fantlab ru

Лоис Макмастер Буджолд «Барраяр»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
2814
Моя оценка:
-

подробнее

Барраяр

Barrayar

Роман, год; цикл «Барраярский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Эйрел Форкосиган становится лордом-регентом при несовершеннолетнем императоре Грегоре. Заговоры следуют один за другим, императорский дворец захвачен заговорщиками. Кажется, что предотвратить дворцовый переворот невозможно… Но совершить невозможное удается Корделии, которая должна спасти своего сына Майлза, жестоко пострадавшего от последствий действия ядовитого газа.

Примечание:

Время действия — 0 год с рождения Майлза.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
HOMer Awards, 1991 // НФ роман

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1992 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1992 // Роман НФ

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1992 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1991 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1995 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга НФ (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第32回 (2001) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Барраяр
1996 г.
Осколки чести. Барраяр
1999 г.
Барраяр
2002 г.
Барраяр
2004 г.
Барраяр
2004 г.
Барраяр
2012 г.
Барраяр
2019 г.
Барраяр
2024 г.

Аудиокниги:

Барраяр
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Barrayar
2014 г.
(румынский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итоговое впечатление оказалось смазанным превращением главной героини в детородный аппарат. Все вокруг неё носятся, интересуясь лишь ребёнком, а не её личностью и профессиональными качествами. Да и сама Корделия приняла роль наблюдателя. Активно действовать начала лишь в последней четверти книги.

Основной темой истории является ожидание рождение Майлза — главного героя следующих книг, а второстепенная — государственный переворот. Аннотация следующей книги гласит, что Майлз — инвалид и лично я ожидал, что во второй части книги произойдёт рассуждение насчёт морального вопроса о сохранении плода, если становится понятно, что родится инвалид. К сожалению, никакого рассуждения здесь нет. После неудачного покушения, которое навредило здоровью плода, Корделия единолично решает оставить его, доверившись рискованным экспериментам по его стабилизации. Причём было ясно сказано, что первоначальный вид плоду не вернётся. Мать года. К этому стоит добавить барраярское не принятие инвалидов. И, собственно, в этот мир Корделия решает выпустить своего ребёнка. Изначально зная о его будущей судьбе. Очень жестокое и эгоистичное решение, которое, на мой взгляд, никакого смысла не имеет. Здравомыслящая пара сделает аборт и попробует ещё раз. И ладно бы, если Корделия была бы в этот момент просто жёсткой матерью, мол, такова судьба. Но ведь после рождения Майлза она излишне за него трясётся. Уже-то что трястись? Это стоило делать раньше. По этой причине, всё происходящее в книге мне представлятся театром абсурда. А Петер Форкосиган является оплотом логики Барраяра, но его никто не слушает, а стоило бы. Лучший персонаж книги.

По этим причинам, а так же по истеричной реакции Корделии на покушения своего мужа мне показалось, что в эти моменты её характер изменили, так как иначе история не сходится. Но ведь из-за этого капитан космического корабля выглядит простой клушей, что меня огорчает. Только последняя четверть (до эпилога) исправляет положение, но до неё нужно пройти через откровенно душные три четверти книги. Очень жаль, что Корделию так извратили.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это моё первое знакомство с серией и автором. Я понимаю что это не начало цикла, но решил начать с самой титулованной и рейтинговой книги. Прочитал на одном дыхании, почти не отрываясь, жадно перелистывая страницы.

И теперь, могу со всей ответственностью заявить: какой же это лубок! С одной стороны, это хороший образец приключенческой фантастики, тут всё как положено: интриги, заговоры, погони, перестрелки, феодальный строй с бластерами и флаерами, но с другой — совершенно непонятно что этим всем хотел сказать автор. Всё плоско, линейно, персонажи унылы в своем следовании амплуа. Здесь это доведено до абсурда. Если в книге есть негодяй, то он ничем кроме негодяйства заниматься не будет, каждое его появление на страницах романа будет связано с какой-нибудь подлостью. Такая, чисто-опереточная фигура. И наоборот, добрый но справедливый адмирал,муж ГГ, всю книгу будет совершать либо что-то справедливое либо что-то доброе, без вариантов. Иногда он будет немножко рефлексировать для порядка, но как-то неубедительно, не всерьез. Какой-либо конфликт в произведении отсутствует. Точнее автор хотела как-то намекнуть на существование той самой дилеммы: доброта/справедливость, но у неё не очень хорошо получилось, потому что в каждой конфликтной ситуации, мы легко понимаем как поступит персонаж и ни капельки в нём не сомневаемся. Ну и прямое, линейное как палка повествование, поданное лишь с одной точки зрения (которая даже не ставится под сомнение) так же не добавляют книге изюминки.

И что самое отвратительное: кажется, что автор эрудирован, не глуп,я бы даже сказал — талантлив и имеет что сказать миру, но изо всех сил старается этого не делать. Кажется, что автор нарочно «отупляет» своё произведение, чтобы лучше соответствовать целевой аудитории. Я считаю что это преступно и непростительно. Книга должна делать мир лучше, а не хуже.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется только теперь «до меня дошло» почему большинство считает этот роман «женским»)) Ну правильно... кто написал? «Баба?»)) Значит все правильно «йомть»)) На самом же деле только из-за того, что большинство впечатлений здесь были поданы от лица героини — ничуть не делает роман «женским«! Наоборот — в большинстве «сцен» героиня ведёт себя как «черт в юбке»)) И пока «мужики чего то там мямлют о чести и понятиях по барраярски», героиня берет любимую «заточку», любимого слугу и...мигом решает все наболевшие проблемы)) И хотя я тут все немного утрирую и упрощаю, но это совсем не похоже на то (что я когда нибудь ранее читал или пытался читать) из разряда «женской болтовни»))

И хотя определенный элемент «женской дурости» присутствует — как преданный и давний читатель (мужскАгА рода) должен «авторитетно» заявить что эта СИ, одна из самых лучших серий что я когда либо читал и перечитывал (уже раз 10 минимум). И хотя я не буду тут разбрасываться (всем надоевшим термином) «шедевр», но по моей (субъективной шкале) все именно так))

P.S а если кого-то и коробит подача от «женского лица», то советую успокоиться, так как во всех остальных частях речь пойдет «уже от мужского»)) Не считая конечно книги «В свободном падении... «)) Там с лицом будет вообще «полный напряг»))

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная история борьбы благородства с предательством. Естественно первые побеждают не оставляя ни единого шанса проигравшим, все идеально складывается и апогей всему — свадьба в последней главе. Фантастика здесь присутствует отчасти, в основном из воспомнинаний героини о своей родной планете. Действия же происходят на планете с феодальным обществом которое достигло технологий полета между мирами. Видны явные перекосы и несостыковки в развитии науки и технологий — летать в космосе мы умеем, но зато никто не знает как вырастить ребенка в пробирке.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. О том, что гуманизм должен идти рука об руку с силой, о том, что будущее рождается из крови настоящего, о том, что настоящие люди перешагивают через свои предубеждения и идут дальше.

Плюс к этому тут есть напряжение и драйв, интересные приключения, интересные герои, хороший слог, четкая композиция

Мне очень нравится эта книга

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Женский роман, который даже не пытается прикидываться частью космической саги.

Из первого романа цикла, «Осколки чести», я примерно помню, что герой и героиня, будучи представителями враждующих армий, встретились, полюбили друг друга и, видимо, поженились. Теперь они уже женаты, героиня беременна, а герой героически возглавляет правительство своей страны и планеты в смутную годину после смерти старого императора, пока его наследник не подростет. Злые враги нападают на него, и хотя герои спасаются, нерожденный ребенок тяжко страдает от яда и становится понятно, что здоровым ему не быть.

Несмотря на активный сюжет и неплохой язык, сама суть конфликта — такая архетипически женская, что стоит об этом пристально задуматься, то аж зубы сводит. Героическая мать борется со всем миром за жизнь своего нерожденного младенца-калеки. В итоге побеждает, конечно, а заканчивается роман вообще свадьбой (как будто всей предыдущей пропаганды семейных ценностей на 500 страницах было недостаточно). С другой стороны, дело не только в том, что написано, но и — как. И сам Форкосиган, и его нехороший отец, и Корделия, и их окружение — очень хороши именно как персонажи. Они не идеальны, они думают и чувствуют, и любовь у них не песни и розы, а нормальная такая спокойная любовь взрослых людей, без лишних драм. Психологическая часть и детали удались Буджолд значительно лучше сюжетной. Впрочем, если ее задачей было написать историю именно об этом неспокойном пренатальном периоде жизни Майзла Форкосигана — вряд ли это можно было сделать лучше. Хотя, возможно, на тему этого периода лучше было бы умолчать, слишком уж много тут, извините, эксплуатации классических моделей.

Тем не менее, мне нравится Корделия как персонаж, именно потому, что это взрослая, уверенная в себе женщина с чувством юмора и здовой самоиронией и самокритикой, но при этом вполне состоявшаяся, чтобы не зацикливаться на этом, а реально делать дело. Таких в литературе и вообще-то немного, а уж в фантастической — так тем более. К тому же события этого романа немного приближают к истории самого Майзла (я как зануда решила читать в хронологическом порядке) — правда, появление его, пятилетнего, в эпилоге не вызывает к нему симпатии. Но это легко объяснимо тем, что автор сходу заявляет читателям «ах, какой это прекрасный ребенок и как им все восхищаются». Надеюсь, дальше дело пойдет не в том же ключе, иначе читать это будет невозможно. В целом же этот роман как фантастический, конечно, не удался, но как женский роман — вполне ничего.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как бы кто не классифицировал, но я остаюсь в убеждении что дилогия о Корделии Нейсмит («Осколки чести» и «Барраяр») — это отдельная и прекрасная история о взрослой женщине, полюбившей человека из другой среды, другого мира, другого общества. И жизнь её рядом с мужем на чужом Барраяре — это близкая и понятная многим история. Не знаю, насколько с себя писался образ героини, но её борьба за личное счастье (в первой книге) и за семейное (во второй) не оставили меня равнодушным. При этом Лоис удалось не скатиться в типично женский роман с многостраничными колебаниями и заламыванием рук, с водопадными описаниями туалетов дам, с многократными постельными сценами. Хотя всё это есть в дилогии, но в меру и к месту.

Второй роман к тому же сильнее первого («Осколки чести») и из-за того, что Эйрел Форкосиган перестал быть вторым главным героем. Теперь его проблемы показаны через восприятие Корделии. Как и проблемы других персонажей: старого графа, Ботари, Куделки, Дру и т.д.

В итоге получился отличный роман. Который можно читать вообще отдельно от всего цикла.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман о событиях на планете Барраяр. Интриги, переворот, подавление переворота. На фоне любви главных героев романа «Осколки чести», здесь они уже муж и жена. Спасение ребёнка. Обычный я бы сказал сюжет средневековых романов Земли. Но автор воспользовался для популяризации романа старым приёмом -перенёс действие обычного сюжета в космос и стало интересно. Вот только я не понял, за какие особенности романа дали ему премии Хьюго и другие. Не увидал ничего выдающегося.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир Лоис Макмастер Буджолд неподражаем. Это одна из лучших фантастических книг, которые я читала. И не только потому, что Вселенная Буджолд продумана до мелочей, вплоть до деталей политического устройства. Но главное в ней — люди. Характеры живые, сильные, неординарные. Центральная сюжетная линия «Барраяра» — история жестокого государственного переворота, который становится фоном для раскрытия человеческой души в экстремальных условиях, темой для размышления о судьбе человека в тоталитарном государстве.

Перевод Т.Черезовой весьма удачен (за исключением того, что некоторые имена героев переводчик изменила, вероятно, чтобы не было слишком прозрачного намёка на нашу страну).

Но вот к чему я отнеслась резко отрицательно — так это к иллюстрации на обложке в издании 2012 года. Ранее у меня было издание 1999-го, но увы — осталось у друзей. Купила переиздание. И к нему как раз есть претензии. Очевидно, художник-иллюстратор книгу не читал, а рисовал с чужого пересказа. Во-первых, обложка — явный спойлер. Ну нельзя же так заранее демонстрировать читателю ключевой момент действия! Во-вторых, ну не было в романе сцены,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которой Корделия Форкосиган в одной руке держит отрубленную голову, а другой размахивает оружием.
А уж кто стоит у неё за спиной — вообще не узнать. Я перебрала несколько вариантов, но если это Ботари, то опять же, художник явно незнаком с тем описанием персонажа, которое автор даёт в первой и последующих книгах цикла. В общем, лучше никакой иллюстрации, чем такая — красивая, но бессмысленная и, с точки зрения спойлера, даже вредная. Впрочем, спойлером в этом издании является частично и сама аннотация...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитанные мною первые книги Барраярского цикла безумно увлекательны, что я и отразила высокими оценками. При всем моем горячем несогласии с позицией автора. Да, на «Барраяре» я дошла до точки, когда мне просто необходимо выплеснуть это несогласие. Конечно, в жизни на Барраяре много минусов, но в колонии Бета жить невозможно вообще. Нет лесов, почти нет открытых водоемов, практически нет сельскохозяйственных и домашних животных. Что за стиль жизни они защищают? За что сражаются? За право заниматься безопасным сексом с 14 лет после искусственной дефлорации, заводить детей по лицензии, есть синтетический белок, жить под землей и платить за воздух? Это не жизнь, это ад. Да уж, мир победивших феминисток и пролайферов выглядит закономерно страшно. Но, судя по всему, автор книг так не считает. Думаю, что тот мир, где она выросла, уже сегодня больше похож на бетанский, чем на нормальный. Видимо, поэтому в книге допущен потрясающий ляп, рядом с которым просто хочется написать: «Не повторять, опасно!». А именно, после тренировочной схватки, в которой Эйрел Форкосиган заработал тьму ушибов и прочих травм, жена готовит для него горячую(!) ванну. Бедный мужик. Вот что значит общество воинствующего ненасилия: человек греет свежие синяки вместо того, чтобы охлаждать их. А когда главная героиня, увидев вблизи лошадь, ощутила не восторг, а испуг, и при этом с примесью каких-то зоозащитных мыслишек («симбионты или рабы»), я вообще в ней почти разочаровалась. И все же что-то в героях цикла потрясающе цепляет: их способность любить, готовность ломать стереотипы, упорство и изобретательность в борьбе за счастье. Великолепное чтение для любителей приключений.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда приключения не заканчиваются со свадьбой — дальше всё становится и опасней, и страньше. А потому что это сильно зависит от того, с кем была свадьба — если ты взялась связать свою судьбу с бывшим адмиралом Форкосиганом, жизнь превратится во что угодно, только не в балы и вечеринки. И опять, как часто у Буджолд, конфликт происходит, прежде всего, на уровне характеров, при всей остросюжетности романа; конфликт характеров и... культур. По большому счёту, «Барраяр» и «Осколки чести» — романы о попаданце, поскольку с благополучной Беты героиня проваливается буквально в средневековье с его интригами и опасностями. Но — никаких грешков жанра «попаданцы» тут не обнаружишь. Несмотря на то, что героиня — действительно героиня. Рубит злу голову и все дела :)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Барраяр» куда остросюжетней, чем «Осколки чести». Сюжет более динамичный, накал более... ээ.. горячий?

слегка смутила сцена сватовства...

и вылазка Корделии, с одной стороны, героический пример для подражания, а с другой — достаточно безответственный. В общем, спорный. Но посыл, опять же, понятен и приветствуется.

Фантастичность — уже на третьем плане, действие разворачивается в пределах одной планеты. Междуусобица, гражданская война, интриги, политика... И всё это как приправа к приключениям, решениям, смелости и прощению.

Кстати, поднимается тема прощения... Сцена с молодым Форхаласом после ночного инцидента достаточно интересна — взгляды, молчание, психологический накал. Так проявляется суть героев.

Красная нить — борьба Корделии за Майлза с социумом, с графом, с Фордарианом, со всем миром.

Стоит ли игра свеч? Увидим в продолжении... :)

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых титулованных романов блестящего Бараярского цикла , один из лучших . Ну что тут еще можно сказать ...

Написанный после «Братьев по оружию» , «Ученика воина» , «Игр форов» он фактически является приквелом разъясняющим и уточняющим многие события которые в них упоминались . С другой стороны он до определенной степени открывает сюжетные цепочки к последующей «Памяти» , «Танцу отражений» и другим романам цикла . Фактически является скрепой , ну или связующей нитью вокруг которой и сплетаться мир Бараяяра . Так сказать создание романа было логически предопределено , его не могло не быть .

Вместе с тем он абсолютно самодостаточен сам по себе и является законченным и цельным произведем .

Все повествование построено через призму восприятия женщины оказавшейся в чуждом для себя мире , находящемся кроме того в точке перелома определяющим его дальнейшие развитие и судьбу героев . Так и хочется вспомнить старое китайское проклятие «Чтоб тебе жить в эпоху перемен» . И в результате Корделия Нейсмит прекращает свое существование , и рождается леди Форкосиган , женщина которую графы присоветуют стоя и далеко не потому что так положено по этикету .

Вместо «у вас на Барраяре» появляется «у нас на Барраяре» , этот мир становится для неё своим , да и как иначе если она отдала ему изрядную толику своей души .

Как всегда психологичность проработки персонажей находится на высшем уровне , причем как ключевых — Корделии и Ботари так и совершенно второстепенных которые появляются на страницах буквально на паре страниц . Как это удается автору, для меня загадка .

Трудно даже посоветовать в каком порядке читать этот роман в рамках цикла , сразу после «Осколков чести» или в хронологическом порядке написания , и лично я склоняюсь ко второму варианту . Только погрузившись в мир Барраяра , и отчасти поняв его персонажей , можно по настоящему воспринять «Барраяр»

Нет , не приквел . Связующая нить ...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя отделить «Барраяр» от «Осколков чести» — эти два романа гармонично дополняют друг друга. «Майлза» можно читать без них; их можно читать без «майлза»... Они вполне самодостаточные и завершенные. Те же герои, та же Вселенная, общее почти всё и... ничего... Столь велика разница между ними.

Дополнить мой отзыв на «Осколки чести» нечем; разве что еще раз подчеркнуть, что эти два романа возвышаются над всем «барраярским» циклом как Останкинская телевышка над жилыми высотками спальных районов...

Такую высокую оценку я ставлю тем произведениям, интерес к которым не угас после третьего прочтения. Эти два романа я прочитал уже пять раз...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак мы приступаем. Космоопера плюс длинный цикл, а значит множество событий и приключений. Данное произведение стоит в самом начале и подготавливает читателя к будущему чтению, а значит и закладывает характерные особенности всего будущего цикла. И первая и главная особенность всего цикла — фантастика лишь фон, главное — интриги и приключения. Это скорее средневековый рыцарский роман, перенесенный на просторы вселенной. Читается легко, написано хорошо, остальное дело любителя.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх