fantlab ru

Энди Вейер «Марсианин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
4571
Моя оценка:
-

подробнее

Марсианин

The Martian

Роман, год (год написания: 2012)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 284
Аннотация:

В результате несчастного случая при эвакуации марсианской экспедиции астронавт Марк Уотни, которого другие члены экипажа сочли погибшим, чудом выжил и остался на Марсе. Следующий корабль прилетит через четыре года, и всё это время ему необходимо продержаться в суровых условиях красной планеты. Запасов продовольствия — всего на несколько недель. Марк включает смекалку и логику, использует свои научные познания в биологии, химии, физике с одной только целью — создать условия для жизни, не умереть и дождаться помощи...

© Kons
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В октябре 2015 года Джеймс Кори сообщил, что они с Энди Вейером договорились писать об одной вселенной. Действие «Марсианина» проходит в той же вселенной, что и цикл «Пространство». Сразу после этого — в следующем в романе Кори «Babylon’s Ashes» (2016) упоминается космический корабль с именем «Марк Уотни» (Mark Watney, главный герой «Марсианина»).

Оба писателя позже дали опровержение этой информации, сообщив, что это была шутка, и действие их романов происходит не в одной вселенной. Космический корабль Mark Watney в романе Джеймса Кори действительно есть, но это не более чем дружеская пасхалка.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (30 561 голос)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2014 // Книга года (США)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Научная фантастика года

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Научная фантастика

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2015 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2015

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2015 // Роман (выбор читателей и выбор жюри)

лауреат
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2015 // Лучшая зарубежная книга (США)

лауреат
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2016 // 3арубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Дебютант - автор Гудридс (13 367 голосов)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2014 // Научная фантастика (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Приз зрительских симпатий: Книга

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2015 // Переводной роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2015 // Роман (США)

номинант
Международная премия писателей триллеров / International Thriller Writers Awards (ITW), 2015 // Дебютный роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной роман (США)

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2018 // Лучшее из лучшего (45 604 голоса)

FantLab рекомендует:

Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian»


Экранизации:

«Марсианин» / «The Martian» 2015, США, реж: Ридли Скотт



Похожие произведения:

 

 


Марсианин
2014 г.
Марсианин
2015 г.
Марсианин
2019 г.

Периодика:

«Мир фантастики» №9, сентябрь 2014
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Марсианин
2014 г.

Аудиокниги:

Марсианин
2015 г.
Марсианин
2015 г.
Марсианин
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Martian
2014 г.
(английский)
The Martian
2014 г.
(английский)
The Martian
2015 г.
(английский)
Марсіянин
2016 г.
(украинский)
Марсіянин
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  57  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Мужик, у тебя изолента есть?

- Нету.

- На, мужик, изоленту.

Если вам кажется, что в вашей жизни всё пошло на перекосяк, любимого камамбера больше не найти, жизнь тяжела, а одиночество бесконечно, познакомьтесь: Марк Уотни. Он на Марсе, в его скафандре дырка, в его холодильнике годовой запас безвкусных протеиновых пайков и десяток картофелин, в его плеере исключительно Bee Gees и Дэвид Боуи (ну да, могло быть хуже). Ближайшие люди находятся в нескольких десятках тысяч километров: это его же команда, которая сочла Марка за покойника и терзаются совестью на полпути к родной Земле.

Что ещё? Связи нет, следующая миссия на Марс прилетит через несколько лет после того, как пайки закончатся, пришельцев — ни смуглых золотоглазых, ни четырёхруких зеленокожих — не предвидится, ну и ещё ряд мелочей вроде того, что на красной планете существует некоторый дефицит воды и кислорода.

В такой ситуации (для простоты именующейся «в заднице») герой оказывается на первых страницах романа, и, плюнув на здравый смысл, решает во что бы то ни стало выжить — или хотя бы прожить ещё пару марсианских дней. В этом ему помогут докторская степень по биологии, горсть земной почвы, взятой для экспериментов, несколько неиспользованных скафандров, давно нефункционирующий марсоход,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кусок плутония,
фекалии (свои и остальных членов экипажа — не пропадать же добру), неиссякаемое чувство юмора и, конечно же, изолента.

Энди Вейер предлагает вспомнить, что когда-то в словосочетании «научная фантастика» первое слово было едва ли не важнее второго. Его история поразительно достоверна, хотя и не требует от читателя знаний, выходящих за пределы школьного курса физики, химии, биологии и алгебры. Динамична, хотя едва ли не половину тома составляют расчёты и мысленные эксперименты. Зрелищна, хотя в основном Марк проводит время в изолированном жилом модуле. А главное — она задаёт множество вопросов, казалось бы, различных, но в критической ситуации порой совершенно равных по значению. Как не сойти с ума одному на планете, нисколько не предназначенной для жизни? Как приготовить воду из ракетного топлива (и наоборот)? Стоит ли ради спасения одной жизни рискнуть пятью другими? Сколько картофеля можно вырастить на нескольких десятках квадратных метров в отсутствие практически любых условий для земледелия? Как пережить известие о том, что друг, которого вы оставили на Марсе, выжил?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как облегчить взлётный аппарат, заставив его подняться на высоту, для которой не предназначен конструктивно?

И, в конце концов, какого чёрта Аквамен повелевает китами? Это же нелогично. Киты — млекопитающие.

В общем, без преувеличения: если в ближайшее время школьники по всему миру снова начнут думать о том, что хотят стать космонавтами не меньше, чем менеджерами и музыкантами, мы точно знаем, чья это будет вина. Бравого, язвительного, неунывающего астронавта Марка Уотни и его летописца.

Что до изоленты. Если вам показется, что, при всей правдоподобности изложения, никто не чинит многомилионную осмическую технику подручными предметами, то вот вам история. В 1970 году экипаж Аполлона-13, преодолевая последствия знаменитой аварии и пытаясь вернуться на Землю, столкнулся с кризисом системы жизнеобеспечения. Поломка была устранена с помощью куска полиэтилена из лунного скафандра, картонных обложкек от полетного плана, куска полотенца (Галактика — суровая штука. Чтобы в ней выжить, надо знать, где твое полотенце) и — да-да, изоленты.

Это сработало.

Изолента всегда работает.

Оценка: 9
– [  47  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не восхищён, а, скорее, разочарован. После оглушительной рекламы книги на каждом углу (в том числе и на родном ресурсе), после сотен тысяч слов дифирамбов, воспетых гению Автора, требования к любой книге предсказуемо окажутся завышенными. Не могу сказать, что это сильно повлияло на итоговую оценку, но... Всё-таки повлияло, и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Приступая к написанию книги, Автор изначально выбрал достаточно нелёгкую форму: основную массу текста составляют дневниковые записи Марка Уотни. Учитывая тот факт, что дневниковая форма заведомо не блещет литературными изысками, а, в данном случае ещё и перегружена массой технических терминов, Автор вынужден был оживлять обширные блоки подачи информации о системах жилого модуля и прочей научной тягомотины шутками и прибаутками ГГ. Кое-кто усмотрел в этом решении «искромётный юмор». Как по мне, вышло еще более отвратно, чем обычное, пусть и сухое изложение научных фактов. Схема композиции записей выглядит примерно так: «бла-бла-бла, оксигинатор, бла-бла-бла, жилой модуль, бла-бла-бла, шутка». Первое, что приходит в голову лично мне – господин Пушной на канале «Галилео»: «Здравствуйте, детишки, сегодня я покажу вам, как добыть воду из сверхгорючего топлива. Бум!». Единственное ценное, что действительно удалось вынести из научной части «Марсианина» — это то, что американцы — очень странные люди. Они изобрели Windows, которая постояно скачивает гигабайты обновлений, но ПО марсохода НАСА обновляется путём вставки части текста в уже существующий файл. Они умеют делать изоленту, которая работает в любых условиях, и производят чудо-брезент, которым можно латать обшивку корабля, но вот болты, на которых крепятся жизненно важные устройства, у них постоянно «срезаются». В-общем, неразумно и нелогично.

Второе, вытекающее из первого: постоянно «провисающее» действие. Автор, естественно, знал, что помещение главного героя в закрытое пространство на длительный срок сводит интригу практически к нулю, поэтому периодически подбрасывал своему герою «неразрешимые» проблемы. Уотни сначала выдавал коронную фразочку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«я в глубокой ж*пе»,

а потом героически из неё выбирался. Причём, почти сразу же. К слову сказать, сам же Автор в этом ему и содействовал. Сначала, придав персонажу жизненно важные (и ни разу между собой не смежные) специализации ботаника и инженера, затем — герметично залепив кровью дыру в скафандре, затем – сгенерировав для него из подручных средств целую картофельную плантацию и воду для её полива, затем – снабдив его целой кучей полезных для выживания деталей и «Пасфайндером» для связи вдобавок, что уже в начале книги привело к полнейшему «убиванию» интриги. Про старт в полубрезентовом МВА – вообще не хочется вспоминать. Робинзонада, ага. На грани фантастики...

Третье – вторая сюжетная линия. В принципе, до некоторого времени – самая адекватная часть книги, напоминавшая лучшие образчики производственных романов Артура Хейли. Чудеса в решете начались после крушения американского носителя, когда достопочтенные мужи из НАСА обратились за помощью к самой передовой стране в мире в области постройки космических летательных аппаратов – к... Китаю. Ребят, вы серьёзно? К КИТАЮ? Вы историю космонавтики учили? Сэй Кинг до сих пор вздрагивает во сне, вспоминая, как в далёком 1957 году его напугал запуск первого искусственного спутника Земли. Кто его запустил? Китай? А в 1961 в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин СССР, между прочим. И Короленко – фамилия ни разу ни китайская. И стыковался с вашим «Аполлоном» не китайский, а советский корабль. И орбитальную станцию «Мир» не китайцы с орбиты выводили... Тем не менее, на месте России у Автора в книге — большое белое пятно, что, вкупе с интернациональным составом миссии – Фогель (Германия), Андерссон (скандинавские корни), Мартинез (мексиканские корни), Льюис (вероятно, британские корни), Бек (тоже — далеко не американская фамилия) – способно вызвать стойкое неприятие у любого русскоязычного читателя, да и вообще, любого, кто так или иначе знаком с историей развития космонавтики.

Четвертое: основной месседж. На первый взгляд – весьма правильный: человечество должно заботиться о своих сыновьях везде и всегда, невзирая на трудности и финансовые затраты, а учёные всего мира должны поступать так во имя науки, для которой нет ни наций, ни границ. Красиво, да... Возвращаемся к третьему пункту: где в книге хоть одно упоминание о России как правопреемнице СССР, в том числе и в области космонавтики? Хотя нет, одно всё-таки есть: про то, какие у Советов были летающие гробы вместо ракет. Прекрасно... Вкупе с вышеизложенным финальная мысль окончательно теряет свой посыл и трансформируется в слащавый, изрядно приправленный пафосом, голословный лозунг, что окончательно портит и без того неидеальную картину.

Итог: после прочтения становится понятно, почему Голливуд уже принялся за экранизацию «Марсианина»: обилие «гэгов», в меру пафоса, приправленного слащавым патриотизмом, и, конечно же, хеппи-энд – такого мы не видели, пожалуй, со времён «Армагеддона». Литературы вот, правда, почти нет. Да и ладно – кто её сейчас читает, литературу-то?

Оценка: 4
– [  45  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень слабая и типично американская — рассчитана на человека, который не знает ничего ни про Марс, ни про физику, ни про программирование... В общем, ни про что за пределами своих повседневных забот не знает. И автор начинает просвещать в духе Жюля Верна. Ну, с гораздо меньшим знанием физики, химии и так далее.

Очень грамотно в одном из предыдущих отзывов было сравнение с замечательным романом Артура Кларка «Лунная пыль». Этот роман и близко к «Лунной пыли» не стоит. Так, поделка.

Реалистичность на нуле из-за невежественности автора. Вот пусть кто-нибудь попробует из сверхядовитого гептила воду получить так, чтобы в этой воде не было следов гептила! Или водород (объёмный взрыв!!!) взорвать так, чтобы два внешних слоя одежды, включая скафандр, МГНОВЕННО сгорели, а почва не спеклась, приборы не пострадали, сам остался совершенно цел — только слегка оглох. С одной кислородной маской на голове! Шлем-то у скафандра не надел. Впрочем, герой ведь супермен — быть проткнутым антенной для него такой пустяк! Он даже не обращает внимания на такую мелочь. И разгерметизация скафандра ерунда, его кровь от протыкания антенной лучше всякого сверхпрочного герметика дыру в скафандре затыкает и держит давление в одну атмосферу (десять метров водяного столба, между прочим!). Так что, видимо, нанороботы в крови, жаростойкость, взрывостойкость. Я понял, это просто Терминатор-2 замаскированный.

Психологичность на нуле. Ну, может, таких пофигистов в США и готовят к полётам в космос, но я как-то сомневаюсь.

Действия людей на Земле гораздо более реалистичны и психологичны — но это не фантастика, и это не спасает роман.

Всё, что касается фантастики, на уровне 19 века. Там этот роман блистал бы новизной идей. В 20 веке выглядел бы бледно. А в 21 веке про него можно сказать: какое счастье, что нашлись люди, которым он понравился. Научно-популярной литературы практически нет — так пусть эта книга, хоть и безграмотная, интерес к науке и технике привлекает. Некоторые могут узнать, что человеку для дыхания кислород нужен. И другие столь же интересные подробности.

Оценка: 5
– [  41  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось.

При чтении не возникало ощущение правдоподобности повествования, и во многом это заслуга формата повествования. Дневник брошенного на Марсе человека у автора не получился, и во многом это связано с тем, что главного героя как такового и нет. От подобного дневника можно ожидать или подробнейшее описание мыслей, домыслов, размышлений, надежд и страхов главного героя, или же сухой набор фактов и дальнейших планов, но в данном случае стиль находится где-то посередине: «дополнительного» материала слишком мало, чтобы составить полную картину происходящего от лица Марка, но при этом от разрозненности этого материала создаётся впечатление, что Марк Уотни не живой человек, а просто инструмент сюжета в руках Энди Вейр.

Ситуации не помогает большое количество прямого контакта автора с читателем: от неуместных в контексте технических объяснений (сильно сомневаюсь, что раненый астронавт, которого только что бросили умирать, будет объяснять в дневнике, зачем нужны солнечные батареи) до шуток на любителя — особенно показателен момент, где ради шутки переносится с Земли на Марс переносится место действия. От подобных казалось бы мелких деталей заметно падает уровень погружения в текст. Марк Уотни за всю книгу так и не обрёл характер — всё, что у него есть, это данная автором маска эдакого весельчака. Ни одно из событий не вызывает у Марка действительно сильного отклика. Тема одиночества в книге вообще не раскрыта — а её я ждал больше всего! — у меня даже сложилось впечатление, что ему вообще плевать, что никого рядом нет. Бросили на планете — пофиг, на родных и близких всё равно, о напарниках мы видим только критику их вкусов в литературе/сериалах/музыке. Но он же занят выживанием, у него нет времени на подобную фигню, да? Но на шутки про Аквамена время что-то находится.

При этом местами наблюдается некоторая непоследовательность повествования — рана в боку, например, никак не мешала таскать грунт в Дом; он съедает полные порции сразу же после того как пишет, что надо экономить; опять же, говорится про необходимость ограничения времени внешних работ из-за строго ограниченного количества капсул для скафандра, но в итоге ошивается Марк снаружи чуть ли не часами; снимает аккумуляторы и сами солнечные батареи после записи о том, что ему нужно электричество ночью.

По сравнению с этим события на Земле выглядят просто глотком свежего воздуха. Разные люди воспринимают происходящее по-разному, видно конфликты интересов, планы, споры, обсуждения — за этим действительно интересно наблюдать, так что вдвойне жаль, что «земные» повороты получились довольно предсказуемыми. Ещё один камень в огород марсианского дневника: в одном из моментов мы узнаём о планах Марка с Земли, а не из его дневника. Почему? А потому что автор так захотел.

При этом должен отметить, что книга читается очень легко. Если её задачей было заинтересовать людей в работе НАСА или даже самом жанре литературы, то её она успешно выполнила, но я ожидал большего. Не скажу, что потратил время впустую, но ничего особенного здесь вы не увидите.

Оценка: 6
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое ощущение, что наш народ исстрадался посреди фэнтези и любовных романов по научной фантастике, поэтому кидается на любую лютую графомань, как изголодавшаяся псина на кость, найденную на помойке. Я читаю отзывы и поражаюсь — или люди слепые, или все отзывы заказные. Где вы увидели хороший язык? Где вы увидели экшен? Где вы вообще увидели НФ? НФ — это интересные научные исследования, которые могут изменить мир. Здесь лишь описание примитивных действий, которые можно было проводить где угодно. Язык ужасен, это просто не худлит, это сочинение школьника интерната для умственно отсталых детей. Эмоциональности — ноль целых, ноль десятых. Сопереживания, напряжения никакого. Или всем застлало глаза, что это сочинение приняли для экранизации в Голливуде? Не понимаю. Люди, разуйте глаза, вы когда в последний раз читали реальную НФ? Вы ее вообще читали? Или вы решили, что если это на Марсе, и там нет магов и эльфов, то это «твердая НФ»? Этого слишком мало, чтобы быть НФ. Возьмите любую научно-популярную книгу, например, Митио Каку и вы будете восхищены языком, интересными идеями, о которых он рассказывает настолько талантливо, что ими просто невозможно не увлечься. Зачем читать о том, как некий чувак на Марсе растил картошку на собственном дерьме? Кому это может быть интересным? Нашим дачникам? Тем более, что все это выращивание картошки на Марсе на удивление безграмотно и никакого отношения к науке не имеет вообще. Не смог бы ГГ выращивать картошку таким образом на Марсе, она бы у него там вся погибла без достаточного количества света. И ничего бы не выросло.

Оценка: 4
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая роман Энди Вейера «Марсианин», мне то и дело хотелось кричать, подобно Станиславскому «Не верю!»»

Не верю, что человек проткнутый антенной, практически в тот же день начинает таскать марсианский грунт кубометрами.

Не верю, что так легко он получал воду.

Не верю, что от произошедшего взрыва главгерой почти не пострадал.

И это только в начале романа.

Роман получился чисто теоретическим, и, думаю, попытайся реальный человек в реальных условиях повторить опыты одинокого марсианина — его ожидало бы полное фиаско.

И никакая это ни «твердая НФ», а самое что ни на есть фентэзи...

Оценка: 5
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Марсианин» Энди Вейера – чистейшая и незамутненная голливудщина. Забористая и беспощадная, как галлон самогона, настоянного на гумусе производства самого Марка Уотни (Чонкину – привет). Совершенно не удивительно, что эту книгу моментально экранизировали, и не только потому, что она написана с оглядкой на киноадаптацию и по уже готовым сценарным лекалам. Есть такое ощущение, что это именно Энди Вейер (а не его alter ego Марк) провел пару лет в одиночном заточении н̶а̶ ̶М̶а̶р̶с̶е в пампасах Аризоны, где ежедневно гнал первокачественный pervatsch, сам же, в одно лицо, его употреблял, бегал до ветру в кукурузу, а в качестве интеллектуального развлечения прилежно изучал сериалы и прочие голливудские нетленки за последние лет пятьдесят.

Энди оказался киноманом старательным и почтительным, не то, что какой-то там Квентин – революции в литературе и кинематографе ему были совершенно ни к чему. В самом деле, зачем изобретать м̶а̶р̶с̶о̶х̶о̶д велосипед и ломать то, что прекрасно работает и приносит неплохой cash?! Поэтому наш ковбой-программист с большой любовью вычленил из кучи шедевров мирового кинематографа наиболее махровые и древние, как помет бизона, штампы, тщательно их перемешал (не взбалтывая!), щедро снабдил близкими каждому правоверному реднеку научными терминами (fuck, shit, boobs, motherfucker etc.) и выдал на гора идеально просчитанный БЕСТСЕЛЛЕР.

То есть буквально при помощи и̶з̶о̶л̶е̶н̶т̶ы̶,̶ ̶б̶р̶е̶з̶е̶н̶т̶а̶ ̶и̶ ̶т̶а̶к̶о̶й̶-̶т̶о̶ ̶м̶а̶т̶е̶р̶и бережно отобранного драматургического материала Вейер состряпал «реалистическую» историю про среднестатистического американского парня, который походя вычленяет из гидразина водород прямо в своей палатке, одной рукой чинит все, что движется (а что не движется – переворачивает и тоже чинит), выращивает картошку на собственном навозе и при этом сыплет отборнейшими перлами чистейшего юмора (ну, вы поняли: fuck, shit, boobs, motherfucker etc.)

Читатели-реднеки умиляются, преисполняются гордости за NASA, американскую космическую программу, мир во всем мире, freedom & democracy. А затем со вздохом извлекают из продавленного кресла собственную двухсоткилограммовую тушу, протискиваются в старый ржавый пикап и едут в соседний мегамолл за чипсами с пивом (кстати, вполне возможно вторично синтезированным из мочи какого-нибудь местного Марка Уотни) – реальные американские пацаны знают, что по-настоящему необходимо для их выживания, что им дневники каких-то марсианских хроников!

Внимательный потребитель голливудской кинопродукции знает, что любая американская домохозяйка при необходимости способна управлять не только тостером, но и вертолетом, а каждый первый морской пехотинец США или астронавт NASA (ну, если ему срочно нужно спасать мир и собственную задницу) в любую секунду готов взять в мозолистые руки штурвал авианосца / космического корабля и показать всем, где колорадские жуки зимуют. Главное, случайно не перерезать красный проводок. И тогда где-то в Главном Командном Центре (Главный Командный Центр должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО – прим. Энди Вейера) разноцветные дяди и тети (нужен индус в NASA! – прим. Энди Вейера) с облегчением выдохнут, прослезятся, примутся поздравлять друг друга и осторожно хлопать по плечам. Осторожно – чтобы потом ненароком не привлекли за sexual harassment.

Конечно, наш «Марсианин» – это, как бы, научная фантастика. Ну, типа. По крайней мере, здесь много роверов, взлетных модулей, СО2, водорода и остальных элементов таблицы Менделеева. Где-то на отшибе вроде бы даже Марс виднеется… сквозь пылевые бури. А еще, как оказалось, на Красной планете полно роялей – с легкой руки Энди Вейера Марс оказался буквально заваленным этими чудесными лакированными инструментами, на которых агроном-ботаник-инженер Марк Уотни наяривает так, как и Денису Мацуеву не снилось. Правда, на обложку книги почему-то забыли прилепить предостережение «не пытайтесь повторить у себя дома». Потому как есть большие сомнения, что хоть один из множества физико-химических экспериментов Марка Уотни увенчался бы успехом в заданных обстоятельствах. По сути, вся наука «Марсианина» – это такой сферический конь в вакууме – сплошная теория и допущения, оторванные от реальных условий. Опять же, чистейший Голливуд, в котором, как мы знаем, всегда действуют свои законы физики, баллистики и здравого смысла, ибо ради хорошего сюжетного «твиста» тамошние сценаристы готовы мать родную продать.

Особенно доставляет рояль под названием «система жизнеобеспечения Дома» – эдакий плохо замаскированный вечный двигатель. Ведь по задумке Энди Вейера, эта штука при минимальном энергопотреблении способна синтезировать все из всего: воду из мочи, азот из поноса, водород из картошки, снова мочу из марсианского грунта и т.д. Главное, как следует настроить аппаратуру и ввести нужную программу. А еще, оказывается, эта система очень мобильная – при желании ее можно легко разобрать и перенести куда угодно. Остается только удивляться, как при наличии такого волшебного perpetuum mobile (а еще не будем забывать про скотч, замазку и революционный многофункциональный тент) NASA до сих пор не колонизировала Солнечную систему и не отправилась покорять далекую-далекую галактику?! Ну что же вы, в самом-то деле, guys!

Фильм по «Марсианину» я еще не смотрел. Но больше чем уверен, что там обязательно будут умопомрачительные подвиги, негры (командор Льюис, да?), геи, лесбиянки, командные центры, fucking shit-ы, индусы, китайцы и тонны американского пафоса. Кого там точно не будет, так это русских. Ведь Энди Вейер «увлекается историей космонавтики» и наверняка знает, что «русские» (читай – советские) ученые и инженеры не оказали никакого существенного влияния на исследования космоса. Наш автор – настоящий гуру и эксперт в этой области: он пересмотрел кучу голливудских фильмов, его лично консультировал старший помощник младшего клерка NASA и теперь ему точно можно доверять! Ведь, правда же, парни?

Оценка: 6
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зако́н Ме́рфи (англ. Murphy's law) — если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт. Роман напоминает серию американских фильмов «Пункт назначения» из-за фатального невезения. Обилие научных терминов заставляет большинство читателей проверить в истинность происходящего, а-ля «Гравитация» Альфонсо Куарона, но меня как раз отталкивает эта псевдонаучность.

Буря не могла раскачать МВА, антенна не могла упасть... Вот такой я зануда... Давление атмо­сферы низкое. Марсианский ветер скоростью 100 км/ч создает ветровое давление, как земной ветер скоростью 1 км/ч.

И да, еще один минус за летающие гробы вместо ракет у СССР, ох уж эти американцы.

Оценка: 5
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как художественное произведение эта книга по-моему не особо ценна — больше напоминает сборник задачек по математике для учеников средней школы. «Чтобы проехать столько то километров на марсоходе, мне нужно столько то ватт энергии. Марсоход потребляет столько то ватт на км пути, столько то ватт уходит на обогрев, если приделать к нему батарею от второго марсохода, он сможет пройти столько то км по ровной поверхности, но я поеду по неровной, поэтому смогу проехать в два раза меньше, поэтому мне нужно прикрепить к марсоходу солнечную батарею, один метр квадратный которой вырабатывает столько то ватт энергии в час, поэтому....». И такие рассуждения присутствуют буквально на каждой странице. По поводу картошки, еды, воды, энергии... Вобщем это может конечно и реалистично и действительно могло бы случиться на Марсе, но попросту скучно.

Оценка: 4
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все бы хорошо с этой книжкой. Многообещающая завязка: в результате несчастного случая астронавт остается один на чужой планете, его жизнь — в его же мозгах и руках, и отсчет пошел. Орбита, по которой побежит сюжет: робинзонада на безжизненной Красной планете. Форма, в которой это все подано, в виде дневника.

Обе сюжетные линии «Марсианина» разочаровывают, но делают это каждая по-своему.

Во-первых, дневник Марка Уотни. Кто бы мог подумать, что под инструкцией по выживанию на Марсе подразумевалась инструкция буквально с присущим ей сухим и безжизненным стилем. Больше всего это напоминает задачник по физике, механике и прочему в том же роде. Попытки оживить текст сомнительного качества шуточками только усугубляют положение. Впрочем, они с грехом пополам дают нам понять, что Марк Уотни вроде бы живое существо, а не марсоход. Хочется увидеть его переживания, страдания, страх сойти с ума, тоску по близким, по дому, отчаяние, чувство безысходности и то, как это преодолевается. Эмоциональность не поднимается выше унылого нуля. Это банально скучно, если, конечно, вам не будет интересно высчитывать вместе с Уотни, сколько марсианской картошки ему удастся вырастить и сколько удобрений для этого потребуется. В таком случае, дерзайте.

Во-вторых, рассказ от лица сотрудников NASA и членов команды Уотни. На самом деле, читать о разработках спасательной операции, конфликтах интересов по-настоящему интересно после безвоздушной атмосферы глав, посвященных главному герою. Поначалу. Когда разыгрывается действо, по которому плачет любой голливудский патриотический штамп-муви, уже и не знаешь, что хуже: бездушный конспект Уотни или сценарий пафосного блокбастера.

И самое главное, ради чего все? Показать в тысячный раз, как знания становятся главным средством выживания? Куда убедительнее звучит посыл, что нам нечего делать за пределами нашей детской площадки, по крайней мере, не с нашим технологическим уровнем и способностью косячить всегда и везде.

Оценка: 4
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — инструкция по выживанию в среде не предназначенной для существования человека. Это не вводный курс молодого бойца, а полноценный пошаговый справочник. Итак, что мы имеем? Марс наших дней — без марсиан, микроорганизмов, городов под куполом. Марк Уотни, биолог и по совместительству инженер, волею случая оказавшийся в одиночестве на планете. Специалисты НАСА, находящиеся от Марса от 55 до 400 млн км, вследствие чего способные только наблюдать за действиями Марка. Пятеро членов экспедиции под командование Льюис, возвращающиеся на Землю. И свыше 5 миллиардов землян, пожирающих новости о жизни Марка на Марсе.

Диспозиция ясна, старт повествованию дан, начинается обратный отсчет. У каждой из заинтересованных групп он различный.

1. У Марка Уотни слишком много времени, для выживания не хватит ни еды, ни воды.

2. У специалистов НАСА слишком мало времени — полет до Марса занимает много времени, к тому же само положение планеты неудачно на текущий момент. Аналитические подсчеты указывают, что шансы выжить у Марка невелики.

3. У возвращающейся на Землю пятерки космонавтов уйма времени в полете и предполагаемые муки совести на всю оставшуюся жизнь. Почему бы им не продлить полет на пару лет, чтобы избежать мучительных кошмаров по ночам до глубокой старости?

Каждая из трех наиболее заинтересованных групп идет к часу икс своим путем. Марк, рассчитав все, планомерно готовится прожить 4 года на Марсе. По техническим деталям, к которым есть придирки у написавших отзывы можно найти как опровержение, так и доказательство. Скажу за себя: при взрыве, когда Марк получает воду, жилой блок не разорвало бы, т.к. у брезента предел на разрыв очень большой. И Марк бы не сгорел, т.к. подача кислорода была дозирована, и концентрация кислорода, за счет выдыхаемого не привела бы к взрыву с серьезным выбросом энергии. Собственно в лаборатории мы получали воду таким образом и ничего страшного в этом нет.

Далее по получению почвы. Предупреждение: если вы в данный момент кушаете, то читать следует через два-три часа после приема пищи. Для того, чтобы сделать почву плодородной не нужно вырабатывать фекалий столько же, сколько съедаешь, т.к. бактерии самовоспроизводятся. Достаточно одной порции, чтобы сделать из мертвой земли плодородную почву. Только времени необходимо больше, а оно впритык. Обогреватель за счет естественной радиации? это и вовсе не фантастика, такие используются в Антарктиде при наружных работах. И никто от радиации не умирал и не заболевал.

Суховатый стиль. Так ведь это дневник, в котором главный герой не слезы льет, а записывает свои расчеты. А ну как головой ударится и все забудет? И после читать в дневнике «я в полной заднице»? уж лучше расчет сколько нужно калорий чтобы продержаться 1400 дней.

Марк Уотни стал одним из любимых книжных героев, слово «картонный» рядом с ним даже писать как-то неудобно. И это правильно, что главный герой ученый-биолог и инженер. Сравнения с «Робинзоном Крузо» лично мне непонятны, т.к. роман Дефо это приключения. Для выживания на теплом острове не нужно знать математику, физику, химию. На острове с легкостью выживет практически любой бродяга, хотя для человека лежащего на диване с книгой в руке, или с бутылкой пива перед телевизором это действительно непосильная задача. Или сейчас любой роман, где описывается жизнь человека вдали от цивилизации, будет сравниваться с романом Дефо?

Другие персонажи тоже не подкачали, внося новые повороты в сюжет. Запомнилась вся команда под руководством Льюис, где каждый четко знает свое место, мгновенно ориентируется в меняющейся ситуации и принимает решение. Да и знакомство с каждым из группы через их хобби за счет Марка Уотни, смотрящего подборки фильмов, слушающего музыку, читающего книги — оригинальный ход.

Без сомнения роман — один из претендентов на книгу года и событие в мире научной фантастики. А если вы в эпоху кризиса решили вложить все деньги в полет на Марс или Луну, то не забудьте захватить с собой эту книгу. Ну и винчестер с любимыми сериалами и музыкой.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марсианская робинзонада Марка Уотни неожиданно для всех, и, наверное, даже для самого автора захватила читателей. Простая как палка, с литературной точки зрения книга читается взахлеб и даже ляпы автора, коим несть числа, глаз не цепляют. Потом, конечно, начинаешь с карандашом в руке считать калории, литры и киловатты и выясняешь, что марсианский скиталец должен был уже давно загнуться по тысяче причин. Но при прочтении и, что очень важно, при перечитывании это глаз не цепляет и не мешает болеть душой за главного героя. Книгу, безусловно, нельзя считать руководством по выживанию на Марсе, или справочником по физике, химии или земледелию, но это и неважно, ибо даже у Жюля Верна, с которым автора сравнивают все кому не лень, была масса ляпов, но любим мы его не за это. Эта книга своеобразный гимн разуму и науке. Это научная фантастика как она должна быть. Без неведомых технологий, без богов из машины. То что с главным героем случается все, что может случиться можно назвать роялем, но технари скажут, что “закон Мерфи” неумолим, и Уотни еще легко отделался.

Психология главного героя заслуживает отдельного упоминания. С одной стороны человека без железных нервов на Марс не послали бы, но с другой стороны, “все мы люди, все мы человеки” и ничто человеческое нам не чуждо, а Марк Уотни как-то слишком бесстрастно все воспринимает, ни досады, ни отчаяния, ни депрессии.

Вторая сюжетная линия, происходящая на Земле, уступает основной, но ненамного. Когда обнаруживается, что Уотни жив, то на его спасение тратятся огромные ресурсы и перекраивается вся космическая программа. Люди болеют душой за дело, кипят обсуждения, а Марк Уотни становится медийной персоной, олицетворяющей американскую марсианскую программу, затмив даже первопроходцев. И вот тут-то и кроется корень всех бед книги. Автор книги — американец, со всеми вытекающими. Действие книги происходит на глобусе Америки, из других стран существует только Китай, да и тот помогает лишь по расчету, а не по любви. Обида за упущенное космическое первенство до сих горит в сердце, и в советскую космическую технику летят оскорбления, при том на пустом месте и абсолютно незаслуженно.

Так почему же эта книга выстрелила? А ответ безумно прост, и ответ единственный — эта книга представляет собой очень редкое явление. Чистая НФ, а тем более НФ ближнего прицела настолько редкий зверь в наших краях, что на этом безрыбье любой рак считается как минимум лососем. Читатель настолько истосковался по жанру, что готов простить очень многое — и ляпы, и политику, и не очень удачные шутки. По сути своей это производственный роман в шкуре НФ. Здесь нет ни конфликта, ни людских пороков и слабостей, ничего из того, что делает человека человеком по сути. Просто соревнование идей, нацеленных на одну цель, но ведущих к ней разными путями, поочередное отсечение этих путей и счастливый конец.

Собственно говоря будь таких книг много — эта затерялась бы среди них, и была бы даже не лучшим образцом. В лучшем случае ее ждала бы судьба фильма “Армагеддон” — цель для шуток для всех и тренажер по поиску технических ляпов для специалистов.

Эту книгу нельзя назвать хорошей, но и нельзя назвать плохой. Эта книга лишь свидетельство того, что несмотря на закрытие космических программ и рассуждения пустословов о том что космос нам не нужен, человек всегда будет смотреть на небо.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Робинзонады всегда привлекательны. Наверное, потому, что позволяют в безопасности уютной квартиры примерить на себя самый невероятный сценарий выживания. Можно, ничем не рискуя и ничего не делая, рассуждать, чтобы «я бы в такой ситуации..» или «герой мог бы...», смакуя подробности и критикуя решения. Вот Робинзон Крузо- мог бы получше следить за своим псом, а Марк Уотни в «Марсианине» — за техническим состоянием своего дома. И, кажется, все так просто и ясно: посадить картошку, получить воду, устроить обогрев, отправиться в дальнюю экспедицию. И, думается, я тоже способен на такое!

Неправда. На такое способны немногие, может единицы. Для этого надо быть человеком особого склада, таким, который никогда, ни при каких условиях не сдается. И если уж поражение неизбежно, встречает его, делая еще один шаг, даже если знает, что этот шаг безнадежен. Это ведь невероятно сложно, почти невозможно, бороться, когда никто не поддерживает, не поддаваться отчаянию, когда никто не дарит надежды.

Вся первая часть книги, рассказывающая об одиночной борьбе за жизнь Марка Уотни, волей случая оставшегося на пустынном и враждебном Марсе — просто замечательна. Настоящий гимн человеку и его разуму. День за днем — не просо борьба за жизнь — за самого себя. Чтобы остаться все тем же Марком Уотни — хорошим парнем, который никогда не желал зла другим и не винил никого в своих неудачах, опирался в жизни на свои собственные силы и знания.

Вот еще один замечательный момент. Знания. Как часто мы сетуем, что приходится узнавать- заучивать что-то, что явно не пригодится в жизни. Стенаниями и жалобами на это полны рассказы поколений несчастных студентов и школьников. Зачем мне это?! За что?! А вдруг? Вдруг будет жизненно необходимо знать, как вырастить картофель, или оказать первую помощь, зашив рану, или сориентироваться по карте? Кто знает свой жизненный путь в нашем быстро меняющемся мире. Вот об этом — нет лишних знаний — говорит мне каждая строчка этой книги.

И позвольте не согласиться с теми, кто говорит, что в романе мало что происходит. В нем происходят огромные, космического масштаба события. Только этот Космос внезапно оказывается сжат до одного единственного сознания. В нем в этом Космосе возникают и рушатся планы, в нем царит невероятное напряжение воли и мысли, в нем столько драмы и борьбы, что хватит и на настоящий большой Космос. Просто все это происходит буднично и передается скупо, с легкой иронией, человеком, который под строгим контролем держит свои чувства и эмоции.

Но все это касается первой части — трагичной и со скрученной пружиной внутреннего напряжения. Но вот в дело спасения Уотни вмешивается внешний мир и все в романе меняется. Сюжет рушится, напряжение спадает. Больше нет драмы борьбы человека с непреодолимыми обстоятельствами- есть хорошее приключение с голливудскими пейзажами суровой планеты и не менее кинематографичными героями. Космос расширяется, и вся концентрированная человечность растворяется в парсеках скучноватых диалогов, мелочных проблем, захватывающих картинок и взрывного действия.

Конечно, хотелось, чтобы Марк победил. Победил обстоятельства, враждебную планету, законы природы, себя самого. Но не так, не с помощью голливудских трюков и ковбойского рейда. Разумом, умениями, знаниями. Хотелось, чтобы был какой-то ясный финал, итог более духовный, чем материальный.

Робинзон, помнится, оценил и свой остров, и опыт, который тот ему подарил. А так, получается, что ни марсианином, ни человеком Космоса Марк вовсе не стал, оставшись обычным хорошим земным парнишкой. Можно, конечно, сказать: вот видите, герой остался прежним, его не сломили испытания. Сломить не сломили, но прежним — вот это уже чистая фантастика.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно разочарован, и вот почему: полное отсутствие развития характера Марка Уотни, главного героя.

В первую очередь я ожидал именно этого — человек находится на Марсе, совершенно один, нетипичная ситуация (мягко сказано), сильная нагрузка на личность. Все ждал, когда автор переключится с дневникового формата и опишет героя и его переживания со стороны, какой мог бы выйти интересный контраст. Что-то абсолютно вне этой повести Марка Уотни о Марке Уотни, который решает проблемы технического характера, да ещё с вкраплениями средней руки петросянств и бытоописаний.

Я понимаю, в космонавты не берут кого попало, у них должна быть сильная психика по умолчанию. Но тем интереснее вызов для автора, тем рельефнее могла бы быть его работа. Внимание к такой вроде бы очевидной вещи, как переживания героя, могли бы сделать эту книгу хоть немного достойной тогой хайпа, что вокруг нее возник.

Оценка: нет
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда появилась экранизация (которая, к слову, так себе), было много нытья по поводу того, что она упустила всё хорошее, что было в книге – юмор и атмосферу, и подчеркнула всё плохое – кучу научных и технических нелепостей (как, например, магический скотч и плёнка, которая спасает от бури лучше, чем космический корабль). Когда же я в предвкушении добротной комедии принялась читать книгу, оказалось, что фильм при всех своих нелепостях был лучше.

Книга написана довольно сухо, и, несмотря на повествование от первого лица, довольно безэмоционально. Совершенно нет описаний Марса. Вершина авторского умения описывать пейзажи и обстановку вокруг героя – это упоминание того, в какой стороне от него заходит спутник. Нет описания чувств героя, только действия – пошёл туда, сделал это, соединил деталь №17 с деталью №4. Отчего книга напоминает скучный технический отчёт.

Будь книга немного динамичнее, будь в ней больший акцент на эмоции героя, а не на то, какие детали он прикручивает и какие химические элементы соединяет, то многие ляпы были бы менее заметны. А так каждая странная мелочь вызывает недоверие – неподготовленность экипажа и корабля к бурям, кровь как способ удержать воздух в пробитом скафандре, то как герой вытаскивает из своего тела внушительных размеров штырь, а потом резво бегает с огромной дырой в боку… Всё это приводит к мысли, что читаешь какую-то неумелую графоманию, а не научную фантастику.

Ну и конечно же стоит отметить юмор. Он заключается в слове «задница». Вероятно, над этим словом автор предлагает нам смеяться, потому что других попыток юморить я не заметила, а вот задницы щедро раскиданы по тексту. И вместо того, чтобы смешить, это навевает скуку и уныние. Как и вся книга.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх