Филип Дик «Вера наших отцов»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия ) | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Альтернативный мир, в котором Китай господствует на всей планете…
Когда товарищ Тунг Чьен, член партии, вышел на улицу, то он обнаружил перед собой безногого нищего толкача на деревянной тележке-платформе. Толкач предложил Чьену купить у него успокаивающий порошок, и тот нехотя согласился.
Но Чьен еще не подозревает, какое действие окажет на него этот порошок и какие тайны впоследствии откроет перед ним.
Входит в:
— антологию «Опасные видения», 1967 г.
— антологию «Alpha 2», 1971 г.
— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.
— сборник «Вспомнить всё», 1987 г.
— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.
— журнал «Молодёжь и фантастика № 1, 1991», 1991 г.
— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.
— антологию «Волк», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.
Номинации на премии:
|
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Короткая повесть |
Похожие произведения:
- /период:
- 1960-е (1), 1970-е (3), 1980-е (1), 1990-е (7), 2000-е (4), 2010-е (6), 2020-е (3)
- /языки:
- русский (13), английский (11), польский (1)
- /перевод:
- В. Жураховский (4), Б. Маковцев (5), И. Петрушкин (2), Д. Старков (2), Я. Цесля (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (25 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 10 октября 2025 г.
Этот рассказ обещал стать лучшим в сборнике «Опасные видения», на Фантлабе у него самая высокая оценка при максимуме прочитавших, да и к Дику в целом я отношусь положительно. Поэтому глубина моего разочарования и столь велика. ЛСД и столь же забористая пропаганда заставят искать богов где угодно (и, главное, помогут их найти!). Какие же можно сделать выводы из рассказа? Во-первых, наркотики — зло, древнее само собой. Во-вторых, опыты с ЛСД если и должны проводиться, то под наблюдением специалистов, хотя лично бы я их запретил как антигуманные. Ну и в-третьих, секс — занятие тоже древнее, зато здоровое и избавляющее от психозов.
muravied, 17 октября 2025 г.
Тоталитарное будущее. Во Второй Мировой победил Китай и подмял под себя всю планету. По телеку крутят обращение Верховного Императора нон-стоп. А главный герой потребил один интересный порошок и прозрел.. на свою голову.
Ну это прям такой сферический Филип Дик в вакууме: Заговоры спецслужб, Лсд, галлюцинации, подпольная оппозиция, всё как мы любим)) Начало рассказа очень понравилось, вплоть до той самой вечеринки холостяков у президента в гостях. Там моё сознание уже дало трещину. Это Существо жёстко прогрузило Ченя, да и меня заодно. Зацепило два момента: телевизор с функцией контроля зрителя (почему не смотрите?!). Сразу вспоминается Рутуб с его опросами (о чём была реклама? Ах, не смотрели? вот тогда вам ещё блок на 2 минуты!!). А второй момент:
экие хрюшки;)
Не смотря на сложную концовку, рассказ мне понравился и запомнился.
Дочь Самурая, 3 октября 2025 г.
Загадки, описанные в начале, оказались для меня гораздо интереснее найденного ответа в стиле «потому что гладиолус» или «42». В «Вечерней молитве» — первом рассказе сборника «Опасные видения» — Бог слишком слабый, здесь он бескомпромиссно всесилен и жесток. Показан каким-то маньяком. Зачем ему все это — тоже непонятно, «делаю, потому что могу». Наверно, можно найти тут глубокие смыслы, но для меня это просто страшилка. Коммунизмом, тоталитаризмом, религией.
Lilian, 18 октября 2025 г.
Прочитано в рамках знакомства с антологией «Опасные видения».
Филип Дик оправдывает свою репутацию. «Коммунизм, наркотики, секс, Господь Бог» — он прошелся по всем этим темам и наверняка задел многих.
Но если говорить об «опасности» идей — куда «опаснее» предисловие, за которое (одно, само по себе) уже можно ставить всякие современные предупреждающие знаки. Ведь оно рассуждает об употреблении расширяющих сознание веществ для открытия творческим разумом целых новых областей — и не сказать, что однозначно осуждает (хотя негативные примеры тоже приводит).
Сам же рассказ Дика, особенно с учетом определенных ожиданий и предисловия — достаточно строен и логичен. Автор рисует антиутопию про мир победившего коммунизма, тотального идеологического контроля и борьбы с остатками империализма. Другой мировой гегемон (но не Советы). Другие войны в недавнем прошлом. И на этом фоне — молодой перспективный чиновник, который узнает, что на протяжении всей жизни постоянно и не по своей воле потреблял легкий галлюциноген. А реальность на «трезвый взгляд» внезапно оказывается куда более странной и пугающей, чем простые галлюцинации.
Заодно это небольшое рассуждение о природе Бога.
Проза странная, но далеко не настолько странная, как я опасалась.
pirx1977, 9 ноября 2025 г.
А ведь верно мне говорили, что в малой форме Дик лучше себя-романиста. Очень похоже на правду, судя по этому рассказу: тут в общем обычный Дик с ключевым и, по сути, единственным вопросом про «А реален ли этот мир» (опционально: «...или я просто обдолбался»; тут как раз с опцией). В общем для Ф.К. это довольно банально (в двунадесятый раз же), но за счет компактного объема читается хорошо и не успевает надоесть, плюс Дика не успело унести в какие-нибудь сайдквесты, которые авторам сценария по мотивам его произведений приходится вымарывать. Бонусом идет богоискательская тема (судя по послесловию, к тому моменту автор упоролся уже окончательно и перешёл к богонаходительству). В общем, если бы мне в своё время посоветовали начать читать Дика именно с этого рассказа, я был бы признателен, а сам готов посоветовать этой вещью и ограничиться.
Нортон Коммандер, 24 декабря 2024 г.
Поначалу рассказ воспринимается, как что-то нетипичное для Филипа Дика — социальная фантастика, мир победившего социализма в худшем смысле слова, где идеология стран Железного Занавеса делает весь мир похожим на Северную Корею или мир романа Оруэлла «1984». Затем довольно быстро поднимается уже типичная для Дика тема — реальность и галлюцинации, когда становится не понятно где одно, а где другое. В конце же оказывается, что главный вопрос рассказа — это то, что всё больше занимало Дика на протяжении его жизни — сущность Бога.
Нельзя сказать, что данный рассказ понравился сюжетом, но он интересен своей необычностью.
vorpol, 18 мая 2024 г.
Насколько мне нравится ранний Дик, настолько же я терпеть не могу позднего Дика, в котором все строится вокруг веществ, религии и философствования ниочем. Данный рассказ — как раз такое вот трио.
Растекаться мыслью на столько страниц, создавать какие-то параллельные временные вселенные, секретные общества, описывать партийную борьбу и цитировать псевдо-Мао и все это ради идеи, что добро и зло могут быть одним целым? После рассказа остается стойкое ощущение потерянного времени и обмана, которое бывает когда интересный сериал закрывают после пилотной серии.
maxxx8721, 19 августа 2013 г.
[p]Рассказ о том, что может сделать с человеческим мозгом один пакетик со снадобьем, купленный у неизвестного инвалида-торговца: прозрение, галлюцинации, шизофрению? Главный герой рассказа — Чьен (товарищ Чьен) — обычное звено бесконечной цепи коммунистической массы, служащая всем благим и светлым целям идеологии своей страны. Крутой поворот в жизни Чьена наступает тогда, когда его скромной персоной заинтересовалась личность куда большего масштаба — сам Властитель или Великий Благодетель, как его все называют. Но вот интерес этот наступает в самый неподходящий момент: Чьен начинает видеть всю химерную суть государственной системы. Любая диктатура не жалует вольнодумцев, поэтому Чьен прилагает максимум усилий, чтобы не выдать себя. А тут еще этот пакетик с чаем...[/p]
[p]Вообще, рассказ навевает атмосферу произведения [b]«1984» Оруэлла[/b]: те же телевизоры-камеры, те же пропагандистские речи лидера, обязательные нарукавные повязки, тот же Старший Брат, который здесь является Великим Благодетелем. Учитывая, что действие происходит в КНР, то напрашиваются параллели с Великим Кормчим — Мао Цзе Дуном. Однако, в рассказе этот властелин предстает больше, чем просто человеком.[/p]
[p]Сквозь призму и толщу размышлений героя, его галлюцинаций, проскальзывают мысли, которые хлыстают читателя кнутом своей актуальности и бредовости, которая, если задуматься, может и не казаться бредом. Этот рассказ перекрестился с параллельно просматриваемым мною фильмом [b]«12 обезьян»[/b] и, что удивительно, я обнаружил достаточно сходств и параллелей между этими творениями:
- люди, привыкшие к комфорту, удобствам и потребительским благам («ТВ — алтарь нашего свободного времени»; суперкомфортабельное кресло с суперполезной конфигурацией спинки, исправляющей дефекты осанки (исправляет ли?!);
- еще одна общая черта — размышления на тему «А что если...?». Чьен размышляет о том, что правительство специально запускает галлюциногенные вещества по водопроводу так же, как герой Бреда (бред же) Питта рассказывает о том, а что, если микробы — это сказка, чтобы было легче продавать дезинфицирующие средства. Могу дополнить эту линию своими бредовыми предположениями: что если правительство специально загрязняет, не ремонтирует водопровод, чтобы люди потом покупали питьевую воду (вода — безграничный и бесконечный источник дохода, куда долговечнее, чем спрос на плазмы, айфоны и кондиционеры. Если бы раньше мне сказали, что мы будем покупать питьевую воду — я бы рассмеялся. Сейчас как-то не смешно); что, если тараканов специально запустили, чтобы продавать кучу всевозможных средств для борьбы с насекомыми (теперь и против комаров), которые при этом травят самих людей. Бред не бред — решает каждый. Это игра, которую построил Дик.[/p]
[p]В этом круговороте мысли героя уносит к размышлением о теме Бога. Дик, в своей дипрессивной манере, дает оригинальную трактовку того, кто есть Бог. При этом Дику ничто не мешает заявить, что современный человек, со своими новыми ценностями, совсем утратил веру в Бога: «Время веры в Бога закончилось с эпохой паровозов». Собственно, более объемный похожий конфликт старых и новых жизненных ценностей описал [b]Нил Гейман в «Американских богах»[/b].[/p]
[p]Действительно, становится страшно, что многие вредные, уродливые вещи, которые происходят вокруг нас — дело рук самого человека.[/p]
[p]Спасение утопающих — ... Но вот хватит ли сил и смелости у современного человека для своего же спасения?[/p]
Barrell, 29 августа 2019 г.
Прочитать.
На первый взгляд, ИМХО, рассказ — записки сумасшедшего. Реального, под галоперидолом или амфитамином. Из биографии известно, что Дик сидел на «веществах» долго и упорно. Так что история написана со знанием дела. Чуть-чуть побольше бы хоррора и натуральный Г.П. Лавкрафт второй половины ХХ века. Такой же пытливый обыватель встречается с таким же вселенским Ктулху.
На второй взгляд, рассказ — предостережение от капиталиста-оппортуниста об ужасном, безжалостном тоталитаризме. Классическая «страшилка» о «Большом Брате», который проникает ко всем в мозги. Таких произведений — множество. И этот рассказ в верхушке списка.
А на третий... Автор и сам, я думаю, не предполагал, что будет всё с точностью до наоборот. Спустя полвека, история посмеялась над Диком и ему подобным авторами: Китай ни на кого не напал, последователи «Горца» из СССР благополучно уничтожили всё наследие. И в итоге то страшное будущее, которое по хронологии рассказа мы уже пережили, живёт не под «диким красным кровавым Востоком», а под цивилизованным, интеллигентным, прогрессивным Западом. Но с тем же результатом. Отсюда вопрос: так кто же был и остаётся тем страшным тоталитарным «Большим Братом»? А? Не ответит...
Carex, 29 мая 2014 г.
Это шедевр!
Антиутопический Оруэлловский мир. И здесь автор задается вопросом (или задает вопрос) — а какова природа Большого Брата? И что же мы имеем? Общая для всех галлюцинация и 12 вариантов реальности. Казалось бы должно быть наоборот. Ничего не понятно. И при личной встрече главный герой видит нечто невообразимое.
Предки наши власть обожествляли, похоже они правы были.
Бог сотворил человека по образу своему, способного пасть и впасть во зло.
Человек сотворил себе Бога, такого же зловещего, как он сам.
А выхода из этого сада мучений нет, где нас сорвут, как цветы.
Остается лишь секс, нечто древнее, нечто дающее свободу... от разума.
god54, 14 января 2011 г.
Вещь, которая полностью соответствует нашему сегодняшнему дню, когда мы так превозносим своих правителей. Что удивительно галлюциногенами нас не кормят, а мы смотрим на них, как на существ из другого мира и молимся им каждый день. Неужели это атавизм СССР, или это лежит глубже, это в нас вкладывают на физиологическом или генетическом уровне при рождении. Где мы, о чем мы думаем, чем мы думаем, когда идем выбирать... Или они уже и выбирают вместо нас, настолько отработали механизм, что им плевать на все и всех. Так и этот рассказ, который порождает чувство бессилия перед этой проблемой, неистребимой ненависти и бессилия... Это то, что я переживаю после очередных выборов, чувство бессилия... Когда тебя снова и снова обманывают, нагло, демонстративно, с улыбкой, с наслаждением... Бессилие...
NHTMN, 13 июня 2023 г.
Спустя 10 лет с момента знакомства с этим рассказом я наконец-то готов поставить ему десятку. Для меня это квинтэссенция Дика — изменение восприятия, недоверие к государственным институтам, появившаяся после войны коммунистическая китайская империя, управляемая европейцами, заговоры и слежка, а также любовная линия с участием госслужащего и активистки сопротивления.
Спасибо проекту «Модель для сборки», поскольку именно в исполнении Владислава Коппа я прослушал рассказ десятки раз (он очень помогает мне засыпать).
калика, 23 декабря 2011 г.
Раньше я тоже думал — круто, и все. Целая вселенная в маленькой повести. Пока не прочитал его статью «Космологич. этюд» в блистательном перев. Н. Маркаловой. Из нее сразу понятны истоки и этой повести, и «Лабиринта смерти». Тянет эта статья на целый дисер, а крышу с нее сносит почище, чем от его романов. Т.е. дело не в политике вообще. Это мог быть и наш современ. мир, просто автору показался интереснее коммунистич. антураж. Не буду ничего объяснять — сами почитайте, главное — берегите крышу :wink:.
Shybzd, 24 ноября 2010 г.
Ничего запутанного в рассказе не нашел, — гностицизм почти в чистом виде:
Что очень понравилось, так это «оппозиция», которые не контрреволюционеры никакие и кажется даже вполне коммунисты, — но стремление у них одно — узнать, что же это?
Кстати «гносиз» переводится как «знание».
вобщем совершенно программная для Дика вещь. Написана еще неосознанно,в 1967, за 7 лет до того как самого Дика «торкнет» и он станет гностиком.
Эх, были б у него все произведения также незапутаны... :)
romanpetr, 6 декабря 2020 г.
Замечательный рассказ Филипа Дика «Вера отцов наших«! Удивительно, что в послесловии к этому произведению автор очень переживал, что написал противоречивую историю, которой мог обидеть многих людей. Ибо здесь от затронул Коммунизм, религию, наркотики и секс, но прочитав, с удивлением обнаруживаешь, что убиваться и корить себя Дику было абсолютно незачем — рассказ просто необыкновенный и выдержанный. Здесь нет грубого перебора со всем перечисленным, а есть только умеренный намек. Да, Дик признает, что ЛСД и прочее оказали некоторое влияние на данную работу, но здесь в полноте создана необузданная антиутопия! И описана, благодаря таланту Дика, довольно животрепещуще. Интересна взаимосвязь всего названного, и как автор развивает сюжет, потому что главный герой — отнюдь не американец — а товарищ Тунг Чьен из коммунистического Китая (по происхождению вьетнамец), который в этом альтернативном мире Ф.Дика главенствует на всем Земном шаре. Тунг Чьен — молодой партийный работник, поднимающийся по карьерной лестнице и весьма перспективный, оказывается втянутым в ситуацию из которой нет выхода, кроме, как идти прямо и до конца, оказавшись зажатым со всех сторон...Все начинается для него с получения от инвалида наркотического порошка, открывающего глаза на правду мира во главе которого стоит Абсолютный Благодетель — личность одиозная и спорная, но авторитетная и главенствующая настолько, что может считаться, как кем-то, но не человеком с нашей планеты, или даже кем-то, кто связан с посылом к религии и Верховной Божественности. Тунг Чьен должен это выяснить...
Да, возможно, рассказ выглядит несколько закрученным, но в этом видна прямая психологическая составляющая, которая создаёт основной колорит произведения. Но все же самым интересным кажется момент истины, когда Дик пытается установить спорность и происхождения Бога. Эдакое теологическое, современное рассуждение на страницах произведения, превращенное в необычную притчу.
Считаю, что читателям будет небезынтересно ознакомиться с великолепным образчиком авторского мастерства Филипа Дика, и провести своё расследование в понимании истинной реальности.