FantLab ru

Джо Хилл «Лучшие новые ужасы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
583
Моя оценка:
-

подробнее

Лучшие новые ужасы

Best New Horror

Другие названия: "Бест Нью Хоррор"

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

Редактор альманаха «Лучшие новые ужасы Америки» Эдди Кэролл всю жизнь занимается тем, что читает и отбирает жуткие истории для своего издательства. За долгие годы работы Эдди уже ничто не может напугать. И вот однажды он получает письмо с рассказом «Пуговичный мальчик» и, о чудо, рассказ настолько потрясает Эдди, что он немедленно бросается на поиски автора...

Примечание:

Также удостоился “особого упоминания” (honorable mention) “The Fountain Award”, присуждаемой “Speculative Literature Foundation”

Postscripts, весна 2005, №3


Входит в:

— условный цикл «The Mammoth Book of Best New Horror»  >  антологию «Ужасы», 2006 г.

— сборник «Призраки двадцатого века», 2006 г.

— журнал «Postscripts, Spring 2005, Issue #3», 2005 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2005 // Повесть / Короткая повесть

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2006 // Малая форма

лауреат
Премия Нокт / Premios Nocte, 2009 // Зарубежный рассказ

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2006 // Рассказ


Призраки двадцатого века
2007 г.
Ужасы
2008 г.
Призраки двадцатого века
2009 г.

Самиздат и фэнзины:

Полный газ
2019 г.

Аудиокниги:

Splatterpunk stories
2012 г.

Издания на иностранных языках:

20th Century Ghosts
2005 г.
(английский)
Postscripts, Spring 2005
2005 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New Horror, volume 17
2006 г.
(английский)
20th Century Ghosts
2007 г.
(английский)
20th Century Ghosts
2007 г.
(английский)
20th Century Ghosts
2007 г.
(английский)
20th Century Ghosts
2008 г.
(английский)
20th Century Ghosts
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаковая вещь — на самом деле, без дураков. Если бы ее не было — ее следовало бы написать! :smile:

Рассказ удачно вписывается и смотрится — что в контексте авторского сборника Хилла, что в антологии Стивена Джонса, не попасть в которую, сами понимаете, с таким названием было сложно. Но суть не только в названии. Хилл, по его словам, отдал этим рассказом дань своей любви и увлечению жанром ужасов, высказал нечто потаенное — что манит, притягивает, беспокоит... Сделав двух основных героев некими архетипами, олицетворением — редактора-издателя и писателя — и поместив их в финале в столь узнаваемую (столько раз прочитанную и просмотренную) ситуацию липкого кошмара, захолустья с монстрами, противостояния злодея и жертвы, погони — Хилл словно создал гимн жанру — его творцам. И разумеется в соответствии с законами жанра — гимн этот звучит не величественно и искренне — а пугающе, причудливо, извращенно, странно... А некоторая несерьезность, сатирично-стебовый и трэшево-кичевый оттенок всего происходящего, пародирование штампов, открытый финал (при всей открытости — он смачный и сочный; последние фразы — ну не поспорить просто) — все это только добавляет кайфа...

При некоторой, уже упомянутой, символичности — образы двух героев вышли живыми и яркими — уставший редактор Эдди Кэрролл и загадочный писатель Питер Килру. Реалии мира книжной издательской индустрии переданы ненавязчиво, но очень правдиво и клево. Хотя и гротескно может чуть. Это еще одно определяющее слово для рассказа — гротеск на грани, но не переходящий в откровенный фарс тем не менее. Который читаешь с уважением и даже трепетом. Написана вещь очень цельно, мощно, на одном дыхании, без единого лишнего момента.

Ну и конечно отдельного упоминания достойно «творение» Килру — «Buttonboy», «Пуговичный мальчик» — не вставной рассказ в рассказе (увы, прочитать нам его не придется — как бы некоторым не хотелось), но его пересказ — 4 страницы текста вместо 25. Однако в таком виде он делает свое дело и работает скорее всего даже лучше. Как знать — попадались ли когда-нибудь такие вот откровения из запределья антологистам-мэтрам — Чарльзу Биркину, Августу Дерлету, Герберту Ван Талу, Питеру Хэйнингу или тому же Стивену Джонсу... В конечном итоге ведь — редактор — он суть тот же читатель-фэн; и мы — простые читатели — все так же в поисках «сладкой дрожи откровения», в поисках своего баттонбоя, того что вернет в детство или в юность, к памятным первым моментам или местам... Сколь прекрасными или страшными эти моменты не были — они важны, и неизменны даже если от них откреститься.

И несмотря на вышеупомянутые элементы сатиры, чернушного стеба на грани — Хилл на самом деле проводит в рассказе и очень серьезные мысли — упоминая бег времени, поглощение человека его работой, разлад в семье (воспоминания Кэрролла о его жене); или первые детские впечатления, первые взрослые удачи. Лиричный настрой Хилла, дымка сепии — столь заметные в некоторых других его рассказах — пробиваются даже здесь, в такой вещи. И это еще один плюс к тому чтобы подвести итог так — шедевр. Не по универсальным каким-то меркам может быть, но — безусловно «шедевр в своем роде».

Перевод в антологии «Ужасы» (BNH-17) кажется лучше — четче и чуть эффектнее, чем в авторском сборнике.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Хилла «Лучшие новые ужасы» сложно воспринимать всерьез. Это, конечно, отнюдь не классическая история написанная в жанре ужасов, а своеобразный иронический хоррор, сочетающий в себе элементы пародии на сам жанр с легкой сатирой на быт и нравы хоррор-тусовки.

В этом микрокосме существуют своя иерархия, свои интриги, свои удачники и свои изгои. Многочисленные и малотиражные хоорор-издания, печатающиеся на дешевой бумаге, подразделяются на «чистых»(прентензия на интеллектуальный хоррор) и нечистых (откровенный трэш). Впрочем, границы в этом мирке условны и зыбки, а все классификации — относительны. Так, претендующий на респектабельность журнал. издаваемый ГГ рассказа, печатает откровенный трэш по «пуговичного мальчика». Весьма колоритно выглядят у Хилла и авторы, подвизающиеся на ниве «хоррор-литературы»: педерасты, некрофилы, маньяки, извращенцы, каннибалы и поклонники нацизма одновременно. Дж. Хилл словно специально концентрирует в своих персонажах все те параноидальные страхи и пороки, что стали расхожим местом масс-культуры и «воплотившимся ужасом» современного общества.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Писатели и издатели, работающие в жанре «хоррор» — кто они такие: подозрительные и опасные извращенцы или тонкие психологи, хорошо понимающие потребность человека вновь и вновь щекотать себе нервы одной из самых сильных эмоций? А что было бы, окажись такой писатель на месте своих персонажей? Джо Хилл помогает нам заглянуть на литературную кухню хоррора, а уж этот человек, понятно, знает всю подноготную жанра, вкрапления в рассказ реальных фактов только усиливают достоверность всего происходящего: дочка героя, например, играет в пейнтбол с Нилом Гейманом. Хилл настолько хорошо выдерживает стиль мрачноватой, но неожиданно элегантной трэш-истории, что позволяет себе немного иронии, несколько шаблонных ходов, которые очень органично вписываются в сюжет. И всё же, что так притягивает людей в ужасах? Помните, в «Котёнке по имени Гав»: «Пойдём ещё немного побоимся...»

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько зла, может таится за вашей спиной? Кто дышит нам в затылке распугивая и пугая по ночам? Иногда они приходят — рассказы ужасов. Прямо врываются в жизнь обывателей, кромсая их чем-то невиданным, безумным и ужасным. Они заставляют нас пугаться, закрывать окна, вслушиваться в темноту и представлять самого себя на месте героя ужасов. Наверное не самый приятный и радужный момент.

И вот он, сын Короля Ужасов, собственной персоной — Джо Хилл. От папочки он далеко не убежал, но пугать научился чертовски качественно. «Лучшие новые ужасы», талантливая история, не менее одаренного писателя. Рассказ, словно сливается в одно целое и состоит из двух составляющих, редактор Кэррол и его эмоциии и впечатлениями и история «Пуговичного мальчика» и его создателя Питера. Все соединено органично, немного мерзости, немного темной риятной стилистики, немного быта и кошмара. Чуете? Что-то напоминает? Нет, Хилл умеет и старается создать собственное видение и мирок рассказа. Прописать все увиденное, в голове, сложить мозаику, подогнать детали и загнать бедного редактора в словесно-ужасную авторскую ловушку, переполненную ужасом.

Некоторые моменты меня и вовсе позабавили, упоминание о Всемирной премии фэнтези (кстати рассказ на нее был номинирован, если обратить внимание. Неужто колдовская сила таланта Джо?), и конечно одного из моих западных любимчиков Нила Геймана.

Рассказ очень хорош собой, этакий во всех смыслах — литературный ужастик, именно то что писатель натянул на рассказ «Пуговичного мальчика», прицепил к нему мощную литературную тематику, играет очень сильно на руку и финал классика, сокрытая туманом, хоть и известная. И после всего этого пробирает мысль, как писатели ужасов так оголяют свою фантазию? Неужто в их подвалах и чердаках зарыт не один труп?

Шутки шутками конечно, но мой вердикт — Хилл, может еще и переплюнуть папочку. Хороший рассказ этот Best New Horror.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые довелось читать рассказ Хилла, и если остальные его произведения так же хороши — возможно, он не уступает талантом отцу. У Кинга тоже есть истории о писателях и редакторах, в частности, «Баллада о гибкой пуле» очень схожа с данным рассказом, вот только наваждение, овладевшее ГГ в связи с творением малоизвестного автора, здесь короче и ярче, как и их знакомство. Причем в «Гибкой пуле» сюжет «рассказа в рассказе» не рассматривался столь подробно — упомянуты восторг редактора, его прочитавшего, и несколько интересных моментов, а также общая идея постепенного сумасшествия.

Не таков Джо Хилл: «Мальчик с пуговицами» пересказан от начала до конца, и при всей своей пугающей натуралистичности это скорее трагическая история, нежели трэш. Повесть о том, как отвергнутый всеми — после ужасного происшествия, в котором не было его вины — человек может найти понимание лишь у тех, кто так жестоко с ним поступил. Не всякий автор был бы столь щедр, вставив яркую историю в рассказ как принадлежащую другому, вместо того чтобы написать самому.

Параллели прослеживаются без труда, они лежат на поверхности: и Кэт, и Кэрролл ощущают, хотя и в разной степени, бессмысленность своей жизни, и в финале находят смысл очень странным, шокирующим образом.

Так же явна ловушка, в которую постепенно заходят герой и читатели. Просто не верится, что все может быть столь предсказуемо, поэтому в тех моментах, где в фильме мы точно знали бы, что глупого героя понесло куда не следует, продолжаешь следить за поездкой Кэрролла, все еще гадая, куда же она его приведет. Лично у меня ассоциации выстроились по местам только после скатерти со свастикой. Дом в захолустье, гараж с цепями и инструментами, привязанная женщина, ключи в кармане пальто... Дальше все ясно, но так же, как в другой книге Кинга — «Лангольеры» — на попавшем в бедствие самолете оказывается не кто-нибудь, а пилот, в трэш-передрягу попадает понимающий в таких делах редактор сборника ужасов. Как хотите, а это вселяет оптимизм!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Он искал идеальный ужастик... и он его нашёл! (Зловещий смех).

Рассказ Джо Хилла я решил прочитать по двум причинам. Первая: получение премии Брэма Стокера. И вторая: Джо Хилл сын Стивена Кинга, а Стивен Кинг — мой любимый автор.

В итоге я получил кучу наиярчайших эмоций. Хилл рассказал вполне правдоподобную историю (в ней даже «сыграли» небольшие роли такие люди как Нил Гейман, Клайв Баркер да ещё кто-то, но кто именно — уже не помню). Где-то на час я просто выпал из реального времени и переместился в Северную Америку. Я познакомился с Эдди Кэроллом, а он познакомил меня... с ужасом.

Всё начинается с «Пуговичного мальчика», вещи действительно странной и пугающей; мне кажется, за один только пересказ этого произведения Хилл оказался достоин Стокера. Но я отвлёкся. Рассказ, прочитанный Кэроллом, уже настроил меня на верный лад, подогнал меня к той черте, за которой поджидает мистер Ужас. Я хотел, чтобы меня напугали. И это произошло. Это случилось, когда главный герой отправился на поиски автора «Мальчика».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда вошёл в старый мрачный дом, когда увидел его обитателей,
когда атмосфера наконец сгустилась настолько, что стало трудно связно мыслить. Именно в этот момент я понял, что каким-то образом Джо Хилл виртуозно сыграл на струнах моего разума, нашёл нужную комбинацию и превратил меня в дрожащий сгусток желе.

Да, видать, я слабонервный, но мне плевать, думайте что хотите. Однако,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда герой спасается бегством сквозь лес, а за его спиной раздаются завывания бензопилы...

Короче, я струхнул.

И остался этим доволен. Я и сейчас доволен, поэтому так много наспойлерил и даже этого не заметил.

В общем, Эдди Кэролл нашёл свой идеальный рассказ ужасов. А я нашёл свой.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лучшие новые ужасы» я читал дважды и один раз слушал его в аудиоформате (в котором, кстати, очень удачно сочетались голос рассказчика и музыкальные вставки из фильмов «Фантазм» и «Семейка Аддамс» в нужных местах). И рассказ действительно стоит неоднократного прочтения. Из всего сборника именно эта история больше всего подходит под определение современного ужаса.

Эдди Кэролл работает редактором альманаха «Лучшие новые ужасы» вот уже 16 лет, и ему до смерти надоела эта работа. Личная жизнь у него разладилась, особых хобби нет. Ну как нет, одно хобби все-таки было, но Эдди превратил его в источник дохода, и очень быстро это дело ему опротивело. За долгие годы работы редактора наш главный герой научился различать качественные ужастики от некачественных, просто пробегая глазами по тексту. Увы, но посредственные и откровенно плохие рассказы ему присылают гораздо чаще. Однако, просматривая в очередной раз почту, Эдди натыкается на не совсем типичное письмо, которое содержит совсем уж нетипичный рассказ «Пуговичный мальчик: история любви». И, начав читать эту историю, профессиональный редактор альманаха ужасов, прочитавший тысячи пугающих рассказов и считавший, что его уже ничем не удивить, просто не может остановиться, пока не дочитывает все до конца. «Пуговичный мальчик» действительно пугает, он не похож на те истории, которые Эдди печатал в своих книгах до этого. Это что-то потрясающее, что-то новое, что-то убийственно волнующее. Конечно, надо поскорее найти автора этого рассказа, ведь с этого момента жизнь наконец-то приобрела остроту.

«Лучшие новые ужасы» – это своеобразная литературная игра. Рассказ в рассказе, пародия на хоррор-тусовку, легкое подтрунивание над фанатами, писателями, редакторами, конвентами, штампами жанра и даже над читателями. К середине рассказа уже точно знаешь, что случится с Эдди в конце, но продолжаешь читать, получая удовольствие от процесса. Читая про «Пуговичного мальчика», не раз ловишь себя на мысли, что хотел бы прочитать полную версию этой истории. Но в этом и заключается ловушка Хилла: все недостающие детали, все намеки этого рассказа мы домысливаем сами. Диалог с читателем проходит очень успешно, мы даже не замечаем, что одна история сменяет другую, и продолжаем интуитивно искать зацепки к пониманию «Пуговичного мальчика» в «Лучших новых ужасах», но их, конечно же, нет. Или все-таки есть?..

Можно подойти к делу серьезно, расписать всю информацию о каждом герое истории, сравнить внешность персонажей внутреннего рассказа с внешностью персонажей основного рассказа, поломать голову над следующим рассказом Питера Кубрю и тем, какое место в нем займет один неудачливый редактор альманаха ужастиков, вот только зачем? Можно просто получить удовольствие от этой истории, как от достаточно самобытной и интересной представительницы жанра. Рекомендую всем тем, кто желает ощутить мурашки на своей коже.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом хороший рассказ, без изысков, но крепко написан. Такая циничная и стремящаяся к псевдореализму хоррор-сатира на жанр и его участников. Понравилась концовка: при всей своей банальности, она тем не менее, закономерна и красиво завершает историю. А вот с идеей, смыслом здесь негусто — мне показалось рассказ слишком уж тщателен и велик для такого. Литература ужасов — отражение нашей действительности? Как-то слишком тривиально для такого объема текста и сюжета. Источники сочинительской мысли? На эту тему в антологии есть рассказ изящнее и гораздо короче. К тому же, соглашусь с предыдущими отзывами: местами историю действительно сложно воспринимать всерьез, хоть и понимаешь, что это стеб в какой-то мере. Но рассказ пугает, этого не отнять, а потому считаю его удавшимся.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Фридриха Ницше есть известная фраза: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна начинает вглядываться в тебя». Если воспринимать рассказ Джо Хилла как иллюстрацию этой мысли, то со своей задачей автор вполне справился. Другой вопрос, что тема эта ничуть не оригинальная. В первую очередь мне вспомнился Стивен Кинг и конкретно — его роман «Темная половина». И там, и здесь — прием «рассказ в рассказе», а потом Зло со страниц книги проникает в реальную жизнь. У Кинга был сочинитель хорроров и его роман, у Джо Хилла — издатель тематического альманаха и поразивший его рассказ неизвестного автора. Что касается рассказа «Пуговичный мальчик», так зацепившего главного героя, мне он не показался ни страшным, ни особенно глубоким, но это дело вкуса. Остается открытым вопрос, зачем Эдди в пожарном порядке бросается искать автора рассказа, но тревожная атмосфера на пути к финалу нагнетается прекрасно. Вот этот витающий в воздухе УЖАС постепенно подминает под себя все, что только можно. И уже не так важно, что обрываются «Лучшие новые ужасы» практически на полуслове. Как видно, Джо Хилл создавал рассказ не сюжета, а прежде всего настроения. Что ж, почему бы и нет?

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сынок Стивена Кинга собрал, как тут говорили, все штампы скверных американских ужастиков.

А про пуговичного мальчика кроме откровенной глупой жестокости есть еще и ляп — немая девушка пишет «полицейскому» надпись, но он же слепой!!!

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный рассказ. Вроде бы пародия – и в то же время вставная история про маньяка и людей с пуговицами вместо глаз реально жуткая, хоть и отдает абсурдом. И в то же время писатель со своими братьями являют собой три расхожих киношно-книжных типа маньяков – интеллигентный эстет-извращенец, «поехавший» неформал-грайндкорщик-мазохист и нелюдимый отшельник-калека («будь как дома, путник», хе).

Рассказ – о подсознательном стремлении человека к пугающему, страшному. К «новым лучшим ужасам», чем новее и страшнее, тем лучше. А что поделать – человеку нравится бояться. Ведь в основе страха неизвестность – а она и страшит, и притягивает. А суть человека – в постоянном информационном голоде, поиске новых впечатлений. Вот и получается, что мы ищем того, чего боимся и боимся того, чего ищем…

Собственно, вставная новелла о пуговичном человеке – о том же самом. О том, что самый большой страх в конце концов приманивает, одурманивает, как наркотик, и человек уже не может жить без своего страха. И бежит из своего кошмара только для того, чтобы в него вернуться.

Итог: ироничное подведение итогов существования литературы ужасов; научное исследование под видом коктейля юмора и хоррора.

Прочитано в рамках ознакомления с темой «10 любимых страшных рассказов».

Оценка произведению: 8 из 10 (хорошо).

Оценка «страшности»: 3 из 5 (пугает).

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никак не могу согласиться с общими восторгами по поводу данного рассказа. Что, по сути своей, мы видим? Главный герой — редактор альманаха «Лучшие ужасы Америки» — случайно натыкается на рассказ, написанный маньяком. ГГ по воле своих увлечений посажен именно на такого рода «адреналинчик», он решает разыскать талантливого автора (зачем? — одному автору известно). Герой едет в небольшой городок, куда его приводят следы писателя, оттуда его посылают в самую глушь — на заброшенную ферму. Далее автор собирает все штампы скверных американских ужастиков и оставляет открытый финал. В подобном виде рассказ вообще не жизнеспособен. Красной линией через мое сознание проходит один единственный вопрос: зачем? Зачем и для чего главный герой поехал не пойми куда искать не пойми кого? Объяснения самого Хилла на этот счет кажутся лично мне довольно слабыми.

Все это вкупе с довольно посредственным языком повествования тянет в моем ранжире оценок на твердую боевую 4.

Но. Не все так просто. Есть в этом произведении еще кое-что примечательное. Тот самый рассказ про пуговичного мальчика. Именно он наиболее интресен, он свеж, он будоражит воображение. Но опять же служит лишь приправой к тому посредственному чтиву, которое нам предлагается в качестве окантовки. Се ля ви.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не читал и не смотрел трэша, поэтому рассказ очень понравился, был глотком свежего воздуха вокруг фэнтезийно-фантастического мира. С удовольствием почитал о кухне писателей, работающих в нелюбимом для российских писателей жанре. Понравился главный герой, прежде всего своим оптимизмом и удовольствием от всего происходящего с ним, ну и сцены трэша тоже хороши.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любопытный, но все же несколько тяжеловатый рассказ… Впрочем, неслабая доза ядреного трэша (про пуговичного мальчика и так далее) компенсируется изяществом сюжета – Кэрролл повторил путь девушки из рассказа, сам испытывая облегчение и наслаждение в последней сцене. Да и захватывает рассказ, заставляя не закрывать книгу до самого финала. К тому же, интересны размышления о сегодняшнем состоянии жанра хоррора.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем, понравилось. Понравился больше стиль, архитектура рассказа, чем сюжет. Причем, «вставочный» рассказ, интересным решением Хилла изложенный в виде краткого пересказа, произвел большее впечатление, чем основной. До конца не покидало ощущение ненатуральности происходящего, а в финале ощущение подтвердилось, когда Хилл в несколько абзацев собрал многочисленные кино- и книгоштампы, поместив героя внутрь своеобразного второго вставочного рассказа, который особым образом не выделяется. Не знаю, ставил ли Джо перед собой задачу сформировать именно такое впечатление. Если ставил — задача решена на «отлично». А не ставил — так само собой получилось, значит.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх