FantLab ru

Лоис Макмастер Буджолд «В свободном падении»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Голосов:
1166
Моя оценка:
-

подробнее

В свободном падении

Falling Free

Роман, год; цикл «Барраярский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 77
Аннотация:

Действие романа происходит за 200 лет до рождения Майлза. Методами генной инженерии созданы квадди — существа, приспособленные к жизни в условиях невесомости. Главный герой, специалист по сварке в космосе, прибывает на космическую станцию для обучения квадди, но в итоге оказывается, что это совсем еще подростки, которых нагло и беззастенчиво эксплуатирует галактический «империализм». Под руководством главного героя квадди должны обрести свободу...

Примечание:

Время действия — примерно 200 лет до рождения Майлза.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1988 // Роман

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2014 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Лучший роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1989 // Роман

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2009 // Зал славы

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2011 // Зал славы

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2012 // Зал славы

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2013 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

В свободном падении
1996 г.
В свободном падении. Этан с планеты Эйтос. Цетаганда
1999 г.
Цетаганда
2005 г.
Цетаганда
2005 г.
В свободном падении
2007 г.
В свободном падении. Этан с Афона. Цетаганда
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

Плетельщица снов. В свободном падении
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2013 г.

Беспроигрышная по нынешним временам тема — о толерантности, меньшинствах, скотском отношении людей друг к другу и алчности корпораций, готовых выдавить последние соки из своих работников ради прибыли. Любой читатель найдет из выше перечисленного что-то ему близкое и не оставляющее равнодушным/причем, это могут быть как отрицательные, так и положительные эмоции, в зависимости от личного отношения к приведенному списку/.

Как известно, Вселенная Майлза Форкосигана не появилась с рождением этого эпохального героя. Существовали миры до него и будут, видимо, существовать и после. И из этих многочисленных миров мне всегда был интересен один, тот с которым мы сталкивались за весь цикл всего дважды. Мир более интересный, чем все предложенные вариации человеческих цивилизаций. Интересный уже потому, что его создали не совсем люди, хотя и состоящие с Человечеством в близком родстве. Я имею в виду квадди — четвероруких, изящных обитателей невесомости, сумевших создать свою собственную, отличную от человеческой, культуру и цивилизацию.

Вот мы и узнаем, как и почему появились эти странные существа. С главным героем — инженером Лео — мы попадаем на космическую станцию, где трансгалактическая корпорация проводит генетический эксперимент по выращиванию умелых и покорных рабочих для невесомости/просто рабов, чего уж там/. И тут, надо сказать, симпатии целиком на стороне подопытных — просто кучки испуганных, обманутых детей, не имеющих никакого понятия о реальной жизни. Как и герою, нам предстоит решить: кто эти странные существа — калеки, заслуживающие жалости, чудовища, которых следует опасаться или свободные, мыслящие существа, достойные того, чтобы стать основателями собственной расы.l

В этом смысле роман исключительно прост, в нем нет полутонов, а есть четкое разграничение на «хороших» и «плохих». Плохие, это, естественно, корпорация и ее верные приспешники. А, если уж говорить о главном злодее, то он просто гротескно плох: скопище всех известных пороков в одном флаконе, без единой положительной черты. Последние достались целиком квадди и симпатизирующим им людям, которые получились белее ангелов. Все предельно ясно, Это Вам не сложная драма на ту же тему генетического моделирования людей, которую изобразила Кэролайн Черри в своем «Сытине».

Но, как это ни странно, такая простота нисколько не портит роман. Видимо, такое впечатление возникает потому, что повествование исключительно динамично. В малом объеме не нашлось места для слезливых диалогов, душещипательных монологов, самокопания и самоистязания, которыми, что уж тут лукавить, страдают некоторые более пухлые романы Буджолд. Нет в романе и никаких извращений, пошлости и насилия. Зато здесь есть масса событий: заговор, побег, интриги, космические полеты, научные открытия. Потому читается быстро, легко и необременительно. Так что, вполне можно рекомендовать эту книгу для первого знакомства с жанром. Более опытные читатели смогут просто отдохнуть денек-два, следя за рождением новой цивилизации квадди.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2012 г.

Я очень рада, что этот роман попался мне на жизненном пути.

Почему-то сильнее всего напомнило «О дивный новый мир» Хаксли и Лукьяненко, которого я, кажется, обчиталась. Впрочем, если бы это был он (Лукьяненко), то ГГ с первых же страниц уже начал спасать бедных квадди. Или, что тоже вероятно, три четверти книги был бы глух к их проблемам, а потом резко бы перешел на их сторону и всех спас.

У Буджолд же ГГ сомневается. И сомневается он так, что ему веришь. И другие герои часто испытывают сомнения, что заставляет верить им, а не считать «штамповкой»

Наверное, роман и правда несколько подростковый, наивный такой. Но это одна из причин, по которым он мне так понравился.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2012 г.

Хорошо и профессионально сделанная вещь. На мой вкус, в романе достигнуто близкое к идеальной для развлекательной научной фантастики соотношение приключений, персонажей, технических описаний и идей. Так получается, что читательские симпатии весь роман находятся на стороне генетических химер, реальной угрозы для чистоты человеческого генома. За это отдельное спасибо надо сказать персонажам Брюса Ван Атты и Лео Графа. Авторское отношение, авторская окраска этих людей настолько ясны и недвусмысленны, что полностью определяют читательское восприятие. Также и характеры и поступки квадди нарисованы исключительно в белом цвете, если не сказать — показаны сквозь интенсивно розовое стекло. Возможно ли такое, что среди тысячи «человек» нет ни одного даже не подлеца, а просто угрюмого, нелюдимого, неконтактного, неприятного индивидуума? Не хотела ли автор на примере колонии квадди показать идеальное общество? Показать, как результат правильного воспитания (а квадди все воспитаны исключительно, насколько можно понять) — торит себе путь в будущее? Странные вопросы после прочтения достаточно простого романа...

И, конечно, весьма поучительно отношение автора к большим корпорациях, к их политике и бюрократии. Ведь на самом деле, вся коллизия есть результат неправильного корпоративного планирования, неверной оценки ситуации и совершенно негодного подхода к её решению.

Я совершенно убеждён, что квадди нашли бы себе работу и место в обширном человеческом космосе, как находят их инвалиды в культурных западных демократиях.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2012 г.

Для меня данная книга является вариацией старой доброй проблемы «рабства». В истории Земли рабство занимает не последнее место. В его основе лежит экономическая целесообразность. В развитых странах от рабства отказались не в силу «гуманности», а только из-за того, что оно экономически нецелесообразно. Здесь простые взаимосвязи. Чем больше человек зарабатывает — тем больше он тратит, что для экономике «good». Да и в высокотехнологических областях лучше заручиться лояльностью персонала. С другой стороны «голубая мечта» крупных корпораций — это персонал который работает не за деньги, а за идею, причем без налогов, отчислений на пенсию и медицинской страховки.

Данная книга является материализацией данной мечты. Можно не сомневаться, что с развитием науки, что-то подобное обязательно попробуют. Приче с тем же результатом в конце.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2011 г.

Главная проблема этого фантастического романа заключается в том, что он не фантастический и не роман. Если заменить квадди на жестоко эксплуатируемых негров (скажем, Джорджии), которые, подстрекаемые немцем-инженером (кстати, стоит заметить, что логика поведения Лео Графа несколько... высосана из пальца), тырят корабль и сматываются на нем куда-нить в Либерию, то ничего абсолютно не изменится, более того, вполне возможно, получилось бы лучше и гораздо реалистичнее. Кроме того, формат романа выбран неудачно — как рассказ «В свободном падении» выглядел бы удачнее, избавившись от всей воды и бессмысленной суеты персонажей. Реальное впечатление производит только эпизод с созданием нового щита для поля Неклина — создается ощущение, что весь роман писался только ради него.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2010 г.

К циклу о Майлзе Форкосигане повесть можно отнести только условно. Действие происходит в том же мире, но лет за 200 до рождения Майлза. Рассказывается история восстания генетически выведенных четвероруких людей — квадди. Как человек, имеющий некоторое представление об истории, воспринял повесть почти с умилением. Угнетатели тут нестрашные, восставшие очаровательны и безобидны, жертв практически нет, все аккуратно, миленько и разве что бантиков на героях нет. Очень женская книжка и в данном случае это недостаток.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2008 г.

После прочтения «Плетельщицы снов» я довольно осторожно начал относиться к творчеству Лоис Буджолд, ну не нашел я в нем ничего для себя нового и интересного. В конце концов переборол себя и решил продолжить чтение... В руки мне попал роман, входящий в «Барраярский цикл» под названием «В свободном падении».

Что же можно сказать? Чувствуется, что к произведению приложила руку женщина, любовная линия проходит через все произведение, хоть и не является основной. Оригинальна задумка с мутантами-квадди, но сюжет в-общем вторичен: борьба рабов с угнетателями (хотя в контексте получается, что это проблемы отцов и детей). Книга очень даже кинематографична, в процессе чтения так и представляешь себе фильм по мотивам данного произведения.

В целом, роман оставил очень достойное впечатление. До шедевра конечно далеко, но прочитать стоит хотя бы для развития кругозора. Оценка 7.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2012 г.

Хорошая, профессиональная работа. На весьма в наше время актуальную тему — спасение всякого рода меньшинств.

Говорю безо всякой иронии — это очень актуально сейчас.

Однако решение как таковое — удрать подальше — радикально, но в нашем мире реализовать его невозможно. Поэтому вместо ответа на вопрос «что делать» получилась простая приключенческая история с лозунгом «Обижать тех, кто на тебя не похож нехорошо».

Прочитано с большим удовольствием, но перепрочитывание поставило вопросы, которые ответа не нашли.

Но я очень люблю, когда пишутся книги, увеличивающие «размерность» мира.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2010 г.

Роман достаточно неоднозначный и необычный. Отношение руководства к проблеме типичное и вряд ли было бы иным. Но борьба за выживание этих существ затягивает до предела. Переживания за судьбу квадди становится частью тебя и неразрывно следует за тобой на протяжении всей книги.

Умение найти выход даже в самой безвыходной ситуации — главная основа повествования. Умение бороться с системой — классический сюжет в классической манере. Но удивляет способность героя полюбить и принять новых существ, пытаться помочь им, защищая не свой дом, не жизнь, а фактически биологический материал, ставший никому не нужным. Смог ли бы каждый сделать подобный шаг? Может быть слишком идеалистический вариант развития событий, но почему бы и нет?

Возможно это для многих окажется банальным вариантом событий, но повествование наполнено событиями и роман из-за этого читается на одном дыхании, что невозможно оторваться. Погружаешься в мир — предшественник других событий, возможно, частью которого станут другие, не менее важные. Ведь прошлое — неразрывная часть будущего...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2009 г.

Верный привычке читать циклы, следуя хронологии, вселенную Буджолд я начал с этой вещички, и дело чуть не сорвалось. Ну, начал, ну, даже прочитал до конца. Ну, квадди, вполне симпатичные создания, да и только. Ну, «мы в ответе…», с последующим раскрытием нравственной темы. Ну, куча технических ляпов и просто ляпов, типа «кучи разбросанных вокруг стола бумажек» в невесомости. Ну, вполне традиционная опера с традиционным героем и со всеми вытекающими. Ну и что? Читать оперы в моем возрасте – несерьезно. Короче, вряд ли стал бы продолжать чтение. Но в «Рекомендациях» коллег-товарищей настойчиво висели «Миры Майлза Форкосигана», который в увертюре к настоящей «опере» даже не был упомянут, так что любопытство взяло верх. И дело пошло. Так откуда следует начинать чтение циклов? Отвечаем: читайте «Рекомендации». Если чтение не идет, читайте п.1. Доверие друзьям – великое дело.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2017 г.

Результат генетических экспериментов над человеком так подробно ещё не исследован как в этом романе. Создана новая раса Homo...., но нужны ли они корпорации, создавшей их? Оказались не нужны, а их более тысячи человек и могут жить они только в невесомости.Трогательная история борьбы за выживание четвероруких и безногих созданий.Полностью заслуживает премий, что и получилось.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2016 г.

Читать Барраярский цикл я решила с логического начала. Насколько я понимаю, к основной истории эта повесть не имеет прямого отношения, но чуть шире показывает мир.

В небольшой по объёму роман уместилось очень много событий, вкратце: фактически революция угнетённых генетически выведенных для работы в невесомости людей, у которых вместо ног ещё две руки, — квадди против бездушной корпорации, которая собирается списать их на свалку в связи с открытием новой технологии. Действие происходит на космической станции, «родине» квадди и немножко в космопорте ближайшей планеты, так что локации очень ограничены, как и количество персонажей, но это не мешает Буджолд лихо закрутить сюжет. Правда для меня было многовато технических подробностей, но прекрасно понимаю, что их полнейшее отсутствие выглядело бы странно.

Роман прост и прямолинеен: в одном углу хорошие (очень хорошие), в другом плохие (очень плохие), и конец обязательно должен быть счастливым. Зато неожиданно сложны и многогранны второстепенные персонажи, такие как Еи, которая вроде как в лагере плохих, но всё далеко не так однозначно...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2010 г.

Честно говоря, в «барраярский цикл» роман не включаю (для себя лично) не только по сюжетным показателям. Прочитал уже после первых романов, «Осколки чести» и «Барраяр» — и по сравнению с ними вещь совершенно проходная, построенная по типовому проекту, с благородными учеными и гадскими злодеями... Контрольная работа автора на четверку с минусом.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2010 г.

Ну очень все просто! Герои примитивны: враги — дураки, «наши» — на все руки мастера-кудесники-везунчики. Сюжет — прямее некуда: задумали убежать, украв при этом космический поселок с кораблем впридачу, — и убежали, и украли, да еще при этом и всех своих освободили и с собой забрали. Ура!

Объективно — книга для детей до 12 лет, а учитывая их сегодняшную продвинутость, может, даже и до 10. А если 10 летний ребенок видел «Аватар» — то не знаю для кого.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2009 г.

Хороший роман, мне понравился. Я читала его лет в 14-15. Я переживала за судьбы бедных ребят, они ведь всего лишь дети, которые ничего не знают о жестоком внешнем мире. Мире взрослых, которые обсолютно не считаются с ними о не видят в них людей. Для корпорации квади были лишь инструментом, который можно выбросить, едва в нем отпадет надобность.

Очень сильная вещь. Правда, людям старше определенного возраста будет сложновато её оценить.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх