FantLab ru

Генри Лайон Олди «Где отец твой, Адам?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Голосов:
317
Моя оценка:
-

подробнее

Где отец твой, Адам?

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 44
Аннотация:

Повесть с достаточно неожиданным взглядом на будущее человечества. Оно погибает? Население уменьшается. Промышленность останавливается. Но не было ни глобальной войны, ни эпидемий, ни экологических катастроф. Так что же ждет Человечество? Однозначного ответа не будет, а надежда?

Входит в:

— условный цикл «Фантастика»  >  антологию «Фантастика 2002. Выпуск 1», 2002 г.  >  Повести

— антологию «Украинская фантастика 2005», 2005 г.

— сборник «Ваш выход», 2002 г.

— сборник «Песни Петера Сьлядека», 2008 г.

— сборник «Тени моего города», 2011 г.

— сборник «Де батько твій, Адаме?», 2006 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 67

Активный словарный запас: невероятно высокий (3652 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2003 // Средняя форма

номинант
Интерпресскон, 2003 // Средняя форма (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Фантастика 2002. Выпуск 1
2001 г.
Ваш выход
2002 г.
Украинская фантастика 2005
2005 г.
Дайте им умереть
2005 г.
Дайте им умереть
2007 г.
Песни Петера Сьлядека
2008 г.
Тени моего города
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Де батько твій, Адаме?
2006 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная повесть! Сильно изменившая мое мнение о писательском таланте Олди (до этого читал только 3 книги, которым поставил 9,8,6). Удивительный язык. Читается очень легко, причем постоянно ловишь себя на мысли, что совсем не хочется торопиться, а, наоборот, подольше посмаковать текст, перекатывая его во рту, словно вкусную конфетку. Читая повесть, вспоминал «Хромую судьбу» Стругацких — много общего, и по замыслу, и по теме Исхода, и по языку. Удивительно живые герои, даже второстепенные – двумя-тремя мазками вдохнуть жизнь в персонажа – это дорогого стоит! Сюжет очень даже небанальный, я бы даже сказал, оригинальный. Лично я нигде такого не встречал (исключая, конечно, вышеуказанных АБС). Композиция выстроена безупречно. Сюжетные ходы продуманы до мелочей. Финал просто потрясает. Пытаюсь вспомнить что-нибудь, что мне не понравилось или за что можно покритиковать – и с удивлением обнаруживаю, что не нахожу.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Олди у меня всегда ассоциируются с философией. Выпуклой такой философией, у которой много граней, и в каждой новой книге я встречаю то одну, а то и сразу несколько тональностей. Будь то фантастика, фэнтези или магический реализм, кстати.

Удивительная повесть «Где отец твой, Адам?» удивительна не тем, что насыщена фантастическими элементами, а тем, как созвучны в ней с этими элементами вопросы внутреннего богатства, наследия и родственности душ. Фантастика здесь – технологический прорыв, призванный с помощью спец.приборов соединить умы. Немножко от телепатии, немножко от сети, немножко от желания человечества быть вместе (или просто быть). И вот в этом-то прорыве и существует некий Адам, сын, который находит дневники отца и знакомит с ними читателя.

Шесть тетрадей с поэтапной жизнью Кирилла Сыча, отца Адама, который был журналистом и «сейфом». «Сейф» – это о невосприимчивости. Как эволюционировали способности людей, а герой оставался за гранью этих изменений. Как он переживал, в том числе семейно, эту «сейфовость», пока не выяснил, что самое главное в жизни. Как получилось наконец-то продолжить род, хотя детей уже давно на Земле не было. Осознание самого себя в общей системе, которая не принимает тебя, но является частью твоего ребёнка, столкновение «да» и «нет» (чего ради, кого ради?), изменение вширь и вглубь, концентрат многих жизней и знаний в каждом, а позже – в одном, всё это – повесть «Где отец твой, Адам?». Она одновременно рассказывает об одном человеке, но также и о человеке в человечестве, и вычленяет то, что забывается, когда речь идёт о прогрессе, то, что является исконным признаком человечности, то, что не может породить никакая машина. И в то же время – остановить прогресс, перестать мечтать о вот хотя бы знаниях?..

Оценивать повесть приходится и с точки зрения выбора стороны, ведь Адам и его отец, по сути – два разных этапа, прошлое и настоящее. Сложность состоит в том, чтобы определить, за кем же всё-таки будущее. В самом конце повесть уже из фантастической превращается в просто личностную, в историю одной семьи, и тем глубже проникает заглавный вопрос в мысли, чем ближе читатель подходит к смерти. К смерти героя, я имею в виду.

Повесть, выдержавшая несколько переизданий, до сих пор остаётся актуальной. Она о нас и о наших детях. Постапокалиптика? Может, новый виток, новый шанс? Или всё-таки?..

+10

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вещь — сильнейшая, объективно.

Сказать, что это повесть не оставила меня равнодушным — значит ничего не сказать. За какие-то полтора-два часа она полностью изменила мой взгляд на некоторые аспекты жизни... Я отыскал здесь ответы на вопросы, которые мучали (да-да, можно и так сказать) меня не один день. Если и есть произведения, помогающие читателю «повзрослеть» и переосмыслить себя-прежнего, то «Где отец твой, Адам?» — одно из них.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Где твой отец, Адам?»- повесть о людях. Одни не способны принять мир таким, каким он стал и готовы уничтожить всех, кто принял изменения. Другие не готовы принять эти изменения, а значит они не выживут в новом мире. Третьи приняли новые правила и больше не боятся смерти- для таких, как они смерти больше нет.

«Где твой отец, Адам?»- повесть о смерти и жизни. Одним дарован путь бессмертия через смерть- они умрут, но возродятся в памяти других. Другим дарована вечная жизнь в потомках- всегда будут те, кто является отражением тебя. Всегда будут жизнь и смерть, всегда одни будут умирать, а другие жить.

«Где твой отец, Адам?»- повесть о механизме, древнем, как сама Вселенная. «Где твой отец, Адам?»- повесть о нас.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая повесть, из всего пока прочитанного у Олди (читал, правда, не очень много: «Песни Петера Сьлядека», «Дайте им умереть» и «Орден Святого Бестселлера») понравилась больше всего.

Целый букет интересных тем, довольно нетривиально рассмотренных: проблема личности и общества, сущности Добра и Зла, даже в какой-то мере вопрос отцов и детей. Совершенно замечательная игра с библейскими сюжетами, одно «искушение зелёным змием» в концовке чего стоит!))

Не абсолютно оригинальная, но одна из тех, что ещё не успели «затаскать», научно-фантастическая концепция, показанная довольно правдоподобно.

Есть, правда, и несколько вопросов. В частности, очень уж местами всё это напоминает желание покидать комьями грязи в хрустальный дворец, да и вообще не могу поверить, что «объединённое» человечество так вот бездарно замкнётся в себе, не сподвигнется на ошеломляющее ускорение темпов прогресса. Да и напрочь утерять понятие о Добре и Зле ему вряд ли грозит. И что, в конце концов, может сделать действительно важного для такого существа один-единственный человек, не гений, хоть даже и личность?

Но, что определённо хорошо, в книге есть, о чём задуматься, с чем соглашаться и спорить, по отношению к чему вырабатывать позицию, что принимать или не принимать. Очень важное качество для произведения.

На порядок выше того, что читал у Олди прежде, где в основном стоило любоваться языком и стилем и кивать старым проверенным истинам, коротая вечерок в мягком уютном кресле.

Даже десятку поставлю.)

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать? Как можно отозваться?

Замечательно!!!!

И как интересно всё складывается в повести, сколько проблем требующих решения возникает — «эволюция человечества» но не спонтанная, не с помощью инопланетного или Божьего вмешательства а рукотворная. Инженерно-техническая, так сказать.

Появление нового человека и отношение к нему старого человечества.

Добровольный отказ от бессмертия, от всего духовного богатства накопленного людьми за тысячелетия.

Вечная как мир проблема «отцов и детей» повёрнутая несколько иной гранью к читателю.

Столько всего уместилось в этой маленькой повести-дневнике отца и сына.

А вообще-то эта штучка — своего рода конспект-план для размышлений, с тем, чтобы каждый сделал свои выводы глядя на нарисованную картинку.

Я всё ещё размышляю над прочитанным и пока сделал только один вывод — родители остаются родителями, даже если дети перерастают их ителлектуально и морально....

А каким бы то ни было гениальным, всё понимающим детям всё же хочется побыть детьми... Хоть чуть-чуть...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ поразил меня своим смыслом. Интересная переработка идеи о реинкарнации и общности разума. ТО что цивилизация циклична и все разумные существа являются частями целого, которое расссеялось на части, что бы познать мир, а затем слиться в едином экстазе познания истины. И так раз за разом. Но все же есть те, кто не являются частью единого, кто же они?

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Плюс к проблемам будущего, в повести поднимается вопрос отцов и детей. Вопрос приемственности.

При некоторой , пусть и завуалированной жесткости, повесть сентиментальна. Я на последних страницах мало не всплакнул.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди объединены в телепатическую сеть. Этот сверхразум — не волшебный Пандем, а вполне логичная и даже закономерная экстраполяция нынешних технологических устремлений. Так все и будет, а точнее — так все и было в одном из будущих времен.

Но предопределенность такого будущего вызывает сомнения: невозможно, чтобы подобный исход стал окончательным, чистовым финалом истории человечества.

Почему невозможно? А это вопрос веры.

Кто твой отец, Адам? Забыл? вспоминай! Думаешь, продвинутые технологии заменят твою душу подобием Соляриса, одного на всех?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея, отличное исполнение, великолепный язык, живые персонажи, и все это сводится на нет по мере приближения к финалу появлением метафизических чудес. Я люблю смешение стилей, science fantasy, но здесь получилось как-то очень топорно, несмотря на общий тонкий стиль повествования. Может быть, именно поэтому нравственные вопросы, поставленные авторами, показались надуманными и оставили равнодушными. В общем, жаль, ведь так хорошо все начиналось...

И, действительно, напоминает «Волны гасят ветер» Стругацких.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый способ уничтожения человечества в нынешнем его виде (да и вообще). Достойный соперник «Города» Саймака. Но как то удивительно мягко всё проходит.

Редкое дело, повесть вполне могла бы быть развернута в роман, да еще и не один. Похоронено множество возможностей. Но красиво.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав эту повесть, могу сказать только одно: не хочу. чтобы у нас было такое будущее. Это будет скорее карантин, а не мир. Всё слишком чистенько, многие чувства выхолощены. Зачем помнить прошлые жизни. если не можешь нормально реагировать на эту жизнь?Зачем чувствовать мысли других людей, если не можешь пообщаться нормально с близким человек не мыслями? Есть много таких «зачем»...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый мрачный, депрессивный и безысходный постапокалипсис, который мне доводилось читать\смотреть\играть.

Обратившись к христианской мифологии\теологии, Олди описывают наступление божественной утопии, возвращении Человечества к раю Адама и Евы.

Здесь нет ни смертей, ни чудовищ, ни метеоритов или каких-либо иных привычных катастроф. В повести просто описывается равнодушное человечество. Люди, которым больше не к чему стремиться. Ни путешествий, ни науки, ни космоса, ни развития культуры.

Аморфное мудрое безразличие. Даже дети больше не рождаются. Немногие 13% оставшихся нормальными людьми, обречены на медленное, но верное вымирание.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При прочтении повести мне вспомнились две выдающиеся (по моему мнению) книги:

Во-первых «Пандем» М. и С. Дяченко, для творчества которых характерна как сходная манера письма, так и похожая методика выявления и вскрытия социальных противоречий. Во-вторых «Конец детства» Артура Кларка.

Олди также рисуют и анализируют переход человечества на новый эволюционный уровень. И задают вопросы. Хорошо это или плохо? Остаёмся ли мы собой или теряем что-то важное при различных нововведениях, меняющих нашу жизнь? Подобные проблемы решались в вышеуказанных романах.

Однако, произведение Олди нельзя считать вторичным (к тому же «Пандем» был издан позже) или неоригинальным, так как авторы добавляют и делают основным ещё один смысловой пласт. Мистическую составляющую, делающую происходящие события звеньями замысла творца, а финал — страшным судом.

В итоге получилась весьма неоднозначная и непростая (даже для Олди) антиутопия/апокалиптика для поклонников глубокой социальной/гуманитарной НФ, противопоказанная любителям лёгкого чтения (так наз. «отдыха для мозгов»).

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, повесть изложена несколько поспешно, резковато и отрывочно. Сложно представить, что люди, даже утратив представление о смерти, враз потеряли человеческую психологию и этику (за 1-2 поколения). Вообще же сравнение со Стругацкими сразу приходит в голову, очень сильное произведение. Тот случай когда «7» стоит на одном уровне с «9», только мне не подошло.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх