fantlab ru

Филип Дик «Фостер, ты мёртв!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
536
Моя оценка:
-

подробнее

Фостер, ты мёртв!

Foster, You're Dead

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Что должен иметь каждый добропорядочный гражданин на случай ядерной войны? Правильно, личный бункер. Ведь если у тебя нет самого современного бункера, можно считать, что ты уже мёртв!

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первое произведение Филипа Дика, напечатанное в СССР.

Впервые на русском: Журнал «Огонёк», 1958, №16/перевод Ю. В. Семнова и В. В. Кривощекова.

Также на украинском языке с ошибочном указанием автора Айзек Азімов (США). Сховище: Оповідання / Пер. Олександра Берга; Галини Петровської; Худ. А. Йовлєв // Всесвіт, 1970, №5.

По мотивам рассказа снят 9 эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Safe and Sound»). Дата выхода в эфир: 11.01.2018 года.


Входит в:

— антологию «Star Science Fiction Stories No. 3», 1954 г.

— антологию «8 Science Fiction Stories», 1967 г.

— антологию «Histoires de fins du monde», 1975 г.

— сборник «Отец-двойник», 1987 г.

— журнал «Если 1993'1», 1993 г.

— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.

— сборник «Особое мнение», 2021 г.


Экранизации:

«Целый и невредимый» / «Safe аnd Sound» 2018, Великобритания, реж: Алан Тейлор



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Особое мнение
2024 г.

Издания:

Свихнувшееся время
1993 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Вспомнить все
2015 г.
Электрические сны
2018 г.

Периодика:


1958 г.
Если № 1, январь 1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories No. 3
1955 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 3
1955 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 3
1962 г.
(английский)
8 Science Fiction Stories
1967 г.
(немецкий)
Star Science Fiction Stories No. 3
1972 г.
(английский)
Histoires de fins du monde
1974 г.
(французский)
Histoires de fins du monde
1984 г.
(французский)
The Father-Thing
1990 г.
(английский)
Повне зібрання короткої прози: Том ІІІ
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень трагичный и проникновенный рассказ, наполненный возможной горькой правдой от которой мы все были недалеки. Вспоминая своё детство конца 70-ых — начало 80-ых невольно возвращаюсь к мысли, а ведь сколько военных псевдо-ядерных тревог пришлось пережить в прошлом. Сколько раз нас собирали в организованные стада и отправляли в подшкольные бункера-бомбоубежища? А сколько я застал на бывших Советских заводах подобных укрытий? Со счета можно было сбиться — их было много и , как мне кажется, они были почти везде. Даже некоторые подвалы были переоборудованы во временные защитные бункера. Нас буквально готовили к войне и тёмный дух ядерной угрозы витал в воздухе, которую пытались прервать истинные мировые гуманисты, взывая к мудрости человечества и любви жизни, предостерегая от легкомысленных шагов.

Эх, хорошо, что это позади осталось, потому что пришлось бороться с другими жизненными трудностями....

Филип Дик главной темой избрал лицемерный поведенческий характер крупных компаний, которые на «рекламе» и искусственном нагнетании ужаса перед войной, сколачивают сумасшедшие деньги на простых потребителях , продавая бомбоубежища и защитные бункера , манипулируя новостями. Средства защиты пичкают всякими ноу-хау и старят в течение трёх месяцев. То есть рынок потребителя остаётся постоянно в деле, а бомбоубежища напоминают сегодняшние электронные средства общения и «гаджеты», которые лихорадочно обновляются в короткие сроки. Ты, главное, только покупай! Бери в рассрочку!

Хищный мир деловых акул, творящих беспредел в бизнесе, в описании у Дика получился здорово...Но всё же автор не был бы, так популярен, если бы не смог заглядывать в душу к людям и показывать все их искренние переживания. И описания внутренних терзаний маленького Майка Фостера , пропитаны искренней чистой детской надеждой и жестоким драматизмом, в которых сквозит черная ирония, разделяющая общество на разные социальные слои. Хотелось для финала этого рассказа более счастливой концовки, но в противном случае, такое произведение просто не запало бы в душу. Автору удалось попрать безумный мир дикого капитализма и раскрыть его грязные подноготные стороны. Но судить всё же читателю, потому что кто-то посчитает данное описанное сообщество даже нормальным для повседневности, но нужно оставлять место и добру. И учить людей именно добру и делать хорошие поступки за которые можно было бы гордиться. Рассказ выдался очень мощным по накалу и переживаниям .

Очень понравилось...

ПС. Из недавних воспоминаний выплыла Албания — Вы не поверите, но в этой стране везде и повсюду были созданы многочисленные бомбоубежища и минибункера, как нигде в мире! Это страна лидер по защитным бункерам, убежищам и закуткам! И будучи там, Вы удивитесь, как там ждали войны и сторонней агрессии, а теперь это бесчисленные памятники по далеко ушедшим временам...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня в этом рассказе наверное слишком много личного. Я слишком хорошо помню как я боялся программы «Время» и советских газет, когда, будучи ещё маленьким мальчиком, научился (явно, слишком рано) понимать о чём это. А если представить *тот* страх плюс лукавую силу «капиталистической» рекламы...

Жуткий рассказ о том что государство может сделать с разумом ребёнка.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже интересно, о чём именно думал Дик, когда писал этот рассказ. Ибо он (рассказ) точно отражает сразу два явления.

Первое — жуткие страхи американцев периода Холодной Войны. Тогда действительно все через одного бомбоубежища себе заказывали. Да что греха таить, в СССР детей учили противогазы одевать и антирадиационные таблетки правильно кушать.

А второе явление, вольно и невольно показанное в рассказе — это реклама и маркетинг. Если забыть про сам товар, убежища, то описанное в рассказе мы наблюдаем прямо сейчас. Ребёнок приходит домой и ноет что у всех его друзей уже есть смартфон нового поколения, и начинается «папа купи». Да что дети, и взрослые через одного такие же... письками меряются давно уже не письками, а гаджетами... И это стремление быть как все, иметь самое новое доводит до психозов, долгов, серьёзных проблем.

По сумме двух явлений — рассказ и вовсе стал гениальным. И очень страшным. Использовать в маркетинге инстинкт самосохранения.... да ещё не намёками, а с одобрения государства на всю катушку... это жесть.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жестокий и правдивый рассказ, который заставляет читателя сопереживать. Произведение посвящено маленькому мальчику, который не хочет быть вне общества, он не хочет быть белой вороной, он не хочет выделяться из общей серой массы. Такой подход вообще противоречит всей литературе, которая любит уделять внимание белым воронам, людям, не таким как все. Потрясают именно реальные переживания ребенка, его страх перед насмешками, страх оказаться вне людей, быть не таким, как все.Хорошо прописан и характер отца, человека рассудительного, пытающегося протестовать против действительности, но ломающегося перед обстоятельствами. Именно они главные герои, остальные прописаны лишь мазками, чтобы отттенить их характеры и поступки. Рассказ, который заслуживает самой высокой оценки. А общество потребления, страх войны — это лишь фон, на котором разыгрывается человеческая трагедия.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски вложено в один короткий рассказ такое количество разных переживаний, тревог и неодобрения. Очень хороший и умный рассказ — в нем и сегодня найдется множество мыслей и акцентов, над которыми стоит задуматься.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень атмосферный. С его страниц читателя просно накрывает волнами безнадежности и страха. Может быть поэтому меня так им в детстве зацепило, что не отпускает до сих пор.

И кстати насчет карибского кризиса: рассказ был написан намного раньше в 1955.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

До чего может довести всеобщая паранойя -когда — « только не было бы войны...».Прожили похожее в 70-80-х годах 20-го столетия. Когда предполетное время ракет было 20 минут.

С обеих сторон. И разного рода пропагандисты нагнетали обстановку, читая лекции. А потом разрядка и все стало нормально.

Жалко героя рассказа -мальчика и его искалеченное детство.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна илюстрация, того как легко нашим обществом манипулировать.

При соответствующей рекламе, професиональной обработке сознания нас можно заставить делать что угодно: от покупки всякой ерунды до ненависти и истребления целых народов. А критически мыслящие становятся изгоями. Со времён написания рассказа проблема только усилилась и обрела более страшные и изощренные формы.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное дело. Рассказ написан в 1955 году, а как будто в 2021. Он настолько актуален, что даже неловко... даже страшно. Включаешь телевизор, а там всë то же самое: вакцины, новая гонка вооружений, болтающие политики, запуганное население, которое не чувствует себя защищëнным, и бесконечная реклама – втюхивание новинок под любым предлогом, на любой вкус и цвет. В рассказе всë гипертрофированно, конечно, но если отбросить мишуру – это совсем не фантастика...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна любимая тематика Филипа Дика — критика общества потребления.

Данный рассказ в очень ироничной манере показывает до чего может довести бездумное и безумное потребление. Особенно, когда потреблять необходимо товары от которых зависит жизнь твоих близких. А ведь и вправду, нет лучшего способа продаж, чем убедить клиэнта в том, что товар жизненно необходим. Тогда у последнего не будет выбора.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный и живой рассказ. Просится к экранизации. Смесь фантастики и антиутопии, с проработкой психологии персонажей и привлечением социальной проблематики, как это обычно бывает у Филипа К. Дика. Мировая война в недалеком будущем. Что, если о своей безопасности граждане вынуждены будут заботиться сами, а государство будет лишь собирать налоги? И как это повлияет на психику детей?

Оценка: 9
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, я отчасти был таким же запуганным ребенком, как и Майк. Как раз в 1955-м у нас во дворе строили бомбоубежище. А по ночам мне порой снились атомные взрывы — ведь эти ужасные плакаты ГРОБ (ГРажданская ОБорона) висели везде. И в последующие годы тоже.

Но рассказ мне понравился, а тот давний страх уже как-то рассеялся. И я вижу в тексте и другие современные для нас вещи — «Всели в человека чувство неуверенности — тверди ему, как странно он выглядит и как дурно пахнет.» — Ведь сегодня, через 50 лет после написания рассказа у нас в России это и происходит! «А вы, где одеваетесь?» — В своей комнате я одеваюсь, черт бы вас всех побрал!

И современный кризис — это последствие той кошмарной гонки за потреблением — каждый год новая автомашина, каждые 5 лет — новая квартира или дом — вот вам, крах ипотеки, банкротство автомобильной отрасли — покатилось!

И ведь видел, чувствовал, предупреждал писатель — жаль только рецептов не давал.

Мне понравилось, потому что правда.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился, даже несмотря на то, что у меня нет никаких воспоминаний и историй из своей жизни касаемо бомбоубежищ и прочих бункеров, а также я никогда не испытывал страха перед возможной опасностью войны – как-то всё это я не застал, или прошло оно мимо меня, всё-таки рос я уже в другое время, когда о «холодной войне» говорили в прошедшем времени. Но это вовсе не означает, что я не смогу понять Майка Фостера: его чувства, его желания, его страхи. Филипп Дик, этот великолепный и неповторимый Мастер, описал и показал всё очень чётко и правдиво. Мне стало очень жаль этого мальчугана, ведь страх перед войной и гнетущая боязнь смерти поглотила его без остатка, съела, не пережёвывая. Но самое неприятное в том, что эти страхи и боязнь оказываются для него гораздо сильнее желания жить.

Мечта об убежище, об этом новеньком бункере – разве это хорошо, разве это детская мечта, разве такой она должна быть – детская мечта?! Кто виноват, что всё так выходит для Майка? Я бы в первую очередь назвал его отца: мягкотелого, тряпичного мужчину, оказавшегося не способным идти до конца в своих убеждениях. Скажете, он отступил под напором семьи и ради Майка? Может быть, но затем он отступил снова, вернув бункер в магазин, и став опять не в состоянии обеспечить семье безопасность. Конечно, система беспощадна, раз за разом убеждая покупать новые и новые предметы самозащиты и повышать обороноспособность страны, но с другой стороны, падающая бомба не остановится и не спросит у Майка, хорошо ли он себя вёл, и не свернёт в сторону при положительном ответе. Мальчик должен жить, он не виноват в том, что мир жесток.

Фостер, ты ещё жив!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело, пожалуй, не в том, что именно приобретали все вокруг: бомбоубежища или, к примеру, бытовую технику или автомобили. Проблема — в массовом безумии потреблении, в стадном чувстве, в «общей гребенке», в оценке человека с точки зрения наличия или отсутствия того, что общество посчитало необходимым на данный момент. Впрочем, даже не общество: это политика государства. Президент с куском зеленой материи...

Страшная история. Потому что в нее веришь.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, услышав название, я ожидал, что история будет из ряда «реальна ли реальность?», или «является ли человек человеком?». Но прочитав, я увидел совершенно иную историю – весьма глубокую, социальную, безрадостную, но сильную.

Тут, как всегда у Дика, есть мир – альтернативный (теперь уже)1972 год, погружённый в истерию холодной войны в ожидании атомного конфликта. В школах основные предметы – выживание в постядерном мире; а торговые корпорации производят всё новые и новые средства защиты. Мир отрезвляюще неприятный, как это бывает у Дика, но главное, на мой взгляд, даже не столько мир, а удивительная многоплановость, которую он в нём создал.

Во-первых, автор представил, как выглядел бы мир, где производство средств защиты встало на такой поток, что задавило весь остальной бизнес, заставляя покупать всё новые и новые модели – ведь это лучшая реклама: покупай, или умрешь! И разве не превращается тогда военная машина в молоха зарабатывания денег? И как тут не подумать, что угроза войны – эта фикция для большего роста продаж? Может быть настолько сильная фикция, что в ней участвует не одно государство...

Во-вторых, а где та тонкая грань, когда житель перестаёт чувствовать себя частью государства? В этом рассказе всё случилось, когда народ перестал чувствовать себя защищённым, когда он понял, что брошен, когда правительство сказало: что ж ваша защита дело ваших рук и вашего кошелька. И хотя оно и не было осознанным пониманием, скорее неким чутьём, но вызвавшим страх, истерию… Но ужас, на мой взгляд, в том, что эта грань не выглядит далёкой. Ведь этот ход государства выстроен до жути логично – а чем ещё поступиться правительство, чтобы сократить свои расходы, может, возьмёт и отменит пенсии? А если так, то нет ничего удивительного, если когда-нибудь, закрывая дыры в бюджете, мы окажемся в ситуации, что будем сами платить за свою безопасность таким вот образом…

Ну и, в-третьих, помимо всех идей и антиутопии, от которой становиться жутковато, так как она пусть с ничтожной долей вероятности, но возможна, это ещё и конфликт отцов и детей. Конфликт яркий, вечный, хоть развивающийся в фантастическом мире, но узнаваемый и потому добавляющий реалистичности. Отец – пожалуй, единственный не охваченный безумием гонки за оплаченным спасением, понимающий, что к чему (и потому изгой в своём обществе), да ещё и разоряющийся из-за этой гонки (и наверняка в этом мире он такой не один). И сын, чадо своего времени, для которого иметь своё бомбоубежище, это быть таким как все, быть не изгоем и посмешищем… И драматичность в том, что обоих их можно, и действия их можно понять, но примириться им не на чем, и всё движется пусть к маленькой, семейной, но оттого не менее печальной трагедии.

Да, я не назвал бы этот рассказ динамичным или интригующе закрученным, но он очень хорош своим наполнением, как идейным, так и психологическим, а последнее даже не уступает тем вещам, которые принято называть «высокой литературой» – на мой взгляд.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх