FantLab ru

Карл Шрёдер «Синхромир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.08
Голосов:
83
Моя оценка:
-

подробнее

Синхромир

Lockstep

Роман, год; цикл «Синхромир»

Аннотация:

Семнадцатилетний мальчишка Тоби случайно уходит в гибернацию на куда более долгий срок, нежели было запланировано. Пробудившись спустя четырнадцать тысяч лет, он обнаруживает, что человечество так и не освоило сверхсветовые полеты, но межзвездная империя все же создана за счет синхронизации времен сна и бодрствования всех жителей перемещаемых в космосе на субсветовых скоростях кораблей, планетоидов и хабитатов. И, что самое удивительное, правят этой империей далекие потомки его собственных родителей...

Входит в:

— цикл «Синхромир»


Награды и премии:


лауреат
Аврора / Prix Aurora Awards, 2015 // Подростковый роман на английском языке

Похожие произведения:

 

 


Синхромир
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Analog Science Fiction and Fact, March 2014
2014 г.
(английский)
Analog Science Fiction and Fact, April 2014
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенный репост (https://goo.gl/86lMVm)

В отличие от большинства фантастов США и Канады, Шрёдер — фигура не слишком публичная. Хотя у него имеется персональный сайт, он не стремится к тесному общению с читателями, не распространяется о своей биографии (о ранней его жизни известно лишь, что он родился и воспитывался в общине меннонитов, которую впоследствии покинул, порвав все связи с семьей). Вероятно, это как-то связано с тем, что Шрёдер по основной профессии системный аналитик и футуролог, сотрудник консультативно-технологического центра при университете штата Онтарио и министерстве обороны Канады, и в силу сказанного ему едва ли нужно зарабатывать на жизнь литературной деятельностью.

«Lockstep»  — очередная работа Шрёдера в жанре подростковой фантастики и, по иронии судьбы, первое после «Permanence» возвращение в серьезную НФ (цикл о Вирге, при всем уважении к автору, к таковой занести сложно, ибо писался он явно левой ногой, на сеансе автопсихоанализа: уж слишком община Вирги напоминает меннонитскую, откуда юный Шрёдер дезертировал в Торонто).

Название книги в оригинале намекает на способ дуракоустойчивой синхронизации распределенных компьютерных систем “маршировкой” и точного аналога на русском не имеет. Далее я использую вариант «Синхрон».

Семнадцатилетний Тоби, чья гибернация по несчастливой (примерно как у Парвиса в Бирнамском лесу из «Фиаско») случайности подзатянулась, пробуждается спустя четырнадцать тысяч лет в будущем и обнаруживает, что человечество так и не додумалось до технологии сверхсветовых перемещений, но межзвездную империю тем не менее основало. И более того, правят ею как раз родственники самого Тоби, для которых он неожиданный и нежелательный конкурент.

«Синхрон», как и некоторые другие выдающиеся романы в жанре космической фантастики («Служанка правосудия», «Пламя над бездной», «Дюна», «Диаспора», «Водородная соната»…), реализует мысленный эксперимент, направленный на создание культуры, которую сдерживают определенные неустранимые ограничения и которая тем не менее ухитряется достичь в этих рамках недюжинных результатов. В данном случае ограничений два. Во-первых, как уже было сказано, в мире Синхрона сверхсветовые перемещения невозможны. Во-вторых, мировых войн, самоуничтожения технического общества и отката земной культуры на уже пройденные ступени развития не произошло, а значит, построение межзвездного государства тем не менее необходимо, чтобы сохранить человеческую цивилизацию от мальтузианского коллапса в условиях конечных ресурсов.

Для этого население планет и хабитатов вселенной Синхрона, могущее себе это позволить по деньгам и общественным функциям, организованно погружается в криосон продолжительностью тридцать стандартных лет, после чего пробуждается на краткий срок (скажем, месяц или год, в зависимости от важности конкретного места для функционирования цивилизации) и засыпает снова. За это время семьдесят тысяч миров перемещаются на определенное расстояние в космосе, путешествуя либо в системах звезд-беглянок, либо во флотилиях мирокораблей, движимых на скорости в проценты и доли процента световой консервативными термоядерными двигателями либо ионоточниками.

Таким образом, Шрёдер рассматривает распределенную мультисистемную версию общественной модели пауков Арахны из «Глубины в небе», помноженную на доминанту криосна и несмертьевой гибернации вроде той, что действует в «Криоожоге» у Буджолд. Впрочем, с литературной точки зрения «Lockstep» сработан куда крепче вымученной работы Лоис, чья единственная роль, кажется, состояла лишь в том, чтобы принести наконец Майлзу Форкосигану графский титул. А Виндж в ту пору стилистическими достоинствами и вовсе не отличался, прописывать характеры и арки их развития он научился позже, примерно к «Детям небес». Как следствие, «Синхрон» читается куда веселей обеих этих книг, хотя более престижную премию дали не ему, а статье Шрёдера, на которой основан роман.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек достиг многого: покорил Солнечную систему, планеты, спутники, создал могучую цивилизацию, совершенных роботов и многое, многое другое. Но есть граница, через которую нельзя переступить: гигантские расстояния между планетами и звездами, превращающие единую цивилизацию в набор изолированных островков, плывущих в непроглядной темноте, время, отведенное одному человеку для жизни, которое превращает все его мечты и долгосрочные планы в прах и пепел.

Но если нельзя сократить расстояние, то может, есть способ обмануть время? И такой способ находится. Не просто обязательный долгий криосон, позволяющий преодолевать время и расстояния, но полная синхронизация часов для всех 70 тысяч миров, вошедших в это странное сообщество. Все засыпают и просыпаются одновременно, так, что даже самое длинное путешествие длится всего лишь субъективную ночь, пусть и объективно проходят десятилетия и даже века, так, что каждый оказывается в знакомом для него мире — неизменном, безопасном и очень медленном Синхромире.

Так происходит со всеми, кроме семнадцатилетнего Тоби, который в результате несчастного случая проспал целых 40 тысяч лет. Странная штука время. Заснул Тоби обычным подростком, когда только-только человечество начало подумывать о выходе за границы Солнечной системы, а проснулся одним из владельцев империи, держащих Синхромир в жестких границах. Был простой, честный и наивный паренек, а стал легендарным Пророком, едва ли не Богом-императором новой Вселенной, которого одни хотят уничтожить без следа, другие возвеличить, третьи использовать для достижения собственных целей.

И, конечно, совсем ничего не понимающего Тоби тут же вовлекают в настоящий круговорот из событий, людей, планет, культур, политических интриг. С условиями игры приходится знакомиться по ходу дела. Не то, чтобы ураган событий — не забывайте, что мы в Синхромире, где все строго по графику — но достаточно ЗАМЕТНО и ИЗМЕНЧИВО для медленно текущего личного времени.

Игры со временем, переводом часов, жонглированием годами и веками — исключительно удачная находка. Тем более, когда в эту Игру вплетается другая, та, которую Тоби когда то вел со своими братом и сестрой в виртуальном мире, изобретая культуры и проводя социальные эксперименты, а спустя тысячелетия попадает в нее в реальности.

Причем, игры эти более напоминают забавы подростков, чем взрослых людей. Без ужасов, без крови, без грязных подробностей. С ясной и простой моралью, поучительно о самых простых вещах: семье, дружбе, верности, предательстве. И даже о демократии и толерантности, как же без них в наши то дни. Герой умен, благороден и справедлив. Порой казалось, что у него, как у любого нормального джедая, припрятан где то световой меч для врагов свободы, справедливости и новой Республики.

К слову, путешествуя по Синхромиру, вы вспомните не только о «Звездных войнах». Вот зверек на плече героя — почти как у незабвенного адмирала Хонор Харрингтон. Или Мессия, который изменит мир. Что-то такое маячит знакомое... И Марс уже совершенно не Марс, а Барсум. И гигантский дворец, в котором можно затеряться. Тут же выскакивает из памяти Набу с феерической колоннадой королевских залов.

Как ни странно, эти совпадения не раздражают, а, наоборот, кажутся такими милыми и наивными, как сказочный рефрен о том, что всегда есть место новой надежде, и даже если и соблазнит кого Темная сторона силы, всегда останется путь для возвращения к Свету. И как говорится: Да прибудет с вами Сила, добрые жители Синхромира.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Синхромир — это империя из семидесяти тысяч миров на бродячих планетах, дрейфующих в космосе между Землёй и Альфой Центаврой, обитатели которых месяц бодрствуют, а затем погружаются в гибернацию (криосон) на 30 лет. Так много планет «зимуют» не только потому, что происходит огромная экономия ресурсов. Главная причина единого расписания (частоты) синхромиров — возможность межзвёздных перелётов при отсутствии сверхсветовой скорости и червоточин (нуль-тоннелей). Синхромиров с разными циклами сон-бодрствование, или оборотами, великое множество, их анклавы расположены и на «быстрых» мирах, в том числе Земле и Барсуме (так теперь называют Марс). Ежегодно миллионы людей иммигрируют в синхромиры в надежде обрести бессмертие. Жить в культуре сихромира переселенцев учат Наставники из числа основателей сихромира. Для них с момента появления синхромира прошло всего 40 лет, в то время как в абсолютном исчислении минуло 14 тысяч лет. Управляет синхромиром семья Макгонигалов: им принадлежит корпорация «Цикада», владеющая гибернационной технологией, и только они могут изменять частоту оборотов. Председателем синхромира (а, фактически, диктатором является Питер Макгонигал), а за религиозно-мифологическую составляющую отвечает Эвайна Макгонигал: именно она объявила их пропавшего 14 тысяч лет назад старшего брата Тоби Императором Времени. Но, вдруг оказывается, что Тоби не погиб, а провёл все это время в гибернации, и теперь представляет угрозу владычеству родственников. Освоиться в непривычном для него мире Тоби помогают так называемые нелегалы-безбилетники, которые не дают правительству контролировать себя, летают «зайцами» на грузовых кораблях и проходят гибернацию не в «скорлупах» «Цикады», а с помощью деннеров, потомков генетически модифицированных котов с Барсума. Но и Корва, снабдившая Тоби личным деннером, и Шайлиф, помогающий парню с работой, и производитель Джайзир, не зависящий от синхромира, — все они имеют на Тоби свои виды.

В целом, отличный фантастический роман, в котором гармонично сбалансированы научная и приключенческая составляющие, адресованный молодёжи (16-17 лет).

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее, что есть у романа – идея. Она почти идеальна для космооперы: создать цикличность гибернации и раз за разом повергать в нее всех желающих (ну или в обязательном порядке) на длительное время. А пока происходит такая спячка (тридцать лет) – можно запросто путешествовать по всему космосу. Поспал тридцать лет, пока корабль шел к далекой планете, проснулся, высадился, месяцок поторговал, пожил, и обратно, опять в многолетнюю спячку, пока судно несет тебя по бескрайним просторам вселенной. Идея – блеск, погрузить в Синхромир большую часть вселенной и наладить такие перелеты между планетами. Замути свое великое космоприключение в неизведанные дали! Изучай уголки вселенной, открывай новые объекты, прокладывай курс в неизвестность и иди баиньки – как проснешься, тебя может поджидать грандиозный сюрприз вплоть до новой расы. Или устраивай космобаталии с теми, кто живет не по времени Синхромира. Или выполняй интересные поручения в стиле «Космических рейнджеров», успевая за месяц так обострить в себе приключенческую жилку и покуролесить, что пятую точку придется уносить из этого сектора навсегда. В общем, имея такую концепцию, можно придумать много веселья. К сожалению, в книге из этого просто ничего нет. Ни приключения, ни космоисследований, ни мало-мальских стычек… Все потому, что роман ориентирован исключительно на подростков, поэтому на первый план выходят семейные ценности, семейные отношения, тинейджерские метания… И это если не губит книгу (в глазах тех, кто читает будучи старше на десяток лет), то уж точно заставляет о многом пожалеть, но больше всего – об упущенном потенциале. Потому что читать и следить за подростком в космосе и на планетах в пост- и предгибернационные периоды – лично мне скучно и неинтересно. Неинтересна его драма и вся семейная ситуация (братишка вымахал и стал тираном? Ну, я с ним поговорю – и он образумится, конечно же! Мама, возможно, сошла с ума? Да не, вы что, я ее пробужу – и ее шестеренки войдут в нужное крепление. Меня самого считают каким-то Мессией, Императором вселенной? Но я же этого не хочу. Не хочу. Ногой еще могу топнуть, чтобы показать, как сильно я этого не хочу!), неинтересны мелкие придумки автора вроде зверьков-урчальников с интерфейсом и их связь с периодами гибернации, неинтересно дальнейшее развитие этого мира в таком разрезе.

Потому что идея заслуживает куда более глобальной проработки вплоть до многотомных циклов для взрослых. А тут получилось из ракетницы по комару.

Впрочем, если совсем уж честно, не могу в очередной раз не порадоваться, что для нынешней молодежи выходят такие книги. Да, в них подростковая тематика изрядно превалирует, но на то и ориентированность такая. А создавать/сочетать в себе одинаково интересный и взрослым, и подросткам, и даже детям мир – такие авторы и произведения ценятся на вес золота. «Синхромир» Шрёдера не из их числа, но может неплохо подстегнуть подростков к изучению более взрослой научной фантастики, уже без настолько развлекательного элемента. Почему бы и нет?

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх