Оскар Уайльд «Звёздный Мальчик»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
»...в доме, где ледяное сердце, никогда не будет тепло»
Замечательная сказка Оскара Уайльда о маленьком мальчике с холодным сердцем, в котором не было ни капли жалости. История о том, как важно научиться любить и жертвовать собой ради близкого человека. Потому что только любовь способна превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце...
Входит в:
— сборник «Гранатовый домик», 1891 г.
— журнал «Галчонок 1913'13-14», 1913 г.
— антологию «Литературные сказки зарубежных писателей», 1982 г.
— антологию «Сказки английских писателей», 1986 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 1986 г.
— антологию «Почти как в жизни», 1987 г.
— антологию «Великие сказочники мира. В трёх томах», 1992 г.
— антологию «Фейерверк под Рождество. Зимние сказки и фантазии», 1993 г.
— антологию «Шкатулка сказок», 1993 г.
— антологию «Зарубежная литературная сказка», 1994 г.
— антологию «Счастливый принц. Волшебный мир сказок», 1994 г.
— антологию «Русалочка», 1999 г.
— антологию «Хрестоматия по литературе для дошкольников», 1999 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2002 г.
— антологию «Сказки Англии», 2003 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2004 г.
— антологию «Сказки о принцах и принцессах», 2005 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2007 г.
— антологию «Рассказы зарубежных писателей для детей», 2012 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2015 г.
Экранизации:
— «Звездный мальчик» 1957, СССР, реж: Анатолий Дудоров, Евгений Зильберштейн
— «Сказка о звездном мальчике» 1983, СССР, реж: Леонид Нечаев
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
redmarie, 21 февраля 2013 г.
Притча О.Уайльда глубоко социальна. Она обличает, выставляя напоказ пороки, в противовес награждая думающего читателя свидетельствами доброты человеческих отношений, любви несмотря ни на что, и счастливого финала, если не для всех, то хотя бы для главных героев...
В «Звездном Мальчике» больше всего меня пронзила отвратительная сцена в доме Дровосека: беседа мальчика с матерью. Для меня этот эпизод является пиком всей истории. Мама — самое близкое существо для ребенка. Обидеть ее неосторожным словом или действием проще простого — очень сильна эмоциональная связь. Мнение «родной кровинки» воспринимается куда острее, чем любого другого человека. Бывает, произнося горькие слова, тут же понимаешь, какую причиняешь боль, и с этого момента ощущаешь себя вот таким чудовищем, «склизким, как гадюка». И становится щемяще жаль, что нет возможности повернуть время вспять... Всеми помыслами овладевает желание принести извинения. Начинается путь искупления, к поиску прощения, осознанию омерзительности своего поступка.
У Мальчика-Звезды путешествие вышло поучительным. Испытания закалили, изменили мировосприятие, превратили в «доброго и справедливого».
Взрослая сказка для переосмысления некоторых значимостей.
Вертер де Гёте, 24 февраля 2008 г.
Наверно, только декадент викторианской эпохи мог написать столь изысканную и пронзительную сказку. Совсем не детскую. Беспощадную и мудрую, о жестокосердии, одиночестве и раскаянии, и со звучащей как обвинение всему мироустройству последней фразой.
baroni, 8 августа 2007 г.
Маленький шедевр от О. Уайльда. Совершенно прозрачная по стилю, пронзительная сказка...
perInka, 14 декабря 2009 г.
Удивительная сказка, несколько жестокая, но справедливая. Только для детей постарше, я прочитала её очень рано, в первом или во втором классе, потом очень боялась, что если не буду слушаться маму, то стану не красивой. :smile: Сюжет завораживает, необыкновенно красивый слог, словно переносишься в эту сказку. Перечитовала множество раз, и с каждым разом нравится всё больше и больше.
VaLKa, 27 января 2008 г.
Сказки Уайльда не нуждаются в комментариях. Они прекрастны. Глубоки, полны тонких и изящных мыслей, образов. Каждая маленькое произведение искусства! Здесь только 10.
Psihea, 2 октября 2007 г.
Сказка очень серьезная на самом деле, не детская. Но мне кажется, дети должны читать именно такие сказки, чтобы стать добрыми и сочувствующими.
Ladynelly, 30 августа 2007 г.
Сказка о добре и зле в душе человека... Не по детски жесткая.... Заставляет о многом задуматься....
drenay, 16 сентября 2012 г.
После прекрасного романа «Портрет Дориана Грея» решил прочитать сказку «Звездный Мальчик».Что можно сказать...-действительно маленький шедевр.В этом маленьком произведении О.Уайльд смог показать все сильные и слабые стороны человеческой натуры.Гордыня.Приемный сын лесоруба,которого тот спас от смерти младенцем-выростает очень красивым и жестоким человеком,который любит только себя и унижает всех кто хуже его.За свою жестокость он сильно расплатится обидев нищенку.Жестокость.Кроме жестокости главного героя мы увидим жестокость и злого волшебника к которому ГГ попадает в рабство.Доброта.Лесоруб спасший «звездного мальчика«в лесу и приютив у себя,хотя сам со своими детьми и женой жили впроголодь.Доброта проявляется в дальнейших действиях главного героя,который меняется в лучшую сторону как человек.Спасший зайчонка от гибели,рискуя своей личной жизнью он трижды будет вознагражден за свою доброту!Доброта спасет мир!
Прекрасное произведение с глубоким смыслом.Заставляет задуматься и детей и взрослых.
Ishamael, 18 февраля 2015 г.
Наверное, самая каноническая сказка из всех девяти, написанных Уайльдом. Классическое перевоспитание героя, много мистического и необъяснимого, характерная атмосфера, однако в деталях автор так и остался верен себе. Этот изящный слог, удивительная манера изложения и трагизм, пропитывающий все сказки, присутствует и в «Мальчике-звезде». Есть в этой истории пара мест, которые вызывают у читателя всплеск чувств:
Очень проникновенный своим драматизмом эпизод в домике лесоруба. «Пойдём со мной мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви» говорит Мать Мальчику, и в этих словах заключены все чувства бедной женщины. Детей любят не потому, что они красивые или умные, а потому что они для родителей – самые дорогие и родные создания. Детям всё простишь, но боль, которую они могут причинить, всегда вдвойне горше. Поэтому страшно вообразить, что пережила мать после разговора с Мальчиком.
Заключительный пассаж. Пара строк, небольшое дополнение, но оно переворачивает всё вверх дном, в корне меняя восприятие от произведения. Счастливая сказка претерпевает пертурбацию, и, в итоге, перед читателем предстаёт фатум. Уже не скажешь, что главное это вовремя измениться, вовремя исправиться, ведь путь к моральным переменам привёл Мальчика к могиле, и мысль после этого пассажа звучит как – «за всё надо платить».
Отличная сказка.
viacheslav88, 9 сентября 2017 г.
Любая сказка Уайльда насквозь прошита философским содержанием. И в «Мальчике-звезде» мы находим философский подтекст.Здесь автор осуждает высокомерие и жестокость. Главный герой, найденный в лесу дровосеками и заботливо вскормленный, вырастает жестоким и гордым. Сам при этом не зная, что такое страдание , юноша часто причиняет боль окружающим. И тогда Уайльд решает наказать своего героя, дабы тот испытал на себе все то , что он успел причинить другим. И тогда, пройдя через испытания, юноша познает чем увы наполнен этот мир. В нем не только забавы да игры. В нём есть горе,бедность и нужда. Тогда он наконец начинает понимать, что испытывали те, на кого он с таким презрением взирал прежде, кого он высмеивал и в кого кидался камнями.
В этой сказке не будет спящих принцесс или доблестных рыцарей, сражающихся с драконами.Нет. Тут на высоте глубокая и поучительная мораль, которую каждый внимательный читатель обязан уловить сам.
Nonconformist, 30 августа 2007 г.
Мудрая и жестокая сказка. Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Иначе за эгоизм придется дорого заплатить.
Но автор как будто сам не верит в справедливость и в финале дает понять, что, исправив одного человек, не исправишь весь мир.
Стронций 88, 3 ноября 2012 г.
Боялся, что после «Рыбака и его Души» покажется слабым – но, слава Богу, сказка оставила очень хорошее ощущение. Не обошлось без социальной иронии в начале (в речах животных) – вещи, едва ли не забытой мной в сборнике «Гранатовый домик» (это после «Счастливого принца» где подобное было на постоянной основе). И с самого начала – с описания пути Лесорубов – как-то обволокло и затянуло. Может в сухом остатке (через день-два после прочтения) и показалось наивным что-то – но написано было так приятно, что во время прочтения не чувствовалось. Позже, я поймал себя на мысли, что данная сказка для меня едва ли не самая сказочная – в том самом смысле чего-то волшебного, повествующего о добре и зле. С превращениями. С оттаивающим сердцем гордого злого ребёнка. С трудным путём к раскаянью и искуплению грехов, дороги к добру. Захотелось даже сказать: «правильная». После остальных – всё-таки в большинстве своём немного диковинных (саркастических и мрачных, «религиозных» и по-детски наивных) сказок Уайльда – захотелось даже сказать: «каноническая»… А может быть, она просто напомнила мне сказки Сельмы Лагёрлёф – так любимые мною в детстве… Одним словом – понравилось. И концовка, всё-таки, последний абзац – показалось даже, что автор вдруг не удержался и вставил немного мрачноватости… Казалось, и без неё обойтись можно было – но как-то прибавило, каких-то специй, и (даже!) какой-то большей реальности что-ли…
Paganist, 12 декабря 2016 г.
Вреде бы обычный, ничем не выдающийся сюжет, всем известная фактически с пелёнок дилемма внутренней и внешней красоты, простой, без вычурности язык — а таки цепляет! Наверное, из-за того пронзительного реализма, который показан в действиях главного героя. Мы ведь зачастую пребываем в плену стереотипа, что дети — это цветы жизни, которые жестокими быть не могут. А ведь могут и очень часто бывают. Впрочем, подозреваю, что в образе Звёздного Мальчика показан не сколько образ испорченного ребёнка, сколько взрослого. Ведь как это знакомо, когда в одном отдельно взятом человеке выдающаяся внешность дико контрастирует с совершенно убогим внутренним миром. При этом доминантной в оценке этой личности остаётся именно внешность. Неслучайно в сказке дети подражали Звёздному Мальчику, выбирая его лидером в играх. За этой темой нераздельно в таких произведениях идёт тема падения, осознания и искупления. И она передана автором пусть слишком просто (всё ж таки это сказка), но очень доходчиво.
Хорошая, очень хорошая сказка.
Yazewa, 26 января 2008 г.
Самая известная из сказок Уайльда, многократно экранизированная и сыгранная на сценах.
Я ее с детства не очень любила: главный герой был таким неприятным, таким злым и глупым в своей самовлюбленности, что было неприятно даже о нем читать. Наверное, в этом и был уже воспитательный момент.
А взрослой — я была поражена самой последней фразой.