ограниченными возможностями. Людям, которые хотят начать все с начала. Тем, кто получил возможность быть вместе, презрев расстояния.

И выясняется, что человеческая изобретательность может и вирт-мир с его ограничениями заставить работать на себя, не только помогая некоторым зарабатывать огромные деньги, но в отдельных случаях еще и безнаказанно удовлетворять свои садистские наклонности.

Пропуская открытый финал, обрывающийся на полуслове, переходим к итогу:

За исключением вышеназванных минусов, а также явных нестыковок в игровом балансе и экономике Друмира, «Играть, чтобы жить» — безумно увлекательная книга, написанная живо, с иронией над игровыми условностями. Текст богат интересными и разнообразными персонажами, будь то «сорвавшиеся», обычные игроки или NPC. Отличный мир идеализированной онлайн-игры, в которой и впрямь было бы интересно жить – и к тому же, для некоторых это самый простой способ сбежать от проблем, предоставив их решать кому-то другому.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу