fantlab ru

Филип Дик «Вера отцов наших»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
597
Моя оценка:
-

подробнее

Вера отцов наших

Faith of Our Fathers

Другие названия: Вера наших отцов

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Альтернативный мир, в котором Китай господствует на всей планете…

Когда товарищ Тунг Чьен, член партии, вышел на улицу, то он обнаружил перед собой безногого нищего толкача на деревянной тележке-платформе. Толкач предложил Чьену купить у него успокаивающий порошок, и тот нехотя согласился.

Но Чьен еще не подозревает, какое действие окажет на него этот порошок и какие тайны впоследствии откроет перед ним.

Входит в:

— антологию «Опасные видения», 1967 г.

— антологию «Alpha 2», 1971 г.

— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.

— сборник «Вспомнить всё», 1987 г.

— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 1, 1991», 1991 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «Волк», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Волк
1992 г.
Молот вулкана
1994 г.
Лабиринт смерти
1997 г.
Вера отцов наших
2001 г.
Вспомнить все
2015 г.

Периодика:

Молодежь и фантастика № 1, 1991
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.
Опасные видения
2018 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
Alpha 2
1971 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1976 г.
(английский)
Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology
1988 г.
(английский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Minority Report
2002 г.
(английский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)
The Eye of the Sibyl and Other Classic Stories
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя 10 лет с момента знакомства с этим рассказом я наконец-то готов поставить ему десятку. Для меня это квинтэссенция Дика — изменение восприятия, недоверие к государственным институтам, появившаяся после войны коммунистическая китайская империя, управляемая европейцами, заговоры и слежка, а также любовная линия с участием госслужащего и активистки сопротивления.

Спасибо проекту «Модель для сборки», поскольку именно в исполнении Владислава Коппа я прослушал рассказ десятки раз (он очень помогает мне засыпать).

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитать.

На первый взгляд, ИМХО, рассказ — записки сумасшедшего. Реального, под галоперидолом или амфитамином. Из биографии известно, что Дик сидел на «веществах» долго и упорно. Так что история написана со знанием дела. Чуть-чуть побольше бы хоррора и натуральный Г.П. Лавкрафт второй половины ХХ века. Такой же пытливый обыватель встречается с таким же вселенским Ктулху.

На второй взгляд, рассказ — предостережение от капиталиста-оппортуниста об ужасном, безжалостном тоталитаризме. Классическая «страшилка» о «Большом Брате», который проникает ко всем в мозги. Таких произведений — множество. И этот рассказ в верхушке списка.

А на третий... Автор и сам, я думаю, не предполагал, что будет всё с точностью до наоборот. Спустя полвека, история посмеялась над Диком и ему подобным авторами: Китай ни на кого не напал, последователи «Горца» из СССР благополучно уничтожили всё наследие. И в итоге то страшное будущее, которое по хронологии рассказа мы уже пережили, живёт не под «диким красным кровавым Востоком», а под цивилизованным, интеллигентным, прогрессивным Западом. Но с тем же результатом. Отсюда вопрос: так кто же был и остаётся тем страшным тоталитарным «Большим Братом»? А? Не ответит...

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ Филипа Дика «Вера отцов наших«! Удивительно, что в послесловии к этому произведению автор очень переживал, что написал противоречивую историю, которой мог обидеть многих людей. Ибо здесь от затронул Коммунизм, религию, наркотики и секс, но прочитав, с удивлением обнаруживаешь, что убиваться и корить себя Дику было абсолютно незачем — рассказ просто необыкновенный и выдержанный. Здесь нет грубого перебора со всем перечисленным, а есть только умеренный намек. Да, Дик признает, что ЛСД и прочее оказали некоторое влияние на данную работу, но здесь в полноте создана необузданная антиутопия! И описана, благодаря таланту Дика, довольно животрепещуще. Интересна взаимосвязь всего названного, и как автор развивает сюжет, потому что главный герой — отнюдь не американец — а товарищ Тунг Чьен из коммунистического Китая (по происхождению вьетнамец), который в этом альтернативном мире Ф.Дика главенствует на всем Земном шаре. Тунг Чьен — молодой партийный работник, поднимающийся по карьерной лестнице и весьма перспективный, оказывается втянутым в ситуацию из которой нет выхода, кроме, как идти прямо и до конца, оказавшись зажатым со всех сторон...Все начинается для него с получения от инвалида наркотического порошка, открывающего глаза на правду мира во главе которого стоит Абсолютный Благодетель — личность одиозная и спорная, но авторитетная и главенствующая настолько, что может считаться, как кем-то, но не человеком с нашей планеты, или даже кем-то, кто связан с посылом к религии и Верховной Божественности. Тунг Чьен должен это выяснить...

Да, возможно, рассказ выглядит несколько закрученным, но в этом видна прямая психологическая составляющая, которая создаёт основной колорит произведения. Но все же самым интересным кажется момент истины, когда Дик пытается установить спорность и происхождения Бога. Эдакое теологическое, современное рассуждение на страницах произведения, превращенное в необычную притчу.

Считаю, что читателям будет небезынтересно ознакомиться с великолепным образчиком авторского мастерства Филипа Дика, и провести своё расследование в понимании истинной реальности.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что надо знать: наркотики — это зло. Если хотите в этом убедиться, то прочитайте этот рассказ и подумайте для людей ли это написано. Или же он — просто бред, в котором Вы не хотите ничего понимать. Прочтение вызвало сплошное разочарование. О поиске смысла можно говорить что угодно. Но как только вспоминаешь, откуда эти мысли исходят и как друг с другом увязываются — любое желание пропадает.

Дик проделал огромную и захватывающую работу. Взял сюжет известной антиутопии, добавил острую политическую тему и попытался переосмыслить ситуацию, подсовывая различные культурные и идеологические намеки на неожиданный поворот сюжета. И всё это было спущено в унитаз переходом в пьяный хипарьский угар с рассуждениями о том, что Бог — не Бог; счастьем амеб в первородном океане и фактическим признанием, что писал про себя, а остальное для красного словца. Это — оскорбительно. Как читатель сначала думаешь, что автор держит тебя за дурака и плюнул на концовку. А потом осознаешь сколько вещей этот шлепок ошметками заляпал. Даже шутка про космических хомяков не спасает. Говорить не хочется, и не культурно будет, о том, как всё приближается к описанию китайского опиумного притона.

В общем, я нахожусь под впечатлением достойных работ Дика. И не возмущаюсь при чтении откровенного шлака из под его пера. За откровенность Филипу Киндреду Дику прощается многое. Так что, скажу без всякой иронии. Снять штаны, встать во весь рост и орать что-то нечленораздельное, пытаясь заглушить «коричневую ноту» — достойно быть отлитым из чугуна, как монумент жанру антиутопии и эпохе. Но ценить такое у меня лично уважения не хватает.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как сказал об этом рассказе сам автор: «Думаю, когда я писал этот рассказ, я собирался оскорбить всех, что в те времена казалось хорошей идеей и о чем я сейчас сожалею. Коммунизм, наркотики, секс, Бог — я собрал все в кучу.»

Что правда, то правда — в небольшом рассказе Дик действительно «собрал в кучу» все свои основные темы: события происходят в тоталитарном (= коммунистическом) Китае, общество построено по иерархическому типу, где движение по карьерной лестнице обусловлено строго выполнением принятых «правильных» нормативов, соответствующих установкам Партии. Во главе государства — великий вождь, Абсолютный Благодетель, выступления которого транслируются ежедневно по ТВ с обязательным просмотром всеми гражданами. Факт просмотра и реакция на выступление Благодетеля отслеживаются миниатюрными камерами, встроенными в каждый телевизор. Такой вот привет Большому Брату Оруэлла от ФКД. Без «препаратов» тоже не обошлось, ГГ принимает порцию стелазина, сначала по ошибке, позже — сознательно, и далее — идет фирменное диковское описание измененного сознания/восприятия. И здесь один штрих довольно оригинален — стандартную посылку «реальность одна, галлюцинации — вариативны» автор умудряется вывернуть наизнанку. И кульминация — отсылка к смыслу названия рассказа. Не буду спойлерить — понимание может быть неоднозначным, кем оказался Абсолютный Благодетель «на самом деле».

Читается все это легко, интересно. Один недостаток — рассказ быстро заканчивается. Я ожидал дальнейшего развития сюжета, новых событий, благо материала вброшено было предостаточно. Ан нет — перелистнул очередную страницу — и уже конец. Постигло небольшое разочарование. Кстати, оскорбления каких-либо ценностей и причин для сожаления я в рассказе не увидел. По-моему, все вполне пристойно. Не могу представить ФКД в роли осквернителя нравов, похоже, он к себе просто излишне требователен ) Рассказ достоин прочтения. Не шедевр, но сделан очень хорошо, своих 7-8 баллов стоит.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепен.

Надо заметить, что после выхода на экраны «Матрицы» тема Платоновской пещеры, несколько приелась, являясь если не сюжетообразующей, то как минимум инструментом для построения сеттинга во многих и многих книгах, фильмах, играх... Но несомненно на их фоне произведение великого мастера, изданное 50 лет назад, на недосягаемой высоте. Опять вопросы, и при всей категоричности автора, широкое поле полуответов где каждый может выбрать для себя, кто же вождь партии:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сразу напрашивается — злой демиург гностиков, символизм, и не только названия, говорит — сатана, возможно — Бог в эдаком понимании отрицания теодицеи

Не люблю произведения, где автор, основную идею, стержень то, «что он хочет этим произведением сказать», выливает на читателя, как ушат холодной воды, с первых страниц. Но у Дика прочитав произведение целиком, еще долго думаешь, о чем же все-таки он написал? Или о чем он хотел что-бы, думал читатель, что он написал?

Или о чем он хотел заставить задуматься читателя)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительный рассказ, который показывает антиутопический мир куда мрачнее мира Джорджа Оруэлла из его «1984». Я уверен, что, прочитав этот рассказ, Оруэлл не смог бы наслаждаться спокойным сном довольно длительное время. Жалко, что мастеру не пришла в голову идея сделать из этого произведения роман, объяснить тонкости мира, получше проработать сюжетную линию. Это было бы просто превосходно. Филип Дик возвел в этой истории свою паранойю практически в абсолют! Незатейливая завязка с получением успокаивающего порошка превращается в значительно большее: Чьен узнает, что под образом Абсолютного Благодетеля скрывается нечто крайне страшное, шокирующее. И рассказ приобретает более жуткий оттенок, когда это «нечто» говорит, что является далеко не самой большой проблемой. А в концовке, далеко неблагоприятной, просыпается странное ощущение животного страха.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно безумный и сумасшедший рассказ, в котором эстеты, как обычно, отыскивают 2-й, 3-й и 4-й смысл и далее. «Чарли и шоколадная фабрика» + вещества + микродоза Лавкрафта.

Оценка: 2
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

[p]Рассказ о том, что может сделать с человеческим мозгом один пакетик со снадобьем, купленный у неизвестного инвалида-торговца: прозрение, галлюцинации, шизофрению? Главный герой рассказа — Чьен (товарищ Чьен) — обычное звено бесконечной цепи коммунистической массы, служащая всем благим и светлым целям идеологии своей страны. Крутой поворот в жизни Чьена наступает тогда, когда его скромной персоной заинтересовалась личность куда большего масштаба — сам Властитель или Великий Благодетель, как его все называют. Но вот интерес этот наступает в самый неподходящий момент: Чьен начинает видеть всю химерную суть государственной системы. Любая диктатура не жалует вольнодумцев, поэтому Чьен прилагает максимум усилий, чтобы не выдать себя. А тут еще этот пакетик с чаем...[/p]

[p]Вообще, рассказ навевает атмосферу произведения [b]«1984» Оруэлла[/b]: те же телевизоры-камеры, те же пропагандистские речи лидера, обязательные нарукавные повязки, тот же Старший Брат, который здесь является Великим Благодетелем. Учитывая, что действие происходит в КНР, то напрашиваются параллели с Великим Кормчим — Мао Цзе Дуном. Однако, в рассказе этот властелин предстает больше, чем просто человеком.[/p]

[p]Сквозь призму и толщу размышлений героя, его галлюцинаций, проскальзывают мысли, которые хлыстают читателя кнутом своей актуальности и бредовости, которая, если задуматься, может и не казаться бредом. Этот рассказ перекрестился с параллельно просматриваемым мною фильмом [b]«12 обезьян»[/b] и, что удивительно, я обнаружил достаточно сходств и параллелей между этими творениями:

- люди, привыкшие к комфорту, удобствам и потребительским благам («ТВ — алтарь нашего свободного времени»; суперкомфортабельное кресло с суперполезной конфигурацией спинки, исправляющей дефекты осанки (исправляет ли?!);

- еще одна общая черта — размышления на тему «А что если...?». Чьен размышляет о том, что правительство специально запускает галлюциногенные вещества по водопроводу так же, как герой Бреда (бред же) Питта рассказывает о том, а что, если микробы — это сказка, чтобы было легче продавать дезинфицирующие средства. Могу дополнить эту линию своими бредовыми предположениями: что если правительство специально загрязняет, не ремонтирует водопровод, чтобы люди потом покупали питьевую воду (вода — безграничный и бесконечный источник дохода, куда долговечнее, чем спрос на плазмы, айфоны и кондиционеры. Если бы раньше мне сказали, что мы будем покупать питьевую воду — я бы рассмеялся. Сейчас как-то не смешно); что, если тараканов специально запустили, чтобы продавать кучу всевозможных средств для борьбы с насекомыми (теперь и против комаров), которые при этом травят самих людей. Бред не бред — решает каждый. Это игра, которую построил Дик.[/p]

[p]В этом круговороте мысли героя уносит к размышлением о теме Бога. Дик, в своей дипрессивной манере, дает оригинальную трактовку того, кто есть Бог. При этом Дику ничто не мешает заявить, что современный человек, со своими новыми ценностями, совсем утратил веру в Бога: «Время веры в Бога закончилось с эпохой паровозов». Собственно, более объемный похожий конфликт старых и новых жизненных ценностей описал [b]Нил Гейман в «Американских богах»[/b].[/p]

[p]Действительно, становится страшно, что многие вредные, уродливые вещи, которые происходят вокруг нас — дело рук самого человека.[/p]

[p]Спасение утопающих — ... Но вот хватит ли сил и смелости у современного человека для своего же спасения?[/p]

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это шедевр!

Антиутопический Оруэлловский мир. И здесь автор задается вопросом (или задает вопрос) — а какова природа Большого Брата? И что же мы имеем? Общая для всех галлюцинация и 12 вариантов реальности. Казалось бы должно быть наоборот. Ничего не понятно. И при личной встрече главный герой видит нечто невообразимое.

Предки наши власть обожествляли, похоже они правы были.

Бог сотворил человека по образу своему, способного пасть и впасть во зло.

Человек сотворил себе Бога, такого же зловещего, как он сам.

А выхода из этого сада мучений нет, где нас сорвут, как цветы.

Остается лишь секс, нечто древнее, нечто дающее свободу... от разума.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глядя на некоторых правителей наших и ненаших, часто думаешь, кто же нами управляет? Дьявол или инопланетянин. Так вредить собственным народам надо ещё уметь.Дик мастерски разыгрывает такой вариант истории.Так мастерски, что переносишь сюжет на нашу реальность.У него , как и у других гениальных писателей, обострённое чувство реальности и его развития.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну это нечто странное, хотя весьма в стиле Дика, и, если рассказ подрастянуть немного, то вышел бы неплохой роман.

С самого начала возникла мысль «где-то я такое уже видел», а потом вспомнил. Фильм. Не вспомню названия, а искать как-то лениво, но там мир понемногу захватывали пришельцы, и главный герой случайно получает очки, которые позволяют ему видеть этих самых пришельцев (и не только). Так вот, идея почти та же, только в рассказе такими очками служит препарат, который снимает действие галлюциногенов, употребляемых всеми жителями. Ну это предположение, ибо совсем не понятно, как можно добиться, чтоб все видели одинаковую галлюцинацию. Да и концовка вообще ни разу не понятная. Лидер есть бог? Да ладно? Выход из ситуации? О да, конечно же это секс! Как? Что? Зачем? Что вообще тут происходит? WTF?

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь, которая полностью соответствует нашему сегодняшнему дню, когда мы так превозносим своих правителей. Что удивительно галлюциногенами нас не кормят, а мы смотрим на них, как на существ из другого мира и молимся им каждый день. Неужели это атавизм СССР, или это лежит глубже, это в нас вкладывают на физиологическом или генетическом уровне при рождении. Где мы, о чем мы думаем, чем мы думаем, когда идем выбирать... Или они уже и выбирают вместо нас, настолько отработали механизм, что им плевать на все и всех. Так и этот рассказ, который порождает чувство бессилия перед этой проблемой, неистребимой ненависти и бессилия... Это то, что я переживаю после очередных выборов, чувство бессилия... Когда тебя снова и снова обманывают, нагло, демонстративно, с улыбкой, с наслаждением... Бессилие...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный образчик парадоксальной диковской прозы. Китаизированный авторитарный мир в который врывается тема наркотиков (о, эта диковская тема наркотиков!), которая плавно перетекает в проблему реальности окружающего мира (основа творчества Дика), а уже на нее накручивается тема Бога (о, эта диковская тема бога!). Получилась философская парадоксальная повесть, по прочтении которой вопросов остается больше, чем ответов.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раньше я тоже думал — круто, и все. Целая вселенная в маленькой повести. Пока не прочитал его статью «Космологич. этюд» в блистательном перев. Н. Маркаловой. Из нее сразу понятны истоки и этой повести, и «Лабиринта смерти». Тянет эта статья на целый дисер, а крышу с нее сносит почище, чем от его романов. Т.е. дело не в политике вообще. Это мог быть и наш современ. мир, просто автору показался интереснее коммунистич. антураж. Не буду ничего объяснять — сами почитайте, главное — берегите крышу :wink:.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх