fantlab ru

Патрик Ротфусс «Спокойное достоинство безмолвия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
765
Моя оценка:
-

подробнее

Спокойное достоинство безмолвия

The Slow Regard of Silent Things

Повесть, год; роман-эпопея «Хроника Убийцы Короля»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

У Аури есть всего лишь семь дней для того, чтобы подготовиться к очень важному событию. Она прилагает невероятные усилия к тому, чтобы к назначенному часу всё было готово.

Примечание:

По словам автора, события повести происходят одновременно с событиями «Страха мудреца».


Входит в:

— роман-эпопею «Хроника Убийцы Короля»


Награды и премии:


лауреат
Премия «Альфи» / Alfie Awards, 2015 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Фэнтези (19 301 голос)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США; повесть)

номинант
Premi Ictineu, 2015 (VII) // Роман, переведённый на каталанский (США; повесть)

номинант
BooktubeSFF Awards, 2015 // Произведение малой формы

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2016 // Переводной роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 5-е - 6-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Спокойное достоинство безмолвия
2015 г.

Аудиокниги:

Спокойное достоинство безмолвия
2015 г.
Спокойное достоинство безмолвия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Slow Regard of Silent Things
2014 г.
(английский)
The Slow Regard of Silent Things
2014 г.
(английский)
Музиката на тишината
2015 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что закрыла книгу. Раньше я любила Ротфусса всем сердцем — теперь полюбила еще сильнее.

Диалог Аури с миром — семь дней из ее жизни — похож на поэму, очень красивую, изящную, неторопливую. В недрах Университета она заботится о молчаливых вещах, умеет видеть их суть, а те, в свою очередь, наполняют ее существование смыслом и радостью. Возможно, все это происходит лишь в больном сознании Аури... А может, и нет.

Во время чтения я постоянно ловила себя на мысли, что понимаю и сочувствую. Ведь как сказал автор, «эта история — для тех, у кого внутри что-то сломано».

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жаль, что нельзя поставить 100 баллов по 10 балльной шкале.

Это потрясающе, невероятно, сногсшибательно.

Это книга, в которой вещи куда более человечны, чем персонажи множества писателей.

Это книга, которую хочется перечитывать еще много-много раз.

Это книга, которая по настоящему оставляет свой оттиск в человеке.

И да, это книга не для всех. Послесловие это подтверждает — это не книга для людей. И это чудесно.

100 из 10. В золотую коллекцию.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так, с чего бы начать ... Чтение этой книги отняло у меня просто колоссальное количество сил, и, в конце концов, Патрик Ротфусс заставил меня пустить слезу…

Я достаточно быстрый читатель. 1000 страниц в неделю? Не проблема! Прочитать серию о Дзирте за 2 месяца? Легкотень! Хотя в этом случае скорее важно терпение и усидчивость.

Удивительно, но мне потребовалось больше времени, чтобы прочитать «Спокойное достоинство безмолвия». И вот почему: несмотря на небольшой объем, эта книга достаточно тяжела и требует большого внимания и сосредоточенности. Медленно, затаив дыхание, не желая пропустить ни одного элемента истории, ты внимательно изучаешь каждое предложение и понимаешь его скрытый смысл и ощущаешь вес каждой прочитанной строчки.

Эта книга отличается от все того, что я когда-либо читал. Она одновременно и опустошает, и обновляет. Наполняет меня ощущением радости и одиночества. Я связан с Аури на уровне, который я не могу понять. И я благодарен Патрику за то, что он слегка изменил мое мировоззрение.

К счастью, книгу скоро издадут на русском языке. Я хочу порекомендовать эту книгу тем, кто когда-либо чувствовал себя бесполезным или потерянным. Даже если раньше вы не читали ни одной книги Патрика (что очень зря), это повесть стоит того, чтобы вы прочитали несколько первых страниц. Все равно не сможете остановиться.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось гораздо больше романов о Квоуте... Потому что этому герою сопереживаешь, в отличие от него. Да, здесь одни загадки, как то, что было «до», так и то, что будет «после». Ну так и в романах цикла загадок хватает. Это повесть об Именователе. А по жизни, вероятно, об аутисте, так как очень много симптомов поведения походит на это. В этой повести нет остросюжетности, она лирическая. Отличный язык и перевод.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О переводе сказать ничего не могу. Однако в оригинале, само слово как-будто имеет вкус, вес, цвет и вязкость. Необычайно образный и красивый слог. Одна из самых «вкуснословных» книг, которые я читал на английском.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После Хроники Убийцы Короля прочитал больше десятка разных циклов и этот цикл практический стёрся у меня из памяти, но Аури крепко застряла в голове. Чуть было не отбросил эту повесть из-за небольшого объема, вовремя заметил о ком она

Что сказать, кроме неразборчивого потока восхищения, то как Аури дает имена вещам буквально отрывает от реальности, и да, нужно понимать суть магии этого мира и опасность обретения истинного могущества, поэтому если вы не читали цикл эта повесть для вас не будет иметь смысла

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть несколько важных свойств этого квеста по пространству, не разделяющему внутренний и внешний мир персонажа, которые делают повесть восхитительной и уникальной.

Если учитывать, что это вбоквел к «Хроникам убийцы короля», то понятно, почему история Аури потребовала отдельной повести: такая непохожая на всё остальное вставка разрушила бы повествовательную ткань романов — а так она достраивает авторский мир, показывая его неоднозначность и многоуровневость даже больше, чем приключения в стране фей.

В то же время, это убедительная демонстрация того, насколько внечеловеческими (или нечеловеческими) являются некоторые персонажи. Вообще такое удаётся фантастам редко: странность и непривычность другого мира чаще показывается через отдельные экзотические детали, или через небольшие отклонения, но не за счёт изначально, структурно другого мировосприятия.

О поэтичности другие рецензенты уже писали. Она не только в языке: это просто такой мир, состоящий из поэзии, с её спокойным достоинством и безмолвной речью.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

От этой повести я ожидал многого. И, к своему удивлению, получил ровно ничего из ожидаемого.

Эмоции. Море эмоций, которые излучает девушка Аури. Не важен сюжет, не важно отсутствие других персонажей. Это книга ее. Книга Аури. Неделя Жизни.

Вспоминая моменты ее появления в первых двух романах «Хроник», никогда бы не подумал, что Аури настолько несчастна и счастлива одновременна. Способная находит интерес во всем, определить нужное место каждой вещи Подсветья, Аури не может найти саму себя. А она потерялась. И на третий день повести мы видим насколько далеко. К сожалению, мы так и не узнаем, что конкретно вынудило ее проводить свою жизнь в подземельях Университета. Но в данной работе это и не важно. Как пишет сам автор, многие в этой книге видят себя. Увидел и я. Думаю, для людей не искушенных жизнью, повесть станет маленьким открытием. Кто знает, возможно, небольшой частицей мозаики своей души. Хрупкая девушка Аури еще раз показывает читателю насколько прекрасен мир и делает это на своем примере. Терпя нечеловеческие лишения, она умудряется находить маленькие радости во всем: листке, пряжке от ремня, кедровых орехах, даже в сломанной шестерне. И ради чего? Ради себя? Нет. Ради мира.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ее сердце в груди метнулось вбок при мысли, что она увидит его снова. А она, сколько ни трудилась, сколько ни бродила, так до сих пор и не отыскала ему настоящего подарка. Он дал ей новое, прекрасное, идеальное имя».

Перед нами один из моментов непростой судьбы хрупкой и нежной девушки. Это история одиночества, надежды, доброты и душевной теплоты. История, которая дополняет основной сюжет цикла затрагивая душевные нити играя новыми красками. Но это только немного приоткрывает занавес тайн прошлого главной героини. Это история о дружбе и вере в хрупкие чувства. Верите ли вы в настоящую любовь? А в любовь с первого взгляда? А верите ли вы в то, что любовь может длиться вечно?

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять так случилось, что я начал знакомство с творчеством неизвестного мне доселе писателя с самой нетипичной для него книги (во всяком случае, он сам так о ней говорит в предисловии). Это повесть Патрика Ротфусса «Спокойное достоинство безмолвия». Пока не узнал, что «Книга-фантазия» – фраза на обложке под самым названием – наименование серии, я был уверен, что это подзаголовок повести, уж больно оно подходит для данного произведения. Нетипична эта книга не только для Ротфусса (опять же, сужу только по его собственным словам, поскольку до того, как мне в руки попала эта книга, всё, что я знал о её авторе – что он пишет фэнтези), но и в общем для жанра.

Книга – никак не в традициях жанра, или, если быть более подробным и точным, она совсем в иных традициях: мне одновременно напомнила кортасаровский цикл «Некто Лукас» (необычным героем, точнее героиней, и её отношениями с окружающим миром), «Смерть и приключения Ефросиньи» Ольги Арефьевой (по той же самой причине), мультфильм «Семейка монстров», избранными местами «Янтарные хроники» (лабиринтно-коридорной бродильно-квестовостью), многими местами Харуки Мураками (практически каждая его вещь в какой-то момент похожа на «Спокойное достоинство безмолвия», а большинству из них даже это название отлично подошло бы), и даже Владимира Сорокина напоминает («Сердца четырёх») с «Третьим полицейским» Флэнна О'Брайена (каким-то своим очень чудным настроением), конечно, кэрроловскую «Алису» (а какая книга мне её не напоминает?), а также много прочих детских книг.

Это не фэнтези, это действительно фантазия, та, что больше присуща поэтам, чем создателям многотомных серий или эпопей. Да и объём «Спокойного достоинства» тоже больше подходит стихотворцам – скорее, большая поэма, чем маленькая повесть. Лёгкая, кружащаяся в своём ритме, звенящая звонками метафорами, удивляющая необычными сравнениями, радующая языком и героиней. Единственной в книге (не считать же полноценной героиней мелькнувшую удивлённым лицом в окне полуночного эпизода маленькую девочку), которую можно целиком прочесть за несколько часов, при этом совершенно забыв о времени. Я, например, прочёл её за первую половину прошедшего воскресенья. Проснулся рано, часов в семь, поскольку не спаслось – взялся за чтение, и уже в двенадцать она была прочитана, а я ощущал, будто бы прожил необычные семь дней в месте именуемом Подсветье. Прошу прощения у поклонников творчества Ротфусса, возможно, я буду рассказывать какие-то неверные и ошибочные вещи с точки зрения устоявшейся космогонии созданного им мира (так как повесть каким-то боком, опять же, по словам самого автора, примыкает к его циклу «Хроники убийцы короля»). Мне простительно, поскольку этот мир я знаю только по одной книге, самой маленькой и нетипичной из всех.

Итак, под миром есть место, известное, как Подсветье. Впрочем, об этом месте практически никому не известно, кроме его единственной обитательницы, девушки Аури, которая очень тонко и точно чувствует все предметы и места, а также их соответствие друг другу. Эти соответствия она и содержит в порядке. Ведь порядок – вещь такая, которую нужно постоянно поддерживать: сегодня предметы стоят на своих местах, а уже завтра их, возможно, надо будет передвинуть для того, чтобы они соответствовали своему положению и состоянию (а состояние и настроение вещей меняется почти так же часто, как и у людей). Гармония – это постоянное движение в соответствии с порядком, который нигде не прописан и никем не назначен, но просто есть, его можно только почувствовать и навести, что и делает Аури, живущая в Подсветье. Это где-то глубоко под светом, там, куда свет еле-еле добирается, проходя через лабиринты туннелей, прорываясь через заслоны стёкол, препоны стен и толщи воздуха/земли/воды, но всё ж таки пробирается, хоть и очень тусклый.

Аури очень уважительно относится ко всем вещам, целует их в знак извинения, если вдруг чем-то обижает, чувствует их малейшие желания и старается их выполнить. Она щедро делится вниманием, временем, заботой и теплом. С комнатами и переходами, коридорами и лестницами, кроватями и одеялами, мебелью и бельём, домашней утварью и другими вещами, которые она находит в лабиринтах и закоулках Подсветья, или на дне тёмного бассейна, куда ныряет раз в неделю и, надолго затаив дыхание, пытается выудить на свет потерянные, тоскующие по вниманию предметы.

Не буду рассказывать остального, и так практически всё уже поведал, отмечу только, что у этой книги очень интересный язык, приятно удивляющий необычными оборотами и сравнениями. Лёгкий, но ломкий, да и вся история – несмотря на свою воздушность немного неуклюжая, как будто её рассказывает ребёнок, в простоте достигающий небывалого художественного уровня, но лишённый особой литературной виртуозности. Потому все его изыски могут показаться неграмотностью, если не проявить немного снисходительности. Но звучит это очень свежо и необычно. В общем, я не вижу иного способа закончить свои излияния, как привести цитаты из самой книги.

«Она уже тыщу лет не оказывалась в совершенно новом месте. В месте, которое смеет оставаться самим собой».

«На площадку смотрела дверь, но дверь эта была ужасно стеснительная, так что Аури из вежливости сделал вид, будто не заметила её».

«Выше высокой женщины, вставшей на цыпочки».

«Туалетный столик был совсем непутевый: болтливый и бесстыжий».

«Шестерня была терпелива, как целых три камня».

«Лестница была польщена таким вниманием, однако осталась всё такой же замкнутой».

«Яблоко было кожистое и полное осени»

«Какой кошмар: жить в окружении холодных, колючих, пустых вещей, которые всего лишь достаточны?

Сидя на тёплом, гладком полу Мантии, Аури содрогнулась об одной мысли о том, чтобы пребывать в таком безрадостном мире. Ничего идеального. Ничего прекрасного и правильного. Ну уж нет! Она слишком мудра для того, чтобы так жить. Аури огляделась и улыбнулась, глядя на всю свою роскошь. У неё есть идеальный любящий листик и лаванда. На ней её любимое платье. Её имя Аури, сияющий золотой слиток, который всегда при ней».

ПС. Книга не для каждого, история со своим необычным характером.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная повесть о странной девушке Аури, которая живет в подземельях Университета. Без интриги, без конфликта, без диалогов, с одним единственным персонажем. Повесть, очень не похожая на «обычного» Ротфусса. Строго говоря, это даже не повесть, а зарисовка, только длинная. Но красивая, этого не отнять. И поэтичная. Больше похожая на музыкальную композицию, чем на литературное произведение.

Не читайте эту повесть, если вы не читали «Имя ветра» и «Страхи мудреца» или если вы читаете книги в основном ради фабулы. И если вы хотите узнать больше об Аури и ее прошлом, то это тоже не сюда.

Читайте эту повесть, если вам важнее форма, чем содержание или если вам хочется странного и необычного. A если сомневаетесь, просто прочитайте первые две страницы.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга – как лабиринт: опытный читатель пробежит ее быстро и без проблем, неофит же может блуждать целыми днями по бесконечным сюжетным коридорам, с трудом преодолевая сложности и препятствия, или, очарованный настенным барельефом, сидеть внутри, восхищаясь увиденным. Очень часто в лабиринте можно встретить чудовище: смысл, авторский посыл истории. Оно не страшное, просто поразительное. Иногда чудовищем является отсутствие смысла, вот оно страшное. «Спокойное достоинство безмолвия» – необычный лабиринт. Опытный читатель может застрять здесь надолго, силясь найти все тайные ходы и разыскать сердце лабиринта, чтобы увидеть там… Что?

Ротфусс известен тем, что смог облечь довольно тривиальную историю про прокачку не в меру смышленого паренька в фэнтези-вселенной в очень, очень необычную и чарующую форму. Это сказка, исполнение которой и есть то, ради чего ее стоит читать, т.к. язык автора действительно представляет собой нечто восхитительное. И вот, он написал повесть, которая целиком состоит из одного лишь языка. Это форма практически без содержания, потому что мы не узнаем ничего нового про основной сюжет. Это лишь семь дней из жизни девушки Аури, возможность взглянуть вместе с ней на Подовсе и ощутить океан чистейших чувств, ее чувств: страхов, переживаний и любви, больше всего – любви к каждой вещи в этом ее доме. Больше всего это напоминает детский взгляд на мир, когда все кажется живым и волшебным, когда ты сам себе устанавливаешь диковинные правила и нет ничего страшнее, чем их нарушить.

Торопливый читатель вывернет эту повесть наизнанку, пытаясь узнать, что же прячется в ее сердце. Терпеливый же просто с ней подружится, и постепенно она расскажет все сама.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма странная вещица, необычная по задумке и исполнению. Как верно отмечает сам автор в послесловии, эта повесть не содержит практически ничего традиционного для повестей. Один герой, никаких диалогов, восемь страниц под описание варки мыла ))

Но тут важно что это за герой и какие описания. Аури еще в книгах основного цикла выделялась своей притягательной странностью. А эта повесть — взгляд на мир ее глазами. Разумеется, он необычен.

Конечно, автор немного лукавил. Пускай героиня здесь только одна, но она не одинока. Далеко не каждый второстепенный герой-человек может похвастаться такой проработкой характера, как окружающие героиню неодушевленные предметы. Ну как неодушевленные, взгляд Аури на мир несколько отличается от обыденного.

Хватало в повести также и динамики, и напряжения, и тайн, и новых открытий. Здесь есть атмосфера. Такая же поэтично-волшебная, как и в основном цикле, только показанная немного другой гранью.

Пожалуй, не та вещь, с которой следует начинать знакомство с творчеством автора. Но поклонников разочаровать не должно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится из книги ,,Тень ветра'' мне запомнилась и единственная кто оставила только положительное впечатление была именно Аури. Интересная, обладающая яркой индивидуальностью – она, на мой взгляд, удалась Автору и единственная кто действительно заслужила моё внимание. Про неё хотелось читать. И вот замечательная возможность.

Хорошая повесть, которая отлично раскрывает все грани индивидуальности этого персонажа. ,,Спокойное достоинство безмолвия''. То, что жизнь Аури, её ежедневные свершения исполнены достоинства это безусловно. В любое своё действие она вкладывает смысл, в её поступках нет ничего бездумного, всё свершается для чего–то, нет пустых действий, а есть обсолютно обдуманные шаги, которые для Аури невероятно важны – они наполняют собой каждый её день, дают ей ощущения счастья и важности в этом мире.

Но насколько это достоинство спокойно – это навряд ли. Аури испытывает множество эмоций бурных, со слезами волнений и счастья, порой она злится, негодует, бывает на неё нападает страх, обрушиваются внезапные впечатления, при которых она испытывает разные чувства. И она, как настоящая живая девочка испытывает и проявляет чувства без стеснения, ярко и эмоционально – полумеры ей абсолютно чужды.

И безмолвие… Оно у Аури многословно. Разве можно безмолвно относится к предметам так, как это делает Аури. Только у такой замечательной девочки, как Аури найденная на дне басейна шестерня прекрасна, полна правильных ответов, любви и душевного света; ключ самый беспокойный и не отличается умиротворённостью; хрусталик от люстры везучий и отважный; старая лестница обязательно дольжна прийти в себя; туалетный столик совсем непутевый – болтливый и бесстыжий и прочее. За каждым углом скрывается тайна, внезапность. Вокруг Аури всё живое, она сама наделяет их жизнью и важностью – некоторые вещи просто слишком правильные, чтобы оставаться рядом, а некоторые только заходят погостить на время. Ей никогда не бывает скучно – грустно бывает, волшебно бывает. Она сама наделяет своё безмолвное одиночество достоинством, расцвечивает яркими красками каждый день и каждый шаг наделяет смыслом.

Вот такой мне представилась и приглянулась странная и чудесная девочка с воздушными, словно облако, волосами.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор зачем-то долго и нудно распинается о том, что не всем эта книга понравится, она вообще не отвечает многим критериям и прочем блаблабла. Хотя факт остаётся фактом — он упустил возможность лучше раскрыть образ, пожалуй, самого интересного персонажа своего цикла. Точно так же, как и в «Грозовом дереве» нам приводится эпизод из жизни персонажа, рассказывается о его буднях, но практически ничего о мотивах! То есть здесь вообще никакого объяснения тому, кто вообще такая Аури и как она стала сама собой. Зато вполне увлекательно, легко и почти сказочно (если это слово применимо к девушке, живущей в канализации) рассказывается о её мировосприятии и общении с предметами.

История хорошая, прочитал с удовольствием, но хотелось бы всё-таки большего, настоящего раскрытия персонажа, а не подобного «филлера».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх