Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Цикл о «в меру упитанном мужчине в самом расцвете сил», который живёт на крыше и очень любит безобразничать.
По всем книгам цикла о Карлсоне снят фильм «Världens bästa Karlsson» (Швеция, 1974; режиссер Olle Hellbom), мультипликационный фильм «Karlsson på taket» (Норвегия-Швеция, 2002) и 26-серийный мультипликационный сериал (Норвегия-Швеция, 2002; режиссер Michael Ekblad).
По повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» поставлен и снят одноименный фильм-спектакль Московского театра Сатиры. В ролях: С.Мишулин (Карлсон), Т.Пельтцер (фрёкен Бок) и др. Также снят мультипликационный фильм «Малыш и Карлсон» (СССР, 1968; режиссер Б.Степанцев).
По книге «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» снят мультипликационный фильм «Карлсон вернулся» (СССР, 1970; режиссер Б.Степанцев).
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— антологию «Вечер любимой сказки», 1992 г.
- /языки:
- русский (181), украинский (3), белорусский (4)
- /тип:
- книги (179), аудиокниги (9)
- /перевод:
- А. Башаримова (3), Н. Белякова (7), Л. Брауде (8), Ю. Железко (1), Л. Лагутин (1), Б. Ларин (1), Л. Лунгина (116), О. Сенюк (3)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KindLion, 9 октября 2013 г.
Кто вы, господин Карлсон?
Шел дождь и лето 74-го года. Воздух был пронизан сыростью, запахами грязноватой реки и сырого леса. Низкие тучи были пристрочены к серому небу стрекотом мириадов цикад.
Меж мокрых древесных стволов там и тут разбросано несколько десятков разномастных плохонатянутых палаток военно-спортивного лагеря. В одной из этих брезентовых палаток, на брезентовой же раскладушке, в толстых очках и пионерском галстуке, сидел ваш покорный слуга и, стараясь не прикасаться к потолку палатки (мальчишеское поверье: если к нему прикоснуться, то будет течь. Впрочем, с брезентового потолка капало все равно), читал потрепанную библиотечную книгу. Это был «Карлсон». Тот самый, живущий на крыше. В те годы, сочувствуя Малышу, я представлял себе Карлсона в виде «мужчины в полном расцвете сил», ровесником солидному дядечке Спартаку Мишулину, телеспектакль с которым уже тогда видел.
Сейчас же, читая своим младшим детям все 3 повести о Малыше и Карлсоне, я вдруг понял: да ведь Карлсон – мальчишка же! И проказничает, как мальчишка, и хвастлив, как мальчишка, и лжив, как мальчишка, и обидчив, как мальчишка, и прожорлив, как мальчишка.
А вы как считаете? Кем представляется вам Карлсон? Мальчишкой? Сорокалетним господином? Кем?
Кстати, хочу сказать, что, на мой взгляд, восприятие книги шестилетками гораздо более эмоционально, правильно, если можно так выразиться, чем мной, сидельцем в военно-спортивном лагере. После прочтения, дети еще очень долго меня подкалывали вопросиками типа «А вы уже перестали пить коньяк по утрам?» и доводить свою маму, в ответ на любую выволочку, философским: «Пустяки, дело житейское».
Календула, 5 августа 2009 г.
Творчество Астрид Линдгрен — удивительный феномен современной мировой культуры.
Книги Астрид Линдгрен хороши еще и тем, что к ним хочется возвращаться, их хочется перечитывать не только в детстве, но во взрослом возрасте. Это сказки и вместе с тем это истории про детей, таких, которые живут в соседнем дворе. В них нет ничего фантастического, просто они умею мечтать, фантазировать, видеть недоступное взрослым.
Астрид Линдгрен обращалась ко многим злободневным проблемам, они находили отражение в ее творчестве: это проблемы воспитания, детей-сирот, бунтарства и непослушания, проблемы детской психологии, взаимоотношения детей и родителей. Она изображала жизнь во всем ее многообразии, без лоска, не старалась ее приукрасить. Она не боялась говорить о несовершенстве мира, в котором живут дети. Она говорила с детьми на равных. Это отличает ее книги от многих других детских книг. Линдгрен стремилась проникнуть во внутренний мир ребенка, установить с ним близкий контакт. Тонкий психологизм и лиричность, оптимизм и озорство – отличительная черта ее произведений.
Яркие, живые герои Линдгрен навсегда остаются в сердцах читателей, они никого не оставят равнодушными. Хвастовство, лень, жадность, эгоизм Карлсона, эскапады, непослушание, вранье и необразованность Пеппи, нахальство и проказы Эмиля полностью искупались тем, что с ними никогда, ни в какой ситуации, ни при каких обстоятельствах даже в самый мрачный день не было скучно. Они умеют поднимать настроение, веселить, заставляют смеяться. Герои Астрид Линдгрен преподали нам урок прощения недостатков тем, кого мы ценим и любим. Парадокс в том, что созданные Линдгрен колоритные персонажи являли собой невообразимый тип положительного героя. В отличие от персонажей советской детской литературы, они не поучали, не подавали пример прилежного поведения. Но мы все равно любили их. Советская детская литература идеологизирована – от писателей требовали создавать образы герое, которым могли бы подражать дети. Линдгрен же изображала своих героев типичными детьми – непослушными, непоседливыми и озорными. Оттого они так близки юным читателям.
Тиань, 28 августа 2015 г.
Хорошая детская литература отличается тем, что она предназначена не одним лишь детям, взрослым также не мешает ее иногда читать, чтобы не терять ребенка в себе и лучше понимать человечков, которые пока еще дети объективно.
Внешне простые и веселые повести о Карлсоне на самом деле достаточно серьезны. Они показывают одиночество ребенка с мире взрослых, которые слишком заняты и, даже будучи любящими родителями, братьями, сестрами, все равно живут в некоторой отстраненности от мира детства. Соответственно, и ребенок — один маленький человек среди четырех взрослых — оказывается слегка отстранен от них и компенсирует эту отстраненность привязанностью к Карлсону. При этом Малыш видит, что многие проделки его друга на самом деле ужасны: он устраивает в доме беспорядок и разруху, а ведь убирается мама, это ее труд; он стремится забрать себе как можно больше лакомств и все самые интересные игрушки, не желая делиться с Малышом; он способен причинить реальный вред здоровью взрослого и уже немолодого человека, пугая его до падений и ночных кошмаров. Все это Малыш понимает, он уже достаточно большой и умеет размышлять, но при этом мальчик искренне любит своего безбашенного приятеля, потому что с ним весело и не одиноко.
Противопоставление условно «плохого» мальчика в лице Карлсона и очень славного, доброго, чуткого Малыша представлено ненавязчиво, забавно, но при этом наглядно. При чтении этой книги ребенку не приходится объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», потому что он видит это сам, по тем последствия, которые проделки Карлсона имеют для Малыша и его семьи. Простыни рвет и пачкает Карлсон, а упрекающий взгляд мамы встречает Малыш и стирать и чинить белье будет отнюдь не летающий проказник. Карлсон слопал и раскидал по подъезду все блинчики, и фрекен Бок, дядя Юлиус и Малыш вынуждены довольствоваться гораздо более скромным обедом, купленным в молочной. Уплетая стряпню фрекен Бок с неизменным аппетитом, Карлсон при этом грубит ей, вместо того, чтобы сказать спасибо. На этих и множестве других примеров в книге показывается, как не надо себя вести, если ты хочешь, чтобы твоим друзьям и просто людям, которые рядом, было хорошо.
Показывается также и то, что даже самый отпетый хулиган, такой, как Карлсон, плохо ведет себя не со зла, а по неведению. Он настолько сосредоточен на любимом себе, что представить последствия своих действий для других просто не умеет. Да и не только ребенок-Карлсон ведет себя не лучшим образом, фрекен Бок и дядя Юлиус — взрослые, умудренные жизнью люди часто тоже невыносимы для окружающих, а ведь они давно не дети. При этом общение с Карлсоном и тому, и другому пошло на пользу. Дядя Юлиус уверовал в сказочный мир и стал чуть менее занудливым, а фрекен Бок стала проявлять вполне человеческие черты характера. Домоправительница и Карлсон на самом деле очень похожи, поэтому им сложно поладить и поэтому же фрекен Бок приняла Карлсона проще, чем семья Малыша, временами они даже общались вполне по-приятельски. Проблема фрекен Бок и дяди Юлиуса та же, что и у Малыша — одиночество. Отчасти благодаря хулиганству Карлсона ее удалось решить.
Как сказка о «Теремке» помогает ребенку понять категории «больше-меньше», так повести о Карлсоне раскрывают некоторые нюансы человеческого общения. Самый яркий эпизод здесь, когда Карлсон ставит фрекен Бог в тупик вопросом, на который нельзя ответить «да» или «нет». Пол странички смешного текста, и наглядно показана одна из проблемных зон человеческого общения. Таких обучающих моментов в тексте довольно много.
В целом же это повести об одиночестве среди людей и о том, как его можно преодолеть с помощью тех же людей, если постараться увидеть в них хорошие качества и проявить снисходительность к недостаткам. Малыш чудесно проделывает все это, он замечательный мальчишка. Именно Малыш создает атмосферу доброты и понимания, которой пронизаны эти повести. Читая их, соглашаешься с дядей Юлиусом: сказочный мир действительно есть, и он рядом — мир детства, который совсем не обязательно терять, становясь взрослым.
baroni, 30 августа 2007 г.
Замечательная детская сказка. Но именно детская. В отличие от К. Грэма, К.С. Льюиса или Л. Кэролла взрослым ее сознательно никогда не перечитывал — нет внутренней потребности.
stMentiroso: «возможно в образе сипатичного человечка к маленькому мальчику является демон-искуситель, целью которого является посредством маленького мальчика внести разлад в приличную шведскую семью».
По-моемы,Вы все чересчур усложняете. Никаких «тайных» сторон у книги Линдгрен нет. А версий на тему Карлссона существует множество. Читал статью в довольно уважаемом журнале, где объяснялось, что для написания своего героя, Линдгрен использовала черты Германа Геринга, который скрывался в Швеции в 1920-х гг. и имел тесные связи с семьей писательницы. На это, в частности, указывают моторчик, пропеллер и полнота Карлссона. Так что Ваша версия про демонов ничуть не хуже.
MarchingCat, 31 августа 2015 г.
Извините, если лично слишком скажу. И повторюсь много с кем... Ведь повести о Карлсоне очень много значат почти для любого из нас...
...
За разговором случайно узнал что у меня жена никогда не читала эту книгу. Впал в шок и отправился по магазинам. В магазинах ещё раз впал в состояние шока от цен на детскую литературу и от обилия разных ПЕРЕСКАЗОВ этого произведения.... плюнул, поехал в букинист и купил книгу там в старом издании чтобы точно был классический перевод советского образца, которым я зачитывался в детстве.
Ну и раз уж купил и приволок домой — грех было снова, не знаю уж в какой раз за жизнь, не перечитать самому эту сказку. и перечитал.
комментарии излишни....
скажу лишь две вещи —
1) оказывается, эту книгу в радость (или как говорит новое поколение: «по-приколу») перечитать и взрослому человеку. И ностальгически нотки, и новый, взрослый взгляд на некоторые ситуации в книге, действительно смешные моменты... Нахихикался вдоволь!
2) если ещё есть люди которые, как моя жена, знакомы с Карлсоном лишь по мультфильмам — ищите книгу и читайте! Независимо от вашего возраста. Восполните упущенное в детстве.
PS
.......Купил красивое издание «Незнайки на Луне». Подарю жене на новый год. Оказывается, тоже не читала...
вот так оно в жизни бывает, сколько людей — столько и судеб.
skarlet, 12 ноября 2014 г.
В детстве я обожала историю о Малыше и Карлсоне, перечитывала ее много раз. Когда же я стала читать ее своим детям, то первое время возникало удивление: как это!!! могло мне нравиться! И ведь действительно, Карлсона сложно назвать лучшим другом. Дети помогли мне взглянуть на эту историю иначе — да, эта книга о дружбе, верности, где главный герой отнюдь не Карлсон, а Малыш. И тогда всё недовольство Карлсоном улетучивается. Чаще всего мы ассоциируем себя с Малышом, и не уверены, что хотели иметь бы такого прожорливого лгунишку, пусть весьма обаятельного и озорного, в качестве друга. Но что, если Карлсон, это я? Как же тогда здорово, если в моей жизни мне встретится такой друг как Малыш! Он всегда поймет, поддержит, прикроет мои проделки, сможет искренне вместе со мной повеселиться и порадоваться моим успехам и всегда готов простить и принять меня всякого. Да каждый из нас мечтает о таком друге, как Малыш, чтобы иметь возможность подурачиться и побыть бесшабашным и безответственным Карлсоном. Поэтому, это лучшая книга о дружбе и вере в то, что каждый Карлсон найдет своего Малыша и не останется одиноким.
kkk72, 1 марта 2009 г.
Истории о Карлсоне — одни из моих любимейших сказок. Я перечитывал их много раз, и каждый раз открывал для себя что-то новое. Во-первых, это просто замечательные истории, очень добрые и веселые. Астрид Линдрен с неиссякаемой фантазией описывает все новые и новые похождения Малыша и Карлссона. Каждый эпизод, каждая мелочь — и сорванная люстра, и похождения по крышам, и кормление младенца колбасой, и картина Карлсона, и «курощение домомучительницы», и поиски спутника-шпиона — яркие, запоминающиеся, необычные.
Во-вторых, не могу не отметить замечательных персонажей: Малыша, в котором каждый из нас готов узнать себя в детстве, и Карлсона, удивительного и неповторимого чудака, наполовину взрослого, наполовину ребенка, родителей Малыша, добрых, но слишком занятых своими заботами, строгую фрекен Бок, которую Карлсон смог перевоспитать. Всех их так легко представить себе.
Ну, а в-третьих, эти повести — замечательная история взросления главного героя, который получает важные уроки жизни, общаясь со своим необычным другом. Обязательно буду читать эти книги сыну, когда он подрастет.
Знайка, 4 февраля 2013 г.
Помню, когда я была еще совсем-совсем маленькой, был у меня воображаемый друг, придуманный не мной. Он жил на страницах книги, которую читала мне мама. Хотя, все прекрасно знают, что на самом деле он живет на крыше. Любитель варенья и плюшек, он, наверное, был не тем, кого любая мама могла бы пожелать своему ребенку в друзья, но с ним было весело. Мы бегали и летали по крышам, воровали плюшки, издевались над фрекен Бок, играли в приведения и занимались еще многим тем, чем заниматься можно только в воображении. Он улетел, но обещал вернуться, и я ему верю.
Советник, 20 февраля 2009 г.
В мире много сказок, легенд и иных литературных выдумок. Это действительно так. Но ничто так не привлекает маленького читателя, как живой и добрый образ героя, с которым можно пережить массу приключений и даже немного пошалить.
Карлсон — обитатель чердачного помещения в одном из домов Стокгольма — наглядное тому подтверждение. Небольшого роста человечек с мотором на спине, бесшабашным характером и нестандартным мышлением завоевал сердца детей и их родителей по всему миру. И это не просто слова.
Вглядитесь в картину «Очень одинокий петух», подшутите над мрачной Фрекен-Бок и поучаствуйте в поимке грозных жуликов вместе с Карлсоном и вы поймете, что мир — явление многоообразное и красочное. Игра контрастов, борьба мотивов и противоположностей необходимы для детского восприятия как маленький ключик во взрослую жизнь. А это, само по себе уже не мало..
zotovvg75, 22 марта 2024 г.
Карлсон занимает свое почетное место в числе самых популярных сказочных персонажей, а три повести о его приключениях входят в золотой фонд мировой детской литературы. Как мне видится одним из определяющих факторов такого всеобщего признания является удачно придуманный Линдгрен образ летающего человечка. Человеческая натура всегда надеется на что-то чудесное, стоящее за гранью нашей обычной жизни и это чудесное естественно должно каким-то образом появляться. Помните как поется в известной детской песенке: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете». Здесь волшебника нет, а летающее существо в наличии, частичка сказки в нашей обыденной реальности. Именно подсознательное ожидание чуда, ожидание того, что оно буквально влетит в раскрытое окно, проявило этого симпатичного мужчину в самом расцвете сил. Но писательский ход Линдгрен все-таки стал необычным, совместив со сказочной природой Карлсона в общем-то не совсем приличные черты характера.
Это противоречие и стало той изюминкой, которая обеспечила настоящую оригинальность образа, избежав немного стандартной в сказочной литературе плюшевости. Ведь можно было бы пойти по проторенному пути, реализовав нечто мягкое и доброе, делающее детям подарки и помогающее в борьбе со злом. Здесь этого нет, наоборот неожиданно появившийся человечек сам требует для себя подарков и хочет всегда быть в центре внимания. Немного странно для обычной сказки, но этому есть и другие литературные примеры с героями имеющими отнюдь не покладистый характер. Вспомним Мери Поппинс, само воплощение строгости и определенного высокомерия или же Питера Пэна с несколько эгоистическим поведением. Тут на мой взгляд присутствует некая ширма, прячущая за собой нечто по настоящему доброе и волшебное. Ведь всегда хочется сорвать некую завесу, заглянуть в потаенную дверь, чтобы найти там чудо. Вот такой ширмой является показной вздорный и нахальный характер Карлсона.
Но и другие персонажи повестей также замечательны. Трогательный Малыш, немного одинокий и ждущий настоящего друга, воспринимается с нежностью, ассоциирующейся с самим детством. Ну а приставленная к нему фрекен Бок и вовсе являет собой нечто совершенно особое. По воле обстоятельств образ няни Малыша настолько совпал с актерскими образами Фаины Георгиевны Раневской, что для тех кто видел и любит озвученную великой актрисой роль в советском мультфильме о Карлсоне, фрекен Бок выглядит просто копией Раневской (или же если угодно Раневская выглядит копией фрекен Бок). Я очень люблю, когда экранизация точно воплощает всю суть первоисточника, становясь органичным дополнением к самому произведению. Это безусловно касается и всех остальных персонажей. Вот эта троица и создала замечательную триаду вокруг которой построены все, опять же три, повести.
Так что я всем настоятельно рекомендую иметь в своей библиотеке эти замечательные книги Линдгрен. В наш цифровой век они помогут держать в руках ту нить ожидания чуда и волшебства, которая к сожалению становиться все тоньше и тоньше.
Himaera, 30 июля 2010 г.
Я где-то читал что в Швеции не любят книги о Малыше и Карлсоне. Считается что это антипедагогичные книжки которые учат детей плохому. По моему они просто лишают своих детей удовольствия от отличной детской литературы. Когда я был маленький это была моя настольная книга. Я знал ее чуть ли не наизусть. И сейчас будучи взрослым дяденькой временами перечитываю отдельные главы.
evridik, 28 августа 2009 г.
Милейшее произведение о вполне взрослом мужчине — Карлсоне, а также о мальчике, желающем иметь собаку — Малыше. И о его родственниках, как то: маме, папе, брате и сестре, а также дядюшке, появившемся позднее. Нарицательными стали многие имена и ситуации из этой книги, и вряд ли найдется ребенок, который не читал эти три книги. Я была в восторге от этой трилогии.
Конечно, это книга, которая не только развлекает, но и книга, которая учит (как и все книги Линдгрен). И за это мы ее любим.
+10
O.K., 27 сентября 2017 г.
Давайте смотреть правде в глаза: не совсем Астрид Линдгрен мы обязаны этой книге. Да, она написала историю о толстеньком вредном человечке с моторчиком, но человечка этого сделала таким обаятельным, а историю такой смешной переводчик. Лилианна Лунгина.
Низкий поклон.
Потому что книга гениальная. Смешная и добрая. И взрослому человеку понравится даже больше, чем ребёнку. Не побоюсь утверждать, что взрослому она НУЖНЕЕ, чем ребёнку. И дело не в том, что Карлсон — не лучший пример для подражания. Просто в детстве и без того достаточно веселья, а вот искренний смех взрослого дорогого стоит.
А посему спасибо и автору, и переводчику. Они вдвоём, идея одной и интерпретация другой, подарили нам книгу, которой больше нет ни у кого в мире, даже у самих шведов.
Низкий поклон. Обеим.
Pupsjara, 21 августа 2007 г.
Прекрасный цикл детских повестей про маленького пухлого человечка с пропеллером, который живет на крыше. Сейчас как-раз читаю его своей 5-летней дочке и вспоминаю свое детство, тогда эта книга была перечитана немыслимое количество раз. Да и теперь книга читается просто на ура.
Особо хочу отметить гениальный советский мультик, сейчас таких мультиков уже не делают.
Фаина Раневская была просто отпад.:super:
newcomer, 21 августа 2007 г.
Не я один вырос на этой прекрасной доброй сказке, и думаю, многие со мной согласятся. Можно употребить массу красивых эпитетов, но это займет слишком много места. Могу сказать одно: без Астрид Линдгрен не было бы Карлсона, а без него не было бы нескольких поколений счастливых детей.