FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Голосов:
1558
Моя оценка:
-

подробнее

Второе нашествие марсиан

Повесть, год (год написания: 1966); цикл «Послесловие к Уэллсу»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 114
Аннотация:

Остроумное «продолжение» книги Герберта Уэллса — памфлет «Второе нашествие марсиан» (1967), в котором земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам, которые в буквальном смысле рассматривают землян как «дойных коров», в обмен на дармовой марсианский «самогон».

Примечание:

Беловой вариант не сохранился.

Первая публикация: Байкал (Улан-Удэ). — 1967. — № 1.


Входит в:

— цикл «Послесловие к Уэллсу»  >  Произведения отечественных авторов

— антологию «Vortex. New Soviet Science Fiction», 1970 г.

— журнал «Байкал № 1, 1967», 1967 г.

— антологию «Pozemšťané a mimozemšťané», 1981 г.

— антологию «A marslakók második inváziója», 1974 г.

— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.

— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.

— сборник «Избранное», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 89

Активный словарный запас: средний (2785 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 80 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 4% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Северный клинок / Nordklinge, 2011 // Роман (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Стажеры. — Второе нашествие марсиан
1968 г.
Жук в муравейнике
1983 г.
Избранное. Том II
1989 г.
Избранное
1989 г.
Избранное
1990 г.
Сочинения. Том 2
1990 г.
Второе нашествие марсиан
1990 г.
Второе нашествие марсиан. Записки здравомыслящего
1990 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1992 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1995 г.
Трудно быть богом
1996 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
1997 г.
Хищные вещи века. — Второе нашествие марсиан. — Град обреченный
1997 г.
Гадкие лебеди
2000 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2001 г.
Четыре Стихии: Вода
2003 г.
Люди и боги
2004 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2004 г.
Второе нашествие марсиан
2005 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Бегство вперед
2007 г.
Бегство вперед
2007 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2007 г.
За миллиард лет до конца света
2008 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2009 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2010 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2013 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2016 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Пикник на обочине вселенной
2019 г.

Периодика:

Байкал № 1, 1967
1967 г.

Самиздат и фэнзины:

Второе нашествие марсиан
1983 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.

Аудиокниги:

Второе нашествие марсиан
2006 г.
Второе нашествие марсиан
2009 г.
Хищные вещи века. Второе нашествие марсиан
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Второе нашествие марсиан
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Vortex
1970 г.
(английский)
La seconda invasione dei marziani
1974 г.
(итальянский)
Trudno być bogiem
1974 г.
(польский)
A marslakók második inváziója
1974 г.
(венгерский)
Die zweite Invasion der Marsmenschen
1976 г.
(немецкий)
Far Rainbow: The Second Invasion from Mars
1979 г.
(английский)
Второто нашествие на марсианците
1979 г.
(болгарский)
Pozemšťané a mimozemšťané
1981 г.
(чешский)
La seconde invasion des Martiens
1983 г.
(французский)
Trudno być bogiem
1983 г.
(польский)
La dua invado de marsianoj
1998 г.
(эсперанто)
La Seconde invasion des Martiens
2002 г.
(французский)
Gesammelte Werke 3
2011 г.
(немецкий)
火星人第二次入侵
2014 г.
(китайский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пишу по впечатлению полувековой давности, с тех пор не перечитывал. От каждой новой вещи Стругацких тогда ожидалось что-то новое, оригинальное, не похожее на других советских авторов. И это мы увидели. Написано хорошо, но выглядит как одно большое вступление — всё время ждёшь, что что-то начнётся, заварится, закрутится, ну, какое-то сопротивление, подполье образуется или герой-одиночка разобьёт склянку, плеснёт этим соком в марсианскую рожу. Но нет, ничего не началось, точнее, всё как началось, так и кончилось. Значит, таков был авторский замысел, все довольны, ну, как французы при фашистах, хотя там правило без отдельных исключений не работало, как и положено. Вообще, после Понедельника, Улитки, Хищный вещей ожидалось чего-то более яркого, но, видно, наступило время сказать то, что было сказано.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помилуйте, что же здесь антисоветского??? Описывается безидейное существование европейских обывателей, противопоставлемые высокоидейным коммунистам из ССКР (Полдень 22 век и т.п.). Действие происходит в одной из европейских кап.стран. Раскрывается влияние принципа «каждому по потребностям» (с точки зрения коммунистической пропаганды) на безидейных граждан этих кап.старан, которые получив «по потребностям» за желудочный сок, погрязли в своем животном прозябании и стагнации. Ведь «только в борьбе можно счастье найти«! А какая борьба в европейской провинции с точки зрения советского писателя середины 20 века? То ли дело в СССР — разгар холодной войны, борьба за идейное превосходство, лунная программа опять-же...

В общем, если ты коммунист, то тебе положено «по потребностям», а всем остальным это ни к чему, только вред и мещанство.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, философии во «Втором Нашествии» куда больше, чем сатиры. Хоть юмора здесь и в достатке — солёненького, но отменного.

Читал, хоть и не помню где, что «Второе Нашествие» стало своего рода ответом Стругацких на произведение Лазаря Лагина «Майор Вэлл Эндью.» Там автор ( тоже в форме дневника главного персонажа ) достаточно интересно развивает тему, о которой в оригинале Уэллса сказано лишь мельком ( и то, в порядке предположения человеком, склонным приписывать марсианам человеческую логику ) — тему людей-предателей на службе у марсиан. Что вроде бы натолкнуло Стругацких на мысль: «Ладно, предатели — предателями, но как быть с простыми обывателеми, составляющими основу человечества, если марсиане не будут их убивать, ни даже отнимать ничего необходимого для жизни и обывательского счастья?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И даже еще кое-что дадут.
На этот вопрос Стругацкие и попытались ответить в «Нашествии».

Что ценно — они не сделали из Аполлона, воплощенного обывателя, чучело для колки штыками, или же хрестоматийного Мальчиша Плохиша. Своего персонажа авторы наделили всеми чертами нормального живого человека ( и даже некоторыми своими личными — как любовь к маркам ). Чем недвусмысленно указали на то, что черты Аполлона есть в каждом из нас — даже в тех из нас, кто тянет на Харона.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Я вошел в мэрию. Все там было забито какими-то плоскими мешками, которые стояли вдоль стен в коридорах, на лестничных площадках и даже в приемной. От мешков исходил незнакомый запах, и окна везде были раскрыты настежь, но в остальном все было как обычно. Господин Никострат сидел за своим столом и полировал ногти. Туманно ухмыляясь и с очень неясной интонацией, он дал мне понять, что о марсианах по долгу службы распространяться не имеет права, однако может положительно утверждать, что к вопросу о пенсии все это вряд ли имеет какое-нибудь отношение. Достоверно только одно: пшеницу в наших местах сеять отныне будет невыгодно, а выгодно будет сеять некий новый питательный злак с универсальными, как он выразился, свойствами. Вот в этих мешках содержатся семена, и с сегодняшнего дня их начнут распределять между фермами округи. «А откуда мешки?» – спросил я. «Доставлены», – ответил он веско. Я превозмог робость и осведомился, кто их доставил. «Официальные лица», – сказал он, выбрался из-за стола, извинился и развинченной своей походкой удалился в кабинет мэра. Я зашел в канцелярию и побеседовал с машинистками и со сторожем. Как это ни странно, они подтвердили почти все слухи о марсианах, но не оставили у меня впечатления подлинной информированности.»

Кусочек произведения , в котором уже и партийный работник и внедрение кукурузы и самые ГЕНЕРАЛЫ КАЛИТКИ СССР , достоверно всё знающие.... Что уж говорить о романе в целом ! Замечательное произведение , как и у Салтыкова-Щедрина — на века ....

P.S. прочитал впервые в 1999 году

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайне странное произведение для Стругацких. Как будто написано европейцем для европейцев. Как будто не прошло всего 20 лет со 2 мировой войны, где русский дух, специфика русской нации в очередной раз показала себя со всей силой.

Русских, вероятно, можно вырезать если сил хватит. Возможно, возможно, временно покорить. Но не купить.

Даже сейчас, когда появились либералы, когда есть авторы, позволяющие себе слова по типу «любой политический строй при котором лично ты живёшь хорошо — хороший» не являются отображением мнения всех Россиян. Что уж говорить про год написания повести.

Так что же это? Не шибко удачный способ показать обывальщину, мещанство? Или опять же предостережение потомкам, мол, бойтесь застоя и в мозгах и в быту?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества.»

Поймите правильно. Если повесть разбить на фрагменты — всё замечательно. Каждому персонажу можно найти прототип в своём реальном окружении. В каждую ситуацию как в частный случай (со скидкой на сюжетный момент и утрированность) — веришь. Но по сумме — ну никак не вырисовывается облик России, причём независимо от текущего государственного и социального строя. Народ мы такой. В реальности кто землю пашет, кто марки собирает, понемножку всё под себя гребём. Но как со стороны кто прижмёт или десантом высадится — вилы в руки (топоры, автоматы) и в атаку. Или в партизаны. По ситуации. И вот об этом Стругацкие предпочли забыть при донесении своей мысли. Уж не знаю, как эта повесть читалась в 1967 году, но сейчас воспринимается что написана она не про Россию. А то ли про европейцев, то ли вообще географически абстрактно, как философский трактат без привязки.

И вот тут — да. Без привязки повесть читается отлично. А шикарно точно нарисованные портреты разных типов людей восхищают. Ситуации улыбают. И с рассуждениями, что в сытости и застое — деградация и гибель, тоже соглашаешься. Благо и примеры в мире уже вырисовываются.

Но антураж — вторжение, если это для нашей страны, выбран неудачно.

Что ещё. А ещё вот что... очень крепко эта повесть всей своей смысловой нагрузкой противоречит ранним произведениям Стругацких. Там сытость и достаток — суть возможность для самореализации, возможность работать в удовольствие, отдавать силы Науке. А теперь — путь к деградации и застою. Да, эта мысль проскакивала и в в «хищных вещах века», но там хотя бы рецепт противодействия был назван. Воспитание и образование правильные, обозначение цели нужно. А в «нашествии марсиан» уже безоговорочно — путь к финалу цивилизации...

Очень интересно следить по книгам, год за годом, за изменением ориентиров у авторов, настроения, мировоззрения (и так далее), но мне лично не всегда понятно. Впрочем, ничего странного, я родился гораздо ближе к нашему времени и многого прочувствовать не мог в принципе.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть писалась, как предчувствие советских семидесятых годов, со сладостным застоем, прекрасным ничегонеделанием, моральной деградацией и социальным маразмом. 1967 год. Провалившийся юбилей «октябрьской революции», предверие «пражской весны» и окончательного предательства всех возможных идеалов.

Тогда, когда вышла повесть, пророчество не реализовалось, потому что на протяжении десятилетия нарастала нищета советских людей и это обстоятельство будило в них беспокойство, не давало полностью превратиться в свиней.

Но час «Второго нашествия марсиан» настал в нулевые годы. Вот тогда-то всё сбылось на сто процентов. И непрерывно возрастающее благополучие, и упоительное безделье на госслужбе, и отстрел диких бандитов энергичными мальчиками из госбезопасности, и ликвидация демократии за ненадобностью, и культурная деградация, и упоение собственным скотством... Ну, всё в точности по книге.

Ещё одно подтверждение социальной трезвости и ясности ума братьев Стругацких.

Характерно, как томно жалуются на скуку от чтения этой блистательной повести современные российские читатели. В самом деле, кому приятно видеть своё отражение в таком заркале?

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Солнце наверх — работать!

Солнце вниз — отдыхать!

Роем колодец — пьём воду.

Пашем поле — едим хлеб.

Говорят, есть державная власть?

Но что она для нас?»

Якобы из древней китайской песни.

Чем не эпиграф к этой повести?

Как-то раз я приехал к бабушке, ноутбуков и интернета в то время еще не было. А бабушкина библиотека была мне неинтересна: одна классика! одна скука!.. Тогда моя тетушка взяла у кого-то «Второе нашествие...»... Вроде и фантастика. Вроде и авторы знакомые... Но до чего же нудной тогда показалась мне книга! Не дорос я до неё тогда.

Начал читать сейчас. Первое ощущение — такое же, как и в детстве. Ну и скука!.. Да еще и имена героев раздражают! Потом к именам немного приспособился, начал читать... Но всё равно не особо затянуло. Ничего нового не узнал: я, проживая в одной печально известной восточноевропейской стране, уже несколько раз наяву видел похожие ситуации (ну, конечно, не такие гротескные), да и сейчас вижу.

В чём же идея? В том, что современного человека не нужно завоевывать силой, достаточно лишь подкупа или даже посулов. А сейчас, в информационный век, достаточно даже грамотной информационной проработки. А другая идея в том, что люди боятся любых перемен и любой неизвестности и ополчаются на них, покуда не найдут себе место в изменившемся мире. А затем приспосабливаются, и живут, как ни в чем не бывало. И если люди сыты, и здоровы, и никто их не обижает — то они даже счастливы. И тогда какая им разница, кто ими правит? Демократы, республиканцы, американцы, марсиане, венериане? Да что нам за дело до этого?

Остался, однако, неразрешенный вопрос: а были ли марсиане?.. Впрочем, желудочный сок же кому-то понадобился... А может, это просто власть захватила фармкомпания, поставляющая донорский сок людям с нулевой кислотообразующей функцией?!

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение из жанра сатиры, и конечно же, наверняка, стоит сравнивать его с такими глубокими произведениями, как, например «Понедельник начинается в субботу» или «Сказа о тройке». Но если вдуматься и посмотреть на это произведение, как на объект культурного наследия советского общества, в котором данные персонажи и ситуации рассматривались тогда с точки зрения плохого примера, высмеивались вместе со всеми пороками потребительства, тогда можно открыть для себя совершенно иной смысл, которого авторы по идее не вкладывали, но который назрел сам из-за уникальности и универсальности сюжета, а так же сменившихся моральных ценностей и устоев нашего времени.

И тогда сатира и юмор обращаются в сарказм и иронию, причем злую и совершенно не смешную иронию. События, которые происходят имеют действительно довольно сатирический подтекст, но он настолько резонирует с нашим реальным современным положением вещей, что перетекает из разряда небылицы и становится каким-то страшным пророчеством от авторов, которые, сами того не подозревая, составили его довольно емко.

Главным действующим лицом этой повести является типичный мещанин, приспособленец, склочник — типичный психотип обывателя, находящегося на пенсии. И до конца не понятно, хотят ли авторы сделать его антигероем на столько максимально, чтобы снова высмеять все потребительские пороки общества, или же все таки показать мир с его точки зрения и подчеркнуть всю сложность выбора именно такого мировоззрения, когда в принципе у описываемого общества отсутствует хотя бы какое-то понимание моральных ценностей или собственного назначения.

Все что нужно в жизни главному герою — это высокая пенсия, да такая, чтобы ее хватало на покупки и коллекционирование редких марок. В момент, когда его обвиняют в причастности к оппозиции против марсиан, упоминая его зятя, который туда вступил, вместо того, чтобы за него вступиться, Аполлон решает встать на сторону склочников и быстро откреститься от собственного родственника. А когда оказывается, что из-за его экземы желудочный сок теперь будет цениться в несколько раз больше, чем у остальных, он искренне начинает думать, что наконец настало та самая белая полоса в его жалкой жизни. Сопереживать такому герою совершенно не хочется и воспринимать его как-то иначе тоже, но весь цимус в том, что есть плохой пример, в лице главного героя, но в противопоставление ему никто не ставится. Да, существует некая оппозиция, которая начинает бороться с нашествием, но быстро распадается и расходится мирно по домам. Даже тот самый зять Харон возвращается обратно на дорогой машине и в чистой одежде со стыдом в глазах продавшего родину приспособленца.

И в конечном итоге получается, что нет никого, кто бы мог встать и пойти против назревающей системы. Человечество не нужно завоевывать, с ним не нужно воевать, когда в обществе процветает мещанство и потребительство, человечество можно просто купить. Именно к таким выводам приходит герой другой повести «Хищные вещи века» Иван Жилин, к таким же выводам, видимо, приходят и марсиане. И по речи Аполлона, которую он затем захочет переписать и поставить в рамочку, становится совершенно не смешно. Люди — это доеные коровы, обеспеченные сытостью на всю жизнь, которых как на убой будут кормить специальным синим хлебом. Именно эту преамбулу Аполлон переиначивает и возводит в апофеоз, идеализирует, ссылаясь на наступившее спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

В конечном итоге у Стругацких снова получилось произведение с двойным дном. Возможно, именно из-за сатирического направления в нем отсутствует какое-либо противопоставление назревающей катастрофе, с целью показать максимально всю глупость превращения человеческой цивилизации в домашний скот. Да, вот только смеяться над этой глупостью в 2015 году нет никакого желания, а вот поражаться и пугаться, наверное, все еще можно. Именно это и цепляет. 10 из 10

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вдуматься, страшная вещь. Пожалуй, самая страшная из того, что успели написать братья Стругацкие. А с учетом того, что практически все их книги, созданные в 60-70 годы, стали явлением не только в советской, но и в мировой фантастике…. И причем, не столько из-за таланта братьев, как рассказчиков (хотя, конечно, и он бесспорен), сколько из-за мыслей, навеваемых читателям их произведениями….

В этой небольшой повести авторы предлагают читателю не только задуматься, насколько хрупка наша цивилизация, но и поразмыслить, что же представляет из себя простой человек, так называемый обыватель, каких в нашем мире насчитывается едва ли не 100%. Тот самый, который по словам братьев Стругацких, вместо слов «Что надо сделать?» говорит: «Что с нами сделают?»... То, что они написали, получилось не столько смешным, не столько увлекательным, сколько страшным. А ведь, на самом деле, авторы всего-навсего только и предложили нам посмотреть на самих себя со стороны. И то, что мы увидели, надо думать, понравилось большинству совсем не очень... Хотя многие еще и спорят о правоте Аполлона и иже с ним. :)

А повесть вышла на все времена: актуальная на момент написания, не менее актуальная сейчас, актуальная, надо думать, еще долго-долго в будущем... И, вот, как раз в этой постоянной современности книг братьев, и заключается один из секретов их популярности уже более, чем на протяжении 60-ти лет.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смешная до жути сатира, которая представляется жутковатым предвидением в век глобализации и постиндустриализации. Власть захватили марсиане. Перебили бандитов, разогнали коррупционеров, покончили с наркотиками, покончили с гонкой вооружений, занялись вопросами ЖКХ и сельского хозяйства, внедрили кое-какие технологии. И предложили всем желающим регулярно сдавать желудочный сок. Добровольно, за очень хорошие деньги. Неизвестно, зачем им сок, но теперь они непобедимы. Любая оппозиция развалится раньше, чем успеет оформиться.

Так то марсиане — прогрессоры или паразиты? Для проверки поставим эксперимент. Допустим, дон Румата сверг дона Рэбу и стал править Арканаром. Править будет как прогрессор-реалист. Распустит серую гвардию, прижмёт непокорных баронов, отменит пытки, заведёт библиотеки, ослабит сословные барьеры (хотя бы в столице), внедрит кое-какие технологии, пригодные в этом мире, попробует переловить разбойников (это вряд ли получится), объявит о снижении феодальных податей (бароны станут насмерть, но указ нужен). Издаст указ об обязательном ежедневном умывании. Чтобы подданные выполняли это малопонятное требование, им придётся платить. Выходит, марсиане — прогрессоры.

Как жить тем, кто попался под руку прогрессорам? Есть два мнения. Аполлон, конечно, человек здравомыслящий, занудный, адекватный до безобразия, но очень неглупый. Его позиция неуязвима. Если мы сами не можем решить свои проблемы, пусть этим займутся марсиане. Всё равно их не одолеть. Да может, и нет никаких марсиан. Никто их не видел, действуют через посредников. Синий хлеб — это не обязательно с Марса. Синий самогон — ну, этим нас точно не удивишь.

Есть только одно НО. Марсиане как прилетели, так и улетят. Либо наступит момент, когда они уже ничего не смогут дать землянам. И останутся люди, способные только сдавать сок и получать деньги. Разучились работать, разучились создавать, разучились соображать, разучились наводить у себя хоть какой-то порядок. Всё придётся начинать с нуля.

Получается, прав Харон. Интеллигент-шестидесятник, редактор маленькой газеты. Дело журналистов — убеждать людей в своей правоте. Собственно, их дело — доносить до людей неискажённую информацию, но этим давно никто не занимается. И тут выясняется, что журналист умеет убеждать только своих единомышленников. Остальных он не знает, и знать не хочет, и они его, разумеется, тоже не слышат. Когда аргументы кончаются, интеллектуал берёт автомат и начинает стрелять. Но стрелять он тоже не умеет.

Что же делать? У каждого своё решение. Каждый по-своему прав. Моё — прожить жизнь до конца, по возможности не теряя человеческого облика, и постараться сохранить, что возможно, из домарсианской эпохи. Когда-нибудь это пригодится.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иронические, сатирические Стругацкие.

Скажу прямо: не слишком мне нравятся такие Стругацкие. Возможно они имеют право на существование, вернее они даже должны были бы существовать, ибо такие сильные авторы как они должны были себя попробовать и в таком направлении тоже.

Но мне гораздо ближе ироничность Стругацких устами Изи Кацмана в Граде Обряченном. Ироничность на фоне, а не фон из ироничности.

К прочтению рекомендую только настоящим любителям авторов.

Остальным же лучше почитать нечто другое.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начала знакомиться с этой повестью лет в семь, когда мама читала мне на ночь смешные места из неё. Потом прочитала целиком и поняла, что эта повесть-- отнюдь не сборник шуток. Но она осталась моим любимым произведением, быть может, потому, что это совершенно гениальная, точная, лаконичная, но вместе с тем совсем не злая сатира на нас на всех. Возможно, потому что Стругацкие спустились в ней с небес на землю и посмотрели на мир глазами обычного обывателя, человека невеликого ума или героизма, но честного трудяги, со своими бытовыми проблемами. И как такой человек будет воспринимать вторжение в его жизнь чего-то невероятного.

Надо сказать, я никогда не считала «Нашествие» антиутопией, а Аполлона-- антигероев, быдлом, мещанином и прочее. Наоборот, он вызывал у меня симпатию. Обычный человек, причём человек неплохой-- не склочный, интеллигентный, иногда смешной, но иногда его понимаешь. Честный трудяга: детей учить-- это вам не в офисе бумажки перекладывать, работа ответственная, и, не побоюсь этого слова, благородная. Тем более такой предмет, как астрономия: в жизни он не пригодится, но расскажет о том, как чудесно устроен мир, научит понимать необъятное и мечтать о недостижимом. А это очень важно, знаете ли.

В «ХВВ» Стругацкие крепко припечатали массы, показав, что никакое изобилие не компенсирует бездуховность. Но таковы ли герои «Нашествия», как слегачи их «ХВВ»? Нет. Последние-- охреневшие от комфортной жизни люди, уже и не знающие, куда пристроить свой скучающий ум, в погоне за удовольствиями эгоистичные и замкнутые, забывшие о том, что такое нормальные человеческие отношения. Герои же «Нашествия» ничем таким не отличаются: да, их мысли редко выходят за пределы бытовухи, но они любят, дружат и растят детей-- в них нет той пустоты и надломленности, которая есть в жителях города «ХВВ».

Это обычные люди, не герои, но и не опустившиеся дегенераты. И я не могу заклеймить их «мещанами»-- ведь это значит, что я навешу этот же ярлык на очень многих людей, дорогих мне ИРЛ. Кто прав, Харон или Аполлон-- каждый решает для себя: не даром Стругацкие оставили этот вопрос открытым. Это повесть-- не ответ, как полагают многие; эта повесть-- вопрос без ответа.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Веселенькая повесть! Прочитал за пару дней, есть над чем задуматься! Рекоендую, как «легкое» произведение перед сном, на обеденный перерыв, или пока едешь на работу... Читайте, не пожалеете!

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне почему-то кажется, что во «Втором нашествии марсиан» Стругацкие обрисовали самую реалистичную картину вторжения, причем реалистичную не по происходящим событиям, а по реакции на них)

Такое странное, гуманистическое что-ли, вторжение марсиан дается читателю не с точки зрения героя, не с точки зрения простого человека, который меняется под давлением обстоятельств, и даже не с точки зрения «простого человека» такого усредненного, умозрительного. Господин Аполлон живой, настоящий. У него свой мир, подробно описанные друзья, привычки. Стругацкие как бы приближают к нам этого суетного, милого старика. И потом, когда ближе к концу повести, идет такое столкновение идеологий, нальзя уже просто отмахнуться от старика, как от «просто обывателя». Он ведь живой, со всеми своими марками, хлопотами о пенсии, он живой человек, которого не стоит забывать в угоду самым высоким, благородным идеям.

Милая, ироничная, очень мудрая повесть. Мне кажется, что ее полезно читать молодым восторженным людям, которые как раз часто в благородном увлечении забывают о конкретном человеке и даже готовы им жертвовать.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое любимое мое произведение у Стругацких. Почему человек должен непременно мечтать об высоком? Покорить космос или центр Земли или дно морское? Ведь если подумать то обычная травинка интереснее чем все галактики вместе взятые! Нужно уметь радоваться простым вещам типа куска хлеба или яблока или кружки молока. ГГ — мещанин, но это ничуть не хуже чем капитан космолета или великий ученый. Самое ценное что есть в Мире это человеческая жизнь! Все звезды мира не стоят ее! Человек должен любит ее и заботиться о ней! Марсиане смогли реально улучшить жизнь людей, честь им и хвала! Если человек пожелает может искать приключений или открытий. Это будет его выбор. Но тупо заставлять его отказаться от простой жизни нельзя никому. Каждый человек имеет право выбора! И это право священно! Хочет он простой мирной жизни! Пусть получит ее ! Инсургенты явно не знают жизни сироты или матери-одиночки или калеки если протестуют. Хотя все-таки слишком быстро события в книге развились.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх