FantLab ru

Стивен Кинг «Возрождение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
661
Моя оценка:
-

подробнее

Возрождение

Revival

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Испуганные люди живут в своем собственном аду. Можно сказать, они создают его сами» — такова, пожалуй, основная мысль «Возрождения».

Поразительная история рок-музыканта Джейми Мортона и его то ли спасителя и друга, то ли «злого гения» Чарлза Джейкобса — священника, порвавшего с церковью и открывшего секрет «тайного электричества», исцеляющего и одновременно разрушающего людей.

Еще один роман Мастера о загадочном и сверхъестественном? Попытка приоткрыть дверь в мир «за гранью бытия»? Или будоражащая душу притча о жизни и смерти в лучших традициях Эдгара По и Рэя Брэдбери? Каждый читатель даст свой ответ на эти вопросы…

Входит в:

— условный цикл «Касл-Рок»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Номинации на премии:


номинант
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2016 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Возрождение
2015 г.
Возрождение
2017 г.
Возрождение
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Revival
2014 г.
(английский)
Revival
2014 г.
(английский)
Відродження
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читается на одном дыхании, вызывает сильные эмоции и производит исключительно благоприятное впечатление — особенно на фоне таких последних произведений, как «Мистер Мерседес» и «Доктор Сон». Собственно, никаких новых приемов в книге нет — это старый добрый психологический триллер, — но отмечу несомненные плюсы (для меня):

1) живые персонажи, которым можно сочувствовать и которых можно одобрять/не одобрять — в отличие от «никаких» героев ММ и сопливо-положительных либо не менее сопливо-отрицательных деятелей ДС;

2) затрагивается глобальный вопрос «жизни после смерти» — и высказываемые Кингом мысли мне весьма близки, пусть и пугающи;

3) есть экшн! да, первая половина книги не очень изобилует бурными событиями, зато вторая держит в напряжении до самой развязки;

4) несмотря на некоторую предсказуемость, персонажи ведут себя очень естественно, и среди них нет «отвратительных мерзавцев», с которыми непременно нужно бороться;

5) книга не затянута;

6) можно сказать, в конце все получают по заслугам.

Короче, в моих глазах сэй Кинг полностью реабилитировался после ММ и ДС. Я довольна.

Оценка: 8
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я долго думал над тем, как именно начать хвалебную оду сему роману, который иные подвергают порицанию, поношению и вываливанию в перьях с предшествующим вымазыванием дегтем...

Так долго, что застопорился процесс написания отзывов на все иное и прочее, что было мною заглочено и переварено за истекшие две недели...

Начну так...

Чтение «Возрождения» сродни китайской пытке водой. В хорошем смысле, если у китайской пытки водой можно таковой обнаружить...

Долго, размеренно и монотонно, капля за каплей, падают на сознание читателя какие-то мелкие детали и подробности...

Кап-кап-кап: и мы знаем больше, чем хотели о извилистых жизненных дорогах, тропах и тропинках рок-музыканта Джейми Мортона, о том, как он был ребенком, встретил первую любовь, научился играть на гитаре, потерял первую любовь, стал играть на гитаре еще лучше, нюхал-курил-кололся, опустился, стал полным дерьмом, возродился, пожалел о том, что возродился именно так, как это произошло благодаря тому, что его судьба раз и навсегда оказалась связанной с судьбой некоего Чарли Джейкобса...

Кап-кап-кап: и нам стало известно больше, чем нужно о том, как убитый горем священник перестал верить в Бога, уверовал в электромагнитные катушки, съехал с катушек и отправился в увлекательный трип по ту сторону бытия и рассудка, в те чудесные и дивные края, где Великий Ктулху лишь забавный комнатный зверек у поистине жутких сущностей. Ах да, это и есть Чарли Джейкобс...

Кап-кап-кап: и мы находим в тексте еще массу деталей, без которых вполне могли бы обойтись, намекающих на то, что есть дверь, к которой нужен совершенно особый ключ, но лучше бы ни двери, ни ключа не было, поскольку некий Чарли Джейкобс не сможет устоять перед соблазном заглянуть туда, откуда никто еще не возвращался...

Нетерпеливый читатель уже готов бросить чтение. Ему кажется, что пытка водой разрозненных свидетельств, обстоятельств и наблюдений будет бесконечной, что разбросанные там и сям кусочки мозаики так и не соберутся в целостную картину...

Но...

Напрасно...Ибо грядет уже та самая капля, которая непременно выведет измученную предыдущими каплями голову за грань рассудка и здравого смысла, обеспечив чертовски быстрый переход к ничем незамутненному ужасу и безумию в духе лучших творений Лавкрафта. Надо просто уловить суть той системы, которая гарантирует подобный результат, а не ждать, что кошмары и видения начнут одолевать с первых же строк...

Подводя итоги: последние страницы книги на самом деле вселяют ужас. Особенно в того, кто не очень четко себе представляет как именно устроено посмертие. Если оно устроено так, как явилось глазам Джейми Мортона, то лучше и вовсе не рождаться на свет...

Окончательно подводя итоги: по счастью, у меня есть книги Честертона. Срочно пройти курс лечения ими от мрака и безысходности «Возрождения» теперь жизненно необходимо...

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последний роман Стивена Кинга – который посвящен признанным и всемирно известным классикам литературы хоррор: Мери Шэлли, Брему Стокеру, Артуру Мейчену, так и недооцененному Говарду Лавкрафту и последователям Лавкрафтовских мифов Ктулху и его соавторам: Огюсту Дерлету, Кларку Эштону Смиту, Фрицу Лэйберу, Дональду Вандри – начинается мантрой Магистра Тьмы (над чем не властен тлен, но не мертво; смерть ожидает смерть – верней всего) которую тот выудил из «Мистерий Червя» безумного Людвига Прина, в своем оккультном скитании.

А еще, в самом начале мы видим предупреждение, что «…произведение плод авторской фантазии, и все совпадения реальными событиями абсолютно случайны…», что еще больше подогревает интерес, потому что такие предупреждения авторы предпочитают оставлять, когда роман построен на реальных событиях, ибо если бы он являлся вымыслом, не было бы потребности оповещать читателя об этом. То есть, как Вы видите – к прочтению книги я приступал ожидая чего-то темного, будоражащего, мерзкого… А еще из самого начала думал о том, что, если свое самое страшное произведения, «Кладбище Домашних Животных» Стивен Кинг сочинил практически подсознательно и даже не хотел его публиковать, то с «Возрождением» сложилось все абсолютно наоборот.

Справился ли Мистер Кинг с поставленной перед собой задачей и получился ли роман таким же темным, как беззвездная ночь? Да, черт! Уже в первый вечер, отложив книгу после полночи, после 150-и страниц прочитанных на одном дыхании, я с трудом уснул, ибо роман не давал мне покоя; а затем мне явился во сне тот зловещий священник. Следующий вечер и очередные 150 ст. я провел, возбужденный, в ожидании момента, когда проявится истинная сущность Чарльза Джейкобза. И под конец, на третий день, дочитывая роман после полночи и узнав о том, что Пастор готовил предыдущие 400 ст., и над чем он все это время усердствовал – я запаниковал. Все окутал непроглядный мрак, и только место, где проходила последняя, ужасная, жуткая и отвратительная сцена тускло освещалась мерцающим светом. И то, что я увидел в этом освещении потрясло меня и врезалось в память…

Что касается персонажей: они живые и воодушевленные, и… их имена символичны. Весь Кинг в деталях. С самого начала Постоянному Читателю становится понятно, что Джейми МОРтон и ЧАРли Джейкобз, герои, вокруг которых вращаются основные события, станут причиной гибели десятков а может и сотен людей, потому как имена их несут в себе клеймо смерти. ЧАР и МОР… — значение этих слов полностью раскрывается в эпопеи «Темная Башня», которая является столбом, вокруг которого вращаются другие произведения Стивена Кинга.

Сюжет романа прост. Но, повторюсь – весь Кинг в деталях. (Не важно, о чем он пишет, важно, как он это делает). Молодой священник приезжает в маленький городишко Гейтс-Фоллз, где первым и последним человеком которого он встретил являлся мальчик Джейми Мортон. «Ты моя Альфа и Омега». Отец Джейми был капелланом в церкви, помощником предыдущего священника. И придя в дом Мортонов, в первую очередь Чарльз Джейкобз познакомился с Джейми, и между ними возникла симпатия: мальчик сильно привязался к священнику, а священник полюбил мальчика, поэтому, когда несколько лет спустя в ужасной аварии погибли молодая жена и сын Джейкобза, — «Где его лицо? Где лицо моего мальчика?!», — он прилюдно проклял Бога и был изгнан из Гейтс-Фоллза, но перед этим, с помощью своей «таинственной энергии», которой увлекался до состояния фанатизма, возвратил голос старшему брату Джейми. И это было только начало… с тех пор Чарли, который борясь с утратой нашел утешение в электричестве, ото дня в день оттачивал свое мастерство, забыв о нравственности, предрассудках и морали…, и когда Чарли уезжал, только Джейми пришел с ним попрощаться…

Но, шло время, и Чарли начал выступать со своими «электрическими фокусами» в парку развлечений, в том числе побывал и в «Джойленде», а Мортон-младший тем временем стал Рокером, ритм-гитаристом, — «вся эта херня начинается Е», — и пристрастился к наркотикам. А жизнь снова и снова сталкивает двух старых друзей, и с каждым новым разом их встречи становиться все более тревожными. Чарли исцелит Мортона от наркозависимости, которая доведет его к тому времени до открытой могилы, и Мортон станет его пожизненным должником, но, это еще не вся цена, которую придется заплатить за исцеление… и это только начало. То, что произойдет дальше – сплошной кошмар и непроглядная тьма.

Я уже упомянул о том, что книга хоть и посвящена в первую очередь Артуру Мейчену, чья повесть «Великий Бог Пан» преследует автора всю жизнь (история о том, как ученый, пытаясь расширить область восприятия человеческого разума, калечит девушку…) вращается она все таки вокруг зловещей мантры Людвига Прина, и дюжины Лавкрафтовских мифов Ктулху, а также украшена лучшими элементами Э. А. ПО.

То есть, если Вы любитель качественной беллетристики и первой раз сталкиваетесь с Кингом – думаю, Вы не получите и половины того прекрасного, что заключено в этом романе, но если Вы Постоянный Читатель и хорошо знакомы с предшественниками Кинга – эстетическое удовольствие гарантированно!

Что еще хочется добавить, ценителям классического хоррора и олдскульного хоррор-муви: половину из того, что Вы прочитаете можно увидеть в трех поразительных кинематографических картинах, это: Фантазм (1-2) Дона Каскарели, «Некрономикон» Браяна Юзны и «В Пасти Безумия» Джона Карпентера.

В трех словах «Возрождение» увлекательное, жуткое и сильное! И учитывая то, что это 55-й роман Стивена Кинга, «Возрождения» вызывает еще те чувства, которые возникали много лет тому назад, во время первого знакомства с автором…

P. S. В «Ищущем Хранителя» я немного сомневаюсь, но с нетерпением жду «Ярмарку Кошмаров» :)

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Возрождение» – последний на данный момент роман Стивена Кинга. Если быть точным, то он 54-й, что говорит об огромной продуктивности писателя. А еще о том, что эта книга была ба раскуплена в любом случае, даже если бы Кинг написал бы полную ахинею и ерунду. Люди открывали бы «Возрождение» и искали бы на страницах то, за что они и именно они полюбили писателя: кто-то – беспросветный ужас, кто-то – бытовуху и ностальгию, а кто-то – размышления и новые идеи. И абсолютно нормально, что книга пришлась по вкусу не всем (всем не угодишь), другой вопрос – кому вообще предназначалась эта история. И именно на этот вопрос я попытаюсь ответить к концу отзыва. Ну а пока поговорим о сюжете.

Перед нами разворачивается история жизни Джейми Мортона, рассказанная им самим. И первые две трети книги читатель вообще не понимает, что же читает. Помните «Страну Радости»? Так вот, это «Страна Радости» 2.0. Огроменное количество бытовых деталей, размышлений и психологизма с минимумом сюжета.

В 6 лет Джейми знакомится с новым пастором своего маленького городка Чарльзом Джейкобсом. Чарльз молод (это его первая паства), умен (увлеченно занимается физикой, а если конкретнее – электричеством), обаятелен (все девушки городка моментально в него влюбляются) и счастлив (он любит Бога почти так же, как свою молодую очаровательнейшую жену и двухлетнего сынишку). Джейми и Чарльза ждут три спокойных года, с определенными трудностями и проблемами, которые возникают в жизни каждого человека. Исключение составляет лишь несчастный случай, произошедший с братом Джейми, но о нем вам лучше узнать непосредственно от самого Кинга, он-то знает, как рассказывать подобные вещи. Увы, но спокойная жизнь подходит к концу в одно ужасное утро, когда жена и сын Чарльза погибают в аварии. Молодой пастор вместе с любимыми теряет и самого себя, и веру в Бога. Отныне вся жизнь Чарльза будет посвящена одной цели, и очень жаль, что судьба его оказалась прочно связана с судьбою Джейми.

Я не буду разбирать роман по кусочкам, в отдельности и персонажи, и идея, и психологизм не представляют ничего особенного. Герои и их внутренний мир стандартны для творчества Кинга, мы встречали у него подобных личностей не раз и не два. И я не говорю, что это плохо, вовсе нет. Если у писателя получается блестяще описать дух детства, бытовые сцены, внутренний мир человека, страдающего от алкогольной или наркотической зависимости, то почему бы ему не пользоваться этим? Интересно ему двигаться именно в этом направлении, писать именно про это, что уж тут поделать. Идея же тайного электричества, увы, описана довольно невнятно и выглядит как-то чужеродно, словно пришита «наживую».

Но это все мелочи по сравнению с общими впечатлениями от книги. Представьте, вы знакомитесь с милой и скромной девушкой и ведете ее в кафе (это вы открыли книгу и вчитались в первые две трети). Все идет хорошо, симпатия крепнет с каждой минутой, временами от общения с ней даже сердце щемит, настолько она задевает вашу душу (сцена смерти жены и сына пастора, например). Допустим, спустя некоторое время вы провожаете ее домой, без задней мысли заходите на чашку кофе и внезапно обнаруживаете, что девушка – нимфоманка, да еще и в период обострения (это я к тому, что заканчивается книга лавкрафтианским ужасом и этого даже особо не ожидаешь: были намеки, но на них как то закрываешь глаза от общего впечатления). Удовольствие, конечно, получить можно, кто-то вообще будет в восторге, но настраивались-то вы не на это. Я вообще после «Страны Радости» и «Мистера Мерседеса» думал, что Кинг «размяк» и ужасов можно больше не ждать. Ага, сейчас.

В итоге перед нами очень неплохой мистический роман, который как булочка с повидлом: до начинки надо еще добраться. Читается он влет, захватывает, в нем есть много плюшек для Постоянного читателя, так что я с чистой совестью могу порекомендовать книгу всем поклонникам творчества автора.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последние книжки Кинга читал с интонациями «Спасибо, что живой». «Возрождение», согласен с Быковым, получился романом славным, с незалежной идеей, очень хорошо организованным. Богоборческий роман. чего уж там. Понятно, что ввиду огромного объема написанного уж вовсе свободным от предыдущих тем и мотивов роман быть и не мог — у Кинга совсем новаторского ничего уже и не будет. Мне история глянулась, а паче того глянулся относительный лаконизм, умеренный объем и чувство меры, с которым в последних романах все было не здорово. Размышления на тему некрасивости тайны и иллюзорности надежды на чудо без последствий оказались горькими и содержательными. Кинг вот сильно хвалил «Щегла» Таррт, а свой роман о наркомане в том числе, сюжетно занятный и вполне себе в духе «Диккенса» написал не хуже. Как по мне — лучший его роман за последние десять лет.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня, обожающей дядюшку Кинга с самого детства, прочитавшей 99% его творений (и 90% из них мне понравились), эта книга стала настоящим откровением. Особенно «Возрождение» выделяется на фоне последних романов Кинга, таких как «Доктор сон», «Мистер Мерседес», недавно вышедшего «Кто нашел — берет себе» — неплохих, но с абсолютно невпечатляющими слезливо-сопливыми хэппи эндами. Здесь же концовка — чистый ужас, шок, абсолютный мрак и безнадежность. Причем не так страшно происходящее, как сама идея, которая после прочтения хочешь не хочешь застревает в голове.

Роман читать приятно и легко, нельзя сказать, что он очень динамичен (по сути весь сюжет — жизнеописание главного героя), однако никакой затянутости и занудности в нем нет.

Стоить отметить, что «Возрождение» пропитано духом Говарда Лавкрафта, и мне не в первый раз приходит на ум, что когда Кинг пишет с отсылкой к лавкрафтовским ужасам (вспомнить тот же великолепный «Крауч Энд»), у него это получается гораздо страшнее, чем у самого Лавкрафта (от которого я на удивление не в восторге, хотя бесконечно уважаю его вклад в мир хоррора).

Подведя итог: с момента выхода «Кладбища домашних животных», «Сияния» и «Оно» — первый действительно пугающий роман. Обязателен к прочтению как непосредственным фанатам Кинга, так и остальным любителям жанра хоррор.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Симфония энтропии в исполнении рокера-наркомана, крестника отлучённого от Церкви священника.

*** Загребущий феодализм.

Стивен Кинг всегда искренен с читателями. Кажется, будто он сам прожил судьбы всех своих персонажей, настолько они реальны. Немного подробностей из личной жизни, много общения с людьми, ещё больше «рыбной ловли» в пульсе общества сетями интернета и СМИ, феноменальная память и талант. Он мастер драмы, психологического триллера, божество «здесь и сейчас»: «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», «Секретное окно, секретный сад», «Мизери», «Долорес Клэйборн»… Полный список удач огромен. Большое ему спасибо за все эти книги. Но есть соседние земли, на территорию которых не стоит заходить даже Стивену Кингу. Даже если очень-очень хочется. Я говорю о вотчинах Франца Кафки, Натаниэля Готорна, Мэри Шелли, Брэма Стокера, Говарда Филлипса Лавкрафта, Артура Мейчена, Кларка Эштона Смита и некоторых других. Но в литературе, как в феодальном мире, у соседа и нивы колосистей, и стада жирнее, и крестьянки толще. Почему-то всегда. И признанный Король Ужасов вновь соблазнился отправиться в поход, причём сразу на трёх из этих крупных сеньоров, явно переоценив свои силы.

Почему войско короля заведомо обречено на поражение? Потому, что герой Стивена Кинга приземлён и по-животному телесен. При одном только намёке на сверхъестественное он опускается для устойчивости на четвереньки, и, вцепившись в землю одной рукой, ищет другой рукой камень или палку, обратив в сторону испугавшего его звука или вспышки искажённое в зверином оскале лицо. Бей или беги! Это порочный низовой человек, часть толпы, и в своих реакциях он мало чем отличается от обезьяны или дикаря. Как может человек со столь развитыми инстинктами выживания испытать экзистенциальный ужас? Да такой скорее ногу себе отрежет и съест, чем задумается о довлеющих силах Хаоса. Такой не будет искать тайное знание, прислушиваясь к невнятным голосам у себя в голове или часами умирать, страшась обернуться, подозревая у себя за спиной вставшую на дыбы и уже выпустившую когти табуретку – он из окна сиганёт, если не сможет прямо сейчас схватить пожарный топор и раздолбать к чёртовой матери всю мебель в комнате.

Маленькая победоносная война заманчива, и набеги короля случаются с завидной регулярностью. Только вот талант Стивена Кинга, облекая тонкую природу мистического в плоть и привязывая её к современному американскому захолустью, невольно всё опошляет. Вместо додревней расы Старцев – томминокеры из летающей тарелки и ядовито-зелёное свечение. Вместо грезящего в затопленных циклопических руинах Ктулху – вендиго на помойке старого индейского кладбища за дорогой. Вместо бесформенного кошмара в средоточии хаоса посреди бесконечности – непостижимого Азатота – зубастый толстый клоун в канализации. Получив отпор в Королевстве Ужаса, хочется нажиться хотя бы на окраинах Царства Фэнтези. И снова от ворот поворот. Бредёт, спотыкается ковбой Роланд в прикиде Клинта Иствуда по следам Вечного Воителя Майкла Муркока, да никак не догонит. Даже Джек Сойер совсем не то, что Гарри Поттер. Вы видели, что творят некоторые подростки с детскими раскрасками? Оскаленный Винни Пух гоняется за орущим в истерике Кристофером Робином, Покахонтас, хищно улыбаясь, снимает скальп с Джона Смита, Багира и Балу лениво доедают полуразложившиеся останки Маугли, гологрудая Ариэль неспешно делает минет пускающему последние пузыри и рвущемуся из её объятий на воздух принцу Эрику... Вот и приземлённость стиля Стивена Кинга даёт примерно тот же эффект. Всем хорош Санчо Панса, но дракона, принцессы и облачных замков он не увидит никогда.

*** Симпсоны и электричество.

Роман «Возрождение» начинался удивительно позитивно. Ребёнок шести лет и молодой священник, анимирующий проповеди Христом на батарейках, мама и блины с черникой и беконом. Лишь судьба мира висела на волоске из-за кляксы на карте под названием Куба, но маленькому Джейми было невдомёк. Он играл в песочнице, а добрый дядя помогал ему. Светлая, милая поначалу история оказалась недолговечной, как спелые фрукты на солнцепёке. Налетели обычные для Стивена Кинга мухи. Дети растут и уже понимают случайно подслушанные разговоры родителей. Любимый всеми священник получает такой удар судьбы, что становится другим человеком. Первая любовь Джейми, их взаимная мастурбация в автомобиле и секс на продавленном и в потёках от предыдущих парочек матрасе в заброшенном сарае. Талант от Бога, рок-музыка и травка. Травма, курс болеутоляющих препаратов и героиновая зависимость. Мальчик стал мужчиной, который однажды проснулся в ломке, мокрым от собственной мочи в дешёвой гостинице, и потащился за очередной дозой на ярмарку.

Обычное для Стивена Кинга течение трогательной «чернушки» внезапно грубо нарушается спущенной с потолка раскорячившейся собакой на лесках. Оставленный и было забытый в далёком прошлом священник Чарльз Джейкобс возвращается и начинает бредить не то Лавкрафтом, не то Мейченом, попутно творя чудеса в стиле доктора Франкенштейна. Простите, но в произведении описывается рубеж двадцатого и двадцать первого веков, а не Эпоха Просвещения. Неужели в провинциальной Америке настолько плохо с образованием, что понадобилось лечить читателя электричеством? Даже если и так, то Гомер Симпсон органично смотрится с пончиком перед телевизором, а не в цилиндре и с моноклем в глазу. Пусть драма разрушения человеческой жизни изобилует натуралистическими подробностями, но это уже привычный стиль Стивена Кинга. Возможно, кому-то будет даже интересно узнать изнанку жизни бывшего хорошего мальчика, а ныне наркомана. Может быть, но я бросил чтение романа «Доктор Сон», увидев, во что превратил себя Дэнни Торранс, некогда выживший в занесённом снегами отеле.

Рассуждения о христианстве агрессивно жёстки и могут глубоко оскорбить чувства верующих читателей, но предупредительные реверансы и поклоны делаются не им, а геям, лесбиянкам и афроамериканцам. Уже полностью традиционно для современной американской культуры. Кто на гребне пенной волны, с тем и дружим. Достаточно детально описано воздействие гастролирующих проповедников на толпу. Но Стивен Кинг решил этим не ограничиваться и сместил акцент на то, что у других стало бы мистикой. Видения! Но не цвет из других миров, а бредовый сон в душной комнате после плотного ужина с жирным мясом и алкоголем. Большое депрессивное расстройство с повторяющимися галлюцинациями. Как обезьяна борется со стрессом? Даёт леща обезьяне послабее, обычно своей самке и детёнышам. Так и в романе, волна семейного насилия с последующим суицидом прокатилась среди паствы Чарльза Джейкобса. Единственный, кто заметил эту взаимосвязь – бывший музыкант и бывший наркоман на шестом десятке лет Джейми Мортон.

*** Пирожок с камешком на счастье.

Смешанные впечатления от книги. С одной стороны, это типичное произведение позднего Стивена Кинга, внешне похожее на «Страну радости» или «Бессонницу». Душещипательное, как хруст французской булки, выглядящее искренним жизнеописание почти лирического персонажа, привычно перчёное «бытовухой» и натурализмом. Ничего, что под жизнеутверждающим названием и задушевной манерой рассказчика скрываются, как осколки стекла в пасхальном куличе, истории деградации и постепенного разрушения нескольких выглядящих вполне успешными личностей. Написано ведь мастерски, будем есть и улыбаться окровавленным ртом. С другой стороны – линия безумного учёного-богоборца. Вот он воспринимается в тексте чужеродным элементом. Сделай автор Чарльза Джейкобса просто лжепророком и прохиндеем, снимающим доллары с толпы дураков, стало бы проще и естественнее. Выкинь его Стивен Кинг из настоящего Джейми Мортона, оставь его как воспоминание из детства и часть галлюцинаций сходящего с ума наркомана, сюжет бы только выиграл. Но читаем так, как есть: собственно кинговский поток тащит какой-то мусор, который то уходит на глубину, то снова всплывает. И концовка только усугубляет положение. Роман, конечно, не лишён оригинальности, но будет по-настоящему интересен и полностью устроит, пожалуй, только фанатов Стивена Кинга. У всех остальных начнёт хрустеть песок на зубах.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожидал от старины Стивена подобного выстрела.Есть еще значит порох в пороховницах,если так сумел нагнать страху,что я целый день после прочтения(концовка просто душераздирающая-даже не знаю, что лучше — в хорошем или плохом смысле слова) приходил в себя.

Сюжет от первого лица вращается вокруг Джейми Мортона — уроженца Харлоу,штат Мэн(кто бы сомневался)), пошедшего по темной дорожке — секс,наркотики и рок-н-ролл и все бы на том и закончилось (умер бы в луже собственной бл....),если бы не его «пятый персонаж»-преподобный Чарльз Джейкобс,встретившийся с ним в возрасте 6 лет и круто впоследствии изменивший всю его жизнь.

Кинг нам известен как великий мастер препарировать человеческие души и рассматривая их под призмой своего мировоззрения,вытаскивать наружу самые мерзкие и отвратительные стороны человеческой личности.Должен сказать что за последние лет 10 только два романа оставили похожее впечатление(«Пожиратель мух«Алексеева и «Убыр» Измайлова) да и то, эффект был все же на несколько порядков ниже(Дашков не в счет))

Мастерски нагнетая атмосферу на протяжении всего романа,недомолвками,сценами с исцелением, «тайным электричеством«Ч.Джейкобса и их последствиями(с Джейми больше всего зацепило.Его первые слова после исцеления:-Что -то случилось-просто шедеврально,особенно его мрачный юмор:-Скажи, как тебя зовут,-попросил Чарльз;ГГ внутренним голосом -я чуть было так и не сказал Что-то — имя,Случилось- фамилия. -блеск).

Пройдя с Гг через всю его нелегкую жизнь читатель, в лице меня , сильно привязывается к Джейми да и Ч.Джейкоб не оставит никого равнодушным.Так вот, из всех этих полунамеков,недомолвок и эксперементов с непознанным электричеством и начинаешь подозревать, что добром все это не закончиться(да,это Кинг и добром у него половина романов не заканчиваются),но тут мастер переплюнул на мой взгляд самого себя.Честно говоря очень уж бы хотелось верить что это была все лишь галлюцинация, (хм,коллективная?).Потому что хоть даже малейшее согласие с таким раскладом(концовкой) может привести к нехорошим мыслям.

P.S.Хотелось бы добавить ,что опираясь на некоторые научные и ненаучные факты можно сказать, что там действительно что-то существует и как мне кажется, решать что же мы там увидим скорей всего придется именно нам.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой книги, Джейми Мортон был маленьким ребёнком, когда он познакомился с Чарльзом Джейкобсом, молодым священником. Священник был увлечён электричеством, и страстно верил в Бога, однако, после несчастного случая, произошедшего с женой и с ребёнком, разочаровался в вере, и посвятил жизнь служению «тайному электричеству». После дороги Джейми и Чарльза разошлись, но судьба за долгие годы всё-таки сводит их несколько раз вместе – Джейми, уже ставшего рок-звездой, подсевшей на наркотики, и Чарльза, ставшего бродячим проповедником... Ну а в конце концов, они ещё раз сойдутся, для самого последнего и страшного эксперимента с электричеством...

Свой очередной роман Стивен Кинг посвящает целой плеяде классиков жанра ужасов, от Брема Стокера до Питера Страуба, однако наиболее сильно в «Возрождении» влияние Мэри Шелли, Говарда Лавкрафта и, в первую очередь, Артура Мейчена, чья повесть «Великий бог Пан» по словам самого Кинга не дает ему покоя всю жизнь. Именно оттуда Кинг взял основную канву сюжета, вокруг которой нарастил свою историю. Однако, перечень имён в посвящении играет с читателем дурную шутку – более-менее эрудированный читатель по одному только этому списку может вычислить, чем же закончится роман. Впрочем, прелесть «Возрождения» не в непредсказуемости, а в том, как оно написано. А написана книга прекрасно. Неспроста я всегда называл, и буду называть Стивена Кинга современным классиком литературы. Уж чего-чего, а умения детально и ярко выписать быт, характеры людей и приметы времени у него не отнять.

Кстати, насчёт примет времени. Как и во многих других романах позднего Кинга, значительная часть событий «Возрождения» посвящена прошлому – а именно 60-м годам, когда Джейми впервые встретился и познакомился со священником, как он проникся к нему детской любовью, как он впервые взял в руки гитару, как встретил свою первую девушку... Однако, в отличие от той же «Страны радости», где описание прошлого было, несмотря ни на что светлым и приятным, в «Возрождении» Кинг мастерски нагнетает напряжение. Пользуясь тем, что рассказ ведётся от первого лица, от лица человека уже пожившего, и знающего исход истории, автор щедро разбрасывает намёки на грядущие ужасы и трагедии, вроде: «Тогда я и не знал, что вижу его в последний раз» или «Однако, всё самое страшное было ещё впереди». Короче говоря, Стивен Кинг наконец-то взялся за то, за что его полюбили все читатели – за ужасы. Хотя, конечно, добрые 2/3 романа к ужасам не имеют почти никакого отношения, может быть разве что к детективу, да и то с натяжкой.

Тем не менее, чтение «Возрождения» по-настоящему захватывает. Ярко выписанные герои с непростыми судьбами, секс, наркотики, рок-н-ролл (обо всём этом Кинг знает не понаслышке – он давно играет в группе The Rock Bottom Remainders, а про его проблемы с наркотиками даже самим Кингом написан не один десяток страниц), лавкрафтианская загадка, мастерское владение словом... Короче говоря, автор в моих глазах полностью реабилитировался после халтурного «Мистер Мерседес». Не то, чтобы «Возрождение» было шедевром, но это добротный роман, способный захватить внимание читателя и подарить немало приятных минут.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С выходом этого романа многие заговорили о том, что Кинг «вернулся». Не знаю, насколько правдиво это утверждение, так как из последних его романов читал только Страну Радости и Доктор Сон. «Страна» мне понравилась, но сравнивать ее с ранними хоррорами Кинга не очень правильно, так как жанровая принадлежность совсем другая. А вот «Доктора» я считаю самым худшим, что когда-либо читал вообще… И все же, я не могу согласиться с теми, кто говорит, что Кинг исписался или куда-то «уходил». И подтверждением этому может служить роман Возрождение. Мастерство не пропьешь, как говорится, а о вкусах не спорят. Единственное, что меняется – все мы стареем. Если раньше, можно даже сказать, что давно, Кинг часто писал о детях, трудностях в становлении, взаимоотношениях подростков, плохом детстве (Оно, Способный ученик, Ярость, Сияние), то поздние его романы пропитаны совсем другой атмосферой – старость, увядание, ошибки прошлого, ностальгия. В Возрождении, пожалуй, все эти темы очень ярко выражены. С самого начала Кинг готовит нас к чему-то зловещему. Посмотрите, как все начинается – маленький мальчик по имени Джейми Морт играет в песочнице, вдруг его накрывает тень подошедшего к нему человека — священника... И эта тень будет лежать на мальчике до конца жизни, а связь, образовавшаяся между молодым священником и ребенком (на сей раз ничего пошлого) предопределит жизнь обоих. Главные герои будут встречаться на протяжении жизни несколько раз и каждая встреча будет некой судьбоносной вехой для них обоих. Середина книги вполне спокойна. Описания рок-индустрии начала 70-х и 80-х годов могут кому-то показаться скучными, но здесь уж кому что. Лично я сказал спасибо за то, что не бейсбол или как у Брэдбери Голливуд 30-х годов. Не считаю, что книга от этого проигрывает, провисает, в ней много воды и так далее. Наоборот, все это – подготовка читателя к главному действу, которое развернется в финале. Спокойно отдохните, расслабьтесь, одним словом – подготовьтесь к концу! Ведь именно в финальной сцене и есть весь сок этой книги. Это как кушать булочку с маленькой начинкой – сначала по краям, а вкусное напоследок. Кинг просто мастерски, если не сказать гениально, нагнетает атмосферу. Сколько там всего! Таинственный эксперимент, одинокий особняк, собирающаяся буря – действительно, кристально чистое ощущение неминуемого и страшного! Просто мощнейший и необузданный саспенс, выливающийся в неистовый Лавкрафтианский шторм! Читать подобное — это несравнимое удовольствие. Вот здесь и становится ясно, почему Кинг посвятил эту книгу грандам мрачной литературы: Мэри Шелли, Брэму Стокеру, Кларку Смиту, конечно же, Лавкрафту и другим. Это дань уважения писателям, из которых сложился он сам. Потрясающе. Плюс к вышесказанному, у книги есть еще одно достоинство – она не длинная. Все очень лаконично написано. Зная Кинга, могло быть хуже.

И еще момент. Кинг затрагивает тему веры, религии, бога. Иногда слышатся упреки, что доводы или аргументы, приводящиеся в книге неубедительны и несерьезны или даже слишком поверхностны. Но ведь мы с вами читаем не теологический или философский трактат, а мистическое произведение, роман ужасов, который в первую очередь призван развлекать, и Кинг никогда не отрицал этого. И все мысли главных героев касательно тем, перечисленных выше, описаны обыденно и в вполне здравом ключе. Ведь повествование ведется от обычных и для обычных людей.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно уже не писал, но книга нешуточно зацепила.

Приступая к чтению я не знакомился с аннотацией, не читал отзывов и рецензий... короче, книга легла на чистый лист, никаких предварительных ожиданий.

Первое что сразу хочется отметить — это всё тот же старый добрый Стивен Кинг. Настолько «тот же», что даже начинают мелькать мысли о самоповторах

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну правда, параллели с «Кладбищем Домашних Животных» настолько очевидны — в плане цепочки «автокатастрофа — смерть семьи/сына — ГГ сходит с ума от горя и совершает поступок, о котором позже сильно пожалеет» — что не заметить их не возможно.

Снова всплывает тема зависимости, на этот раз наркотической, и пути саморазрушения («Сияние»/«Доктор Сон»). Кингу эта тема знакома не понаслышке, поэтому регулярно всплывает в книгах.

Снова идёт эдакий псевдо-байопик — описание жизненного пути выдуманного персонажа, на которые Кинг тоже мастер («Страна радости»/«Сердца в Атлантиде»).

Из-за всего этого где-то на краешке сознания витает мысль — Где-то я всё это уже читал. Но во-первых, мелькает она на самом краю и не мешает получать удовольствие. Во-вторых, все эти моменты лишь второй план, дополнительные детали и никак не являются главным блюдом «Возрождения». А в-третьих, именно за это (в числе прочего) я Кинга и люблю.

Следует сказать про ещё одну ассоциацию — «Томминокеры».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда в ткани реалистичного жизнеописания ГГ начинает понемногу проявляться мистическое, когда Джейкобс начинает мастерить свои машины (понятия не имея что они такое и как на самом деле работают), у меня появляется стойкая уверенность, что во время своих странствий преподобный заглянул в Хэйвен и разок-другой вдохнул тамошнего воздуха.

Однако финал всё расставляет на места и подозрения рассеиваются.

Отдельно хочу выделить именно финал «Возрождения» — он трагичный, почти безнадёжный и по-настоящему пугающий. В первую очередь мыслью: — А если это правда? Ведь это вполне возможно...

Учитывая откровенно лиричные, светлые и счастливые концовки последних романов Кинга, такой финал ошеломил, как удар молота.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно известно, что люди в возрасте больше склонны к жизни воспоминаниями, чем реальностью.

Не избежал этой участи и Стивен Кинг, которому в этом году исполнятся 68 лет, и многие последние работы которого связаны с его прошлым.

Взять хотя бы романы «Под Куполом» и «11/22/63», задуманные Королем Ужасов еще на заре его писательской карьеры, но воплощенные на бумаге всего лишь несколько лет назад.

А для того, чтобы перечислить многочисленные факты биографии автора, вставленные им с небольшими изменениями в свои произведения, и вовсе понадобится отдельная книга.

Например, давно известно, что в последний год учебы в старшей школе Лисбон-Фоллс, Кинг подрабатывал на ткацко-прядильной фабрике «Ворамбо». Полученный там опыт лег в основу рассказа «Ночная смена», действие которого разворачивается на безымянной ткацко-прядильной фабрике в городке Гейтс-Фоллс.

Или можно обратиться к роману «Возрождение», главный герой которого по имени Джейми Мортон, увлекшись еще в подростковом возрасте игрой на ритм-гитаре, посвящает музыке всю свою жизнь. Причем, увлечение это начинается с попытки исполнить песню «Cherry, Cherry» Нила Даймонда.

В данном случае, мы уже имеем отсылку к опыту игры Кинга на ритм-гитаре в рок-группе «The Rock Bottom Remainders», начавшейся с разучивания как раз таки «Cherry, Cherry» — первого большого хита Даймонда, названного журналом «Rolling Stone» «одной из величайших трехаккордных песен всех времен».

Но вернемся к книжному персонажу, судьба которого еще раньше, чем с миром музыки, сводит со священником Чарльзом Джейкобсом, увлекающимся, несмотря на род своей деятельности, научными исследованиями природы электричества и практических возможностей его применения в повседневной жизни.

Именно его поступок становится причиной разочарования в вере Джейми Мортона, что в свою очередь приводит к постепенной потере им моральных ориентиров и позволяет ему, подобно многим рок-музыкантам, «пуститься во все тяжкие».

Но единожды появившись и исчезнув, Джейкобс словно не отпускает своего любимчика из Братства методистской молодежи, возвращаясь в жизнь Мортона и принося в нее очередное зло под видом доброты и участия. А куда уж выстлана дорога благими намерениями, мы с вами и так прекрасно знаем…

Подробно останавливаться на событиях, произошедших с героями на этой дороге я по понятным причинам не буду, поэтому напишу несколько слов обо всем остальном.

Многие прочитавшие роман сетуют на схожесть действующих лиц романа и его некоторых ключевых эпизодов на действующих лиц и эпизоды из более ранних произведений Мастера. В общем-то я могу согласиться с этим утверждением, но с оговоркой, что характеры всех основных персонажей «Возрождения» получились очень даже яркими и объемными. Говорить о таком халтурном отношении к личностям главных героев как в книге «Доктор Сон» в данном случае не приходится.

Так же как и об обилии «воды», несущей слабую смысловую нагрузку. Все описания, детали и рассуждения были строго по делу.

По объему роман вышел не очень большим в сравнении со многими последними книгами автора и лично мне напомнил расширенную повесть, которая по своему душевному настроению и легкой камерности (мест действия в «Возрождении» не так уж и много) заставила меня вспомнить другой маленький роман Кинга «Страна радости», тем более что сам парк развлечений там упоминается.

Если подробнее коснуться настроения книги, то особый вклад в его формирование внесли подробные описания становления и развития рок-карьеры Джейми Мортона, которые лично мне, как поклоннику самых разных музыкальных направлений (в том числе и рока), было весьма интересно прочесть.

Безусловно, книгу нельзя назвать шедевром, но крепкой работой вполне можно.

И хотя обычно на обложках печатают короткие рекламные отзывы, очень часто обманывающие читательские ожидания, с одним таким отзывом на обложке отечественного издания «Возрождения» я полностью согласен: «Это трогательный, завораживающий и пугающий роман».

Но пугающий не какими-то ужасными подробностями, которых в нем хватает, а картиной загробного мира, пусть и грубо, но все равно достаточно ярко, нарисованной автором в финале произведения.

И в этой связи остается только порадоваться, что людям не дано знать, что их ждет «по ту сторону» жизни.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, опять новый роман Стивена Кинга меня разочаровал. Слишком много воды, ни к чему не обязывающих, лишних, не раскрывающих ни психологические портреты героев ни сюжетные ходы подробностей. Основную часть книги главный герой рассказывает свою жизнь, с маленькими вкраплениями основной сюжетной линии, а потом, на старости лет вспоминает, эти же самые моменты своей жизни, о которой мы читал в самом начале. Такой прием вполне приемлем, при условии большого романа за 900 стр. (опять же, если данный эпизод имеет ключевое значение для сюжета), но ни как не для 400 стр. книги.

Кинг так увлекся описанием жизни и метаний главного героя и его семьи, что почти полностью проигнорировал основной сюжет, из-за которого собственно и должна была создаться эта книга (если, конечно, писатель не задумывал эту книгу как мемуары): объяснения об электричестве и пр. очень не внятные, написаны как для галочки, не дающие представления о том, что собственно происходит и как. Такое описание очень сильно резонирует с подробным, доскональным описанием жизни главного героя, ощущение что сюжетная часть написана «на отстаньте», а потом снова сворачивает в лоно любимых сердцу воспоминаний о детстве, игре в солдатиках и пр.

Продравшись через большую часть книги и добравшись до развязки, начинаешь думать, что будет хоть тут по делу и занятно, но увы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как уже писалось ниже, развязка (да и идея) напоминает рассказ Клайва Баркера из «Книг Крови», причем визуально даже больше напоминает одноименный фильм.
Что опять же говорит о очень низкой проработанности романа.

Будь этот роман сокращен до размеров повести воспринимался бы он более органично.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одним словом — разочарование. Давненько я не испытывал при чтении чувство неловкости за автора. В который раз убеждаюсь: последние романы Кинга просто тонут в самоповторах.

Минусы: слишком прямолинейный и очевидный сюжет, много воды. Про техническую сторону даже задумываться не хочется: весь этот необъясненный лепет про изобретение батареек; какие-то невнятные источники энергии; кольца-стержни-ленты. Ей-богу, стоило перенести время действия романа лет на пятьдесят назад.

Сюжет этой повести разбухшей в роман: парафраз КДЖ, и отчасти — Бессонницы. Причем концовка угадывается примерно после третьей главы.

Кочующие из книги в книгу персонажи: наркоман(алкоголик) который пытается всё начать с начала: Противостояние, Сияние, Томминокеры и т.п.;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
муж теряющий жену и сына и пытающийся вернуть их любой ценой
: КДЖ;
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
умирающая от рака мать
(или кто-нибудь еще): В комнате, Талисман. Даже некоторые второстепенные персонажи позаимствованы: местная сплетница подслушивающая по телефону... Кульминация романа напомнила похожую сцену из Черного дома и Книги крови Баркера.

Плюсы книги: Кинг есть Кинг, и ниже определенной планки он не опускается — читается книга с интересом. Понравились жизнеописания семейства главгероя — есть ощущение что он отчасти пишет о своей семье. Понравилась линия с «Тайнами червя», жаль что она толком не расписана.

С нетерпением жду грядущий сборник рассказов. С ними Кинг пока справляется...

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно давно я не читаю ничего нового из того, что выходит из-под пера Стивена Кинга. Оставил его творчество где-то в девяностых, и, наверное, прошел бы мимо и «Возрождения», если бы не богатый перечень имен авторов, которым посвящен сей роман — в их числе и Блох, и Мейчен, и, конечно, особо любимый мною Лавкрафт.

В итоге книга эта стала для меня своего рода знакомством с нынешней формой прославленного мастера ужасов.

Интересное дело. «Возрождение» — не шедевр, хотя и увлекательно как чтиво. И от этого романа у меня складывается впечатление, что Кинг пытается усидеть на двух стульях, которые отчаянно разъезжаются в стороны. С одной стороны — психологизм, одна из визитных карточек писателя, поднимающих его над жанром: стремление к деталям в описаниях человеческих поступков, проблем, судеб… Здесь это — судьба главного героя, Джейми, история его жизни, жизни его семьи, и Джейкобса, который тоже в какой-то мере сделался ее частью.

Кстати, из персонажей романа хочется выделить именно его. Джейкобс — не дьявол во плоти, а просто отчаявшийся человек, поведение которого периодически вызывает чувство жалости. Это в отличие от остальных, которые, включая главного героя, смотрятся не более чем безвольными марионетками в чужой игре.

А второй кинговский стул — это то, за что мы любим означенных в посвящении писателей. Зловещие дома, безумные научные эксперименты, оживающие мертвецы и циклопические города под кошмарными небесами чуждой, но подлинной реальности. И автор упорно пытается свести одно с другим… И — не получается.

Первые три четверти «Возрождения» Кинг раскручивает перед нами историю, наполненную обыденными событиями без вкрапления какой бы то ни было мистики. Да, среди оных и чуду «тайного электричества» хочется искать объяснение — в конце концов, даже современной науке неподвластно многое. Еще чуточку ностальгии по детству, по первой любви. Чуточку рокерских мытарств главного героя. Ну и расследование, которое должно подготовить нас к заключительной части романа. Тут и начинает проявляться мистическое — но только по инерции ты отбрасываешь и его; и внезапные вставки с описанием смертей и кошмаров, призванные разбить неспешность повествования, не нагнетают саспенс, а производят впечатление дешевых страшилок.

Равно как и кульминация романа.

Отдавая дань уважения классикам и собственным учителям, Кинг пытается объединять под одной обложкой то, что объединить невозможно — собственную психологическую прозу и классический хоррор — но уже настолько врос в первое, что второе в его исполнении кажется лишним, если не обесценивающим сюжет.

И Мейчен, и Лавкрафт — все они повествовали о кошмаре, который таится за гранью реальности, и на это в них работает каждая строчка. Если и «Возрождение» о том же, то писатель слишком часто уходит в сторону, отвлекаясь на несущественные детали. Для истории же о сугубо жизненном — к примеру, о семейных ценностях, тема которых регулярно поднимается на страницах романа — описываемые ужасы не вписываются в контекст, и, соответственно, не пугают.

Вот так. Не раз и не два кажется, что вот-вот — и будет, как в «Великом боге Пане», «Et diabolus incarnatus est. Et homo factus est.» Тем не менее, по факту, прошу прощения — «Parturiunt montes, nascitur ridiculus mus». При том, если пытаться оценивать не роман в целом, а брать отдельные его части, то тут Кингу, как рассказчику, по-прежнему не остается равных. Особенно мастерски выписаны начальные главы — первая встреча с Джейкобсом, быт в церковном кружке, трагедия священника. Все очень… кинематографично. Возможно, я слишком пристрастен к «Возрождению». Возможно, для писателя это просто творческое упражнение. Или подготовка к чему-то большему. Равно как для Джейми Мортона — его собственный жизненный путь…

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх