fantlab ru

Тагир Киреев «Метро 2033: Белый барс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.42
Оценок:
47
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Белый барс

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая громкая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра. Этот роман вдохновил целую плеяду новых писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитой саги. Приключения героев на Земле, почти уничтоженной ядерной войной, выходят за пределы Московского метро. Теперь сражения за будущее человечества будут вестись повсюду!

«Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная; ядерная война рушит могучие духовные скрепы, соединявшие когда-то нашу Родину — и теперь каждый в ней сам за себя. Там, где была когда-то республика Татарстан, возникает новая страна — удивительная и необычная.

«Белый барс» Тагира Киреева — или автора, который скрывается за этой шапкой-маской — книга, ничем не похожая на другие книги «Вселенной!. Первая книга о другой религии и о другой культуре. Читать обязательно — представителям любых конфессий!» Дмитрий Глуховский

Есть ли жизнь за МКАДом?..

В речах сладкоголосых джиннов, сплетающихся в единый узор, рождается новая история. Пересказанная тысячами родительских уст, вобравшая в себя все легенды и народные сказки красавицы-Казани, она дает жизнь новым героям, новым приключениям, изумрудным отблеском отражаясь в детских глазах, которые невозможно сомкнуть, пока не дослушаешь до конца. Восточная сказка постапокалиптического мира 2033 года. Легенда о Белом барсе…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 327

Активный словарный запас: низкий (2498 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Белый барс
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бог свидетель, я симпатизировал Дмитрию Глуховскому и болел за его проект «Вселенная «Метро 2033». Так было первые 3-4 года. Что же теперь? Новые книги цикла продолжают выдавать конвейерным методом, но, на мой дилетантский взгляд, коммерция все более вытесняет творчество. И удивлять авторам все труднее. Вот и « Белый барс» — определенно, не худшая книга серии, но дочитывал я ее на автопилоте.

На обложке этого романа приведены слова Дмитрия Глуховского: « Белый барс» ... книга, ничем не похожая на другие книги « Вселенной». Ох, лукавит Дмитрий Алексеевич! Сюжетно перед нами очередной квест. Пастух по имени Тагир должен пройти из пункта А в пункт Б, чтобы добыть лекарство для больной дочки, раскрыть какие-то тайны, понять для себя что- то важное... Написано все это достаточно бойко, автор неплохо сочетает экшн, юмор и философские размышления. Однако нечто похожее было в цикле «Метро» неоднократно. Местный колорит (юрты, ханы с султанами, поклонение Аллаху) несколько оживляет повествование, но погоды не делает.

И напоследок « пара ласковых» в адрес издательства АСТ. Господа, вам должно быть стыдно! Огромное количество опечаток и грамматических ошибок давно стало нормой для книг под брендом «Метро». И «Белый барс», увы, не исключение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но всему же есть предел. Цены на свою продукцию вы повышаете исправно, только вот на качестве привыкли экономить.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень много ожидал от данного романа, даже предполагал, что это будет «наш ответ» Туллио Аволедо, но, наверное «перегорел». Стандартный сюжет, однообразный и скомканный мир повествования, не выразительные сцены событий, плюс нестыковки с действующими персонажами. С противоположенной стороны мы можем увидеть красивую историю любви, мужества и восточной сказки. Что очень зацепило, так это дневник, эпилог, слово от автора. Отдельное спасибо за белого/черного барса — это было красиво.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чёрное сердце»

Рецензия на «Метро 2033: Белый барс» Тагира Киреева

Постъядерная Казань гостеприимно раскрыла свои ворота, и я вступил в её таинственный мир, которого почти не знал до этого…

Начало романа уже оказывается непохожим на другие книги серии. Разве что на «Корни небес» Туллио Аволедо, аналогии с которыми можно просматривать и далее. Читалось начало как будто на восточный манер, как будто одновременно произносишь задушевный тост и читаешь ребёнку необычную сказку. Далее язык стал более привычным, но своеобразные для русского уха имена (Тагир, Мансур, Наиль), вставки на татарском и русифицированном арабском языках, прекрасно подобранные литературные средства выразительности и фоновая религиозность сохранили непередаваемый стилистический шарм «Белого барса».

Я знаю, что изначально главного героя звали иначе, а весь сюжет имел место на большем пространстве. Бывает, что у авторов сохраняются отсылки в произведениях к старым версиям. Здесь же «эффекта фантомной руки» не было! И это одно из достоинств, ведь текст остался целостным, без серьёзных недомолвок и оговорок.

Весь сюжет можно без его раскрытия соотнести с линией Капитана Америки в фильме «Первый мститель». Главному герою спасение мира побоку, главное, чтобы с любимой (в данном случае, любимой дочерью) всё было хорошо. Такой подход одновременно отменяет квестовую структуру произведения и приближает читателя к событиям книги, где так ярко и органично раскрываются простые человеческие чувства, от простых бытовых радостей до затмевающей взор ненависти и ярости.

Если говорить о вещах в романе, то довольно легко можно сделать вывод, что Рамиль Карипов — так на самом деле зовут автора романа — не делал своей задачей акцентировать внимание на каких-то определённых брендах, марках, моделях и так далее. Нет здесь того парада оружия, которые так свойственны Андрею Дьякову, Сурену Цормудяну, Андрею Чернецову и Валентину Леженде, Денису Шабалову… Сказать, что это минус, нельзя, но привыкшие ко всему этому поклонники «Вселенной Метро» могут и поворчать на эту тему.

В то время как обобщённость в среде названий (кроме улиц, станций и некоторых достопримечательностей города) может сыграть злую шутку с отношением к «Белому барсу», обобщённость в прочих описаниях мне показалась достаточной, чтобы удивительно реалистично представить всё, о чём повествуется в романе. Особенно ярко представились Тагир, главный герой, и его возлюбленная Эжени, которых я представлял собственно как чету Кариповых! Кстати, любопытно, что ФИО протагониста выдаётся читателями по кусочкам. Сначала имя, в финале последней главы — фамилия, а уже в эпилоге — отчество.

Основные злодеи книги — султан Марат и яланган Шаррхад — получились по-разному. Султан вышел эпизодическим персонажем, с ясными, но выраженными слабо мотивами, в то время как наёмник, тоже встречающийся в тексте раз семь где-то, представлен как настоящее сосредоточие зла, чьё чёрное сердце никак не может насытиться, выдавливая смерть за смертью из себя всё хорошее, красное.

Философия «Белого барса» — это та самая фоновая религиозность, о которой я упоминал ранее. Герои, в частности Хан и автор-незнакомец, часто обращаются к Корану, черпают из него ответы на любые вопросы, показывая, насколько велика эта священная для мусульман книга.

Символ книги — белый барс. Он появляется впервые в качестве названия на обложке, потом обращается в герб Султаната, своеобразного преемника Татарстана, и знаки на амулетах, вновь становится названием одной из глав и, наконец, обрастает светлой шерстью и наделяется даром к телепатии, что можно было видеть ещё в «За горизонт» Андрея Дьякова.

Пора замолвить слово и о связях с другими произведениями «Вселенной». Изначально лишённый их, к настоящему моменту «Белый барс» обзавёлся отсылкой из заключительного романа трилогии «К свету», а также, как я понял, сам протянул лапу в «Ледяной плен» Игоря Вардунаса (брат Алмаза — Азат, отправившийся в Калининград, что недалеко от Пионерска). Можно ещё провести параллели и с «Тёмными туннелями» Сергея Антонова, где люди-мутанты тоже имеют место, и с «Корнями небес» в плане общего, религиозного настроя. Там католический дух витал под саваном последствий ядерной войны, здесь же — мусульманский, окутавший многих девушек и саму Землю паранджой той же великой катастрофы. Получилось на уровне одних из лучших книг серии, что меня очень порадовало.

Как итог, «Белый барс» — сильная книга, написанная в духе того места, о котором повествует. Была постанабиозная Казань в «Анабиоз: Марш мародёров» Сергея Волкова, на её место приходит постъядерная Казань в «Метро 2033: Белый барс» Тагира Киреева!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отношения с «Белым Барсом» у меня складывались чрезвычайно сложно, говорю откровенно. Мало какая книга вызывала такие противоречивые чувства, как роман Рамиля Карипова. Пользуясь случаем, желаю всем читателям: не «глотайте» «Белого Барса». Эту книгу лучше читать медленно, вдумчиво. В этом случае больше шансов, что получите удовольствие от чтения. А проглотите... Не распробуете, сам каюсь.

Теперь непосредственно о книге. На презентации романа Рамиль сказал, что специально не читал другие книги серии, чтобы его Казань не вышла похожей на Москву, Питер и т.д. Признаю: не похожа. Но не везде это можно поставить книге в плюс. Например, в Казани 2033 года почему-то не действуют законы постъядерного мира, характерные для прочих городов. То есть: если снять снаружи противогаз, ничего особо страшного не случится. Как мы знаем, в прочих городах, даже там, где не падали бомбы, такая неосмотрительность приводит к смерти, причём быстрой. Есть у книги и ряд иных недостатков. Но, во-первых, не хочется раскрывать сюжетные перипетии, а во-вторых, минусы не перечёркивают безусловные достоинства книги.

Главное достоинство книги: особый восточный колорит. Он сквозит везде. В мыслях героев, в их диалогах, в самой логике повествования. Это как раз тот случай, когда элементы татарской культуры и философии не кое-как наляпаны сверху, а являются органичной частью текста. Сюжет романа весьма любопытен и изобилует неожиданными поворотами, хотя в одном месте интригу автор сам же разрушил, прямо указав, кто главный злодей (можно было этот момент немного оттянуть). Самые же запомнившиеся для меня эпизоды: подготовка героя и его взаимоотношения с дочерью. И особенно сильное впечатление произвела сцена на лесной дороге и в ветхой юрте (кто прочтёт, не поймут). Снимаю шляпу, это реально сильная сцена. Есть в тексте и немало шуток-приколов, которые не позволяют воспринимать происходящие события (местами крайне жестокие и кровавые) серьёзно. Шутки не въедаются в память так крепко, как «хреновы московские пробки» у Цормудяна. Но за сцену на станции «Горки», когда герои просыпаются и не могут встать, Рамилю спасибо — хороша!

Автору есть, над чем работать и куда расти. Но талант у Рамиля есть, этого не отнять. И тонкое чувство прекрасного в придачу. Осталось наработать технику, набраться опыта. Надеюсь, что следующую книгу не придётся такое количество раз переписывать. Уверен, у Рамиля всё ещё впереди. Удачи и всего самого хорошего!

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх