fantlab ru

Орсон Скотт Кард «Истокологик»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.96
Оценок:
42
Моя оценка:
-

подробнее

Истокологик

The Originist

Повесть, год; цикл «Азимов. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Лейел Фоска и Гэри Селдон – два величайших ученых Трентора. По замыслу Гэри, во время распада Империи Фоска должен войти в состав второй Академии, но должен сделать это сам, без давления со стороны.

© Ank

Входит в:

— сборник «Карты в зеркале», 1990 г.

— антологию «Foundation's Friends», 1997 г.

— антологию «Kroki w nieznane 2013», 2013 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Зарубежный рассказ года. 8-е место


Курсанты Академии
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Курсанты Академии
2010 г.
Курсанты Академии
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Maps in a Mirror: The Short Fiction of Orson Scott Card
1990 г.
(английский)
Foundation's Friends
1990 г.
(английский)
Prietenii Fundației
1995 г.
(румынский)
Foundation's Friends
1997 г.
(английский)
Kroki w nieznane 2013, Tom 9
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно трилогия А. Азимова, посвященная Академии, — это важная веха в истории развития научной фантастики. Глобальность замысла, широкий временной и пространственный охват, общая эпичность и прославление науки — после космоопер Берроуза и Гамильтона, которые тоже стали для НФ важной ступенью, Азимов показал, что можно с успехом совмещать развлекательную составляющую с решением вопросов философского плана. В своей повести «Истокологик» О.С. Кард выражает признание вкладу Азимова в развитие НФ, и подробно освещает эпизод, послуживший началом основания Второй Академии. Хронологически события повести разворачиваются после окончания первого романа основной трилогии цикла.

Главный герой повести — один из самых влиятельных и богатых людей Империи Лайел Фоска, который, помимо прочих достоинств, является еще и выдающимся ученым мужем. Основная специализация Фоски, основателя истокологии, — поиск основных закономерностей происхождения и развития человечества. Главный герой довольно близок с легендарным Гари Селдоном, который по сюжету готовит основание Фонда на Терминусе для создания «Энциклопедии Галактики». Страстно желающий принять участие в новом проекте Фоска сталкивается с категорическим отказом своего старого приятеля, что вызывает у главного героя гнев и недоумение. Тем не менее, всем, кто знаком с постулатами психоистории, понятно, что разворачивающиеся события — это лишь часть грандиозного Плана Селдона, рассчитанного на тысячелетия.

Поначалу я скептически отнесся к данному произведению — что нового можно сказать об Академии, все, что необходимо было раскрыть читателю, уже содержится в рамках оригинального цикла. Однако по мере чтения интерес к произведению неуклонно возрастал. Для тех, кто привык видеть на первых ролях молодых и мужественных астронавтов и космодесантников, повествование от лица пожилого ученого покажется непривычным. Как такового действия здесь очень мало, зато более чем достаточно диалогов, монологов и отвлеченных рассуждений главного героя, как на общефилософские и бытовые темы, так и в рамках научной работы в сфере истокологии.

Помимо главного героя ключевую роль в повести играет его жена Дит, которая работает библиотекарем. Пожилые супруги за долгие годы не утратили остроты чувств, взаимной любви и теплоты отношений, автор даже не побоялся украсить эту сюжетную линию несколькими каплями эротики. Рассуждения Фоски о семейной жизни, об отношениях мужчины и женщины показались мне довольно интересными. Автор намеренно акцентирует наше внимание на психологических переживаниях персонажей, ведь по мнению некоторых читателей именно этого аспекта не хватало основному циклу. Действие не выходит за рамки Трантора, особый камерный характер произведения может показаться непривычным, но в нем есть своя прелесть — подобно увеличительному стеклу оно выхватывает из протяженной истории Академии всего один важный эпизод, и подает его читателю с разных ракурсов.

Вторая половина повести выглядит более насыщенной событиями, обостряется внутренний кризис главного героя. Здесь нам предложат вместе с Фоской познакомиться с одной из достопримечательностей Трантора — Библиотекой Империи. Автор проведет нас по замысловатым коридорам хранилищ, поразит необъятными размерами библиотечных фондов и подробно познакомит с работой Департамента Индексов, где посчастливилось работать супруге главного героя. Довольно значительная часть этого отрезка посвящена рассуждениям лингвистического характера — исследуется происхождение универсального языка, причины возникновения сленга, а также значение собственной языковой структуры для каждой обособленной социальной группы. Финал повести смотрится логично, ощущения недосказанности не возникает.

Как итог — мне понравилось, здесь есть особая неповторимая атмосфера, которую ни с чем не спутаешь. Повесть может заинтересовать не только тех, кто хорошо знаком с творчеством А. Азимова, но даже тех, кто не знаком с его «академической» трилогией, и может послужить стимулом к ознакомлению с оригиналом. Мне кажется, что автор хорошо справился с поставленной задачей — передал атмосферу литературной вселенной, добавил больше психологизма, своего личного стиля. Несмотря на отсутствие динамики произведение читалось легко, в один заход, от него не так просто оторваться после того, как вникнешь и прочувствуешь ритм. Достойное продолжение «Академии», на мой взгляд.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Азимова, по крайней мере в цикле «Академия», всегда чувствуется глобальность замыслов, эффект присутствия читателя не в отдельно взятом городе, а как бы во всей галактике, стремящейся к перерождению. В этом рассказе Карда мы попадаем в личный мир ученого Лейела Фоска, в мир его жизни, мыслей, сомнений на фоне становления Академии. Чем то напомнило Булгаковскую «Белую гвардию» — вокруг глобальные события, но повествование ведется о локальном мире одной семьи. На мой взгляд автор слегка переборщил с психологическими выкладками терзаний главного героя, доходящих до суицида :insane: Вроде бы события не только происходят на фоне создания Академии, но и главные герои непосредственно участвуют в ее создании, но все это заслоняют «терзания героя». Ну уж так он терзается, и так терзается, что Академия уходит на второй план....

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх