FantLab ru

Филип Дик «Сдвиг времени по-марсиански»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Голосов:
497
Моя оценка:
-

подробнее

Сдвиг времени по-марсиански

Martian Time-Slip

Другие названия: Сдвиг во времени; Нарушенное время Марса

Роман, год (год написания: 1962)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Семье мастера-ремонтника Джека Болена, председателю союза водопроводчиков Арни Котту и другим колонистам-марсианам суждено принять участие в развернувшейся борьбе за лучшее место под солнцем.

Для Арни приемлемы любые средства, но особенно его занимают идеи предсказания будущего и изменения прошлого. Именно ради этого он пытается воспользоваться необычными способностями мальчика-аутиста и даже обратиться к религии бликменов – коренных жителей Марса. Ведь если дух Грязной Башки — их священной скалы — проявит благосклонность, Арни получит то, что просит…

Вот только кто знает, как могут отразиться прошлые поступки при попытке изменить это самое прошлое?...

© Коллектив books.iwant.ru при участии Uldemir, Tevas и Droplet

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (11)

Лабиринт смерти
1997 г.
Свихнувшееся время
1998 г.
Свихнувшееся время
2002 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Игроки с Титана
2010 г.
Сдвиг времени по-марсиански
2010 г.
Сдвиг времени по-марсиански
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Martian Time-Slip
1964 г.
(английский)
Martian Time-Slip
1999 г.
(английский)
Philip K. Dick: Five Novels of the 1960s & 70s
2008 г.
(английский)
Martian Time-Slip
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дик как всегда на высоте! Не понимаю как ему удавалось писать по 5 романов в год и все такие классные. В этой книжке не так уж много диалогов между героями (что является характерной чертой для большинства произведений писателя), больше внимания уделено описанию их переживаний, описанию событий и окружающего мира. Всегда восхищался тем как Дик изображает систему, государство, общество будущего, ценности... Затронуты многие важные проблемы: аутичные дети, отношения в семье, жажда наживы, путешествия во времени, развитие науки — пожалуй, стандартный набор проблематики для этого автора, за исключением первого.

Вот что по поводу этого романа говорит сам Ф.К.Дик: «Этот роман основан на предпосылке, которая- в то время была для меня особенно важной. То есть, речь там шла не только о том, что каждый из нас живет в своем, уникальном мире, являющемся плодом нашей собственной психики, но и о том, что субъективный мир какой-нибудь более могущественной личности может вторгнуться в мир другой личности, более слабой. Если я могу заставить вас увидеть мир таким, каким его вижу я, тогда вы автоматически будете думать так, как думаю я. В итоге вы придете к выводам, к каким прихожу я. И самая величайшая власть, которую одно человеческое существо может установить над другими человеческими существами, как раз и заключается в контроле над их восприятием реальности и в возможности вмешиваться в целостность и индивидуальность их мира. Такой прием используется, например, психотерапевтами. Я и сам прошел через подобную шоковую терапию, когда был в Канаде. Так вот, вам вполне по силам заставить толпу вопить то, что нужно вам, и, кстати, сразу становится ясной тайна московских публичных процессов тридцатых годов, когда люди вставали и говорили — очень искренне говорили,— что они совершили преступление, хотя и знали, что наказанием за такое преступление может быть только казнь. А разгадка проста; она заключается в невероятной власти группы людей, способной вторгаться в мир любого человека, извне навязывая ему образ, под который он просто вынужден подстраивать свое видение самого себя.»

Только вот концовка слабовата. Такое чувство, что Дик не знал как закончить роман, а потом просто взял и начеркал две страницы, которые непришей к уху нога. Но черт с ней, с концовкой, зато какой размах фантазии, какой острый захватывающий сюжет.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесконечная ржаво-красная пустыня, где величайшая ценность — простой глоток воды, древние, рассыпающиеся в прах горы, медленные воды Великих Каналов, последние жители умирающей планеты. Марс, ждущий новых хозяев. Жестокий, дикий, опасный и пугающе прекрасный мир. Мир, такой знакомый еще по «Марсианским хроникам», в который земляне, мало понимающие его, пытаются принести свои собственные законы и понятия. Отличный фон для очередных Игр Разума Филипа Дика.

Наверное, эта история могла произойти на какой-то другой планете, но тогда не было бы этой мрачной и напряженной атмосферы, в которой порой трудно даже определить, что больше ожидаешь от разворачивающихся событий — беды или, наоборот, чуда.

Предприниматель Арни Котт привык добиваться желаемого любыми способами и получать все, что ему требуется, будь то услуги, товары или люди. И в этот раз он готов вступить в схватку с воротилами с Земли за участие в прибыльном предприятии. Чтобы победить в этой борьбе он готовит особый козырь: возможность не просто заглядывать в будущее, а влиять на прошлое, создавая нужный ему вариант будущего.

Вот здесь и начинается самое интересное. Безумные Игры со временем и вариантами реальности, которые создает разум одинокого и несчастного мальчика-аутиста Манфреда, существующего в собственном замкнутом Мире, полном ужасных видений будущего, слепого и глухого к окружающему. При этом его интеллект столь мощен, что под его влияние попадают все окружающие, постепенно заражаясь его восприятием реальности. И невозможно отличить действительность от навязанных безумных образов.

Одна из самых приятных вещей в романе — взаимосвязи людей, событий, деталей, которые, с первого взгляда, имеют друг к другу только отдаленное отношение, но неожиданно все встает на свои места в самом финале. И нельзя с уверенностью сказать, что это — естественное течение событий или тонкое вмешательство мощного интеллекта Манфреда, творящего такое прошлое, которое избавило бы его в будущем от страданий и боли.

И еще один запомнившийся момент, который вернул к теме марсианских рассказов Брэдбери. Марс, хранящий удивительные тайны Разума и Сознания, оказался способен защитить себя от алчности пришельцев-колонизаторов через их детей, которые стали непонятны своим родителям-землянам: все чаще рожденные на Марсе обычные девочки и мальчики уходят в пустыню, чтобы рассматривать там древности, камни и песок, вслушиваться в ветер и ускользающее время, постепенно становясь настоящими жителями красной планеты.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть классика детективов, есть классика фантастика и фентази. А этот роман наверное можно отнести к классике «бреда». Но очень качественного и затягивающего. Настолько сильно втягиваешься в это произведение, что оторваться невозможно. А вот описание одного вечера 4-мя разными глазами это просто супер.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу, Дик один из самых любимых мною «творцов» в принципе. Да, к нему нужно иметь привычку, знакомясь с ним, поначалу частенько думаешь: «что за бред?», но стоит проникнуться — и начинаешь получать от его книг удовольствие.

«Сдвиг» находится в моем личном восприятии где-то между великолепным «Убиком», «Помутнением» и «Лабиринтом смерти» с одной стороны и «Стигматами», «ЧВВЗ» с другой. Раскрученные «мечтающие андроиды» тоже где-то рядом.

Первая тройка при характерной для Дика абсурдности отличается достаточно правдоподобным обоснованием, да-да. Наркотики, иная реальность — фантастика, но вполне допустимый вариант, объясняющий даже сюрреалистичность происходящего в «Лабиринте». Просто в какой-то момент автор, заигрывая с читателем, делает очередной финт, переворачивающий все с ног на голову, но за это ведь мы его и любим. Яркий пример — финал «Убика».

Вторая группа при всей моей симпатии выглядит отнюдь не так гладко, те же «Стигматы» перенасыщены всевозможными «хвостами», которые не только не объясняют сути происходящего, но и добавляют еще уйму вопросов. Вот и «Сдвиг» такой же. Лишь краем касается автор мистической составляющей культуры бликменов, собственно перемещению сознания (о котором кричала аннотация к книге и которое заняло страниц 15), привычных игр с реальностями было меньше обычного, но «аутические» главы достаточно запутаны, опять же финальный трюк Манфреда ничем не обоснован, линии героев переплетены так, что до сих пор не ясно, а много ли дал сюжет в принципе...

Нет, я не ругаю, но ожидал немного иного. Ах да, линии поведения Лео, Дорин, Энн лично мне не всегда кажутся понятными и логичными. И слишком импульсивными, впрочем, Дик не столько мастер слога, сколько творец идей и ему это простительно.

Вердикт — не прочесть просто не мог, не разочарован, но запутан.

Гадл-гадл.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых впечатливших книг, наверное.

это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Гадл-гадл»
мне потом еще несколько месяцев в страшном сне снилось.

Буду обязательно перечитывать её.

Что мне было страшнее всего-это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
описание мальчика-аутиста. Объяснения того, как он видит этот мир.
И вообще...страшный мир. Я потом, после прочтения, всё время думала-неужели все люди такие, как Арни?
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Стоит ли вообще жить в таком безрадостном мире? Я про Марс-там..очень тоскливо.

Сумбурно получилось, лучше не могу. Перечитаю еще раз-возможно допишу еще что-то.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга похожа на сумасшедший кошмар со своей внутренней и непротиворечивой логикой. Она безумна, абстрактна и при всем при этом абсолютно реалистична. Одна из лучших книг Дика. Боюсь, что не все происходящее я смогла воспринять сразу, поэтому я перечитаю ее через некоторое время.

Нельзя словами описать ощущение от романа. Ты как будто проснулся от кошмара и смотришь на реальность с непрекращающимся чувством дереализации.

При этом сюжет абсолютно понятен, фантасмагория только в восприятии персонажей.

Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что это произведение стало моим любимым у автора, но чем-то зацепило однозначно. Как и хорошо умеет, мистер Дик описывает одиночество, сумасшествие и противостояние с агрессивным социумом языком фантастики, где та — лишь декорация или театральный костюм. Впечатлило описание сумасшествия, совершенно психоделические образы, наползающие друг на друга после которого (гадл-гадл) становится жутко и неуютно. Достойно похвалы внимание к футуристическим мелочам быта, это у него получается идеально. Хоть иногда полувековое назад видение будущего теперь и вызывает улыбку (диктофон, например), многие вещи до сих пор выглядят, как пророчества Верна. Сюжет не впечатлил, если откровенно, а вот умение его подать и увлечь словом — выше похвал, тут было крайне увлекательно.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Именно на этом тексте меня посетило озарение касаемо дружбы автора с лсд. Замысел показался слабым, сюжет малопривлекательным, переживания шизофреников неубедительными, приемы избитыми. Неоднократно возникали аллюзии на Бодлера и Грофа. Не впечатлилась.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман напомнил «Марсианские Хроники» Брэдбери прежде всего своей атмосферностью, но никак не настроением: Марс Дика жесток и своенравен, в нём нет места слабым и оптимистичным людям, тогда как Марс Брэдбери полон загадок и чудес, которые так и ждут, чтобы их раскрыл бравый и смелый авантюрист. Автор накрыл сюжетную линию куполом мистики и почти болезненной напряжённости. Так и ждёшь подвоха, резкого поворота истории и... дожидаешься его в неожиданных перепитиях и интригах. При этом никак не могу сказать, что всё это в ущерб описанию героев и их взаимоотношений. Просто описание подаётся так ненавязчиво, так «между строк», что не даёт повода думать о забывчивости автора. Но вместе с этим повествование направлено на шокирование и появление лёгкой дрожи, отторопи размышлений. Размышлений, что стоит быть немного лучше в душе и в поступках, что стоит быть сильнее и благороднее даже тогда, когда, казалось бы, всё потеряно и выхода нет.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истина приходит позднее... Кое-что уже забылось, но то, что в памяти осталось, воспринимается уже по-другому.

Не зря кроме «Убик», «Снятся ли...» и ««Человек в...» оказались вместе с этим романом и «Три стигмата...» (последнее — отдельная тема) в одном пятитомнике от «ШФ». Действительно, эти романы — лучшие вещи Дика, хотя все его романы так или иначе, включая и реализмы, похожие и не очень, удивительны, интересны и поразительны, вообщем — диковские они. Так же и «Сдвиг...».

Во-первых, отличный мир обрисовал нам Дик — колонизируемый Марс, пустынный, мертвый, с новоявленными городами людей, руинами марсианских городов, огромными и древними каналами... Цивилизация, погибшая, прошедшая взлеты и падения, но в итоге ставшая подобиями наших бедуинов — смуглыми, низкими кочевниками, без будущего, угасающие, даже без постоянных жилищ, да еще и ставшие, добровольно, прислугой марсианских человеческих магнатов. Люди, живущие здесь, сбегают от земной действительности — ужасной перенаселенности, распространения шизофрении... Только она проскальзывает и на Марс, в его будущее, мрачное и ужасное, до крайности сюрриалистичное, где люди свою колонию покинули. Да и много интересных фактов есть, создающих диковский Марс — родство рас двух планет, частые случаи рождения больных детей там, роботизированные школы... И второе, конечно же — сюжет. Интересный, разрушающий реальность, впрочем, как и всегда у Киндреда, интригующий, со множеством интриг и финалом — непонятным, но, как думается теперь, достойным для «Сдвига...».

Произведение — одно из лучших у Филипа. Разумеется, к прочтению.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из сильных «хронооперных» сторон сюжета этого романа — в его разгадке механизма изменения будущего. Один из главных героев только этим и занят — он пытается расшифровать события настоящего, чтобы понять, как они влияют на будущее. И действительно, всё гениальное — просто. И Дик, как всегда, гениален — ведь машина времени, а точнее, способ изменения будущего — в наших собственных руках, точнее, в наших поступках сегодняшнего дня.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый, наверное, психоделический и безумный роман Дика из прочтенных мной. Временами текст может даже показаться бредом, но бредом как минимум талантливым. Кроме того, этот бред притягивает читателя к себе, не позволяя выпутаться, чему способствуют прочие достоинства книги, имеющиеся во множестве, в том числе блестящий сюжет и замечательные образы героев.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших и любимейших романов Дика, затягивающий подобно водовороту. Блестящий эмоциональный сюжет, очень точные, объемные и живые образы героев и просто поражающее психику воздействие рока. Если не во времени по-марсиански, то хотя бы в восприятии сдвиг обеспечен. Гениально и неповторимо!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная книжка. По стилю похожа на «Исповедь недоумка». Не знаю, что это за стиль, но это лучшее, что я читал.

Дай Бог, чтобы это были не единственные такие книжки. 10/10

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про что

Время — далёкое будущее, 1994 год. Место действия — Марс, далёкая земная колония пустыни, драгоценной воды, пещерного уровня аборигенов странного склада ума и дефицита абсолютно всех предметов и ресурсов. Игроки — люди разной степени душевного неблагополучия и держащийся бодрячком Арни Котт, одна из самых могущественных персон на Марсе, который ради бизнес-выгоды попытается воспользоваться помощью Манфреда Стайнера, десятилетнего мальчика с умственным недомоганием, которое, возможно, открыло у него способность к путешествиям по реке времени...

Как написано

Это Филип Дик, поэтому нагоняющий тоску на его обитателей мир романа будет насыщен яркими деталями и описаниями, благодаря которым читатель возжелает (была бы возможность) лично посетить место действия, несмотря на то, что почти все персонажи произведения находятся в глубокой депрессии из-за проживания в данном мире. Собственно, и с героями романа тоже полный порядок — традиционные диковские где-то эгоистичные, где-то великодушные, мятущиеся и беспокойные сердца.

Существовала серьёзная опасность того, что в очередной раз роман Дика подкосит падение в воронку, образованную снарядом со смесью галлюцинаций, путешествий во времени по вымышленным мирам и просто откровенного бреда, но, на удивление, те эпизоды, где роман принимает кислотный оборот, во-первых, не столь многочисленны, как ожидалось до прочтения, во-вторых, имеют более-менее вменяемое объяснение (за исключением

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
финала, где Дик таки не удержался и засунул появление постаревшего Манфреда,
ибо роман Дика невозможен без вещей или людей, которые появляются из ниоткуда и исчезают в никуда).

Вердикт

По меркам Дика, роман в целом психически стабильный, что, безусловно, сказалось благотворно. Пожалуй, даже 7/10.

Вероятность повторного прочтения: существует.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх