fantlab ru

Ольга Голотвина «Представление для богов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
663
Моя оценка:
-

подробнее

Представление для богов

Роман-эпопея, год; цикл «Великий Грайан»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Бывший раб по прозвищу Орешек, заблудившись в лесу, был по ошибке принят за Ралиджа Разящий Взор, представителя клана Сокола, только что назначенного Хранителем одной из приграничных крепостей, на которую уже начали наступление вражеские войска. Но закон един для всех — присвоение себе имени члена клана, вольное или невольное, карается смертью. И никакие заслуги и подвиги не в силах изменить его...

© Nog

Содержание цикла:


8.13 (46)
-
1 отз.
7.91 (35)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Представление для богов
2002 г.
Хранитель
2012 г.
Хранитель пограничной крепости
2023 г.
Душа пламени
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

»...жизнь — часть огромного бесконечного спектакля, который люди играют для богов.»

Не смогла я пройти мимо романа, порекомендованного к прочтению Верой Камшей. И нисколько об этом не пожалела, хотя довольно двоякое впечатление осталось у меня после него. В сравнении со многими другими русскоязычными фэнтези-историями данное произведение не кажется сокрушительно-плачевным. Наоборот. Дарование Голотвиной неоспоримо первоклассного качества и имеет все шансы быть оцененным по достоинству. Однако далеко не все ее прелести этого произведения нашли во мне созвучие. Постараюсь немного подробнее об этом рассказать.

»- Тогда начинаем.

- Что, прямо сейчас?

- Нет, дождемся гонца с королевским указом...»

Слово за словом передо мной сплеталась невероятная история, в основании фабулы которой лежали приключения паренька по прозвищу Орешек. Эх! Правильно говорят в Грайане «Боги ведут, а Хозяйка Зла водит». Вот и мотает нашего славного героя по белу свету. Может быть сумел бы он объяснить, за что на него так разгневалась судьба, да прошлое его скрыто во мраке, и лишь иногда всплывающие в сознании клочки воспоминаний не дают никаких ответов. Мальчишка-раб, разбойник и бродячий артист... Куда дальше заведет злой рок весельчака? Интересный вопрос! Тем более, что по странной ошибке наш славный авантюрист угодил, не много не мало, на место самого Хранителя пограничной крепости. И теперь его жизнь идет не абы куда, а прямой дорожкой к палачу с удавкой наготове.

Роман состоял из двух частей: «Хранитель пограничной крепости» и «Душа Племени». Действие первой части происходило на унылых землях Великого Грайана, очень напоминающих мифологизированную версию Древней Руси. Здесь тщеславные шарлатаны соседствуют с Истинными Магами, унаследовавшими дар от воинов — основателей мира, а прошлое соткано из междоусобных войн среди Детей Двенадцати Кланов. Фон происходящего украшает еще и так называемый Подгорный мир. Это некая параллельная реальность, кишащая всяческими тварями и аномальными зонами, в которую иногда проникают отчаянные молодцы, чтобы вынести оттуда странные сувениры. С представители Подгорного мира, которые тоже иногда посещают соседей, шутки плохи. Об этом очень убедительно говорит автор, украшая роман сценами с гигантскими гусеницами, полчищами Людоедов и ожившими деревьями. Жуть!

«Груда зашевелилась, от нее отползла бьющаяся в предсмертных судорогах лошадь, волоча задние ноги и пытаясь приподняться на передних. Ближайший куст повел ветвями в сторону содрогающейся жертвы. Из земли вылетел гибкий корень и вонзился в мох ближе к лошади — легко и мягко, словно в землю воткнули меч, чтобы стереть с него кровь.»

Вторая часть переносит нас через море из мрачного Великого Грайана на земли с потрясающими природными красотами, будто вытканными на полотне мироздания для услады взоров и людей, и богов. На этих страницах мы посетим государство с жарким климатом и восточным жизненным укладом. Итак. Добро пожаловать в Наррабан! Сказители поют, что там путников сухой ветер с головой заносит песком, на дорогах хозяйничают банды убийц и на каждом шагу встречаются попавшие в беду красавицы, которых непременно надо спасать от злодеев. А еще там перед жертвенником Хмурый Бог Кхархи избирает себе Великого Одержимого. В общем, увеселительное приключение ждало наших доблестных героев в этой стране.

Две составляющие романа были похожи одна на другую примерно также, как небо с землей. И, честно говоря, первая часть мне понравилась больше. Во-первых, именно там автор знакомила нас с главным героем посредством эпизодов-флешбэков, которые зачастую были интереснее основной линии сюжета. И во-вторых, Подгорный мир и небольшое путешествие по нему оказалось ярче и занимательнее, чем все приключения в Наррабане вместе взятые. В части «Душа Пламени» изменилась и структура самого произведения: появились новые протагонисты, и уменьшилась продолжительность глав. Это внесло некий сумбур в повествование, линейность которого иногда не прослеживалась.

«Верно говорят в Аршмире: «Чего только море на берег не выбросит — то утопленника, то жемчужину...»

Литературный стиль Голотвиной прекрасен! Автор упивается своим мастерством создавать из слов образы, а из образов — пространство, которое волшебным образом затягивает. Как в чудесный омут. Я наслаждалась каждой строчкой — будь то меткие диалоги, украшенные по-простецки милым юмором; или описание антуражных декораций, в хорошем смысле слова, купающихся в метафоричности выражений. Она по-доброму иронизирует, подшучивает над героями и невероятно легко повествует на протяжении всего произведения. По-славянски напевный слог обволакивал, завораживал, позволял читателю стать непосредственным участником происходящего действа. При этом образность выражений делала текст невероятно осязаемым. Как и любая сказка, роман поучителен и не лишен философских размышлений.

«И ведь правду говорят люди: до богов не докричишься, а Серой Старухе только шепни...»

«Если у людей есть время для житейских дрязг — значит, над головами этих людей не висит близкая катастрофа.»

«Ой, недотепа! Ой, пенек лопоухий! Верно говорят в Аршмире: не можешь любить — сиди и дружи!..»

«Чего не можешь изменить, о том не скули!»

Понравились и персонажи. Они вызывали улыбку и совсем не склоняли к антипатии. Добродушные, смекалистые и жизнелюбивые. Однако сразу хочу сказать, что не стоит ждать особой глубины от их образов. Их главное предназначение — поднять настроение читателям и с ветерком пробежать вместе с ними по страницам книги. Не раздражали даже антагонисты, которые по-своему украшали действо. Как, впрочем, и главный герой, который кажется этаким помазанником Богов. Не просто Орешек, а Крепкий Орешек. И опасные земли посетит, и крепость от осады возьмется спасать. Ему Море Туманов по колено, а Подгорный Мир — увеселительное приключение. Поговаривают, что когда боги создавали первого грайанца, они сначала сотворили длинный язык, а потом уже вокруг языка налепили все остальное. Наш славный весельчак — тому подтверждение. И настроение поднимет, и подземных тварей-людоедов уболтает, испив предварительно «водичку из-под кочки». «Тоска — хуже смерти! Держи выше голову в любую погоду!» — говорит он, и посвистывая «Вей-о-о!» с легкостью преодолевает все препятствия на своем пути. Жизнерадостный и неугомонный...

«Пугай госпожу, она у нас человек мирный. А я — боец опытный, в случае чего соображу, в какую сторону улепетывать!»

В отношении к женским персонажам прослеживалась некая авторская ирония. В хорошем или плохом смысле слов (это решать уважаемым читателям), но именно представители слабой половины человечества являются в романе основным двигателем сюжета: то они без спроса куда-то путь держат, то привлекают слишком много никому не нужного внимания. Присутствовала здесь и любовная линия. Она была настолько тонкой, что не относилась ни к достоинствам романа, ни к его недостаткам. Понравились также милые, трогательные и душевные взаимоотношения между Орешком и ученым-звездочетом, который когда-то выкупил главного героя из рабства. Однако и эта линия сюжета была непродолжительной.

«Несказанно добры были боги, создавшие для мира женщину! Рядом с ней любой мужчина, каким бы слабым и робким он ни был, чувствует себя завоевателем и героем, победителем и защитником...»

Радовала динамика повествования, которая не останавливалась ни на секунду. Практически каждую главу с героями происходило что-то судьбоносное. И именно здесь — в разговоре о сюжете, придется сменить милость на праведное негодование и поведать о том, что же мне пришлось не к сердцу в этом, несомненно, достойном произведении. Начну с того, что некоторые эпизоды виделись какими-то мультяшно-игровыми. Если так можно выразиться. Казалось, что я слежу за некоей компьютерной игрой: вот герой попадает в пещеру, видит что-то блестящее. Ага! Это, наверное, некий волшебный артефакт, который обязательно пригодится. Берем. Идем дальше. Что это? О, ужас! Чудовище. Надо с ним сразиться, не зря же Орешек осваивал благородное древнее искусство карраджу. Хрясь-хрясь-хрясь... Хочу сразу заметить, что таких сюжетных моментов было мало, но все же в моих глазах они немного обесценили общую картину истории. Не меньшее недоумение вызвали магические способности персонажей. Совсем не было необходимости переживать за судьбы героев, так как у них странным образом появлялись (проявлялись) в нужном месте в нужное время дарования, меняющие ход событий. Вуаля! И дело в шляпе. Пожалуй, подобные элементы можно смело назвать «роялем в кустах». Они сеяли зерно неправдоподобности в плодотворную почву авторского красноречия. Хотя... Для жанра сказки, возможно, уместны подобные литературные приемы.

«О, какая же это шаткая лестница — власть! Как трудно удержаться на верхних ступеньках, что раскачиваются и пляшут под ногами!..»

Финал вторит Чехову, который говорил, что «если в начале пьесы на стене висит ружье, значит к концу пьесы оно обязательно выстрелит». Голотвина небольшой деталью объединила начало и финал, дав тем самым ответ на один из важных вопросов романа. И все же основная интрига относительно прошлого Орешка по-прежнему неуловима для читателя и, боюсь, что финал не приблизил нас ни на шаг к ее раскрытию. Клянусь Безликими, попадись мне это произведение в другой период моей жизни, я бы, проглотив его за пару дней, побежала искать следующую книгу цикла. Однако в этот раз мое настроение немного не совпало с настроением романа, и все мои планы читать продолжение провалились в трясину и тиной накрылись. Вроде многое понравилось, и в то же время я пресытилась им. Автор просит нас — почтеннейшую публику — не расходиться! Потому что у этого романа есть продолжение под названием «Встретимся в Силуране!» Надеюсь, что однажды у меня появится желание его прочитать.

«Без видимой причины на Орешка снизошла твердая, светлая уверенность, что приключения не окончены. Он не мог объяснить, почему решил, что впереди ждут передряги поопаснее прежних. Просто знал, и все. И был рад этому.»

В качестве послевкусия:

«Знаешь, мой мальчик, у меня иногда возникает ощущение... будто все войны, мятежи, заговоры, объединения стран в громадные государства и гибель империй, все это лишь кажется бессмысленным кипением человеческих страстей или слепой игрой случая, а на самом деле подчиняется некой системе законов, некоему сложнейшему порядку, который можно изучать, но которым нельзя управлять. Или можно? Вот это вопрос! Но как на него ответишь без подробных, достоверных сведений о прошлом? Прежние летописцы были такими же придворными блюдолизами, как нынешние... думали не о грядущих веках, а о снисходительной улыбке тогдашнего правителя... хотя этот правитель вряд ли читал их рукописи! А сколько увлекательных, ярких, потрясающих воображение исторических эпизодов под пером летописцев превратилось в слащавые верноподданнические легенды!»

Всем мира и осознания!

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендовали как одно из старых, приличных российских фэнтези. Прочитал — середняк, каких на хороший десяток половина наберётся.

Обычный феодально-рабовладельческий мир, нередкий для фэнтези, ну разве что с примесью «Пикника на обочине». Почти классическое обязательно-кастовое деление на социальные уровни. Низам почему-то в голову не приходит радикально изменить своё положение (ну неужели никто не усомнился ни разу в божественной воле настолько, чтобы не попробовать всерьёз — раз и навсегда), а верхи по большей части столь выдержанны и мудры, что подданные довольны. Прямо небесная гармония. Но не без странностей. Перед нами развитое феодальное общество (сложившиеся государства, династии, дипломатические отношения, государственная экономика, феодальная лестница, сеньории и т.п.), но почти никаких социальных образований, кроме родовых кланов, нет. Цеха, вольные города, торговые союзы, купеческие гильдии, студенческие братства, дворцовые группировки, церковные ордены? — нет, не слышали.

География и история прописаны слабо, в виде неясных сказаний и легенд. Местность состоит только из городов, крепостей, заброшенных храмов и лесов/пустынь, которые их соединяют. Отрицательные персонажи и враги представлены лишь двумя категориями — полуаморфные чудовища или озлобившиеся неудачники. Хотя, нет — был один злой бог, но и тот оказался неудачником; злой король — аналогично, злой маг — аналогично. Положительные герои — обычные приключенцы без запоминающихся черт, каких пруд пруди. Никого не смог запомнить. Набор героев стандартный (центральная пара типа «жених-невеста», мудрый старец, пара друзей с твёрдыми кулаками, на заднем фоне сочувствующие и финансирующие сильные мира сего) — почти строго по Свиридову («Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле 'фэнтези', пригодных к употреблению на территории бывшего СССР», 1993). Прочие персонажи не запомнились — сплошь наёмники или разбойники. Активные женщины исключительно наёмницы или принцессы (причём, все молодые, бойкие, отважные — как отлитые на заводе по одной форме). Мир очень косный, непрописанный, неподробный — я удивлён, что автор смогла в таких ограниченных условиях развернуть действие. Это действительно производит впечатление. Здесь могу только похвалить.

Сюжет некоторое любопытство вызвал. Я даже рассчитывал, что герой после своего возвышения займётся какими-то глобальными этическими проблемами из классического цикла «Почему людям плохо?», но он лишь затеял авантюрное «интересное представление», каких ещё до Берроуза написано столь внушительное количество, что подробности перестают иметь значение. Похожий сюжет можно легко найти где угодно, допустим, навскидку «Кровь и честь» Саймона Грина, где герой-актёр действует в схожей ситуации (замки, кланы, интриги и подмены, завязка на сиюминутную, но исключительную политическую и властную роль подменыша). Нет, приключения сами по себе даже увлекают, но ведь и кроме них что-то должно быть.

Абстрактная доброта и стандартное торжество справедливости, конечно, в наличии, но нет ни серьёзного идейного конфликта, ни настоящих оригинальных эпизодов, персонажей, обстановки, мыслей. Приключалово чистой воды.

Я понимаю, что книга писалась давно, сильных образцов для подражания тогда было негусто, что дальше по циклу автор наверняка прописала мир подробнее и сделала героев объёмнее. Но порции информации из первого романа мне хватило до конца. Это не значит, что он плох, просто все базовые, обязательные приключения с героями уже случились, сюжет дошёл до финальной точки и логически завершился. Дальше будут только повторения или параллельные приключения новых действующих лиц.

Есть ли что-то понравившееся? Есть.

Понравились имена, названия, замысловатые прозвища. Понравилось мягко-ироничное и добродушное (но не слащавое) отношение автора ко всей истории. Нормальное распределение серьёзных и шутливых моментов, отсутствие дурного пафоса и прямо-таки хтонических по мощи героев (которых так любил Перумов и прочие брали на вооружение).

Книга в целом написана добротно, средне, без перегибов в любую сторону. Читать, безусловно, можно. Видимо, мне не совсем подошло.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ольга Голотвина один из моих любимых авторов. Её книги я берегу и стараюсь читать по чуть-чуть. Правда в какой-то момент я поняла, что рискую не успеть прочитать всë.

«Представление для богов» состоит из двух частей. Обе они связаны между собой одним общим персонажем – Орешком. Раб, разбойник, актёр, человек, совершивший великое злодеяние в мире Грайана, великий воин, благородный герой – это все про него. Не унывающий ни при каких обстоятельствах, держащий лицо в любой ситуации, Орешек играет своё представление — представление для богов. С одной стороны на его долю выпало много бед и потрясений, с другой, он обладает уникальной везучестью, помогающей выжить в любой ситуации. Орешек меняется, взрослеет, становится умнее, но есть то, что было в нём всегда – честь и благородство. Эти качества чаще всего помогают ему выжить.

Интересен не только Орешек, но и люди, окружающие его. Старый мудрый Илларни, Арлина, Аунк, Нурайна, Аранша и многие другие рассказывают свои истории, переплетающиеся с историей Орешка.

У Голотвиной нет лишних деталей, нет недосказанности. От самого начала и до конца важно всë. Пояс, найденный Орешком в самом начале, верный слуга главного злодея, мальчик, увидевший дракона. Автор очень умело и красиво сводит во едино все нити, чтобы в конце получилось единое полотно повествования. Отдельно хочется отметить нечисть. Она существует в своём собственном мире, иногда вырываясь в мир наших героев. Есть люди, путешествующие туда, как сталкеры в Зону. Да и сам мир чем-то напомнил мне мир Зоны. Такой же непредсказуемый, чужеродный, пугающий, но с полезными артефактами. Путешествие по Подгорному миру я перечитала дважды.

Маги в мире Грайана тоже есть, но ими можно только родиться. Магией обладают лишь некоторые потомки 12 первых магов. И какой дар кому достанется нельзя предугадать. Так что никаких учеников чародея вы тут не найдёте.

Если любите классическое фэнтези, где есть сражения, приключения, магия и свой самобытный мир магии и нечисти, советую обратить внимание на этот цикл. Не пожалеете.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много хорошего я слышал о творчестве Ольги Голотвиной. Но возможности познакомиться с ее книгами не было. «Представление для богов» — первая часть масштабного цикла, книга была издана в далеком 2002 году и найти ее в продаже не было никакой надежды. Все изменилось в 2012 году, когда издательство «Ленинград» решило полностью переиздать весь цикл Голотвиной, получилось два объемных омнибуса. Это настоящий подарок для самого автора, и неожиданная радость для поклонников серии.

Автор создал огромный мир, который населен самыми разными народами. Существует несколько официальных исторических версий, в которых рассказывается о великих воинах древности, совершавших невероятные поступки. Самые достойные стали новыми правителями и основали королевские династии, чьи наследники правят до сих пор. Голотвина расскажет читателям историю о новом великом воителе, которому предстоит совершить множество невообразимых свершений, которые войдут в историю и запомнятся на долгие годы. Ольга очень трепетно относится к своим персонажам, что отражается на их удачливости и везении. Это делает произведение предсказуемым, так как сразу ясно, что с героями не случится ничего плохого и они добьются всего. Но на удивление, это не делает книгу менее интересной.

Главным героем этого романа будет молодой человек, которого все знают под именем Орешек. Именно вокруг его судьбы и будет строиться все повествование. Несмотря на молодость, он прожил насыщенную жизнь, много видел и многому научился. Благодаря некоторому стечению обстоятельств, он становится Хранителем пограничной крепости, что повлечет за собой череду самых фантастических приключений. В мире Голотвиной есть место и магии, и боги не забывают сюда дорогу. Вообще, магии и магическим предметам уделяется максимум внимания. Автор создал несколько магических ответвлений в сюжете, которые периодически пересекаются. Отсылки к прошлому, когда колдуны были более сильными и умелыми, плюс несколько легенд о самых известных магах.

Ольга Голотвина написала очень добрую сказочную историю, которая понравится и мужчинам, и женщинам, не ищущих в книге кровавых и подробных убийств. Увлекательные и разнообразные приключения понравятся «сильной» половине читателей, а любовная линия обязательно порадует «слабый» пол. «Представление для богов» — коктейль из всего самого лучшего, что есть в жанре фэнтези, сделанный на очень высоком уровне.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу было непросто различить и запомнить десятки сложносочинённых выдуманных имён. Непомерное количество названий стран и городов, у каждого свой король, а тут ещё и маги с летописями. Потом ничего, понемногу разобралась.

Сюжет интересный, герои приятные.

Любовной линии, практически, нет. Не то чтобы совсем, нечто платоническое по роману витает. Поэтому подросткам читать можно. Тем, кого не испугаешь людоедами и рубиловом на мечах.

Продолжение читать буду — история понравилась.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двоякое впечатление от романа. С одной стороны, все очень интересно, а с другой.. Ну тягомотина редкостная. Поэтому не буду читать вторую часть первой книги :) Мне очень хотелось узнать, как ГГ выкрутится. Что ж, изящный ход. Детский))) в том плане, что многое в романе происходит внезапно. Нет никакой подготовки, что это событие кого-то спасет, а вот, туз в рукаве. Хоба! В самый подходящий момент.

Что с волшебством, что с мечами, словами и тд.

Но на самом деле, это отличное светлое фэнтези, не лишенное при том жестких моментов. Некоторых почивших героев было очень жаль.

Хотя соглашусь, все это вбоквелы очень напрягают. Все эти воспоминания, третьесортные горои... Я больше люблю по старинке читать прямой долгий рассказ, который никуда не скачет, а ведется от одного героя. ИМХО

Тяжело перестраиваться каждый раз.

Но это так, к слову.

В заключении могу с радостью рекомендовать любителям степенных сюжетов, светлого, доброго фэнтези. Жаль, что его так мало :(

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание! Будут спойлеры!

Книга состоит из двух частей. Первая – «Хранитель пограничной крепости», вторая – «Душа пламени». В первой происходит знакомство читателя с фэнтезийным миром и главными героями, второй – типичный квест по сбору артефактов с параллельным спасением мира. Должен отметить, что первая часть выглядит намного богаче второй по причине наличия в ней как приключений, так и батальных конфликтов. Вторая же часть полностью теряет вторую составляющую. Справедливости ради, отмечу, что приключения героев не скучны ни разу, динамика всего произведения на высоте, снотворные моменты отсутствуют как таковые. Складывается впечатление, что в первой книге, автор зондирует почву с целью определения склонности читателя к тому или иному поджанру фэнтези.

Некоторые коллеги высказывают мнение о скудности описания фэнтезийного мира. Мне же этой составляющей хватило с лихвой. Люди, их сословия, обычаи, верования, природа, животный мир – всё описано весьма достаточно для первого знакомства, и далее раздувать книгу, до уровня Сандерсона, не вижу необходимости.

Если с динамикой произведения всё замечательно, то с героями дела посложнее. Не думаю, что такое чёткое их деление на хороших и плохих, как в данной книге, способно удовлетворить современного читателя. Читатель, на мой взгляд, полностью насытился идеальными героями и отпетыми злодеями на предыдущих этапах становления фэнтези. Сейчас ему подавай полутона без чётких границ. Здесь же, из представителей таких полутонов я обнаружил лишь одного – шайвигара Аджунеса («Я — Левая Рука, — сказал он с достоинством. — Без меня Хранитель будет однорук. Я не воин, это верно, и на стене от меня было мало пользы... но солдаты должны были видеть меня в бою!»). Остальных либо нет, либо слишком хорошо они прячутся. Хотя, если вы – ярый фанат «Властелина колец» и несгибаемый поборник справедливости, то эта книга — ваш случай.

Касаемо объёмности персонажей. Очень слАбо. Как заметили некоторые рецензенты, злодеи, несмотря на их редкие попадания в кадр, выглядят здесь намного колоритнее. Встретив Айрунги, простого иллюзиониста, абсолютно не имеющего отношения к магии, поставившего себе цель и напролом идущего к ней, я подумал – «вот он — Глокта этого мира». Так нет, автор не любит персонажей прокладывающих путь к цели собственными руками только потому, что они отрицательные. У неё в фаворе случайности – амулеты (этакие золотые рыбки) и благоприятные стечения обстоятельств (умение оказаться в нужное время в нужном месте), помогающие в основном светлым героям. Вот и скажите мне откровенно, отставив на время ваше отношение к добру и злу, – о ком лично вам интересно читать: о праведниках, всю книгу играющих на роялях, или о злодеях, напрягающих голову и знающих — кого и за какие нитки дёргать. Лично мне главы об Айрунги, Джилинере и Шайсе шли на ура. Эта тройка, полностью дополняющих друг друга персонажей и вместе составляющих единое целое, при желании автора, могла бы расчитывать на большее, чем полный разгром с незначительными потерями антагонистов.

Но луч света в тёмном царстве светлых персонажей (вот такой каламбур) всё-таки есть. И это, безусловно, — Илларни. Учёный, добившийся всего сам, владеющий страшной тайной и выживающий среди стаи хищников только благодаря своей сообразительности – замечательный персонаж, даже несмотря на приступ старческого маразма (по поводу передачи секрета «Души пламени» в руки Айрунги по причине схожести их интересов) в финале книги. Все остальные персонажи, на мой взгляд, если и имели объём в первой части, то к финалу просто сдулись.

Очень скупо затронута тема любви. Что, согласитесь, странно для автора — женщины. Нет никаких взглядов налево, не говоря уже о любовных треугольниках. Если герои влюбляются, то навсегда, и далее, ведут себя как брёвна – не замечая чужих прелестей. Да что там любовь. У Орешка и Нурайны даже не возникает желания обняться по дружески после стольких совместных свершений. Где чувства, где объём? А ведь всё это было, опять-таки в первой части (о первой любви Орешка): “Однажды она не пришла на свидание — исчезла, растворилась в кипящем котле Аршмира. Бедный юноша решил, что отныне всю жизнь будет безутешен. И он действительно грустил — дня два. А на третий сделал потрясающее открытие: оказывается, Рыжая — не единственная девчонка на свете!...», — настолько реалистичный момент, что, думаю, многие, прочитав, вспомнят свою молодость. Далее тоже неплохо (о неудачной попытке Арлины научиться обращению с мечом): “Нет, улыбнулся Орешек, не выйдет из девочки бойца. Мысль эта доставила ему удовольствие. Почему-то не хотелось, чтобы Арлина стала умелым воином.» — явная забота о любимой, желание самому защищать её. Куда всё это испарилось к финалу, почему сменилось банальными шуточками???

Об юморе. В чувстве юмора автору не откажешь. Юмор начинается с самого начала и сопутствует героям до финала. Это же надо, прозвать супергероя Орешком!!! Вряд ли какой-нибудь наставник мужского пола всерьёз назвал бы своего подопечного Орешком, и из-за чего, из-за цвета волос схожего с ореховой скорлупой. Думаю, если герой был бы рыжим, то носить бы ему имя не Ясно солнышко, а Мандаринчик, если блондином, то был бы – Яичком или Сметанкой, ведь он же раб, а рабы не берут себе имена сами. А как вам освобождение героя из подземелья людоедов – развёл наш Орешек тупых нарров как лиса ворону с сыром. Самым несчастным персонажем получился, конечно же, Оплот города Горга-до – Таграх-дэр. Так, как над ним, автор не шутила ни над кем: четыре раза проехалась по бедному чуваку катком (четыре сюжетные линии пересеклись именно на нём). Этот момент, наверное, самый забавный, и одновременно самый притянутый за уши, вроде – «красные пришли – грабют, белые пришли – тоже грабют». В общем, юмора в произведении полнО, от самого тонкого, до откровенно примитивного.

Помимо юмора, в значительно меньших дозах, в произведении присутствует и некая драма. Юный защитник крепости – Тайхо, как будто специально придуман автором, чтобы заставить читателя прослезиться – удалось, парня жалко и читатель грустит вместе с выжившими. Менее драматична, но всё же печальна судьба Илларни – персонаж прожил долгую и интересную жизнь, но всего желаемого не достиг (вот в чём парадокс жизни – чем шире твои интересы, тем меньше вероятность сбытия всех твоих мечт).

Чувство вторичности, замеченное многими, не обошло стороной и меня. Читая текст меня частенько посещала мысль, что это уже где-то было. Про лису и ворону я уже говорил. А вот, как вы думаете можно удрать из тюрьмы? Конечно же – найти охранника-фанатика, верящего в легенды, и он всё сделает за тебя (привет от А. Дюма). Но эти сравнения успешно заретушированы в повествовании, и, скорее всего, являются плодом моей бурной фантазии. Но вот уйти от аналогии с «Властелином колец» в бомбезном финале с извержением вулкана – очень сложно. Однако, справедливости ради, отмечу, что чувство вторичности возникало не часто, и в основной своей массе, мир, созданный автором, показался мне довольно самобытным, где чёрно-белые людишки весьма успешно справляются не только друг с другом, но и с многочисленными подгорными монстрами, и хвала автору, что это не орки и гоблины.

Чего совсем не отнять у персонажей обоих лагерей, так это множества умных изречений. И в контексте данного произведения они мне по душе. Не поленюсь и перечислю основные из них:

- «Удача бежит от кислой рожи»;

- «Наглец голодным не останется»;

- «Храбрость и глупость часто ходят в одной упряжке»;

- «В книгах есть страшная магия: они уводят в бессмертие ложь и правду — и даже ложь делают правдой для грядущих веков»;

- «Люди любят силу. Пусть потомки называют меня хоть Людоедом, но живущие сейчас, будут меня бояться!»;

- «Знание — это тоже оружие»;

- «Мать суеверия — глупость, сын суеверия — страх...»;

- «У великих людей и ошибки великие»…

Самой большой неудачей обеих частей произведения, на мой субъективный взгляд, стали их финалы. Обе части закончились практически одинаково. То, что случилось в финале можно выразить одной фразой: «Если мужчины не в силах справиться с врагом, то это сделает одна женщина!» (вот он где вылез – феномен женщины-автора, коня на скаку остановит…). Причём, Арлина осознаёт свои магические способности только тогда, когда опасность угрожает конкретно её самцу (истинная суть Волчицы), на остальных же ей, типа, наплевать!? И это ещё не главный нюанс. Главное то, что автор заставляет тужиться весь честной народ в борьбе со злом, чтобы после магическим криком одной Волчицы обернуть вспять восьмитысячное войско противника и похоронить под вулканом всю секту Хмурого бога (прям волшебный голос Джельсомино). И после этого вы всё равно считаете главным героем Орешка. Да у любого, даже самого крепкого Орешка, разовьётся комплекс неполноценности, если его постоянно будет спасать невеста. Ребята! Да автор издевается над нами! Вспомните, что она говорила о женщинах ранее: «Несказанно добры были боги, создавшие для мира женщину! Рядом с ней любой мужчина, каким бы слабым и робким он ни был, чувствует себя завоевателем и героем, победителем и защитником...».

Дыры в стратегии просматриваются не только в финале. Достаточно вспомнить сцену пленения Аранши и Айфера, когда супостаты только положив кучу людей вспомнили о ядовитых иглах рухху. Такие вот стратеги с обеих сторон.

Итого. Получаем неплохие фэнтезийные приключения с подыгрыванием хорошим и ущемлением плохих персонажей. Местами слишком детское, местами житейское. Почему детское? Судите сами:

- «…Аранше неприятности нужны примерно так же, как пучок крапивы в штанах или ежик за пазухой!... »;

- названия игр, в которые играют суровые воины света: «Радуга», «Четыре камешка»;

- ругательство главного героя: «Ну, людоедская твоя морда!»;

- и наконец, туповатый возглас главного героя: «Вей-о!» или «Вей-о-о!» — что за хрень такая, спрашиваю я вас?

Вывод. «Представление для богов» мне понравилось, поскольку смущающие меня моменты с лихвой перекрываются бешенной динамикой, недостатки светлых персонажей кроются «достоинствами» тёмных, и конечно же за понятный и простой язык повествования. И если я не прочту продолжение, то только потому, что издательства, по непонятным мне причинам, не спешат переиздавать рейтинговые произведения подобные этому.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ну... Это я для себя придумал... и вспоминаю, когда тяжело приходится. Понимаешь, все мы играем большое представление для богов. Играем от рождения и до смерти, и сцена — вся земля...» — так говорит главный герой романа Орешек. Раб, самозванец, Хранитель крепости, Сын Клана. Он замечательно играет свою роль в созданном Автором сюжете. Такой яркий обаятельный персонаж мог бы вытянуть даже слабенький роман, но здесь и роман хорош. Прочитала, что это дебют Автора, и удивилась. Книга написана просто прекрасно — красивый точный язык, увлекательный сюжет, остроумные диалоги. Единственное, что напрягло при чтении, — некоторая затянутость, для романа объем текста слишком уж большой. Видимо, в этом проявилась писательская неопытность Автора, потому что следующие книги цикла уже значительно компактнее.

Однако и объемный первый роман читается «на ура». Введение в мир на первых 30-40 страницах кажется скучноватым, а потом появляются герои и действие несется вскачь не хуже, чем у Дюма и Вальтера Скотта. Возможно, некоторые элементф мира и сюжета можно счесть вторичными, что-то где-то уже встречалось, может быть, у Марии Семёновой, может быть, у Элеоноры Раткевич. Но привычные для фэнтези-саги вещи Автор сумела сгруппировать и преподнести очень по-своему. В ее мире с ее героями реально интересно. А некоторые эпизоды, такие, как первая осада Найлигрима или клятва влюбленных перед решающей битвой в Подгорном мире, заставляют быстрее стучать сердце — героические моменты Автор сумела прописать живо и волнующе.

Хорошо поданы почти все основные персонажи. К примеру Аджунес — шайвигар, то есть интендант, крепости Найлигрим. Сначала мы видим хитрого вороватого мужичка, вовсю греющего руки на хозяйстве крепости. И он действительно такой. Но постепенно характер раскрывается — вот Аджунес в страхе перед раскрытием махинации с торговым караваном, и вот он же, готовый отстаивать интересы маленького сироты Тайхо перед грозным Хрантелем, вот он на стенах крепости с оружием в руках, потому что воины должны видеть в бою Левую Руку Хранителя, вот он же заискивает перед королем на суде, но изо всех сил старается не солгать в главном, преодолевает страх и привычное раболепие. Сложный, противоречивый, живой характер. И таких в книге немало.

Героика умело разбавляется юмором. Некоторые страницы невозможно читать без смешков, как, например, сцену королевского суда над самозванцем. Но и здесь юмор присутствует в меру, и здесь герои продолжают разыгрывать представление для богов по неизвестному им сценарию.

Во второй части книги приключения героев стали несколько безумными, словно Автор не знала, куда бы еще их послать и что бы такое закрутить, но к финалу положение выправляется, основной состав занимает свои места и готов начать второй акт. А я как читатель, не слишком любящий фэнтези, с удивлением понимаю, что я тоже готова к следующему акту пьесы: первый длиннющий роман прочитался как-то слишком быстро и расставаться с героями совсем н хочется.

На мой взгляд, очень удачный писательский дебют литературно одаренного, владеющего словом Автора. Кто любит приключения и волшебство, получит массу удовольствия от этой книги. Автору спасибо.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очевидно распадается на две приблизительно равные части. Причем не только сюжетно («возвышение главного героя» и «приключения главного героя»), но и по тому, как они написаны. Первая часть — вполне складное, добротное героическое фэнтези, довольно увлекательное и совсем неплохо читающееся. Ну и без видимых ляпов и нелогичностей.

А вот вторая... — читая её начинаешь сомневаться, что писал эту часть всё тот же человек, что и первую :). Здесь всё повествование построено на случайностях, причём на случайностях маловероятных, а действие из складного превращается в мешанину явно надуманных, совершенно неправдоподобных приключений. Да и герои в этой части все как один почему-то сразу сильно глупеют и постоянно совершают такие действия, которые ни один нормальный человек никогда не сделал бы. Чего стоит их удивительная доверчивость к словам совершенно незнакомых людей или маниакальная забывчивость о грозящей опасности. А, мягко говоря, странное решение Иларни спасти от казни человека, по вине которого совсем недавно погибли сотни ни в чём неповинных людей....

Трудно оценить такую разную книгу, но если первая часть — это твёрдая 7 и даже чуть выше, то вторая, увы, и на пять баллов не натягивает :(.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не считая некоторые глупые сюжетные повороты, книга в целом понравилась, особенно первая половина. А вторая половина — действительно сказка.

Мои придирки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Не знаю кого как, а меня это «вей-о» жутко бесило. Что это за слово такое!? Понятно, что выдуманное. Но что конкретно значит?

- Полное отсутствие терпимости к недоразумениям. В темноте, случайно напялил чужой плащ — и все, крышка, никого неипет, что бы не сказал. Весьма надуманный сюжетный поворот, из этого и происходят остальные приключения, а потом гг быстро заигрался и понесло. Результат закономерен — его раскрыли. Про обещание я вообще молчу, очень некрасиво он поступил.

- Зазноба гг довольно странная, безрассудная и с одержимостью везде лезет за ним, но при этом только за ручки держатся, не уверен, что они хотя бы целовались.

- Прилично затянуто развитие сюжета из-за того, что обо всем всегда написано с излишней подробностью, а повествование ведется сразу о нескольких персонажах. Читая такое, лично я начинаю уставать, ожидая основное продолжение. То есть написано хорошо, интересно и как раз потому не хочется читать про всяких второстепенных, а то и третьестепенных персонажей, эти прыжки в сторону отвлекают.

- И ведь говорили ему все: выбрось каку, не таскай этот ремень, но нет.

- Спасти врага-«колдуна» из-за которого куча народа погибла? — Никто не ожидал такого от «мудрого» Илларни. А додуматься поделиться самым страшным секретом с тем же засранцем, кого совсем не знаешь, вместо того же Орешка? — Вообще отрыв бошки.

- Имена какие-то очень похожие и созвучные: Арлина, Аранша, Айрунги, Айфер. Первые два я до конца книги путал кто есть кто.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто потрясная книга! После ее прочтения я наконец-таки осознал, что и отечественное фентези может быть весьма и весьма интересным (пробовал других русских писателей читать, но что-то не шло) и от всей души благодарю автора за это)

По книге:

1) Герои — они просто шикарны. Все разные, всем веришь. Ты как будто живешь с ними, с ними смеешься, переживаешь. Удались как главные, так и второстепенные персонажи. Нельзя без улыбки следить за первой встречей «Сокола» и Волчицы, нельзя не посмеяться над картиной финального разбирательства, нельзя не заслушаться интересных россказней подгорных охотников, нельзя оставаться равнодушным, когда читаешь строки «милых бесед» Нурайны и Орешка... Итог — герои удались, при чем удались на славу!

2) Сюжет — сначала было слишком непонятно, что куда идет, слишком много героев, от лица которых ведется повествование, но потом, когда все эти дорожки персонажей и все нити сюжета переплетутся — будет БУМ! Это было прекрасно! Все сошлось, все ружья выстрелили! Тут есть и эпические битвы, и динамические поединки, и верная, чистая и, в случае Орешка и Арлины, действительно вечная, любовь, примеры крепкой дружбы, интриги, великолепный юмор и все это вместе — такая взрывоопасная смесь, что вам точно захочется еще!

3) Мир. Он великолепен. Он меня заворожил. Кстати, узнал, что и остальные книги других циклов описывают события в этом же мире и даже иногда герои циклов пересекаются, что по мне только улучшает всеобщую атмосферу. Интересная задумка с Подгорным Миром. Словами все слишком долго описывать, да это и не нужно: читайте и познавайте, влюбляйтесь в мир этой книги)

Книга просто добрая. Чем-то она напоминает сказку, но это только в плюс. Великолепно. В списке любимых авторов госпожа Голотвина делит у меня первую ступеньку с господином Сандерсоном, хотя до недавних пор ни одно из множества фентезийных творений я не мог бы поставить на одну ступеньку с произведениями этого автора. Браво!

Благодарю автора за то, что она написала что-то столь хорошее, благодарю за то, что я смог это прочесть и насладится сполна! Жаль, в интернет-магазинах книг Ольги Голотвины нет, только через ОЛХ смог найти первый цикл, а так хотелось бы иметь возможность приобрести все...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма достойное произведение. И по сюжету, и по психологии героев. Хотя заметно, что автор — женщина, так как женские характеры гораздо насыщеннее (более реальны что ли). Тем не менее произведение явно не назовешь феминистичным. По интриге — единственно, так и не дошло заранее, что автор назвал Душой Пламени (даже и не думал, что это не связано с магией), всё же остальное предугадывается достаточно просто. Но несмотря на это — произведение захватывает. А ещё — полностью согласен с основной мыслью, выраженной в названии романа, так совпадающей с этой строчкой: «весь мир — театр, а наша жизнь — игра...»

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с главного: герой – читер. Это основной и единственный существенный недостаток книги. Все, что вы хотели знать о Фанфане-Тюльпане, но боялись спросить. Но это первая книга цикла, дальше автор сильно вырастет над собой в смысле персонажей – в остальном расти уже некуда и без надобности.

Что поражает в первую очередь: очевидно, что автор невероятно добрый человек. Хочется дружить домами и учиться, учиться, а потом снова учиться. Я понимаю, что быть добрым неудобно и не особенно выгодно, но умозрительно – очень восхищает и поражает. Вот не оставляет впечатление, что она так живет и думает: по-доброму. Даже как-то странно, что с таким отношением к жизни можно не только выжить, но еще и напечататься. Однако, минусы в этом тоже есть. Оно, конечно, чистой воды ИМХО, но такие бы книги, да в Эксме, да тиражами… Эх…

Поразительно, но автор лоялен даже к религии. Что более чем странно на фоне остальных фэнтезистов, склоняющих сверхъестественные сущности начиная от Иисуса и далее по списку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При том, что описание сцены в храме довольно цинично, автор находит в себе силы устами ГГ с теплотой отозваться о священниках. А уж чтоб служитель культа к рабу отнесся по-человечески… Я аж задохнулась от возмущения, а потом подумала, что прототипом вряд ли служил православный священник. Это кто-то сильно гипотетический должен быть. Влияние Камо Грядеши? ))) Только там были добрые верующие. Это оксюморон.

Ну и по пунктам.

Когда-то, во времена далекой юности, попался мне в руки Пирамидальный мир Фармера. Была эта книга немыслимого издания и жуткого перевода, но это все было неважно. Важны были миры. И даже фиг бы с ней, с той пирамидальной вселенной, а вот в продолжении, где ГГ скачет по вратам, попадая в совершенно немыслимое окружение, я поймала агромадный приход. Ну да, пубертатный период, литературное голодание, я понимаю. Но все равно: живая планета, стеклянная планета, планета с цилиндриками и вратами, водный мир с летающими островами… да, сильно накрыло.

Собственно, что-то похожее я испытала и сейчас. Подгорный мир – такая штука, в которую можно попасть через складку пространства, как я понимаю. И вот там и начинается… Пространственные складки, драконы, злые укусюки, волшебные озера и всякая прочая прелесть. Отличная острая приправа к первичному миру книги. Который, между прочим, тоже весьма недурен.

Хотя, не без вторичности. Причем я не имею в виду заимствование, а именно использование штампов. К сожалению. Когда ГГ убегает от всяких злых нехороших – я вижу Логена Девятипалого. Когда он организует защиту крепости, я вижу Рыцаря Ордена. Когда читаю о кланах, вспоминаю Волчью звезду.

Да, я помню, что Представление было раньше. Но вряд ли Аберкромби, к примеру, позаимствовал скитание по лесам. Нет, это просто штамп. Да, мастерски вплетенный в картину мира. Да, это невообразимо интересно и очень сопереживательно. Но прочитанное мной ранее Привычное проклятье — более оригинальная и зрелая вещь. Я не говорю, что она лучше. Не лучше. Просто другого уровня.

Если же не обращать внимание за заштампованность, подача мира удалась. В нем живется и в него верится. Более того, он становится обычным и привычным, несмотря на колдунства и прочее невероятие. Единственное, что так и осталось за гранью моего доверия – это прокачанность ГГ. Но к миру отношения не имеет.

Читабельность, я так понимаю, у автора неудачной не бывает. Это герой может удаться или не удаться, мысль может выразиться так или эдак, но если человек обладает талантом рассказывать истории интересно, от этого никуда не деться. И слава Богу.

Интрига, что тоже можно считать визитной карточкой госпожи Голотвиной, несется вскачь, не притормаживая даже на поворотах. Но в силу высшего пилотажа обходится без аварий. Нарекание то же: хочется иногда передохнуть. Чтоб именно растечься мыслию по древу и сменить обстановку. Чтоб не только «вот-вот произойдет», «произошло, ой» и «чего сейчас бу-у-у-у-удет!», но и немножечко: расслабились, закурили, смакуем. Хорошо было, хорошо. Пять минут на разговоры за вечное и понеслась по новой.

Но это не минус интриги, это минус изложения. Вот в Проклятьи, там уже больше экскурсов, размышлений, изложенных устами персонажей, переживаний, и про бобра с ослом не забыто. В общем, видна зрелость. Так что не буду говорить: «автор мог бы». Автор смог, но чуть попозже. Не все сразу.

А книга интересная, оторваться невозможно. Точнее – возможно, но только для отдыха.

Персонажи сказочные, прямо скажем. И не в хорошем смысле этого слова. У них там мечи-кладенцы, ларцы-матрешки с иголками, а избушка обязательно не только повернется, но и присядет в реверансе. Нет пока что характеров, нет внутреннего конфликта. Есть, как положено,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
голодранец штук адын и прынцесса штук адын. Далее по лекалу: голодранец становится прынцем и сливается в экстазе с прынцессой. Оно, конечно, не сюжетообразующее, там еще Кащей и иже с ним будут подвизаться, но, как говорил герой Джима Керри: «Бывало и лучше». Сильно лучше.

Конечно, читерство – это наше все. Оно влияет на достоверность, но очень сопереживательно. Волшебная палочка, старик Хоттабыч, голубая бусинка — сколько бессонных ночей они принесли моему голубому детству! Но это только в «младшем и среднем» может зацепить. Потом приходит ощущение ненастоящести. Причем не обязательно самой лампы и палочки, а именно способа их выражения. Потому что Волька ибн Алеша – отличник. А ты – не отличник. А если отличник, то решаешь себе задачки и пишешь упражнения, а не читаешь про всякие Ородруины. Значит, пусть будет Хоттабыч, но Волька должен бить окна и получать двойки. Тогда он станет настоящим.

А Орешек – он классный. Замечательный. Харизматичный, веселый, неглупый. Очаровашка. Никакенный. Ну совсем. У него нет треников, как у Дрездена, и больной ноги, как у Глокты. Он пустой и звонкий. И прынцесса такая же, если честно.

Злодеи чуть получше, но тоже весьма шаблонны. И даже при этом ГЗ вызывает лично у меня больше симпатий, чем ГГ. Снова к сожалению. Потому что книга, несмотря на это все, великолепная. И я очень хочу ее хвалить. И очень огорчаюсь, что по моим критериям она получается хуже, чем есть на самом деле.

Идея сильно теряется за попытками героя выжить с помощью мелких везучек. Думать ему особо некогда, да и незачем. Разве что размышления на тему «вона как оборачивается!» и «пронесло!» — но их тяжело назвать идейными.

Нет, мысли есть. Но сказочного же разливу. Мол, против социального неравенства и вообще лучше быть хорошим, чем плохим. Спорно, да и сильно разжевано и в рот сложено. Сказка. Это не идея. Идея – это когда долго думаешь над вопросами, которые книга задала лично тебе. К сожалению, Представление не задает вопросов. Оно просто позволяет приятно провести время. Очень приятно и необременительно. С фотографиями с курорта – вон мы на драконе летали! Ах, не летали? И не мы? Ну неважно, дракон все равно душечка. И шар хрустальный, да и вообще мило поприключалось. А думать на отдыхе без надобности.

А вот душевность снова на уровне. Все-таки читерство цепляет за желание получить вдруг и сразу, внезапно и просто так. Выкрутиться, не изворачиваясь, не вкалывая, не напрягаясь. Да что там говорить – каждый день – битва. Обязательно какая-то каверза.

Во времена не особенно далекой юности, до третьего десятка то бишь, я думала, что это кончится. Вот полечишься – и все. Окно покрасишь – и все. Купишь одежонку – и все. Один раз. Сильно я протормозила, ага? А вот оказывается, что обязательно вылезет что-то еще, причем с каждым разом все страньше и страньше. И очень-очень-очень хочется такой чит, который бы – р-р-р-раз! – и со всеми напастями разобрался. Ну или хотя бы с какой-то одной, глобальной. Чтоб без бессонницы, без кредита, без завариваний травки по часам… И, собственно, неважно, что за трабл – то ли на тебя с мечом выскочили, то ли ты от врача возвращаешься. Или приглашение в суд в почтовом ящике – тоже радует несказанно. И получается, что с мечом все не так уж и плохо…

Да, зацепило ассоциативный ряд. Если бы еще герой был достоверен… Ну да ладно, тогда не было бы таких волшебных решений.

Погружение, чуточку подпорченное нереальностью персонажей, все же удалось. Как я уже говорила, приключается здорово. От красивостей захватывает дух, от быстрой перемены декораций кружится голова – но это замечательно. Я хорошо провела время в этом мире. И с удовольствием вернусь туда снова.

Ассоциации: Доктор, Трикс.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрая душевная сказка

«Представление для богов» — это хорошее, в меру приправленное легким юмором, приключенческое фэнтези с неизбитым поучительным сюжетом и живыми героями.

Мир «Великого Грайана» добротно прописан, ярок и довольно необычен. В нём есть всё необходимое для создания индивидуальности – собственная иерархия, занимательный квест, образцы благородства и подлости, необычные подгорные твари, злобные маги и маги-актёришки, чистые сердцем герои и мерзавцы-предатели, отважные бойцы и трусливые «ударь-в-спину», приятная неназойливая любовная линия,.. Мудрые притчи и легенды ненавязчиво вплетаются в канву повествования, а юмористические истории удачно разбавляют мрак, пытающийся накрыть героев.

И, о счастье, никакой оголтелой романтичности и вульгарщины, никаких красавчиков эльфов-демонят, болтливых магических зверюшек, взбалмошных девиц, невменяемых от зашкаливающего гормонального фона гераклов и навешиваемых лапшевидных ушных украшений.

Конечно, есть свои недостатки и шероховатости, но на фоне основного потока уже набившего оскомину современного фэнтези, книга значительно выигрывает.

Было вкуууусно…

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раньше испытывал некоторую настороженность к авторам женщинам и дело было не мужском шовинизме или дискриминации,просто книги преобладающего числа писательниц слабого пола рассчитаны на определённую,в большинстве своём опять же женскую, аудиторию.Как например, редкие девушки будут в восторге от прозы Круза или Тармашева.Тематика таких произведений больше делает уклон на эмоционально-романтическую составляющую,преобладают внутренние переживания героев и их отношения между собой,при этом сюжет и мир ,как правило, имеют второстепенное значение. Не часто писательницы рискуют выйти за рамки,заданные такой модой и канонами жанра. И тем ценнее исключения из этого правила.Для меня большим открытием в своё время стала книга Анастасии Парфёновой «Ярко-алое»—впечатляющий образец качественной фантастической литературы.С тех пор мною прочитано немало произведений принадлежащих перу представительниц прекрасного пола.К уже полюбившимся в детстве и юности Андрэ Нортон и Урсуле Ле Гуин,прибавились такие замечательные авторы,как Ирина Коблова(Андрей Орлов),Вероника Иванова,Наталья Игнатова,Ирина Оловянная...Из зарубежных вспоминаются Донна Тартт и Нацуо Кирино.

Так что когда я приступал к чтению романа Ольги Голотвиной «Представление для богов»,воодушевлённый положительными отзывами,никакого предубеждения насчёт авторов женщин у меня почти не существовало.В целом произведение можно назвать сказкой в хорошем смысле этого слова.Мир не особо яркий,но вполне гармоничный.Герои «живые» и качественно выписанные.«Рояли в кустах»,многочисленные счастливые совпадения и некоторая наивность развития событий не отпугивает,как в силу интересного сюжета,как и из-за того,что такие жанровые клише настолько плотно сроднились с современной фантастической прозой,что на них уже не ображаешь в внимания.Есть—да ну и пусть:читать ведь всё равно интересно!!!

Перед нами предстаёт классическая история становления «из грязи—в князи».Главный герой по имени Орешек неимоверно крут,могуч и везуч,всесторонне образован и развит, тёзке персонажа Брюса Уиллиса на зависть.Вот только несправедливо сложилась судьба и воля Богов — он всего лишь раб.Мирится с эти он решительно не желает и пускается в долгий путь в поисках своего хозяина и счастья.Походя он обретает мастерство,опыт,внутреннюю силу....В общем,прокачивается до уровня полубога.Дальше—больше.Но заострять внимание мы на этом не будем...

Из небольших минусов:не хватает любовного треугольника!!!ГГ почти сразу определяет кто станет его суженой и зазнобой навеки,а зря.Обратное бы придало истории дополнительный нерв...

Итог:вполне себе адекватная и увлекательная книга с обилием приключений.Прочитай я её лет в 12-18,так вобще был бы в коллосальнейшем восторге...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх