fantlab ru

Джеймс Герберт «Крысы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
84
Моя оценка:
-

подробнее

Крысы

The Rats

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

С давних времен рядом с людьми жили различные животные. Одних человек приручил специально, других — крыс — человек люто ненавидел, уничтожая их при малейшей возможности. Так длилось очень долго, но настали другие времена. Под воздействием радиации крысы мутировались, некоторые особи обрели нечто похожее на разум. И теперь крысы готовы к новой схватке, к которой крыс поведут их предводители — странные двухголовые мутанты-альбиносы. Их полчища будут не так уж просто уничтожить.


Содержание цикла:


7.36 (209)
-
13 отз.
6.50 (6)
-
7.28 (131)
-
4 отз.
7.74 (128)
-
5 отз.
  • + The City (1994) [графическая новелла]  
9.00 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Крысы
1994 г.

Периодика:

Вокруг света № 1, январь 1994
1994 г.
НЛО. Литературное приложение
1994 г.

Самиздат и фэнзины:

Крысы
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Rats
1974 г.
(английский)
The Rats
1974 г.
(английский)
Lair
1977 г.
(английский)
Domain
1984 г.
(английский)
The City
1994 г.
(английский)
Lair
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не многих книг боялась в своей жизни, эта книга меня напугала, написана настолько реалистично, что начинаешь бояться всго — подвалов, темноты, шорохов, метро. Жаль, что переиздангия не было, та книга затерялась, а новую найти нереально.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротная вещь, написанная более 30-и лет назад. Умный психологический роман-трилогия ужасов. Главный герой — обыкновенный учитель рисования из английской провинции -мастерски выписанный персонаж. К сожалению одно лишь перестроечное издание не позволило дойти ему до широких слоев населения нашей необъятной родины...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия, ставшая классикой: «Крысы», «Логово», «Вторжение». Читал давным-давно, но так как около полугода назад мне удалось заполучить саму книгу, «живую», не в электронном виде, я решился перечитать, и решение это далось мне очень легко. А как иначе? Меня ведь снова ждёт кровавое противостояние людей и крыс-мутантов.

Первые две книги, как мне кажется, можно назвать в некоторой степени похожими друг на друга по сюжету и общему настроению.

Первая часть – это первое нашествие крыс, жители Лондона сталкиваются с тем, во что сложно поверить: кровожадные крысы пожирают людей? И сначала из-за нежелания признавать проблему, затем в состоянии шока, люди становятся лёгкой добычей для монстров, и только к концу книги, берут себя в руки, чтобы дать отпор тварям.

Вторая часть – другая история в других локациях, происходящая через несколько лет после первого нашествия. Специальная организация занимается отловом оставшихся в живых особей крыс-мутантов и проведением опытов над ними, чтобы быть в полной готовности, если вдруг произойдёт второе нашествие. И оно, конечно, происходит. И люди уже готовы… да вот не совсем. Крысы стали умнее, а к тому же в условиях вне города людям с ними ещё не приходилось сталкиваться, поэтому противостояние будет далеко не простым.

Так мы подбираемся к третьей книге, которая, на мой взгляд, стоит немного особняком. Здесь первая смерть происходит не по вине крыс-убийц, а по вине самого человека. Ядерная угроза, нависшая над миром, оказалась реальнее некуда, воплотившись в катастрофу, впоследствии которой погибла большая часть населения планеты. А крысы начинают вылезать из своих убежищ в городской подземке уже после, почувствовав на уровне инстинктов, что их главный враг, человек, ослаб. Написана третья часть, «Вторжение», ничуть не хуже, если и не лучше, чем предыдущие две, но показалось, что акцент смещён именно на последствия катастрофы, поведение и взаимоотношения персонажей в экстремальных условиях, а крысы тут действуют как часть этих последствий и будто на втором плане, когда мне лично хотелось бы, чтобы они занимали большую часть текста вместо долгих бесед, споров и попыток выяснить, кто же первым сбросил бомбу. Хотя с другой стороны такой подход помогает роману держать читателя в напряжении, так как пока персонажи решают свои проблемы, как будто позабыв о крысах, мы-то о них помним и нам уже кажется, что за следующей страницей этих идиотов сожрут, пока они «расслабляются», но этого не происходит, и напряжение продолжает нарастать, в итоге всё же разорвав пространство криками людей и диким писком мутантов, вспомнивших вкус человеческой плоти.

А в конце этой заметки я хочу сказать, что все три романа хороши и особенно хорошо они читаются вместе по порядку: «Крысы», «Логово», «Вторжение».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия Джеймса Герберта про крыс очень неровная. Дебютный роман был тем самым первым комом, так как ещё молодой автор искал себя, свой стиль, вырабатывал свой индивидуальный почерк. Много действия, минимум эмоций, отсутствие подробных описаний, подготовительных сцен, сделали роман «Крысы» излишне примитивным, но при этом весьма увлекательным с точки зрения самого сюжета, неспроста книга была перенесена на экран. Идея про нападение мутировавших грызунов, во все времена враждующими с человечеством, на не ожидавших нападения беззащитных людей, вселяла ужас, чувство омерзения, во время чтения ты словно ощущал на себе гадливое прикосновение розовых хвостов к своему лицу. В небольшом по объему романе содержится несколько интереснейших сцен, действие в которых происходит на удачно подобранных для этого локациях с большим скоплением людей в ограниченном пространстве, в результате чего они становятся заложниками нахлынувшего полчища грызунов-убийц. Финал произведения недвусмысленно намекал, что убить тех, кто веками выживал в самых экстремальных условиях, практически невозможно. И это дало задел для продолжения.

Которое не заставило себя долго ждать. Через 5 лет автор возвращается к этой теме, показав крыс ещё более изобретательными, хитрыми, коварными и расчетливыми. Они боятся человека и понимают, что нужно действовать исподтишка, не бросаясь на амбразуру огромным мохнатым тельцем. Произведение написано совершенно другим языком, детально описываются окружение, интерьер, сражения. Вместе с тем пропала атмосфера, страх неожиданной расправы, автор долго подготавливает поле боя человека и грызунов, перегоняет из пустого в порожнее. Локации сражений переносятся в сельскую местность, что идёт только во вред, нет давящего страха замкнутого пространства, ощущения безысходности, отчаяния и бессилия. Автор явно внял критике своей первой работы и подтянул еле держащиеся писательские лямки, но одновременно утратил мощь, напор, и ничего принципиально нового не предложил, паразитируя на одной и той же теме.

А вот ещё через 5 лет Герберт явил миру шикарный во всех измерениях роман, насытив его всем лучшим от первых двух книг, улучшив это и прибавив новые составляющие, сделавшие и без того тревожное до предела мрачным, жуткое невыносимо ужасающим. Идея двойного удара по человечеству, вначале в виде радиоактивного, затем крысиного по уже обессилевшей горстке выживших, воплощена красочно и увлекательно. Описание ядерной катастрофы прожигает радиоактивными лучами насквозь, описание последних мгновений не сумевшихся спастись, застигнутыми врасплох, пробирает до глубины души, и безумно пугает своей возможной вероятностью для всех нас. И дальнейшая финальная и неравная битва с крысами, почуявшими слабость и уязвимость оставшихся в живых, и возмущенными их вторжением на их подземные территории, несомненное украшение всей трилогии. Микс двух тематик во «Вторжении» было умным решением, широко раскрывшим творческий уровень автора, позволившем жонглировать двумя смертельными угрозами для существования всего человечества.

В целом Герберт создал отличную трилогию, подарившую множество ярких впечатлений и страх перед опасными грызунами, а что самое главное, все описываемое вполне реально, пусть и излишне гиперболизированно. Его крысы навсегда останутся классикой хоррора и отличным примером того, как надо писать романы-катастрофы и совершенствоваться с каждой написанной строчкой.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем недавно открыл для себя этого автора, да и произведений не так много удалось отыскать в переводе.

Роман «Крысы» захватывающее остросюжетное произведение, где нет ничего лишнего, да и не возникает желания что-либо добавлять. Всё на своих местах, в меру и вовремя. Советую к прочтению всем, кто любит жанр хоррора в литературе. Здесь и кровавые сцены, и сцены любви — есть всё.

А вот экранизация, на мой взгляд, так себе по сравнению с книгой.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крысы — это одно из самых умнейших и социальных животных на планете земля. Я сама лично смогла в этом убедиться, когда у меня жили три крысы. Три мальчика. Гай, Юлий и Цезарь. Я конечно читала о том, что дельфины и лошади тоже очень умные животные, но пока их не завела и не пожила с ними несколько лет точно сказать не могу). Зато могу точно утверждать насколько крысы хитроумные и сообразительный существа.

Прочитала я на свою голову книгу, которая называется Крысы и которую написал Джеймс Херберт.

И могу сказать, что это не просто какой-то трэш или ужастик, нет, это еще и истории. Несколько разных историй о разных людях. И хочу заметить, истории эти разнообразны и увлекательны. Но не обольщайтесь. Автор нещадно убивал своих персонажей в течении книги, даже тех, о ком была написана ни одна страница, а целые главы. И этих людей, о которых я уже столько всего знала, их мечты и сокровенные тайны, их всех слопали крысы. Довольно любопытный стиль, не правда ли? И это не спойлер, эту информацию читателю дают понять с первых страниц книги.

У меня возникало ощущение, что автор сам получают удовольствие, уничтожая всех своих персонажей. Уничтожал он их жестоко и страшно.

Эх… Хотела бы я сказать, что мне было приятно читать эту книгу, читать о том, как крысы пожирают людей, обгладывая плоть с их еще живых тел. Как они сдирали кожу и мясо с человеческих рук, ног и шей. Как они впивались своими острыми зубами и неистово глотали кровь, прогрызая себе дорогу к свежему теплому человеческому мясу. Крысы наслаждались своей трапезой и описано это все было и правда жутковато...

При всей моей любви к грызунам, эта книга оставила мерзкое впечатление. Местами и правда было не по себе. Никогда бы не подумала, что мне будет противно читать про этих милых грызунов, которых я так люблю. Правда, в данном случае это были не просто крысы. Это были крысы-мутанты. Я бы даже сказала крысы-мутанты-людоеды.

Когда я думала об этих мерзких тварях, мое тело начинало чесаться и зудеть. Было такое ощущение, что по мне тоже кто-то ползает и хочется впиться мне в руку или ногу своими желтыми острыми зубами. Я представляла, как они по мне передвигаются, перебирая своими когтистыми лапами, которые так похожи на маленькие человеческие руки, задевая мою шею своими шершавыми сильными хвостами, с помощью которых держат равновесие и карабкаются по одежде людей к их шеям.

В этом плане автор и правда смог нагнать страху. Достаточно атмосферно все написал и показал читателю. Я поверила во все, что он мне рассказал.

Поверила в крыс мутантов, которые убивают и пожирают людей. Поверила что их так много, что набросившись на человека, они могут за несколько минут обглодать его до костей, оставив вокруг них лишь только лохмотья одежды... и не дожеванные куски кожи.

Начало книги ещё ничего, но к середине она меня и правда здорово напугала. Атмосфера все накалялась и накалялась. Крысы становились все страшнее и яростней. Их агрессия росла... А человеческих жертв становилось все больше. Взрослые и дети...

А если учитывать что крыса это одно из умнейших животных на планете, а я лично была этому свидетелем, смогла убедиться за три с половиной года, то от этого становилось ещё страшнее. Я ведь знаю, какие они могут быть хитрые. На что они способны. Но у меня были милые миролюбивые существа. А эти — жестокие голодные твари... да с таким интеллектом... Представьте, на что они способны?

То, как люди пытались бороться с нападениями этих страшных животных — это было нечто! Это было сплошное действие и экшн.

Если приспичит, человек может обороняться не хуже разъяренного животного. Поэтому описания этих сцен были очень живые. И конечно всегда хотелось бы верить, что в борьбе между человеком и крысой-мутантом ростом с собаку, победит человек. Но с каждый следующий прочитанной главой эта вера постепенно умирала.

Вы любите страшилки? Я да. И прочитав очередную страшилку вечно ною и сетую на то, что эта была не страшная, а другая и подавно не напугала и не впечатлила.

Так вот Крысы — это та страшилка, которая меня и напугала и впечатлила и вообще вызвала много разных неприятных чувств. Именно тех чувств, к которым человек стремится, идя на ужастик или беря в руки страшную книгу. И когда меня это настигло, я уже и сама была не рада... Хотя нет, наверное все-таки рада, я ведь этого и добивалась…

Может если бы у меня не жили крысы и я бы не знала, что точно они из себя представляют, я бы так не реагировала... Но тут пробрало...

Подводя итог скажу, что книга мне помогла от плохого настроения, спасла от подавленного состояния, в котором я последнее время находилась. Вывела меня из депрессухи. Отвлекла и особо не напрягла. Я хотела страшилку – я страшилку получила, так что даже при всех мерзостях и кошмариках, книга понравилась. Она выполнила свою миссию, за что я ей благодарна.

Любителям трэша и хоррора рекомендую.

Мой фан-видеоролик на книгу:

https://youtu.be/KtAW8ksYM7g

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман – классический трэшовый ужастик, с динамичным и «кинематографичным» сюжетом. И если не ожидать от него слишком многого, способен доставить удовольствие.

Вторая часть массивнее и содержательнее, но без принципиальных отличий. Видно, что автор немного преуспел в творчестве. Основные герои проработаны лучше, но льется заметно больше воды. Весь экшен здесь не наляпан постоянными кляксами, как было в первой части, а стянут ближе к середине и концу книги. Финал понравился, несмотря на недостоверность.

А вот третий роман больше по объему и лучше первых двух вместе взятых. Во «Вторжении» автор буквально превшошел самого себя. Тут у нас атмосфера разрушенного ядерным оружием города, разрушающиеся убежища, побеги с места на место, отбиваясь от крыс – великолепно. Сложно сказать, чего здесь больше, наверное хоррора, просто в нестандартном кросс-жанровом сеттинге.

Автор продолжает радовать лютым экшеном, но уже намного более качественно раскрывая характеры персонажей, затрагивая даже философские вопросы.

Главные герои (Пендер-Харрис-Калвер) максимально похожи, по сути это единственный персонаж, трансформирующийся (вместе с наличием неизменной боевой подруги) от романа к роману. Эдакий герой, спасающий всех по ходу действия, и наносящий крысам наибольший урон. В первом романе это учитель, во втором — ученый, в третьем – летчик.

Конец показался немного затянутым, но не исключено, что тяжело было именно из-за гнетущей атмосферы безысходности и бесконечности этого кошмара.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Mr. Crowley, what went on in your head?

Oh, Mr. Crowley, did you talk to the dead?»

Да, когда я впервые читал «Крыс» Джеймса Герберта (1995\1996 гг.) меня очень вдохновлял вопящий Оззи Озборн с обложки книги — я был начинающим металлистом. Сама книга не особо понравилась: первые две части по духу изложения смахивают на новеллизацию (изложение содержания) какого-то голливудского «гвоздя», а такие низкопошибные «рембы» и «пенетраторы» уже набили приличную оскомину. Мне кажется, что Герберт ваял киносценарий. Да еще гомосятина в самом начале «Крыс» и заушения негра белыми расистами — слова «толерантность» мы тогда и слыхом не слыхивали. Единственно что было занятно читать подростку, так это про «это», а смачно расписанного «этого» (ну, случек) у Герберта с излишком. Во второй книге есть весьма забавная вещь — физрук-эротоман с боеготовой елдой носится по парку за телками, а в елду вцепляется крыса!!! Третья книга разительно отличается от первых двух, в первую голову, по объему. Ну и по содержательности. Это теперь всяких «метров» и «свалкеров» наплодилось, а тогда постапокалиптика была в диковинку. Мне и сравнивать было не с чем, разве, что с «Днем триффидов». Но «Триффиды» уж больно были целомудренны и тем скучны. «Вторжение» — вполне достойная, а главное увлекательная книга, правда, беспросветная. И да, причиной ядерной войны, сгубившей человечество стала неуемная мстительность Советов миру Запада, а поводом — вторжение советской армии в Иран, разлакомленной бесхребетностью «буржуев», сдавших русским Афганистан.

По поводу переводов, то что все три части переведены разными лицами, безусловно, книгу не украшает. Сами переводы весьма посредственны.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх