fantlab ru

Кретьен де Труа «Эрек и Энида»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Эрек и Энида

Érec et Énide

Роман, год

Входит в:

— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время»  >  Классическая средневековая артуриана


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Н. Рыкова (1)

Эрек и Энида. Клижес
1980 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Au main quant il fu ajornu,

Erec qui fu an son esvoil,

Vit l'aube clere et le soloil,

Si se lieve tost et atorne.

Enide a mout grant enui torne,

Et mout an est triste et iriee;

Mout an est la nuit anpiriee

De sospeson et de peor

Que ele avoit de son seignor

Qui se viaut metre an grant peril.»

«Забрезжил день, – уже пора / Эреку чуткому вставать, / Зарю и солнышко встречать / Все у него сейчас готово. / Эниде же несчастной снова / Болеть тревогой и тоскою. / И ночью не было покоя. / Все тот же страх ее томит: / Опасность новая грозит / Супругу милому ее.».

Негромкий, солидный голос архаичной героической поэзии постепенно умолкал на просторах всё более одомашнивающейся Европы. Исполненная мощи архаическая героическая поэзия уходила в прошлое, «Беовульф», «Песнь о Роланде», исландский «skáldskapr» тоже вскоре станет достоянием истории, не будет иметь аналогов и созданная на востоке субконтинента «Слово о полку Игореве». Старая эпоха уходила, во Франции пышным цветом расцвела сугубо лирическая поэзия трубадуров и вагантов, тогда же велеречивый эпос и сменился более камерным и воздушным романом, одним из главных воплощений стали труды авторов «бретонского цикла». В небо взметались шпили готических соборов, открывались университеты, ставшие ареной схваток интеллектуалов, Абеляр схлёстывался с Бернардом, расцветали «septem artes liberales». На этом фоне, в кольцах городских стен, светские интеллектуалы творили новые миры, создание которых требовало широкой образованности, бурной фантазии и богатого поэтического дарования. Молодая рыцарская культура породила «chanson de geste», эта же культура породила и роман. На юге культура языка «ok» породила богатую поэзию, но она была более лирической, нежели какой-либо иной, северные жу труверы смогли создать более полифонические и звучные произведения, со своим особенным миром, с увлекательным сюжетом и сложными характерами. Конечно же, высокая Любовь есть и здесь — но она переплетена со сложными коллизиями, и нередко становится не только благом, но и проклятием, как в истории Тристана и Изольды.

На первый план выходит не культ служения, а куртуазность. Условный реализм песен сменяется бурной фантазией вымысла, подвиги рыцарей переносятся в сказочное пространство небывальщины, героической эпохи завоевателя Александра или короля Артура, павшие на плодородную почву новых открытий, возрождению античной, латиноязычной литературы и баснословных повестей пилигримов, возвращавшихся из жаркого Утремера, Гальфрид Монмутский дал ведущий импульс к возникновению «артурианы». Нормандец Вас был первым, кто обратился к этому мифу, но он не мог сравнится по своей художественной силе с шампанским трувером.

Кретьену де Труа выпала честь первым, по настоящему, шагнуть в мир Карадигана, Тинтагеля и Камланна, этот мир рыцарской утопии, у него нет привязки к пространству и времени. Это чудесная фантазия, где правит справедливый и мудрый государь, где сказочное тесно переплетается с обыденным, где стёрта граница между реальным миром, кельтским мифом и христианским универсумом. Пространство церковных «житий» было куда более камерным и строгим, здесь Чудо было связано лишь с Богом и его орудиями, либо Врагом Рода Человеческого, однако в романах герои выступают против древнего, архаичного языческого колдовства не только с благочестием христианина, но и с той же самой дикой архаикой «силы воли», силой клинка, который помогает одолеть любого врага, даже волшебного рода.

Кем был Кретьен? Мы не знаем доподлинно. Современники часто на редкость невнимательны к личности тех, кого запомнят в веках. Запомним и мы. Эрек, Ивэйн, Ланселот, Персеваль, Клижес — пять имён, пять историй, которые он открыл нам. «Эрек и Энида» — первый его роман, ставший истинным воплощением куртуазной культуры, ведь помимо Подвига, одного из главных двигателей «жеста», равноценное место здесь занимает Любовь. Но — Любовь не бездумная, не безоглядная.

Великий трувер Кретьен не стал бы классиком, если бы его романы не отличались глубокой спецификой, и даже для нас его сюжеты порой необычны своими поворотами, что уж говорить об аудитории того времени! Так и в «Эреке и Эниде», главным конфликтом является не противостояние со злом, и не совершение подвигов во имя доблести и славы. Конфликт Рыцарственности и Любви — вот стержень всего романа.

Эреку, рыцарю Круглого Стола, не нужно доказывать свою доблесть. Его и так ставят первым рыцарем, даже выше легендарного Ланселота, он известен всему рыцарскому миру, обласкан королём, казалось бы, находится на пике своей жизни. Но... Преследуя врага своего сеньора, Эрек оказывается на постое в доме обедневшего рыцаря,где сводит знакомство с его дочерью, которая «Por voir vos di qu' Iseuz, la blonde / N'ot tant les crins sors ne luisanz», «Был ярче блеск ее волос / Изольды светлокудрой кос.». Любовь вспыхивает мгновенно, девушка по имени Энида даже в самом бедном платье была одобрена при дворе, и благословлена королевой Гиневрой, вопрос о свадьбы был решён. Кретьен отрицает культ неразделённой возвышенной любви трубадуров, для него любовь — это взаимное и живое чувство.

Казалось бы, где в этой утопической неге найти конфликт, если только не конфликт лучшего с хорошим? В конце концов, начало романа напоминает скорее счастливое завершение какой-то истории, торжество обоюдной любви. Нет. Погрузившись в счастье, Эрек забывает о своём долге рыцаря, любовь Эниды, даже не «fin amour», а самая земная, плотская нега наслаждения, стала его слабостью. Мудрая жена, Энида, напоминает суженому о его долге, и, не в силах расстаться, супруги едут в глубины артурианских лесов, навстречу приключениям. Так кончается идиллическая, наполненная счастьем первая часть.

Вторая часть — нарочитое отчуждение супругов. Эрек мнит, что любовь убивает в нём рыцарственнось, и становится холоден и строг с Энидой, запрещая ей говорить с собой, куртуазность оказывается отброшена, теперь рыцарь испытывает преданность своей фемины. Но любящая девушка несколько раз нарушает этот запрет, чтобы спасти жизнь суженому. Здесь оба выступают в необычной роли: девушка здесь не пассивный объект воздыхания, который иногда может подарить шарфик с лебяжьей шеи, нет, Энида деятельна и отважна, и не единожды сохраняет жизнь Эреку, предупреждая об опасности и врачуя раны. Она вечно колеблется между страхом нарушить запрет, и страхом за его жизнь, и это придаёт ей дополнительную глубину.

И оба они прошли это испытание. Кретьен намертво спаял рыцарственность и куртуазность, любовь не заслоняет подвигов, а дополняет их, Энида становится не просто дамой сердца, она ещё и спутница, соратница, друг. Женщина здесь выступает как неотъемлемая часть героической жизни отважного вассала короля Артура, и это один из самых сильных образов в средневековой литературе. Ни в одном из других своих романов Кретьен не создал такого образа любви, его Изольда в «Клижесе» вызывает скорее отвращение, любовь Ланселота в посвящённом ему романе отдаёт трагедией нарушения устоев. «Эрек и Энида» остаётся уникальной не только в средневековой романистике, но и в творчестве самого поэта.

И на этой части можно было ы закончить роман. Но наших героев ещё ждёт кульминация. Теперь Эрек совершает настоящий Подвиг, сойдясь в схватке с Мабонагреном, Красным Рыцарем, проклявшим самого себя во имя классического куртуазного «служения даме сердца», и обречённый схватываться с каждым рыцарем, переступающим его порог. Победа Эрека освободила проклятого рыцаря, и всё королевство, которое он держал в страхе, и достижение совершенно абстрактного артефакта «joie de la cort». Этот бескорыстный подвиг стал кульминацией его «романного времени», окончательно вернувший в его мир гармонию. Мир утопической неги «артурианы» вновь вернулся, но уже более совершенный, где двое любящих супруга преданы друг другу и в рыцарском служении, а в конце — ещё и увенчаны королевскими коронами.

Таков роман «Эрек и Энида». Он лиричен и красив, любовь в нём по настоящему нежна и бескорыстна, а подвиги — по настоящему захватывающи, и мастерски описаны. С точки зрения того, как сделан роман, он не вызывает вопросов, настолько он гармоничен и поэтичен.

В этом романе нет настоящего масштаба, нет эпохальных свершений и событий. Нет здесь и той высокохудожественной мистерии, которая свойственна историям о поисках Грааля. Не гигантское полотно Гальфрида. Это история людей, пусть даже сквозь призму идеальных схем куртуазной культуры. Яркий эпизод их жизни, который помог лучше раскрыть их личности, стремления и чаяния, литература не столько о внешнем, сколько о внутреннем, о том идеале, который искал почти тысячелетие назад учёный трувер Кретьен де Труа.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх