fantlab ru

Тана Френч «Тайное место»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
91
Моя оценка:
-

подробнее

Тайное место

The Secret Place

Роман, год; цикл «Дублинский отдел убийств»

Аннотация:

В дорогой частной школе для девочек на доске объявлений однажды появляется снимок улsбающегося парня из соседней мужской школы. Поверх лица мальчишки надпись из вырезанных букв «Я ЗНАЮ КТО ЕГО УБИЛ». Крис был убит уже почти год назад, его тело нашли на идиллической лужайке школы для девочек. Как он туда попал? С кем там встречался? Кто убийца? Все эти вопросы так и остались без ответа. Пока однажды в полицейском участке не появляется девушка и не вручает детективу Стивену Морану этот снимок с надписью. Стивен уже не первый год ждет своего шанса, чтобы попасть в Отдел убийств дублинской полиции. И этот шанс сам приплыл ему в руки. Вместе с Антуанеттой Конвей, записной стервой Отдела убийств он отправляется в школу Свтой Килды, чтобы разобраться. Они не понимают, что окажутся в настоящем осином гнезде, где юные девочки, такие невинные и милые с виду, на самом деле опаснее самых страшных преступников. Умнее, изворотливее, лживее — точно.

Новый детектив Таны Френч, за которой закрепилась характеристика «ирландская Донна Тартт» — это большой психологический роман, выстроенный на превосходном детективном каркасе. Это и психологическая драма, и роман взросления, и, конечно, классический детектив с замкнутым кругом подозреваемых и развивающийся в странном мире частной школы.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2014 // Детективный роман

Похожие произведения:

 

 


Тайное место
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо написанная, но удивительно скучная книга.

«Тайное место» — вроде бы детектив (забегая вперёд: нет, это НЕ детектив), в основе сюжета которого лежит история четырёх подруг, учащихся в закрытой женской школе, и одного убитого парня из соседней мужской школы. Произведение поделено на две линии: первая — рассказ детектива о расследовании в настоящем времени, которое заняло всего сутки (да, сутки на целую книгу), вторая — линия подруг в прошлом времени, с постоянно прыгающим фокалом. Таким образом, читателю предстаёт постепенно раскручивающаяся история сразу с пяти точек зрения.

Так почему же при таких, казалось бы, интересных данных книга скучная?

В ней ничего не происходит. Абсолютно. Это семьсот страниц безбожно затянутой девчачьей рефлексии, которая изредка перемежается главами от лица детектива. И вот главы детектива мне понравились: они тоже затянуты, автор тратит много времени на раскрытие ненужных персонажей, однако наблюдать за тем, как складываются отношения двух будущих напарников действительно интересно. Детектив Конвей — грубая и хлёсткая, детектив Моран — осторожный и продуманный, а вместе они — занятный тандем. Но вот на главах о прошлом, которое раскрывается от лица четырёх подруг, я откровенно засыпала. Эти главы можно безболезненно сократить ровно вполовину, и сюжет ничего от этого не потеряет.

Также, несмотря на то, что центральной идеей книги является дружба, сама эта дружба как-то толком и не показана. Всё, что девочки делают, это болтают, и буквально пару раз нам показано, как они относительно друг друга действуют. При этом подростковую высокопарность чувств и веры в дружбу навсегда автор показала прекрасно, но вот ничего помимо слов-то я и не увидела. Так что это не книга о дружбе, это книга о словах про дружбу.

Ну а не детектив это просто потому, что всё расследование — это буквально всё та же болтовня. Детективы ничего не делают, только опрашивают свидетелей, манипулируют ими, давят на них. Это интересно, но детективом тут и не пахнет, да и очень быстро начинает надоедать.

Стиль автора в целом мне понравился. Есть юмор, есть красивые, яркие описания, есть психологизм, есть ложь, которой все участники дела опутывают и друг друга, и детективов, да так, что без ста грамм не разобраться, кто кому чего и почему. Но. Повторы сравнений и образов — это просто трындец какой-то, куда смотрел редактор? Одна страница вся в слове «белоснежный» в любых его вариациях, другая в слове «спираль», и так до бесконечности. И ещё одно «но»: всё везде как-то недотянуто или перетянуто. У двоих из четверых подруг явные психические расстройства, но это подано вскользь, и акцент на болезни одной из них (дереализация Селены) сделан будто бы с неохотой, для галочки. Мистика — это вообще один большущий и жирнючий минус. Во-первых, мистика в детективе — само по себе странное явление, ну а во-вторых, она бесполезна. Буквально. Мистические силы, открывшиеся у четырёх подруг, ни к чему не привели и никак не повлияли на сюжет, подруги просто поигрались с лампочками и, быть может, поехавшая Селена создала проекцию убитого парня (но прямых подтверждений этому нет). Силы просто есть. Видимо, Т. Френч они были нужны как обоснование упомянутой ею же самой темы жреческих клятв. Дескать, пока они верны данной у условного алтаря клятве, магия с ними. Вместо бесконечной болтовни стоило бы уделить этой теме побольше внимания либо вовсе выкинуть её из книги, не загромождая и без того чудовищно растянутый текст.

Не хватило мне и эмоций. Если за отношения двух детективов я переживала, как за свои, потому что оба персонажа получились яркими, живыми и объёмными, то ни одна из девочек меня не зацепила. Я не сопереживала ни одной из них, ни одну не жалела, ни на одну не злилась. Абсолютно ровные, поверхностные, буквально <i>никакие</i> персонажи. Будь они столь же живыми и яркими, как детективы, и затянутость книги бы не ощущалась так остро. В итоге я будто съела пресный салат, в который не добавили ни соли, ни перца, ни других приправ, ни даже заправки. Про квартет антагонисток вообще молчу, набор штампов.

Ещё мне не хватило атмосферы. Автор всеми силами пыталась нагнать атмосферу таинственности, избранности героинь, волшебности, мистицизма — через призму восприятия детектива. Но вот по-настоящему её показать не смогла. Нет в героинях никакой тайны, никакой магии. Абсолютно ничего, кроме поехавшей крыши двоих, не отличает их от остальных. Они обычные, и мне непонятно, чем там детектив восторгался.

Книгу я начала читать из желания познакомиться с современной ирландской литературой и... да, я опять повелась на сравнение с «Тайной историей» Донны Тартт, за что и поплатилась. Читать Тану Френч продолжу, но надеюсь, что другие её книги не такая жвачка. Хочется поставить шестёрку за бесцельно потраченное время, которое у меня отняла книга, но это было бы несправедливо, так как пишет Т. Френч хорошо. Поэтому пусть будет семь точек на животе из десяти. Кто читал, тот поймёт. Я очень устала от книги. Для философский притчи это было бы нормальное чувство, но философии в «Тайном месте» кот наплакал, а детектив не имеет права утомлять.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды на лужайке частной ирландской школы для девочек находят труп милого юноши из соседней мужской школы. Таинственного убийцу и его мотивы так и не отыскали. Однако спустя год в полицию приходит ученица, случайно нашедшая в школе фото убитого, на котором приклеены буквы: «Я знаю, кто его убил»...

Из плюсов здесь отличный детективный тандем мужчины и женщины, который во многом построен на принципе допроса «добрый и злой полицейский». Персонажи здесь яркие: Стивен — карьерист, для которого новое дело служит отличной лазейкой в престижный отдел убийств, эдакий рубаха-парень с двойным дном; Антуанетта — жёсткая, но справедливая бой-баба, которая может постоять за себя как в беседе с хамоватыми коллегами, так и с избалованными девочками из богатых семей. При этом никакой вроде бы типичной для ситуации романтики: герои-детективы действуют, просто как хорошие друзья, как одна команда мечты, хоть и не сразу.

Другие персонажи тоже неплохи. В частности, две группы девочек-старшеклассниц, с которыми был связан убитый. У каждой из них свой облик и характер, который был особенно ярко показан в сценах с допросами свидетелей, когда детективы умело подбирали ключики к каждой, используя интересные психологические приёмы.

Интрига в книге есть, и не одна. Был ли убитый добряком и всеобщим любимцем или ненавистным гадом, который пудрил многим мозги? Кто и за что его прикончил? К последним главам у меня была одна версия убийства, но я ошиблась, хотя можно было догадаться правильно. Были сюжетные повороты, которые заставили меня приподнять бровь, а некоторые и вовсе слегка шокировали.

Также из плюсов отмечу структуру: главы чередуются, показывая нам то события прошлого в школе с точки зрения той или иной девочки (с отсчётом, сколько времени осталось жить ещё не убитому парню!), то настоящее от лица детектива Стивена.

Но, на мой взгляд, Автор зря добавила в книгу щепотку мистики, связанную с девочками, которая в итоге практически не выстрелила. Также поначалу может быть трудновато различить этих девочек, и лично я стала различать их только после эпизода с допросом, когда детально рассказали про каждую.

У книги стоит пометка 18+, но здесь нет ни кровавой жести, ни откровенных сцен. Зато есть грубые фразочки и вкрапления мата, что местами кажется ок, а местами — перегибом. Впрочем, с учётом тематики истории и профессии персонажей (полицейские, как-никак), это по большей части выглядит органично. Но, опять же, дело вкуса. Если кто-то не может читать книги с матом — имейте в виду. А так язык в книге бодрый, попадаются удачные метафоры и характеристики героев, всё вполне читабельно.

В целом книга мне понравилась, читалась с интересом и быстро. Рекомендую тем, кто любит истории о злодействах в элитных частных школах, а ещё о разных видах дружбы и жертвах, на которые люди могут пойти ради друзей.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВЕСТАЛКИ

...И налетевший мрачный вихрь несчастий бессилен перед дружбой нерушимой?...

Желающим читать или слушать, как было в моем случае «Тайное место», нужно иметь в виду: вы берете довольно объемную книгу, которая глубже и сложнее, чем криминальное чтиво, заявленное в аннотации Роман вмещает:

- Детектив: воспитанник частной школы для мальчиков найден убитым на лужайке соседней девичьей школы. Случилось это год назад и следствие тогда зашло в тупик, так и не сумев отыскать убийцу. Но сейчас расследованию придан новый импульс, на доске объявлений (респектабельный аналог росписи коридоров «Дома, в котором») появляется фото парня со словами: «я знаю, кто его убил».

- Социальный роман: расследование ведет детектив «из простых», он же герой рассказчик, который остро ощущает неравенство стартовых возможностей пансионерок элитной школы с тем, что судьба предлагает мальчику/девочке с рабочей окраины, даже талантливому и упорному. Здесь еще один аспект социализации, тонкий и менее очевидный — важность связей, самоощущения себя, как части среды, которой жизненные блага положены по праву.

- Роман взросления (подростковый, как вариант). Хотя первое определение представляется более верным. Да, гиперчувствительность, ранимость, острота реакций подростков живущих словно бы с содранной кожей, выписана превосходно. Но важнее, что персонажи даны в динамике. Год, прошедший со времени убийства, а точнее — полтора, потому что захвачены еще предшествующие полгода, в этом возрасте сопровождается космическими изменениями.

- Роман о дружбе, девчонки из Килды как четыре мушкетера: «один за всех и все за одного», «и многое бывает, но дружба неизменно становится с годами все сильней» — утверждения столь же наивные и нежизнеспособные, сколь притягательные. Они всерьез готовы противопоставить свое сестринство житейским бурям и штормам, разделяющим менее стойких. Занятно, что даже дух противостояния мушкетеры-гвардейцы сохранен: заклятые враги компании Джулии «далеки» Джоанны.

- Феминистский, отправной точкой событий станет возмущение девочек тем, что парни из соседнего Колма видят в них мясо. Помните: «первый опыт борьбы против потных рук приходит всегда слишком рано»? В цифровые времена это еще и возможность отправлять предмету интереса фото своего эрегированного члена. Похоже мужчины просто не в состоянии понять, что такое может не быть главной отрадой для девичьих глаз. И клятва девочек не вступать в любовные отношения до окончания школы.

- Психологический, достоевски плотный и насыщенный событиями-переживаниями-чувствами, без малого семисотстраничный роман вмещает, по сути, события одного дня. И накопившееся к финалу напряжение физически выматывает, придавая абсолютную достоверность переживаниям героев.

- Мифологический, у книги мощная мифогенная составляющая, которая на внешнем уровне манифестирует себя чудесами с управлением энергией, но на более глубоком — это магия противостояния извечного женского начала Астарты, Венеры, Кибелы непорочности Дианы, Артемиды — охотницы, презирающей дела Афродиты. И что из этого выходит в попытках практического применения. Желая хранить священный огонь Весты, будь готова к погребению заживо, если оступишься.

Резюмируя: весьма непростая, но очень интересная книга. Я слушала аудиоверсию в исполнении Кирилла Радцига и Юлии Яблонской. Их дуэт выше всяких похвал.

...Темнеет. Вечерний звон.

Дневной затихает шум.

И не надо грустить и ронять слезу

Оттого, что я ухожу.

«Пересекая черту» Теннисон

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

При первой попытке прочитать «Тайное место», книгу я не оценила. Меня раздражали герои, подростковый сленг, противостояние двух компаний, то, что происходило между девочками и парнями. Мне не хотелось на тот момент погружаться в этот вязкий, тягучий мир закрытой школы.

Спустя полгода, сделав вторую попытку, у меня получилось рассмотреть всю глубину книги. Не смотря на очень интересное, сложное, напряженное расследование, для меня это, в первую очередь, драма, а уже потом детектив. Это история о том, как ломаются судьбы, как жизнь идёт не так и не туда, как легко всё сломать и испортить, даже действуя с самыми благими намерениями.

Автор погружает нас в мир девочек-подростков.Закрытая школа, деление на группки, мальчики из соседней закрытой школы. Первая любовь, дружба, зависть, сплетни, ненависть, невинность. Как остаться собой, как удержаться в этом скользком, холодном, враждебном мире, где один раз оступившись, уже нет возможности подняться обратно? Где, если ты не такой, как все, тебя заклюют и смешают с грязью, а если такой, то сделают тоже самое с ещё большим жаром и энтузиазмом?

Тана Френч поднимает в «Тайном месте» очень много важных и сложных вопросов:

* классовое неравенство. Детектив, ведущий расследование, из низов, в книге много его рассуждений и сравнений на эту тему;

*дружба, с её самопожертвованием, самоотверженностью и верой в то, что только вместе можно преодолеть всё на свете. Холли и её подруги представляют собой почти единый организм, где каждый готов прийти на помощь остальным, где нет секретов, нет места реальному миру;

*положение девушек/женщин в обществе. Девочки постоянно находятся под давлением, с одной стороны таких же девочек, как они сами, с другой – парней. События в книге начинают закручиваться именно с момента, когда девочкам надоедает, что на них смотрят как на предмет удовлетворения своих низменных потребностей;

*первая любовь и потеря невинности. Главные герои подростки, поэтому чувства, эмоции играют с ними порой очень злые шутки.

И всё же не стоит забывать, что это ещё и очень классный детектив . Напряженный, сложный, запутанный. Улики, показания – всё путается, смешивается, раскрывается под совершенно невообразимыми углами. Это тот редкий случай, когда не хочется как можно скорее добраться до развязки, узнать, что же там, в самом конце, а, наоборот, хочется как можно дольше растянуть удовольствие от чтения, погрузиться с головой и не выныривать как можно дольше.

Если вы слушаете аудиокниги, очень советую аудиоверсию Кирилла Радцига и Юлии Яблонской. Никаких аудиовставок, никакой игры голосом. Только интонации и эмоции в голосе. Идеальное звучание для этой книги.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не пользуйтесь лазейками. Они кажутся надежными, как дом родной. И они подводят вас на шаг ближе к тому месту, где нам легче вас поймать.

Эх, Тана, Тана... Опять? Не устала? Хотя, люди покупают книги, значит — нравится, но давай уже завязывать?! У меня за плечами 4 книги Дублинского отдела убийств, и каждая часть пышет драмой, но не сюжетом.

Тайное место — это расследование в закрытой школе. Кто там посмел сравнить с «Тайной истории» Донны Тартт ? Да как вы смеете! Это все равно, что сравнить Мадонну и Бузову! Чувствуете разницу?

В дорогой частной школе для девочек на доске объявлений однажды появляется снимок улsбающегося парня из соседней мужской школы. Поверх лица мальчишки надпись из вырезанных букв «Я ЗНАЮ КТО ЕГО УБИЛ». Крис был убит уже почти год назад, его тело нашли на идиллической лужайке школы для девочек.

Год! Мать вашу, год! Нет зацепок, все 8 подозреваемых вроде как чисты, а тут за один день, словно по щелчку волшебной палочки, взяли да раскрыли дело, только из-за косвенной наводки — фотографии! Баян Баянович в студию!

Но, ладно, это же Фрэнч, так что к нелепице и драме была готова, но терпеть тупых и вульгарных подростков не было сил. Одна вела себя так, как не позволила бы себе не одна проститутка, другие не лучше. Это словно смесь фильмов «Колдовство» и «Дрянные девчонки», а только потом уже присоседился недодетектив.

Мне было на столько скучно, что мозг даже не зафиксировал имена. Закончила слушать, и сюжет, как и другие книги Френч, стерся спустя день. Но, что поразительно, буду читать и последнюю книгу из цикла, благо там компания, а то сама бы не решилась.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недоросли, или Мерзкие, тупые, жестокие и злые подростки

**************************************************

«Травить детей – это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!»

(Даниил Хармс)

***

Пятую книгу из Дублинского цикла ирландской писательницы и театральной актрисы Таны Френч я решила прослушать. Громаднейшее спасибо людям, которые озвучивают литературные произведения! В озвучке Кирилла Радцига и Юлии Яблонской получилось просто классно. Обычную книгу «Тайное место» я, скорее всего, бросила бы недалеко от начала – пожалела бы времени на неё. Слушая онлайн (аудиокнига есть в свободном доступе), я занималась рукоделием, поэтому дослушала книгу до конца.

Сейчас, вспоминая голоса Кирилла и Юлии, их артистизм и вдохновение, с которым они озвучивали роман, я восхищаюсь ими и на душе тепло. Кроме этого, я не заметила ошибок в прочтении текста (ну, почти не заметила). Если кто-то тоже захочет прослушать эту аудиокнигу в их исполнении, надеюсь, озвучка им понравится. И мне бы хотелось найти другие книги в озвучке этих дикторов.

Что же касается самого произведения «Тайное место», то я ожидала большего. Гораздо большего, так как на протяжении времени от «В лесной чаще» до «Рассветная бухта» расцветал писательский талант Таны Френч. Разумеется, это моё сугубо субъективное мнение.

«Тайное место»  не детектив и, тем более, не триллер. Это какая-то смесь жанров: социально-психологическая драма, замешанная на преступлении и его расследовании, с вкраплением щепотки мистики с целью нагнетания страха, таинственности и ареола необъяснимости происходящего.

Читатель окунается в атмосферу престижного учебного заведения для девочек и всё действие разворачивается именно там. Но подростки рисуются такими, что от них просто тошнит. Ну не все же такие! Откуда тогда берутся приличные люди? Конечно, времена меняются. Меняются и люди. Действительно, с подростками становится всё труднее и труднее. Но «трудные» подростки – это дети «трудных» родителей. Истоки детской жестокости могут корениться в семье. Жестокость возникает там, где правит равнодушие. Об этом в романе ни слова. Автор не подводит читателя к правильным выводам. Она просто констатирует факт наличия подростковой жестокости.

Меня в персонажах бесило всё: их лживость и изворотливость, самолюбование и презрение ко всем, кто хоть чем-то им не понравился, эгоцентризм и высокомерие, подлость и жестокость! Куда потом могут деться эти черты характера через 4-5 лет, в 18-20? Это уже не подростковый возраст. 15-16-летние девочки ведут себя, как шлюхи. Они способны на выходки, которые иначе, как сумасшедшими, не назовёшь. А для них это норма: «А что такого?». И при этом общество должно относиться к ним терпимо: «ОНИЖЕДЕТИ»! Я не раскрываю сюжет книги, делюсь своим мнением о части детей подросткового возраста, которых встречаю в жизни.

Пятая книга цикла вплетается в венок романов о дублинских полицейских возможностью встретиться с персонажами предыдущих книг. В остальном роман читается (прослушивается), как самостоятельное произведение. Тема «Тайного места» просто отличная, хотя не оригинальная (не в этом же суть). Завязка романа очень интригующая. Но! Роман слишком длинный (время: 21:44:03) и на такую длину действия маловато. Чуть ли ни с самого начало (где-то на сотой странице печатного текста) уже понятно, что происходит и что будет происходить дальше – женская дружба, психология отношений, любовь и ненависть. И всё это, как на заезженной пластинке,  одно и то же. Вообще не понятно, по большому счёту, о чём пишет Тана. Интрига – слабая. Главным персонажам она уделяет мало места. Зато диалоги бывают слишком длинными. Местами не роман, а сценарий пьесы. Ну, и мистика зачем-то в этой книге понадобилась. Зачем? Она здесь, как «не пришей к кобыле хвост»... Реально, если бы не аудио, я бросила бы «Тайное место». Книгу вытянули дикторы.

Финал слабый: развязка  не взрыв, а воздух, который с характерным звуком выпустили из воздушного шарика …

Мне осталось от Френч прочитать последний её роман, переведённый на русский язык, «Тень за спиной». Если же и он окажется таким же слабым, как «Тайное место», знакомство с творчеством этой писательницы буду считать законченным. Очень надеюсь, что шестой роман не разочарует. В этот раз я читателям ничего рекомендовать не буду. Разве что осталось пожелать удачи в выборе понравившихся книг. УДАЧИ!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман! Неожиданно стал одной из лучших книг минувшего года. История притворяется детективом, но в действительности это искреннее и жестокое путешествие по лабиринту девчачьей дружбы. Чтение напоминает движение за нитью Ариадны по тёмным тоннелям хитросплетений и взаимозависимостей внутри закрытой школы для девочек. Для меня проведённые с романом дни были болезненными и во многом напомнили сеансы психотерапии, что стало индикатором таланта автора. О сюжете намеренно ничего не пишу. Даже призрачных спойлеров он не терпит.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не люблю детективы. Точнее, я не люблю 90 процентов современных детективов, которые оказываются либо скучными, либо предсказуемыми, либо разгаданными сами собой по воле высших сил и роялей из кустов. “Тайное место” — это отличный роман, который заодно оказался великолепным детективом. И это понимание приходит в самом конце, когда ты счастлив и преисполняешься ощущением вселенской справедливости — преступника поймали, добро восторжествовало. Надо же, я ведь читал психологическую драму с флёром мистицизма (как и полагается в частных школах), а там, надо же, ещё и расследование вели.

Я не смог поставить пятерки двум превосходным романам, потому что книжные издатели ввели меня в заблуждение. Я ждал детектива от “Маленького друга” Донны Тартт и “Острых предметов” Гиллиан Флинн, а оказалось, что это такие герметичные “кубы агонии”, где убийца (да и было ли это убийством?) не важен. Тана Френч делает больно иначе — она выставляет преступника напоказ. Как будто дает тебе маленького щенка, самого милого в мире, ласкового и доброго, к которому проникаешься нежностью, а спустя месяц говорит, что в документах что-то напутали, и этот пёсель пойдет другим хозяевам, которые заплатили больше и вообще из элиты. Ты, конечно, можешь выбрать другую собаку, но кусок сердца уже выжжен дотла, и где-то на год или больше весь мир потускнеет на пару тонов. Этот роман заслужил бы высокую оценку, даже если Тана Френч просто описала год учебы белых богатых девочек с их распрями, танцами, вылазками к парням и без всяких там убийств.

“Тайное место” напоминает самый амбициозный кроссовер в мире, в котором спаяли “Дрянных девчонок”, “Сплетницу” и реальную жизнь. Если вы думали, что в Ирландия — это страна рыжих крестьян, которые пьют виски, дерутся и танцуют под дудочки лепреконов, то спешу огорчить — там тоже случился 21 век. Молодые люди разговаривают как мы с вами, а не персонажи Байрона. Они матерятся, тараторят, подкалывают друг друга, шутят про Рианну и далеков из “Доктора Кто”. Тана Френч описала реальный мир, где есть Лана Дель Рей, портрет Леди Гаги из тампонов, измены, сплетни, ошибки, убийства, вечная дружба. И горечь, что на самом деле никакой “вечности” там нет. И всё это происходит на фоне роскошных пейзажей, где много цветов и зелени, что чувствуешь их запах, и ощущения простора, от которого легкие трескаются на части. Дайте уже Тане Френч какую-нибудь награду ООН за выставление Ирландии в хорошем свете.

Стиль Таны безупречен. Он несется горным ручьем по склонам, впитывается в кожу ароматом гиацинтов, оседает хрипотцой в горле и взвивается маревом, которое видно уголком глаз, взрывается лампочками и делает много других замечательных вещей, способных перехватить дух даже у самых ярых ненавистников деепричастий. Здесь каждое прилагательное на своем месте, любое описание уместно и причиняет удовольствие. Каждый персонаж, даже будучи мерзким тараканом, имеет свой голос, характер и причины проникнуться к нему симпатией. Тана Френч большая поклонница Донны Тартт и это чувствуется — слова здесь как наваристый куриный бульон и мясной пирог, от которых внутри становится тепло и сытно несмотря на внешнюю простоту трапезы.

Кроме того, Тана закинула три сюжетные канвы, которые разворачиваются в двух временных линиях — поиск преступника, история убийства и что будет с милашкой Стивом Мораном. Что-то длится всего один день, а что-то растягивается на полтора года. И никто ничего не скажет в лоб, потому что на самом деле так не бывает. Как и не бывает быстрых опросов свидетелей, которые морочат голову всего пять минуток, а потом выкладывают всю суть. В жизни никто не показывает пальцем на преступника, не носится с чувством вины, над шлюхами не висит неоновая вывеска, а душевнобольные не становятся изгоями и живут среди нас, просто оправдывают свои действия иначе. Будьте уверены, в конце вы получите все необходимые ответы и испытаете чувство глубокого удовлетворения.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Даже, когда мне было шестнадцать и я на девяносто процентов состоял из гормонов, я сторонился девчонок в школе, боялся, что если зайду дальше чем дурацкие обнимашки, то поутру проснусь отцом семейства в муниципальной квартире, навеки размазанный по липкому линолеуму.»

*

Однажды на доске объявлений элитной школы для девочек Святой Килды появляется фотография улыбающегося мальчика со страшной надписью из вырезанных букв «Я ЗНАЮ КТО ЕГО УБИЛ». Шутка? Розыгрыш? Не ясно. Подростка звали Крис Харпер и он учился в соседней школе для мальчиков. Почти год назад его безжизненное тело нашли на лужайке школы Святой Килды и убийство, за недостаточностью улик, так и осталось нераскрытым. По иронии Судьбы анонимная фотография попадает в руки детектива Стивена Морана, который уже несколько лет прозябает в Отделе «Висяков» дублинской полиции. Вместе с детективом Отдела убийств Антуанеттой Конвей, которая некогда расследовала это преступление, он принимается за его раскрытие. С кем встречался убитый? Как он попал ночью на территорию соседней школы? Кто убийца? На все эти и многие другие вопросы им придется найти ответы. И...кто бы знал, что дело, дожидавшееся часа справедливого наказания больше года, будет раскрыто меньше, чем за сутки. Здесь оказалось самым важным — правильно подобранные Судьбой напарники!

*

Знакомство с ирландской писательницей Таной Френч у меня началось с этого романа. Порадовал слог автора, который для детективного романа, оказался более, чем красноречивым и удивили мистические моменты в истории, которые придавали ей очень необычную атмосферу. Сюжет тоже не разочаровал. Повествование романа делится на две сюжетные линии, благодаря чему читатель может видеть события с ракурса разных времен глазами многих действующих лиц. Основная сюжетная линия ведется от лица Стива Морана и подробно рассказывает нам о ходе расследования в настоящем времени, где беседы со свидетелями и очевидцами плавно перетекают в допросы подозреваемых. Восхищает насколько продумана психологическая составляющая расследования и к каждому собеседнику-подозреваемому  в процессе допроса детектив находит индивидуальный подход. Второстепенная сюжетная нить берет свое начало в прошлом за 9 месяцев до трагических событий и плавно перетекает в настоящее, соединившись в финале с основной линией. Она раскрывает нам тайны внутренней жизни подростков школы Святой Килды. Взяв за основу этой линии группу из четырех девочек, автор подробно нам описывает нравы и жизненные позиции молодежи, когда категоричность суждений и юношеский максимализм считается нормой и  губительно влияет на паттерн поведения взрослеющего поколения. Мне было страшно читать эту линию и невероятно жалко убитого мальчишку, к которому общество, в лице оного больного урода, предъявило слишком большие требования. К огромному моему сожалению, я так до конца и не поняла причинно-следственные связи, породившие мотив к преступлению. Эта книга сотворила со мной чудо. Читая ее, я неосознанно перенеслась в то время, когда я 20 лет назад, подобно героям романа, была 15-16 летнем подростком. Однако в отличии от героев книги, в этом возрасте я мыслила совсем другими категориями.

*

Что касается действующих лиц, то здесь меня тоже ждал сюрприз. Восторг вызывали даже персонажи, которые были смешны до омерзения. На страницах этого романа автор изобразил парад образов с самым разным психотипом личности. Все подозреваемые были абсолютно разными, что делало эту историю еще интересней. Поражало отсутствие какого-либо воспитания у подростков, как в общении между собой, так и со взрослыми и представителями правопорядка. Диалоги с героями были пропитаны ироничными, колкими, высмеивающими собеседника фразами, полностью лишенными деликатности. В такие моменты я поражалась терпению детективов. Отдельная моя благодарность автору за дуэт Моран+Конвей. Бывает же такое, когда люди, познакомившиеся несколько часов назад, настолько сильно начинают чувствовать друг друга. Их расследование — как мастерски отрепетированный танец без промедления и пауз, где каждый знает свой выход, свою роль в композиции и свой ритм. Правильные, четкие, грамотно расставленные в пространстве и во времени действия, когда напарник понимает твои поступки, даже не взглянув в твою сторону и способен предугадать их на несколько шагов вперед. Это было потрясающе!

*

Финал меня не удивил, так как убийцу я распознала заранее, однако мотив я не угадала. Советую книгу всем, кто стремится разобраться в злободневных вопросах подростков и немного понять мотивы поступков ребят, находящихся на распутье между детством и ранней юностью. Внутренние комплексы, зависимость от мнения окружающих, стремление слепо следовать манипуляциям лидера, разбалованные желания и финансовая составляющая кошелька родителей — все то сделало свое дело, что и привело к большой трагедии. Погрязнув в куче житейских забот и пытаясь откупиться от проблем ребенка, родители зачастую не осознают, что недостаток внимания с их стороны будет с лихвой окуплен общением в ближайшем окружении, что может перерасти в болезненную привязанностью, ошибочно называемую крепкой дружбой.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх