fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Парень из преисподней»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
3849
Моя оценка:
-

подробнее

Парень из преисподней

Повесть, год (год написания: 1974); цикл «Мир Полудня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Группа Бойцовых Котов, недавних выпускников военной академии, полностью уничтожена во время атаки императорских сил на деревню. Среди них Гаг, отважный Кот, искренне верящий в правое дело войны. Агенты Земли, которые хотели предотвратить бессмысленную войну на этой планете, спасли его и решили отправить на Землю.

© ZiZu
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Беловая рукопись в архиве АБС отсутствует. Копия сохранилась в архиве Ю. Манина. Написано в 1974 г.

Первые публикации — журнальная: Аврора (Л.). — 1974. — №№ 11, 12; книжная: в антологии «Незримый мост» (Л.: Дет. лит., 1976).

Из статьи Вадима Казакова «После пятой рюмки кофе»:

цитата
При подготовке в издательстве «Детская литература» сборника «Незримый мост» редакция настоятельно попросила «несколько приблизить повесть к читателю детской литературы» и учесть возрастную специфику. В результате этого во всех без исключения книжных изданиях повести (а это либо издания «Детской литературы», либо перепечатки с них) массовый читатель (в том числе и далеко не подросткового возраста) имеет дело с сокращённым и адаптированным для школьников вариантом.

Когда издательство «Текст» начало издавать СС АБС, тексты предоставлял АНС, относившийся к этому процессу весьма небрежно — брал первое попавшееся издание, не обращая внимания на его аутентичность и полноту. Таким образом, до 2003 года так и издавался «детский» вариант.


Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»

— журнал «Аврора 1974'11», 1974 г.

— журнал «Аврора 1974'12», 1974 г.

— антологию «Незримый мост», 1976 г.

— сборник «Понедельник начинается в субботу», 1979 г.

— антологию «Metagalaktika 2», 1981 г.

— сборник «Стажёры», 1985 г.

— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.

— сборник «Понедельник начинается в субботу», 1987 г.

— журнал «Библиотечка. Выпуск 1», 1990 г.

— журнал «Библиотечка. Выпуск 2», 1990 г.

— журнал «Библиотечка. Выпуск 3», 1990 г.

— антологию «Бойцовый Кот», 1999 г.

— антологию «Keskpäeva varjud», 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 91

Активный словарный запас: очень низкий (2433 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 3-е - 4-е место (СССР)

Похожие произведения:

 

 


Незримый мост
1976 г.
Понедельник начинается в субботу
1979 г.
Стажеры
1985 г.
Понедельник начинается в субботу
1987 г.
Понедельник начинается в субботу
1987 г.
Стажеры
1991 г.
Пикник на обочине. Парень из преисподней. За миллиард лет до конца света. Повесть о дружбе и недружбе
1993 г.
Парень из преисподней. Беспокойство. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер
1996 г.
Стажеры
1997 г.
Бойцовый Кот
1999 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2001 г.
Парень из преисподней
2003 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2004 г.
Парень из преисподней
2005 г.
Трудно быть богом
2006 г.
Трудно быть богом
2006 г.
Жук в муравейнике
2007 г.
Будущее, XXII век. Прогрессоры
2008 г.
Малыш. Парень из преисподней
2009 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2009 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2009 г.
Собрание сочинений. Том шестой
2011 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Мир Полудня
2016 г.
Парень из преисподней
2017 г.
Парень из преисподней. Повесть о дружбе и недружбе
2017 г.
1969-1973. Отель «У Погибшего Альпиниста». Малыш. Пикник на обочине. Парень из преисподней
2019 г.
1969-1973. Отель «У Погибшего Альпиниста». Малыш. Пикник на обочине. Парень из преисподней
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 20. 1974
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 20. 1974
2020 г.
Парень из преисподней. Повесть о дружбе и недружбе
2020 г.

Периодика:

Аврора № 11, ноябрь 1974 г.
1974 г.
Аврора № 12, декабрь 1974 г.
1974 г.
Библиотечка. Выпуск 1
1990 г.
Библиотечка. Выпуск 2
1990 г.
Библиотечка. Выпуск 3
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Пришелец из преисподней
1984 г.
Улитка на склоне
2017 г.
Обитаемый остров
2023 г.

Аудиокниги:

Парень из преисподней
2006 г.
Парень из преисподней
2009 г.
Парень из преисподней. Волны гасят ветер
2014 г.
Парень из преисподней
2021 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том двадцатый. 1974
2017 г.
Парень из преисподней
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Un gars de l'enfer
1977 г.
(французский)
Przyjaciel z piekła
1979 г.
(польский)
Metagalaktika 2
1981 г.
(венгерский)
Poika helvetistä
1986 г.
(финский)
Chlapík z pekla
1986 г.
(чешский)
Un gars de l'enfer
1987 г.
(французский)
Mittag, 22. Jahrhundert. — Der Junge aus der Hölle
1989 г.
(немецкий)
Der Junge aus der Hölle
1990 г.
(немецкий)
地獄から来た青年 / Jigoku kara kita seinen
1992 г.
(японский)
Przyjaciel z piekła
1995 г.
(польский)
Човекът от преизподнята
1997 г.
(болгарский)
Przyjaciel z piekła
2003 г.
(польский)
Малюк. Пікнік на узбіччі. Хлопець із пекла
2007 г.
(украинский)
Хлопець із пекла
2011 г.
(украинский)
Fluchtversuch. Es ist schwer, ein Gott zu sein. Unruhe. Die dritte Zivilisation. Der Junge aus der Hölle
2012 г.
(немецкий)
Keskpäeva varjud
2015 г.
(эстонский)
Le Cycle du Midi
2022 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бойцовый Кот Гаг. Да не Кот еще, котенок, но даже эти подростки, обученные убивать, были элитой Алайских вооруженных сил. И преданы были герцогу Алайскому всей душой. Как самое радостное событие в своей жизни, вспоминал Гаг, как герцог шел перед их строем, остановился перед ним и положил ему руку на плечо... (Таи и напрашивается сравнение — Гитлер, обходящий строй мальчишек из гитлерюгенда — они, наверно, тоже ему верили). Вот такой парень из преисподней попал на Землю, в Мир Полдня.

И этот мир мы видим глазами Гага — всему удивляющегося, настороженного, ничего не понимающего. Невероятная техника, роботы, звездолеты. И — люди. Обычные люди Мира Полдня. Они работают и отдыхают, спорят и радуются, страдают и смеются. И этот мир понемногу меняет бойцового кота Гага, заставляет задуматься о верности прежним идеалам. Хочется надеяться, что и нас, читателей этот мир тоже поменяет к лучшему — хотя бы чуть-чуть.

(Да, жаль, что когда у нас двадцать лет назад рушились идеалы, не оказалось рядом такого светлого и сильного мира, который смог бы стать новым идеалом. Не суждено нам жить в Мире Полдня...) Одно удивляет — как-то пустоват этот мир. Правда, показано это через восприятие древнего робота, может, просто изменились способы связи и поэтому он не принимает радиопередач. По крайней мере мир показан просторным, далеко не перенаселенным.

Герои книги — яркие, запоминающиеся надолго — и главные и эпизодические. Хочется отметить одного из них, которого Гаг искренне любил и которого уважал Корней, землянин: это старший наставник Дигга по прозвищу Гепард: при всей своей роли командира убийц, это — настоящий Учитель, образ, который Стругацкие считают важнейшим в истории будущего. Видимо, в любом обществе есть свои Учителя. Читается книга на одном дыхании — особенно хороши главы, написанные от имени Гага — вплоть до жаргона бойцовых котов — но когда со вздохом закрываешь прочитанную книгу, возникает желание перечитать еще раз. А потом — еще. И каждый раз замечаешь какие-то штрихи, что-то, пропущенное при первых прочтениях, и художественное полотно, созданное Стругацкими, становится еще полнее и интереснее.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть перекликается с «Попыткой к бегству» — светлое будущее попадает Человек Войны. И не может принять всё это благолепие, считает его для себя несправедливым. Ибо оно не выстрадано им. Присмотритесь, прислушайтесь к Гагу: парень-то из преисподней, но это наш парень! Да, его учили и научили убивать, но не смогли согнуть внутренний стержень, искорёжить основу.

Помните, Жилин сказал: «Главное всегда остаётся на Земле»? Так вот, Земля у каждого своя, а человек остаётся человеком, даже если считает себя всего лишь «боевой единицей»...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бойцовый кот нигде не пропадёт!» — этот великолепный лозунг блестяще доказал боец указанного спецподразделения Гаг. Ничто не сломило храброго воина — ни физическая смерть, ни попадание на другую планету, ни психологическая обработка со стороны представителей гораздо более развитой цивилизации. Книга очень легко воспринимается, поскольку условия, в которых юный боец жил, воевал и оставался стойким, как оловянный солдатик, весьма схожи с условиями, которые пережили (и переживали) граждане страны Советов. Наоборот, отождествлять себя с будущим миром пацифистов, «мира Полдня» и Корнея гораздо сложнее. Соответственно, несмотря на формально отрицательную характеристику со стороны «правильных» персонажей («Он и есть убийца. Профессиональный.»), все же сочувствие к Гагу не пропадает, несмотря на все его экстремистские методы действий.

Кроме того, роман гораздо глубже, чем просто отличный образец социальной фантастики с отличными же описаниями технических и экологических изменений будущей Земли. Вывод здесь, на мой взгляд, четкий — вмешательство в чужую жизнь даже с самыми добрыми побуждениями — это отнюдь не самый лучший вариант решения проблем, анархия даже без войны ничуть не лучше боевых действий, и свержение правительств для тех же болящих в санитарном грузовике — вовсе не панацея.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завязка повести совсем простая: инопланетянин с планеты, находящейся на уровне развития нашего 20-го века, на которой идёт нескончаемая война, попадает на Землю будущего, в мир утопии. Каких-то особенных приключений главный герой на Земле не переживает, даже с земным обществом подробно познакомиться ему не доводится. Основное внимание уделяется мыслям и переживаниям героя. Но хоть фабула и простая, всё-таки это во-первых Стругацкие, а во-вторых Мир Полудня. Трудно сказать, как удалось это Стругацким, но этот мир (несмотря на отдельные проблемные планеты) прекрасен и погрузившись в него уже трудно вернуться к серой реальности. Хочется надеяться, что и нас, как и главного героя «Парня из преисподней» Мир Полудня хоть немного, но изменит к лучшему.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление: взялись Стругацкие описать мир Полдня с точки зрения отрицательного героя. А потом понимаешь, что не такой уж он отрицательный, этот Гаг — просто воспитан так, не в то его верить научили. А так — честный, преданный, вот жаль, не тем идеалам. И проходит он через крушение своих идеалов, и возвращается на родную планету — что он там делать будет... А ведь мы-то двадцать лет назад тоже пережили крушение идеалов, и как-то выжили. Но у Гага осталась память о вполне реальном мире Земли, как о чем-то светлом, а у нас не осталось ничего. И даже такой мечты, как у Гага, нет...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из самых рейтинговых отзывов только skvortsov.vova передал замысел братьев Стругацких верно и без натяжек. (вот оно:

http://www.rusf.ru/abs/books/bns-06.htm)

Присоединяюсь.

И вовсе на на родину стремился Гаг. Нет у него там ни друзей, ни цели. Его эсэсовский цельный характер уже дал трещину... но она ещё слишком мала. НО НЕТ У НЕГО НИЧЕГО ЗА ДУШОЙ! Теперь — нет. А жить как-то надо. Вот и стремится он обратно, неосознанно стремясь эту самую трещину зарастить. Стать снова гвардейцем, спецназовцем, верным солдатом тамошнего фюрера.

И будет Гаг, вернувшись, скорее всего, идти по накатанной: «развлекаться», бессмысленно пытая «дикобразов» и прочих, кого можно, как и хотел этого в самом начале книги. Опыт-то (опыт пытать ради пытки, для развлечения) и прывычку никуда не денешь...

Но — всё же! — стал помогать врачу и водителю! И появилась у читателя маленькая стойкая надежда, что не сможет Гаг после Мира Полудня вот так спокойно и весело убивать, пытать, жечь, ради Присяги и сладостей, запиханных ему в рот собственноручно Герцогом перед всем строем.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На примере Гага очень удачно показана старая книжная истина, что каждый человек способен судить только в меру известных ему категорий. Даже если уткнуть носом в нечто совсем непонятное и заставить проанализировать, то увиденное, так или иначе, будет сортироваться по ранее заготовленным «полочкам» многократно искажаясь и деформируясь пока не влезет в эти самые полочки.

Как мне кажется, повесть написана для того что бы высветить эту встроенную особенность психики человека и подтокнуть читателя к единственно правильному выводу — нужно всегда строить новые полки, обогащать свой кругозор и не давать мышлению закостенеть вокруг одного мировоззрения, сколько правильным бы оно не казалось.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал не в первый раз эту книгу и опять осталось ощущение, что мир ГГ — это наша сегодняшняя правда, а мир землян — это что-то далекое и мало понятно как взявшееся будущее. Авторы дают почувствовать себя опять молодым, недавно уволенным на дембель, но всё еще в душе солдатом, т.е. это, конечно, не главная цель произведения, но факт остается фактом. Приколол конфликт Кота и ботаника с его планеты. Разница взглядов на действительность настолько велика, что один не может не оскорбить , а другой не может сдержаться, чтобы не приложить по морде. При этом стукнутый живет на Земле и не хочет понять своего земляка, его одиночество и тоску, пытается психологически его унизить еще ни разу не увидев. А при личном контакте ненависть выключает ботану мозги напрочь и, забывшись во время своих каникул на Земле, он профессиональному убийце Коту говорит, что о нем думает. Классический случай из жизни ботаников. Лишнее подтверждение одаренности авторов: психологический портрет ГГ Кота ( сама книга и есть этот портрет) прорисован так, что при прочтении через много лет находишь любопытные для себя вещи. Дух и честность Кота не позволяют прогрессору Кириллу обращаться с ним, как низким существом, человеком низкого уровня развития. Более того, Кот видится ему помощником в подготовке прогрессоров — у Кота талант к военному делу. Да , книга оставляет за собой право прочитать её ещё раз.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько раз читал,столько и поражался-почему его до сих пор не экранизировали? Хотя после «Обитаемого острова»,наверное,и не надо. Ещё одно Произведение испоганить-это уже слишком.А вообще-то Аркадия и Бориса Натановичей не надо оценивать-ОНИ вне этого!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение. Психология человека, выращенного в обстановке жестко милитаризованной системы. При том — человека, не безнадежно изуродованного этой системой, но тяжело, с кровью, со скрежетом зубовным переламывающим в себе что-то очень важное, основополагающее...

Конечно, это — проблема прогрессорства. Надо ли? Можно ли? Оправдано ли?

А ответа-то так и нет, господа!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Актуально, особенно сейчас. В контексте попыток навязать всем так называемую «американскую мечту». Просто понятие счастье для каждого различно. И, если проявить милость, и отворить перед грешником райские врата, то через пару дней он на коленях уползёт сам в ад...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, по своему добрый рассказ. Помнится, при первом прочтении я очень переживал, что Боевой Кот так и не смог стать хорошим землянином и сбежал обратно на войну.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, мне очень нравится. А ещё, на финал этой истории отлично ложится песня группы «Кино» «Группа крови». Каждый раз, слушая эту песню, так и вижу как Бойцовский Кот толкает из грязи машину с вакциной... Если бы в рассказе была бы небольшая любовная линия, попадание в текст песни было бы 100%!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь сильная. Поначалу — вроде бы славный боевичок, но очень быстро он перестает быть таковым, а переходит в размышления о человеке, о его поиск себя. Главный герой из обычного головореза становится совсем другим человеком, делает первые шаги на пути понимания, что война — это не весь мир, да и она миру не нужна. Читать всем и многократно.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И смешно и тяжело и гордость за Гага поднимается. Идеи благородные конечно, но вот цитата из другого романа Стругацких, «Хромая Судьба» : «Потому что волчица говорит своим волчатам: «Кусайте как я», и этого тоже достаточно, и зайчиха учит зайчат; «Удирайте как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детёныша: «Думай как я», а это уже преступление...»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх