fantlab ru

Филип Дик «Мир, который построил Джонс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
285
Моя оценка:
-

подробнее

Мир, который построил Джонс

The World Jones Made

Роман, год (год написания: 1954)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Конец 20 века, Земля после ядерной войны. Естественно, среди выживших теперь появляется много людей с отклонениями, мутантов. Одним из таких и является один из главных героев романа — Флойд Джонс. Но он не простой мутант, его изменения не физические, а психические — он приобрел свойства предвидеть будущее, но только то, что произойдет ровно через год. Постепенно из Джонса становится некий мессия, и под его руководством происходит переворот — свергают Федеральное Правительство...

Все эти события показаны глазами агента безопасности Кассика — как Джонс пришел к власти? Кто они, все остальные мутанты? И откуда взялись инопланетяне? А может быть Джонс и сам жертва своих видений?

© ceh
С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Нечто подобное
1996 г.
Солнечная лотерея
2010 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Il mondo che Jones creò
1987 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман и толку с этого. Теперь бы хоть кто-нибудь разъяснил что к чему. Несчетное число сюжетных линий, масса главных героев, красивые и оригинальные описания внешней среды, на фоне которой происходят события, сами события, которые не имеют начала и конца, лишь середина... И так далее и тому подобное. Одним словом, я как ленивый читатель, прочитал, отметил птичкой в списке прочитанного, горько хмыкнул и пошёл дальше.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь Дик меня удивил. Удивил своим стилем повествования, своим умением заставить поразмыслить, немного помечтать, и в итоге выдать то чего я даже и не смог бы предположить.

Теория релятивизма, довольно занимательно. Конечно политика, куда без нее, но в стиле который свойственен лишь Дику.

Система что при разводе ребенок не достается ни одному из родителей, лишь возможность навещать его, не претендуя на большее. Показалась мне довольно правильной)

Тайна шлындов, ох и что я только не передумал думая кто они...

Ну и конечно возможность поставить себя себя на место Венериан, полет фантазии...

Порой жаль что мысли моего любимого автора не имеют продолжения. Сложные для восприятия, но настольно необычные, интересные миры остаются за обложкой лишь одной книги. За что я его и полюбил.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описание венерианской природы живо напомнило Лес из «Улитки на склоне» Стругацких. Только высокомерная и бездушная раса амазонок, размножающаяся партеногенезом, полностью вытеснена со страниц романа. Вся идея именно этой сюжетной линии как бы вывернута наизнанку, по сравнению с «Улиткой на склоне». Эти простоватые деревенщины — не огрызок прошлого, а его светлое будущее. Хотя они тоже перебиваются с воды на хлеб на обочине магистрали развития «прогрессивного» человечества, но они оказались вдали от человечества, предоставленные сами себе. Как обезьяны не смогут эволюционировать и построить свою собственную цивилизацию на Земле, пока есть человечество, так и в книге нельзя построить новое общество, когда уже есть другое, которое не даст тебе развиваться по-своему, потому что подхватит и унесёт бурным потоком в своём направлении.

Ещё описание Венеры заставило вспомнить дебютную повесть Стругацких «Страна багровых туч». Насколько же мелким, бездарным и поверхностным она кажется в сравнении даже с этим вторым по счёту романом Филипа Дика. Кажется, что автор до этого писал очень много и смог довести своё мастерство до такого состояния, в котором его не стыдно было бы продемонстрировать публике. Дик производит впечатление думающего писателя, как и братья. И как и они, Дик не даёт ответов на все вопросы, он лишь заставляет мозги шевелиться, подбрасывая в бурлящее варево мыслей новые и новые вопросы.

Можно ли повлиять на ход истории или история предрешена? Что нам даст предвидение будущего? Почему Джонс не видел будущее больше, чем на год вперёд? Значило ли это то, что он не видел именно того, на что мог бы повлиять? Почему он ни разу в жизни даже не пытался изменить своего будущего? Уж не потому ли, что в глубине души ему нравилось ощущать себя необычным человеком, который утратит это ощущение и станет обычным слепцом, лишь чуть-чуть отступив от увиденного им?

Возвращаясь к книге, хочется отметить, что идеология Релятивизма — это точно описанная нынешняя идеология Толерантности. Каждый имеет право жить так, как ему хочется. Каждый может верить в то, что он считает правильным («плюрализм мнений»), главное — не забывать добавлять к своим заявлениям слова типа «это моё личное мнение», «я так считаю», «ИМХО» или «это моё оценочное суждение». При этом правительство не ограничивается лишь словами и предоставлением видимости свободы — можно открыто говорить правду, если ты сумеешь её доказать. Никаких политических преступников, никаких политических беженцев или заключённых. Нельзя только объявлять без доказательств свою точку зрения единственно правильной, организовывать какие-то общества, занимающиеся вытеснением других точек зрения. Странно, что кто-то смог увидеть тут тоталитарное общество. Тайная полиция в этом обществе занимается как раз поиском и изоляцией от общества фанатиков и различных культов.

Оборотной стороной этого общества является и полное отсутствие каких-либо всеобщих целей, целей для всего человечества. Считается, что люди обладают полной свободой, а свобода — и есть самое ценное. Во время, свободное от ликвидации обществ фанатиков и различных культов, федправо занимается вполне полезным для человечества делом — подготовкой к колонизации Венеры.

Главная мысль романа, как мне кажется, сводится к тому, что большинство людей обладают внутренней пустотой. Они не могут находиться в состоянии довольства в состоянии полной свободы. Джонс — один из таких людей, у которого никогда не было каких-то определённых целей. Он лишь видел кусочек будущего, а потому считал, что ему в жизни уготована какая-то миссия. В соответствии с этим представлением он и жил, не желая ничего менять. Большинство населения тоже скучало, поэтому они с энтузиазмом восприняли появление общества Джонса — при отсутствии собственного содержимого они пытались заполнить свою внутреннюю пустоту чужим содержимым. Примером такого человека в книге оказалась Нина — ей не достаточно было своего увлечения дизайном и сына.

Другим же людям, имеющим собственные интересы, жизненные цели, все эти Джонс, федправ и шлынды глубоко безразличны. Они увлечённо занимаются своим делом. В качестве примеров таких людей можно назвать доктора Рафферти и эпизодическую личность доктора Маньона.

Когда ты счастлив, тебе кажется, что это твоя заслуга. Когда ты несчастлив — кажется что в этом виноваты окружающие. Несчастным людям постоянно кто-то мешает — шлынды, федправ. Им кажется, что если избавиться от этих «врагов», то всё сразу станет хорошо. Однако от собственной пустоты никуда не убежишь. Единственный способ стать счастливым — это обладать собственными целями и непрерывно прилагать к этому усилия. Как только ты встаёшь на чью-то сторону, ты начинаешь ковать не собственное счастье, а счастье того, чью сторону ты занял. Это довольно отчётливо показано в романе.

В целом о романе можно сказать, что он оказался гораздо более целостным, менее торопливым и в большей мере располагающим к размышлениям, чем дебютный. Недостаток его лишь в том, что после прочтения остаётся чувство безысходности и недосказанности.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать о сюжете не буду, все на этой странице и так написали.

На мой взгляд, книга об Аде, у каждого он свой.

У Джонса это Ад повторений, бесплодных попыток что-то изменить, Ад незнания и ошибок, как это не парадоксально звучит. Он же знал, что произойдет через год, а не дальше. Он видел не на много больше, чем обычные люди. Читая книгу я подумал, а интересно было бы знать, что почувствует Джонс, за год до смерти, и Дик описал это, причем замечательно. О нем я еще скажу несколько слов в конце.

Тут же Ад мутантов-жертв войны, что в начале книги описаны.

Ад мутантов, что живут в своем заповеднике, которые не могут уйти, и не знают, зачем они живут 30 лет, сидя в клетке за стеклом.

Ад домохозяйки, которая устала сидеть дома, кухарить и следить за ребенком, как это ни смешно, это тяжело (со слов моей жены). Причем, вырвавшись из него, она понимает, что ничего не приобрела, а только потеряла.

Тут и Ад правительства, которое понимает, что ничего не может изменить, отсрочить свой конец, и не может убрать угрозу — Джонса.

Возможно, Джонс был не прав, и он мог изменить историю, т.к. он ее и менял, т.к. знал, что произойдет, а т.к. знал, что произойдет, то подстраивался под эти события, он шел по проторенной колее, что была создана год назад. И он сам себя обманывал, как с шлындами, и, обманывая себя, он менял историю под свои суждения. Так, как если бы он не знал про шлындов, то не стал бы привлекать народные массы к революции, если бы он знал КТО такие шлынды, не устроил бы Крестовый поход на них.

На мой взгляд, проще всего было «серой массе» народа, т.к. им не надо думать, они идут, куда их ведут. И они, благодаря Джонсу, ничего не потеряли при поражении. Возможно, они его даже не заметили.

Несмотря на то, что не все герои дожили до конца книги, все они получили свой «мир», получили то, к чему стремились, и того, что, как они считают, заслуживают.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что у Дика есть ныне даже несколько известный, благодаря экранизации, рассказ «Золотой человек/The Golden Man», который был написан за пару лет до этого романа. Примечателен этот рассказ тем, что задумка в нем отдаленно совпадает с одной из главных сюжетных линий романа «Мир, который построил Джонс», а именно с линией самого Джонса. В чем это совпадение? А в том, что и Джонс и Золотой человек видели свою судьбу наперед и поступали согласно тому, что узнавали. На этом совпадения заканчиваются и начинаются различия. Но мне бы хотелось остановиться только на одном из этих различий — наличию понятия «судьбы».

В романе, все что видел Джонс — нельзя было изменить. Все свои поступки он знал заранее и проживал, фактически, двойную жизнь, поступая в реальном времени с некоторой обреченностью и смирением. Все происходящее вокруг, было им уже пережито в голове на год вперед и сотни раз обдумано и переосмысленно, но обреченность и смирение все же возникали из-за неспособности Джонса поступить по-другому. Тут мой главный вопрос к произведению — почему все что происходило с Джонсом, было результатом его покорного отношения к судьбе, а не вечной борьбы с нею? Я прекрасно понимаю, что тут Дик описывал мир, в котором существует фатализм, в отличии от мира, в котором существовал Золотой человек, где герой сам опеределял свою дальнейшую судьбу. Но Джонс, умудренный с самого детства своим «даром», даже не пытался бороться с предопределенностью своего бытия и я считаю, что с того момента, как он перестал бороться, он перестал быть человеком, перестал жить, потому что жизнь — это вечная борьба. И как же в конце он может сокрушаться тому, что он поступал неправильно, т.к. не видел весь путь до конца, ежели все было уготованно для него судьбой и поступать наперекор он не пытался? В чем же здесь смысл, которого я не смог уловить? Ведь он же прекрасно знал, что от своей судьбы ему не уйти и творить будущее в реальном времени, в разрез с тем, что он видел, ему не дано... Даже если не считать это место романа слабым, то оно мне просто-напросто совсем не по душе и тот вариант, с отсутствующим предопределением, что был в Золотом человеке, мне гораздо приятней.

Другие сюжетные линии, которые вроде бы не имеют прямого отношения к основному повествованию, Дику необходимы для дополнения созданного мира. В этих побочных сюжетных линиях содержатся и идеи, дополняющие картину созданного мира, и идеи о тщетности всех человеческих действий, потому что в этом мире, помимо предопределенности, существуют еще и те формы жизни, для которых человек сродни безвредному вирусу. Вполне можно счесть некоторые из этих линий до конца не раскрытыми, что оставляет не самое приятное впечатление... Но зачем ругать сей ранний роман еще молодого, на тот момент, автора за недостаточную сложность, ведь он явит её в своих более поздних произведениях.

В целом, роман хорош и на фоне романов некоторых американских фантастов того времени мог бы смотреться еще более выигрышно, в непоследнюю очередь из-за своей совершенной необычности. Но если попытаться сравнить «Мир, который построил Джонс» с более серьезными произведениями Филипа Дика, то проиграет он из-за недостаточной сложности и непродуманности.

В конце, мне почему-то хочется заметить, что из этого романа вышел бы неплохой фильм, потому как сложности в нем ровно столько, чтобы сделать и интересное небанальное зрелищное кино, и почти полностью передать главные идеи этого произведения.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скверный роман, единственно чем интересный — это тем, что здесь Дик обкатывает идею линейного времени, но не с т.зр. путешествий (как другие), а с т.зр. предвидения. А с этой точки роман не работает. Позднейшие вещи Дика уже не про линейное, а про ветвящееся время («Жду прошлого года» и др.) — шедевры, а вот этот роман совершенно не удался. К тому же, как автор психологической прозы Дик абсолютно провален, все сцены Кассика с женой, все психологические метания Джонса — пардон, галиматься. Какие бы благие намерения быть глубоким инженером человеческих душ автор не питал, садясь за роман.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В предверии выхода полного собрания сочинений Филиппа Дика решил почитать автора, чтобы понять нужно ли оно мне или нет. Взял указанную книгу в библиотеке, в ней 3 романа. Первый уже прочитан. О нем и хотелось бы рассказать, тем более выходил он у нас один раз именно в этой книге. Отзывов и оценок на него маловато, из чего я делаю вывод, что роман не самый популярный.

Сюжетных линий несколько, они сумбурны и не совсем, и на мой взгляд, удачно связанны; некоторые даже лишни и присутствуют здесь для объема (складывается такое впечатление).

Вот они эти линии, которым автор уделяет столь разное внимание:

1. Атомная война, полуразрушенная Земля: на планете много различных мутантов, один из них — Джонс, он видит будущее на год вперед!

2. В Америке победил Релятивизм — что-то типа тоталитарной системы, построенной на основе полиции, армии и лагерей; Джонс поднимает (возглавляет) восстание против них. И естественно, так как он знает будущее его не могут ни подстрелить, ни поймать...

3. Люди решили осваивать планету Венеру и для этого вывели мутантов, которые хорошо будут себя чувствовать на этой планете.

4. Шлынды — непонятные одноклеточные огромные космические пришельцы, которые падают на Землю.

5. Детектив Кассик, занимающийся делом Джонса и его тяжелая семейная жизнь.

Наиболее интересной и новой показалась линия шлындов. Вся интрига романа — кто они и откуда и для чего взялись. Здесь Дик проявил недюжую фантазию, и только за это роман стОит дочитать. Любопытны описания Джонса, как он манипулировал настоящим, уже зная свое будущее. Даже жизнь мутантов-венериан вызывает некоторый интерес. Сама постапокалиптика получилась какая-то вялая. В «Бегущем по лезвию бритвы» мир был куда более удачно прорисован. Хотя автор ставил разные цели при написании: там он рисовал мир после войны, а здесь — общество в рамках тоталитарной системы. Абсолютно не понравилась линия Кассика, его метания, уходы его жены и пр.

В общем при неоспоримых плюсах, роман не смотрится, как цельное произведение. В результате по окончании романа, кстати не очень большого по размеру (180 страниц), складывается четкое впечатление, что из этой мешанины мог бы получиться замечательные рассказы (один или несколько), а в виде романа — не смотрится абсолютно. Думается дело не в переводе. Поэтому считать, что в СС роман будет выглядеть более удачно, как например Человек в высоком замке, не приходится.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил поплотнее ознакомиться с творчеством Ф.К, Дика! Замечательно именно то, что вышла ПСС Дика! Я был готов к тому, что роман окажется несколько сумбурным, и для его полного осмысления понадобиться некоторое время.Итак что я увидел в этом романе? Прежде всего это несколько сюжетных линий использованных в романе:1) Постапокалиптический мир, мир после атомной войны, возникновение мутантов, но не все мутанты мутировали физически, остался один мутант, который в следствии мутации приобрёл дар видеть будущее, но в определённых рамках- на год вперёд; 2). В следствии того, что планета Земля не будет прежней, как до атомной войны. Люди решили осваивать Венеру, планету наиболее пригодную для колонизации и существования. Для этого ведётся выведение мутантов, которые будут приспособлены к жизни на этой планете; 3) Но изменениям подверглась не только сама планета Земля, но и общество при терпело некоторые изменения. Произошла так называемая «тихая» революция в результате которой победил релятивизм. Релятивизм — некая форма нигилизма. Прогресс развития движется вперёд, но релятивисты любой прогресс сводят к его не истинности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще. 4).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Шлынды — космические цветы, споры которых летают по всему космосу, одноклеточные, неверно принятые в свете событий описанных в романе, за захватчиков Земли.
И наконец 5). Детектив Кассик занимающийся делом Джонса и его тяжёлая семейная жизнь. Вроде бы нечего не упустил. Все эти сюжетные линии переплетённые в романе, создают некую сумбурность, из-за чего не создаётся впечатление целостной картины, нет законченности в этом романе, это пожалуй можно отнести к минусам данного произведения. Несомненно, есть в этом романе и плюсы, к которым я могу отнести, пожалуй что некоторые сюжетные линии в отдельности, ибо роман составленный из рассказов смотрелся бы куда более симпатичнее, например, как у Рэя Брэбери. Именно поэтому могу поставить 8 баллов из 10. Хотя я прекрасно понимаю, что даже у такого писателя, не может происходить постоянный взлёт, присутствуют и падения, пусть даже не значительные. :beer:

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось. Глубокое по смыслу, с интересными идеями, логически законченное произведение. Человеческая цивилизация зашла в тупик своего развития, её не спасла ни новая система ценностей в виде релятивизма, ни пришествие пророка в виде Джонса. Но может все ещё существует надежда отыскать иной путь развития и построить мир без насилия и войн. К сожалению, эту возможность придется уже реализовывать не землянам, а их отпрыскам — существам, искусственно мутированным и приспособленным для жизни на Венере.

Особенно впечатлила судьба Джонса, его внутренние страдания, связанные с даром провидения. Каково это знать будущее и не иметь возможности ничего изменить. Также, очень нестандартный вариант решения проблемы с землянами инопланетным разумом — в уничтожении нет необходимости, Вселенная огромна, их можно просто изолировать и предоставить самим себя уничтожить.

В целом эта вещь достаточно сильное произведение молодого автора, на которое стоит обратить внимание. Непонимаю почему такие низкие оценки у большинства.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое ощущение, что Дик не верит в людей как общность — они инертны, нелюбопытны, агрессивны, легко внушаемы — стадо, в общем.

Но он верит в человека как индивидуума — отдельно взятая личность или маленькая группа людей может наладить жизнь в очень сложных условиях.

Еще он не верит в государство, или, точнее, не видит хорошего государства. Любая администрация преследует исключительно свои цели и может выдать людям любую ложь, если это отвечает интересам правительства.

А летающие венерианские лошадки — просто прелесть:smile:

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх