fantlab ru

Михаил Веллер «Самовар»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.66
Оценок:
164
Моя оценка:
-

подробнее

Самовар

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Кто такой самовар? Это мужчина, оставшийся без рук и без ног... Жесткое повествование о жизни таких «самоваров», фантазией автора собранных в одной больничной палате...

© viv

В произведение входит:


  • Жара (1996), написано в 1996  
8.50 (2)
-
7.23 (26)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)

Самовар
1996 г.
Самовар
1997 г.
Самовар
1997 г.
Самовар
2000 г.
Самовар
2004 г.
Самовар
2007 г.
Самовар. Б. Вавилонская
2010 г.
Три романа и первые двадцать шесть рассказов
2011 г.
Нежелательный вариант
2012 г.
Все романы
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Новая эсхатология»

Начало книги — чисто воннегутовский «Завтрак для чемпионов» (стеб над эсэсэсэром). Затравка сюжета тоже в духе черного юмора: главные действующие лица романа — человеки-обрубки без рук и ног, даже суровее, чем курсанты на костылях из зарайского краснознаменного летного училища имени Маресьева — творят государственные перевороты, вскрывают черные пятна истории, ну там и эротические сцены имеются… Анализ социума посильнее пелевинского; есть элементы самополемики — «Письмо» на страницах 78-84 есть ни что иное как экстраполяция веллеровских же идей из рассказа «Разбиватель сердец».

Потом все это обрубается и начинается вторая часть романа — справочник биохимика, скрупулезный путеводитель по животному миру и миру человека. Блестящий язык, хлесткие фразы: «это лошади телефонный номер набрать трудно», «умерший с голоду песец в науке не описан». Читается запоем, как, наверное, любое другое веллеровское произведение, но к чему всё это? Знаете, если не порнографическая сцена из Первой части (с.145-157), то часть Вторую можно смело рекомендовать читать младшим и средним школьникам как приложение к учебным курсам биологии, психологии и антропологии. Веллер ударился в просветительство, лавры Вольтера, Монтескье, Дидро, Даламбера, Морелли, Руссо и Гельвеция не дают ему спокойно написать большой роман без менторского тона и отступлений.(Но просветительство получилось еще одним образцом эсхатологического мышления ядерного века.) Впрочем, это я загнул. По сути, вся вторая часть книги и есть одно сплошное отступление от того, что ортодоксальные читатели привыкли просто называть литературой. Ведь первая половина романа так и осталась в подвешенном, незавершенном положении. Без финиша. К любопытным выводам подталкивает читателей Веллер: вся жизнь наша есть не что иное как подготовка к гибели Вселенной. У человечества одна цель — эдак через 10 миллиардов лет дать хороший толчок умирающей Вселенной.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, вещь, безусловно, тяжелая. С другой — литературная легкость повествования затягивает, и получаешь безусловное удовольствие. Очень реалистично написано, с точным созданием атмосферы повествования. Мастерская работа.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы автор ограничился историей «семерки» и развил этот сюжет до логичного финала, было бы замечательно. Гениальный творец создает шедевр отсекая лишнее, а тут сплошная эклектика — особенно лишним, думаю, является кино с «Ленин и Со». Удачей автора считаю описание довольно жизнерадостного и осмысленного образа жизни этих инвалидов без рук и ног, которые вместе умножают свою энергетику. Причем, физические недостатки также усиливают энергию — нет паразитных для задачи, отвлечений. P.S. Книгу держать подальше от детей и ханжей.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А так хотелось, чтобы «Самовар» вернул слегка потрепавшееся уважение к автору. И ведь отчасти книга смогла это сделать!

Энергические экскурсы в историю, ошарашивающие факты, подробности, за душу берущие. Письмо к любимой — полётом над степью, солнечным лучом в проруби. Пронзительно. И тут...

...физиологичность, стёб над историей, зачем-то едва ли не пошлые сцены вместо изящной эротичности... Ну чесслово же!

И довеском — «Всё о жизни», которое я пробовал читать отдельно. Тут оно немного упрощено, за что и спасибо.

Ведь умеет автор. Ведь может, если захочет! Но порой его, увы, немного заносит. Но это — ещё энергичный, ещё куда какой автор!

Запомни, читатель — Веллер — ни в коем случае не юмористический писатель! воспринимать его современным Аверченко — ошибка!

Читай его малую прозу и обожаемого мной «Звягина». А чаёк из «Самовара» (не считая любовного письма) — хороший, крепкий, но всё-таки чем-то сомнителен.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Складывается впечатление, что в какой-то момент Веллер показал все трюки, на которые был способен, оборвал там, где ему надоело, довесил уже прожеванной в «Майоре Звягине» «Общей теорией всего» радии объема и поволок в редакцию.

Начал за здравие, кончил за упокой.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга эта — абсолютно не для женщин и детей. Мрачный реализм ее угнетает, даже пугает. Удивительно, что такое мог написать автор «Лаокоона» и «Головы»....

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

я не знала, что есть такие люди...самовары...Прочитала...не очень-то понравилось, хотя все по-человечески объяснимо и понятно!...Так прыгают по болотным кочкам...туда-сюда...туда...сюда...незаконченый роман...или мини-роман...а , может и не роман вовсе, а так...чтоб вызвать интерес...к истории нашей(что тоже немаловажно)

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Распад сознания, калейдоскопический шизоидный распад личности. Или сборка обрывков разнородных текстов, от простого псевдосценария в «геволюционном» стиле с тупым матом и половыми извращениями до эротического эпизода, вперемежку с псевдоисторическими этюдами.

Сама идея — как идея — неплохая. Использование сверхъестественных свойств инвалидов за счёт синергии их мозговой деятельности. Но размусолена эта идея до невозможности, Остапа не только понесло, но и пронесло, залив вполне годный стержень романа словесными испражнениями.

В общем и целом, больное произведение, с интересной заставкой, пропагандонским началом и бредовой основной частью.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

чуча-муча пегий ослик...

чесслово, чуть не заплакал.. — столь пронзительной лирики читать не доводилось.

Работая на контрастах(биполярностях), Веллер мастерски заводит читателя. после занудного описания ТТХ автомата «калашников» — письмо, полное Любви и Нежности, слёз и радости, надежды и отчаяния. Письмо В ПРОШЛОЕ.

познакомился я как-то с мужиком — эмигрантом американским, умотавшим за океан еще в 90-е. Нормальный такой парень, психолог, захотел, видимо, пожить в комфорте. — женился на толстой (гормональные нарушения) американке.

И вот при встрече дарю ему «Самовар».

Приходит отзыв: чувачка шокировала порноглава и грубоватый стёб над вождями — ну, в среднем, как обычно у совка.

Возражаю: а меня вот «чуча-муча пегий ослик» потряс... :

И вдруг...

вдруг читаю явно истеричное: А Я ВОТ УВЕРЕН, ЧТО СМОГУ ПОЛЮБИТЬ ТОГО, КТО РЯДОМ!

обана... — прорвало...

То есть: его ТОЖЕ больше всего пронзил «пегий ослик». Только признаться сразу не смог...

А вот что насчет второй части — ужатой «Всё о жизни»:

М.Веллер назвал свою философскую модель мира сначала энерговитализм/«Кассандра»/, а позднее энергоэволюционизм/«Б.Вавилонская»/. При этом он долгое время был в неведении относительно того, что подобные идеи уже высказывались различными учеными задолго до него. Первое упоминание «отца энергетизма» В.Оствальда появилось в 2006-м году в мемуарах «Моё дело». Там же упоминается имя виталиста Ю.Р.Майера. И там же могло быть упомянуто и имя выдающегося эволюциониста ХХ-го века, «отца культурологии и технологического детерминизма» Л.Уайта, который еще в 1949-м году в работе «Энергия и эволюция культуры» говорил об антиэнтропийной функции живого в целом, и разумного живого в особенности. Но Уайт не смог связать Вселенную и Разум воедино, двусторонней диалектической связью. Чуть позднее, 4 года спустя, это сделал выдающийся советский философ Э.В.Ильенков, — автор статьи «Космология духа», гениальной работы, в которой был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии и, жертвуя собой, осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Смерть мыслящего духа становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней — иных разумных существ.

Заслуга М.Веллера в том, что он, фактически, творчески развил эту идею, «подперев» космологию психологией — связал объективное с субъективным.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх