FantLab ru

Оноре де Бальзак «Вендетта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Вендетта

La vendetta

Другие названия: Мщение; Наследственная месть; Корсиканская месть

Рассказ, год; цикл «Человеческая комедия»

Входит в:

— цикл «Человеческая комедия»  >  Этюды о нравах  >  Сцены частной жизни

— антологию «Неведомый шедевр», 1983 г.



Издания: ВСЕ (3)

Собрание сочинений в 24 томах. Том 1
1960 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1
1982 г.
Неведомый шедевр
1983 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История мести, догоняющей через время, любви вопреки запрету и стариковского эгоизма.

Корсиканская вендетта существовала так давно, что въелась в кровь, как религиозная заповедь. Убей врага, убей семью врага до последнего старика и младенца — с этим вырастали поколения, это становилось смыслом жизни и завещалось детям и внукам. Но в девятнадцатом веке границы мира расширились. Корсиканец Наполеон ринулся создавать империю, и Корсика перестала быть замкнутой провинцией, корсиканцы выдвинулись в Европу вслед за своим великим земляком, и дети их выросли в другом мире, с другими законами, традициями, ценностями. Принцип родового вменения не находит отклика в сердцах молодых людей, получивших европейское воспитание. И возникает пресловутый конфликт отцов и детей, для первого поколения смертельный, поскольку компромисс невозможен, и разойтись стороны не могут, экономический уклад не позволяет. Примерно за три десятилетия до Тургенева Бальзак показал, как сходятся в битве два мира: старый, изрядно одряхлевший, но хорошо вооруженый, и новый, пока еще младенчески беспомощный.

Оружием старого мира выступает старческий эгоизм барона Пьомбо и сосредоточенный в его руках семейный капитал. Бальзака никак не заподозришь в попытке приукрасить человека. Эгоистичный собственнический характер родительской любви он показывает со всей безжалостностью. Барон Пьомбо любит свою дочь. Но только для себя самого. Потребности и счастье самой Джиневры его не интересуют. Он видит в дочери только хранительницу своей старости, не признавая за ней права на собственную жизнь, семью, будущее. Прошлое жаждет консервации мира, будущее ему не нужно, поскольку для него самого будущего уже нет. И пресловутая вендетта здесь играет роль второстепенную. Это всего лишь удачно подвернувшийся аргумент против решения дочери выйти замуж. Но для барона Пьомбо аргумент веский и безусловно оправдывающий его отречение от дочери.

Луиджи и Джиневра попытались настоять на своем. Они боролись за свое счастье и некоторое время даже успешно. Но будучи житейски непрактичными, без финансовой поддержки старшего поколения были обречены. Когда ради обустройства квартиры Луиджи продал право на пенсию, я была потрясена. Как же эти люди приучены к удобствам! Как для них важно произвести впечатление на окружающих! Казалось бы, начните жизнь в одной-двух скромных комнатах, постепенно соберите собственные средства и тогда уже обустраивайте более удобное жилье, а пенсию сохраните, ведь это единственная страховка на будущее. Но нет, традиции обустройства семейного жилища незыблемы. Ради них жертвуют последним и, как только с доходами наступает перебой, оказываются в нищете. Безумно жаль эту отважную пару, оба они — бойцы, оба сделали все, чтобы отстоять свой маленький островок счастья, но оказались беспомощны перед фактором экономическим.

Старшее поколение победило. В описанное Бальзаком время старый мир еще не сдал своих позиций и давил слабенькие росточки нового, осмелившиеся заявить о себе. Чувства человеческие должны были либо подчиняться капиталу, сосредоточенному в руках старшего поколения, либо погибнуть. Жить своим трудом и грамотно расставлять экономические приоритеты в обычной жизни молодое поколение еще не умело и научится не скоро.

Но в руках молодого поколения всегда есть стратегическое оружие — время. Барон Пьомбо мог наказать непослушную дочь, но время остановить не под силу никому. Отказавшись добровольно принять крах старинных традиций и право молодых на собственное будущее, старик-отец все равно проиграл В отрыве от породившего старые обычаи социума достаточно смены одного поколения, чтобы вендетта ушла в прошлое. В данном случае стариковский эгоизм привел к тому, что в прошлое она ушла вместе с детьми.

Финал рассказа невыносимо театрален. Бальзак попытался воспользоваться драматическими приемами Шекспира. Но то, что нормально работало в театре шестнадцатого-семнадцатого века, в литературе века девятнадцатого уже воспринимается, как фарс. К счастью, финал короток, и испортить общее благоприятное впечатление от рассказа (или повести, все-таки по объему это скорее повесть) просто не успевает. Герои умерли, но по другому и не могло быть. Без поддержки старшего поколения эта молодежь еще нежизнеспособна, их протест и должен завершаться по Шекспиру, только форму подачи хотелось бы видеть другой, в сентиментальности Бальзак сильно переусердствовал.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх