fantlab ru

Филип Дик «Три стигмата Палмера Элдрича»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
1296
Моя оценка:
-

подробнее

Три стигмата Палмера Элдрича

The Three Stigmata of Palmer Eldritch

Другие названия: Стигматы Палмера Элдрича

Роман, год (год написания: 1964)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 120
Аннотация:

В отчаянной попытке сохранить человечество ООН запустило проект по колонизации ближайших планет. Скрасить тяготы и ужасные условия жизни переселенцам помогают игры с миниатюрами парочки землян. А если присовокупить к этому ещё и незаконный стимулятор, то имитация альтернативной реальности приобретает новые краски и ощущения. Но после неожиданного возвращения Элдрича Палмера из системы Проксимы Центавра привычная схема даёт сбой: привезённый им новый стимулятор каждому позволяет ощутить себя Богом в своей собственной имитации жизни. Вот только все эти «боги» имеют одинаковые стигматы, а действия Палмера всё больше напоминают инопланетное вторжение.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1967 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1992 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман

номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Роман. 7-е место (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 10-е место (переиздание)

Похожие произведения:

 

 


Человек в высоком замке
1992 г.
Убик
1993 г.
Стигматы Палмера Элдрича
1998 г.
Три стигмата
2000 г.
Лабиринт смерти
2002 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Три стигмата. Друг моего врага
2005 г.
Сдвиг времени по-марсиански
2010 г.
Стигматы Палмера Элдрича
2010 г.
Убик
2016 г.
Свихнувшееся время
2018 г.
Стигматы Палмера Элдрича
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Лейтесь, слёзы...
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Three Stigmata of Palmer Eldritch
1965 г.
(английский)
The Three Stigmata of Palmer Eldritch
1983 г.
(английский)
The Three Stigmata of Palmer Eldritch
2003 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Три стигмати Палмера Елдрича
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

После двух первых по баллам отзывов на этот роман, в которых говорится: 1) «умом понять романы Дика совершенно невозможно, и даже пытаться бессмысленно, это как с поэзией...»; и 2) «апофеоз наркотического бреда от культового американского писателя» — я считаю своим долгом расписать максимально подробно суть романа, который мне понравился даже больше, чем «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «Убик». Не знаю, сможет ли Филип Дик в будущем для меня еще раз перепрыгнуть эту планку, но сейчас это неважно. Важно разобраться и оставить содержательный отзыв, в котором будет говориться о мире произведения, о его сути и природе, без в сотый раз пересказанных фант.допущений и аннотаций. Разговор, полагаю, предстоит долгий. И классически буду кратко обозначать заглавия абзацев-тезисов.

Атмосфера безысходности. Колония на Марсе.

Начнем с простого. Большинство объема романа занимает повествование о колонии на Марсе, где живут колонисты-призывники со своими женами. Они живут совсем крохотными коллективами по несколько семей, на старой разваливающейся технике пытаются обустроить собственные огороды (в итоге каждый вскоре забрасывает это дело). Очень важны остальные нюансы их пребывания в бараке... Это, во-первых, сложность взаимоотношений между соседями. Во многих колониях на Марсе процветает так называемая свободная любовь, но в скрытой форме. То есть все друг с другом спят, хотя никому об этом не рассказывают, и продолжают находиться в браке с кем-то одним. И, во-вторых, чтобы убить время, колонисты традиционно употребляют наркотик «кэн-ди», который перемещает их в мир куклы, Подружки Пэт, в мир, где Подружка Пэт рассекает на шикарной машине по дороге, загорает на пляже и спит со своим парнем Уолтом (по типу кукол Барби и Кена), и всё это происходит на Земле! Там, куда колонистам никогда не вернуться. И каждый раз после приема наркотика, обещающего мнимое возвращение на Землю, приходит жуткая апатия, когда действие «кэн-ди» закончилось, когда вновь открыты глаза... Эти два аспекта, камерность и забвение, отдаленно мне напоминают службу военного, который повидал центральную часть России, но его распределяют за полярный круг, на пограничную заставу, или куда-то так же очень далеко и отрезанно от мира. И если насчет первого (свободная любовь) дело еще по предположению спорное (хотя мало ли, людей вокруг не так много, чтобы выбирать), то с забвением в алкоголе — как раз в точку. Никого не хочу обидеть, если кто-то из таких далеких мест, но для меня это во многом чуть ли не смерть. И люди спасаются воображаемым миром, спасаются, как могут, водкой, дабы убить это проклятое свободное, но такое пустое время... Жуть. И в этой чрезвычайно депрессивной атмосфере проходит больше половины романа, плюс это очень реалистично. В общем, обжигающее такое читательское удовольствие от представления колонии на Марсе.

Об чем роман?

«Три стигмата Палмера Элдрича» — роман глубоко философский, с кучей моментов на поверхности и в глубине сюжета. Во-первых, он об абсолютом желании. Абсолютном желании перемещаться в любой мир, который тебе хочется, — и это уже включает в себя бездонный кошелек и массу всякого рода удовольствий. Абсолютном желании бессмертия и безграничного существования, когда под воздействием наркотика «чуинг-зет» можно находиться в любых мирах миллионы лет, когда можно стать волной, камнем, планетой с жителями. И, наконец, об абсолютном желании власти над другими, когда разум другого существа находится в твоей бесконечной ловушке, и ты питаешься им, ты его Бог, и можешь делать с ним всё, что пожелаешь. Во-вторых, роман в той же степени и о свободе. Свободе выбора как пространства (призыв в колонии), так и своей судьбы (когда Барни хотел вернуть Эмили, но в любом времени не мог этого сделать, никак). И в итоге роман о свободе перед тем же самым Богом, о котором говорилось раньше.

«Кэн-ди» vs. «чуинг-зет», или В каком мире ты хочешь быть?

Если в двух словах говорить на эту труднейшую тему, то противостояние «кэн-ди» и «чуинг-зет» — это противостояние «общепринятого деизма» и «чужого солипсизма». Теперь рассмотрим... Мир наркотика «кэн-ди» — это мир Подружки Пэт, у нее есть машина, дом и прочие атрибуты, которые можно купить в фирме «Наборы П. П.». То есть сперва колонисты покупают игрушечные принадлежности, потом могут воплощаться в Подружку Пэт и Уолта, уже имея эти вещи, и только их. То есть это мир мечты, НО мечты весьма опредмеченной, конкретной. Колонисты-мужчины перемещаются в Уолта, колонисты-женщины — в Пэт, и все прекрасно знают, что делать, и что их там ждет. Да, это мир фантазии, но фантазии общей и, скажем так, оговоренной. А что же представляет из себя мир наркотика «чуинг-зет»? Это мир без каких-либо ограничений, здесь нет даже ограничения по времени пребывания. Здесь можно быть, как уже ранее говорил, камнем, планетой с людьми, собой в прошлом или будущем и создавать вокруг себя целый мир... Но в чем же загвоздка? Во-первых, она в том, что в таком мире ты один. Это солипсизм, каков он есть. То есть всё вокруг тебя ненастоящее, и ты нянчишь своё сознание этими абстракциями. Ты — Бог, но Бог одинокий. Какой из этих двух миров лучше? Хороший вопрос. Правда, усложняется всё тем, что из мира наркотика «чуинг-зет» бывает проблематично выбраться в реальность. А если точнее, то проблематично понять, наступила ли реальность, в конце концов теперь. Здесь уместен классный отрывок, когда Лео Булеро после принятия наркотика метался по реальностям:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оно выглядело еще хуже, чем глюк. Лео хватило всего лишь одного взгляда, чтобы понять это.

- Ну, вот и все, — сказал он. — Мне очень жаль, мисс Фьюгейт, но вы можете возвращаться к себе. Нет никакого смысла дискутировать о том, какие действия следует предпринять в связи с неизбежным появлением Чуинг–Зет на рынке. Ведь, в сущности, я ни с кем не разговариваю; просто сижу тут и болтаю сам с собой.

То есть трудно понять, наступила ли реальность уже, или нет, ведь иллюзорных пластов может быть сколько угодно, и они могут растянуться на сотни лет. Но и это не самое страшное...

Откровение 13-той главы. Чужой солипсизм.

Бурная катавасия начинается еще с середины 10й главы, но последняя 13я глава — это настоящее вскрытие, финал, финиш — как хотите. В общем, всё просто: Весь мир — это мир галлюцинации Палмера Элдрича. И мир этот ужасно-чудесен. Он превосходно демонстрирует, каково быть объектами в мире чужого солипсизма. Кто слышал про солипсизм, читал Пелевина и всё такое, тот хорошо представляет, о чем речь. Это когда твоё сознание — единственно реально, а всё вокруг — плод его воображения. Звучит это весьма лестно и эгоистично-приятно. Но Филип Дик ставит замечательный вопрос, повторю его: Каково быть объектами в мире чужого солипсизма? Вот тут-то в конце книги и ответ. Неплохо так себе, пока ты этого не осознаешь. А когда начинаешь осознавать, появляются стигматы — эти 3 признака Палмера Элдрича: стальная рука, металлическая челюсть и электронные глаза. Увидеть лик Палмера Элдрича в окружающих тебя людях суждено далеко не каждому. Лишь тому, кто сталкивался с подобной идеей, о существовании такой картины мира. И наркотик «чуинг-зет» — это яблоко с древа познания, о чем говорит Энн в последней главе. То есть представить своё нахождение действительно в мире Палмера Элдрича можно только испробовав этот плод. Переходим к следующему. Шакал-телепат не стал есть Барни Майерсона, потому что Барни не умер бы. Как? Да потому что Барни понимает, что мир этот иллюзорен, и умереть здесь нельзя. Умереть не могут именно те, кто знает о свойствах этого мира, знает картину мира. Остальные могут. В общем порядке, как говорится. Поэтому там звучит фраза о том, что Барни святой. Итого: стигматы в виде внешних признаков Палмера Элдрича, яблоко с древа познания в виде наркотика «чуинг-зет» и святость того, кто познал суть этого мира и умереть не может. В итоге имеем достаточно схожую с христианской картину мира Злого Бога — Палмера Элдрича. Мира, где по-настоящему страшно жить. И мира, наконец, где остаются смельчаки вроде Лео Булеро (конец книги), которые готовы, как истинные сегодняшние ученые-рационалисты бороться с тем, с чем бороться в принципе невозможно, скользкое это дело. Ах да, забыл сказать о второй трактовке реальностей, ради смеха: можно представить, что это нормальный мир будущего, а Лео Булеро еще не отошел от действия наркотика «чуинг-зет», и всё это происходит в его галлюцинациях, а мир реален и действителен, и всё такое. Но, что уж, не будем мы принимать такую скучную картину мира всерьез;-)

Оставшиеся нюансы.

Конечно, мир классный. Все эти чемоданчики-психиатры доктора Смайла, шакалы-телепаты, ужасное потепление на Земле, жители за пределами Солнечной системы — проксы, э-терапия, ускоряющая эволюцию, повышающая умственные способности — всё это очень вкусно. Также здорово было следить за метаниями Барни Майерсона вокруг то Эмили, то Рони, то Энн. Его страдания по поводу Эмили — это отдельная часть сюжета, просто драма. И ко всему прочему хотелось добавить, как реалистично описывает Филип Дик диалоги и развитие сюжета. Не знаю, если бы не было такой легкости и чувствования автором деталей, во многом страдали бы заложенные здесь мысли и тезисы. Наверное, один из сложнейших романов, которые я читал. Старался, вникал, читал очень вдумчиво, записывая мысли. И это определенно лучший пока для меня роман Филипа Дика. Браво.

P.S. Напоследок процитирую катрен из своего стишка на схожую тему, больно уж он сюда подходит:

«И опять кто-то сверху решит, что пора куклам спать,

Закрывать... их слепые надежды о чуждых мирах.

Куклы лягут, как вещи, отметив ментальный распад.

Их разбудят, когда захотят с ними снова играть.»

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение оличное, лишний раз убеждаюсь, что Филип Дик гений. Никакого отношения к бреду после употребления наркотиков не имеет. Невозможно связано писать под наркатой — установленный факт. Я все читал и ждал, когда же произойдет срыв на бестолковое бессвязанное повествование, но нет такого не произошло -написано очень интересно, захватывающе и не побоюсь этого слова логичное. Описано IMHO очень реалистичное будущее — глобальное потепление, лже-эволюционирование, колонии на Марсе. Представляется также вполне оправданным употребление определенных препаратов колонистами Марса, ибо по-другому никто не будет пахать, сеять и выращивать свеклу на Марсе.

Немного усложняется повествование, когда с Проксимы возвращается Палмер Элдрич, привезя с собой новое «успокоительное» для колонистов. Дальше — больше. Неверное предсказание скоперов приводит к смешению реального и нереального, прошлого и будущего, замены одного человека — другим. Палемр Элдрич предстает в роли девочки, писающей на свой памятник собаки и в конце концов в роли ГГ. Очевидно именно вторая часть произведения вводит всех в ступор. Появление «стигматов» у людей, не употребляющих, позволяет додумать концовку самостоятельно.

Хотя здесь возможно и продолжение (как у Джона Уинддэма в Дне триффидов).

Да, рекомендовать всем и каждому данное произведение, безусловно, опрометчиво. Но тем, кому понравился УБИК, кто задумывается, что бы еще такого почитать из Дика, данное произведение рекомендую однозначно.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из наиболее сильно впечатливших романов Филипа Дика. К сожалению, отзыв пишу не сразу после прочтения и поэтому не могу сейчас разобрать всё по полочкам. Большая часть романа кажется вполне заурядной, наиболее же сильным оказался финал.

По-моему, одна из самых страшных вещей, которая может случиться с человеком — это потерять способность отличать реальность от продукта собственного воображения. Даже физиологическая зависимость от наркотиков меня пугает не столь сильно, как страх попасть туда, оказавшись где ты навсегда потеряешь уверенность в реальности того, что видишь. Один раз — и больше ты никогда не будешь уверен, что живёшь в реальности. Это как постоянно просыпаться, вновь оказываясь в очередном сне.

Мне кажется, что из этого романа может получиться отличный фильм. Именно в фильме этот страх может принять визуальную и потому наиболее убедительную форму. Как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав это по истине захватывающее произведение, понимаешь что оно переворачивает сознание читателя и подобного этому произведению найти трудно. В этом романе человечество достигло такого момента, когда жить на Земле становиться невозможно — сплошное пекло. жара... Вообще вспоминая прошлое лето, можно себе представить какого там пришлось .Единственным местом где можно спастись от окружающей обстановки становиться Антарктика, которая и так тает на глазах. Но Попасть туда могут лишь очень обеспеченные люди. Планета перенаселена, и вся вырабатываемая энергия уходит на охлаждение жилья, т.е. случилось на планете то, чего все мы боимся, но всё же это не конец света. У ООН не остаётся другого выхода, кроме как развернуть полномасштабную операцию по освоению космоса в поисках других планет пригодных для жилья. Для этой операции мобилизуют людей и набирают рекрутов. Так что же остаётся тем людям, которые не могут себе позволить поездку в Антарктику? Конечно же уход от реальности, с помощью наркотиков. Туту вроде бы всё доходчиво и ясно. Один из героев наладил целую сеть по сбыту проверенного наркотика Кен-Ди.

Дальше вроде бы должно быть всё понятно и проще пареной репы. Но нет в игру вступает (великий и ужасный) Палмер Элдрич, вернувшийся из экспедиции, и на долгое время всеми позабытый. Но вернулся он с новым видом наркотика, который оказывает принципиально другое воздействие на человека употребившего его. Вот именно с этого момента дальнейшее повествования сильно напоминает фильм «Матрица», где Палмер Элдрич выступает в роли вездесущего мистера Смита. Только вот избранного, который был бы призван бороться, в этом романе просто нет. И выбраться можно только в одном случае, если Палмер Элдрич тебя отпустит...

Вообще это произведение сплошная фантасмагория, безусловно оно мне понравилось, и захватило. Но самым интересным было пожалуй описание состояний героев, в их скачках. После прочтения этого романа создалось впечатление, что все события описанные в романе одна сплошная галлюцинация, что не удивительно если учесть, что сам автор во время написания этого романа употреблял наркотики. Но далеко не каждый способен придумать настолько гениальную вещь. Конечно начинать знакомство с творчеством автора с этого романа я бы не советовал, потому что к этому роману нужно себя подготовить. прочитав другие произведения автора. Самое интересное что помимо наркоманской философии, автор не раскрывает до конца тот момент- кто такой Палмер Элдрич, или же кем или чем является та сущность завладевшая Палмером во время экспедиции, хотя некоторые моменты можно додумать. Помимо всего прочего очень тонко затрагивается момент религии, и на основании этого, герои пытаются понять сущность Палмера Элдрича. В общем прочитать стоит однозначно, но как относиться к этому произведению, и какие можно сделать выводы, я лично не понял. Понять это произведение разумом (лично у меня не получилось), но я получил несказанное удовольствие от прочтения этой вещи. Мне кажется что Ф.К. Дик был один из немногих писателей, кто способен был играть с эмоциями читателя подобным образом(каким именно не берусь описать, но каждый кто прочитает — поймёт), и переворачивать сознание!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть разные способы уйти от неизбежной жестокой реальности: психические заболевания — от шизофрении до полного сумасшествия, фанатичная религия с полным погружением, с пеной у рта или смиренным взором, когда она перестает быть частью жизни, наркотики – чудовищная зависимость и страшная болезнь многих поколений и т.д. Человек, в меру своей слабости, бежит от себя, уверенный в том, что обретает новые силы и новую жизнь.

А как выживать всему человечеству в тех условиях, которые сложились на Земле, когда, чтобы покончить с собой не нужно прыгать с высоты или глотать таблетки, а достаточно просто выйти из-под защитного козырька и сгоришь, где самое прохладное место – это Антарктика. Или как выживать в пустоте и тоске на холодном Марсе, куда под знаком патриотизма отправляют колонистов – это пока не прогресс, а тюрьма, но даже из тюрьмы можно выйти, а эта планета, такая пустая, холодная, неприветливая — навсегда. Те, кто может себе позволить приспосабливаются к новому миру при помощи эволюционной терапии. Но большинство ищет спасение в наркотиках, тем более, что приобрести их не сложно, несмотря на то, что они вроде бы запрещены. Более того, под них предлагается целый искусственный мир, который становится яркой и желанной реальностью. Мир полный красивых вещей, мир, где нет холода Марса или убивающей жары Земли, мир, где можно быть красивым, желанным, мир, где возможно все, главное полностью собрать миниатюрный набор Подружки Пэт, несмотря на то, что это мир мертвых предметов, которые являются не чем иным, как случайно выбранными фрагментами целого.

Но оказывается, что существует еще более сильный галлюциноген из далеких окраин Вселенной. С его помощью можно не просто уйти от реальности, а можно прожить ту жизнь, которую не прожил, исправить то, что принесло несчастье, еще и еще раз переживать самые лучшие моменты – можно самому моделировать свой мир. Но существует одна маленькая проблема – в этом мире человек ощущает чье-то присутствие, что он не совсем сам творит, в этом пространстве присутствует нечто давлеющее над ним, влияющее на него. Этот Кто-то хочет быть всем Человечеством. Кто это — Бог, который пытается, но не может помочь, Сатана – искуситель, уводящий в мир грез, пришельцы, которые так пытаются проникнуть в Человечество или Человек, проникнувший в тайны мироздания и уподобивший себя Создателю? Ответа нет.

Автор настолько запутывает читателя, что невозможно понять, где реальность, а где наркотический бред. Книга напомнила замечательный фильм «Начало» — там тоже каждый раз открываются новые грани: сон в реальности, реальность внутри сна, сон внутри сна…. Здесь такая же история – каждый раз, когда думаешь, что вот сейчас герой уже пришел в себя, поймет и все-таки сделает что-то, чтобы изменить реальность. Но, оказывается, нет, он просто открывает другую дверь, внутри которой происходят другие события, а дальше еще одну, еще одну…- это как в комнате с множеством зеркал, куда не ткнись, везде видишь себя, но под разными углами. А финал достоин самого хорошего триллера, т.к. не понятно – действительно ли герой нашел способ избавления или все же это продолжение наркотического бреда одного человека?

Книга очень увлекла, я ее прочла за один вечер. Она совершенно безумная, но в хорошем смысле слова. В ней есть те моменты, которые круто держат внимание читателя – реалистично прописанные герои в атмосфере далекого будущего, игра с реальностью, подсознанием и воображением, на всем этом фоне филосовско-религиозная тема, т.е. рассуждения Автора в этом вопросе, абсолютно к месту. Он играет с Сознанием, с Иллюзией, с Миром грез, но понять его книги до конца невозможно. Все, о чем читаешь на страницах его книг, какие выводы делаешь – это всего лишь личные выводы и восприятие читателя и, наверняка, они будут далеки от того, что хотел передать нам Автор.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, наконец и я нашла у Дика что-то по моим оценкам несколько сумбурное :smile: Проблема только в том, что для меня сумбур — отнюдь не недостаток, и сюжет не показался мне ни похожим на болото, ни запутанным. Да, присуствуют головокружительные премещения во пространстве-времени и многослойный наркотический бред, но закаленного постмодернизмом читателя это пугать не должно :biggrin: Главное, что настроение текста и проблематика, поставленная им, стройны и пронизывают весь текст от начала до конца. Дику удивительным образом удалось параллельно рассмотреть две на первый взгляд несхожие проблемы: наркозависимость и те изменения, которые она вносит в личность, и божественное присуствие в мире и каждом из нас. Хотя проблемы эти несхожи и вправду только на первый взгляд: разве употребление наркотиков за всю человеческую историю было чем-то другим, чем попыткой рассмотреть божественное присуствие? Зачастую неудачной, ошибочной попыткой — и Дик в этом отношении довольно безжалостен, как и всякий разумный человек, на собственной шкуре переживший наркозависимость. Безусловно, вопрос о божественном присуствии в романе решен в довольно ошеломляющей манере, но в этом решении заложена поистине драгоценная идея: на расстоянии пропасти, которая отделяет человека от Бога, человеку слабо видна разница между добром и злом, между божественным и дьявольским. Словом, встретив Бога, его можно просто не узнать. Или же принять за него нечто совсем другое. Как повезет.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все известные формы жизни, независимо от степени своего развития, сознательно или инстинктивно, постоянно совершают зло. Биологической предпосылкой зла является вечное стремление носителя жизни — вируса или клетки — к самосохранению. Несмотря на внутренние конфликты, человечество издревле выискивает способы повышения собственной выживаемости: развивает медицину, расшифровывает коды ДНК, изучает реакции живых организмов на воздействие различных факторов, но чтобы не придумали люди, тезис о хрупкости жизни всегда переходит в состояние факта. Отсюда и запрограммированная стойкость живых организмов к сохранению своего бытия, а Homo Sapiens, к тому же, чтобы сохранить свой вид, осознанно пытается обеспечить стабильные условия своего существования, но как и все, за счёт других — либо уничтожая, либо подчиняя. При этом любая форма самосохранения неизбежно причиняет страдание, которое является ярким признаком зла. На Земле зло имеет смысл, так как, оно поддерживает необходимый для развития баланс между жизнью и смертью. Чтобы здесь выжить, нужно всем работать челюстями, перемалывая друг друга (стальная челюсть один из стигматов Элдрича). Но для обладателей разума, формула — жизнь есть привычное страдание, неприемлема. Чем выше разум, тем болезненнее он переносит страдание, особенно смерть и поэтому существо с глубокой психикой будет всегда искать способы облегчить или уничтожить причины вызывающие страдания. Один из путей избежать страдания это получение бессмертия.

На мой взгляд в романе присутствуют две основные сюжетные линии. Первая, это контакт с иным разумом, намерения которого до конца остаются неясными. Вторая — это идея бессмертия разума, реализуемая посредством не очень надежной формы бесконечного существования некоего метафизического «я» за счёт эволюционировавших до приемлемого разумного уровня живых организмов. Палмер Элдрич, крупный бизнесмен, вернувшись в Солнечную систему после длительного путешествия к иным звёздам, стал другим. Теперь ему не нужны деньги, ему нужен контроль над разумом человеческой расы. Для этого он пытается распространить среди переселенцев живущих на Марсе, психотропное вещество под названием Чуинг-Зет. Причастившись дарами Чуинг-Зет, человек попадает в мир, где его желания могут сбыться, но не всегда. Сам Элдрич или скорее то, что его использует в качестве орудия, изучает внутренний мир человека, опьяненного Чуинг-Зетом и играет с ним, вынуждая думать над этикой своих поступков. Следует отметить, Палмер Элдрич, несмотря на созданную им отталкивающую атмосферу, не является олицетворением зла. Он игрок, который действует скорее за светлую сторону бытия, чем за утверждение зла. Стигматы Элдрича, это своего рода, критерии человечности, если духовное равновесие человека нарушается под натиском инстинктов, то окружающие видят у него (вспомните волка из «Красной шапочки») стальную руку — я возьму все, что захочу; стальную челюсть — сильный перемалывает слабых; и искусственные глаза — признак бездушия.

Итак, примите Чуинг-Зет, встретьтесь с Палмером Элдричем и вернувшись измените себя, вам ведь не хочется иметь его стигматы?

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посмотрела, что оценка «Стигмат» несколько ниже «Убика». подобно выражению Федерико Гарсиа Лорки ( и я опускаю свой кулак на чашу справедливости.. и т.д.) решила написать и свой отзыв

хочу обратить внимание на пару моментов.

1. Стигматы гораздо актуальнее в настоящее время, когда «врачи» или шарлатаны или психологи от Интернета вводят все новые виды «болезней и зависимости»: от компьютерных игр, твиттера, совершения покупок, пластической хирургии и проч. Примечательно, что развивается конкуренция между двумя наркотиками, которые как бы и не наркотики, а некий «совершенный образ жизни». В ходу торговля не столько элементами и аксессуарами, демонстрирующими принадлежность к какому-либо обществу, а само представление «какова идеальная жизнь». Будет ли это «американская голубая мечта о собственном доме, двух разнополых детишках и выплаченная ипотека» или «высокий рейтинг в фейсбуке, отпуск в Таиланде с непременным фотоотчетом в Одноклассниках» либо еще какой-нибудь «православный российский вариант той же американской модели» — можно сказать одно, в наше время активно проводятся массовые манипуляции сознанием человека. Скандал со Сноуденом и манифесты Мэтта Беллами — все смешалось в попытке противостоять «цивилизованной пропаганде».

2. Убик обращается к теме «жизни на грани смерти» в физическом понимании этого выражения. Но существует и другая форма «полужизни» — психическая , если можно так выразиться полужизнь. все эти «хикикомори», боящиеся покинуть пределы своего виртуального мирка, люди, которыми овладевают все новые разновидности фобий — боязнь пропустить важный звонок, боязнь потерять своих «друзей» в соцсетях и потерять рейтинг. Это те же бедные «колонисты» Марса, которые иногда под влиянием чего-то атавистического выезжают на «плантации», а потом идут «досыпать и видеть сон наяву».

Разве это не «фиктивная» жизнь? наполовину выдуманная, агонизирующая, замещающая реальные отношения, наполовину — состоящая из совершения «ритуальных обязанностей» — «метро, работа, сон» ( СОС тоскующего землянина, мюзикл «Стармания»)

Стигматы поразили меня своей сложностью, жестоким реализмом и безысходностью. Безусловно, это более многоплановый роман, чем «психоделика про наркоту». В плане социальной составляющей он напоминает мне роман Г.Гарриссона «Пространства! Пространства!» («Подвиньтесь! Подвиньтесь!») Не все же писать про богачей и финансовых олигархов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитывал четыре раза. Сюжет не динамичен, но не даёт расслабиться; вопросов остаётся больше, чем ответов; нравственные критерии неопределённы и размыты; после прочтения чувствуешь — что-то ускользнуло, прошло мимо тебя. Герой Ф.Дика подкупает тем, что он не спасает мир, а зациклен на собственных проблемах, и решает их, как позволяют обстоятельства. Роман великолепный, но рекомендовать его для прочтения своим знакомым не решаюсь. Многие от него не в восторге.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня «Три стигмата Палмера Элдритча» относится к вершинным достижениям Флипа К.Дика, наравне с «Убиком», чуть выше «Человека в Высоком Замке» и «Свихнувшегося времени». Мир романа не только хорошо продуман (что, к сожалению, не слишком часто встречается у Дика), но и логично развивается без всяких сюжетных натяжек. Болезненные вопросы по поводу состояния современной культуры поставлены точно, причём, как показали десятилетия, прошедшие с момента публикации романа, обозначенные Диком проблемы действительно превратились в настоящее бедствие цивилизации. Метафизика, к которой аппелируют «Стигматы», не раздражает (как это происходит в поздних романах Дика, балансирующих на грани претенциозной графомании), а выглядит литературным приёмом, повышающим градус серьёзности проблем.

Любопытно, что этот серьёзный, умный, очень ясный роман о путях развития человечества вызывает у большинства рецензентов поток сарказмов, замешанных на наркоманском жаргоне. Факт распространения наркотиков-галлюциногенов в описываемом обществе почему-то провоцирует многих читателей на нелепые выходки в рецензиях. Мало кто воспринимает галлюциногены «Стигматов» как метафору, почти всем хочется высказаться именно по поводу наркотиков. Хотя сам Дик явно имел в виду не столько наркоманию, сколько создание виртуальных реальностей, наслаивающихся друг на друга и поглощающих личности «пользователей».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман почти месяц назад. Настолько впечатлился, что следом прочитал ещё одну книгу Дика, но «Пролейтесь, слезы», по моему мнению, даже близко рядом не стоял.

Не в моих правилах пересказывать сюжет, тем более, что простое перечисление событий не только не создаст полного понимания происходящего, но и потенциально может разрушить интригу и уничтожить любой интерес. Лишь намекну, что в книге присутствует типичный для автора герой — мужчина в кризисе последней части среднего возраста, нелегальные практики изменения сознания, корпорации в заговоре с правительством и недоверие собственным чувствам.

Что ж, не будет преувеличением сказать, что «Стигматы...» оставляют много вопросов без ответа, даже по меркам творчества ФКД. С какого момента всё произошедшее перестаёт быть реальным? Какова цель того, чем теперь является Палмер Элдрич? И, наконец, вдохновлялись ли создатели недавно вышедшего фильма про куклу Барби историей Подружки Пэт?)

Самое печальное, что в тех отзывах, что я нашел в интернете, преобладает религиозная интерпретация событий, хотя мне по душе больше буквальная, связанная с иной формой жизни. Всё-таки хочется верить, что кроме нас во вселенной ещё кто-то есть (пусть и с не самыми благородными намерениями).

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классная книга — один из лучших романов. Захватывающие и превосходное, запутанность и невероятные повороты сюжета. Читать однозначно! Сюжет, в отличие от многих других книг Филипа Дика, довольно динамичный. Книга читается легко, увлекает.

Земная цивилизация приходит к состоянию упадка и приобретает вполне чудовищные социально-культурные формы. Глобальное потепление, дорогостоящие ускоренные мутации, принудительное заселение планет, глубины ада и бездны космоса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Будущее. Безумная восьмидесятиградусная нью-йоркская жара. Лето теперь продолжается круглый год. Люди населяют три планеты и шесть спутников. Самые богатые люди отдыхают в Антарктиде, в одном из больших холодных курортных городов. Или в одном из наиболее привилегированных заведений на планете – в Германии и проходят курс э-терапии — процедуру ускоренной эволюции, где станут уродливыми, но живучими, приспособленными к жизни на горячей Земле. Кто эволюционировал, обладает мощным, высокоразвитым мозгом. Несчастные же люди, угодившие под действие закона ООН о призыве на действительную службу, покидали родную планету, чтобы осваивать необжитые просторы Марса, Венеры. Ганимеда и прочих малоприятных небесных тел. Любой астероид чуть больше булыжника, по мысли бюрократов из ООН, мог принести в обозримом будущем какую-нибудь прибыль. На новом месте колонисты выживали далеко не всегда. Согласно Уставу ООН возвращение на Землю не предусматривается.

Лучшим бизнесом в колониях становится распространение Кэн-Ди — наркотика, который на некоторое время «уводит» человека из суровой окружающей реальности в игрушечную идиллическую жизнь. И вот однажды Лео Булеро, глава концерна «Наборы ПП», узнает о том, что с Проксимы на Землю возвращается некто Палмер Элдрич – полубезумный миллионер, привезший Чуинг-Зет – новый, более сильный наркотик. Хотя бы однажды принявший это вещество – любой навсегда оказывается в мире галлюцинаторной реальности, созданной его сознанием, но с непременным присутствием Палмера Элдрича.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он делает сносной жизнь миллиона с лишним колонистов, принудительно высланных с Земли. Кормит их наркотиками, дающими иллюзию жизни на Земле.

Конкуренция и борьба за рынок сбыта, потому что распространение иллюзий за деньги дает нешуточную власть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Монополия разрослась в межпланетную империю. Это одно из самых доходных дел в Солнечной системе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лео Булеро сбит с толку – впервые столкнулся с конкуренцией.

Спасение человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лео должен спасти не только себя, но и все человечество, и в этом его оправдание.

Новый — Чуинг-Зет – это что-то: БОГ ОБЕЩАЕТ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ – МЫ МОЖЕМ ЕЕ ПРЕДОСТАВИТЬ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Зло, воплощенное в каком-то пришельце из системы Проксимы, который предлагает то, о чем люди молились две тысячи лет. И все же дары его имеют привкус воплощенного зла. Почему?»

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня книга была похожа на паззл. После каждой главы я пытался соединить воедино части, того, что мне известно, и понять все-таки, кто такой Элдрич, что такое Чуинг-Зет, а главное почему в названии речь идет о стигматах. И если мои предположения о первых двух оказались частично верными, то третье было полной неожиданностью.

Как хорошо, что добрый дядя Дик, подобно терпеливому учителю, в конце все разъясняет.

Мне книга отчасти напомнила «Голос тех, кого нет». Скорее всего своей неожиданной развязкой, и христианским подтекстом. Но в отличие от книги Карда, Дик мало времени уделяет психологическим портретам персонажей. Из-за этого христианские мотивы искупления, жертвы, спасения души не так трогают, как в «Голосе».

Тем не менее, книга на голову выше «Убика».

А «Убику» я поставил 10-ку )).

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный богословский роман, один из тех, что заложили фундамент той концепции Бога, к-рая сейчас разрабатывается в философской беллетристике активнее всего. Приоритет, несомненно, принадлежит здесь С.Лему, в чьем «Солярисе» (1961) впервые говорится о несовершенном Боге, не могущем явиться взыскующим Его героям в силу собственного несовершенства — они усовершенствуются сами, стремясь навстречу Ему, в своих поисках. И без Его вмешательства, тем б., что всемогуществом Он не обладает.

У Дика образ Бога иной. Палмер Элдич считает Его галлюциногеном с Проксимы Центавра. Сами Проксы считают этот галлюциноген средством своего проникновения в Солнечную систему. Другие персонажи веруют в Него традиционно. Во Вселенной Он не явлен напрямую. Более того, когда Элдрич подменяет для потребителей Чуинг-Зета реальный мир галлюцинациями, выясняется, что в этих новообразованных мирах для Бога и вовсе места нет. Для Элдрича это тоже неприятный сюрприз. И тогда Лео Булеро выясняет главную тайну — Бог есть вера в Бога. И не более того. Но хороша ли эта вера, достаточна ли для спасения — из последних строк неясно. Булеро летит уничтожать галлюцинаторный мир, но что при этом станет с настоящим, скрытым под слоем иллюзий?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

При осмыслении после прочтения понял, что «Стигматы» Дика и «Маска Локи» Желязны в сути своей пересекаются. Именно в пространственно-временных структурах, прорисованных каждым из авторов, находятся точки соприкосновения понимания ими устройства Бытия, места человека в нем и возможностей стоящих перед человеком при его эволюционировании. При этом оба автора допускают возможным, каждый по своему, взаимодействие с сущностями, стоящими на более высоком или попросту другом уровне Бытия. Не считаю, что мастер Дик писал лишь бы писать, обкуренный или обколотый. Понимание мной внутреннего состояния автора пришло после «ВАЛИС«а.

А смысл всегда где-то рядом. Пока дорастёшь до осознания смыслов, перечитаешь несколько раз. При чем, это с любыми значимыми авторами.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх