fantlab ru

Филип Дик «Три стигмата Палмера Элдрича»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
1300
Моя оценка:
-

подробнее

Три стигмата Палмера Элдрича

The Three Stigmata of Palmer Eldritch

Другие названия: Стигматы Палмера Элдрича

Роман, год (год написания: 1964)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 120
Аннотация:

В отчаянной попытке сохранить человечество ООН запустило проект по колонизации ближайших планет. Скрасить тяготы и ужасные условия жизни переселенцам помогают игры с миниатюрами парочки землян. А если присовокупить к этому ещё и незаконный стимулятор, то имитация альтернативной реальности приобретает новые краски и ощущения. Но после неожиданного возвращения Элдрича Палмера из системы Проксимы Центавра привычная схема даёт сбой: привезённый им новый стимулятор каждому позволяет ощутить себя Богом в своей собственной имитации жизни. Вот только все эти «боги» имеют одинаковые стигматы, а действия Палмера всё больше напоминают инопланетное вторжение.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1967 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1992 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман

номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Роман. 7-е место (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 10-е место (переиздание)

Похожие произведения:

 

 


Человек в высоком замке
1992 г.
Убик
1993 г.
Стигматы Палмера Элдрича
1998 г.
Три стигмата
2000 г.
Лабиринт смерти
2002 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Три стигмата. Друг моего врага
2005 г.
Сдвиг времени по-марсиански
2010 г.
Стигматы Палмера Элдрича
2010 г.
Убик
2016 г.
Свихнувшееся время
2018 г.
Стигматы Палмера Элдрича
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Лейтесь, слёзы...
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Three Stigmata of Palmer Eldritch
1965 г.
(английский)
The Three Stigmata of Palmer Eldritch
1983 г.
(английский)
The Three Stigmata of Palmer Eldritch
2003 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Три стигмати Палмера Елдрича
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман почти месяц назад. Настолько впечатлился, что следом прочитал ещё одну книгу Дика, но «Пролейтесь, слезы», по моему мнению, даже близко рядом не стоял.

Не в моих правилах пересказывать сюжет, тем более, что простое перечисление событий не только не создаст полного понимания происходящего, но и потенциально может разрушить интригу и уничтожить любой интерес. Лишь намекну, что в книге присутствует типичный для автора герой — мужчина в кризисе последней части среднего возраста, нелегальные практики изменения сознания, корпорации в заговоре с правительством и недоверие собственным чувствам.

Что ж, не будет преувеличением сказать, что «Стигматы...» оставляют много вопросов без ответа, даже по меркам творчества ФКД. С какого момента всё произошедшее перестаёт быть реальным? Какова цель того, чем теперь является Палмер Элдрич? И, наконец, вдохновлялись ли создатели недавно вышедшего фильма про куклу Барби историей Подружки Пэт?)

Самое печальное, что в тех отзывах, что я нашел в интернете, преобладает религиозная интерпретация событий, хотя мне по душе больше буквальная, связанная с иной формой жизни. Всё-таки хочется верить, что кроме нас во вселенной ещё кто-то есть (пусть и с не самыми благородными намерениями).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, написать такое без веществ было сложно. Хотя не факт, что с веществами просто. Да и читать нелегко (без веществ, если что).

Внешняя сторона сюжета такова. В будущем на Земле произошло глобальное потепление, находиться на улице без защитных костюмов или устройств невозможно. ООН практикует создание колоний и рассылает повестки будущим колонистам. Условия жизни в колониях еще хуже, из-за чего люди там пристращаются к наркотику и специальным наборам кукол, позволяющим окунуться в очень качественную галлюцинацию. После возвращения в реальность люди чувствуют себя еще более несчастными и стремятся получить новую дозу. Это нелегально, но ООН подобное игнорирует (частично из-за денег, частично из-за понимания того, что это единственное, что скрашивает жизнь колонистам). И тут-то на сцене появляется Палмер Элдрич с новым, еще более сильным веществом, позволяющим не просто предаваться грезам, а создавать свои миры.

Иронично, что противостоять Палмеру принимается владелец конкурирующей компании. Изначально это воспринимается просто как борьба с конкурентом, но потом противостояние выходит на экзистенциальный уровень, а персонажи вместе с автором рассуждают о вечности, Боге, религии, свободе и сознании. А все происходящее сопровождается некоторым количеством психодела.

Самую малость с «Тремя стигматами...» перекликается «Начало» Нолана. В «Начале» главный герой пытался определить, проснулся ли он наконец или находится внутри сна с неизвестным уровнем вложенности. А тут то же самое происходит в еще более страшном наркотическом трипе.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик в своем репертуаре) секс, наркотики и рок н ролл. Любопытное чтиво, читал с интересом, как и все у Дика, очень необычно, и никогда не возможно предугадать, чем весь этот фарш закончится, драйвовое чтение, под чем то зашло бы еще более мощно.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот такое инопланетное завоевание (как в книге) куда страшнее и круче любых американских блокбастеров на эту тему. Тихо, незаметно для абсолютного большинства и абсолютно бесповоротно. Ибо никогда так и не узнаешь, ты проснулся в реальном мире или нет. Но как же безысходность ситуации давит на мозг...

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все известные формы жизни, независимо от степени своего развития, сознательно или инстинктивно, постоянно совершают зло. Биологической предпосылкой зла является вечное стремление носителя жизни — вируса или клетки — к самосохранению. Несмотря на внутренние конфликты, человечество издревле выискивает способы повышения собственной выживаемости: развивает медицину, расшифровывает коды ДНК, изучает реакции живых организмов на воздействие различных факторов, но чтобы не придумали люди, тезис о хрупкости жизни всегда переходит в состояние факта. Отсюда и запрограммированная стойкость живых организмов к сохранению своего бытия, а Homo Sapiens, к тому же, чтобы сохранить свой вид, осознанно пытается обеспечить стабильные условия своего существования, но как и все, за счёт других — либо уничтожая, либо подчиняя. При этом любая форма самосохранения неизбежно причиняет страдание, которое является ярким признаком зла. На Земле зло имеет смысл, так как, оно поддерживает необходимый для развития баланс между жизнью и смертью. Чтобы здесь выжить, нужно всем работать челюстями, перемалывая друг друга (стальная челюсть один из стигматов Элдрича). Но для обладателей разума, формула — жизнь есть привычное страдание, неприемлема. Чем выше разум, тем болезненнее он переносит страдание, особенно смерть и поэтому существо с глубокой психикой будет всегда искать способы облегчить или уничтожить причины вызывающие страдания. Один из путей избежать страдания это получение бессмертия.

На мой взгляд в романе присутствуют две основные сюжетные линии. Первая, это контакт с иным разумом, намерения которого до конца остаются неясными. Вторая — это идея бессмертия разума, реализуемая посредством не очень надежной формы бесконечного существования некоего метафизического «я» за счёт эволюционировавших до приемлемого разумного уровня живых организмов. Палмер Элдрич, крупный бизнесмен, вернувшись в Солнечную систему после длительного путешествия к иным звёздам, стал другим. Теперь ему не нужны деньги, ему нужен контроль над разумом человеческой расы. Для этого он пытается распространить среди переселенцев живущих на Марсе, психотропное вещество под названием Чуинг-Зет. Причастившись дарами Чуинг-Зет, человек попадает в мир, где его желания могут сбыться, но не всегда. Сам Элдрич или скорее то, что его использует в качестве орудия, изучает внутренний мир человека, опьяненного Чуинг-Зетом и играет с ним, вынуждая думать над этикой своих поступков. Следует отметить, Палмер Элдрич, несмотря на созданную им отталкивающую атмосферу, не является олицетворением зла. Он игрок, который действует скорее за светлую сторону бытия, чем за утверждение зла. Стигматы Элдрича, это своего рода, критерии человечности, если духовное равновесие человека нарушается под натиском инстинктов, то окружающие видят у него (вспомните волка из «Красной шапочки») стальную руку — я возьму все, что захочу; стальную челюсть — сильный перемалывает слабых; и искусственные глаза — признак бездушия.

Итак, примите Чуинг-Зет, встретьтесь с Палмером Элдричем и вернувшись измените себя, вам ведь не хочется иметь его стигматы?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Палмер Элдрич – путешественник, вернувшийся из неведомых космических краёв. Он привёз землянам наркотик, который облегчит их страдания в дистопическом мире. Но мало кто подозревает, что наркотик – хитрая ловушка. Попробовав его, человек перемещается в мир, находящийся под контролем хитреца Элдрича, и навсегда остаётся в нём. Жертве может казаться, что злой наркотик прекратил действие, но скоро она убедится в обратном. Не обязательно даже принимать наркотик, все и так уже находятся в мире, где богом является Палмер Элдрич.

Это первый роман Филипа Дика, в котором фигурируют религиозные идеи. Но не просто христианские, а маргинально-христианские – гностические и апокрифические. Его очаровывает идея демиурга, бога-злодея, бога-грабителя. Потому что именно так он и видел мир на тот момент.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Экая забористая трава, видать, попалась Дику.

А если сурьезно то автор вновь обращается к теме природы реальности и времени, а также затрагивает религию и концепцию бога.

Помимо этого Филип выдвигает рад интересных предположении о будущем человечества, в частности весьма занятную о возможности искусственной эволюции человека.

Другие же весьма привычны, как то глобальное потепление и колонизация других планет, но и те и другие одинаково замечательно описаны.

Поток сюрреалистических образов и событий по расписанию, особенно доставил момент когда один из главных героев встречает самого себя.

Но некоторые повороты сюжета прямо таки изумляют.

Непростое произведение, но очень впечатляющее.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Стигматы Палмера Элдрича» о злом Боге — Палмер Элдрич и есть этот злой Бог, но как и Христос, он проявляется через стигматы, и он контролирует Вселенную и, в какой-то степени, саму реальность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Антагонист предстаёт перед читателем как злобное существо из глубин космоса и всё к чему он прикасается, становится Палмером Элдричем — он, своего рода, зараза.

Весь роман Дика — это пространная аллегория пришествия Антихриста. Палмер Элдрич более не человек, а некое трансцедентальное зло, на что прямо указывают его «стигматы»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
искусственная рука, стальные зубы и электронные глаза, которые представляют собой отчуждение, размытую реальность и отчаяние.
Вкусившие наркотик чуинг-зет, то есть выбравшие ложное спасение, приобретают отметины, подобные элдричевским:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У Энн одна рука была искусственная, пальцы из пластика и металла находились в нескольких дюймах от его лица, так что он ясно их видел. А взглянув ей в лицо, он увидел пустоту, глубокую, как космическая бездна, из которой явился Элдрич. Мёртвые глаза, полные вакуума, парящего за границами известной Вселенной».

По всей вероятности, данные стигматы — это отсылка на «Откровение Иоанна Богослова», в которой описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю: в 13 главе стих 16 есть следующие строчки: «<…>и он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их…».

По словам друга писателя, Рэя Нильсона, в «Трёх стигматах…» описывается пугающий взгляд на реальность: Дик был почти уверен, что Бог был злым или безразличным к человеческим страданиям. Дик верил в Бога, но как и многие христианские отщепенцы, он считал, что наш мир создал нищий либо злой Бог, когда настоящий Бог пытается нас спасти от этого несовершенного мира. Поэтому в романе описывается потребность в идеологической иллюзии (боге или воплощении зла).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Принимая наркотик кэн-ди, люди испытывают коллективные ощущения и растворяются в единой сущности, утрачивают собственное Я. Данный наркотик разрабатывается и внедряется исключительно в коммерческих целях, являясь банальными продуктами и практиками идеологической манипуляции в обществе потребления.

И казалось бы, Элдрич — воплощение Антихриста, угроза человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обнаружив на Проксиме мощный галлюциноген чуинг-зет, Элдрич предлагает «вечную жизнь» через перевоплощения в собственной виртуальной реальности. К концу романа человеческая природа радикально трансформируется: Элдрич завладевает телами большинства людей, которые носят на себе его стигматы и превращаются в коллективную механизированную сущность.
Но при этом образ Элдрича остаётся неоднозначным: он выглядит как зло, однако обладает «глубокой, истинной мудростью» и стремится разрушить убогий мир иллюзий и подделок; искусственные стигматы указывают на человеческие увечья и страдания. Поэтому Элдрич как бы является вынужденным злом, Богом-фармаконом — и яд, и лекарство:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Широко раскинув руки, он простирался от системы Проксимы Центавра до самой Земли, и он не был человеком, он вернулся не человеком. И он обладал огромной властью. Он мог победить смерть. Однако он не был счастлив. По одной просто причине: он был одинок».

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я прочитал этот роман лет 10-15 назад (или посмотрел что-нибудь похожее из фильмов), я бы махнул рукой и эмоционально сказал: «Наркомания!». Но со временем я стал по-другому смотреть на подобный психодел, когда небо и земля постоянно сменяют друг друга в припадочном экстазе.

будущее. Марс колонизирован. Колонизировать нужно, но это скучно. Поэтому, чтобы было веселее, пионерам предлагают якобы запретный наркотик, который позволяет расслабиться и получить удовольствие, находясь в суровых условиях чужой планеты. Но конкуренты неожиданно придумали свой способ расслабления- более мощный и приятный. Правда, с душком инопланетных технологий. В процессе «дегустации» герои романа теряют ощущение реальности и начинают путаться, что правда, а что ложь.

Таинственный Палмер Элдрич не давал покоя не только героям романа, но и мне. Потому что я тоже не понимал, кто есть кто. И где реальность, а где вымысел. После прочтения этого романа я даже стал бояться фантлабовского пользователя с никнеймом Палмер Элдрич, ожидая от него новой смены реальности=)

Роман не дает ответов на вопросы, но здорово обманывает и пугает. А может черт с ним — дайте и мне этого самого кокаинума или Чуинг-Зета!

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это лучший роман Дика, пожалуй даже выше «Убика». Он относится к числу программных для автора. Тот, кто интересуется, может найти схему, нарисованную в дневниках Дика, где этот роман занимает одну из центральных позиций. Дик по сути обладал манихейским, гностическим взглядом на мир. В известном интервью Ч.Плэтту он говорит об этом прямо: «Бог этого мира — злой бог». Тема злого Бога так или иначе присутствует в главных вещах Дика. Основная идея гностицизма от греческого до средневекового состоит в том что настоящий, благой Бог не мог создать этот мир скорби и страдания, несправедливости и лишений. Материя — это абсолютное зло и тьма. Дух — это свобода и свет. Поэтому материальный мир создан злым демиургом, он же Яхве, Саваоф, вобщем Богом Ветхого Завета. А свет создан совершенно другой силой. Не буду подробно излагать гностические теории, но повлияли на Дика они очень сильно («Вера наших отцов», «Лабиринт смерти», тот же «Убик», где он ссылается на Платона) Даже увлекшись христианством в 70-е он по сути остался гностиком, подобно Гоголю, который не столько верил в Бога, сколько боялся Дьявола. В «Стигматах» весь мир предстает как различные проявления загадочного Палмера Элдрича. Он вездесущ, он создаёт реальность для всех остальных. Но реальность эта отнюдь не благая, по сути его мир — это его злая воля. (Шопенгауэр «Мир как воля и представление») Большинство читателей Дика не понимают, что для него это было главное, а внешний сюжет это так, обёртка конфеты, иначе как продать книгу в яркой мягкой обложке. Дик по сути вынужденно носил бейджик «Я — писатель фантаст». И не случайно в поздних романах Дика все меньше фантастике и все больше философии и религии. Просто его понемногу все больше стали признавать Писателем, а не автором палп фикшн. А сам он все больше считал себя визионером и пророком. «Стигматы» пожалуй лучше всего соединяют фантастику с религиозной мыслью. Чисто литературных погрешностей здесь хватает, Дик не был великим стилистом как Джойс или Набоков, не в этом его сила. Главное у Дика вообще за литературными рамками, главное — его ощущение мира. «Не стой под грузом, иначе войдешь в его сны» БГ. Оценка 10/10

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самое необычное описание вторжение инопланетян, какое только можно представить. Наряду с «Ложной слепотой» Питера Уоттса. Здесь эскапизм человечества возведен в абсолют. Здесь вновь ставится вопрос о реальности окружающего мира. Здесь вновь ставится под сомнение человечность человека. Вроде бы, Дик из романа в роман ставит одни и те же вопросы, а решения и способы подачи каждый раз разные...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот редкий случай, когда книга вызвала у меня резкое отторжение, а сам автор попал в черный список.

Бодрое начало с интересным посылом скатилось в наркоманский бред, а в финале автор и вовсе припахал тему Бога/Дьявола.

Хотя для 1964-го, думаю, очень даже неплохо. Я думала, книга более поздняя.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна книга Дика из серии «написано много, замешано круто, ничего не понятно, первое место!». Наверняка это один из тех романов, что Дик написал в лесном домике, непрерывно употребляя наркотики — я ведь прав? Замешать свою любимую тему и страсть — наркоту, конечно же! — с несколькими любовными линиями, путешествиями в прошлое и будущее, да и межпланетные, с детективом, экшном, религией и эволюцией, темой Бога, вторжением пришельцев и бесконечным повторяющимся кафкианским ужасом — это невозможно повторить, никому и никогда — по крайней мере, в здравом уме и твёрдой памяти.

Оценка: 7
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

После двух первых по баллам отзывов на этот роман, в которых говорится: 1) «умом понять романы Дика совершенно невозможно, и даже пытаться бессмысленно, это как с поэзией...»; и 2) «апофеоз наркотического бреда от культового американского писателя» — я считаю своим долгом расписать максимально подробно суть романа, который мне понравился даже больше, чем «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «Убик». Не знаю, сможет ли Филип Дик в будущем для меня еще раз перепрыгнуть эту планку, но сейчас это неважно. Важно разобраться и оставить содержательный отзыв, в котором будет говориться о мире произведения, о его сути и природе, без в сотый раз пересказанных фант.допущений и аннотаций. Разговор, полагаю, предстоит долгий. И классически буду кратко обозначать заглавия абзацев-тезисов.

Атмосфера безысходности. Колония на Марсе.

Начнем с простого. Большинство объема романа занимает повествование о колонии на Марсе, где живут колонисты-призывники со своими женами. Они живут совсем крохотными коллективами по несколько семей, на старой разваливающейся технике пытаются обустроить собственные огороды (в итоге каждый вскоре забрасывает это дело). Очень важны остальные нюансы их пребывания в бараке... Это, во-первых, сложность взаимоотношений между соседями. Во многих колониях на Марсе процветает так называемая свободная любовь, но в скрытой форме. То есть все друг с другом спят, хотя никому об этом не рассказывают, и продолжают находиться в браке с кем-то одним. И, во-вторых, чтобы убить время, колонисты традиционно употребляют наркотик «кэн-ди», который перемещает их в мир куклы, Подружки Пэт, в мир, где Подружка Пэт рассекает на шикарной машине по дороге, загорает на пляже и спит со своим парнем Уолтом (по типу кукол Барби и Кена), и всё это происходит на Земле! Там, куда колонистам никогда не вернуться. И каждый раз после приема наркотика, обещающего мнимое возвращение на Землю, приходит жуткая апатия, когда действие «кэн-ди» закончилось, когда вновь открыты глаза... Эти два аспекта, камерность и забвение, отдаленно мне напоминают службу военного, который повидал центральную часть России, но его распределяют за полярный круг, на пограничную заставу, или куда-то так же очень далеко и отрезанно от мира. И если насчет первого (свободная любовь) дело еще по предположению спорное (хотя мало ли, людей вокруг не так много, чтобы выбирать), то с забвением в алкоголе — как раз в точку. Никого не хочу обидеть, если кто-то из таких далеких мест, но для меня это во многом чуть ли не смерть. И люди спасаются воображаемым миром, спасаются, как могут, водкой, дабы убить это проклятое свободное, но такое пустое время... Жуть. И в этой чрезвычайно депрессивной атмосфере проходит больше половины романа, плюс это очень реалистично. В общем, обжигающее такое читательское удовольствие от представления колонии на Марсе.

Об чем роман?

«Три стигмата Палмера Элдрича» — роман глубоко философский, с кучей моментов на поверхности и в глубине сюжета. Во-первых, он об абсолютом желании. Абсолютном желании перемещаться в любой мир, который тебе хочется, — и это уже включает в себя бездонный кошелек и массу всякого рода удовольствий. Абсолютном желании бессмертия и безграничного существования, когда под воздействием наркотика «чуинг-зет» можно находиться в любых мирах миллионы лет, когда можно стать волной, камнем, планетой с жителями. И, наконец, об абсолютном желании власти над другими, когда разум другого существа находится в твоей бесконечной ловушке, и ты питаешься им, ты его Бог, и можешь делать с ним всё, что пожелаешь. Во-вторых, роман в той же степени и о свободе. Свободе выбора как пространства (призыв в колонии), так и своей судьбы (когда Барни хотел вернуть Эмили, но в любом времени не мог этого сделать, никак). И в итоге роман о свободе перед тем же самым Богом, о котором говорилось раньше.

«Кэн-ди» vs. «чуинг-зет», или В каком мире ты хочешь быть?

Если в двух словах говорить на эту труднейшую тему, то противостояние «кэн-ди» и «чуинг-зет» — это противостояние «общепринятого деизма» и «чужого солипсизма». Теперь рассмотрим... Мир наркотика «кэн-ди» — это мир Подружки Пэт, у нее есть машина, дом и прочие атрибуты, которые можно купить в фирме «Наборы П. П.». То есть сперва колонисты покупают игрушечные принадлежности, потом могут воплощаться в Подружку Пэт и Уолта, уже имея эти вещи, и только их. То есть это мир мечты, НО мечты весьма опредмеченной, конкретной. Колонисты-мужчины перемещаются в Уолта, колонисты-женщины — в Пэт, и все прекрасно знают, что делать, и что их там ждет. Да, это мир фантазии, но фантазии общей и, скажем так, оговоренной. А что же представляет из себя мир наркотика «чуинг-зет»? Это мир без каких-либо ограничений, здесь нет даже ограничения по времени пребывания. Здесь можно быть, как уже ранее говорил, камнем, планетой с людьми, собой в прошлом или будущем и создавать вокруг себя целый мир... Но в чем же загвоздка? Во-первых, она в том, что в таком мире ты один. Это солипсизм, каков он есть. То есть всё вокруг тебя ненастоящее, и ты нянчишь своё сознание этими абстракциями. Ты — Бог, но Бог одинокий. Какой из этих двух миров лучше? Хороший вопрос. Правда, усложняется всё тем, что из мира наркотика «чуинг-зет» бывает проблематично выбраться в реальность. А если точнее, то проблематично понять, наступила ли реальность, в конце концов теперь. Здесь уместен классный отрывок, когда Лео Булеро после принятия наркотика метался по реальностям:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оно выглядело еще хуже, чем глюк. Лео хватило всего лишь одного взгляда, чтобы понять это.

- Ну, вот и все, — сказал он. — Мне очень жаль, мисс Фьюгейт, но вы можете возвращаться к себе. Нет никакого смысла дискутировать о том, какие действия следует предпринять в связи с неизбежным появлением Чуинг–Зет на рынке. Ведь, в сущности, я ни с кем не разговариваю; просто сижу тут и болтаю сам с собой.

То есть трудно понять, наступила ли реальность уже, или нет, ведь иллюзорных пластов может быть сколько угодно, и они могут растянуться на сотни лет. Но и это не самое страшное...

Откровение 13-той главы. Чужой солипсизм.

Бурная катавасия начинается еще с середины 10й главы, но последняя 13я глава — это настоящее вскрытие, финал, финиш — как хотите. В общем, всё просто: Весь мир — это мир галлюцинации Палмера Элдрича. И мир этот ужасно-чудесен. Он превосходно демонстрирует, каково быть объектами в мире чужого солипсизма. Кто слышал про солипсизм, читал Пелевина и всё такое, тот хорошо представляет, о чем речь. Это когда твоё сознание — единственно реально, а всё вокруг — плод его воображения. Звучит это весьма лестно и эгоистично-приятно. Но Филип Дик ставит замечательный вопрос, повторю его: Каково быть объектами в мире чужого солипсизма? Вот тут-то в конце книги и ответ. Неплохо так себе, пока ты этого не осознаешь. А когда начинаешь осознавать, появляются стигматы — эти 3 признака Палмера Элдрича: стальная рука, металлическая челюсть и электронные глаза. Увидеть лик Палмера Элдрича в окружающих тебя людях суждено далеко не каждому. Лишь тому, кто сталкивался с подобной идеей, о существовании такой картины мира. И наркотик «чуинг-зет» — это яблоко с древа познания, о чем говорит Энн в последней главе. То есть представить своё нахождение действительно в мире Палмера Элдрича можно только испробовав этот плод. Переходим к следующему. Шакал-телепат не стал есть Барни Майерсона, потому что Барни не умер бы. Как? Да потому что Барни понимает, что мир этот иллюзорен, и умереть здесь нельзя. Умереть не могут именно те, кто знает о свойствах этого мира, знает картину мира. Остальные могут. В общем порядке, как говорится. Поэтому там звучит фраза о том, что Барни святой. Итого: стигматы в виде внешних признаков Палмера Элдрича, яблоко с древа познания в виде наркотика «чуинг-зет» и святость того, кто познал суть этого мира и умереть не может. В итоге имеем достаточно схожую с христианской картину мира Злого Бога — Палмера Элдрича. Мира, где по-настоящему страшно жить. И мира, наконец, где остаются смельчаки вроде Лео Булеро (конец книги), которые готовы, как истинные сегодняшние ученые-рационалисты бороться с тем, с чем бороться в принципе невозможно, скользкое это дело. Ах да, забыл сказать о второй трактовке реальностей, ради смеха: можно представить, что это нормальный мир будущего, а Лео Булеро еще не отошел от действия наркотика «чуинг-зет», и всё это происходит в его галлюцинациях, а мир реален и действителен, и всё такое. Но, что уж, не будем мы принимать такую скучную картину мира всерьез;-)

Оставшиеся нюансы.

Конечно, мир классный. Все эти чемоданчики-психиатры доктора Смайла, шакалы-телепаты, ужасное потепление на Земле, жители за пределами Солнечной системы — проксы, э-терапия, ускоряющая эволюцию, повышающая умственные способности — всё это очень вкусно. Также здорово было следить за метаниями Барни Майерсона вокруг то Эмили, то Рони, то Энн. Его страдания по поводу Эмили — это отдельная часть сюжета, просто драма. И ко всему прочему хотелось добавить, как реалистично описывает Филип Дик диалоги и развитие сюжета. Не знаю, если бы не было такой легкости и чувствования автором деталей, во многом страдали бы заложенные здесь мысли и тезисы. Наверное, один из сложнейших романов, которые я читал. Старался, вникал, читал очень вдумчиво, записывая мысли. И это определенно лучший пока для меня роман Филипа Дика. Браво.

P.S. Напоследок процитирую катрен из своего стишка на схожую тему, больно уж он сюда подходит:

«И опять кто-то сверху решит, что пора куклам спать,

Закрывать... их слепые надежды о чуждых мирах.

Куклы лягут, как вещи, отметив ментальный распад.

Их разбудят, когда захотят с ними снова играть.»

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все же, предпочитаю книги написанные по правилам. Плохим ли, хорошим, но правилам. Здесь же правила нарушаются совершенно походя и без особого смысла. Тут вообще нет правил. Это как «армянский анекдот» в котором есть только один принцип «моя история, как хочу так и рассказываю». Что же еще есть в этой истории? Прообраз фармакологического интернета, впрочем, скорее локалки, и религиозные отсылки. Первое устарело, да и будучи актуальным, являло собой совершенную наркоманию, второе, мне, просто не интересно.

Возможно 50 лет назад это все и было свежо, дерзко и интересно. Респектабельное бунтарство. Но даже тогда, едва ли это было связно написано.

Что-то везет мне в последнее время на книги «о боге».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх