FantLab ru

Пол Андерсон «Возмездие Эвелит»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Голосов:
243
Моя оценка:
-

подробнее

Возмездие Эвелит

The Sharing of Flesh

Другие названия: Роль человечины / The Dipteroid Phenomenon

Рассказ, год; цикл «Техническая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

При изучении неизвестной планеты муж Эвелит — Данли был убит аборигенами. Расследование показало, что жители планеты практикуют каннибализм, а мясо человека является необходимой составляющей ритуала возмужания юношей. По законам своей родины Эвелит должна отомстить убийцам.

Входит в:

— цикл «Техническая история»  >  Постимперские времена

— сборник «The Long Night», 1983 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 2», 1971 г.

— сборник «The Dark Between the Stars», 1981 г.

— сборник «Winners», 1981 г.

— сборник «The Night Face & Other Stories», 1979 г.

— журнал «Фандет экспресс 5'91», 1991 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «Flandry's Legacy», 2011 г.

— антологию «Four for the Future», 1969 г.

— антологию «The Eleventh Galaxy Reader», 1969 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1969 // Короткая повесть

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1968 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Боевая машина времени
1992 г.
Возмездие Эвелит
1993 г.
Миры Пола Андерсона. Том 19
1997 г.

Периодика:

Фандет экспресс 5'91
1991 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Быть царем
2005 г.

Издания на иностранных языках:

The Eleventh Galaxy Reader
1969 г.
(английский)
Four for the Future
1969 г.
(английский)
The Eleventh Galaxy Reader
1971 г.
(английский)
The Eleventh Galaxy Reader
1972 г.
(английский)
Four for the Future
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2010 г.

А почему аборигены съели Кука, за что — неясно, молчит наука....

Подсознание и сознание — две главных составляющих нашего мыслительного процесса! Даже животные, могут действовать вполне осознанно, а ведь люди по сути те же животные, только слегка окультуренные! А уж неосознанно ведет себя любое живое существо! Вопрос только в том, насколько в конкретной ситуации зверь в нас победит человека и какой ценой?

Андерсон, в своей блестящей манере, пытается ответить на этот вопрос. И мне понравились рассуждения, ведущие к ответу!

А вот как поведет себя Эвелит, зная истинную подоплеку этого акта каннибализма?!

Браво, Андерсон, великий знаток слабой человеческой натуры!

Отличное произведение! Периодически перечитываю!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2016 г.

Наверное со мной согласятся многие любители фантастики — роман Орсона Скотта Карда «Голос тех, кого нет» (ну или «Говорящий от имени мёртвых» — кому как больше нравится) в своё время по-настоящему взрывал мозг. Удивительная история о том, что твои представления, какими бы широкими они не были, зачастую попросту не могут вместить правду другого человека с его характерными культурными особенностями. И пусть речь в этом великолепном романе идёт совсем не о людях, все мы умеет читать между строк...

К чему я это всё? На ФантЛабе не так давно появилась замечательная функция — «похожие произведения». И благодаря ей легко понять, что Скотт Кард написал свой шедевр не на пустом месте — есть «Необыкновенное жертвоприношение» Кэтрин Маклин 1958 года, и есть данный рассказ Пола Андерсона, написанный десятью годами позже, и наверняка есть ещё какие-то произведения, неизвестные русскоязычному читателю. Но «Роль человечины» при этом — очередной шедевр Пола Андерсона. Не знаю, как так получилось, но короткая форма этого автора в своё время прошла совершенно мимо меня. А теперь я читаю один рассказ за другим и не задумываясь выставляю десятки. «Рука помощи», «Поворотный пункт», «Человек, который пришёл слишком рано» и вот теперь «Роль человечины»... Понимаю, конечно, что вступление было слишком долгим, но рассказ, поверьте, того стоит. Представьте себе мир, в котором человечество деградировало до поставленного на поток каннибализма... Представьте, что беременная женщина, отца ребёнка которой в буквальном смысле этого слова съели, находит в себе силы ПОНЯТЬ, но ни в коем случае не ПРОСТИТЬ аборигенов... Представьте себе, что ДРУГИЕ люди имеют совершенно ДРУГИЕ представления о жизни, продиктованные физиологией и эволюцией...

Представили? Тогда просто найдите этот рассказ, и прочитайте его. Он того стоит.

Очередные для этого автора однозначные 10 баллов. Пол Андерсон действительно крут.

Сильно. Жёстко. Умно. А решать кто прав, кто виноват — каждому из читателей. Вывод: однозначно рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2015 г.

Великолепный рассказ.Как любит сейчас говорить молодёжь -просто крышу сносит.Почему то я знал что Эвелит поступит именно так.Но не знал по чему.И вот финал.Да она могла отомстить страшнее, чем убив аборигена виновного в смерти её мужа.Но поняв причину каннибализма она приняла правильное решение.Удовлетворившись сознанием того что может отомстить очень жестоко,она спасла все расы планеты от каннибализма , прозябания и невежества.Очень сильная женщина и очень сильный поступок.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2007 г.

Что такое хорошо и что такое плохо? Любая этическая система относительна. Один из лучших рассказов Андерсона, вполне заслуженный Хьюго.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 апреля 2007 г.

Что такое норма и что такое отклонение от нормы? Психическое отклонение целой расы или выворот природы? В чем состоит месть? Вот вопросы, которые поднимает Андерсон в этом рассказе.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2018 г.

Мне кажется, именно название, в котором мне попалась повесть, несколько помешало мне воспринимать его сюжет, или скорее даже концовку, без предубеждения. Попробуйте вспомнить самый идиотский сюжетный троп, присущий историям о мести: герой, ведомый жаждой мести и выкашивающий на своем пути орды врагов, добирается наконец до обидчика, получает возможность свершить возмездие, разговаривает с врагом и… прощает его и отпускает. Особенно комично это смотрится тогда, когда персонаж заявляет нечто вроде «не хочу мараться убийством злодея», хотя на пути к своей цели мог поделить на ноль столько безымянных врагов, что это уже вполне тянет на добротный такой геноцид. Оттого, возможно, это клише навязло в зубах и вне зависимости от сюжета, воспринимается как дурной тон, и когда в «Возмездии Эвелит» та самая Эвелит не только не совершает возмездия, но и в лучших традициях дурацких штампов отпускает убийцу своего мужа, читатель чувствует себя обманутым.

Но Эвелит не героиня боевика или компьютерной игрушки; она ученый, причем, родом не из нашей, современной культуры (а значит приоритеты и принципы её могут нам быть не до конца знакомы). Кроме того Эвелит, муж которой не просто погиб, а был крайне жестоко убит на её глазах, до сих пор не отошла от потрясения; это женщина, которую открыто осуждает собственный капитан, вынуждая беременную (!) собственноручно убить беззащитного человека, стоя к нему лицом к лицу из огнестрельного оружия, словно других, менее травмирующих для преступника и того, кто осуществляет казнь, способов умерщвления не изобрели совсем. Я едва ли согласна с таким концом, однако я вполне понимаю, почему в данных обстоятельствах и под таким давлением героиня отказалась от казни.

Размышлять над названиями вообще интересно, ровно как и над их переводами. Это первое, что читатель встречает, сталкиваясь с произведением, оно задает некий тон. В коротком заголовке автор пытается консолидировать суть своего произведения, выразить главную идею, поэтому мне кажется наиболее корректным сохранять название как можно более близким, к оригиналу.

Возможно, это только моя интерпретация, но судя по русскому «Возмездие Эвелит», я рассчитывала на некую изощренную историю мести, ожидала что в концовке будет какой-нибудь замысловатый твист с ней. Кроме того в слове слышится некая возвышенность, «возмездие» вообще звучит как нечто более справедливое, благородное, чем, скажем, та же самая «месть». Тем более разочаровывающим кажется то, что по сути никакого возмездия и не происходит. На нем даже нет особого акцента в повести.

Есть еще один вариант русского названия «Роль человечины». Отлично передает суть повести, но при этом напрочь убивает его интригу.

Что касается оригинальных названий, «The Dipteroid Phenomenon» и «The Sharing of Flesh», то мне нравятся оба, и оба по-своему. Первое выгодно отличается тем, что не выдает раньше времени главный сюжетный поворот, но именно последнее название кажется мне наиболее интересным и удачным. Во-первых, в нем есть однозначная, на мой взгляд, отсылка к христианскому ритуалу причастия. Мне это кажется важным вовсе не той причине, что религиозная мораль может «помочь иначе взглянуть на события рассказа», а потому как название может помочь лучше понять его содержание. Не углубляясь в тонкости конкретно христианской веры, хочу просто заметить, что название может напомнить читателю о теофагии, ритуальном поедании бога в виде жертвенного животного, пищи, которая с ним ассоциировалась, или… да, натурально в лице человека. И мне кажется, не случайно в рассказе упорно делается акцент на том, что туземцы воспринимают прилетевших как неких богов, спустившихся с небес на их землю.

Мне именно это название помогло оценить повесть по достоинству.

В своё время допустить мысль о том, что социальные запреты не абсолютны и являются неким продуктом развития человечества было для меня примерно настолько же тяжело, насколько представить бесконечность вселенной. Не уверена даже, что смогла принять эту мысль до конца, и это делает для меня повесть особенно непростой для восприятия. Однако если провести параллели с той же теофагией, отголоски которой в каком-то смысле могли сохраниться даже сегодня, думать об этом становиться как-то легче.

Кстати, среди отзывов мне встречалось мнение, в котором крайне категорично осуждалось поведение героини. Должна признать, самым первым моим порывом было примерно такого же рода возмущение. Однако потом, задумавшись о своей реакции и её причинах, я вспомнила о принципе талиона и о том, насколько же моё видение «правильного» развития ситуации связано с культурной средой, в которой я выросла, и моральными принципами, нормами, к которым привыкла. Оба героя, и убийца, и супруга убитого (как я считаю), продукты разных культур и не думаю, что было бы справедливо судить их исходя из тех принципов, которые присущи нашей. Это, кстати, может отчасти объяснить, почему героиня отказалась от своих намерений.

И тем не менее, я остаюсь при мнении, что туземца следовало бы казнить.

Во-первых, я эгоистично считаю, что такой сюжетны поворот показался бы мне куда более оригинальным и менее ожидаемым. А во-вторых, потому что убийца идиот даже по меркам своей цивилизации. Поясню: к вам с небес спускаются боги, все вокруг прекрасно понимают, что каждый из этих существ может с легкостью за невообразимо короткий для вас срок уничтожить не только тебя лично, но и всю твою жалкую, по их меркам, цивилизацию – эту нехитрую мысль аборигены вполне в состоянии осознать. И тем не менее один из них решает: почему бы не убить одного из них ради сыновей? Отличная идея, учитывая, что взамен пришельцы с небес могут не моргнув глазом стереть с лица земли тебя, твою жену, и что особенно важно, твоих сыновей, ради которых это и затевалось, что принципе делает твоё убийство бессмысленным.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2010 г.

Хорошо проработанная с научной точки зрения гипотеза, отлично описанное общество и хорошие живые герои с настоящими характерными поступками, отличное литературное сопровождение, хотя довольно предсказуемое решение загадки. Это, равно как и другие произведения автора, построены на отличном знании им гормональной системы человека.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2017 г.

Незатейливый рассказ повествующий о моральной дилемме связанной с каннибализмом.

На планету населённую племенем примитивных дикарей прилетает научная экспедиция и занимается изучением планеты. У ГГ-члена экспедиции аборигены съедают мужа и она отправляется мстить туземцам. Опытный читатель в этот момент уже понимает чем закончится рассказ: ГГ осознает глубину и вариативность развития цивилизаций и решит не устраивать геноцид а просто замочит придурка, который убил её мужа. Но в рассказе даже этого не происходит. Она настолько слащаво добрая что проникается пониманием к человеку съевшему её мужа и благородно его отпускает.

Другими словами автор пытался порассуждать о заумных вещах но у него ничего не получилось.

Герои, особенно ГГ ведут себя не реалистично. ГГ зачем-то пытается вникнуть в хитросплетения примитивных мировоззрений местных жителей вместо ковровых бомбардировок с орбиты, которые она вполне способна устроить судя по обычаям её народа, а местные жители не в меру борзые и понтовитые, как для существ которым светит тотальный геноцид в ближайшем будущем. То есть автор допускает большую ошибку в мотивации героев.

ГГ по какой-то непонятной причине 90% текста рассказа, вместо поиска и убийства инопланетных аборигенов, которые подло заманили её мужа в ловушку, убили, разрезали на куски и съели, исследует глубинные причины по которым они это сделали. На сколько я знаю, последнее что интересует близких родственников жестоко убитого человека это причина по которой его убили и мотивы убийцы. Они просто хотят мстить, без всяких логических обоснований своих действий, и им совершенно безразлично насколько морально или аморально они поступают. В общем я так и не понял с чего бы это вдруг она так прониклась пониманием внутреннего мира местных жителей, которые убили её мужа, вместо того чтобы просто замочить их всех нахрен. Тем более что они не представляют никакой научной ценности так как являются просто одичалыми колонистами с Земли. Да и коллеги её относятся к ней как работники гос. конторы к посетителям. А ведь в реальных маленьких рабочих коллективах оторванных от цивилизации обычно все живут как маленькая семья и горой стоят друг за друга перед чужаками. То есть в реальности не только сама пострадавшая ГГ а и весь состав экспедиции вооружился бы и пошел мстить туземцам, а не вёл себя как бездушные отморозки.

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2008 г.

Немного жутковатое произведение с подробностями. Не очень приятно осознавать, что дикарь в человеке неискореним, но видимо таковы люди...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2007 г.

Ничего себе до какой изощренности может дойти эволюция. Каннибализм — как возможности выживания. Хотя, почему бы и нет? Что ужасно для одного, вполне нормально для другого.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2007 г.

Коротко. Логично. Жестко. Человечно

Оценка: 9
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2007 г.

На некоторых островах Океании каннибализм до недавнего времени был жизненно необходим — там просто еды мало:weep:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх