fantlab ru

Роберт Блох «Тень с колокольни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
164
Моя оценка:
-

подробнее

Тень с колокольни

The Shadow from the Steeple

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Роберт Блейк»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

В августе 1935 года в Провиденсе, штат Род-Айленд, при загадочных обстоятельствах скончался писатель-оккультист Роберт Блейк. Полиция ничего не нашла, а медэкспертиза установила причиной смерти удар электрического тока. Но откуда мог взяться разряд такой силы, в доме с отключенным электричеством? Верные друзья покойного, во главе с неким Лавкрафтом, решают провести собственное расследование.

Входит в:

— журнал «Weird Tales, September 1950», 1950 г.

— сборник «Bloch and Bradbury», 1969 г.

— сборник «Mysteries of the Worm», 1981 г.

— сборник «The Complete Stories of Robert Bloch — Volume 1: Final Reckonings», 1987 г.


Похожие произведения:

 

 


Мифы Ктулху
2011 г.

Периодика:

«Weird Tales» September 1950
1950 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Человек, который кричал «Волк!»
2018 г.
Поезд, идущий в ад
2022 г.
Ученик чародея
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Tales of the Cthulhu Mythos
1969 г.
(английский)
Bloch and Bradbury: Whispers from Beyond
1972 г.
(английский)
Huit Histoires de Cthulhu
1975 г.
(французский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1975 г.
(английский)
Mysteries of the Worm
1981 г.
(английский)
The Complete Stories of Robert Bloch — Volume 1: Final Reckonings
1987 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos: Golden Anniversary Anthology
1990 г.
(английский)
Mysteries of the Worm
1993 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1998 г.
(английский)
Mysteries of the Worm
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отчего-то сейчас именно Блох вызывает у меня наибольшую симпатию в качестве последователя Лавкрафта из всех тех, что я прочитал пока в сборнике «Мифы Ктулху». Есть у них что-то с Лавкрафтом неуловимо похожее, родственное; да и к теме он относится довольно бережно, не ломая устоев созданных его учителем, не внося той губительной вычурной новизны, что иногда делает только хуже, но при этом создавая нечто интересное и свежее, не страдающее избитостью. И в этом рассказе я вижу, кстати, не столько продолжение начатой игры во взаимное убивание друг друга между Блохом и Лавкрафтом, а скорее эдакую дань памяти автору и человеку, многому его научившему. И дань памяти вышла именно такой, какой она, наверное, и должна быть – не просто история раде похвальбы, а совершенно цельная и самодостаточна вещь, одновременно продолжающая «Скитальца тьмы» и при этом вносящая новое – но органично, так как, возможно, и сам Лавкрафт бы это сделал. И в этого вещь вышла даже на одном высоком уровне со «Скитальцем тьмы» – мне кажется, Лавкрафт бы рассказ оценил. Очень интересная история с совершенно детективным расследованием и неожиданной концовкой, умело перебросившей нить от классической традиции мифов к современности, к атомным бомбам и угрозам, связанным с ними, практически апокалиптической тревожный финал, по-моему, в чём-то даже предвосхитивший «Знамение» Зельцера – и всё это не выбиваясь из классического лавкрафтовского духа! И даже присутствие самого Лавкрафта в рассказе было органичным и понятным, таким элементом, придающим убедительности, будто эта история действительно имело место быть. И это не в пример представленным в сборнике рассказам Дарлета («Живущий-во-Тьме» и «За порогом»), в которых Лавкрафт тоже косвенно присутствует, но там это скорее сбивает с толку и понижает реалистичность, а то и просто выглядит саморекламой; Блох будто показал, как надо делать. Да и Ньярлатхотеп у Дарлета мало того что идентичен Итакуа у него же, так ещё хоть и показан во всей своей мощи, но всё же уступает в том страхе, что вызывает тут (даже в обличие человека) и в «Скитальце тьмы» – а я теперь склонен считать этого, созданного самим Лавкрафтом, Ньярлатхотепа каноническим… В общем, я получил от рассказа удовольствие совершенно сопоставимое с прекрасным «Скитальцем тьмы». И я рад, что «ответ» Блоха получился именно таким – поддерживающим, но не ломающим дух своего предшественника, дань памяти и уважения старшему товарищу и учителю, но при этом достойный самобытный рассказ со своими идеями – спасибо ему за это!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Блох порадовал больше, чем Лавкарфт, сумев написать рассказ живым языком и снабдив сюжет иронией. Именно иронизируя над фанатами мифов Лавкрафта играет злую шутку с читателем, до последнего момента чсоменвающегося в реальности происходящего.

Меня невообразимо порадовала концовка, заставившая влюбиться в Ньярлатхотепа во второй раз. Всё же лавкрафтовы боги не такие снобы как многие его персонажи, именно они являются в его произведениях выражением свободы в отличие от ограниченных различными суевериями людей. Недаром цикл о Рэндольфе Картере оказывается знаковым на пути к свободе древних существ, движимых своими богами. В этом заключается и своеобразная научная суть, завязанная на квантовой теории: свободные, волевые существа вносят хаос в устоявшуюся мировую гармонию. И чем гармоничные мир людей, тем больше вероятность вторжения древнего хаоса в наш мир. (Снова квантовая запутанность дает о себе знать).

Понятно, что Блоху пришлось, как и многим типичным фантастам своего времени, более популярно раскрывать сущность интереса к ядерным исследованиям со стороны воплощения Ньярлатхотепа, что совершенно не портит от него впечатления, так как объяснение дается как субъективная точка зрения.

В отличие от произведений того же Лавкрафта, Блох смог меня шугануть. Хоть идея о светящемся от заражения радиацией человеке в темноте сомнительна, но навевание ужаса перед смуглолицыми произвело эффект, хотя я думала, что темная сущность сможет переливаться в темноте из человеческого тела в окружающую тьму. Может так и есть, но не в рассказе Блоха. А так, великолепный рассказ, хоть и не лишенный фансервиса.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блох принял у Лавкрафта начатую собой же эстафету и изящно завершил историю Роберта Блэйка «в лучших традициях». Рассказ не отпускает ни на секунду, сюжетный ход логичен и интересен, а концовка просто замечательная. Браво!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тонко, тонко... Рассказ хорош не только атмосферой страха и тайны, но и расследования. Решившее уничтожить Человечество знаниями хитрое чудовище — более чем оригинально. Упорный писатель, который за 15 лет всё же докопался до правды, своим мужеством и упрямством вызывает восхищение. Жаль только, что в самый решающий момент нервы у него всё-таки сдали.

P.S. Умилила литературная «перепалка» Блоха-Лавкрафта). Так беззлобно подкалывают друг друга, даже не будучи знакомы.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой мистический детектив на осоновании мифологии Лавкрафта.

Герой упорно шел к цели и сумел докопаться до прввды, какой бы страшной она ни была.

Роберт Блох создал отличное произведение с хорошей атмосферой и довольно оригинальной трактовкой некоторых научных прорывов 20 века

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение Блоха «Тень с колокольни», у меня особых эмоций не вызвал, так как на мой взгляд автор слишком много наплел, и собрал все в одну кучу. Например участие Говорда Лавкрафта в данном рассказе мне кажется лишнем, и не потому, что это чем то портит общее впечатлекние, (Лавкрафт великий человек) а просто не вижу я мативации и основания! Но уж если появление состоялось, то надо было уделять более главную роль, а не довольствоватся заднем планом.

Хотя прослеживается нововедение. Такое как,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
захват человечества древнем чудовищем с помощью развития ядерных технологий, а не грубой силы.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх